Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского
Появление на свет в столице 1350 года предопределённо свыше. В девятилетнем возрасте, лишившись отца, обретает духовную поддержку митрополита Москвы Алексия.
Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.
Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.
Смерть
Обстоятельства и причина смерти Дмитрия Донского не выяснены до сих пор. Вряд ли это было убийство, так как князь скончался в своих покоях, перед этим имея длинный разговор с женой и детьми. В ходе этой беседы-завещания он передал правление сыну Василию, но обязал того неукоснительно слушать волю матери Евдокии Дмитриевны.
Дмитрий Донской, годы жизни которого прошли в безустанной борьбе с европейскими захватчиками и Золотой Ордой, умер 19 мая 1389 года. На тот момент ему было только 38 лет. Князя похоронили в Архангельском соборе Кремля, а позднее Русская православная церковь его канонизировала.
Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.
Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.
Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.
В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.
Описание иконописных изображений святого и их значение
Одним из наиболее древних изображений святого считается его образ на житийной иконе митрополита Алексия из Успенского собора Кремля, хранящийся сегодня в Третьяковской галерее. Это изображение 80-х гг. XV в. письма мастера-иконописца Дионисия. Этот же мастер в 1503 г. изобразил Димитрия Донского на житийной иконе прп. Димитрия Прилуцкого, крестного отца одного из сыновей московского князя.
Образ Димитрия Донского почти всегда присутствует на житийных ликах прп. Сергия Радонежского, особое место в биографии которого занимает тема Куликовского сражения. Сцены благословения на битву, встречи посла преподобного у реки Дон и посещения игумена после сражения включались в клейма жития преподобного старца уже в XVI-XVII вв., когда московский князь еще не был прославлен в лике святых. Одна из подобных икон с сюжетами Мамаева побоища, созданная в 1680 г., хранится в Ярославском художественном музее.
В XIX в. широкое распространение получили образы, повествующие о явлении князю чудотворной иконы святителя Николая в с. Угреша.Старинные образы конца позапрошлого столетия с данным сюжетом сегодня можно увидеть в Сергиево-Посадском музее-заповеднике и в Московской духовной академии.
Нередки также скульптурные изображения знаменитого полководца. Например, скульптура «Благоверный князь Димитрий Донской», созданная академиком Императорской Академии художеств Робертом Карловичем Залеманом, помещенная в верхней части памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Великом Новгороде по проекту архитектора М. О. Микешина.
Единоличные образы святого князя получили широкое распространение после его канонизации в конце XX века.
Среди наиболее известных икон, выполненных современными авторами, наиболее известными являются его лик в ризнице Троице-Сергиевой лавры, икона А. И. Чашкина в церкви Георгия Победоносца на Поклонной горе, мозаичное изображение князя, выполненное художником Е.Н. Ключаревым для московской церкви вмч. Димитрия Солунского.
Иногда авторы включают образ Димитрия Донского в соборные композиции московских чудотворцев. Примером служит икона «Собор Русских святых», написанная в 1997 г. художницей Н. Е. Алдошиной для церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках.
Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых
До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.
1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.
Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.
В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.
Как изображают
Художники
К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.
Илья Глазунов
В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.
«Нашли князя Дмитрия»
Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.
Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился
«передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.
А.Н. Новоскольцев
«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»
Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.
В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.
Василий Сазонов
В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.
Росписи храмов
Франц Николаевич Рисс
В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.
Ивон Адольф
Адольф Ивон. Битва на Куликовом поле, 1850
В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.
Фрески
Благовещенский собор Московского Кремля. На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей, среди которых князь Димитрий Донской с сыном Василием. Работа псковских мастеров по заказу Ивана III Васильевича, 1484-1489 гг.
Древнейшая фреска, изображающая князя вместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половине XVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.
Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.
Памятники
Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»
Иконы: вглядываясь в лик
Первые изображения святого князя появились в XV веке. А к XVII столетию уже сложились основные правила написания его внешнего облика, которыебыли внесены в иконописные подлинники. В частности, в них говорилось, что Димитрий Иоаннович изображается
«аки Борис подобием… сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския».
После канонизации князя в 1988 г. его образ введен в программы храмовых росписей. В наши дни полководца чаще всего изображают либо в традиционном княжеском костюме – шубе и богато украшенной шапке, либо в боевых доспехах с оружием в руках — в память о его великом подвиге во славу родного Отечества.
Житийные
Самый ранний и полный цикл житийных изображений этого московского правителя представлен в Лицевом летописном своде — знаменитой Царь-книге Иоанна Грозного, хранящейся в Библиотеке Академии Наук. Здесь запечатлены все значимые события жизни Димитрия: от свадебного пиршества и рождения первенца до завещания и смиренной кончины, во время которой, по свидетельству миниатюр, ангел вознес благочестивую душу князя к Небесному Владыке.
Дмитрий Донской в житийном цикле святого Алексия, митрополита Московского, на иконе 80-х годов XV века письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля, в 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси»
Несколько литографий с сюжетами княжеского жития было воспроизведено в 1838 г. гравером Петром Ивановым по рисункам Б. А. Чорикова. Среди них:
- «Сын великого князя Ивана II Димитрий приветствует святителя Алексия, возвратившегося из Орды»,
- «Великий князь Димитрий Иоаннович под благословением прп. Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в сподвижники»,
- «Великий князь Дмитрий Донской ранен в битве с Мамаем»
- и ряд других.
Сегодня одним из известнейших и особо чтимых житийных образовкнязя является его лик в Казанском кафедральном соборе г. Людиново. Этот образ считается покровителем данного приходского братства.
Образ с супругой Евфросинией Московской
18 января 1366 г. был заключен супружеский союз между князем Димитрием и юной княжной Евдокией. По сути, это был политический союз между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, конкурирующими друг с другом за Владимирский престол.
Первые совместные изображения княжеской четы, датируемые XVI в., можно увидеть в миниатюрах Лицевого летописного свода. В Библиотеке Академии Наук хранится также знаменитое «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго», содержащее 17 житийных миниатюр князя, на каждой из которых присутствует изображение его супруги. Этот цикл изображений прославляет княжескую семью как пример благочестивого христианского брака.
Подлинным произведением искусства является вытканныймонахинями Вознесенского монастыря в 1907 г., в честь 500-летия преставления прп. Ефросинии Московской, покров с ростовым изображением княгини вместе с супругом, а также святителем Алексием и прп. Сергием. На кайме этого рукотворного шедевра вышиты слова:
«Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня».
В наши дни совместные изображения княжеской четы присутствуют во многих российских храмах. Например, в храме свв. Димитрия Донского и Ефросинии Московской в Туле, в Свято-Троицком храме с. Арбузово Владимирской области и в других приходах.
19 ноября 2013 года возле единственного в России храма прп. Евфросинии Московской в Котловке был установлен памятник святым супругам. Скульптор Дмитрий Кукколос, желая показать значение православной семьи для общества, изобразил Димитрия Донского и Евфросинию Московскую с двумя детьми: их первенцем Василием и младенцем Юрием, которого княгиня держит на руках.
Благословление преподобным Сергием Радонежским
- Старинные изображения, запечатлевшие это великое событие, сегодня можно увидеть лишь на миниатюрах в старинных рукописных изданиях из собраний Российской государственной библиотеки. Например, в книге XVII в. из библиотеки Симона Азарьина.
- В монастыре в честь Донской иконы Божией Матери сохранилась горельефная композиция с сюжетом данногособытия, выполненная всерединеXIX века скульптором А.В. Логановским.
- В Государственном музее истории религии хранится образ, созданный в 1904 г. иконописцем В.П. Гурьяновым. Художник изобразил коленопреклоненного князя, опирающегося на меч, во время получения благословения прп. Сергия.
- Изображение с данным сюжетом можно увидеть в настенных росписях Серапионовой палаты Троице-Сергиевой лавры. Оно выполнено в 1949 г. известной русской иконописицей и реставратором монахиней Иулианией (Соколовой).
Изображения святого на храмовых росписях, например, Исаакиевского собора Петербурга.
Икона Дмитрия Донского в чем помогает
Московский князь всегда мечтал избавить Русь от пут безбожия и зла. Поэтому на иконе святого часто представляют с храмом в одной руке и мечом в другой. Встать, не раздумывая, на защиту Родины и Господь поможет. Окружённый церквями православными помогает разрешить государственные, политические и военные конфликты.
Особо помолиться душеспасительно для политиков, дипломатов, людей занимающих высокие посты. Будучи человеком высоким во всех смыслах Дмитрий Донской относился великодушно и милосердно к подданным.
Личная жизнь
Жена Дмитрия Донского, Евдокия Московская, до сих пор считается идеалом матери и супруги. Они встретились еще в юношестве и, по легенде, полюбили друг друга с первого взгляда. На момент свадьбы невесте было только 13 лет, а жениху 16. В любом случае, союз Дмитрия и Евдокии был очень духовным, что подтверждают церковные летописи. Дмитрий Донской и Евдокия Московская подарили жизнь 12-ти детям. Самым известным из них является второй сын Василий I Дмитриевич, который стал править после смерти отца, так как первенец Дмитрия умер еще ребенком.
Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия I Ивановича
Дмитрий I и Евдокия много сил и средств тратили на благотворительность, построили множество церквей и храмов, в том числе Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.
После смерти Дмитрия Донского канонизировала православная церковь | Горловка-ТВ
После смерти мужа Евдокия Московская отступила от традиции и не сразу постриглась в монастырь, а стала помогать сыну в управлении княжеством и даже занимала трон, когда тот уходил на войну. Противники пытались представить такой поступок женщины как предательство мужа, обвинить ее в неверности и распущенности, но народ воспринял вдовствующую княгиню как прекрасную мать, жаждущую счастья своим детям. Евдокия дождалась, когда все сыновья и дочери обзаведутся семьями, и только тогда приняла постриг, став благоверной Ефросиньей, которую теперь считают покровительницей Москвы.
Мудрый правитель и бесстрашный воин
Крепкий, высокий, статный правитель, носивший черную бороду, невольно притягивал к себе взгляды окружающих людей. От него исходила особая сила духовности и святости, выдающийся государственный деятель отличался особым талантом мирно улаживать дела, положив начало каменному градостроительству в Москве.
Пожар 1365 года уничтожил все деревянные постройки, как в Кремле, так и в прилежащих к нему землях. Мудрый правитель Димитрий начинает восстановление Москвы с возведения каменных строений, так 1367 году появляется Московский Кремль.
После смерти Иоанна Красного Владимирское княжество принадлежало Суздальскому князю. Получивший от темника Золотой Орды беклярбека ярлык на правление, молодой Дмитрий посылает московское войско для освобождения от Дмитрия Константиновича Переяслава и Владимира.
Впоследствии Дмитрий Константинович все же приобретает право правления в Нижнем Новгороде, отказываясь от прав на Владимирские земли, при этом его дочь идет замуж за московского князя. В возрасте 16 лет Дмитрий берет в жены княжну Евдокию Дмитриевну из Суздаля, а вместе с ней присоединяет к московскому княжеству и суздальские земли.
Икона святого князя Дмитрия Донского
От этого брака родились 8 сыновей: Даниил, Василий, Юрий, Симеон, Иван, Андрей, Петр и Константин, и четыре дочери: Софья, Мария, Анастасия и Анна.
Золотая Орда была на грани распада. Рязанцы в 1365 году разбили войска Тагая и Булат-Тимура, суздальцы встали на сторону Мамая, посадив в 1370 году его ставленников в Волжской Булгарии. Благочестивый и миролюбивый великий князь Димитрий на протяжении всей своей короткой жизни вынужден был постоянно охранять русские земли и отбивать атаки врагов, желающих поработить Русь.
Помимо Орды и Литвы внутрирусские распри также угрожали миру Московского княжества. Литовский правитель Ольгерд в 1368 и 1370 году предпринимал нападения на Московский Кремль, только благодаря укреплению пушками, как новому виду оборонительного вооружения, и мудрому руководству Димитрия крепость выстояла.
Победив в 1375 году тверское войско, московский правитель заключает союз с князем Твери в борьбе против Золотой Орды. Победоносная битва на реке Вожа в 1378 году показала, что татаро-монгольское иго можно побеждать.
История возникновения праздника
8 ноября связано с мученической смертью Димитрия, проповедника христианского учения. Святой жил в III-IV веках н. э. и был сыном проконсула Фессалоник. Димитрий был тайно крещен и воспитан в христианской вере. Заняв по распоряжению римского императора должность отца после его смерти, он начал открыто проповедовать, искоренять язычество и идолопоклонничество. Под его влиянием многие жители города приняли христианство.
Император, узнав об этом, велел заключить проконсула в тюрьму, а вскоре святого казнили. Звери, на растерзание которым было брошено тело, не тронули его и местные христиане устроили тайное погребение. Лупп, раб Димитрия, забрал его кольцо и окровавленную ризу, предметы оказались чудотворными.
Димитрий был убит 26 октября 306 года по юлианскому календарю. С переходом на новый стиль дата сместилась на 8 ноября.
Народные традиции
Славянские народы выделяли Димитрия Солунского, считая своим покровителем и защитником. Сохранились легенды и песни о том, как он помогал в войне с Мамаем.
Восточные славяне верили, что Димитрий выпускает на свободу волков, с этого дня повышалась опасность набегов хищников на хлева и конюшни. Чтобы защитить свой двор от серых гостей, 8 ноября нельзя было работать со скотом и как-либо обрабатывать шерсть – чесать, прясть, ткать, кроить и шить. Южные славяне в этот день проводили ритуал изгнания мышей и не открывали сундуки, чтобы избежать нападения змей.
В Словакии святой считался покровителем крупного скота, пастухи и овчары устраивали в честь его праздники, которые длились несколько дней. У восточных славян существовал похожий обычай – нужно было наварить пива, пить и веселиться. В некоторых регионах 8 ноября называли «Большими осенинами».
8 ноября заканчивалась теплая половина года, в этот день приходила зима. Говорили, что из бороды Димитрия сыпется первый снег. Считалось, что святой закрывает землю на ключ, отпереть ее мог только Георгий Победоносец, который приходил 6 мая (25 апреля по старому стилю). Поэтому зимнее полугодие называли «дмитриевским», а летнее – «юрьевским». Сербы, боснийцы и черногорцы верили, что Димитрий и Георгий – братья-близнецы.
К окончанию летнего сезона приурочивали завершение всех дел. Так, посвататься можно было только до Дмитриева дня. Хозяева должны были расплатиться с нанятыми на полгода работниками, истекали сроки действия договоров и возвращения долгов. Остаться должным после 9 ноября – плохая примета, в следующем году долги будут расти.
Дмитрий совершил поход на тверского князя, а также воевал с людьми Золотой Орды
Но стоит сказать и о княжении Дмитрия Донского, хоть и было оно совсем небольшое. Правил он 30 лет. Дмитрий совершил поход на тверского князя, а также воевал с людьми Золотой Орды. Все эти жизненные уроки научили князя Дмитрия уважать и ценить каждого человека, относиться ко всем доброжелательно.
Дмитрий Иванович был хорошим политиком и стратегом. Среди других московских князей, реформы Дмитрия намного расширили государство. Количество земель, которые присоединились к Московскому государству, стало значительно больше.
Дмитрий Иванович Донской был хорошим политиком и стратегом. Фото: otpusk-zdorovo.ru
Также стоит сказать и о том, что в Москве князь прославился тем, что стал чеканить серебряные монеты. Стали переделывать кремлевские стены и башни.
Молитва иконе
О святая святая Божья, праведный Димитрий! Сражаясь добрым делом на земле, ты — венец праведности на небесах, который Господь приготовил для всех любящих Его. Все же, глядя на ваш святой образ, мы радуемся славному концу вашего жилища и чтим вашу святую память. Но вы, стоя перед Престолом Божьим, принимаете наши молитвы и приносите их Милосердному Богу, прости нам все грехи и помоги нам восстать против уловок дьявола и освободиться от боли, болезней, бед и несчастий и всего остального злые, благочестивые и справедливые мы будем жить в настоящем вечно и будем прославлены вашим заступничеством, если вы недостойны Эсмы, узри добро на земле живых, прославляя Единого в своих святых прославленных Бога, Отца и Сына и Святой Дух сейчас и в веках веков. Аминь.