Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы

Крещение великой княгини Ольги

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой.

Биография

Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.

Портрет княгини Ольги

Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.

Иконография святой равноапостольной великой княгини Ольги

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга.

Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович

Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге

1.

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

3.

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Внутренняя политика и реформы

Деятельность правительницы преследовала цель укрепить княжескую власть и добиться стабильности.

Наиболее ярким событием в период правления Ольги стала месть древлянам. Жестокая расправа была актом сведения личных счетов. А кроме того, женщина понимала, что подобное оставлять без внимания нельзя. На кону стоял авторитет княжеской власти.

Прецедент мог бы спровоцировать повторение такого же сценария в других землях. Покорив древлян, Ольга сумела поставить на колени как старых врагов, так и показать пример другим авантюрно настроенным местным правителям.

Тем не менее, поступок мужа без внимания оставить она тоже не могла. Чтобы снизить вероятность злоупотреблений в дальнейшем, правительниц ввела уроки — фиксированные размеры дани. Согласно реформе княгини Ольги, свозить подати местные представители должны были в специально отведенные для этого точки сбора — погосты.

Это была первая в истории налоговая реформа. Она возымела свое действие. На территории тогдашнего государства столь же вопиющих случаев больше не было.

Около 948 года княгиня Ольга взялась за масштабное строительство. По ее указаниям начали укреплять города. Благодаря умелым действиям княжны удалось существенно повысить безопасность, а также обороноспособность территорий.

Киевская княгиня Ольга пыталась распространить христианство по значительным землям Руси. По ее приказу сносили статуи языческих богов, вместо которых ставили кресты. Однако существенных успехов на этом поприще добиться она не успела. Вопрос крещения страны решил ее потомок, Владимир I.

Примечательно, что правительница первой получила титул Ольги Мудрой, задолго до своего не менее знаменитого потомка Ярослава.

Серьезных конфликтов на международной арене в те годы не было. В качестве основного события внешней политики княгини Ольги можно назвать обращение княжны в православие в Константинополе.

Как было сказано ранее, крещение она приняла при участии царствующих особ и высших иерархов церкви, что лишь повышало ее авторитет в международных вопросах и в глазах самого Византийского главы.

Кроме того, около 968 года, незадолго до кончины правительницы, Киев подвергался нападению орд печенегов. Набег удалось отразить. Победа стала временной. Устранить угрозу со стороны степняков получилось только в годы правления Ярослава Мудрого. И то ненадолго.

Итоги деятельности

Княжна Ольга была дальновидным политиком ранней Руси. Она сумела укрепить свою власть внутри зарождающегося государства, а также повысить авторитет в глазах правителей других держав, подобно Владимиру I.

Женщина сумела поставить под контроль мятежные племена, которые не желали платить дань и подчиняться. Месть Ольги древлянам стала необходимым действием. Однако она была достаточно проницательной, чтобы увидеть корень проблемы.

По ее же инициативе была проведена налоговая реформа, которая позволила стабилизировать и упорядочить процесс сбора дани. Исключить возможные конфликты на этой почве в будущем.

Мстила за смерть супруга в 4 этапа

После того, как муж Ольги был убит, древляне решили прислать к ней сватов, чтобы звать ее замуж. Но по приказу княгини, ладья, на которой прибыли гости, была отнесена во двор терема. Именно там всех сватов закопали живьем.

После первой выполненной мести, Ольга решила просить, чтобы к ней снова пришли самые лучшие мужчины для будущего замужества. Когда люди прибыли, то были сожжены в бане живьем.

Но и на этом княгиня не остановилась. Однажды вместе со своей дружиной, она прибыла на землю древлян. Во время небольшой трапезы, Ольга напоила всех и велела своим воинам рубить их. В тот день было убито около пяти тысяч человек.

Последнее, что сделала Ольга, так это сожгла столицу вместе с древлянами. Во время летнего периода, она привязывала к птицам средства с зажигательной смесью, а затем отправляла их в город, где проживали эти народы.

В ее честь названы соборы и храмы, а также три ордена

Один из таких храмов находится в Останкино. Построен был в 2011 году. Каждый вторник здесь совершаются молебны, а также чтение акафиста великой Ольге.

Орден княгини Ольги — это награда для женщин, которые совершили заслуги в государственной, а также гражданской, научной, образовательной или других областях. Имеется три ордена — I степени, II и III. Первый изготавливается из серебра и имеет форму напоминающую овал. Второй не сильно отличается от первого. Разница лишь в изображении на нем княгини. Орден третьей степени сделан из посеребренного томпака (разновидность латуни).

12 4

Смерть княжны

Согласно летописному источнику, к концу 60-х Ольга тяжело заболела. Ранние историки не сообщают, чем именно. Установить это уже невозможно. Последние дни жизни правительница провела в Киеве. Княгиня Ольга умерла от неизвестной болезни в 969 году.

На тот момент ей по разным оценкам было около 80 лет — для тех времен возраст более чем почтенный. Тем более если учесть, что многие едва доживали до 40, что уже считалось большой удачей.

Княжна была похоронена по христианскому образцу, через несколько десятилетий ее потомок, Владимир I, перенес мощи в Церковь Святой Богородицы в Киеве. С началом татаро-монгольского нашествия останки спрятали. Дальнейшая судьба неизвестна. Сейчас они считаются утерянными.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.

Ин тропарь, глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, е́ллинский

(из Минеи МП)
, глас 3
Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь

(из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой)
, глас 3
Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.

Ин кондак, глас 4

Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.

Ино величание

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Продолжала править неофициально, когда сын находился в походах

Именно поэтому княгиня продолжала править Киевской Русью, но не официально. Этим она также занималась и до того момента, как ее сын достиг возраста и взошел на престол.

Положила начало каменному градостроительству

Княгиня Ольга стала тем человеком, кто положил начало каменному градостроительству. Самыми первыми сооружениями из камня стали городской дворец и терем повелительницы за городом.

Она старалась с особым вниманием относиться к строительству Киева и земель, которые ему принадлежали. Именно так она смогла внести свой неоценимый вклад в историю Руси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: