Русская Православная Церковь
Родился 19 авгута 1965 г. в с. Петрашивка Глыбокского (ныне Герцаевского) р-на Черновицкой обл. В 1971-81 гг. учился в средней школе с. Петрашивка.
В 1991-95 гг. заочно обучался в Ново-Нямецкой (ныне Кишиневской) духовной семинарии. В 2002-2007 гг. обучался в Черновицком православном богословском институте.
18 января 1990 г. епископом Черновицким и Буковинским Антонием (Москаленко) рукоположен во диакона, 19 января того же года — во пресвитера, после чего назначен настоятелем Параскевского храма с. Подвальное Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Бояны Новоселицкого благочиния и Параскевского храма с. Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния Черновицкой епархии.
30 апреля 1996 г. по благословению архиепископа Черновицкого и Буковинского Онуфрия пострижен в монашество с именем Лонгин в честь мч. Лонгина Сотника (память 16/29 октября). Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления архимандрит Мелетий (Егоренко).
С 1996 г. во исполнение решения Синода УПЦ (журнал № 51 от 6 декабря 1996 г.) осуществлял строительство Вознесенского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл., который был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в 1998 г.
С 1999 г., исполняя решение Синода УПЦ (журнал № 29 от 28 декабря 1999 г.), осуществлял строительство женского монастыря в честь Боянской иконы Божией Матери в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл.
Одновременно с благоустроением обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Банченском монастыре, а затем переведен в с. Молница Герцаевского р-на, где был построен комплекс зданий нового приюта. 29 сентября 2002 г. приют был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром.
Решением Синода УПЦ (журнал № 54 от 16 июля 2008 г.) утвержден наместником Вознесенского Банченского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. с возведением в сан архимандрита.
С 31 июля 2006 г. по сентябрь 2011 г. руководил строительством Свято-Троицкого собора в Банченском монастыре, который 2 октября 2011 г. был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
За выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и многолетнюю благотворительную деятельность в 2008 г. указом Президента Украины присвоено звание Герой Украины.
Решением Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. (журнал № 47) избран епископом Банченским, викарием Черновицкой епархии.
Наречен во епископа 21 мая 2012 г. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова монастыря в Феофании. Хиротонисан 22 мая за Литургией в соборном храме Пантелеимонова монастыря. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский Владимир.
17 августа 2022 г. за Литургией в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.
17 августа 2022 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Онуфрием возведен в сан митрополита.
Митрополит Лонгин: «Лекарство от вражды — настоящая христианская жизнь»
Интервью архипастыря Симбирской земли — о прошлом, настоящем и будущем
В этом году православные Симбирска отмечают двойной юбилей: 10 февраля исполняется 190 лет Симбирской Епархии, а 26 июля — 10 лет Симбирской Митрополии. Контрапунктом — другая дата: тридцатилетие распада СССР. О прошлом, настоящем и будущем православного Симбирска «Народная газета» поговорила с митрополитом Лонгином.
Владыка был назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, решением Священного Синода от 25 августа 2022 года; митрополией он руководит полтора года. Тем ценнее его взгляд на наше прошлое и настоящее – взгляд одновременно «изнутри» и «извне».
О прошлом
— Владыка, вы встретили на симбирской земле второе Рождество; каким вы видите Симбирск сейчас? Родиной революционеров? Или городом, принявшим тяжесть религиозных гонений, но сохранившим православие?
— Формально — да, второе Рождество, но фактически Рождество прошлого года я встретил в больнице в Москве, а не в Симбирске. Конечно, ни о какой «столице революционеров» я не думаю — слава Богу, сейчас другое время. А что касается тяжести гонений, их приняла на себя вся русская земля, каждый город, каждая область. В Симбирске действительно шло особо варварское уничтожение храмов и монастырей, предпринятое большевиками: «Родина Ленина» — и вдруг религиозные символы! Здесь практически полностью была уничтожена всякая память о храмах, монастырях. Ходишь по городу как археолог, ищешь, что осталось от церковной жизни Симбирска: где остался камень от фундамента, где могильная плита, где – просто пустырь. В Ульяновске сохранилось лишь 4 исторических храма из почти 30. Это тем более обидно, что в центральной части города старинная архитектура сохранилась очень неплохо. В целом я привыкаю к городу, изучаю регион и вижу, что он достаточно динамично развивается.
— Вы заговорили о советском периоде истории церкви; в этом году вся Россия вспоминает 30-летие распада СССР. Оглядываясь в прошлое: чем все-таки был советский период для православия, для Симбирска? Если уроком — то чему он должен был нас научить?
— Без воли Божией ничего не происходит, и бывает так, что Господь попускает народу или человеку пережить последствия его собственного выбора. Тот период, который пережила наша страна в XX веке, был попущением и вразумлением Божиим. Иначе его невозможно воспринимать. Во что может превратиться жизнь без Бога? Мы видим итог этого безумного эксперимента: полный распад, развал исторической России, очень тяжелое духовно-нравственное состояние народа. Урок? Да, урок о том, что жизнь без Бога недостойна человека, а борьба с Богом – абсолютно бесполезна и бессмысленна, и в этой борьбе человек самоуничтожается.
— Расскажите подробнее о работе, которую проводят священнослужители ради восстановления исторической памяти Симбирска. Какие неизвестные страницы нашей истории были открыты?
— Очень большой вклад в работу по восстановлению исторической памяти и канонизации святых внес ныне покойный протоиерей Алексий (Скала). Сейчас одна из наших задач — возобновить деятельность по изучению страниц симбирской истории, которые связаны с временами гонений. Есть несколько энтузиастов, которые этим занимаются. Весной планируем провести научно-историческую конференцию к 190-летию епархии, дополнить и переиздать жития Симбирских святых.
— А лично вам какие страницы из 190-летней истории Симбирской Епархии кажутся наиболее важными? Какие, по Вашему мнению, имеют особое духовное значение?
— По моему мнению, самое яркое, сквозное, значение имеет образ блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого. Под знаком его подвига и его народного почитания прошло XIX столетие; в конце XX века было обретено место захоронения, его мощи и состоялась канонизация. Мы верим, что этот воин Божий ходатайствует за верующих, которые живут в Симбирске и обращаются к нему в молитвах. Его образ имеет самое глубокое значение и сегодня.
О настоящем
— Вы объехали (без преувеличения) всю Симбирскую митрополию: какое место, какой храм вы считаете символом нашей истории? Почему?
— Конечно, это Жадовский монастырь и Сурское. Два места, особо почитаемых в народе, где, по свидетельству многих людей, чувствуется особое благодатное присутствие Божие. Хотелось бы, чтобы таким местом был и Спасский монастырь. Сейчас он возрождается, слава Богу, нашелся человек, который восстанавливает его внешнее благолепие. Хотелось бы, чтобы монастырь стал центром духовной жизни, а не просто памятником архитектуры. Очень хочется восстановить в нашей епархии и мужской монастырь. Все упирается в тему, которую обойти нельзя – это средства. Чтобы что-то открыть — нужно что-то построить. Вопреки слухам, денег у Церкви никогда не было много, а сегодня их меньше, чем когда бы то ни было.
— Поволжье издревле было местом пересечения культур, народов, религий. Ислам и иудаизм, католицизм, протестантизм здесь, в Симбирске, веками соседствовали с православием. Как это повлияло на церковную жизнь?
— Я думаю, что особое значение имеет тема ислама. Иудаизм, католицизм, протестантизм тут исторически присутствовали, но в небольшой мере. А вот ислам – да, это наши серьезные соседи. Что еще можно добавить: у меня создалось впечатление, что 30 лет религиозной свободы здесь, в Ульяновской области, мусульмане использовали едва ли не эффективнее, чем мы православные.
О будущем
— В XXI веке перед церковью стоят новые вызовы, а многие социальные, медицинские вопросы разобщают верующих. Есть ли у пастыря лекарство от вражды?
— Лекарство только одно – настоящая христианская жизнь. Не просто хождение в церковь «на всякий случай», и не умение быть в курсе всех околоцерковных сплетен. А настоящая церковная жизнь: вера, молитва, исповедь, причащение, добрые дела. У христианина столько работы над собой, что на споры и ругань не должно оставаться времени. А что касается вызовов: ответы на все вызовы нужно искать в Евангелии. На самом деле, как бы ни менялись вызовы времени с «технической» точки зрения, человеческое сердце одинаково во все времена. Достаточно почитать святоотеческую литературу, чтобы понять, насколько при всей разнице обстоятельств и технологий одинаковы движения сердца, помыслы и страсти, с которыми нужно бороться. Священник, который действительно исполняет свои пастырские обязанности так, как положено, должен знать, как помочь человеку в трудной ситуации, опираясь на Евангелие.
— Считаете ли Вы, что наш век — век социальных сетей и интернет-технологий — это век утраты Бога? Или напротив: «четвертый день» перед подлинным возрождением веры?
— Я не Кассандра, чтобы предвидеть будущее. Я не знаю, что нас ждет, слишком много взаимоисключающих вводных. Я знаю одно: я всю свою жизнь делаю свое дело. И думаю, что каждому человеку нужно так относиться к себе: делать свое дело, пока есть возможность. А что касается возрождения… На моей памяти произошло не просто возрождение, а воскрешение церковной жизни буквально из пепла. Но это не вопрос «количественных показателей». За 30 лет множество людей пришли к Богу. Я лично знаю многих и многих людей, которые не были верующими, не росли в вере, — но потом узнали Бога и пришли в храм. Эти люди смогли осознать и оценить прожитую жизнь, постараться ее исправить и дальше жить с Богом. Большинство из них уже и скончались в вере и уповании жизни вечной. Вот это — победа Церкви, ее настоящее возрождение. Этот процесс продолжается и сейчас. У нас нет задачи «построить больше, дальше, выше». Церковь выполняет свою задачу, если люди приходят к Богу. Это главное. Там, где церковная жизнь налажена и благоустроена, где служат хорошие добросовестные священники — там идет возрождение церкви. Но оно не измеряется количественно.
— А если не заглядывать так далеко вперед: какие планы у Симбирской митрополии на 2022 год?
— Лучше всего на вопрос о планах ответил зарубежным корреспондентам митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель Патриаршего престола. Он, кстати, потом был в Ульяновске в эвакуации. Когда его спросили – какие планы у церкви (а это был 1938 год — какие там могли быть планы?), — он ответил: «Мои планы – это планы Святого Духа. Довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6, 34)». Даст Бог, будем молиться и трудиться каждый день для того, чтобы добиваться нормального течения церковной жизни.
Андрей ТВОРОГОВ,
«Народная газета» от 2 февраля 2022 г.
УлПравда
Отец Лонгин, усыновивший триста детей
Отец Лонгин – в миру Михаил Жар – построил уникальный детский городок, где возвращаются к жизни малыши с тяжелыми врожденными заболеваниями. Сам отец Лонгин в последние годы перенес три инфаркта и две операции на сердце и при этом остался жив. Он знает, почему: настоящая любовь творит чудеса.
«Однажды я отпевал молодую женщину,— вспоминает отец Лонгин.— Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка.
Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах,— говорю.— Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.
Буквально через пару месяцев к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов. Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла к нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю. Я взял ее в руки, она была холодной как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька».
Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!». Батюшка заплакал и увез Степу с собой.
«Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом — 100. Затем решили — и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал — ну это все! Но как же «все»?.. Теперь говорю, наверное, 300 будет».
Приют принимает детей со всей страны, в том числе и инвалидов. Некоторые из детей болеют ДЦП, раком. Для 50 ВИЧ-инфицированных детей построили отдельный корпус. Благодаря стараниям батюшки в приюте появились и великолепные медицинские кабинеты, и самое современное оборудование. С 90-х годов отец вместе с единомышленниками построил для детей спортзал, игровые комнаты, бассейн, вольер с павлинами и даже конюшню для пони. До сих пор не верите в светлых людей? Они среди нас.