Св. блгв. Довмонт Псковский |
Довмонт (Домант) Псковский
, в крещении
Тимофей
(+ 1299), князь, святой благоверный. Память 20 мая и в Соборе Псковских святых
Происходил из рода князей литовских и владел в Литве Нальщанским уделом, исповедовал язычество.
Позднейшие летописцы ошибочно считают его младшим сыном вел. князя литовского Миндовга. Он был женат на сестре жены Миндовга, отнятой потом у него последним. После убиения Миндовга, к которому, вероятно, был причастен и Довмонт, он был вынужден в 1265 г. бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков, где принял крещение с именем Тимофей.
Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.
В 1266 году Довмонт разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область кн. Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.
Вел. кн. Ярослав, недовольный самовольным избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, со славой окончившего и этот поход.
В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с кн. Димитрием Александровичем и дружинами вел. кн. Ярослава, сражался при Везенберге.
В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подоспели новгородцы, и вел. магистр, раненый самим Довмонт, должен был заключить мир. В 1270 г. Ярослав, не любивший Довмонт, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.
В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери вел. кн. Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем; с горстью воинов вторгся Довмонт в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен был оставить крепость. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое ливонское войско. Днём ранее рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками, укрывавшимися там женами и детьми. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее».
Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами:
«Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Оценки деятельности
В течение 33 лет Довмонт управлял Псковом и был единственным князем за всю историю города, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)
Биография
Довмонт (князь Псковский) являлся сыном Миндовга и братом Войшелка, по одним источникам, а по другим – родственником Тройденя. Сам он был из Литвы и владел Нальшанским уделом. По одной версии, Довмонт был женат на сестре супруги Миндовга. В Хронике Быховца говорится, что он состоял в браке с сестрой жены Наримонта. По летописным свидетельствам, Довмонт принимал самое непосредственное участие в убийстве Миндовга в 1263-м. Позже он впал в немилость у Войшелка. Последний в 1264-м стал считаться самым могущественным князем в Литве.
Небесный защитник Земли Псковской
Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери: «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею»
[1]. При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.
Захват Полоцка
Довмонт (князь Псковский) повел дружину и «три девяноста» ратных мужей. С ними был Давид Якунович, с литовцами – Лука Литвин. Рать пробиралась незаметно по дремучим лесам, растянувшимся от р. Великой до Двины. Для внезапного захвата большого и сильного Полоцка у Довмонта не хватило бы сил. Однако он сумел взять в плен жену Гердени и детей. Захватив по пути богатую добычу, он ушел из Полоцка. Все обозы успели переправить через Двину, пока Герденя собирал союзников. За рекой Довмонт остановился и отпустил добычу и пленных в Псков с частью своих ратников. Вскоре показались литовцы. Стража вовремя оповестила Довмонта. Он собрал конницу и неожиданно ударил по литовцам. Враги не успели даже принять порядок. Так малой кровью (был убит только один пскович) Довмонт одержал свою первую победу.
Защита Албазина
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной» (1685-1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684-1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г.
Тропарь блгв. кн. Довмонту во св. Крещении Тимофею, Псковскому
Иже отчее нечестие возненавидев, / преблаженне княже Довмонте, / и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, / прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, / озарився благодатию Божественнаго Крещения, / и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, / моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди / и град твой от безбожных агарян, / и латин нашествия, и междоусобныя брани/ и спастися душам нашим.
Новый поход
В 1267-м русские полководцы двинулись на Литву. Были разорены приграничные области государства. Литовцы не только не сумели защитить свои земли, но и не собрались в погоню. Как свидетельствуют летописные записи, новгородцы и псковичи много воевали в тот год, и приехали с добычей и без потерь. На порубежье давно не было таких бескровных и успешных походов. Литовцы на долгое время прекратили свои набеги.
Литература
- Довмонт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Охотникова В. И.
Повесть о Довмонте: Исследование и тексты / В. И. Охотникова; отв. ред. Л. А. Дмитриев; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 232 с. — 13 800 экз. (обл.) - Рахманин Т.
[vivaldi.pskovbook.ru/dovmont.pdf/details Сказание о забытом князе. «Не терпя обидим быти» : исторический роман.] Т. 1-2 — Псков: Логос плюс, 2013. — 467 с. -ISBN 978-5-93066-052-4
«Мир» с немцами
Напугав Литву, Довмонт (князь Псковский) решил присоединиться к великому войску в борьбе против крестоносцев. Причиной сражений стали действия датских рыцарей, засевших в приморских городах Раковоре и Колывани. Они сильно препятствовали торговле Новгорода.
Зимой 1268-го русские полководцы со своими войсками собрались у стен города. Собиралось и ополчение. Им командовали Михаил Федорович (посадник) и Кондрат (тысяцкий). По сведениям из летописей, войско насчитывало около 30 тысяч человек. Немцы направили послов для заключения мира. По соглашению, они обязывались не помогать раковорцам и колыванцам – людям короля. Новгородцев это устроило, поскольку основной целью были датские рыцари. Для русского войска важно было отколоть немцев. В январе, 23 числа (1268), ратники двинулись на Раковор. До Нарвы шли медленно – три недели. Воеводы давали людям отдыхать, пока были на своей земле. Без боев войско перешло границу. Сами рыцари в поле выйти не решились, а спрятались за башенными стенами.
Последнюю свою победу святой Довмонт одержал у Пскова
В 1282 году князь Довмонт женился на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича. Он помогал своему тетю вернуть захваченный его братом Андреем великокняжеский стол.
Для этого воитель с небольшой группой дружинников вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье. В ответ новгородцы осадили копорскую крепость, и князю пришлось её покинуть. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.
Эпизод Раковорской битвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Святой благоверный князь Тимофей-Довмонт участвовал во многих битвах, но последней для него стала битва по Псковом. Фото: encyclopedia.mil.ru
Известно, что великий князь литовский Тимофей, так называют Довмонта некоторые летописи потому, что он после убийства Миндовга какое-то время был его приемником, свою последнюю битву одержал 5 марта 1299 года. Это произошло на берегу реки Великой. Здесь он с малой дружиной разбил большое ливонское войско.
После осады новгородцами Копорья летописи 17 лет не упоминают святого князя Довмонта.
Ранее ливонцы совершили неожиданное нападение на посад у Пскова, захватив пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри. Они сожги их и жестоко расправились с насельниками, укрывавшимися там женами и детьми. Кроме того, они также убили 17 иноков и основателя Снетогорского монастыря преподобного Иосафа, а также преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Довмонт: талантливый полководец, язычник, православный святой
Довмонт или Домант, в крещении Тимофей. Это псковский князь, происходивший из князей Великого княжества Литовского. Он правил во Пскове с 1266 по 1299 год. Прославился многочисленными победами, в том числе и в таком знаменитом сражении Средневековья, как Раковорская битва.
Изображение святого благоверного князя Тимофея-Довмонта в Троицком соборе Пскова. Князь Довмонт прославился как псковский князь, борец с нашествием крестоносцев, а так же как святой. Фото: upload.wikimedia.org
Сведения о жизни Довмонта содержаться в летописях и жизнеописаниях различного происхождения. Самый подробный рассказ о нём содержит Ипатьевская летопись, рассказывающая об убийстве Довмонтом короля Миндовга.
Исторические хроники, а также художественная литература рисует образ князя как «мужа доблести и чести безупречной, на немец лютого до смерти». При нём Псковская земля фактически избавилась от зависимости от Новгорода. Тимофей Довмонт был литовским язычником, но принял крещение и за свои деяния причислен православной церковью к лику святых.
Благоверному Довмонту Псковскому молятся о помощи в ратном деле и управленческих делах
При жизни святой благоверный князь Довмонт Псковский прославился как великий воин, благочестивый христианин, покровитель храмов и монастырей. Именно поэтому ему молятся об обретении мудрости, о помощи в ратном деле, а также в управленческих делах. Кроме того, святой — покровитель Пскова, государевых людей и православного воинства.
Видеоролик: Святой благоверный князь Довмонт Псковский. На 40 секунде автор начинает рассказывать о святом благоверном князе Тимофее-Довмонте, небесном покровителе Пскова.
Текст молитвы благоверному князю Довмноту (Тимофею) Псковскому следующий:
«О, дивный во святых угодниче Божий, Святый благоверный княже Довмонте! Услыши нас, к тебе прибегающих и помощи твоея просящих. Вемы бо, яко сильна есть молитва твоя пред Богом, и велика есть твоя любовь к людем твоим.
Сею молитвою во дни жития твоего дивныя творил еси чудеса храбрости, сею любовию твоею к людем вдохновлял еси шествовати за тобою, тебе во всем подражати, тебе, яко отца своего слушати и волю Господню всегда творити.
Тако и ныне по смерти твоей не остави нас сирыми, без твоего отеческаго заступления, не отыми от нас любви твоея за наше нерадение к тебе, яко ко отцу нашему, Богом нам дарованному. Буди печальным — утешитель благий, беззащитным — щит и ограждение, беспомощным — помощь и заступление.
Егда же врази наши видимые и невидимые начнут с нами брань свою, твоими молитвами, якоже древле покровом своим град Псков, душу нашу огради, и наложи на них страх, да отпадут они от мыслей своих деяти нам злая.
Препояши и нас, якоже мечем своим на отражение сих врагов, молитвою, постом и добрыми делами. Да преуспевающе в делании духовнем возблагодарим Господа Бога, давшего нам тя, молитвенника и заступника за нас, таковаго учителя нашего, и поклонимся Ему, живущему во вся веки. Аминь.»
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Когда святой князь Довмонт умер, в Пскове стоял великий траур
Благоверный князь Довмонт через несколько месяцев после победы у Пскова скончался. По официальной летописной версии это произошло 20 мая 1299 года, и смерть наступила от ран. Другие же источники говорят о том, что благоверный князь умер от косившего тогда во Пскове людей мор.
Доспех, найденный при археологических раскопках в Довмонтовой башне и приписываемый князю Довмонту-Тимофею. Найденные пластины и вариант реконструкции. Летописи утверждают, что князь Тимофей-Довмонт умер от полученных в бою ран. Когда это случилось, во Пскове несколько дней стоял траур. Псковичи оплакивали своего любимого князя. Фото: pravoslavie.ru
Летопись говорит о том, что псковичи горько оплакивали своего князя. В историческом тексте об этом говориться так: «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям о добром господине благоверном князе Тимофее».
Кроме того, жители Пскова также добрым словом вспоминали, как относился к ним Довмонт в мирные дни, что судил он честно и слабых не обжал. В бой же он их вёл со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Битва с немецкой ратью
17 февраля войско остановилось у р. Кеголи. Утром внезапно рядом появилась немецкая рать. Она выстроилась в зловещую «свинью». Подписанный мир, таким образом, был нарушен самими немцами.
Русские полки приняли привычный порядок – «чело». В центре стояло ополчение, а по правую и левую стороны – конные дружины. В таком же порядке выстраивал войско и Невский перед Ледовым побоищем. Однако такое построение было известно и немцам.
Дмитрий Переяславский, являвшийся предводителем русского войска, поставил слева относительно немногочисленную тверскую дружину, а оставшиеся конные полки отвел на правое крыло, чтобы удар с этой стороны оказался неожиданным и сильным. Здесь же встал и он сам. В правом крыле был и Довмонт (князь Псковский).
Начало битвы походило на Ледовое побоище. Немцы врезались в русское «чело». Новгородцы сражались под тяжелым натиском врага. Потери были большими, но немцам так и не удалось прорвать «чело». В результате рыцарские ряды рассыпались, и каждый дрался поодиночке. Пешие новгородцы срывали их с седел. Тут слева в бой вступила тверская дружина Михаила. Для немцев это, однако, не было неожиданностью. Навстречу Михаилу выехали резервные отряды. Тогда с другой стороны в бой вступила конница: псковичи, владимирцы, переяславцы. Этот удар был настолько неожиданным и сильным, что рыцари в панике стали отступать. От полного разгрома им удалось спастись, поскольку стала приближаться еще одна немецкая рать. Русским дружинам пришлось остановить погоню, чтобы перестроиться. Однако немцы наступать не решились. Поле битвы, покрытое трупами и залитое кровью, настолько их напугало, что они, остановившись на другом краю поля, так и простояли там до темноты. Ночью же рыцари ушли. Отправленные переяславские дозоры не обнаружили их ни за 2, ни за 4, ни даже за 6 часов пути.
Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком
Иконография святого благоверного князя Довмонта имеет псковское происхождение и отражает местный характер его почитания. Широкого распространения за пределами псковской земли оно не получило.
Отдельные иконы Довмонта Псковского встречаются крайне редко. Основная же часть изображений святого входят в состав сложных композиций. Они включают в себя образы Псковских святых. Кроме того, его также часто изображают вместе с благоверным князем Всеволодом или с супругой благоверной княгиней. Марией.
Фреска «Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский» в храме Николы Мокрого (XVII век) в Ярославле. На иконах святой князь Довмонт Псковский обычно изображается в виде пожилого человека с бородой и мечом. Фото: pravoslavie.ru
Так как Довмонт скончался пожилым человеком, его обычно представляют в образе старца с длинной бородой, сужающееся к концу. Волосы на голове разделены на несколько прядей. Лоб высок и спереди лысоват. Довмонт Псковский представлен без шапки в княжеских одеждах. Часто он держит в руках меч как символ защиты христианской веры.