«И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь!»


Соборная Церковь

По отношению к Православной Церкви («η Καθολικη Εκκλησία») эпитет встречается уже около 107 года в письме святого Игнатия Антиохийского к жителям Смирны (ныне Измир). Он был закреплён в Никейском символе веры определившим Церковь как «едину Святую, Соборную

и Апостольскую». Отец Церкви века прп. Викентий Леринский дал знаменитое определение кафоличества:
…В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинное и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что все вообще объемлет. Но это будет только тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь; а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей
[2].

Название православного учения «Кафоличеством» (или «Католичеством») стало преобладать в Римской Церкви, тогда как в Церквях Восточной Римской Империи и далее на Востоке и Юге был более распространён термин «Православие», хотя как на Востоке так и на Западе имели хождения оба. См. подробнее Православие.

Православная молитва — Православная книга

(пояснения к 9-му члену Символа веры)

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? Церковь – Свята, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. «Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф.5, 25–27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть… И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину» (освящены истиной) (Ин.17, 17, 19).

КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ? Церковь – Свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть Святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется Святой. «Измите злаго от вас самех» (из среды вас) (1Кор.5, 13). «Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий) имя Господне» (2Тим.2, 19).

ПОЧЕМУ МЫ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕМ СОБОРНОЙ? Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует «во всем мире и есть плодоносно и растимо» (возрастает) (Кол.1, 5–6) и что в Церкви христианской «несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос» (Кол.3, 11), «Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом» (Гал.3, 9).

КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЕТ ЦЕРКОВЬ? Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12).

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть «Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела», то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви.

ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ «ВОСТОЧНОЙ»? Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном на Востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей, собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей Вселенной; и доныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах и в единомысленных с Восточными, каковой является, благодатью Божией, и Всероссийская Церковь.

ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ «АПОСТОЛЬСКОЙ»? Церковь называется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. «Несте странни (вы не чужие) и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу), наздани (утверждены) бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем) Самому Иисусу Христу» (Еф.2, 19–20). Символ веры, называя Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегать такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Темже убо (итак), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены) или словом, или посланием нашим» (2Сол.2, 15). «Еретика человека по первем и вторем наказании (вразумлении) отрицайся» (Тит.3, 10). «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков), наипаче же сущии от обрезания (особенно из обрезанных), ихже подобает уста заграждати: иже вся домы (целые дома) развращают, учаще яже не подобает (чему не должно), сквернаго ради прибытка» (из постыдной корысти) (Тит.1, 10–11). «Аще же и Церковь преслушает (не послушает) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как) язычник и мытарь» (Мф.18, 17). В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения, – это церковная иерархия, или священноначалие.

ОТКУДА ВЕДЁТ СВОЁ НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от (времени) сошествия на апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства. «Той дал есть овы убо (Он поставил одних) апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастири и учители, к совершению святых в дело (на дело) служения, в созидание (для созидания) тела Христова (Еф.4, 11–12).

КАКОЕ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ МОЖЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор.

КОМУ ПОДЧИНЕНЫ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ? Главные части Вселенской Церкви подчинены православным Патриархам.

КОМУ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАСТИ И ГОРОДА? Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам.

ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ МЫ УЗНАЁМ, В ЧЁМ СОСТОИТ ДОЛГ ПОВИНОВЕНИЯ ЦЕРКВИ? Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих чад Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов.

Святитель Филарет Московский*

* Цитируется по книге: Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Святитель Филарет, митр. Московский и Коломенский. – М.: Сиб. Благозвонница, 158 с. Обложка. Цена 134 р. Православная книга почтой pravmolitva.ru

Кафоличество или Католичество

После отпадения Западной Церкви от полноты Православия преобладающее самоназвание Западной Церкви, «католичество» или «католицизм», обычаем было закреплено за ней в обиходе, и используется также и православными, без признания при этом за Римо-католической Церковью истинной соборности. В современном русском языке ранее единый термин разделился на два: Каф

оличеством именуется Православие, а ка
т
оличеством, а точнее, Римо-католичеством — Римо-католическое учение и сообщество. См. подробнее Римо-католицизм.

[1] Хотя то же слово чаще употребимо в отношении позднейшего лжеучения — римо-католицизма.

[2] Викентий Лиринский, преп., О Священном Предании Церкви

, Санкт-Петербург, 2000, 19–20.

Общие сведения

Церковь исповедует веру в семь святых таинств: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, священства, елеоосвящения, брака. Последователи считают, что имеют апостольское преемство через непрекращающееся рукоположение епископов от самих апостолов христовых. Принимают три степени священства: диаконы, пресвитеры, епископы. Духовное попечение и окормление общин возлагается на епископов или поставленных ими пресвитеров. Следуя древней традиции, организация допускает брачное духовенство, включая епископат. Каждая евхаристическая община сама устанавливает, какому обряду следовать и на каком языке совершать богослужение.

Высшим органом управления общин является собор представителей общин.

Апостольская православная церковь формально была создана в 2000, однако ее духовные корни восходят к Российской истинно-православной (катакомбной) церкви, которая отказалась сотрудничать с коммунистической властью и была жестоко гонима на протяжении десятков лет. С другой стороны, Апостольская Православная Церковь признает и положительный опыт так называемого «обновленческого» движения 1920-х по реформации православия, но при этом не приемлет искажений вероучения, подчинения церкви государству и сотрудничества со спецслужбами.

Предстоятелем Апостольской православной церкви является Высокопреосвященнейший митрополит Виталий. Общины Апостольской Православной Церкви имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Волгограде, Воронеже, Обнинске, Таганроге, а также в других странах — в Швейцарии, Германии, Литве, Украине, Беларусии.

«Объединение общин апостольской традиции» (ООАТ), зарегистрированное в 2004, является одной из самых молодых раскольнических религиозных организаций, развивающих свою деятельность на территории постсоветского пространства. Отличительной особенностью названной структуры является попрание традиционных христианских нравственных представлений в сочетании с православной обрядностью. В силу названных особенностей, ООАТ нередко именуют «церковью для секс-меньшинств». По состоянию на сентябрь 2009, единственным иерархом данной религиозной организации в данный момент являлся епископ Дионисий Батарчук.

История

Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство.

Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева).

В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).

В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев).

В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации.

Апостольская православная церковь в Сибири

Инициатором миссии АПЦ по указанию катакомбной церкви был старец Георгий, работавший по юге Красноярского края. Он собрал трех молодых служителей после событий 19 августа 1990: миссионера Сергия (Хайнацкого С.Г.), о. Анатолия (Жогу А.Н), о. Феодора (Клементьева) и в течение года готовил их на миссию в таежных поселках БАМа. Сергий остался связным в Красноярске, а о. Анатолий выехал на миссию в мае 1991. Первая община АПЦ возникла в 1991 в Северобайкальске стихийно – верующие, которые решили стать православными, собирались вместе, молились и читали Библию. Основателем АПЦ стал священник катакомбной церкви отец Анатолий Жога. Под именем «АПЦ» последователи впервые зарегистрировались в г. Северобайкальске (Бурятия) 19 июня 1992 Некоторое время АПЦ существовала автономно, а затем обратилась к Старообрядческой Церкви белокриницкого согласия. Часть членов первой общины организовала церковь, вошедшую под юрисдикцию Московской Патриархии. АПЦ обвиняла членов общины РПЦ в нравственной нечистоплотности, в свою очередь верующие РПЦ высказывались об апостольских общинах, как об экстремистских сектах. Несколько лет общины АПЦ находились под омофором старообрядческого епископа Силуяна, пока не выяснилось, что богослужение и строй церковной жизни АПЦ не во всем соответствует старообрядческим традициям. Общины АПЦ были исключены из Старообрядческой Церкви, однако епископ Силуян уже успел рукоположить двух священников для общин АПЦ.

Изначально общины АПЦ развивались по бурятской ветке БАМа, где еще не было никаких приходов, в том числе и РПЦ МП, однако довольно быстро вышли за пределы Бурятии, в основном группы АПЦ стали появляться в Красноярском и Забайкальском крае, в Иркутской области. В настоящее время в АПЦ восемь официально зарегистрированных общин и более 20 групп. Апостольская православная церковь с 2004 входит в общероссийскую централизованную организацию «Объединение православных общин апостольской традиции» как самостоятельная структура. Возглавляет АПЦ церковный совет, состоящий из мирян во главе с архиепископом Иркутским и Улан-Удинским Дионисием (Владимиром Агаповым).

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Употребление термина 2.1 Правописание «церковь» с большой или маленькой буквы
  • 3 Вселенская церковь (Церковь Христова)
  • 4 Границы Церкви
      4.1 Границы Церкви в католицизме
  • 4.2 Границы церкви в православии
  • 4.3 Границы церкви в нехалкидонском православии
  • 4.4 Границы церкви в протестантизме
  • 5 Церковь и государственная власть
      5.1 В Новом Завете
  • 5.2 В истории
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: