Христианское богослужение невозможно представить себе без церковного пения, возносящего душу в горние выси, глубоко проникающего в сердце и направляющего все помыслы к Божественному Слову. За сотни лет сложился определенный канон каждой церковной службы, в том числе и ее музыкального сопровождения. Некоторые песнопения дошли до нас из глубины веков, сотворенные неизвестными авторами, но имя одного из них хорошо известно каждому верующему – это святой Роман Сладкопевец, икона которого есть во многих храмах и обязательно у тех, кто посвятил себя церковному пению. Уже одно только прозвище свидетельствует о том, как высоко его оценили современники, да и сама история обретения им таланта – настоящее чудо.
Память св. Романа Сладкопевца отмечают 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
История жизни
Родился будущий святой в Сирии в конце 5 века, в молодости принял крещение и, мечтая посвятить свою жизнь служению Господу, стал дьяконом в храме в Бейруте и, наконец, отправился в Константинополь и стал одним из клириков в церкви Богоматери. Роман ничем не выделялся среди прочего клира, однако патриарх Евфимий полюбил юношу за его приверженность вере, добродетельную жизнь, стал выделять его и приблизил к себе.
Это вызвало зависть у некоторых клириков, они издевались над юношей из-за его необразованности, а также полного отсутствия голоса и слуха. Безропотно терпя эти обиды, Роман проявлял истинно христианское всепрощение, но один случай полностью перевернул его жизнь.
Как-то раз в храме шло большое праздничное богослужение, и завистливые клирики решили выставить робкого юношу на всеобщее осмеяние. Они вытолкнули его на амвон, и ему пришлось петь перед собравшейся паствой. Дрожащий голос Романа, его невнятное пение если и не вызвали смех, то произвели неблагоприятное впечатление, сам же он был в отчаянии.
Вернувшись домой, Роман стал страстно молиться перед иконой Божией Матери. А дальше последовало настоящее чудо: Богоматерь сошла к нему с небес, протянула свиток и велела проглотить его. Роман так и поступил. Оказалось, что он получил в дар от Богоматери не только прекрасный голос и слух, но и еще более ценный дар – слагать церковные гимны, для чего требовался талант не только стихосложения, но и музыкальный. Роман сразу же, под впечатлением явления Богородицы, составил Рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает», который стал знаменитым и поныне исполняется в православных храмах в великую праздничную ночь.
На следующий день он принес свое первое произведение в храм и сам пропел его прекрасным звучным голосом. Все были потрясены и его великолепным голосом, и красотой написанного им песнопения, а бывшие завистники и притеснители покаялись в плохом к нему отношении, и мягкосердечный юноша их простил.
Всего Роману принадлежит более тысячи церковных песнопений, среди которых тропари, кондаки и акафисты, которые стали настоящим украшением любого богослужения и производили, да и сегодня производят, огромное впечатление на верующих. Именно поэтому Роман и получил прозвище Сладкопевец.
Окруженный всеобщей любовью, Роман стал преподавать в Константинополе пение и немало сделал, чтобы богослужения приобрели еще большее благолепие. И современники, и ученые, занимавшиеся его творческим наследием, считали, что среди всех других греческих создателей церковных песнопений он выделяется возвышенностью поэтического дарования, глубиной, искренностью чувств и музыкальным талантом.
Скончался Роман Сладкопевец в 556 году, предварительно приняв постриг, и впоследствии был канонизирован церковным Собором. Теперь уже святому Роману Сладкопевцу был создан акафист и написана история его жития.
В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?
Преподобный святой написал немало церковных произведений:
- церковные гимны;
- сильные молитвы;
- кондаки и акафисты.
Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.
В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.
О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.
Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.
Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.
Описание иконы Романа Сладкопевца
Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.
Присутствует на иконе и Богоматерь с тем самым свитком в руках, благодаря которому Роман получил свой дивный голос и талант сочинительства.
Молитвословия
Тропарь, греческий, глас 4
[1]
Яко труба́ богоприя́тная небе́сных песнопе́ний,/ богодохнове́нно освети́л еси Це́рковь Христо́ву/ боже́ственными твои́ми пе́сньми./ Ты бо Богоро́дицы озаре́нием дохнове́ние прия́в,/ не́бо пе́сенное яви́лся еси в ми́ре./ Сего́ ра́ди тя любо́вию почита́ем,// Рома́не преподо́бне.
Кондак, глас 8
Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.
О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает
Роман Сладкопевец, если выражаться современным языком, был композитором, писавшим церковные произведения, поэтому икона «Святой Роман Сладкопевец» пользуется особым почитанием у всех, кто посвятил свою жизнь музыке и особенно церковному пению. А еще икона с молитвой чудотворцу Роману поможет обрести уверенность в себе и в своих силах, преодолеть козни завистников, как это случилось с самим Романом, а творческим людям развить свой поэтический, музыкальный и исполнительский талант. Обращаться к ней можно и в других трудных обстоятельствах.
Где находится образ Преподобного Романа
Преподобный Роман Сладкопевец привнес огромнейший вклад в церковное песнопение, придав ему особую мелодичность и гармоничность. За свои труды и верность Господу он был причислен к лику святых, и в честь него была написана икона. В настоящее время его песни и молитвы читаются в каждой церкви.
Святой образ преподобного Романа Сладкопевца украшает многие храмы нашей родины. Особое почтение иконе Праведника отдают в Храме Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Ежегодно 14 октября в церкви проходит служение в память о преподобном Романе.
Также в честь мученика было возведено два храма: Церковь Романа Сладкопевца в Санкт-Петербурге и в Москве, на территории Преображенского собора при Ново-Спасском монастыре.
Творческое наследие
Наибольшую память о себе Роман Сладкопевец оставил как автор многих песнопений: кондаков, икосов, гимнов, молитв и акафистов. Роман был автором и слов, и музыки этих произведений, вошедших в сокровищницу православной гимнографии. Гимны Романа Сладкопевца, обычно, содержат вариации на темы библейских сюжетов.
Явление Богоматери Роману Сладкопевцу. Ок. 985г.
Роман Сладкопевец считается автором более тысячи произведений. Несмотря на то, что со временем кондаки были потеснены в православной гимнографии другим типом песнопений – канонами, влияние творчества Романа Сладкопевца на позднейших авторов на протяжении столетий оставалось очень значительным.
В канонах разрабатывались темы, начало которых было положено еще Романом Сладкопевцем, сочиненный им кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и по сей день исполняется в Рождественских Богослужениях, начальные строфы многих канонов, которые мы именуем сегодня кондаками, сохранились со времен Романа.
К числу наиболее значительных творений Романа Сладкопевца следует отнести упоминавшийся уже кондак Пресвятой Богородице, а так же кондаки Святителю Николаю Чудотворцу, святым безсребренникам Косьме и Демиану, Симеону Столпнику и другие.
Молитва регента о пламенном служении
О преблагий Господи, святый Творче небеси и земли. Сподоби мя, недостойного, стать истинным рабом Твоим и яви на мне святую волю Твою. Да поведу за собой в истине и правде воспевающих Тебе братьев и сестер моих к достойному славословию Твоему. Да прославит мое служение святую службу Твою и да укрепит и подаст наш певческий труд избранному народу Твоему жажду молитвы Тебе.
О преблагий Господи, подаждь братьям и сестрам моим по певческому служению умиленное сердце, благоугодное Тебе. Умягчи их сердца, ниспошли им понимание моих регентских трудов, да не впадут во искушение и не соблазнятся о мне, грешном. Подашь ми мудрость ангельскую, сердце пламенное и люботрудное, силы неиссякаемые и святую жажду служения Тебе, да укрепимся мы на певческие подвиги во святое Имя Твое. Тебе же слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.
Святость
Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.
Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.
Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.
Составление жития святого
Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.
Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.
Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.
Константинополь
Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.
А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.
Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.
Врачебная практика святого
Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.
Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.
Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.
Познание в праве
На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.
Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.
Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому — кондак «Трех отроков».
Новые свидетельства
Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник — житие святого Артемия — имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».
Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.
Служба святому Роману — другая группа свидетельств — канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).
Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.
Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно — во втором и третьем икосе.