Что такое единоверческая церковь? Единоверческие церкви в России

Из истории мы знаем, что в результате реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в Русской церкви возник раскол. Достаточно большая группа православных христиан не признала нового богослужебного обряда и отказалась такие нововведения признавать.

В результате так называемые «старообрядцы» подверглись гонениям со стороны государства и церковного руководство. При этом не все слышали о том, что уже в 18 веке «старообрядцы» начали молиться в новообрядных приходах. Это явление называется «единоверие» и символизирует полноту Церкви.

Церковная реформа патриарха Никона, в результате которой появились старообрядцы (единоверцы)

Чем является единоверие?

Что значит единоверческая церковь? Это одно из направлений в старообрядчестве, появившееся в XVIII столетии. Основным отличием единоверия от прочих старообрядческих религиозных направлений является то, что им признается верховенство Московского Патриархата.

Иными словами, единоверцы не являются фанатичными приверженцами исповедуемых взглядов, не устраивают отгороженных от мира общин в таежных дебрях. Они просто немного иначе проводят богослужения, а их храмы имеются практически в каждом исторически значимом городе. К примеру, стоит единоверческая церковь в Москве (и не одна), есть приходы и в Санкт-Петербурге, на Урале.

Старообрядство зачастую представляют как своего рода сборище «мучеников», бунтующих против нововведений. Отчасти это правильно, но единоверцы таковыми не являются. Приверженцы этого варианта православия вполне адекватны и не пытаются противостоять изменениям или же повернуть время назад. Они предпочитают быть частью русской православной церкви и подчиняться патриарху.

В советские годы единоверческая церковь переживала упадок, ее храмы отчуждались и осквернялись точно так же, как и все прочие. Однако с конца прошлого столетия единоверие начало возрождаться.

При императоре Николае Втором единоверы стали называться «православными старообрядцами»

17 апреля 1905 года император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он упразднил впервые за 250 лет законодательные ограничения в отношении старообрядцев. В 1906—1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве, и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов.

Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв.

Священномученик Симон (Шлеёв), единоверческий епископ Охтинский. Фотография. Около 1918 года. Его община в Санкт-Петербурге в 1900-е годы стала центром единоверческого движения

В 1909 году собрался Московский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. В 1912 году в Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский единоверческий съезд. Он установил, что понимать под единоверием в России, а также решил вопросы внутренней жизни единоверческой Церкви. 31 января 1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II.

На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами». Перед Революцией на всей территории Российской империи имелось 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

Каких традиций придерживаются в единоверии?

Никаких особых, существенных отличий от обычного православия единоверие не имеет. Суть вероисповедания та же самая, перечень и порядок богослужений тоже ничем не отличаются. Разница между единоверцами и обычными православными — в их понимании организации быта, укладе жизни и, безусловно, внешних проявлениях обрядности.

Для единоверия характерны такие основные характеризующие нюансы:

  • двоеперстие при совершении крестного знамения;
  • сохранение древних богослужебных чинов и следование им;
  • проведение обрядов по старопечатным, изданным до раскола книгам;
  • поддержание традиционного, соответствующего «Домострою» уклада жизни.

Единоверческая церковь как здание, в котором совершаются богослужения, никаких отличий от обычного православного храма не имеет ни снаружи, ни внутри. Понять до начала службы, что храм относится к старообрядческому направлению, практически невозможно.

Что значит быть единоверцем?

Что значит единоверческая церковь? Это в первую очередь следование человека определенным духовным и нравственным традициям, а уже потом – уклад жизни, нюансы обрядности и прочее.

Для единоверца важна духовная близость тесное общение с другими членами общины. Для такого человека естественным является:

  • чтение полунощницы и павечерницы, то есть утренней и вечерней молитв;
  • соблюдение постов;
  • сопровождение обращением к Господу любого начинания;
  • посещение служб и собраний общины;
  • пожертвования храму;
  • посильная помощь единоверцам;
  • постоянное духовное самообразование и развитие.

Что же касается каких-либо особенностей в одежде, то никаких церковных предписаний к этому не существует. Если женщины, состоящие в общине, которой руководит единоверческая церковь, не пользуются декоративной косметикой, носят юбки «в пол» и редко снимают платки, то религия тут ни при чем. Особенности манеры одеваться – личное дело каждого человека, хотя, безусловно, понятие о скромности и достойности в единоверии присутствует, как и в прочих направлениях христианства.

Сегодня единоверие привлекает многих тем, что для этого направления православия важны нравственная чистота, следование традициям и буквальное понимание Божьих заповедей. Женщины, следующие старому обряду, могут заниматься домом и детьми, в буквальном смысле быть «за мужем» — и никто их не упрекнет в отсутствии работы и финансового дохода. Мужчины же в этих общинах не ощущают никчемности. Они являются главами семей и несут полную ответственность за благополучие своих домов. Для многих единоверие подобно острову прошлого в море бездушия настоящего.

Как устроена жизнь в единоверии?

В единоверии понятие «община» – не пустой звук или строчка из учебника по истории. Все члены прихода (разумеется, речь не о тех, кто заглядывает на службу или в храм случайно) тесно общаются между собой, поддерживают почти что родственные отношения. Приняты совместные трапезы, проводятся духовные собрания. При возникновении каких-либо сложностей проблемы решаются совместно. В некоторых приходах следуют традиции «десятины», то есть передачи храму десятой части доходов.

Священник, как правило, выдвигается из самой общины. То есть этот человек зачастую не имеет духовного образования, не обучался в семинарии, а сан принимает по воле сердца, душевной предрасположенности и, конечно же, по решению членов общины. Однако это не является незыблемой традицией или же правилом. Подобный обычай возник по необходимости, поскольку духовных лиц в старообрядчестве намного меньше, чем паствы.

Монастырская звонница

В повседневном быту, в жизни единоверцы руководствуются написанным в следующих книгах:

  • «Домострой»;
  • «Стоглав»;
  • «Кормчая»;
  • «Сын церковный».

В духовности же единоверческая православная церковь следует написанному в Евангелиях и прочих религиозных книгах. Наставлениями апостолов и святых верующие тоже не пренебрегают.

Как начиналась легализация единоверия?

Первое официальное положение о единоверческих церквях появилось 3 июня 1799 года. Это был указ Павла Первого, предписывающий управление делами старообрядческих московских общин архиепископу Казанскому Амвросию. Этому указу предшествовали продолжительные попытки «договориться», как со стороны старообрядцев, так и инициированные Патриархатом. Но, к сожалению, взаимоотношения духовенства с обеих сторон более походили на политический торг, чем на христианское примирение. Обе стороны выставляли перечни требований и претензий, называя их «просьбами». И, конечно же, никто не шел на компромисс. При этом и старообрядцы, и их оппоненты не забывали подавать прошения и челобитные императору.

Указ Павла стал «первым блином», который, согласно народной поговорке, всегда получается комом. Казанский архиепископ потребовал от единоверцев поминовения на великом входе императора, членов Синода и правящего архиерея. Единоверческая церковь в Москве, во главе которой и был поставлен Амвросий, отказалась выполнить данное требование. По каким причинам духовные руководители единоверцев сочли требования архиепископа неприемлемыми, сейчас понять невозможно. Однако, пытаясь войти в лоно «господствующей церкви», как старообрядцы именовали официальное вероисповедание, духовные руководители постоянно ставили условия и выдвигали собственные требования, забыв о христианском смирении. Разумеется, ни о каких уступках с их стороны речи и не шло. Вполне возможно, что за такой позицией руководителей единоверия скрывался страх принудительного изменения их обрядов и манеры служения.

Храм в стиле ампир

Но Павел Первый не был тем человеком, волей которого можно было бы пренебречь. Отказ старообрядцев от исполнения требований архиепископа повлек за собой следующее: единоверческая церковь устройство свое сохранила, но вновь оказалась на положении еретической секты. Подписанный императором 22 августа 1799 года указ предписывал прекращение любых взаимоотношений и контактов со старообрядцами. Это предписание вернуло духовенство старого обряда «с небес на землю». Руководители единоверцев были вынуждены искать сближения с Патриархатом уже на тех условиях, которые им диктовало православное духовенство.

Единоверие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Возможность сохранения дореформенного чина в богослужении была подтверждена самим инициатором церковных новшеств — Патриархом Никоном. После воссоединения с господствующей церковью старообрядца Григория (Иоанна) Неронова ему было позволено совершать службы по старопечатным книгам. Сам же Никон после отхода от патриаршей власти напечатал в 1658 году в Иверском монастыре Часослов в котором употреблялись сохраняемые старообрядцами сугубая (двойная) аллилуия и дореформенный текст Символа Веры. В период конца XVII—XVIII веков единичные случаи присоединения к господствующей церкви старообрядческих общин с сохранением ими древних богослужебных чинов происходили во многих местах и были дозволяемы местными архиереями: митрополитом Суздальским Иларионом, архиепископом Новгородским Димитрием (Сеченовым), епископом Псковским Гедеоном (Криновским), архиепископом Астраханским и Ставропольским Никифором (Феотоки).
Деятельность инока Никодима

В связи с вымиранием священников дореформенного поставления положение старообрядцев, приемлющих священство (поповцев), делалось всё более и более затруднительным, ввиду чего в конце XVIII века возникло сильное течение на поиск компромиссов с господствующей церковью. Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на р. Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего видения проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Имея согласие 1500 старообрядцев, инок Никодим в 1783 году изложил в 12 пунктах в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью. Главных условий было несколько: а) чтобы были отменены клятвы прежних русских соборов на старые обряды; б) чтобы старообрядцам был дарован хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода; в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужения совершались по старому, дониконовскому чиноположению; г) чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод; д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья. Неожиданная кончина 12 мая 1784 года инока Никодима несколько затормозила, но не остановила процесс. Единомысленные с иноком Никодимом стародубские старообрядцы подали в 1787 году новое прошение, но уже из 10 пунктов в котором не было упоминания об отдельном хорепископе: просили лишь священников, которые были присланы в 1788 году. Новым вдохновителем идей «новоблагословенного согласия» после инока Никодима стал протопоп Андрей Иоаннов, сам обратившийся из старообрядчества в единоверие, он стал известен как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского систематического труда «Историческое известие о раскольниках», составленного на основании редких первоисточников. Из Стародубья движение за единоверие стало распространяться широко по стране: в 1788 году появился приход в Елизаветграде; в 1791 году — в Троицкой слободе на р. Днестре; в 1794 году — в Перми; в 1797 году — в Казани; в 1798 году — в г. Александрии, Иркутской губернии, в Твери, Торжке, Тверской губернии, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и, наконец, в 1800 году — в Москве. С 1787 году в 30 верстах от Херсона действовал также единоверческий монастырь.

«В московской Троицкой единоверческой церкви, 3-го июня, происходило небывалое доселе торжество: два старообрядческие епископа – Онуфрий Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии, и Пафнутий Коломенский, с тремя другими лицами из раскольничьей иерархии, белокриницким священно-иноком Иосафом, архидиаконом митрополита Кирила Филаретом, и белокриницким же иеродиаконом Мелхиседеком, торжественно присоединены к Православной церкви на правилах единоверия. Слухи о намерении некоторых раскольников епископов обратиться к Православной церкви давно уже ходили в Москве, особенно в старообрядческом обществе, которое было сильно встревожено этими слухами. Упомянутые выше лица, действительно, еще в начале нынешнего года, заявили о намерении своем оставить раскол преосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, прося его святительского благословения своему начинанию и отеческого содействия к приведению его в исполнение. Маститый архипастырь Москвы принял самое живое участие в их положении. После неоднократного свидания и продолжительных бесед с ними, оценив по достоинству побуждения, расположившие их отказаться от раскола, и вполне убедившись в совершенной искренности их расположения к православной церкви, он с особым вниманием занялся устроением дела о их присоединении…» (1865 г. «Московские Ведомости»). По предшествующим 1800 году просьбам старообрядцев отношения и положение соединенно-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. В мае1799 года московские старообрядцы, потерпев неудачу при переговорах с митрополитом Платоном (Левшиным), обратились с просьбой лично к императору, в которой ходатайствовали о даровании отдельного епископа с местопребыванием в Рогожской слободе. По мысли просителей данный епископ должен был бы управлять всеми присоединившимися к Русской церкви старообрядцами. 3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея) выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа 1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения. Жесткая линия Павла I заставила старообрядцев Москвы вновь искать сближения, но уже на ограниченных митрополитом Платоном (Левшиным) условиях. Позже, на основании «ходатайства о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года. 9 ноября 2000 года исполнилось двести лет официального учреждения Государем Императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской Православной Церкви единоверческих (старообрядных) приходов. Они возникли по инициативе старообрядцев, желающих выйти из раскола при сохранении за ними права на древлеправославные богослужебные традиции. Единоверческие приходы являются неразрывной частью Православной Церкви и канонически подчиняются ее архиереям. Они сохраняют древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое унисонное знаменное пение. С учреждением Единоверия начался трудный и не всегда успешный процесс преодоления Русского Церковного раскола, уходящего своими корнями в середину XVII века. Единоверие служит задаче примирения и воссоздания Церковного единства на Руси. Оно исповедует принципиально важную мысль о том, что при общности догматического учения обрядовые различия не являются достаточным основанием для разделения верующих. Старый и новый обряды равночестны и могут сосуществовать в рамках единой Церкви. Всей своей исторической судьбой Единоверие воплощало стремление к преодолению разделения. При сохранении до настоящего времени разделения верующих по обрядовому признаку в целом ситуация существенно изменилась. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам, пришло взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового обрядов. И в этом заслуга в частности и Единоверия. 8 августа 1832 года было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход в единоверие т. н. «незаписным старообрядцам», но это не меняло общего прохладного отношения иерархов Русской православной церкви к идее единоверия. Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приидут согласие». Такой позиции придерживались: митрополит Платон (Левшин), митрополит Московский (позже Санкт-Петербургский) Серафим (Глаголевский), архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1906-1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв. В 1910 году в Москве собрался I Всероссийский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. Представителем от Синода на съезде единоверцев был архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский). С 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся II Всероссийский единоверческий съезд председательствовал на котором архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). На повестке дня работы съезда были: пересмотр правил единоверия; вопросы богослужения в единоверческих церквах; вопросы, касавшиеся организации общества единоверцев и общего управления единоверием в России; вопрос о клятвах московских Соборов XVII века; проблема привлечения в лоно Православной Церкви старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами». К 1918 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей. Поместный Собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных: — Симон (Шлеев) (3 июня 1918 — 12 сентября 1921), епископ Охтенский, в ведении Митрополита Петроградского (с 1920 епископ Уфимский); — Амвросий (Сосновцев) (1918—1926) епископ Мстёрский, викарий Владимирской епархии; — Иов (Рогожин), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии (9 мая 1920 — лето 1922), епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии (1927 — 20 апреля 1933); — Никанор (Кудрявцев) (1921 — 30 октября 1923) епископ Богородский, викарий Московской епархии; — Павел (Волков) (17 июля 1922—1929) епископ Керженский, викарий Нижегородской епархии; — Ириней (Шульмин) (27 января — 2 ноября 1923) епископ Кушвинский, викарий Свердловской епархии; — Петр (Гасилов) (21 декабря 1922 — 11 февраля 1924) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии; — Руфин (Брехов) (7 мая 1925 − 1930) (расстрелян в 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии; — Вассиан (Веретенников) (20 сентября 1926 — март 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии. Постановление («Деяние») Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 10 (23) апреля 1929 года признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признаются недействительными постановления Большого московского собора 1666-1667 годов. Это Постановление было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию: «Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, Собор, повторимся ещё раз, дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены. В советское время не закрытыми оказались только 3 единоверческих прихода (с. Малое Мурашкино, в Латвии и Кировоградской епархии Украины). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988). После краха коммунистической системы единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде — инициатива создания приходов идёт снизу, представляя своего рода «внутреннюю эмиграцию» в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и представляют из себя консервативную часть РПЦ (достаточно часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних). В 2000 году Русская Православная церковь отмечала две крупные юбилейные даты: двухсотлетия христианства и двухсотлетия учреждения Единоверия в Русской Православной Церкви. В 1999 году Единоверческие приходы России приняли решение о создании организационной комиссии для подготовки и проведения праздничных торжеств. Была разработана программа юбилейных мероприятий, которую утвердил и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Архиереи Русской Православной Церкви оказывали большую помощь единоверцам в процессе подготовки к юбилею. Особенную заинтересованность в этой работе проявили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Официальным юбилейным торжествам предшествовало сослужение настоятелей основных Единоверческих приходов России, которые утром 26 ноября 2000 года отслужили праздничную литургию в церкви святителя Николы в Студенцах. По окончании службы была организована экскурсия по единоверческим местам Москвы и Подмосковья, а так же решались организационные вопросы. В день памяти святого апостола Филиппа и святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, 27-го ноября 2000 г. в Москве начались торжества, посвящённые 200-летию Единоверия в России. В них приняли участие представители большинства старообрядческих /единоверческих/ приходов Московской патриархии, а так же других староверческих согласий: 1. Приход церкви Святителя Николы в Студенцах, город Москва, настоятель священноинок Пётр. 2. Приход церкви Михаила архангела, село Михайловская Слобода, Московской области, настоятель священноинок Иринарх. 3. Приход церкви Спаса-Преображения Господня, город Куровское, Московской области, настоятель Священноиерей о. Дмитрий. 4. Приход церкви Владимирской иконы Божией Матери, село Осташево, Московской области, настоятель священноиерей о. Сергий. 5. Приход церкви Святителя Николы на улице Марата, г. Санкт-Петербург, настоятель священноиерей о. Пётр. 6. Приход церкви г. Нижний Тагил, Екатеринбургской области, настоятель священноиерей о. Леонтий. 7. Приход церкви Покрова Богородицы, село Малые Мурашки, Нижегородской области, настоятель священноиерей о. Василий. 8. Единоверческий священник священноиерей о. Антоний, г. Ростов. 9. Приход часовни Тихвинской иконы Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области, председатель приходского совета Чиж С. З. 10. Представители единоверческих общин Пскова, Нижнего Новгорода. 11. Приход храма Рождества Христова, город Ири, штат Пенсильвания, С.Ш.А. — РПЗЦ., о. Иоанн. 12. Представитель Поморской старообрядческой Гребенщиковой общины город Рига (Латвия), старший наставник Иоанн Миролюбов. 13. Представители Древлеправославной Поморской церкви Белоруссии. 14. Председатель Поморской старообрядческой общины город Минск — Клементьев В. Е. 15. Представители Поморских старообрядческих общин Литвы. 16. Представители поморских общин г. Москвы и других городов России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в стенах Успенского Собора Московского Кремля единоверческие священники по древнему чину совершили молебен Спасу. Возглавлял богослужение священноинок Пётр, настоятель храма Николы в Студенцах. На службе присутствовали иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Со всей России прибыли в Московский Кремль верующие, на которых незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного пения сводного хора единоверцев и староверов в стенах Успенского Собора (головщик церкви Николы в Студенцах — Устинов А. Г.). Молящиеся испытывали чувства большой значимости происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в Успенском Соборе, в который вернулось исконное древнее благочестие. Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в которой он тепло поздравил присутствующих с юбилеем. Отметив, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыко подчеркнул ошибочность русской государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине 17 века. Им было о. В завершении, прощаясь с Успенским Собором, верующие приложились к мощам святых первоиерархов Русской Православной Церкви. Затем, в Свято-Даниловом монастыре прошла юбилейная конференция. Её открыл приветственным словом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Чадам Русской Православной церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата». Единоверческая община Санкт-Петербурга — https://edinoverie.narod.ru/history_vozniknovenie.html Русская Православная Церковь (РПЦ) Русская Старообрядческая Церковь

Copyright © 2022 Любовь безусловная

Как и когда учредили единоверие?

Учреждение единоверческих церквей как составляющей части русского православия, состоялось 27 октября 1800 года. Именно в этот день император Павел Первый принял «Ходатайство о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских». Тогда же было введено понятие «единоверие», являвшееся формой обозначения воссоединения старообрядцев с действующей Православной Церковью.

Вход в часовню

Однако это воссоединение было достаточно странным. К примеру, не были отменены положения, принятые на соборах XVII столетия, относящиеся к совершению крестного знамения двумя перстами и к проведению иных старых ритуальных обрядов. Эти положения именовались «клятвами». Смысл слова в данном случае аналогичен значению термина «проклятие». Соборные клятвы снимались только епископами и в индивидуальном порядке. Освобождались от них лишь те, кто принимал «новый обряд», то есть воссоединялся с господствующей церковью. Таких людей тогда и называли единоверцами.

Основателем движения единоверия стал инок Никодим

Возникновение движения единоверов в России связывают с именем инока Никодима. Предпосылками этому стало резкое сокращение числа священников дореформенного постановления положения среди старообрядцев, приемлющих священство (поповцев).

Целью его стало примирение с представителями господствующей церкви. Одним из инициаторов такого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на реке Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим.

Светлейший князь Г.А. Потёмкин незадолго до смерти. Потёмкин был один из тех, кто поддержал лидера единоверов инока Никодима

В 1781 году граф Румянцев-Задунайский посоветовал Никодиму через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) направить в Санкт-Петербург письмо со своими предложениями. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку.

Через два года Никодим с согласия 1500 старообрядцев направил прошение на имя Императрицы и Святейшего Синода. В нём в 12 пунктах он изложил те условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью. Основными условиями стали следующие:

  • отмена клятв прежних русских соборов на старые обряды;
  • дарование старообрядцам епископа, который бы находился в непосредственной зависимости от святейшего Синода;
  • дарование права епископу проставления для старообрядцев-поповцев священников и совершения всех богослужений по старому, дониконовскому чиноположению;
  • снабжение Святым Синодом старообрядцев миром;
  • дарование пастве епископа права ношения бород и русского платья.

«Праздник» (старообрядческая рукопись, Гуслицы, конец XIX века). Одним из требований единоверов к властям было требование разрешить им совершать богослужение в лоне Русской Церкви по старым богослужебным книгам

Другим вдохновителем единоверческого движения стал протопоп Андрей Иоаннов, обратившийся из старообрядчества в единоверие.

К чему привело учреждение единоверия?

Вероятно, большинство верующих почувствовали после подобного воссоединения не облегчение, а недоумение. Следующие старому обряду посчитали себя преданными духовными руководителями. Учреждение единоверия привело к тому, что люди стали уходить в глушь, подальше от мира, и обустраивать там изолированные общины.

Разумеется, так поступила меньшая часть верующих. Большинству было что терять, и оставлять все нажитое из-за политических игр не хотелось. Большую часть старообрядцев составляло купечество, к примеру, единоверческая церковь в Санкт-Петербурге практически не имела среди прихожан представителей других сословий. Купцы были людьми набожными, но вместе с тем и весьма прагматичными.

Церковь с колокольней

Это сословие приняло все регламентирующие старообрядчество акты, но насколько искренне – сейчас ответить не сможет никто. Службы по старому обряду с совершением крестного знамения продолжались и после введения понятия «единоверия», но не афишировались. Иконы старого образца писались и размещались в храмах, домах. Жизненный уклад тоже сохранился. Однако внешне все выглядело так, будто бы господствующая церковь поглотила старообрядчество.

Некоторые единоверческие приходы Москвы

Когда речь заходит о старообрядческих приходах столицы, большинству людей вспоминается единоверческая церковь на Таганке. Это очень красивый храм с особой атмосферой, в который так и хочется зайти. Сложно поверить, что церковь долгие годы пребывала в запустении и была вновь освящена лишь в 1996 году.

Находится храм Святителя Николая на Студенце на Таганской улице в строении под номером 20а. Его часто ошибочно именуют Никольским. Никольская единоверческая церковь расположена не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Храм на Таганке же Никольским именовать не нужно, это не является правильным вариантом названия.

Хотя церковь на Таганке в данный момент наиболее известна среди верующих, следующих старому обряду, гораздо более интересен другой храм. В самом центре Москвы, на печально известном всем любителям отечественной истории Болотном острове, стоит церковь Троицы Живоначальной, или же, как ее называют священники, храм святителя Николы.

Вид на Берсеневскую набережную

Найти ее можно по адресу Берсеневская набережная, строение 18/22. Это буквально в нескольких шагах от знаменитого на весь мир памятника сталинской эпохи – Дома на набережной, в котором жили представители советской элиты и откуда их по утрам увозили работники спецслужб. А еще ближе к данному храму неприметное старое здание в пару этажей со скромной исторической табличкой. Это палаты Малюты Скуратова. Легенд и страшных историй об этом доме гораздо больше, чем о «каменном монстре» советской эпохи.

Несмотря на столь специфическое месторасположение, храм обладает уникальной энергетикой. Хотя он еще и находится в процессе реконструкции, двери для верующих и любопытных уже открыты. Достаточно интересен такой момент: выходя из данного храма, человек видит собор Христа Спасителя, находящийся по другую сторону набережной.

Говоря о единоверческих приходах столицы, нельзя обойти стороной церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящуюся в Рубцове. Примечательна она тем, что в ней расположен центр древнерусской богослужебной традиции. Иными словами – представительство Патриарха. Находится эта церковь на улице Бакунинской, в строении 83.

О некоторых единоверческих храмах Московской области

Когда речь заходит о храмах Подмосковья, большинству людей вспоминается Троице-Сергиева лавра. Между тем это далеко не единственный духовный центр, находящийся вблизи от столицы. Церквей в Подмосковье очень много, в том числе и единоверческих.

Они находятся совершенно в разном состоянии. Некоторые поблескивают золотом куполов и бывают переполнены во время богослужений. Другие же отчаянно нуждаются как в восстановлении, так и в прихожанах.

К примеру, в селе, называющемся Авсюнино, вблизи от Орехово-Зуева, стоит Петровская церковь. Официальное название этого храма – церковь Петра, Митрополита Московского. Первое служение здесь прошло в кровавом 1905 году. Началось же строительство церковного здания в 1903 г. Это удивительно – всего лишь в нескольких десятках километров от кидающихся самодельными бомбами террористов, от бесконечных протестов и демонстраций, участники которых зачастую в принципе не понимали, за что они выступают и к чему их призывают, тогда, когда в толпу верующих, пришедших «к царю», стреляли юнкера и жандармы, здесь, в небольшой деревеньке, построили и открыли новый храм.

Восстановление церкви

Сейчас тут есть священник, но само здание отчаянно нуждается не просто в реконструкции, а практически в отстройке заново.

Еще одним, весьма символическим местом, можно считать церковь, находящуюся в Воскресенском районе, в селе Осташово. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – это приход в общине, насчитывающей более чем две сотни человек. Примечательно же это место тем, что община не была «восстановлена». Она образовалась в 1991 году из людей, ищущих духовности и стремящихся сохранить моральные и нравственные устои. Из тех, кому было важно растить своих детей не в условиях бесконечной гонки за материальными ценностями, а в рамках старых традиций русской духовности.

Церковь открыта, и на служениях всегда чрезвычайно много людей. Здесь будет интересно тем, кто хотел бы больше знать о современном русском единоверии и его отличиях от обычного православия.

В советский период единоверие о

Поместный собор 1917-1918 годов утвердил право иметь своих епископов. Единоверческие епископы присутствовали на III Всероссийский съезд единоверцев 1927 года. В дальнейшем в течение 1920-х годов церкви старообрядцев, в том числе и единоверов были закрыты. Верующие совершали богослужения на дому мирским чином, отдельные приходы постепенно переходили на новый обряд.

Единоверческий епископ Сактинский и Керженский Васиан в 1929 году. После ареста Вассиана в 1937 году единоверческими приходами на общих основаниях стали управлять Архипастыри РПЦ

10 (23) апреля 1923 года Временный патриарший Священный синод признал равноспасительность старого и новых обрядов. Кроме того, он снял клятвы со староверов и признал недействительными постановления Большого Московского собора 1666-1667 годов.

В 1937 году из-за ареста единоверческого епископа Вассиана (Веретникова) управление единоверческими приходами в епархиях передано до новых распоряжений местным Архипастырям на общих основаниях.

Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года это решение подтвердил, а также указал на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века. Он окончательно утвердил тождественности богослужебной традиции как единоверов, так и старообрядцев православию. Поместный собор 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

Бывший единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище (ныне в храме совершаются только новообрядческие службы). Храм святителя Николая стал последним храмом московских единоверцев

В результате единоверческие общины стали распускаться, переходя в ноовобрядные приходы. В поздний советский период функционировало всего лишь три единоверческих прихода: в селе Малом Мурашкине Горьковской области, в Латвии и селе Злынке Кировоградской епархии УССР. Последним храмом московских единоверцев до 1960-х годов была Никольская церковь на Рогожском кладбище.

Единоверие в Санкт-Петербурге

Достаточно широко распространено мнение о том, что Санкт-Петербург является крупным центром старообрядчества. Формированию этого убеждения во многом поспособствовала Никольская единоверческая церковь на улице Марата. Это действительно крупнейший духовный центр для всех верующих, следующих старому обряду, невзирая на то, что «полноценной» церкви в здании сейчас нет.

Прогуливаясь по Кузнечному переулку, пройти мимо этого храма невозможно. Никольская единоверческая церковь в СПб – невероятно впечатляющее здание в стиле ампир. Оно весьма большое, но не производит ощущения громоздкости или величия. Здание в принципе не похоже на церковное, его фасад больше напоминает театр или же обсерваторию. Вероятно, именно внешние особенности помогли Никольскому храму пережить советские времена с достаточно незначительными потерями. В годы советской власти Никольская единоверческая церковь СПб использовалась как музей Арктики и Антарктики. Разумеется, это является осквернением храма, но все же данный вариант лучше, чем использование под склад или тюремный изолятор.

Построена Никольская единоверческая церковь была в 1838 году. Возведение ее длилось 18 лет, а автором архитектурного проекта являлся Авраам Мельников. В 1919 году церкви был присвоен статус соборного храма. Соответственно, получил приход и все права уездных и городских соборов. Нужно отметить, что ходатайство о присвоении данного статуса было подано еще в 1910 году. В начале ушедшего столетия в Санкт-Петербурге и его окрестностях насчитывалось несколько тысяч верующих, следовавших старому обряду. Разумеется, все они были единоверцами или же считались таковыми. Но, невзирая на очевидную нужду в присвоении храму статуса собора, патриархат рассматривал вопрос в течение девяти лет. Вполне возможно, что если бы революция не пошатнула положение церкви, то собором Никольский храм так бы и не стал.

Возвращение церкви помещений храма проводится поэтапно. Начался этот процесс в 1992 году, а к 2013 почти что все помещения перешли под церковную юрисдикцию. Найти Никольский храм можно на улице Марата, в месте ее пересечения с Кузнечным переулком.

«Мне всегда хотелось вернуться в Россию»

— Вы упомянули, что сами родились в семье эмигрантов. Как Ваша семья оказалась в Европе?

— Моя мама — из потомков белой эмиграции. Ее родители приехали во Францию еще совсем детьми. А родилась она уже в Париже, там же и училась. Потом ее отец, который был инженером, стал время от времени приезжать в Советский Союз — в то время французские инженеры, случалось, помогали строить разные объекты для СССР. А его супруга, моя бабушка, была в родственных отношениях с другой моей бабушкой — матерью моего отца. Благодаря этому дедушка познакомился с родителями моего отца, а позже — и мои родители друг с другом.

Мама в то время работала переводчиком и в конце 1970-х приехала работать в Москву — в гостиницу «Космос», которую тоже строили французы. Здесь мои родители поженились, сюда и меня привезли вскоре после того, как я появился на свет. Во Францию мы вернулись перед Олимпиадой 1980 года.

С тех пор мы жили во Франции, но каждое лето на два-три месяца я приезжал к дедушке и бабушке, родителям отца: у них была дача в Подмосковье. Отец до конца 1980-х оставался во Франции: мы опасались, что, если он приедет в Москву, его могут больше не выпустить. А мы с мамой и братьями были французскими гражданами и приезжали сюда относительно свободно. Во всяком случае, визы нам давали.

Прапрадедушка епископа Саввы ­— cвященник Николай с матушкой Фото tutunov.org

— Семья была церковная?

— Да, церковная. Крестили меня здесь, в Москве, в храме пророка Илии Обыденного, где еще родители мои венчались, а бабушка состояла в «двадцатке». Когда мы переехали во Францию, то и там продолжали ходить в храм.

— Который подчинялся Константинопольскому Патриархату…

— Да. Это был храм святых равноапостольных Константина и Елены — насколько мне известно, самый первый из храмов, построенных во Франции первой волной русской эмиграции. Православные храмы строились во Франции и до революции 1917 года — Александро-Невский собор в Париже, Никольский собор в Ницце и другие; но из тех, которые были построены после революции, этот — первый. Располагается он в Кламаре, пригороде Парижа, и в то время входил в состав Константинопольского Патриархата.

— Что Вам запомнилось из церковной жизни тех времен?

— Наверное, что все приходы — во всяком случае, подавляющее их большинство — были очень малочисленными. Все прихожане знали друг друга, и священник каждого из них знал по имени. Это накладывало свой отпечаток на взаимоотношения в общине, на жизнь прихода.

Да и весь «русский Париж» — десять приходов, — большинство прихожан тоже друг друга знали и тепло общались, очень много было семейных связей. Иногда это напоминало отношения в коммунальной квартире — и в хорошем, и в не очень хорошем смысле слова: могли разноситься какие-то сплетни, люди могли ссориться друг с другом и т. д. Но так или иначе отношения были очень личными, и это была сильная сторона русских приходов в дальнем зарубежье.

Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Ренетто) во время визита патриарха Кирилла во Францию Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016 Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

— Очевидно, это были уже не сами эмигранты, а потомки тех, кто уехал из России в 1920-е?

— Большинство людей, которые покинули Россию в первую волну эмиграции, ко времени моего отрочества уже, конечно, скончались. За редкими исключениями, одним из которых была моя прабабушка — бабушка моей мамы. Жив был в начале 1990-х годов и мой дедушка, но он эмигрировал еще маленьким мальчиком.

Зато были живы многие из тех, кого было принято относить к «перемещенным лицам»: во время Второй мировой войны немцы вывезли их с оккупированных территорий СССР в лагеря, расположенные в Западной Европе, там многие из них и остались после войны. Если говорить о представителях белогвардейской эмиграции — конечно, я застал в основном представителей уже второго-третьего ее поколения.

— А как эти люди относились к Русской Православной Церкви? Не считали, что лучше держаться подальше от «советской Церкви»?

— Среди прихожан Константинопольского Патриархата я такого не помню. Все мы понимали, что Русская Церковь живет в условиях гонений, и на литургии всегда читалась особая молитва «о страждущей стране нашей Российской». Помню буквально пару человек, которые периодически прохаживались в разговорах в адрес «советской Церкви», но они были скорее исключением и воспринимались мною как люди со странностями.

15 сентября 2022 г. в Александро-Невском соборе в Париже

впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе

к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу

— Как случилось, что Вы сами перешли из юрисдикции Константинопольского Патриархата в юрисдикцию Московского Патриархата?

— Мне всегда хотелось вернуться в Россию. В последние годы моей учебы в лицее Orsay-Paris XI я был иподиаконом у владыки Сергия (Коновалова) и собирался оставаться рядом с ним и помогать столько, сколько потребуется. Тем более что владыка Сергий, как я уже сказал, очень много работал над возвращением Архиепископии в состав Русской Православной Церкви. В 1999 году он меня направил на обучение в Московскую духовную семинарию, но на каникулы я возвращался в Париж и помогал владыке. В один из моих приездов он постриг меня в монашество. А в 2003 году владыка Сергий скоропостижно скончался от тяжелой формы рака. Оставалось буквально несколько дней до того момента, когда он собирался представить на обсуждение епархиального собрания предложение о присоединении к Русской Православной Церкви…

Однако после смерти владыки Сергия в епархиальный совет и в другие органы управления Архиепископией пришли люди, которые отторгали идею присоединения к Русской Православной Церкви. Впоследствии эти настроения только усилились: в адрес Русской Церкви все чаще стали звучать упреки в том, что она будто бы авторитарная, что, дескать, слишком связана с государством… Я не разделял эти мнения. На мой взгляд, правомерность существования Архиепископии — с историко-канонической точки зрения — в том и состояла, чтобы со временем исполнить намерение владыки Евлогия и вернуться в Русскую Церковь. Поскольку новое руководство Архиепископии тогда достаточно ясно продемонстрировало отказ от этого пути, я решил двигаться по нему самостоятельно.

Единоверческие храмы в современной России

Разумеется, единоверческие приходы имеются не только в Санкт-Петербурге и в Москве, храмы восстанавливаются и открываются по всей России. А вместе с их открытием крепнет единоверческая церковь. Шуя – один из крупных духовных центров современных единоверцев. Здесь, в небольшом городке Ивановской области, действует Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Первое упоминание об этой обители относится к 1889 году. Найти монастырь несложно, он находится на перекрестке двух улиц — Советской и 1-й Металлистов. Территория открыта для посещений, при обители действует храм, также имеются и церковные лавки.

На Донбассе восстанавливается Успенская единоверческая церковь. Этот храм, который находился в Новочеркасске, был полностью уничтожен. Сейчас на его месте открыта скромная часовня, и вполне возможно, что с разрешением весьма сложной ситуации в регионе храм все же будет полностью восстановлен.

До революции весьма сильна была на Урале единоверческая церковь. Екатеринбург сейчас не может похвастаться большим числом открытых храмов. Однако на улице Школьников находится действующий храм — Христорождественская церковь. Здание очень сильно пострадало при советском режиме, и хотя оно было возвращено церкви еще в 1993 году, восстановительные работы ведутся до сих пор.

Однако на Урале не все так плохо для единоверия, как может показаться. В Поволжье ситуация более сложная. Единоверческая церковь в Самаре до сих пор не может вернуть в свою юрисдикцию уникальное здание храма Казанской иконы Божией Матери. Хотя правильнее говорить не об уникальном здании, а о том, что от него осталось. Эта церковь до революции обладала пятью «звездными» куполами, ничуть не уступающими главам храмов Сергиева Посада. Церковь была построена на средства старообрядческой общины в конце позапрошлого столетия. Увидеть то, что от нее осталось, можно на Некрасовской улице. Номер строения – 27. В этом случае точный адрес имеет значение, поскольку понять, что перед глазами здание храма, невозможно.

Любопытным для интересующихся старообрядчеством местом является деревня Пеньки. Единоверческая деревянная Богородице-Казанская церковь была выстроена здесь в середине позапрошлого столетия. Освящен храм был в 1849 году. Закрыт властями и разграблен он был в печальном 30-м году ушедшего столетия. Уникальность этой церкви в том, что она была выполнена из дерева в полном соответствии со всеми ранними русскими традициями зодчества.

Церковь из красного кирпича

Разумеется, это далеко не полный перечень храмов и церквей, имеющих отношение к единоверию. Практически в каждом русском городе существует община верующих, следующих традициям старого обряда. Но, конечно же, зданий храмов у этих общин гораздо меньше, чем у обычной православной церкви. Ведь, хотя в наши дни и не существует официально конфликта между новым и старым обрядами, единоверцы все равно не обладают равноправием. Следующие старому обряду являются младшей, подчиненной основной господствующей церкви, духовной организацией.

Единоверие зародилось в XVII веке в царствование императрицы Екатерины II

После анафем Московского собора 1656 года и Большого Московского собора в Российской церкви произошёл раскол. В результате все крестящиеся двумя перстами объявлялись еретиками, отлучёнными от Троицы. Первоначально с ними жестоко боролись, но позже позиция властей смягчилась и их стали называть просто раскольниками.

От политики уничтожения старообрядцев к политике их легализации в общественной жизни власть перешла в начале XVIII века, при этом использовался метод фальсификаций. Многие старообрядческие писатели указывали на грубый характер таких фальсификаций.

Портрет патриарха Никона с клиром, Д. Вухтерс, 1660-1665 годы. Реформы патриарха Никона привели к расколу в Русской церкви и, в дальнейшем, появлению единоверия

При Петре I число старообрядцев в России постепенно возрастало. В XVIII веке возникла идея единоверия, то есть возможность служения по старому обряду на отдельных приходах. Несмотря на это, все клятвы-анафемы против двоеперстия и старых обрядов соборов XVII века оставались в силе.

Стоит отметить, что сторонники старого обряда в лоне Синодальной церкви считали, что эти анафемы наложены против непокорных епископ, а не против самих обрядов.

Первые упоминания об общинах, принадлежащих к старому обряду и находящихся в лоне Русской Православной Церкви к середине XVIII века. Именно тогда епископ Астраханский Илларион разрешил в своей епархии совершать старообрядцам богослужения по дореформенным книгам. Произошло это по причине их большого количества.

Портрет И. И. Мелиссино в галерее ректоров Московского университета на Моховой. Иван Мелиссино разработал первый проект примирения старообрядцев с Русской Церковью

В начале царствования императрицы Екатерины II обер-прокурор Иван Мелиссино разработал специальный проект, направленный на примирение староверов с Церковью. Документ допускал совершение православными священнослужителями богослужений по старым книгам под надзором Святейшего Синода.

Кроме того, на совместной конференции Синода и Сената от 15 сентября 1763 года заявлено о том, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: