Арх. Иоанн (Крестьянкин). Высказывания о духовной жизни.
Арх. Иоанн (Крестьянкин). Высказывания о духовной жизни.
1. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать
2. Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.
3. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души
4. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу
5. Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?
6. Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом.
7. Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби 8. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь
9. Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
10. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога.
11. Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель
12. Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека – научиться жить в мире и любви со всеми.
13. Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать.
14. Берегите семью свою – это Божие благословение вам и путь спасения
15. Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию — вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни.
16. Отпадет человек от Источника жизни, творит дела неподобные, и у него заболевает душа; а закоснеет в заблуждениях — заболевает и тело.
17. Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле.
18. Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно.
19. Источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе.
20. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.
21.Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.
22. Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.
23. В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.
24. Все спасение наше – в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.
25. Наш старец монастырский говорил о себе: “Я не ученый, а толченый”. Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.
26. Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.
27. Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.
28.Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом – да еще по неведению своему и недопониманию – разорять.
29. Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
30. Не забывайте, чадца Божии: бессильно зло, мы вечны, с нами Бог.
К читателю
Эта книга складывалась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.
Материалом для сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы XX века в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.
Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились сохранить разговорную интонацию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. з, 2). Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв.
Батюшка, а к юбилею монастыря что Вам вместе с братией хотелось сделать, что было в планах? И что удалось или не удалось, учитывая карантинные меры?
Конечно, хотелось привести обитель в порядок. Со стороны (о чем многие говорят) она выглядит удивительно красиво – ухоженная территория, благолепные храмы. Но мы-то знаем, как велико поле деятельности в этом направлении. Влага проникает в стены Спасского собора, Успенского и Всехсвятского храмов. Успенский храм еще не освящен, не расписан. Однако пандемия внесла свои коррективы. Строители, которые приезжали с Украины и вместе с нашими трудниками выполняли значительный объем работ, теперь из-за закрытия границ не приезжают. Так что непосредственно к юбилею мы готовились своими силами. На центральной соборной площади высадили подаренные монастырю саженцы липы. Сделали крытую галерею, временный алтарь потому что после снятия карантина богослужения стали проходить на открытом воздухе. Не получилось завершить покраску архитектурной доминанты монастыря – колокольни с курантами, чья златая глава видна за много километров от святой обители. На данный момент в процессе работы (к сожалению, к торжествам не успели) – ремонт и восстановление монастырского пруда и кладка двух русских печей, где скоро будем выпекать хлеб. Еще мы не успели расширить аудитории для учащихся воскресной школы. В нынешнем учебном году набор детей будет значительно сокращен, потому что имеются определенные нормы – санитарные требования Роспотребнадзора, Министерства образования РФ, которые мы постараемся выполнять буквально по пунктам. На днях прошло совещание – детально обсуждался вопрос родительской помощи в условиях новой действительности. Приобретаем сейчас два рециркулятора воздуха для защиты от коронавируса. То есть достаточно серьезно ко всему относимся и делаем, что можем, а там – как Господь управит.
Если вспомнить 500-летний юбилей монастыря в 2015 году и недавнее торжество 2022 года, можете сравнить их?
Скажу, что оба юбилея дали нам возможность посмотреть, как мы за этот период сплотились, как понимаем друг друга и ради чего здесь живем. Слава Богу, что эти торжества – и пять лет назад, и сейчас – посетил и возглавил митрополит Ювеналий. Если накануне 500-летия основания обители у нас имелся материальный достаток, и мы смогли провести целый комплекс ремонтных работ, то к 505-летию четко обозначилось другое – внутренняя собранность братии. Владыку встречали насельники монастыря, дети из детского сада, общеобразовательной школы, воскресной школы. Хотя это происходило в будничный день, некоторые родители тоже пришли поприветствовать архиерея. Малыши спели владыке песню, написанную одной из сотрудниц детсада, что растрогало всех. Праздник, отмечавшийся после снятия карантина, стал настоящим торжеством для братии монастыря и его прихожан, для поселка Новый Быт и Чеховского городского округа. Кроме того, он явился определенным экзаменом – на что мы способны, что можем сделать. До этого мы собирали детей вместе с руководителями на разных мероприятиях, отрабатывали подход к торжественному дню. Словом, была мобилизация сил. Владыка-митрополит тепло отозвался о празднике, теплые слова сказали и руководители федерального уровня, областного, районного. А самое главное – братия от своих трудов получили внутреннюю радость. Был еще один важный момент. Митрополит Ювеналий вручил награды нашим благодетелям – медали, благодарственные грамоты. Но митрополичьи грамоты получили не только благотворители. Их получили заведующая детским садом, директор средней школы, руководитель структурного подразделения Чеховского техникума. В торжестве приняли участие волонтеры из общеобразовательной школы и техникума, и для нас это показательно. За те девять лет, что игумен на месте, определились миссионерская направленность обители, значение просветительской работы, социальной, военно-патриотической.
Отче, всё-таки подготовка к юбилею – это всегда напряжение и волнение. После юбилея свободней вздохнули?
При подготовке к важным мероприятиям суета настолько затягивает, что, к сожалению, не удается больше времени уделять молитве. Юбилей прошел, а элемент суеты присутствует. Надо от этого избавляться, чтобы оправдывать свое призвание.
***
В ряду главных проблем Давидовой пустыни строгий и взыскательный к своему внутреннему состоянию настоятель назвал такую: в монастыре чувствуется нехватка духовника. Хотя жизнь здесь протекает в мирном русле – нет каких-то скандалов или недопонимания, но без духовного наставника трудно сохранять в обители истинно монашеский дух. Такое вот наше время – непросто найти человека (особенно монашествующим), имеющего навык духовного руководства. А о плеяде старцев-духовников конца прошлого и начала нынешнего века до нас доходят воспоминания – устные и письменные свидетельства об их благодатной жизни во Христе. И слава Богу, что есть такие счастливые люди, которые слышали наставления старцев, многое впитали из их духовного опыта и, как игумен Сергий, стараются поделиться этим сокровенным богатством с другими.
Беседовала Нина Ставицкая Фото: Владимир ХодаковТакже представлены снимки из архива монастыря Распечатать
Чудесная помощь Божия и бесценная человеческая помощь
Отец Сергий, Вы по-прежнему директор воскресной школы при монастыре? Трудное это послушание?
Директором монастырской воскресной школы я был два года, но, признаться, оказалось сложновато совмещать обязанности игумена и директора. Поэтому в школе я остался в качестве духовника и преподавателя, а директором стала глубоко верующая женщина, которую нам послал Господь. Многие вещи административного плана она взяла на себя, что сильно облегчило мое послушание. Прежде Марина Алексеевна Дудорис возглавляла управление образования администрации Серпуховского района – вплоть до момента преобразования муниципального образования в городской округ Серпухов. Узнав, что она попала под сокращение, я в тот же вечер помчался в Серпухов, чтобы встретиться с ней и предложить должность директора нашей школы. Вскоре ей стали поступать заманчивые предложения по поводу новой работы, но она душой прикипела к обители, поэтому сделала выбор в нашу пользу. За несколько лет до прихода сюда директором воскресной школы Марина Алексеевна со своими помощниками очень часто приезжала к нам на богослужения из Серпухова. Случилось поистине чудо, потому что человека с таким уровнем знаний, таким опытом и любящим сердцем еще надо поискать!
Отче, в продолжение разговора о чуде. Много явных знаков милости Божией Вы с братией видели?
Огромное количество. Такие случаи наблюдаются практически каждый день. Иногда – много раз за день. Но как их правильно преподнести, чтобы гордыни не было или еще чего-то? Когда что-то происходит в твоем духовном восприятии, то для внешнего человека это порой не бывает аргументом…
И всё же?
Знаете, у нас за период пандемии никто не заболел. Я сказал: «Братия, надо быть в послушании у священноначалия, без каких-либо колебаний, и просить преподобного Давида Серпуховского, чтобы он сохранил тех, кто скромно здесь трудится». А после карантина началась усиленная подготовка к юбилею обители. Конечно, потребовались и дополнительные руки, и материальная помощь. И тоже произошло чудо из разряда тех, о которых в наши дни нередко рассказывают игумены и игумении обителей, настоятели храмов. Мы делали навес на сваях для молящихся – и вот человек, выполнивший эту объемную работу, пришел ко мне (10 августа это было) и назвал сумму, которую нужно ему заплатить. С учетом большой скидки это составило сто двадцать тысяч рублей. Я взмолился Небесному покровителю обители: «Преподобненький, помоги!» Сидим мы с тем человеком в кабинете, разговариваем, вдруг секретарь сообщает, что пришла наша прихожанка и очень хочет меня видеть. Мол, только на минутку. Я вышел. Женщина протягивает мне конверт со словами, что это от ее сына. Открываю конверт при секретаре, пересчитываю – ровно сто двадцать тысяч! После того, как человек озвучил сумму, прошло полторы минуты. Максимум две! Господь заранее знает наши нужды, а примерам помощи Божией несть числа. Что-то покрасить, песка привезти, машину найти, кого-то в больницу отвезти, дерево спилить – если к объему работ, который сегодня выполняется в обители, подойти с точки зрения бухгалтерии, переложить его на финансовую составляющую, то, я полагаю, мы не смогли бы от этой суммы выполнить и треть процентов. Когда ты начинаешь кипятиться: «Ой, надо это, надо то!», тяжеловато приходится. Но когда ты покипятился, свое человеческое явил, затем обратился ко Господу, Господь откликается.
Велика помощь Божия и Его угодников. А насколько важна для Вас человеческая помощь? Например, правящего архиерея митрополита Ювеналия?
Боюсь, чтобы мои слова не выглядели в чьих-то глазах лестью. Боюсь. Но коль прозвучал этот вопрос, для меня очень важный, отвечу на него. Владыка-митрополит сыграл определяющую роль в моей жизни. Я пришел к нему иподиаконствовать, будучи студентом второго курса духовной семинарии. Через полгода он поставил меня старшим иподиаконом, в чем я увидел большое доверие к себе, хотя такое назначение явилось для меня полной неожиданностью, потому что в тот период среди иподиаконов были люди более опытные, более зрелые. Неизгладимое впечатление произвело его состояние совершения Литургии, проведения богослужений, таинств, что каждый раз понуждает меня совершать богослужения и церковные таинства неспешно, быть в молитве неспешно. Вспоминается, как владыка-митрополит читал в алтаре светильничные молитвы. Порой уже все другие священнослужители прочитали, а он еще читает. Это дало мне понимание того, насколько глубоко он относился ко всему, что касалось литургической жизни Церкви. А сегодня память об увиденном формирует меня как игумена, как священнослужителя, за что я владыке-митрополиту сердечно благодарен. Скажу точнее: память об увиденном и услышанном. Был достаточно продолжительный период, когда митрополит Ювеналий утром приезжал в свою резиденцию в Новодевичий монастырь, я его встречал, и он приглашал меня позавтракать вместе с ним. Я слушал его глубокие рассуждения и теперь ясно осознаю, как это было необходимо моей душе, чтобы сегодняшний день был днем стремления к Богу. Кроме того, владыка видел мой шустрый яркий характер и по-отечески, так ненавязчиво его корректировал.
Шустрый яркий? Любопытное определение.
Представьте, какое бы церковное мероприятие ни проходило, везде я – как-то так получалось – светился. Не думал, может быть, о проявлении гордости, но это происходило постоянно. При этом владыка умел не затушить мой пыл, а немножко его остудить, чтобы я не перегорел. Периодически он задавал вопрос: «Николай, ну как с определением в жизни?» В беседах со мной говорил: «Тебе Бог дал возможность получить церковный опыт. Ты должен им делиться, должен идти дальше. Нельзя быть вечно иподиконом». Хотя я это дело любил, всё же после 15 лет иподиаконства действительно надо было определяться. Однажды во время очередной такой беседы я ответил, что не против избрать монашеский путь, но прошу его благословения посетить людей, которые духовно близки и дороги моей семье, моему сердцу. Он разрешил. Я ездил к отцу Иоанну (Крестьянкину), был у отца Николая (Гурьянова) на острове Залит, встречался с отцом Кириллом (Павловым). И от всех трех батюшек получил благословение на монашество. Возвращаясь к вопросу о роли в моей жизни митрополита Ювеналия, не могу не сказать, что я искал какого-то отеческого попечения, заботы, и в лице владыки это нашел.
Также не теряет для меня актуальности пример его административной деятельности. С благословения владыки-митрополита я часто присутствовал, когда он просматривал первые новостные ленты и что-то корректировал в тексте. Когда просматривал видеосюжеты, которые выходили на экран, и обращал внимание на какие-то недочеты или, напротив, достоинства. Наконец, когда он подписывал поздравительные адреса и открытки, делая это не формально, не машинально. Мне в моем игуменстве всё это сильно помогает. После совершения пострига (он состоялся чуть более 15 лет назад), владыка сказал: «Бороду не стриги. Спиртного чтобы у тебя на столе не было». Сразу после назначения настоятелем Давидовой пустыни я услышал: «Чтобы ты всегда ночевал в монастыре». Эти и другие наказы, касающиеся, может, еще каких-то личных моментов, каких-то встреч, посещения тех или иных мест, я с Божией помощью выполняю. Стараюсь придерживаться всего, что архипастырь мне говорил. И понимаю: это избавило меня и братию от косых взглядов и неверных суждений со стороны внешнего мира. Не будь мудрых советов нашего архиерея, на обитель могли бы смотреть немножко по-другому. А так сегодня среди прихожан, среди местных жителей поселка Новый Быт, да и людей, наделенный властными полномочиями, она имеет духовный авторитет. И в непростых ситуациях, как только таковые возникают, высказывает свою позицию – говорит свое слово, направленное не на то, чтобы кого-то обидеть, а чтобы свидетельствовать, что Бог дал нам заповеди, дал нам Свою любовь, и мы должны стремиться к Нему.