Старообрядческие монастыри Стародубья и Ветки в конце XVIII — первой половине XIX века как центры духовной жизни и их влияние на местное население


По преданию, монастырь основал инок Варлаам, который принес сюда икону святителя Николы Чудотворца из итальянского города Бар. Старец-странник Варлаам, ростовский инок, паломником путешествовал в Грецию, Палестину и Италию, в г. Бар, с целью осуществить заветную мечту — поклониться гробу святителя Николы.

Во время посещения им г. Бара он приложился к мощам святого. После этого иноку во сне явился сам угодник Божий и велел ему купить на торгу его образ, обещая воздать благодать и покровительство иноку. С этим образом он повелел ему идти в Россию и поселиться с иконой там, где ему будет снова указано. Инок так и сделал. Согласно указанием угодника Божия, он пошел на торг и действительно купил образ за три серебреника и немедленно отправился с ним из Бара на свою родину. С великой радостью благополучно под покровом чудотворца старец прибыл в Россию в город Углич на самый праздник перенесения честных мощей святителя 9 мая 1460 года. Тут он остановился на несколько дней, а затем пустился в дорогу в Ростов.

Однако, едва только он отошел от Углича 12 верст до реки Улеймы, как здесь в пустынном, лесистом месте почувствовал сильную усталость, так что не мог дальше продолжать свой путь. Тогда инок Варлаам остановился, поставил образ Николы на сосну между ветвей, а сам, помолившись, лег на землю и уснул. Проснувшись после небольшого сна, он встал и хотел снять икону с дерева, чтобы опять идти дальше, но, лишь только коснулся образа, тотчас ослабели его руки, а образ не двинулся с дерева.

Во второй и в третий раз пытался он взять чудную икону, и все безуспешно. Смутился этим старец и, не зная, что ему делать, в горе лег и заснул. Ночью происходит новое явление святителя Николы старцу, который слышит слова чудотворца:

Остановись здесь с моим образом, хочу иконою моею прославить место сие, и на месте этом будет поставлена обитель моя, благодать Божия и молитвы мои будут здесь. 

И действительно, как бы в удостоверение обещания святителя, немедленно начались чудеса от образа его.

Недалеко, тоже на реке Улейме, находилось село Дуброво. Крестьяне его, встретив случайно старца Варлаама, поселившегося при образе, и услышав от него о дивных делах иконы, тотчас же привели к нему многих больных, и они заступничеством чудотворца Николы все исцелились.

Жители окрестных мест построили часовню при самой дороге в Ростов, туда и был перенесен образ.

Весть об этом дошла и до князя Андрея Васильевича Углицкого, который и повелел в 1469 году начать строительство обители и первого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. В 1563 году углицкий князь Юрий Васильевич построил здесь деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Димитрии, был построен соборный храм во имя святителя Христова Николы,куда был перенесен чудотворный образ. Обитель была окружена деревянной стеной. Она владела несколькими селами и деревнями.

В 1609 году начались для монастыря страшные испытания. Вместе со всей русской землей Николо-Улейминский монастырь пострадал во время польско-литовской интервенции. Согласно летописи, когда, разграбив Углич, полки польского короля Жигмонта подошли к монастырю, иноки и жители села Улеймы и других окрестных сел во главе с игуменом Варсонофием закрыли ворота, не давая разграбить монастырь. Братия и другие защитники монастыря закрылись в соборном храме, служили там литургию и причащались Святых Тайн. Игумен Варсонофий, желая спасти мирных жителей, нашедших убежище в храме, вышел вместе с 27 иноками к врагам. Сотворив молебное пение и поцеловав друг друга, они вышли за ворота. Иноки были в парадном облачении, несли иконы и хоругви, шли с пением, желая усовестить поляков, чтобы они пощадили обитель и людей. Как львы устремились литовцы на игумена и отсекли ему голову. Враги ворвались в открытые ворота и убилииноков, затем пытались проникнуть в собор. Озлобленные стойкостью защитников монастыря, поляки и литовцы подкопали стены монастырского собора, под которым находились глубокие подвалы, и взорвали собор. Храм разрушился с оглушительным громом, который был слышен за десять верст. Под обломками собора погибли две тысячи защитников монастыря: иноки, крестьяне с женами и детьми.

Эти трагические события запечатлены в поэме «Старая крепость» местного поэта В. Н. Смирнова:

В лампадке огонек трепещет. Здесь детский плач и запах свеч, А за окном зловеще плещет Шипучая чужая речь.

Там представители Европы, Нелегкий совершая труд, Под церковь делают подкопы, Бочонки с порохом несут.

Настало для несчастных туго: Кто победитель — кончен спор, Тяжелый взрыв потряс округу. Осел, рассыпался собор.

Течет спокойная Улейма С лесной болотной стороны. Таращит смерть пустые бельма Из-за разрушенной стены.

Весь край разграблен и изранен. Враги живое тело рвут, Родную Русь на поле брани Пожарский с Мининым зовут.

Презлейшии онии полякове и литовстии людие и подъ оный прекрасный и дивный монастырь прибегоша и, обседше оный, яко пчелы сотъ и яко волцы дворъ сей словесныхъ овецъ, ся понуждаху, его хотяще взяти скоро. Игумен, братия, мирские люди крепко сопротивлялись, но великое число «всезлобныхъ враговъ» их одолевали. Тогда текоша в соборную церковь, совершили божественную литургию, исповедались, причастились Святых Таин Тела и Крови Христовы, приготовились на смертный час. Игумен Варсонофий братии и всем бывшим в церкви повелел не бояться смерти, «но паче радоватися, яко мученической кончины сподобляются, и мученики Царство Небесное наследити глаголаше побиеннымъ». «Окаяннии же Литви, сущии на страже, яко лвы устремишася на преподобныхъ и игумену Варсонофию главу отсекоша». «Полякове (…) начаша братию мечи рубити и двадесять седмь посекоша и разсекоша на части». Окояныи казнь умыслиша: рвы глубокая вокруг соборныя церкви окопаша и фундамент подломиша. Иноков и елицех мирских, в церкви бывших, всех побиваюше падающее церковное здание. И глаголют оставшие монастырстии служители, яко до пятидесяти иноков оставших в церкви побито каменнозданием, мирских же человек яко 2 тысящи. В десяти верстах в лесу крыющимся христианом чуть было достослышно громопадение церковное, кои поспели пришедшее достоверно сказывали: аки гром раздашеся по лесам и долинам, а земля колебашася до недр своих. Чудотворный образ святителя Николы невидимой рукой восхищен быв лете по воздуху на тая место падшей соборной церкви явися, верными обретен бысть и в чудесном видении стоящь.

А через 10 лет, когда монастырь едва успел восстановиться, отряд пана Микульского взял его штурмом, убив игумена Иону и братию. И только после заключения с Польшей окончательного мира в 1620 году, по молитвам святителя Николы Чудотворца, монастырь стал обновляться и населяться.

Строительство нового Никольского собора на подклете прежнего началось в 1620-е годы, однако освящён собор был лишь 9 мая 1677 года Ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

Введенская церковь была построена в XVI веке.

В 1707 году боярыня П. А. Нарышкина передала собору частичку мощей Николы Чудотворца, привезённых в Россию царём Петром I.

В 1713—1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Животворящей Троицы.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы  получил статус заштатного (то есть не получал средств из казны), но в последующее время сохранял большое значение и пользовался известностью благодаря частице мощей Николы Чудотворца и почитаемой иконе. Храмы монастыря — собор во имя святителя Николы, Введенская и Троицкая церкви — неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках.

К началу XX века Свято-Никольский Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных и культурных центров края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николы Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за звон колоколов, слышимых даже в городеУлейме, более чем за 10 киллометров. И не удивительно, так как весил 625 пудов. К 1908 году монастырю принадлежали 241 десятина и 761 квадратная сажень земли, имелась водяная мукомольная мельница, к монастырю был приписан ряд дарственных пустошей. В ограде находился корпус братии с кельями, школа и чайная, в которой принимали паломников. Монастырь владел ценными бумагами на 41260 рублей, получал 711 рублей и 42 копейки казенного содержания в год, его братии принадлежало 18195 рублей 50 копеек, а капитал монастырской школы составлял 400 рублей.

В праздники служба в то время совершалась в храме Животворящей Троицы, который соединялся с настоятельскими покоями, где жил  архимандрит. Он занимал комнаты второго этажа, где был его кабинет, спальня и ризница. Облачения были краевые, голубые; бархатные под серебро. Для детей в монастырской школе устраивали ёлку, на которой развешивали небольшие подарки, которые затем раздавали детям.

В 1917 году проходили митинги в селе Улейме. Архимандрит Амвросий призывал верующих: «В случае закрытия храма буду бить в набат. Приходите отстаивать». Последним архимандритом монастыря был Павел (Чистяков).

В 1930 году решением колхозного собрания монастырь был закрыт. Церковная утварь была вывезена в музеи Углича и Ярославля.

Монастырь использовали под школу, под скотоводческие фермы, хранилище для зерна; использовались храмы и под лагерь заключённых (с 1938 года), и под детский дом (в 1941—1957 годах), и под психоневрологический детский дом-интернат. В 1941 году с башен были сняты кровли, и башни были переоборудованы в укрепления для отражения врага. На северо-запад, северо-восток и юго-восток протянулись противотанковые рвы. Всё это ускорило разрушение монастыря. Юго-восточная башня была наполовину разрушена. В 1950-х годах от грозы сгорел крест на колокольне Никольского собора.

В 1992 году Свято-Никольский Улейминский монастырь был передан  Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкое согласие). После чего, с Божьей помощью, началось и продолжается по сей день возрождение обители. Весомый вклад в реставрацию всего комплекса внесла благотворительница Л.Л. Беломестных.

28 мая 1993 года в день 400-летия гибели царевича Димитрия в Никольском храме монастыря был совершён молебен с водосвятием. Это была первая служба после закрытия монастыря и первая служба староверов в этих стенах.

Осенью 2001 года митрополитом Алимпием (Гусевым) был освящен алтарь Троицкого храма, где проходили дальнейшие службы.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий (Титов) возглавил чин освящения Введенского храма.

В ноябре 2022 года были выполнены работы по благоустройству территории обители и строительству дорог.

После реставрационных работ в Троицком храме 29 июля 2022 года был освящен предел пророка Илии, а 13 ноября 2022 года предел апостола Филиппа.

На сегодняшний день — это благообразная, процветающая обитель с полным кругом соборной бденной службы православным святым на каждый день, и по их святым молитвам надеемся войти в райские обители Небесного Царства, в чем да поможет нам Господь, Ему же слава, и ныне и присно и во веки веком! Аминь!

Храм мужского старообрядческого монастыря освящен на Черемшанах

23 и 24 сентября Предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) возглавил чин освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Черемшанском мужском монастыре. Как отмечает официальный сайт РПСЦ, «состоявшееся событие важно и знаково не только для Самарской и Саратовской епархии, но и для всей России. В Черемшанах сегодня находится единственный в России старообрядческий мужской монастырь».

Черемшанский монастырь

Митрополиту Корнилию сослужили: епископ Самарский и Саратовский Андрей (Кладиев), протоиерей Алексей Михеев (с. Устьяново Московской обл.), иерей Димитрий Мартышин (Самара).

О черемшанском духовном центре епархиальные миссионеры в конце 1880-х гг. писали: «Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням… перед этими местами они благоговеют». Основатель Успенского мужского монастыря и святой подвижник старой православной веры архимандрит Серапион уже при жизни прославился непрестанными молитвенными подвигами, великой любовью к Богу и людям. Сразу после смерти подвижника в 1898 году его стали почитать как святого Божьего угодника. Через 10 лет его тело было обретено нетленным и пребывало в монастыре до разгрома, а в 1920-е годы было захоронено тайно от властей, во избежание изъятия во времена кампании по «разоблачению святых мощей». В 1918 году мужской старообрядческий монастырь был разорен, церковь закрыта. Со временем монастырские здания были отданы под санаторий «Черемшаны-1».

Храм монастырского комплекса использовался в санатории в качестве столовой, к старинной постройке сделали пристрой. Со временем здание пришло в негодность, и администрация санатория озаботилась его сносом. За годы использования здание сильно обветшало. Храм был построен без видимых церковных признаков, с годами он еще менее стал походить на храм. Здание обнесли забором и приготовили к уничтожению, но на этом этапе истории оно попало в поле зрения старообрядческой общественности. Русская Православная старообрядческая Церковь заявила просьбу на возвращение здания, и в 2017 году Церкви его вернули.

В 2022 году на Самарскую и Саратовскую кафедру был рукоположен епископ Андрей (Кладиев). На его плечи легло нелегкое бремя по возрождению здесь обители. Его призыву к иноческой жизни последовало несколько человек. Двое из них рукоположены в сан диакона. Число насельников в разное время достигало восемнадцати. Сегодня в монастыре живут девять иноков, а две инокини и три послушника проживают в деревне в 20 км от Черемшана и занимаются подсобным хозяйством.

Черемшанский монастырь

Братия монастыря сама добывает себе средства к существованию: льет свечи для храма и окрестных приходов, плетет лестовки. Главной бытовой заботой является заготовка на зиму дров — храм и кельи будут отапливаться тем, что удалось запасти своими силами. При этом братия, как и положено инокам, не оставляет молитвы.

«Сегодняшнее событие — большая радость для тех, кто много лет назад молился здесь, и для тех, кто с молитвой же здесь сегодня восстанавливает обитель, — отметил митрополит Корнилий на освящении. — Это небольшой островок, куда будут приходить те, кто ищет очищения своей души от греха. Это дорога в Царство Божие».

Митрополит помянул труды и чаяния своего предшественника — митрополита Андриана (Четвергова). Владыка Андриан видел в иночестве залог правильного развития Церкви, искал места для устроения общинной жизни. На память об освящении владыка Корнилий преподнес епископу Андрею книгу трудов митрополита Андриана «Живое слово» с дарственной надписью:

«Преосвященному епископу Андрею на добрую память в день освящения храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в Черемшанском монастыре с искренним поздравлением и пожеланием молитвенного предстояния у святаго престола Божия, поспешения в развитии монастыря и устроении епархии. Доброго здравия на многая лета».

В ответном слове епископ Андрей поблагодарил митрополита за приезд.

«Основать монастырь, — отметил он, — может только Господь, мы же люди немощные. Просим, владыко, ваших молитв, чтоб нам совершенствоваться. Становление монастыря только начинается. Мы только рождаемся как иноческая община».

Митрополит Корнилий и епископ Андрей призывают всех, имеющих желание и возможность, посвятить себя уединенный жизни в обители.

Источник: официальный сайт РПСЦ

Захват Преображенского монастыря в Москве: комментарий Михаила Шахова

Мы публикуем беседу Светланы Солодовник и проф. Михаила Шахова, ответственного секретаря Совета Московской Преображенской старообрядческой общины христиан старопоморского согласия, посвященную рейдерскому захвату зданий Преображенского монастыря в Москве, и предстоящему суду.

​За старообрядческий Преображенский монастырь в Москве уже почти 10 лет идет тяжба. Монастырь был построен в XVIII веке, в его церквях немало древних икон. Но не только они представляют ценность: 11 гектаров монастырской земли и множество зданий — постоянный соблазн для нечистых на руку бизнесменов, мечтающих овладеть этим богатством. Дело в том, что, когда монастырь в 1932 году, как и множество других религиозных построек, рушили, на месте снесенных келий старообрядческой богадельни возвели Преображенский рынок, который работает до сих пор. Так и жили: бойкий сельскохозяйственный рынок и храм Воздвижения Креста Господня, который никогда не закрывался в советский период и постоянно использовался для совершения богослужений.

Когда в начале 1990-х монастырь передали старообрядцам и стали строить планы восстановления всего ансамбля обители, рынок планировали вынести за территорию монастыря. Но пока московские власти собирались, в начале 2011 года кусок почти в 4 гектара земли, на котором располагается рынок, приказом Росохранкультуры исключили из территории монастыря и вывели из-под действия ограничительных норм закона «Об объектах культурного наследия». Внутри монастырской территории возник участок, доступный для приватизации и застройки, что не только препятствует реставрации ансамбля как единого целого, но и будоражит воображение потенциальных рейдеров. Да даже уже и не потенциальных…

За год до того, как у монастыря отобрали землю, некто Геннадий Медведев, в свое время претендовавший на роль директора Преображенского рынка, вошел в доверие одной из поморских общин и фактически рейдерским путем захватил пять зданий монастыря. На этом Медведев не остановился.

В мае 2015 года Территориальное управление Росимущества передало в безвозмездное бессрочное пользование религиозной организации «Преображенский мужской старообрядческий монастырь Древлеправославной кафолической церкви старопоморцев-федосеевцев», где Медведев числится управляющим, шесть зданий Преображенского монастыря. Заметим, что все шесть «новопереданных» зданий и еще восемь по адресу Преображенский вал, домовладения 17-25, с 1993 года принадлежат Совету православных церковных приходов Преображенского монастыря, которому, собственно, на основании постановления правительства Москвы монастырь в начале 1990-х и отошел. В Совет входят Централизованная религиозная организация «Древлеправославная Поморская Церковь», две старообрядческие общины и один православный приход. Позднее, в 2000 году, Министерством культуры России и Мингосимуществом было принято повторное решение о передаче монастырского комплекса Совету.

Примечательно, что в числе «новопереданных» зданий тот самый храм Воздвижения Креста Господня, который с момента постройки, то есть с 1811 года, всегда принадлежал входящей в Совет Московской Преображенской старообрядческой общине христиан старопоморского согласия, основательнице монастыря. Последнее оформление ее права пользования в виде охранного договора имело место 31 августа 1995 года. То есть все шесть объектов, в мае этого года отошедших к так называемому мужскому монастырю Древлеправославной Кафолической Церкви, имеют законных владельцев.

Интересно и другое. Решением Верховного суда России эта самая «Древлеправославная кафолическая церковь (старопоморцы-федосеевцы)» была ликвидирована как централизованная религиозная организация (ЦРО) за год до того, как ее «монастырю» были переданы здания (18 марта 2014 года). Однако и входящие в нее местные религиозные организации, попросту говоря, общины, в том числе этот самый «мужской монастырь», вызывают множество вопросов. Начать с того, что все они возникли, как говорится, скопом, вдруг. Четыре из шести в течение одного месяца — сентября 2011 года. А еще две в следующем году — в мае и сентябре. Все они зарегистрированы по одному адресу: ул. Преображенский вал, д. 17, стр. 97, «мужской монастырь» в том числе. Но что еще интереснее: домовладение с таким адресом — это продуктовый торговый павильон на Преображенском рынке, где нет и намека на пребывание не то что монастыря, но даже и самой крохотной общины. Вывод о том, что организации существуют исключительно на бумаге, просто напрашивается. Тем более что в Преображенском монастыре никто и никогда не видел их представителей вживую. Кроме брутального управляющего ликвидированной РДКЦ Геннадия Медведева да якобы настоятеля «мужского монастыря» Ипатия Ивановича.

В монастыре, естественно, не остались безучастны к попыткам захвата. В Росимущество была направлена жалоба с подробными разъяснениями, кому, на каких основаниях и что принадлежит. Жалобу рассмотрели и ошибку Территориального управления признали: в сентябре этого года было принято решение передачу зданий отменить и действие договора безвозмездного пользования прекратить. Однако на этом беды Преображенского монастыря не закончились. Спорными продолжают оставаться пять зданий, захваченные РДКЦ. 30 ноября в Девятом Арбитражном апелляционном суде должны состояться слушания по делу об их изъятии из чужого незаконного владения.

О нелегкой борьбе монастыря за право оставаться единым целым мы поговорили с ответственным секретарем Совета, профессором Михаилом Шаховым. Беседу вела Светлана Солодовник.

Можно уже не волноваться за судьбу зданий, переданных «майским» решением?

Очень хочется не волноваться, но решение суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано «монастырем». Физически здания остались у Совета. Но предстоит еще расторгнуть заключенный тогда же Территориальным агентством договор с «монастырем» на передачу зданий в безвозмездное пользование. Хочу обратить ваше внимание на темпы операции: закон отводит на передачу два года с момента подачи заявления, если здание не надо освобождать, если надо, то шесть лет. А тут за две недели оформили решение, договор безвозмездного пользования и акт приема-передачи зданий — последний, конечно, фиктивный. Росимущество расписалось в акте о передаче зданий, которые физически не передавало «монастырю».

А как получилось, что Росимущество не знало, что здания Преображенского монастыря уже кому-то принадлежат – разве нет общего реестра, где бы значилось, кому что принадлежит?

Формально Росимущество занимало такую позицию: здания монастыря являются федеральной собственностью, поэтому постановление правительства Москвы 1993 года и передача зданий Совету являются ничтожными. Только после всех жалоб и протестов в ведомстве согласились, что Совет — законный владелец. При этом в 2012 году в Преображенском монастыре была проверка зданий Терагентством Росимущества, проверяющие общались с членами Совета, поэтому не знать, что здания принадлежат ему, было невозможно.

Кроме того, закон о регистрации прав на недвижимое имущество действует с 1998 года, поэтому всё, что передано до 1998-го, имеет законную силу, но не отражено в реестре. Для чиновников очень удобная отговорка: у нас компьютер в реестре не показывает, значит, здание ничейное.

Монастырь весь в федеральной собственности?

Нет, более 20 лет вопрос о том, относится ли ансамбль Преображенской старообрядческой общины к федеральной собственности или к собственности города Москвы оставался неурегулированным. Распоряжением правительства РФ часть зданий ансамбля (13 объектов) в 2013 году были отнесены к федеральной собственности. Это решение было принято вопреки позиции Совета, которую поддержал патриарх Кирилл. Еще в 2011 году он предложил в письме министру экономического развития Эльвире Набиуллиной включить монастырь в список памятников, подлежащих передаче Москве при разграничении прав собственности между Российской Федерацией и городом. На совещании, организованном Росимуществом 25 декабря 2012 года, представители ведомства не смогли дать никакого объяснения, почему эти объекты распределяются в федеральную собственность, а не в собственность Москвы.

В результате ансамбль оказался разделен между двумя собственниками — вышеупомянутые 13 объектов отнесены к федеральной собственности, а другие 14 объектов, не являющиеся памятниками государственного значения, но также входящие в состав ансамбля и расположенные в непосредственной близости с объектами федеральной собственности, принадлежат Москве. Часть из них имеет статус объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия. Никаких правовых оснований для изъятия этих зданий в федеральную собственность не имеется.

В монастырский Совет старообрядческих общин входит один православный приход? Почему?

Совет был создан в 1992 году, чтобы не разделять монастырский ансамбль на части между религиозными организациями, существовавшими на территории Преображенского монастыря много лет. Православный приход св. Николая существует с послевоенного времени. Совет координирует деятельность общин и выступает единым титульным владельцем земельно-имущественного комплекса.

А вообще у старообрядцев разве есть монастыри?

У беспоповцев монашества сейчас практически нет, последний женский монастырь федосеевцев прекратил существование в Польше в 1980-х. Преображенский монастырь никогда раньше не назывался «монастырем», царские власти не разрешали. Официально он именовался «Преображенский богаделенный дом», но кроме призреваемых и сирот здесь жили монахини, певчие, наставники, которые заменяют беспоповцам священников. Сейчас живут наставники, часть певчих, останавливаются прихожане и иногородние паломники.

Существует ли какая-то статистика, сколько объектов передано религиозным организациям, какой это процент от имеющегося у государства религиозного имущества и каков процент отказов?

До 2014 года Росимущество в течение более 3 лет просто игнорировало требование закона о публикации в открытом доступе всех обращений о передаче имущества. Только после обращения редакции «Религия и право» в январе 2014 года на сайте Росимущества появились сведения о передаче, крайне неудобные для статистического обобщения и с большим опозданием. Сайт Терагентства Росимущества по Москве отсылает к общефедеральному списку, в котором история с Преображенским монастырем не отражена вообще. Есть ещё страничка на сайте Терагентства. Передача имущества, принадлежащего Москве, представлена на сайте Департамента имущества Москвы и тоже не дает обобщенной информации.

Когда передают имущество религиозным организациям, как-то выясняют, кто перед ними, или нет? Может, проводится какая-то экспертиза — действительно, старообрядцы, а не мошенники?

Закон о передаче имущества содержит «резиновую» формулировку: «Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества…» (п. 4 ст. 3), что не обязывает передавать имущество в точном соответствии с конфессиональной принадлежностью и открывает возможность произвольной передачи. Закон предусматривает вынесение спорных случаев на рассмотрение комиссии (ст. 9). Но для этого надо знать, что готовится решение о передаче, и подать протест. В нашем случае решение изготовили за две недели после подачи заявления — и мы случайно узнали о нем месяц спустя.

По неофициальным сведениям, Росимущество перед передачей каждого объекта консультируется с Минюстом и с Финансово-хозяйственным управлением РПЦ (даже по старообрядческим объектам), а в нашем случае никаких консультаций не было. «По необъяснимым причинам» Терагентство Росимущества решило доверить шесть зданий — памятников истории и культуры федерального значения — неведомо откуда взявшейся организации, имеющей юридический адрес в торговом павильоне на рынке.

А почему была ликвидирована «Российская Древлеправославная кафолическая церковь»?

В связи с нарушениями при её создании. Для регистрации центральной религиозной организации нужно, чтобы в нее входило не меньше трех местных религиозных организаций. Замечу, что все три организации, выступавшие учредителями РДКЦ, располагались в глухих селах Кировской и Нижегородской области. На момент создания РДКЦ в 2006 году одна из трех входивших в нее организаций уже юридически не существовала — ее ликвидировали как прекратившую свою деятельность.

Впрочем, несмотря на все рейдерские акции РДКЦ — про одну даже рассказывали по НТВ — полиция и прокуратура отказались возбудить против неё дело, и Минюст мог только так прекратить их деятельность.

Однако ликвидированная РДКЦ по-прежнему удерживает незаконно занятые ею пять монастырских зданий в другой части ансамбля Преображенского монастыря. Как вообще стал возможен захват?

В этих зданиях вначале располагался мужской старообрядческий монастырь, а с середины XIX века царские власти изгнали староверов и передали эту часть монастыря единоверцам. После революции часть единоверцев признала советскую власть, а часть — нет, храм Воздвижения Креста Господня поделили пополам. Со временем не признавшая советскую власть община была изгнана — и на ее место пришли старообрядцы. Злоупотребивший доверием старообрядцев-поморцев сотрудник Московской поморской старообрядческой общины, которому было вверено техническое управление этими зданиями и руководство охраной, отказался подчиниться решению об отстранении от должности. Вместо этого он предъявил имевший явные признаки подделки договор, по которому права на пять зданий на 20 лет (с 2006 года) были переданы РДКЦ.

Несмотря на то, что РДКЦ ликвидирована Верховным судом, она до сих пор не завершила работу ликвидационной комиссии и не исключена из ЕГРЮЛ. Никому и дела нет, что ликвидированная РДКЦ продолжает существовать и действовать. Кстати, принадлежащий РДКЦ на праве собственности (!) большой торговый павильон на Преображенском рынке более двух лет назад суд постановил снести как самовольную постройку. Но павильон благополучно торгует до сих пор. И тоже никому дела нет до неисполнения решения суда. В захваченных зданиях РДКЦ разместила два десятка коммерческих фирм, арендная плата от которых приносит сотни тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что при таких доходах хватает и на оплату адвокатов. Суд о выселении идет пятый год, судебное разбирательство было искусственно затянуто при активной помощи, оказанной РДКЦ в суде Росимуществом. Но посмотрим, чем закончится судебное заседание 30 ноября.

Tweet

Показать статьи

Ссылки на данную статью
[2]:
loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: