На протяжении истории смена вероисповедания играла важную роль для различных государств. Например, для арабов принятие ислама в VII столетии нашей эры стало отправной точкой для создания громаднейшего государства — Арабского халифата. Аналогичный процесс имел большое значение и для древнерусских княжеств. Переход в православную веру означал глобальные изменения, которые привели к появлению на карте Евразии сначала Древнерусского государства, а после — Российской империи. О том, что значило для будущего страны крещение Руси, — в материале 24СМИ.
Во что верили на Руси до крещения
Верой на Руси до крещения было славянское язычество. Люди, населявшие территории рядом с реками Волга, Днепр, Дон, жили в тесном контакте с природой и наделяли особыми свойствами привычные и понятные современному человеку явления.
Так как письменность появилась на Руси только в IX веке, до XXI столетия не дошло ни одного документа с описанием верований предков. Исследователи даже не могут до сих пор сказать о точном количестве богов в славянском пантеоне. Не сохранилось и описаний языческих обрядов и ритуалов, которые совершали люди. Большинство сведений историки почерпнули из свидетельств византийцев и других гостей Древней Руси.
View this post on Instagram
A post shared by Виктор Рэй (@v1cr4v)
Примерно так выглядели идолы древних славян
В пантеоне славян были высшие и низшие боги. Особенно почитался Род, которого считали создателем всего сущего. Также на Руси существовал особый культ бога Перуна, покровителя молний. Верили славяне и в богиню плодородия, которую звали Земля.
Предки верили и в низших богов — те, по мнению славян, тоже влияли как на окружающий мир, так и непосредственно на жизнь людей. Например, домовой — покровитель домашнего очага. А леший способен запутать человека в лесу. Исследователи думают, что славянское язычество имеет индоевропейские корни. Заодно предки могли частично позаимствовать верования у ираноязычных кочевников — скифов и сарматов.
Крещение Великого Новгорода
Следующим важным центром Руси был Господин Великий Новгород. Это был крупнейший город северной Руси, первая столица Древней Руси Рюриковичей. Ещё был важный экономический аспект – это были северные ворота пути «из варяг в греки».
Христианские общины в Новгороде существовали уже давно. Они мирно уживались с основной массой языческого населения. Но креститься по воле Киева новгородцы наученные волхвами не хотели. Поэтому Владимир направил со священниками войско во главе со своим дядей воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Церковную миссию возглавил Иоаким Корсунянин.
Крещение сопровождалось «сечей злой». Несмотря на численное превосходство новгородцев Путяте удалось обезглавить восстание. А когда Добрыня поджёг город, язычники запросили мира. С тех пор о крещении Новгорода говорят:
«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём»
Причины принятия православия
В первую очередь в принятии Русью христианства были заинтересованы византийцы. За счет навязывания религиозного учения неспокойным соседям государство уже не раз подчиняло себе другие племена и народы. Дело в том, что принятие религии обязывало жителей новых территорий принимать и вассалитет по отношению к Византии. Таким образом империя расширяла границы.
Были и другие предпосылки для появления единой веры. Князь Владимир понимал, что разрозненность племен была очень вредна. Древняя Русь, по сути, не была государством. Это была скорее некая общность перманентно враждующих между собой княжеств, связанных в большей степени этнически, чем на государственном уровне.
Да и более развитые страны считали русов варварами. Причем сами эти государства в свою очередь объединяло одно — наличие общей веры у жителей. Так, со временем князю Владимиру пришла идея об объединении княжеств и введении на территории общего вероисповедания.
Почему именно христианство?
Когда Владимир стал рассуждать, какую бы религию принять его подданным, у него были варианты: православие, иудаизм, ислам или католицизм. Он послал во все страны своих гонцов, чтобы они на деле посмотрели, как выглядят устои и традиции в тех краях, где существуют эти веры. Больше всего посланников впечатлила Византия их вера. И тогда князь принял решение.
К тому времени на Константинополь пошел войной Варда Фоки, пытавшийся занять престол императора. Владимир с войском поспешил тому на помощь, и разбил нападающих, получив таким образом великую благосклонность императора Василия Второго.
История крещения Руси
Есть несколько версий, почему Владимир выбрал именно христианство. Одна из них гласит, что князь просто последовал примеру своей бабушки — княгини Ольги, которая стала одной из первых русских правителей, обратившейся в православную веру.
Но встречается и другая, более популярная, гипотеза. Эта легенда гласит, что к князю прибыло несколько делегаций от различных конфессий, предлагая принять свои духовные учения. Однако, послушав иноземных гостей и придя к выводу, что торопиться с решением не стоит, Владимир отказался давать ответ сразу. Вместо этого сам отправил собственных представителей в разные концы континента, чтобы те доложили ему об особенностях различных верований.
На тот момент в мире существовало три основных религиозных направления, которым следовали в развитых странах, — это ислам, христианство и буддизм. Распространенная теория гласит, что князя Владимира впечатлила красота византийских богослужений и невероятная роскошь обрядов, поэтому он и остановил выбор именно на этой конфессии.
Но есть и другая причина, по которой Владимир решил стать последователем именно восточной ветви христианства. На тот момент Византия входила в число наиболее могущественных империй. Кроме того, еще до появления у Владимира идеи о создании единого государства русские князья контактировали с Константинополем. Так что принятие именно этой религии помогло заодно сохранить и появившиеся существенно раньше ценные связи.
Немалую роль в принятии Владимиром решения выбрать сторону православной церкви, если верить предлагаемым историками фактам, сыграла также осада города Корсунь (Херсонес), предпринятая князем для воздействия на Царьград, не торопившийся исполнять взятые на себя обязательства. Речь идет про договор о военной помощи, согласно которому войска Владимира участвовали в подавлении восстания военачальника Варды Фоки.
За эту победу над мятежниками — согласно предварительной договоренности — древнерусскому князю была обещана в жены сестра императора Византии Василия II Анна. И для византийской верхушки подобный мезальянс представлялся натуральной костью в горле. Отчего с исполнением условий договора в Царьграде и не торопились. Но действия Владимира заставили царственных ромейских вельмож зашевелиться.
Единственное, как утверждают отдельные историки, в чем сумели убедить горячего князя виантийцы, — это принятие христианства, дабы его новая супруга шла под венец с собратом по вере, а не с диким язычником.
Сначала — прямо там, во взятой им Корсуни — князь крестился сам, а затем его примеру последовали члены семьи и дружина. А уже после вера стала распространяться по остальной территории Руси.
Поскольку именно принятие Владимиром православия и стало отправным шагом для дальнейших изменений в жизненном укладе древнерусских жителей, можно сказать, что крещение Руси произошло в Черном море, в Крыму. Кстати, сейчас на том самом месте, где корсунский епископ окрестил Владимира с дружиной, стоит храм как величавый памятник тем далеким событиям.
View this post on Instagram
A post shared by Виктор Рэй (@v1cr4v)
Владимирский собор в Херсонесе
Владимир принял новую веру не просто формально, а стал одним из верных последователей и просветителей христианства на Руси. Он лично занимался крещением народа и назначал духовных лиц. Также по распоряжению правителя на Руси были построены первые христианские церкви. Кроме того, он создал первые подобия школ, где детей обучали грамоте.
Изменил Владимир и образ жизни, чтобы подать близким и народу пример о принятии новой веры. До крещения князь вел достаточно разгульный образ жизни. У него было много жен, а сам он отличался достаточно жестоким нравом. После принятия православия правитель стал настоящим смиренным христианином. Когда все приближенные обратились в новую веру, князь занялся уничтожением древних языческих святилищ и организовал массовое крещение народа.
Хотя официально считается, что крещение Руси произошло в 988 году, однако эта дата соответствует только формальному началу внедрения нового порядка в стране — Владимир с дружиной принял христианство, но впереди еще была масса работы по распространению нового учения. Старания князя далеко не сразу дали желаемый результат. Не все княжества так легко подчинились новому богу, поэтому приход на русские земли христианства растянулся на добрую сотню лет. Например, Новгород был главным оплотом язычества на Руси и долго не поддавался свежеиспеченным православным церковникам.
Только военным путем жителей города удалось крестить, когда киевский князь подчинил себе эту территорию. Но и тогда новгородцы не сдавались. Существует легенда, что каждый крещеный получал новую рубашку. Тогда люди приходили и окунались в освященную воду повторно. Вскоре эту хитрость заметили. Тогда было принято решение надевать нательные крестики на всех, кто прошел таинство крещения.
Непросто обстояла и ситуация с племенем вятичей. Этот народ очень долго сопротивлялся принятию христианства. Осложняла положение и территория, на которой жило племя. Вятичи соседствовали с Хазарским каганатом и частично находились под его влиянием. До XI века племя сохраняло независимость, а в Х столетии великие князья из Киева Владимир и Святослав пытались обложить эти земли данью.
Однако отсутствие единого правления привело к раздробленности племени. Затем в XII веке эти земли поделили Ростово-Суздальское, Рязанское и Черниговское княжества, где уже было принято христианство. Однако языческие захоронения XIV века свидетельствуют, что некоторые вятичи все-таки долгое время оставались последователями многобожия.
А были еще какие-то варианты помимо православия?
Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. 1822 год Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Ответ на этот вопрос можно найти в древней киевской летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет». Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». В «Повести временных лет» под 986–987 годами говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Святославича приходили прозелитические Прозелитизм — деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию. посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем, что сам князь, посоветовавшись с «боярами и старцами» — элитой тогдашнего общества, — отправил своих послов к волжским болгарам, «немцам» То есть католикам. и грекам «испытати службу, кто како служить Богу» Повесть временных лет. СПб., 1996. .
Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. В рассказе «о выборе вер» говорится о том, что с Киевом контактировали иудеи из Хазарии, мусульмане из Волжской Булгарии, а также христиане из Рима и Константинополя. Независимые от летописи источники хотя не подтверждают обменов посольствами в это время, но свидетельствуют о контактах с этими народами в религиозной сфере в X веке. Например, княгиня Ольга, бабка Владимира, действительно крестилась в Византии. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия (он должен был обратить Русь в католичество) в конечном итоге провалилась.
Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле. Некоторые историки небезосновательно считают, что Ярополк даже успел принять католическое крещение до войны с Владимиром, в которой погиб.
С другой стороны, не позднее середины X века в Киеве сформировалась иудейская община. Об этом свидетельствует древнейший документ, созданный в Киевской Руси, — так называемое Киевское письмо, послание на иврите от имени этой общины, сохранившееся в Каирской генизе — архиве при синагоге. В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. К сожалению, точной датировки это послание не имеет, но ученые относят его примерно к середине X века. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси.
Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Но на Руси точно знали, что такое ислам: с IX века ее объединяли тесные, прежде всего торгово-экономические, но также и военные контакты с Волжской Булгарией и Арабским халифатом. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства (в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века), и нередко в виде подробных рассказов.
Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Возможной была и западная альтернатива, то есть принятие христианства от римской курии через Германию.
Но наибольшие шансы были именно у православия, пришедшего из Константинополя: еще в IX веке христианство начало распространяться оттуда на север, преимущественно в славянские области. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Арабские писатели сообщают, что в конце IX века некоторые купцы из Руси, приезжавшие в Арабский халифат, говорили, что они крещены.
Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. А среди археологических находок конца IX — начала X века есть предметы христианского культа: крестики, свечи и тому подобное.
Крещение Руси и наследие язычества
Почему Владимир выбрал христианство? Лекция из курса «История русской культуры»
Кто был до князя Владимира
До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.
Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.
View this post on Instagram
A post shared by Виктор Рэй (@v1cr4v)
Памятник княгине Ольге в Киеве
Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.
Крещение киевлян в днепровских водах
В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.
Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.
Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.
Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.
Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.
Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.
Последствия для Руси
Многие последователи культа славянских богов были не согласны с новой верой. Однако обращение в христианство привело не только к внутренним, но и ко внешним последствиям в виде конфликтов. Крещение Руси спровоцировало вражду с кочевыми племенами.
Против нового объединенного государства выступала Золотая Орда, а затем оставшиеся после ее распада ханства. Позднее к числу противников добавилась и Османская империя — обратившись в христианство, русичи стали одними из главных врагов для мусульман. Также не стоит упускать из виду и противостояние между Русью и европейскими государствами, проповедавшими западную ветвь христианства — католицизм.
Первые исторические факты крещения славян
Не стала исключением и Русь. Первые сообщения о принятии христианства относятся к концу VIII века, когда согласно византийскому источнику «Житие святого Стефана Сурожского» войско русов под началом князя Бравлина взяло на щит Судак (Сурож). Согласно легенде князь был наказан богом болезнью за разграбление города. Что бы спастись он принял христианскую веру.
Историки утверждают, что предшественники Олега и Игоря на киевском престоле князья Дир и Аскольд были христианами. Крестились они «с боярами» после похода на Царьград.
Празднование памятной даты
Празднование 1000-летия крещения состоялось еще во времена СССР. Причем подготовка началась в 1987 году, когда в ЮНЕСКО обратили внимание на факт того, что в 1988-м исполнится ровно тысяча лет с момента принятия христианства на Руси. Это привлекло внимание к СССР во всем мире.
Изначально эти торжества носили только внутрицерковный статус. Однако со временем праздник обрел и общественное значение как память о важном историческом событии. Кроме того, празднование тысячелетия крещения повлияло на положение РПЦ в СССР. Снова начали строиться храмы, старые церкви реставрировались. Религиозные деятели стали принимать более активное участие в жизни общества. Затем в России была установлена государственная памятная дата — День крещения Руси. Этот праздник отмечается ежегодно 28 июля, и в 2021 году отпраздновали 1033-ю годовщину тех значимых для страны событий.
Как сейчас посетить место крещения, традиции
Для того, чтобы отпраздновать дату у истоков зарождения православия, нужно отправиться в Херсонес, который находится сейчас на территории Севастополя, в Крыму. В этот день, 28 июля, там проводится большой праздник, устраивают концерты, читают молитвы. Присутствующие благодарят Господа, что Он указал путь российской державе, и привел всех к православию. Большое место в проведении торжества принимает Сретенский монастырь.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства сильно отразилось на культуре Руси. Из Константинополя приезжало много ремесленников, которые обучали местных различным видам искусства. Древние мастера переняли много ремесел из Византии. В особенности это сказалось на архитектуре — зодчие вдохновлялись религиозными постройками Константинополя и строили не уступающие по своей красоте и масштабности сооружения. Также на территории государства появилась иконопись, которая со временем дала толчок для развития живописи.
После крещения христианство повлияло и на национальное самосознание русичей. Народ противопоставлял себя последователям ислама и политеизма, а также представителям других конфессий — немцам, исповедовавшим католицизм, и приверженцам иудаизма.
Как и полагал князь Владимир, церковь стала оплотом единения народа. Особенно это было заметно в тяжелые времена, когда приходилось бороться с захватчиками. Священнослужители постоянно призывали князей враждующих территорий забыть о разногласиях и объединить усилия ради победы над врагом.
Крещение Руси способствовало появлению особой прослойки русского общества — духовенства. Монастыри и церкви постепенно обрели статус главных духовных центров страны. Вплоть до эпохи правления Петра I духовенство было независимым от светской власти и даже имело собственное влияние.
Религия государств окружавших Древнюю Русь
Русь окружали страны уже принявшие одну из мировых религий. Так Польша в 966 году во время правления князя Мешко из рода Пястов приняла крещение по латинскому обряду. Венгерский князь Иштван в 1000 году принял корону христианского короля из рук папы Сильвестра II. Булгарское царство приняло ислам в 922 году при царе Алмасе. Верхушка хазарского каганата, доживающего последние десятилетия своего существования под ударами русских князей – исповедовала иудаизм. Но самым мощным государством региона была православная Византийская империя.
Во всех новообращённых государствах религия проникала через правящие династии и группы. Именно им были необходимы единые государственные религии, которые должны были объединить племенные союзы в единые державы и освятить власть правителя.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.
Почему не в другом месте?
По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.
На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.