МОСКОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ НА ВОЗДВИЖЕНКЕ


Московский храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре

Московский храм в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, на Воздвиженке
(недейств., снесен в 1934)

  • Адрес: Россия, Москва, ул. Воздвиженка, пустырь за д. 7
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в -XVI веке. До 1814 года церковь была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря.
После захвата храма Христа Спасителя обновленцами церковь Воздвижения некоторое время была Патриаршим и Московским кафедральным собором.

История появления прихода

Крестовоздвиженская церковь строилась в то же время, что и Новоиерусалимский монастырь. В XVІІ ст. патриарх Никон задумал на истринской земле создать подобие Святой Земли. Окрестные холмы и реки получили новые библейские названия – Фавор, Хеврон и Кедрон, а село Дарна переименовали в Воздвиженское. Название такое деревня получила потому, что по географическому расположению находится приблизительно там, где в Иерусалиме основан монастырь Святого Креста.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня основан в 1686 г. Первоначально он строился из дерева – к сожалению, не сохранилось сведений о его судьбе, но в середине XVІІІ в. тут построили приход в честь апостолов Петра и Павла.

В 1895 г. исполнилось прошение прихожан о возведении на территории каменного храма. В этом же году заложили фундамент будущего прихода, а через пять лет, в 1900 г., новую трехпрестольную церковь освятили. С этого времени начали совершать тут службы. Здесь действовала церковно-приходская школа, был небольшой кирпичный заводик.

Тихая и мирная жизнь верующих сельчан протекала до революционных событий 1917 г., а после начался период воинствующего атеизма. В 1937 г. храм в Дарне закрыли, сняли бронзовые колокола и увезли на переплавку «в пользу» индустриализации, имущество изъяли, постройку использовали не по назначению.

старые фото Крестовоздвиженского храма

Когда началась Великая Отечественная война, Дарну заняли немецкие войска. Они беспощадно сжигали деревенские дома и другие постройки. Деревянная церквушка Петра и Павла сгорела, а каменный храм уцелел. Сильно пострадала колокольня, попавший снаряд снес верхний ярус с шатром. В послевоенный период Крестовоздвиженская церковь использовалась как кузня, ремонтная мастерская и склад минеральных удобрений.

История

Храм на Чистом Вражке получил свое второе название от места, на котором он был построен. В царские времена в находившийся неподалеку от церкви овраг вывозили навоз из царских конюшен и поэтому его называли Помётный. Позднее его вычистили, и он получил новое название – Чистый Вражек.

В XVI веке на месте каменного храма стояла деревянная церковь. Когда она пришла в негодность, ее снесли и начали строительство нового здания из камня. Работы по возведению церкви длились 18 лет: с 1640 по 1658 год. Храм освятили в честь Воздвижения Креста Господня.

В своем первозданном облике церковь простояла недолго. В 1701 году приближенный Петра I князь Шереметьев решил послужить Господу и с разрешения царя значительно изменил внешний вид здания. Изначально храм имел двухсветный четверик, к которому была пристроена полукруглая апсида и трапезная. После реконструкции в здании остались прежними только некоторые стены. В 1708 году с северной стороны к храму был пристроен дополнительный придел, увенчанный куполом с крестом. Его освятили во имя «Божией матери».

На этом реконструкция здания не закончилась. С 1761 по 1782 годы в облике церкви опять произошли значительные изменения. Были расширены трапезная и северный придел, увеличен алтарь. Новые стены возводились рядом со старой кирпичной кладкой XVII века, благодаря чему она сохранилась до наших дней. В 1798 году на главном здании храма надстроили большой шестигранный барабан и обновили декор здания.

После чудовищного нашествия наполеоновских войск храм Воздвиженья Креста Господня в числе прочих церквей Москвы значительно пострадал от пожара. Местные прихожане быстро собрали средства и восстановили выгоревшее здание. В 1813 году состоялось его освящение.

В 1846 году почивший купец Г. И. Блохин оставил храму значительную сумму. На эти деньги было решено с западной стороны пристроить невысокую колокольню со шпилем. Недостающая сумма была пожертвована местным фабрикантом Ганешиным. Денег хватило еще и на обустройство второго придела во имя арх-ла Гавриила в трапезной. Освящение колокольни произошло 8 сентября 1852 года.

В XIX веке храм Воздвижения обнесли оградой из белого камня. Ее основание из гранита со стороны оврага было очень высоким и напоминало крепостное сооружение. В 1887 году местный купец И. С. Виноградов стал опасаться, что здание церкви, находящееся на краю оврага, с течением времени может начать сползать и рухнет. На собственные средства ктитор укрепил насыпь, построив каменную стену, удерживающую грунт.

На исходе XIX века была произведена последняя реконструкция здания. По проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе с двух сторон от главного алтаря пристроили южный и северный придел. 24 октября 1895 года состоялось их освящение.

Церковь Воздвижения Креста Господня Москва старое фото

В царские времена большую часть прихожан составляли солдаты, прислуга царского двора и рабочие люди. Но в числе паствы были и семьи дворянского происхождения, например Долгорукие и Мусины-Пушкины. 25 мая 1901 года в храме проходило венчание писателя А. П. Чехова.

К 1918 году церковь Воздвижение Креста Господня благодаря попечительству купцов стала одним из богатейших храмов Москвы. После революции храм был варварски разграблен большевиками. Вандалы вывезли более четырехсот пудов древней утвари из серебра.

В 1930 году церковь закрыли, устроив в здании общежитие. Настоятель Николай Сарыевский был арестован и отправлен в лагерь. Дом притча и богадельня были снесены, колокольня и купола сломаны. Внутреннюю роспись стен закрасили побелкой. Когда она проступала, ее просто сбивали. К счастью, 70% рисунков уцелело.

В 1992 году храм вернули Московской Епархии. 8 апреля возле ограды церкви состоялся первый молебен. С ноября в южном приделе регулярно стали проводиться всенощные бдения. Реставрационные работы по восстановлению полуразрушенного здания продолжались 18 лет и закончились в конце 2000 года. Храм приобрел прежний облик благодаря сохранившемуся проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе.

К храму на Чистом Вражке приписан домовый храм при центре хирургии. Два раза в неделю так проводятся божественные литургии.

Возрождение церкви

Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).

Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.

фото внутри храма Воздвижения Креста

Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.

Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.

Архитектура Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна строился по проекту московского архитектора С.В. Шервуда. Проект реставрации (1991 г.) разработала архитектор-реставратор М. Ю Горячева.

Церковь построена в стиле эклектики, главный акцент делается на декоративном убранстве выполненных в лицевой кирпичной кладке фасадов: кокошники, филенки, карнизы, декоративные пояса, ступенчатые арки. Все это отсылает посетителей в традиции русского зодчества XVІІ века (московское узорочье).

Четверик венчает крупный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом – центральной главой, а по углам расположены четыре главы меньших размеров. С западной стороны к церкви примыкает трехъярусная колокольня и шатровое крыльцо. На втором ее ярусе размещены ростовые мозаичные иконы святых.

Внутри храма была красивая роспись, к сожалению, ее «стерло» время и невежество стоящих у власти людей, которые из здания сделали склад. В ходе восстановления внутреннего убранства, художники-реставраторы творческой мастерской «Китеж» украсили стены и своды арок лепниной. Под стать узорам сделали и резные деревянные иконостасы.

Православная Жизнь

Автор знаменитых романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» принял Таинство Крещения в нижнем Михайловском храме 8 мая 1891 года.

Крестовоздвиженская церковь. Часовня св. Николая Чудотворца. Вид с севера

Крестовоздвиженская церковь находится на окраине старого Подола – одного из древнейших районов Киева. Стоящая под Замковой горой церковь гармонично вписалась в природный ландшафт местности. Поблизости от храма – исторические места древнего Киева, названия которых напоминают о кипевшей тут в старину жизни. Житний базар находится на месте древнего Житнего торга, известного с ХІ века. Примыкающие к церкви урочища Кожемяки и Гончары с ХІ–ХІІ вв. были заселены ремесленниками. Согласно народной легенде, в незапамятные времена тут поселился богатырь Кирилл Кожемяка, победивший змея-людоеда и вызволивший дочь киевского князя.

После опустошения Верхнего города в 1240 г. кочевыми ордами хана Батыя жизнь Киева на протяжении XIII–XVIII вв. сосредотачивалась на Подоле. Кожемяцкую слободу населяли мастера кожевенники, имевшие свой ремесленный цех. Как корпоративный член он входил в Киевское православное братство, основанное в 1615 г., во времена Речи Посполитой, для защиты православной веры. Жители значительно выросшей слободы, приписанные к отдаленной Васильевской церкви, просили разрешения у духовных властей построить на свои средства храм. Так в середине XVIII века на Кожемяках появилась своя приходская церковь. В ее приходе жили преимущественно простые подольские мещане – торговцы и ремесленники. Прихожанами Крестовоздвиженской церкви вполне могли быть действующие лица знаменитой комедии «За двома зайцями» – переработанной пьесы И. Нечуй-Левицкого «На Кожемяках»(1).

В настоящее время поблизости от Крестовоздвиженской церкви почти не осталось жилых домов, и ее прихожане добираются на богослужение издалека. Старая усадебная застройка урочищ Кожемяки, Гончары, Дегтяри была полностью уничтожена в конце 1990-х гг. На месте образовавшегося пустыря построен элитный городок с названием «Воздвиженка», особняки которого так и остаются незаселенными. Вычурные и громоздкие здания исказили вид древних урочищ Подола, однако их названия по-прежнему притягивают к себе как хранилища памяти о минувшем. Свидетелем истории этих мест остается и Крестовоздвиженская церковь – последний старожил Кожемяк, расположенная в конце Верхнего Вала, по адресу ул. Воздвиженская, 1.

Первая деревянная церковь – предшественница нынешнего храма, появилась на Кожемяках в 1748 г. Так вышло, что она стала «родственницей» Андреевской церкви, построенной по повелению императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 г. состоялась торжественная закладка каменной церкви на горе, где, по преданию, св. апостол Андрей воздвиг крест. Название стоявшей там разобранной деревянной Воздвиженской церкви с Андреевским приделом перешло к появившейся на Кожемяках в 1748 г. церкви. Описи Киевского наместничества 1780-х гг. указывают, что церковь была сооружена коштом киевского мещанина Артема Трофимовича Кожемяки.

Небольшая трехглавая деревянная церковь в каменной ограде сгорела во время пожара 1811 г., уничтожившего почти все строения Подола. Тогда же был заложен каменный храм на Кожемяках, строительство которого, со значительными временными промежутками, велось более 80 лет – с 1812 по 1905 год. В результате Крестовоздвиженская церковь, менявшая на протяжении столетия свой архитектурный и художественный облик, стала оригинальным памятником церковной архитектуры XIX – начала XX вв. К двухъярусному зданию храма с колокольней пристроена лестница, ведущая на высокую открытую паперть-площадку. Таким образом, в соответствии с традицией, церковный престол во имя Воздвижения Креста Господня был устроен на возвышенном месте.

Историческое событие Воздвижения Креста, происходившее в 325 г. в Иерусалиме, изображено в южном приделе при входе в храм. В центре живописной композиции – Крест Господень, воздвигнутый иерусалимским патриархом Макарием. Внизу разворачивается панорама Иерусалима, над которым высокое небо, озаренное отблесками солнца. Слева от Креста – коленопреклоненная св. царица Елена, обретшая Честный и Животворящий Крест. Вокруг – священнослужители и жители Иерусалима, символизирующие всех христиан, поклоняющихся Кресту.

В престольный праздник Крестовоздвиженской церкви (27 сентября, 14 сентября – по старому стилю) в этом подольском храме совершается чин воздвижения Креста. Из алтаря износится Распятие – святыня храма с частицей Креста Господня. При многократном пении «Господи помилуй» Крест поднимается для обозрения всеми молящимися, как это было во время древнего воздвижения в Иерусалиме.

Нижний храм с приделом св. архистратига Михаила (1812 г.) стал первоначальным ядром церковного строения, к которому постепенно добавлялись новые объемы(2). Проект верхнего яруса Крестовоздвиженской церкви с колокольней был составлен в 1822 г. киевским городским архитектором Андреем Ивановичем Меленским (1766–1833), руководившим восстановлением послепожарного Подола. Архитектор вписывал в холмистый пейзаж Киева небольшие «точечные» церкви с закругленными формами, отмеченные красотой и изяществом. Характерные черты стиля А. И. Меленского заметны, если смотреть на Крестовоздвиженскую церковь с восточной алтарной стороны. Верхний храм, построенный в 1839 г. уже после смерти архитектора, был освящен в 1841 г. киевским митрополитом, святителем Филаретом (Амфитеатровым).

Алтарная апсида храма

Завершенность первоначальному замыслу Меленского придало возведение колокольни в 1859–1860 гг. под руководством епархиального архитектора Павла Ивановича Спарро. На фотографиях второй половины XIX в. запечатлен вид Крестовоздвиженской церкви – прямоугольного здания с одним куполом. С востока оно завершалось полукруглой алтарной апсидой, с запада – колокольней с открытыми пролетами и куполом с высоким шпилем. В начале 1880-х гг. благоустраивалась территория церковной усадьбы, вокруг нее появилась каменная ограда.

Со временем Крестовоздвиженская церковь стала тесна для увеличившегося числа прихожан. Храм значительно расширился после реконструкции 1886–1887 гг. под руководством епархиального архитектора В. Н. Николаева (1847–1911). С южной стороны была сделана большая каменная пристройка – верхний придел со входом в храм, под ним – полуподвальный этаж. Росписи, выполнявшиеся во время работ 1880-х гг., сохранились на стенах и сводах центральной части храма.

Завершающим этапом в истории Крестовоздвиженской церкви стали работы начала ХХ века, проводившиеся также под руководством В. Н. Николаева. В 1901–1905 гг. симметрично южной пристройке была добавлена двухэтажная с севера. На ее верхнем этаже устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Верхние боковые приделы церкви были украшены живописью в 1914–1915 гг. по договору, заключенному с подрядчиком по росписи церквей Л. Ф. Кохно. Многие композиции в южном и в Казанском приделах выполнил яркий и своеобразный украинский художник Г. П. Светлицкий.

Вид на Подол. В левом нижнем углу — Крестовоздвиженский храм. Дореволюционное фото

Рядом с храмом жили приписанные к нему священнослужители. Двухэтажный дом для причта церкви, выходящий фасадом на Воздвиженскую улицу, а торцом обращенный на церковный двор, был возведен в 1910–1912 гг. Последней постройкой 1914 года стала шатровая часовня в честь св. Николая Чудотворца (архитектор Алексей Петренко), название которой указывает на находившуюся там икону святителя Николая – скорого помощника и заступника.

Октябрьская революция 1917 г., ставшая началом советского периода нашей истории, открыла печальную страницу в летописи подольской церкви. В 1917 г. в храме стал служить священник о. Феодосий Павловский, которому суждено было стать последним его настоятелем. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. – время массовых закрытий и разрушений церквей, арестов и расстрелов священнослужителей. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви были прекращены в 1935 г., тут устроили мастерские и склад. После закрытия храма его настоятель о. Феодосий Павловский был сослан в Сибирь. Единственной действующей церковью в Киеве перед началом Великой Отечественной войны оставался Свято-Вознесенский храм на Демиевке.

В период немецко-фашистской оккупации 1941–1943 гг. в Крестовоздвиженской церкви возобновились богослужения. Настоятелем вновь был поставлен о. Феодосий Павловский. В январе 1948 г. в «Журнале Московской патриархии» был напечатан некролог пастырю: «3 ноября 1947 года, на 87-м году жизни и 62-м году пастырского служения, скончался старейший и заслуженнейший священнослужитель Киевской Митрополии, настоятель Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви протопресвитер о. Феодосий Павловский».

Крестовозвиженская церковь в 1944 году

После новой волны хрущевских репрессий против Церкви в Киеве к концу 1961 г. осталось только 8 из 25 действующих храмов. В Крестовоздвиженскую церковь, где богослужения не прекращались, перевели причт закрытой Покровской церкви на Подоле. Ее настоятель, известный пастырь о. Алексий Глаголев, стал вторым священником храма. Любопытные свидетельства имеются в воспоминаниях Л. Я. Яскевича – одного из старейших киевских прихожан: «Тогда в этой церкви объединились три парафии: собственно Крестовоздвиженская, наша Покровская и украиноязычная (не автокефальная). Примечательно, когда заболевал о. Алексий Паливода – священник украинского прихода, в этот храм спускался о. Алексий Глаголев и совершал богослужение на церковно-славянском языке (в украинском языке он был слаб), а хор пел, и чтец читал на украинском языке, и, несмотря на разноязычие, были довольны все, все были в мире и любви Христовой. Не было тогда никакого противостояния»(3). В истории храма, относящейся к ХХ веку, остается много белых страниц, которые, может быть, со временем заполнятся.

Со второй половины 1980-х гг. стало возможным проводить ремонтно-реставрационные работы в храмах (что ранее практически запрещалось советскими властями). В 1986–1988 гг. в верхнем ярусе Крестовоздвиженской церкви средствами общины проводилось поновление настенной живописи. В 1991 г. реставрировался нижний храм св. архистратига Михаила. В 2000 г. тщанием настоятеля протоиерея Андрея (Печника) внизу был устроен и расписан придел св. апостола Андрея Первозванного. Таким образом, восстановилась изначальная связь Крестовоздвиженского храма с Андреевской церковью. В верхнем храме был установлен новый иконостас, сделанный мастерами из Ивано-Франковска. Нынешний настоятель Крестовоздвиженской церкви о. Андрей (Печник), отметивший в прошлом году свое 90-летие, является старейшим священнослужителем Киевской митрополии. Более 70 лет он совершает свое священническое служение, из них 22 года в Крестовоздвиженском храме.

о. Андрей (Печник)

За более чем 200-летнюю историю церкви на Кожемяках с ней были связаны многие люди – священнослужители, архитекторы и художники, строители и мастера, ее прихожане. Среди имен, вошедших в историю, следует назвать писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940), автора знаменитых романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Будущий писатель 8 мая 1891 г. принял Таинство Крещения в нижнем Михайловском храме. Первые годы его жизни прошли в доме по ул. Воздвиженской, 10-в, где его отец – доцент Киевской духовной академии, протоиерей Афанасий Булгаков, арендовал квартиру у тогдашнего настоятеля Крестовоздвиженской церкви о. Матфея Бутовского.

Известный украинский художник, мастер лирического пейзажа, Григорий Петрович Светлицкий (1872–1948) прожил большую часть своей жизни поблизости от Крестовоздвиженской церкви. Стены храма, где он был крещен в младенчестве и позднее венчался, художник в 1915 г. украсил своей живописью. Жизнь и творчество Г. П. Светлицкого, как и весь ансамбль росписей Крестовоздвиженской церкви, – интересная тема, заслуживающая отдельного рассказа. Ею мы надеемся продолжить знакомство с подольской церковью Воздвижения Креста Господня.

старший научный сотрудник Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Елена Лопухина

Примечания:

1. Если придерживаться исторической достоверности, то и заключительная сцена фильма должна была происходить именно на лестнице церкви на Кожемяках. 2. При написании статьи были использованы материалы книги Л. І. Толочко, М. Г. Дегтярьов «Подільські храми Києва». К., 2003. 3. Эл. ресурс: https://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/5059/

Храмовые святыни

Старинные иконы и утварь, хранившиеся в храме Воздвижения Креста до революции, изъяли в 30-х годах. Дальнейшая судьба их неизвестна. После возрождения церковь стала пополняться новыми списками, среди которых есть редкий образ Божией Матери «Августовская». На ней запечатлено явление Богородицы русским солдатам под польским городом Августов, поэтому она получила такое название.

Образ тут оказался не случайно, ведь о. Константин в прошлом служил в Афганистане, а сейчас служит в храме, ведет просветительскую деятельность в войсковых частях, ГИБДД, УВД, духовно окормляет воинов-интернационалистов, семьи погибших воинов. День памяти иконы совершается 14 сентября. Чтобы помолиться у нее, в праздник приезжают сюда военнослужащие не только из Истры, но и с других районов.

Современность храма

Восстановленный Крестовоздвиженский храм сегодня вновь место притяжения паломников и туристов, оставляющих многочисленные отзывы о нем, как о благодатном уголке. Он находится недалеко от Новоиерусалимского монастыря, вместе с ним является историческим и культурным наследием. Но прежде всего Дарнинская церковь занимает важное место в духовной жизни сельчан и приезжих людей, ощутивших здесь Божью благодать.

фото Воздвиженской церкви в Дарне

В храме Дарны традиционно в день вывода Советских войск из Афганистана (15 февраля) собираются воины-интернационалисты, матери и близкие погибших бойцов. Тогда служится заупокойная лития, а затем организовывается совместная трапеза всех гостей. Здесь многие находят утешение, получают поддержку о. Константина.

В 2011 г. на территории насадили яблоневый сад в память о живых и погибших в 1979-1989 г. в Афганистане. Жители села гордятся церковью, которая возродилась и гордо называется достопримечательностью Истринского района. Москвичи, да и не только они, стремятся приехать сюда, когда празднуется Воздвижение Креста Господня – престольный праздник. В храме, как и большие церковные праздники, торжественно отмечают день Победы.

Крестовоздвиженская церковь на городских воротах

Начало одному из древнейших городов Руси — Можайску — положила древняя деревянная крепость, расположившаяся на высоком холме, получившем впоследствии название Соборная гора. Впервые упомянутая летописями в 1231 году, построена она была, несомненно, гораздо раньше этой даты. Со временем вокруг нее выросли посады и слободы, и образовался город. В источниках XV-XVI вв. мы находим упоминания все той же деревянной крепости, но уже с белокаменными проездными воротами и белокаменной же надвратной церковью над ними. Церковь, что на больших городских воротах, в различных актах называют по-разному: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижения или просто Воздвиженская, «что на градских вратех». На боевой площадке перед церковью был устроен придел во имя Николы Можайского, который, по сути, являлся часовней, не имеющей ни алтаря, ни престола, ни жертвенника. Именно в этом приделе-часовне хранилась знаменитая чудотворная икона Николы Можайского — деревянная резная фигура с мечом в одной руке и крепостью с храмом в другой. Крепостные ворота с двумя надвратными храмами, кардинально перестроенные в последующие столетия, уникальны тем, что путем ряда дальнейших перестроек они превратились в Никольский храм, ставший затем главным городским собором. Ни один городской собор на Руси не имел такого удивительного преображения. Само по себе существование надвратного храма не представляет собой факта из ряда вон выходящего, с самого начала появления монументальной архитектуры на Руси мы встречаемся с такого рода постройками. Их особенностью, заложенной в самом названии, становится местоположение: обычно такие храмы сооружались над воротами крепостей, кремлей и монастырских обителей. Но надвратная белокаменная церковь Воздвижения Честного Креста над главными проездными воротами с придельной церковью-часовней св. Николы Можайского на боевой башне является редчайшим сооружением древнерусского культового зодчества. По архитектурным достоинствам она стоит в одном ряду с такими знаменитыми памятниками, как Золотые ворота с церковью Благовещения в Киеве, датированные ок. 1037 г., и Золотые ворота с церковью Ризоположения, возведенные в 1164 г. во Владимире. Можайские ворота практически не уступали им по размеру, но отличались тем, что на них было размещено сразу две церкви. О времени возведения белокаменных ворот и основании на них храма на сегодняшний день существуют две версии. Первая была выдвинута искусствоведом Т.Г.Горбачевской при реставрации Никольского собора в 1983 г. В своей «Исторической записке» она датирует Можайскую крепость первой половиной XV в., а сооружение ворот и надвратного храма относит к 1541 году. Понятно, что эта дата взята на основании надписи на закладном камне в стене Старо-Никольского собора, которая сообщает: «лета 7049 (1541) делали паперть, да и город делали того ж лета». О второй версии мы читаем в книге Г.Я.Макеева «Можайск – священный город русских», где он относит построение ворот и церкви на них к 1470 году, ко времени правления Юрия Васильевича, князя дмитровского и можайского. Однако из исторических источников следует, что князь Юрий Дмитровский за короткий период правления (1462-72 гг.) даже в своей столице Дмитрове не построил ни одной каменной церкви, не говоря уж о других подвластных ему городах. Также маловероятно, что надвратная церковь была построена в 1541 году, т.к. в середине XVI столетия белокаменное строительство на Руси уже практически не велось и было заменено кирпичным. Наиболее правдоподобным представляется предположение, что ворота и церковь относятся к числу построенных во времена правления князя угличского и можайского Андрея Васильевича Большого в 1481-93 годах. На подвластных ему землях князь Андрей в 70-90-е гг. XV в. развертывает обширное каменное строительство, которое прямо указывает на его особый интерес к архитектуре (тема эта достойна более подробного рассмотрения и будет освещена в следующих номере журнала). Самые ранние упоминания о Воздвиженской церкви относятся к 1536 году в Жалованной грамоте Ивана Грозного, при упоминании Воздвиженского попа Дмитрия Ивановича, сына Трубицына. Более подробное описание мы можем почерпнуть из Писцовой книги 1596-98 годов: «Город Можаеск на речке на Можае, деревянный, обмазан был глиною, стена обелялась, а кровля в городе сгнила. В городе церковь соборная Николая чудотворца Можайского да придел муч. Христова Георгия. Да на больших каменных воротах церковь Воздвижения Честного Креста камена. …Да на воротах же у Воздвижения Честнаго Креста в приделе чудотворный образ Николы Чудотворца стоячий на рези в киоте с деяньем, киот обложен серебром, венцы и поля позолочены; у Николы чудотворца венец золот чеканный, а в венце пять репьев золотых, в верхнем репье камень изумруд зелен, по сторонам в репьях два лала червчаты, да в нижнем репье камень изумруд зелен, а с другой стороны камень зелен же плохой, да в репьях же по четыре жемчуга, да у Николы ж чудотворца в правой руке меч, а в левой руке град Можаеск обложен серебром басмян позолочен». Далее описывается богатый драгоценный «приклад», надетый на резную фигуру Николы: …цата золота, а в ней камень яхонт лазорев …да цата золота, да 10 цат серебряных басмяны золочены с каменьем …2 цаты серебряны золочены;…да 325 гривен серебряны; да 21 гривна с жемчугом». Драгоценный убор статуи, особенно золотые цаты на шее Николы, свидетельствовали о большом почитании образа – их дарили в благодарность святому за многочисленные чудеса и исцеления.

Данных об облике этого храма немного, но некоторую информацию мы можем прочитать в Записках Каспара Савицкого, посетившего Можайск в 1606 году в составе свиты Марины Мнишек. Сопровождавший ее ксендз Савицкий оставил интересные дневниковые записи, касающиеся этого посещения: «Мая 2-го дня, княгиня (Марина Мнишек) прибыла в Можайск, в городок государства Московского, город славный иконой св. Николая, резной работы. Мнишек пожелала взглянуть на русскую святыню, и мы отправились в крепость к иконе св. Николая. Крепость находится в самом конце города и окружена со всех сторон рвом, валом и стеной. При входе она имеет каменные ворота, над которыми, во внутренней части крепости, по левой стороне ведет через сени и темный коридор каменная лестница к часовне св. Николая. Когда мы туда прибыли, то нас впустили в самую часовню, по левой стороне коей находится другая, меньшая часовня, отделенная с обеих сторон особенною стеною и везде богато украшенная прекрасными картинками, представляющими чудеса св. Николая. В середине находилась икона св. Николая во весь рост, вырезанная из дерева и имеющая желтый цвет: или потому что такое уже дерево, или потому что дерево это окрашено желтой краской, или же по причине старости. На иконе – шелковые ризы, подобные тем, какие надевают греческие священники во время богослужения. Риза до самого пояса украшена золотыми и серебряными пластинами, изображающими различные части тела: руки, ноги, сердце и проч., принесенными в благодарность за полученные исцеления теми людьми, которых Бог услышал, молитв ради святителя Николая. В правой руке св. Николай держит меч, а лицо его выражает более строгость, нежели доброту. Все русские чрезвычайно почитают эту икону и часто приходят, чтобы поклониться ей. Никого не впускают в святыню с оружием. И когда я вошел (говорит Савицкий) с одним только кинжалом, то протопоп, имеющий надзор над святынею, вырвал у меня кинжал из рук, бросил на землю, приказал его вынести за двери, чтобы не была нарушена святость места. Осмотрев все, мы благодарили хранителя за его услужливость, которую он оказал нам, чужеземцам, показав нам столь славную икону этого Святого. Потом мы пошли в крепость и вступили в один прекрасивый каменный храм, находящийся почти в самой середине крепости. Там, на правой стороне храма мы увидели другой образ св. Николая «Мирного», во весь также рост и резной работы, только меньший, нежели первый. Он стоял у стены, был покрыт ризами и украшен золотом и серебром, в правой руке держал сделанную из серебра державу. Когда мы спросили, для чего первый образ держит в руке меч, а другой – державу, нам ответили, что первой иконе поклоняются преимущественно во время войны, а второй – во время мира». В начале XVII века город оказался в центре событий польско-литовского нашествия. В Смутное время, в период Литовского разорения, крепостные ворота сильно пострадали. В 1617 году армия королевича Владислава, шедшая на Москву, застряла на долгие 8 месяцев у Можайской крепости. Их артиллерия была выставлена на Брыкиной горе, с которой просматривалась часть внутреннего двора. Летом 1618 начались ежедневные обстрелы города. При очередном штурме крепости один из снарядов попал в казенную пороховую палатку при Никольских воротах: взорвавшийся склад пороха обрушил внутреннюю часть каменных ворот и стоящую на них Воздвиженскую церковь. Уцелели только алтарь и придельная Никольская часовня. Несмотря на частые обстрелы и сильные разрушения, защитники крепости, мужественно отразив все штурмы поляков, выстояли и город не сдали. К осени 1618 года, потерпев неудачу в Можайске, Владислав решил идти на Москву, но, узнав, что Пожарский и Минин к тому времени уже собрали новое ополчение, Владиславу ничего не оставалось, как заключить перемирие, вошедшее в историю как «Деулинское». Условия договора сводились к 17 пунктам. Пункт под номером 12 содержал условие «о возвращении похищенного в Можайске образа св. Николая и задержанных в Польше послов Филарета, князя Голицына, дьяка Томилы Луговского и др.». Возвращение иконы Николы Можайского ставилось как одно из условий перемирия! 10 июня 1619 года под Можайском была устроена Почетная встреча освобожденного из восьмилетнего польского плена митрополита Ростовского Филарета (отца царя Михаила Федоровича). В Можайске его встречали архиепископ Рязанский Иосиф, князь Дмитрий Михайлович Пожарский и окольничий Григорий Константинович Волконский со свитой из духовных и светских лиц. «Того ж 7127 (1619) лета принесен бысть из Литвы в Можаеск образ великого чудотворца Николы, иже на вратех». Встреча эта запечатлена на миниатюре в книге «Избрание на царство Михаила Федоровича». На ней можно увидеть проездные ворота с часовней и церковью, но на рисунке не видно следов разрушения от взрыва. Изображенная церковь похожа на ту, которая стояла до 1684 г., — трехглавая, крестово-купольная, из белокаменных блоков, с расчленением фасада лопатками на четыре прясла с киотом в среднем полукружии и узкими стрельчатыми окнами, под киотом – декоративный пояс вдоль всех стен, завершающихся закомарами. Здесь опять же необходимо подчеркнуть, что подобные архитектурно-конструктивные особенности больше соответствуют формам, характерным для XV столетия, к стилю построек времен правления Андрея Угличского. В 20-х годах XVII века часовня была отремонтирована и освящена как отдельный храм, а Можайская святыня поставлена на свое прежнее место. В 1624 году по Государевой грамоте было начато исправление наружных повреждений, причиненных крепости при нашествии поляков. Были также восстановлены Никольские ворота и храм. К 1626 году каменно-кирпичной стала и вся Можайская крепость. По окончании строительства в 1626 году воеводы И.В.Измайлов и Б.М.Лыков составили две описи о проделанных работах. Первая «Роспись каменному делу» описывала стены и башни новой каменной крепости. О воротах там говорится следующее: «Да у Никольских ворот изнутри города, что было вырвано пороховою казною в литовское разорение, и то место вновь каменьем и кирпичем быки подвели и своды сделали ж, и поверх сводов кирпичем выклали с Никольскими, что на воротах, с церковными дверьми по нижней порог ровно. Да у тех же Никольских ворот пороховою же казною разрушена была палатка, и та палатка каменеем и кирпичем вновь сделана ж». Во второй описи говорилось о вычинке старых Никольских ворот и примыкавших к ним двух палаток и стен. Из описи можно увидеть не только, как выглядели ворота после ремонта, но и какими они были до взрыва: «Ворота Никольские каменные старое дело; церковь Николы Чудотворца Можайского старое ж дело, а в верху в церкви Николы Чудотворца во лбу и в сводех и в воротех худые места поделаны ново; да к тем же воротам новые приделки по старой почве, что было под церковью под Воздвиженьем Честнаго Креста с обе стороны и с быками, ширина и вышина против старых Никольских ворот своды каменныя надделано и кирпичом намощено по церковный порог Николы Чудотворца. А в тех Никольских воротех одни ворота створчатые деревянные с калиткою худы; а до разоренья де были двое ворот: одни с калиткою, а другие глухие, и ныне другие ворота сделать надобно. В Никольских же воротех на право палатка каменная под алтарем Николы Чудотворца старое ж дело, двери деревянные на подставах железных; в палатке ж 2 окна за город на мост без решеток, а 3-е за город же на осыпь с решеткою железною, и двери железные худы, а стоит в ней ныне зелейная казна. У Никольских же ворот в городе две палатки каменные: одна направо, а другая налево. На правой стороне — палатка, старое дело, каменная, двери деревянные на поставах железных. А назади в палатке казеночка каменная шириною против палатки. На левой стороне палатка каменная ж на старой почве новое дело. И в той палатке новой и в старой, что на право ворот, зелейной казне быть мочно и усторожливо против караулу. А сверх тех палаток и кирпичного мосту подле церкви Николы Чудотворца стоит старая церковная Воздвиженская алтарная стена каменная, а на ней два столба колоколенных, попорчена от церкви зельем. А людей в осадное время надобно к Никольским воротам с огненным боем в одну перемену 50 человек. Да только в палатке, которая под алтарем Николы Чудотворца, казне и иным запасам никоторым не было и из той палатки быть подошвенному бою, а надобет по 2 человека к окну, итого 6 человек». Из росписи 1624-26 гг. видно, что восстановлены были только ворота, у которых произведены исправления с запада (со стороны взрыва) и возведена новая всходная лестница на боевую площадку к стоявшей на ней часовне. На сохранившейся алтарной стене церкви Воздвижения была установлена звонница о двух столбах и повешен вестовой, т.е. набатный колокол. В случае опасности он бил тревогу, извещая жителей города и окрестностей о надвигающейся угрозе. Сохранились сведения и о колоколах, висевших на колокольне, два из них были подарены царем. На одном была надпись «Отлит лета 1636 по велению царя Михаила Федоровича», а в 1643 царь пожертвовал Святителю Николе еще один колокол весом 223 пуда. Сама же Воздвиженская церковь восстановлена не была, мы не находим ее в перечне Можайского воеводы Ивана Лаврентьевича Шеховского. В своей Переписной книге от 1629 г. он насчитывает 21 пустое церковное место и перечисляет 9 сохранившихся церквей, не считая монастырских: Никольскую соборную с Георгиевским приделом, Никольскую на воротах, Преображенскую, Никитскую, Ильинскую, Успенскую, Покровскую и Пятницкую. По Дозорной книге ¬пустующих церковных оброчных земель патриаршего переписчика Алексея Артемьева Ранкова от июня 1668 года, землями, принадлежащими Воздвиженской церкви, владеет Иван Усов, и оброка платит 6 денег. Здесь нужно отметить, что Можайск уже в 1625 г. царской грамотой был объявлен Патриаршей волостью. В городе было проведено несколько патриарших земельных ревизий (в 1653, 1668, 1670, 1675 и 1689 годах). Эти комиссии строго следили за тем, чтобы бывшие церковные земли не заселялись посторонними (их изгоняли с земель). Пустые церковные земли распределялись по приходам. В окладных книгах Патриаршего Казенного приказа строго отмечалось, сколько с каждого участка взималось дани, и кто ее платил.

Но вернемся к истории перевоплощения. В 1680 декабря 6 дня, на праздник Николы Зимнего Можайск посетил царь Федор Алексеевич. В свите был и патриарх Иоаким, для которого Можайск был родным городом, а в уезде находились его родовые вотчины. Тогда же и было решено расширить надвратный храм. С 1681 начинают привозить материал для перестройки новой церкви. 14 марта 1683 года патриарх Иоаким повелел в Можайске ставить новую церковь св. Николы Чудотворца, что на градских воротах. В следующем 1684 году новый каменный храм был уже построен, оставалось лишь поставить иконостас. 31 июля патриарх Иоаким указал ставить иконостас, да такой же, как в патриаршей церкви Московского Кремля. Из Казенного приказа были выделены деньги в сумме 421 рубля 25 алтын. Работу подрядился делать столярных дел мастер Пронько Федоров. Писать образа поручили иконописцу Федору Елизарову и писцам: усольцу Василию Осипову-Кондакову и суздальцу Ефиму Иванову-Шестакову. Боярскому сыну Сергею Бужанинову поручалось тот иконостас установить. Железные крепежи и петли и прочие шурупы и гайки делал часовщик Московской Кремлевской Спасской башни Андреан Данилов. 1 октября 1685 патриарх Иоаким приехал в Можайск смотреть новый собор, освящение которого состоялось 16 октября: «Октября в 16 день, в четверток святой Патриарх в городе Можаеске новую каменную церковь, что на градских воротах, освятил во имя св. Николы Чудотворца». Можно предположить, что тогда же от патриарха храм получил статус соборного. Так на основе городских ворот поднялся Никольский собор, причем сами ворота были встроены в первый этаж и не потеряли при этом своей первоначальной функции. При строительстве надвратную часовню разобрали, а на ее месте возвели новый храм. С севера, от старого алтаря, заново восстановили Воздвиженскую церковь, которая стала приделом нового Никольского собора. Таким образом, храм получил два алтаря: с севера возведен Воздвиженский придел, с юга – во имя святителя Николая. Перед ними с запада над арками ворот была устроена трапезная, а над лестничной площадкой возведена колокольня. Храм был двустолпным, перекрыт сомкнутым сводом. Одну из его стен можно увидеть на чердаке современного Ново-Никольского собора. По сохранившимся элементам можно судить об архитектуре внешнего фасадного убранства: в углах были пучки полуколонок из тесаного кирпича, карниз обработан поребриком, сверху ряд, а может и три яруса островерхих кокошников. Крыша и пять глав были крыты деревянным лемехом. Архитектура здания относилась к московской школе зодчества второй половины XVII века, храм принадлежал к лучшим образцам так называемых огненных храмов. Однако собор был выстроен на крутом откосе и уже вскоре фасад дал трещину, он стал расседаться (дал усадку) и пришел в такую ветхость, что появилась необходимость обвязать его стены железом. В 1688 году соборный протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин в челобитной патриарху Иоакиму попросили средств на поправку собора. Патриарх озаботился об укреплении собора, и указом от 22 сентября 1688 никольскому протопопу Терентию было выделено 48 рублей 12 алтын, 3 деньги и 120 пудов железа. В следующем 1689 году было совершено его укрепление, собор был обвязан связным железом, а для укрепления стены с южной части собора был возведен контрфорс. Отремонтированы были и проездные ворота: «по пробиении внутри их и заделке в некоторых местах трещин его заделаны с обеих сторон и отделаны снаружи в таковом же виде, как и сам собор». Одновременно была благоустроена прилегающая территория – «по всей почти южной стороне, простирающейся по отвесному косогору, устроены от половины горы каменные контрфорсы с каменною между их стеною, на которой сделаны таковые же столбы и решетка». Остатки этой подпорной стенки сохранились до сих пор. В следующем 1690 г. ноября 25 дня патриарх повелел иконописцу знаменскому дьякону Матвею «написать вновь образ великого Святителя и чудотворца Николая на осьми листовом цке добрым письмом в Можаеск, в соборную церковь Николы Чудотворца, что на вратех». Крепостные ворота с церквями упоминались и в записях последующего столетия. В Сметной книге воеводы Гавриила Агеевича Евлашева от 1699 г. говорилось: «Можайск – город каменный, в нем 2 башни проезжие, одни ворота под верхним собором Николая Чудотворца, да приделом Воздвижения Креста Господня, другие сквозь Петровскую башню». По описи и досмотру воеводы Петра Прокопьевича Ларионова от 1704 года значится: «В городе соборная церковь Николая Чудотворца старая каменная. Другая соборная церковь Николая Чудотворца — новая каменная, да придел Воздвижения Креста Господня на градских воротах. С площади ворота рубленныя, через ров в город к чудотворцу Николаю мост деревянный мерою в длину 56 саж., поперек 3 сажени…». В 1748 году июня 19 дня внутри крепости произошел пожар, выгорели все деревянные строения. Пострадал и городской собор. Вследствие этого соборным причтом было составлено прошение в Духовную консисторию от 20 июля 1751 г. о ремонте собора: «Просьба в Воздвиженском соборе произвести починки:…глава пятая во многих местах потрескалась, вследствие чего во время дождя есть течь и вода, протекая, попадает на иконостас. Стало быть, оныя ветхости требуют починки, того ради просим, чтобы вместо ветхого старинного потолка (крыши) новый учинить и главу ветхую починить». В этой записи интересно то, что пятиглавый храм назван Воздвиженским собором. Вероятно, это была попытка различить два городских Никольских собора. Например, в описях города XVIII века (в частности за 1755 г.) обозначены сразу два городских собора: «Одна соборная каменная церковь древнего строения из дикого камня во имя Николая Чудотворца, другая – на воротах, пятиглавая во имя Николая Чудотворца с приделом Воздвижения Честнаго Креста». Все же соборам сохранили их старые названия, прибавив для различения к Старо-Никольскому – Нижний, а к Никольскому на воротах – Верхний, как они и будут значиться в последующих документах. В 1777 году ремонт производился в обоих соборах, о чем 2 декабря из можайского Духовного правления было донесено в Крутицкую консисторию: «В Николаевском Верхнем соборе и придельной Воздвиженской церкви ветхости и недостатки все исправлены, кресты на Воздвиженскую церковь и Нижний собор поставлены, образа все без изъяна возобновлены, колеблющийся жертвенник утвержден. Но в Нижнем соборе престол и жертвенник каменные и не по пропорциям из давних лет сделанные, следует заменить деревянными». Получено разрешение установить новые престол и жертвенник. К 1779 году собор вновь требовал ремонта. В некоторых источниках ошибочно считают дату – 1779 год – началом строительства Ново-Никольского собора. Вероятно, она взята из летописи Лужецкого монастыря (составлена Дионисием в 1891 году), где сообщается: «С сего 1779 года начали назначать настоятелей Лужецкого монастыря в число наблюдателей за постройкой Нового Никольского собора в городе Можайске и Воздвиженского придела при сем храме». Однако это не так: в 1779 году производились лишь очередные ремонтные работы, о чем свидетельствует прошение архимандрита Лужецкого монастыря от 23 октября 1779 года. «Прошение Московскому Губернатору Федору Андреевичу Остерману от Лужецкого монастыря архимандрита Венедикта и соборного протопопа Леонтия Петрова на устроение Можайского Никольского городского собора и даче в приход оного материалов для делания железных на соборе глав». Ответ пришел 8 сентября того же 1779 года. Указом «Ея Императорского Величества из Крутицкой духовной консистории велено на Верхнем и Нижнем соборах, и придельной Воздвидженской каменного здания церквях, и на колокольнях кресты переделать вновь, вместо деревянных ветхих построить железные, а крышки также, вместо деревянных, которые пришли в крайнюю ветхость, покрыть железом…». Строительство же нового главного городского собора началось после разборки крепостной стены в 1804 году. При его возведении использовали остатки кирпича и камня разобранного кремля. В ходе строительства Воздвиженский придел по причине тесноты был разобран до основания и возведен заново с расширением на 3 сажени (около 6 м.). Прежний Никольский придел оказался внутри нового, древняя архитектура собора была изменена, и только внутреннее его устройство было оставлено без изменений. Пять глав были разобраны, вместо них был сделан большой купол-ротонда с четырьмя ажурными башенками. Весь собор с наружной стороны обложен в два с половиной кирпича и украшен разными белокаменными деталями готической архитектуры. Таким образом собор 1685 года был встроен в Ново-Никольский собор. Война 1812 года затянула строительство, которое продолжали после изгнания наполеоновской армии. Прежде всего, был обновлен Воздвиженский придел, однако он был переосвящён в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Весной 1814 достроили колокольню, а в 1816 был освящен Никольский придел и собор получил тот вид, который он имеет теперь. Первый этаж включил в себя фрагменты старой крепости, а второй сохранил интерьеры прежних церквей. И сегодня в подклете собора можно увидеть проездную арку белокаменных ворот, сложенную из огромных глыб дикого камня. Это и есть древние Никольские ворота главной проездной башни. В состав первого этажа вошла и часть белокаменной крепостной стены (Годуновской постройки). Старинная надвратная Никольская церковь постройки 1684 года целиком вошла в южный придел. Интерьер ее остался без изменений, а на чердаке собора можно увидеть часть ее прежнего фасада. От древней Вождвиженской церкви XV века остались только небольшие фрагменты белокаменной стены внутри северного придела. Само название церкви — «Крестовоздвиженская» — уводит в глубины Древнерусской старины. Как ни странно это звучит, но именно с этим храмом связано воспоминание о легендарном Алатырь-камне. В Древней Руси церкви с таким названием ставили на месте древних языческих капищ. Из приданий известно, что языческое празднование в честь Алатыря осуществлялось в «языческий Ирьев день» 27 сентября (по старому стилю), по Григорианскому календарю это 14 сентября — праздник христианского Крестовоздвиженья. Судя по тому, что многие языческие праздники на заре христианства сознательно заменялись православными аналогами, можно предположить, что в основе легенд лежит какое-то единое явление. Возможно, некий легендарный Алатырь-камень и поныне лежит в основании алтаря древней Воздвиженской церкви.

Андрей Савин.

Материал взят из второго номера историко-краеведческого журнала-альманаха «Можайское наследие».

Примечание редактора

Судить об архитектурном облике башни проездных ворот города можно по аналогичной проездной башне Лужецкого монастыря. Несомненно, при ее строительстве какие-то архитектурные особенности проездных ворот Можайской крепости были воспроизведены в новом архитектурном сооружении. .

Адрес, сайт, богослужения

  • Адрес: шоссе 46К-1510, Дарна, Истринский район, Московская область, Россия.
  • Координаты GPS: 55.931245, 36.929769.
  • Официальный сайт: https://darnahram.ru/
  • Телефон: +7-965-384-48-20.
  • Время работы: с 9:00 до 17:00.
  • Расписание богослужений: https://darnahram.ru/schedule/

Для тех, кто хочет посетить богослужение, на сайте храма заранее публикуют расписание. Обычно в субботу служится вечерняя, в воскресенье литургия, в будни службы совершаются, если на этот день выпадает праздник. Стоит отметить, что здесь поет лучший церковный хор Истринского благочиния. Следовательно, если будете в этих краях, обязательно посетите церковь в Дарне. В заключение – видео о ней, приятного просмотра!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: