Свт. Дионисий Суздальский |
Дионисий Суздальский
(+ 1385), митрополит Киевский и всея Руси, святитель Память 26 июня, 15 октября, в Соборах Владимирских, Киевских, Костромских, Нижегородских и Радонежских святых
В миру Давид, родился на Киевщине, в начале XIV столетия. Он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской Лавре.
Из любви к уединению, с благословения настоятеля, Дионисий удалился на север России. На берегу Волги, ниже Нижнего Новгорода, святой выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия, около 1335 года, основал монастырь. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем
.»
Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский.
В 1352 году посылал 12 человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит
» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.
Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы
«.
Нижегородские князья дорожили его мудрыми советами и наставлениями, преподобный Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам.
11 февраля 1374 года, в первое воскресенье Великого поста («на Збор») был рукоположен лично знавшим его митрополитом Алексием во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю»
[1].
Годы его святительского служения падают на знаменательное время — Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника — стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.
Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников.
По смерти свт. Алексия преподобный Сергий Радонежский указывал великому князю Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Дионисия на митрополию. Но великий князь желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила).
В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника — печально известного архимандрита Митяя. Свт. Дионисий угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана.
По поводу этой распри и ради других церковных дел св. Дионисий задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Великий князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Дионисия в заточение. Освобожденный по просьбе преподобного Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Дионисий все-таки бежал в Константинополь в том же 1379 году, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе «поношение и негодование», а своему святому поручителю — много бед и неприятностей.
На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком
«, писал, что сам видел его «
пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина
.» Патриарх Нил почтил святителя Дионисия саном архиепископа. Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери — Одигитрии, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 году был уже в Суздале и в Нижнем.
Так как Димитрий Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве святого Дионисия и с этой целью отправил его в Константинополь.
Есть основания полагать, что поездка Дионисия была связана с заключением в 1383 году московско-литовского соглашения, по которому Литовский великий князь Владислав (Ягайло) обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 году раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Дионисий.
В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но, по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира (Василия) Ольгердовича, так как к этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Дионисием. Литовские князья были недовольны тем, что князь московский изгнал из Москвы Киприана, поставленного по настоянию литовского великого князя Ольгерда в митрополиты всей Руси. Дионисий был обвинен в том, что поехал в Константинополь «без повеления» литовских князей [2] и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года.
Погребен святитель в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители. 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Упоминается в 9 песни канона Киево-Печерским преподобным иеромонаха Мелетия Сирига от 1643 года.
Тропарь
Православия ревнителю, благочестия наставниче, / ищущим спасения добрый кормчий, / монашествующих Богодухновенное украшение, / Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, / ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, / не забуди нас, чтущих тя, / но в мире управи живот наш.
Отрывок, характеризующий Дионисий (митрополит Киевский)
Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом. Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино. От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута. Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали. Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом. Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад. С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья. Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы. Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы. Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Литература
- Дионисий, архиепископ суздальский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Митрополиты Московские и всея Руси (1461—1589) Феодосий • Филипп I • Геронтий • Зосима • Симон • Варлаам • Даниил • Иоасаф • Макарий • Афанасий • Герман () • Филипп II • Кирилл • Антоний • Дионисий • Иов
Патриархи Московские и всея Руси (1589—1721) Иов • Игнатий • Гермоген •
Ефрем (Хвостов)
() •
Иона (Архангельский)
() • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон •
Иона Сысоевич
() • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан •
Стефан (Яворский)
()Первенствующие члены Святейшего Синода (1721—1917) Стефан (Яворский) • Феодосий (Яновский) • Феофан (Прокопович) • Амвросий (Юшкевич) • Стефан (Калиновский) • Платон (Малиновский) • Димитрий (Сеченов) • Гавриил (Петров) • Амвросий (Подобедов) • Михаил (Десницкий) • Серафим (Глаголевский) • Антоний (Рафальский) • Никанор (Клементьевский) • Григорий (Постников) • Исидор (Никольский) • Палладий (Раев) • Иоанникий (Руднев) • Антоний (Вадковский) • Владимир (Богоявленский) • Платон (Рождественский)
Патриархи Московские и всея Руси (с 1917) Тихон • Пётр (Полянский) () • Сергий • Алексий I • Пимен •
Филарет (Денисенко)
() • Алексий II • КириллСуздальские, Владимирские и Переславль-Залесские (1227—1274) Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл •
Владимирские, Суздальские и Нижегородские (1274—1325) Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр • Суздальские (1330—1373) Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) • Суздальские, Нижегородские и Городецкие (1374—1401) Дионисий • Евфросин • Нафанаил • Суздальские и Тарусские (1406—1661) Митрофан • Григорий • Авраамий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан •
Суздальские и Юрьевские (1666—1786) Стефан • Маркелл • Павел (Моравский) • Иларион Суздальский • Ефрем (Янкович) • Игнатий (Смола) • Варлаам (Леницкий) • Иоаким • Гавриил (Русской) • Афанасий Грек • Вениамин (Фальковский) • Симон (Тихомиров) • Порфирий (Крайский) • Сильвестр (Гловатский) • Геннадий (Драницын) • Тихон (Якубовский) •
Владимирские и Яропальские (1748—1762) Платон (Петрункевич) • Антоний (Багратиони) • Владимирские и Муромские (1763—1788) Павел (Гребневский) • Иероним (Фармаковский) • Виктор (Онисимов) • Суздальские и Владимирские (1788—1799) Виктор (Онисимов) • Владимирские и Суздальские (1799—1917) Виктор (Онисимов) • Ксенофонт (Троепольский) • Парфений (Чертков) • Иустин (Михайлов) • Феофан (Говоров) • Антоний (Павлинский) • Феогност (Лебедев) • Сергий (Спасский) • Никон (Софийский) • Николай (Налимов) • Алексий (Дородницын) • Евгений (Мерцалов) •
Владимирские и Шуйские (1917—1922) Сергий (Страгородский) • Владимирские и Суздальские (с 1922) Корнилий (Соболев) • Николай (Добронравов) • Дамиан (Воскресенский) • Нифонт (Фомин) •
Макарий (Звездов)
•
Павел (Гальковский)
•
Гурий (Степанов)
•
Павел (Борисовский)
• Иннокентий (Летяев) • Сергий (Гришин) • Филипп (Гумилевский) • Феодор (Яцковский) • Хрисогон (Ивановский) •
Алексий (Сергеев)
• Онисим (Фестинатов) •
Иоанн (Вендланд)
• Николай (Кутепов) • Владимир (Котляров) • Серапион (Фадеев) • Валентин (Мищук) • Евлогий (Смирнов)Преподобные Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский Святители Феодор Симоновский • Дионисий Суздальский • Феогност Киевский • Стефан Пермский • Вассиан Ростовский • Серапион Новгородский • Михаил Смоленский • митрополит Иоасаф • Иоасаф (Горленко) • Иннокентий (Вениаминов) прочие Дмитрий Донской • Александр Пересвет • Андрей Ослябя
Примечания
- Дионисий (архиепископ суздальский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ 12
Житие святителя Дионисия - Дионисий, св. Архивная копия от 10 ноября 2007 на Wayback Machine
- Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 9. 1373-1380 гг. (неопр.)
.
runivers.ru
. Дата обращения: 7 февраля 2022. - Ульянов О. Г.
Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского Архивная копия от 5 марта 2010 на Wayback Machine - Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 9. 1373-1380 гг. (неопр.)
.
runivers.ru
. Дата обращения: 7 февраля 2022. - Этот же соборный акт обвиняет и Дионисия, тогда уже покойного, в попытке захвата власти.
- Иоанн Мейендорф.
Византия и Московская Русь. Гл. X «Литва поворачивает к Западу» // История церкви и восточно-христианская мистика. — С. 511. - Примечательно, что в Московском летописном своде конца XV века он называется архиепископом Суздальским «в митрполитех». Летопись сообщает, что он хотел
«быти митрополитом на Руси». - Святитель Дионисии, архиепископ Суздальский (+ 1385) // Монахиня Таисия. Руссие святые. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика». 2001