Житие и канонизация иеросхимонаха Самсона Сиверса, кому помогает святой

Сампсон Сиверс

Сиверс – одна из наиболее противоречивых фигур в истории современного христианского общества. Его почитатели и последователи борются за присвоение старцу святости, а критики и обличители называют мракобесом и еретиком. Кто же он на самом деле: Божий угодник или фальшивый чудотворец?

Сампсон (Сиверс)

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс)

Корень разногласий уходит вглубь тернистого жизненного пути старца, и как монета имеет два профиля: лицевой – официальный и тыльный, таинственную «решку», вскрывающие сомнительные факты в биографии отца Сампсона.

Кто такой иеросхимонах Сампсон Сиверс

Жизнь Сампсона Сиверса, как и его дорога к сану иеросхимонаха, была наполнена событиями и тяжелыми испытаниями. Старца лишали свободы, приговаривали к смертной казни, его поражали изнуряющие болезни. Сампсон проповедовал учение Христа, но зачастую изменял толкование на свой лад, применял методы и обряды, идущие вразрез с христианскими церковными устоями.

Поступки и проповеди монаха вызывали недоумение и служили причиной двоякого восприятия его личности и вклада в развитие православия. Одни священнослужители покровительствовали Сампсону, другие – требовали его изгнания из церкви и лишения сана. У Сампсона немало защитников и среди верующих, заверяющих в его святости и чудотворении при жизни и после смерти.

Происхождение

Сампсон Сиверс, рожденный в июне 1900 года в проживающей в Петрограде англиканской семье, получил имя Эдуард Эсперович Сиверс. Отец мальчика имел полковничий чин, числился советником и другом императора Николая II. Фамилия Сиверс, как признак известного графского рода, документально не имела подтверждения причастности семейства к дворянскому титулу.

В младенчестве Эдуарда крестили в англиканской церкви. Интерес к религии мальчику привила мать. Позже он в одиночку посещал православные храмы, живо интересовался монашеским бытием и определил для себя православие единственной существующей истиной.

Повзрослев, юноша закончил реформатское училище при немецкой церкви, затем обучался в Петроградской гимназии. В возрасте 18 лет Эдуард принял православие, получив имя Сергий в честь святого Сергия Радонежского.

святой самсон

Житие и служение Богу

Сведения о дальнейшем житие пришедшего в православную веру Сергия разнятся. Согласно биографическим данным, в 1918 году он стал послушником Крыпецкой Иоанно-Богословской монашеской обители, куда прибыл с целью ознакомления с жизнью и служением в монастыре. В обители инока нарекли Александром в честь князя Александра Невского.

Вскоре послушника, вхожего в годы детства в царскую семью, арестовали и приговорили к казни через расстрел. Приговор привели в исполнение на празднование Покрова Пресвятой Богородицы. Пуля, предназначенная иноку, прошла через правое плечо. Раненый был контужен и упал замертво. Позже тело подобрали монахи, переодели в форму красноармейского солдата и доставили в дом к матери.

В протоколе допроса от 1932 года указано, что в возрасте 18 лет юноша поступил на службу в ряды Красной армии. В 1919 году получил тяжелое ранение в правое плечо и контузию в боях под Гатчиной.

Раненый был определен на лечение в Семеновский госпиталь в Петрограде, где перенес 8 операций. Состояние осложнило развитие гангрены, но врачам удалось спасти юноше жизнь. Дальнейшее лечение и реабилитацию он проходил в городе Тихвин в стенах Тихвинского монастыря. Следствием ранения стала неврастения, а функциональность руки сохранилась лишь на 15 %.

Терзаемый сомнениями больной, будучи в госпитале, подал заявление на вступление в компартию, но позже, укрепившись в вере, не стал доводить дело до конца. В госпитале состоялось решающее в судьбе молодого человека знакомство с епископом Алексием, принявшим его иподиаконом.

В возрасте 22 лет, по протекции Алексия, Сиверса определили в Александро-Невскую Лавру, где он вступил на путь монашества и был наречен Симеоном. Через год Симеон Сиверс стал иеродиаконом.

В феврале 1935 года отца Симеона арестовали по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» и приговорили к трехлетней ссылке в лагерях. Освободившись, Сиверс был рукоположен в Тамбове в сан иеромонаха.

К отцу Симеону шли на исповедь толпы женщин. Многие приезжали за отпущением грехов из других городов. В 1936 году Сиверс, признавшийся в том, что принимал в своей квартире верующих, был арестован повторно.

святой самсон

За 6 месяцев тюремного заключения Симеон написал 9 заявлений, в части которых отрекался от религиозного сана и звания. В итоге Сиверса приговорили к 8 годам трудовых лагерей. С 1946 года продолжил служение в православных храмах Ставрополя, затем в Пензенской епархии и в женской монашеской обители под Полтавой, получив покровительство архиепископа Сергия Ларина. Архиепископ Сергий рекомендовал Симеона на службу в Казанский собор города Сталинграда, где его назначили священником.

В этот период действия отца Сиверса были осуждены в жесткой форме. Симеона обвинили в интимных связях с посещающими его женщинами, греховном сожительстве с некоторыми из них, в увлечении мистикой и карьеризме.

Сиверс был уволен из собора с наложением запрета на священнослужение сроком на 15 лет, которые он отбывал в стенах Одесского монастыря. Согласно официальной версии, Симеона направили в 1958 году в Псково-Печерскую монашескую обитель для привлечения в православие молодежи. По другим свидетельствам, Сиверса изгнали из Одесской обители в 1963 за попытки совращения прихожанки, после чего он уехал в Москву. В 1966 году, именуемый Сампсоном, он принял схиму.

Кончина

В преклонном возрасте иеросхимонах Сампсон Сиверс страдал от тяжелых неврологических, сердечных болезней и последствий перенесенного туберкулеза легких. Старец скончался в 1979 году в Москве.

Преподобный Сампсон Странноприимец

Память 27 июня / 10 июля

Прп. Сампсон Странноприимец

(MP3 файл. Продолжительность 4:59 мин. Размер 2.4 Mb) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Святой Сампсон жил в VI в. Он происходил из знатнейшей римской семьи, вероятно, бывшей в родстве с потомками святого Константина Великого. Он постиг всю премудрость своего времени, в особенности много занимался медициной, к которой его влекла склонность к состраданию. Сампсон не мог равнодушно смотреть на страдания и нищету, поэто­му в своем доме принимал всех встречавшихся ему больных и бедных, милосердно предоставляя им необходимый уход, а также утешение в молитве и вере.

По смерти родителей он раздал свое огромное богатство. Будучи, наконец, свободен от всех земных привязанностей и желая избежать похвал от людей, он отправился в Константинополь. Там он поселился в бедном доме и в тиши­не предавался молитве. При этом Сампсон не оставил бла­готворительной деятельности: он собирал больных и лечил их безвозмездно[1]. Особенно он заботился о страждущих не­излечимыми недугами и о тех, кого отказывались лечить другие врачи: о прокаженных, парализованных, слепых, одержимых.

Слава о преподобном Сампсоне распространилась по всему городу, и его дом стал прибежищем для отчаявшихся.

В тридцать лет Сампсон был рукоположен в священный сан святым патриархом Миной [25 авг.][2], который высоко ценил его богоугодные дела. Святой вылечил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527-565), уже потерявшего всякую надежду на врачей. Юстиниан получил во сне повеле­ние призвать во дворец святого. Тому было достаточно воз­ложить руку на больное место, чтобы император тотчас ис­целился. Но преподобный желал избежать похвал, и поэтому наложил немного мази, чтобы это чудо не приписали его доб­родетели. Император не знал, как отблагодарить прп. Сампсона, и хотел осыпать его золотом, но святой отослал дары обратно со словами: «Зачем ты даришь мне то, что я отверг из любви ко Христу?» Вместо этого он предложил Юсти­ниану использовать эти деньги для строительства больницы рядом со своей хижиной, чтобы достойно принимать боль­ных и бедных. Император с радостью согласился и поручил рабочим, только что завершившим возведение Святой Со­фии, построить к северу от Великой Церкви большое вели­колепное здание, которое получило известность как Стран­ноприимный дом Сампсона.

Впоследствии святой с бес­примерной самоотвержен­ностью руководил этой боль­ницей. Он служил страждущим братьям с готовностью Анге­ла, предстоящего Всевышнему. В лечебнице трудились много­численные профессиональные врачи, а уходом за больными занимались монахи. Этому замечательному учреждению император даровал обильные пожертвования не только на со­держание работников, но и для того, чтобы здесь щедро разда­вали еду и одежду странникам и нуждающимся.

Прп. Сампсон многие годы посвятил этим апостольским трудам и мирно скончался в весьма преклонном возрасте. Его святые мощи были погребены в церкви святого Мокия. Здесь в день памяти преподобного Сампсона константинополь­ские врачи, почитавшие его своим святым покровителем, устраивали торжественный крестный ход. В Страннопри­имном доме почитали его посох, епитрахиль и священни­ческие облачения.

Впоследствии, благодаря невидимой помощи святого или его явлениям, в Странноприимном доме произошло мно­жество чудес и исцелений. Вскоре после смерти преподоб­ного страшный пожар, начавшийся в Святой Софии, разру­шил все окрестные дома и перекинулся на крышу больницы.

Казалось, что служители учреждения и добровольцы напрас­но стараются потушить огонь, как вдруг они увидели препо­добного, идущего по крыше и властно повелевающего огню отойти. Так приют был спасен от разрушения.

Больные приходили к могиле преподобного Сампсона, чтобы про­вести там ночь; они прикладывались к его иконе и помазы­вались маслом из лампады, горевшей над могилой. Нередко преподобный Сампсон являлся им один или в сопровождении святых бессребреников Космы и Дамиана и подавал исцеление.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Посмертные чудеса иеромонаха

Поток верующих, обращающихся к отцу Сампсону, не прекратился и после его смерти. К могиле старца на Николо-Архангельское кладбище Москвы приходят люди и просят о помощи.

святой самсон

Верующие свидетельствуют о том, что Сампсон посмертно помогает им в следующих просьбах:

  • исцелении от телесных болезней;
  • избавлении от вредных привычек и зависимости;
  • обретении душевного спокойствия;
  • разрешении сложных жизненных ситуаций.

Молящиеся на могиле Сиверса люди сообщают о том, что получали исцеление от болезней в безнадежных случаях, когда медицина оказывалась бессильна.

«Чудеса», происходящие на могилке «старца»

Сампсон (Сиверс)

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс)

Взгляд старца с фотокарточки пронзительный и неприятный. О таком говорят: смотрит прямо в душу. Вопреки неодобрению церковных властей люди молятся ему как святому. Фотографии и иконы с изображением старца, текст акафиста и молитв продаются в изобилии в одной свечной лавке на Николо-Архангельском кладбище, где похоронен старец. Поток верующих к его могилке не оскудевает.

Люди уверяют о чудесах, происшедших с ними по молитвам к отцу Сампсону, причем множество из этих свидетельств принадлежат священнослужителям. Особенно часто к усыпальнице приводят людей, считающихся бесноватыми. Говорят, что такие люди даже не могут подойти к могилке: кричат и отбиваются, словно обитающий в их телах дух злобы чувствует святость места и останков старца.

Однако официально Церковь не признает за иеросхимонахом Сампсоном права именоваться старцем и тем более святым. Вот что по этому поводу говорит протоиерей Димитрий Шушпанов:

«…как быть с «чудесами», происходящими на могилке Сампсона? Само по себе чудо – не является признаком святости, ибо чудеса совершают и шаманы языческих религий, и буддийские ламы, колдуны и экстрасенсы. Чудо, свидетельствует лишь о том, что бытие не сводится к материи, и за её границами существует духовный мир. Но этот мир не однороден.

Падшие духи тоже могут чудотворить, и потому чудо должно рассматриваться в контексте прочих критериев. Но как мы увидели выше, нет ни каких оснований считать прижизненные и посмертные «чудеса» Сампсона (Сиверса), происходящими от Бога».

По мнению некоторых клириков Сиверс потерял право на духовное звание, когда в 1936 году письменно отрекся от религиозного сана и причитающихся к нему привилегий. Старчество же с древних времен на Руси почиталось как уникальный вид святости, которую человек получает через волю Господа.

Сиверс еще при жизни обвинялся в том, что проводит обряды «изгнания бесов» как шаман, «на пользуемые предметы культа…плюёт, шепчет и пр.»,

таким образом, возникает закономерный вопрос, может ли Сиверс считаться авторитетным духовным руководителем, ведь путь, которому он учит следовать, возможно, ведет совсем не к Христу.

Можно ли читать молитвы и акафисты

Верующие обращают свои молитвы к святым, а так как иеросхимонах Сампсон к ним не причислен, молиться ему не следует. Тексты молив и акафистов к нему не каноничны и не одобрены Церковью.

На сегодняшний день не существует подлинной общепризнанной версии биографии иеромонаха Сампсона. Даже среди церковнослужителей нет единого мнения о личности Сиверса.

Кто-то называет его самозванцем и самосвятом, утверждая что он сам себя постриг в схиму, другие свидетельствуют о его помощи и предстательстве, присовокупляя что произошедшему чуду верят больше чем всем архивным данным. Непреложным фактом остается только одно – персона Сиверса, как и Григория Распутина, слишком неоднозначна, чтобы судить о ней быстро и поверхностно.

Галина Бочарова

Канонизация старца – «за» и «против»

Сиверс получил имя Сампсон во время пострига в великую схиму в честь преподобного старца, известного в православии как Сампсон Странноприимец. Последователи иеросхимонаха спустя почти 20 лет с его кончины составили прошение о канонизации Сампсона Сиверса.

Основанием для обращения послужили:

  • многолетнее служение Богу;
  • привлечение молодежи в православие;
  • факты свидетельства о даре предвидения старцем событий при жизни;
  • подтверждения верующими фактов чудесного исцеления болезней.

Рассмотрев обращение, имеющиеся материалы и документы, комиссия вынесла отрицательное решение. Причиной отказа в канонизации стали неоднозначные биографические факты и противоречивые свидетельства священников.

Как пройти к могиле старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

Путь начинается от центральных ворот Николо-Архангельского кладбища

Похожие документы

Кладбище Братовщина

Кладбище Братовщина

Кладбище Благовещенка

Кладбище Рыгино

Похожие товары

По данному запросу совпадений не найдено. Перейдите в каталог для подбора вариантов или позвоните консультанту: +7 (968) 962-78-55

Выбрать памятник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: