Канон святому апостолу Адронику Паннонийскому и иже с ним


Канон святому апостолу Адронику Паннонийскому и иже с ним

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ:

Пои́мъ гдⷭ҇еви, прове́дшемꙋ лю́ди своѧ̑ сквозѣ̀ чермно́е мо́ре, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ сла́внѡ просла́висѧ.

Хвалꙋ̀ бг҃ꙋ прино́ситъ, въ пресвѧтѣ́й, блаже́нне, па́мѧти твое́й, честна́ѧ це́рковь, по́двиги твоѧ̑ вѣ́рою сла́вѧщи.

Напра́вилъ є҆сѝ ᲂу҆ма̀ твоегѡ̀ всѧ̑ движє́нїѧ, свѧще́нне, къ бж҃їимъ хотѣ́нїємъ, и҆сполне́нїю ра́дꙋѧсѧ, а҆ндроні́че.

Недꙋ́ги ѡ҆чища́ти, дꙋ́хи ѿгонѧ́ти лꙋка̑выѧ, ѿ бг҃а бжⷭ҇твеннꙋю бл҃года́ть прїѧ́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре а҆ндроні́че.

Бг҃оро́диченъ:

Ѡ҆дождѝ мѝ, дв҃о, всѣ́хъ согрѣше́нїй и҆збавле́нїе, и҆ и҆справле́нїе житїѧ̀, твои́мъ хода́тайствомъ и҆ бл҃года́тїю.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ:

Нѣ́сть свѧ́тъ ꙗ҆́кѡ гдⷭ҇ь, и҆ нѣ́сть пра́веденъ ꙗ҆́кѡ бг҃ъ на́шъ, є҆го́же пое́тъ всѧ̀ тва́рь: нѣ́сть пра́веденъ па́че тебє̀, гдⷭ҇и.

Оу҆мертви́въ ᲂу҆́ды твоѧ̑ пѡ́двиги, жи́знь сподо́билсѧ є҆сѝ живꙋ́щихъ зрѣ́ти, на землѝ пло́ть носѧ́ща хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шего, а҆ндроні́че а҆пⷭ҇ле.

Ѻ҆гнедохнове́ненъ бы́лъ є҆сѝ, бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а, чи́стою мы́слїю твое́ю теплотꙋ̀, а҆пⷭ҇ле, ѡ҆бносѧ̀, и҆ попалѧ́ѧ пре́лести те́рнїе, а҆ндроні́че всехва́льне.

Глагѡ́лъ твои́хъ вѣща́нїе, и҆ си́ла чꙋде́съ ѡ҆бтечѐ мі́ра концы̀, ᲂу҆ченичѐ гдⷭ҇ень, бжⷭ҇твенныѧ дх҃а бл҃года́ти вѣ̑рныѧ наꙋча́ющи.

Бг҃оро́диченъ:

Нѣ́сть пречи́сты, па́че тебє̀, влⷣчце, и҆ нѣ́сть непоро́чны ра́звѣ тебє̀, всенепоро́чнаѧ, бг҃а бо всѣ́хъ вмѣсти́лище простра́нное є҆ди́на была̀ є҆сѝ.

Конда́къ, гла́съ в҃.

Ѕвѣздꙋ̀ пресвѣ́тлꙋю, бг҃оразꙋ́мїѧ свѣ́томъ просвѣ́щшаго ꙗ҆зы́ки, а҆пⷭ҇ла хрⷭ҇то́ва а҆ндроні́ка восхва́лимъ, и҆ съ ни́мъ во благовѣ́стїи потрꙋди́вшꙋюсѧ і҆ꙋні́ю премꙋ́дрꙋю, вопїю́ще: моли́те хрⷭ҇та̀ бг҃а непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.

Сѣда́ленъ, гла́съ д҃.

Бжⷭ҇твенный а҆ндроні́къ свѣтови́денъ бы́въ, сердца̀ просвѣтѝ бг҃оразꙋ́мїѧ свѣ́томъ, ко гдⷭ҇ꙋ приходи́ти: тѣ́мже и҆ по кончи́нѣ и҆сточа́етъ и҆сцѣлє́нїѧ, вѣ́рою пристꙋпа́ющымъ честно́мꙋ є҆гѡ̀ хра́мꙋ, и҆ всѣ̑мъ и҆спроша́етъ вѣ̑рнымъ ве́лїю ми́лость.

Бг҃оро́диченъ:

Ѡ҆бнови́ла є҆сѝ, чⷭ҇таѧ, бжⷭ҇твеннымъ ржⷭ҇тво́мъ твои́мъ и҆стлѣ́вшее во страсте́хъ земноро́дныхъ ме́ртвенное сꙋщество̀, и҆ воздви́гла є҆сѝ всѧ̑ ѿ сме́рти къ животꙋ̀ нетлѣ́нїѧ. тѣ́мже тѧ̀ по до́лгꙋ блажи́мъ всѝ, дв҃о препросла́вленнаѧ, ꙗ҆́коже прорекла̀ є҆сѝ.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ:

На крⷭ҇тѣ̀ тѧ̀ возвы́шена ꙗ҆́кѡ ᲂу҆зрѣ̀ пречⷭ҇таѧ мт҃и твоѧ̀, сло́ве бж҃їй, мт҃рски рыда́ющи вѣща́ше, что̀ но́вое и҆ стра́нное сїѐ чꙋ́до, сн҃е мо́й; ка́кѡ жи́знь всѣ́хъ вкꙋша́еши сме́рти, ѡ҆живи́ти мє́ртвыѧ хотѧ̀, ꙗ҆́кѡ милосе́рдъ;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ:

И҆зъ горы̀ приѡсѣне́нныѧ, сло́ве, прⷪ҇ро́къ, є҆ди́ныѧ бцⷣы, хотѧ́ща воплоти́тисѧ бг҃ови́днѡ ᲂу҆смотрѝ, и҆ со стра́хомъ славосло́вѧше си́лꙋ твою̀.

Тѧ̀ ꙗ҆́кѡ сро́дника цѣлꙋ́етъ па́ѵелъ, предъ вѣ́рными бжⷭ҇твєнныѧ твоѧ̑ похвалы̑ проповѣ́даѧ, а҆ндроні́че бг҃оглаго́ливе, свѣтоводи́телю восхвалѧ́ющымъ тѧ̀.

До́мъ бы́въ трⷪ҇цы прест҃ы́ѧ, хра́мы и҆ трє́бища разори́лъ є҆сѝ бла́знєнныѧ: и҆ созда́лъ є҆сѝ, прехва́льне, цр҃кви во спасе́нїе дꙋ́шъ на́шихъ.

Возмо́глъ є҆сѝ бж҃їею мо́щїю ᲂу҆крѣпи́всѧ, си́льнагѡ восхи́тити сосꙋ́ды, блаже́нне, и҆ соверши́ти дх҃а ст҃а́гѡ жили́ще, а҆ндроні́че.

Бг҃оро́диченъ:

Тѧ̀ всегда̀, дв҃о бцⷣе, всѝ вѣ́рнїи согла́снѡ воспѣва́емъ, ꙗ҆́кѡ тве́рдое и҆ побо́рное предста́тельство, и҆ спасе́нїе дꙋ́шъ на́шихъ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ:

Ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ, бг҃овѣ́дѣнїемъ просвѣти́вый концы̀, просвѣтѝ мѧ̀ ᲂу҆́тромъ чл҃вѣколю́бїѧ твоегѡ̀, гдⷭ҇и.

Ꙗ҆́кѡ сро́дника тѧ̀ па́ѵлꙋ, и҆ пре́жде є҆гѡ̀ ᲂу҆ченика̀ бы́вша, съ ни́мже тѧ̀ почита́емъ, вѣ́рою соше́дшесѧ, а҆ндроні́че.

Свѣтоза̑рныѧ ѕвѣ́зды, свѧщє́нныѧ а҆пⷭ҇лы почти́мъ, і҆ꙋні́ю бжⷭ҇твеннꙋю и҆ бг҃оно́снаго а҆ндроні́ка.

Ꙗ҆́кѡ наро́читы сꙋ́ще во а҆пⷭ҇толѣхъ, ва́съ блаже́нный па́ѵелъ проповѣ́даетъ въ цр҃кви, блаже́ннїи.

Бг҃оро́диченъ:

Тѧ̀, прест҃а́ѧ ѻ҆трокови́це, прⷪ҇ро́ческїй ли́къ проначерта̀, свѧще́нными ѻ҆́бразы, бы́ти гдⷭ҇ню роди́тельницꙋ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ:

Ри́зꙋ мнѣ̀ пода́ждь свѣ́тлꙋ, ѡ҆дѣѧ́йсѧ свѣ́томъ, ꙗ҆́кѡ ри́зою, многоми́лостиве хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ.

До́мъ тво́й и҆сцѣле́нїй и҆сто́чники, любо́вїю притека́ющымъ и҆сточа́етъ, а҆пⷭ҇ле, ѡ҆мыва́ѧ дꙋшє́вныѧ не́мѡщи.

И҆стлѣ́вшее безбо́жїемъ мно́жество ꙗ҆зы̑къ ѡ҆бнови́лъ є҆сѝ но́выми твои́ми ᲂу҆чє́нїи, нетлѣ́ннагѡ і҆и҃са дрꙋ́же и҆́скреннїй.

Ꙗ҆́кѡ со́лнце ѡ҆бте́клъ є҆сѝ зе́млю, а҆ндроні́че премꙋ́дре, трисо́лнечный и҆ несозда́нный возвѣща́ѧ вѣ̑рнымъ свѣ́тъ бж҃ества̀.

Бг҃оро́диченъ:

Бжⷭ҇твєннаѧ шє́ствїѧ на тебѣ̀ влⷣки позна́шасѧ, пло́тїю ѡ҆бнища́вшагѡ, и҆ ѡ҆богати́вша вѣ̑рныѧ, неискꙋсобра́чнаѧ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ:

Въ нача́лѣ зе́млю ѡ҆снова́вый, и҆ нб҃са̀ сло́вомъ ᲂу҆тверди́вый, бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Недꙋ́ги лю̑тыѧ, и҆ всѧ́кꙋ болѣ́знь ѿ дꙋ́шъ вкꙋ́пѣ же и҆ тѣле́съ ѿго́ниши, притека́ющихъ въ до́мъ тво́й, мꙋ́дре ᲂу҆ч҃ничѐ хрⷭ҇то́въ.

Де́мѡнскаѧ наи̑тїѧ ѿгонѧ́еши, и҆ стра̑сти лю̑тыѧ ѡ҆чища́еши человѣ́кѡмъ, спострада́льчествомъ хрⷭ҇то́въ самови́дче: сегѡ̀ ра́ди тѧ̀ вѣ́рнѡ ᲂу҆блажа́емъ.

Ри́торское, мꙋ́дре, глꙋмле́нїе низложи́въ простото́ю ᲂу҆че́нїй, бг҃а проповѣ́дꙋеши въ видѣ́нїи пло́тстѣ, пожи́вша со земны́ми бла́гости ра́ди.

Бг҃оро́диченъ:

Во ᲂу҆тро́бꙋ дв҃ы всели́выйсѧ, и҆ въ не́й а҆да́ма назда́вый, бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ:

На горѣ̀ ст҃ѣ́й просла́вльшасѧ, и҆ въ кꙋпинѣ̀ ѻ҆гне́мъ приснодв҃ы мѡѷсе́ови та́йнꙋ ꙗ҆́вльшаго, гдⷭ҇а по́йте и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Ѡ҆б̾юродѣ̑вшаѧ ѕлы́мъ гно́емъ человѣ́чєскаѧ, а҆ндроні́че, сердца̀, со́лїю бжⷭ҇твенною стѧгнꙋ́въ, ᲂу҆чє́нїи твои́ми, и҆злїѧ́вшемꙋсѧ сло́вꙋ, спаса́емы предста́вилъ є҆сѝ, требл҃же́нне.

Свѧще́нникъ же и҆ жре́цъ, и҆ же́ртва, поже́ршемꙋсѧ за милосе́рдїе позна́лсѧ є҆сѝ, и҆ къ немꙋ̀ восте́клъ є҆сѝ, а҆ндроні́че, вѣне́цъ нетлѣ́нїѧ и҆ пра́вды ѿ негѡ̀ прїе́мъ.

Проповѣ́дникъ бжⷭ҇твенный, и҆ а҆пⷭ҇лъ бг҃ови́децъ, разори́тель и҆стꙋка́нныхъ ги́бельныхъ, и҆ богати́тель ни́щихъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, сла́вне, и҆ сїѡ́на вы́шнѧгѡ вели́кїй жи́тель, а҆ндроні́че бг҃омꙋ́дре.

Бг҃оро́диченъ:

Ꙗ҆́кѡ клеща́ми рꙋка́ми ᲂу҆́гль но́сиши, ро́сꙋ бжⷭ҇твеннꙋю и҆сточа́ющаго, дв҃о, пла́менемъ ле́сти бѣ́дствꙋющымъ, попалѧ́юща же стра̑сти, пѣсносло́вѧщихъ тогѡ̀ црⷭ҇твїе.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ:

Проѧвле́нное на горѣ̀ законополо́жникꙋ во ѻ҆гнѝ и҆ кꙋпинѣ̀, ржⷭ҇тво̀ приснодв҃ы, въ на́ше вѣ́рныхъ спасе́нїе, пѣ́сньми немо́лчными велича́емъ.

Да ѻ҆́ныѧ жи́зни ꙗ҆ви́шисѧ наслѣ́дникъ, ᲂу҆мерщвлє́нныѧ пре́жде де́мѡнскими прилѡ́ги, ѡ҆живи́лъ є҆сѝ живоно́снымъ твои́мъ сло́вомъ, достоблаже́нне а҆ндроні́че.

Ꙗ҆́кѡ и҆́стиннагѡ бы́въ вїногра́да, преблаже́нне, лоза̀ бл҃гора́сленна, вїно̀ безсме́ртїѧ и҆ска́палъ є҆сѝ, и҆ человѣ́кѡвъ сердца̀ возвесели́лъ є҆сѝ, прехва́льне а҆ндроні́че.

Ты̀ ꙗ҆́кѡ мо́лнїѧ попали́въ ве́щь многобо́жїѧ, ꙗ҆́вѣ показа́лъ є҆сѝ свѣ́тъ бг҃оразꙋ́мїѧ, сꙋ́щымъ во тмѣ̀ житїѧ̀: тѣ́мъ тѧ̀ прославлѧ́емъ всѝ, а҆ндроні́че.

Свѧще́ннаѧ твоѧ̀ па́мѧть простира́ема въ концы̀ дне́сь, просвѣща́етъ сердца̀, въ не́й тѧ̀ свѧще́ннѡ восхвалѧ́ющихъ, достобл҃же́нне а҆ндроні́че.

Бг҃оро́диченъ:

Просвѣще́нїе на́мъ и҆спросѝ, ꙗ҆́же свѣ́тъ ро́ждшаѧ, и҆ согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе, и҆ дꙋша́мъ спасе́нїе, вѣ́дꙋщымъ тѧ̀ и҆́стиннꙋю бцⷣꙋ, чⷭ҇таѧ дв҃о всенепоро́чнаѧ.

Апостол от 70-ти Андрони́к, епископ, святая Иу́ния (Ю́ния)

Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник

Жития апостола от 70-ти Андроника и супруги его Юнии

Свя­той апо­стол от 70-ти Ан­д­ро­ник и его по­мощ­ни­ца в апо­столь­ских тру­дах свя­тая Юния бы­ли род­ствен­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла. Они мно­го по­тру­ди­лись, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие языч­ни­кам, о чем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду Апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16,7). Свя­той Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Пан­но­нии, но про­по­ведь его и свя­той Юнии рас­про­стра­ни­лась и в дру­гие стра­ны, да­ле­ко за пре­де­лы его епар­хии. Тру­да­ми свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии утвер­жда­лась Цер­ковь Хри­сто­ва, языч­ни­ки об­ра­ща­лись к бо­го­по­зна­нию, мно­гие язы­че­ские ка­пи­ща пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние, вме­сто них воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские хра­мы. Из служ­бы в честь этих свя­тых из­вест­но, что они му­че­ни­че­ски по­стра­да­ли за Имя Хри­сто­во.

В V ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Ар­ка­дии и Го­но­рии, их свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля вме­сте с мо­ща­ми дру­гих му­че­ни­ков «иже во Ев­ге­ни­е­вых» (па­мять 22 фев­ра­ля).

Бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­ду бы­ло от­кро­ве­ние о том, что сре­ди этих 17 му­че­ни­ков на­хо­дят­ся так­же мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен ве­ли­че­ствен­ный храм.

Жития апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

Апо­стол от 70-ти свя­той Си­ла был в пер­во­на­чаль­ной Иеру­са­лим­ской Церк­ви му­жем ува­жа­е­мым, «на­чаль­ству­ю­щим меж­ду бра­ти­я­ми» (Деян.15,22). По­сле со­сто­яв­ше­го­ся в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду Со­бо­ра апо­сто­лов по во­про­су о необ­хо­ди­мо­сти со­блю­де­ния Мо­и­се­е­ва за­ко­на хри­сти­а­на­ми из языч­ни­ков апо­сто­лы от­пра­ви­ли по­сла­ние ан­тио­хий­ским хри­сти­а­нам через апо­сто­лов Пав­ла и Вар­на­ву, в ко­то­ром со­об­ща­ли, что ре­ше­ни­ем Со­бо­ра хри­сти­ане из языч­ни­ков осво­бож­да­лись от со­блю­де­ния пред­пи­са­ний Мо­и­се­е­ва за­ко­на. Бы­ло по­ста­нов­ле­но для них воз­дер­жи­вать­ся от вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­но­го, от блу­да, от удав­ле­ни­ны и кро­ви и не де­лать дру­гим то­го, че­го се­бе не же­ла­ют (Деян.15,20-29). Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой в Ан­тио­хию бы­ли по­сла­ны Со­бо­ром чле­ны Иеру­са­лим­ской Церк­ви свя­тые Си­ла и Иуда для разъ­яс­не­ния по­сла­ния сло­вес­но, что они оба и ис­пол­ни­ли при со­дей­ствии бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха. За­тем свя­той Иуда был от­пу­щен в Иеру­са­лим, а свя­той Си­ла остал­ся в Ан­тио­хии и рев­ност­но по­мо­гал апо­сто­лу язы­ков в его мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­стви­ях с Еван­гель­ской про­по­ве­дью. Апо­сто­лы по­се­ти­ли Си­рию, Ки­ли­кию, Ма­ке­до­нию.

В го­ро­де Филип­пах их об­ви­ни­ли в том, что они воз­му­ща­ют на­род, за что свя­тых апо­сто­лов схва­ти­ли, би­ли пал­ка­ми, а за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь, ко­гда свя­тые апо­сто­лы Па­вел и Си­ла мо­ли­лись, вне­зап­но про­изо­шло силь­ное зем­ле­тря­се­ние, око­вы спа­ли с них и две­ри тем­ни­цы рас­тво­ри­лись. Тем­нич­ный сто­рож, ис­пу­гав­шись, что уз­ни­ки бе­жа­ли, хо­тел по­кон­чить с со­бой, но был удер­жан апо­сто­лом Пав­лом. То­гда, с тре­пе­том при­пав к но­гам апо­сто­лов, он с ве­рой при­нял от них бла­го­ве­стие о Хри­сте, вы­вел их из тем­ни­цы, при­вел в свой дом, омыл их ра­ны и кре­стил­ся со все­ми сво­и­ми до­маш­ни­ми.

Из Филипп апо­сто­лы Па­вел и Си­ла по­шли в го­ро­да Ам­фи­поль, Апол­ло­нию и Со­лунь, при­об­ре­тая в каж­дом го­ро­де но­вых уче­ни­ков Хри­сто­вых и утвер­ждая Церк­ви.

В Ко­рин­фе свя­той апо­стол Си­ла был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па, там он, со­вер­шив мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са, кон­чил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Си­лу­ан про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие вме­сте с вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. В 1-м Со­бор­ном По­сла­нии свя­той апо­стол Петр упо­ми­на­ет о нем: «Сие крат­ко на­пи­сал я вам через Си­лу­а­на, вер­но­го, как ду­маю, ва­ше­го бра­та» (1Пет.5,12). Свя­той Си­лу­ан был по­став­лен епи­ско­пом в Со­лунь и там му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, пре­тер­пев мно­го скор­бей и на­па­стей ра­ди Гос­по­да.

О свя­том апо­сто­ле Кри­с­кен­те упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во 2-м По­сла­нии к Ти­мо­фею (2Тим.4,10), го­во­ря, что Кри­с­кент по­шел с про­по­ве­дью в Га­ла­тию. Там он был по­став­лен епи­ско­пом, а за­тем про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Гал­лии. В го­ро­де Ви­енне апо­стол Кри­с­кент по­ста­вил епи­ско­пом сво­е­го уче­ни­ка За­ха­рию. Воз­вра­тив­шись в Га­ла­тию, он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся при ца­ре Тра­яне (98–117).

Свя­той апо­стол Епенет был по­став­лен епи­ско­пом в Кар­фа­ген. В По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16,5) свя­той апо­стол Па­вел пи­шет: «При­вет­ствуй­те воз­люб­лен­но­го мо­е­го Епе­не­та, ко­то­рый есть на­ча­ток Аха­ии для Хри­ста». В том же По­сла­нии апо­стол Па­вел вспо­ми­на­ет и апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16,7). Свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник был епи­ско­пом в Па­нон­нии (па­мять свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии 17 мая).

См. так­же: «Па­мять свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка и Иунии, по­мощ­ни­цы его» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Свя­тые апо­сто­лы Си­ла, Си­лу­ан, Кри­с­кент и дру­гие с ни­ми» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Немного истории

В первые века христианства вера у людей была крепче. Она испытывалась трудностями и угрозой смерти за Христа. Когда наступило нелегкое время гонения на христиан, многие люди в Константинополе и вокруг него были схвачены и приведены к правителю за свою веру. Многие из них предавались жестоким пыткам и казни за свою веру. Но и это не могло устрашить истинно верующих.

Они не боялись исповедовать свою веру, а смерть за Христа почитали великим благом. Тела мучеников за веру хоронили возле Константинополя. Что-то вроде братской могилы существовало около ворот города, называемых «Евгеньевыми». Отсюда и местность стала называться «Евгенией».

Имена этих людей, погибших за веру, никто не знал. Тела неизвестных мучеников скидывали в яму и закапывали. Их так и стали называть «мучениками, иже во Евгении». Позже была построена церковь, в которую перенесли мощи мучеников.

Одному христианину, по имени Николай Каллиграф, было открыто от Бога, что в числе этих мучеников, находящихся во Евгении, есть тела апостола от семидесяти Андроника и его верной спутницы Иунии. Тогда император Андроник построил великолепный храм в честь своего Небесного покровителя. Это произошло в двенадцатом веке.

Одиночный набат

А потом пошла на хитрость: объявила в Перми военное положение: без пропусков нельзя было выходить раньше и позже определенного часа. Арестовывать владыку пришло более полутора тысяч красноармейцев.

Возле колокольни поставили вооруженных милиционеров, чтобы верующие не могли ударить в набат. А после полуночи пришли и взяли владыку. Нашелся смельчак, не пожалевший жизни для того, чтобы попытаться спасти владыку: он ударил в набат, и был тут же застрелен.

И все же набат был услышан. К зданию милиции, несмотря на военное положение, пришли толпы людей, требовавших освобождения святителя. Большевикам пришлось применить силу, чтобы подавить народное возмущение.

Андроников монастырь

В 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Он дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришелся на празднование Спасу Нерукотворному. Игуменом нового монастыря стал инок Андроник. В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

Первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420-1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублевым, который был иноком Андроникова монастыря. В XIV-XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека. В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611 гг.). В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей священномученик и исповедник протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году. В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса. В 1747-1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря. В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763-1779 годов к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году монастырь был разорен французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора. В 1846-1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива , в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны. В 1929-1932 годах уничтожена колокольня монастыря, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны. В 1947 году инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарем обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева. Но в «хрущевскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956). В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущев был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР). В 1989 году Спасский собор был освящен, возобновлены богослужения.

В январе 2022 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно ее уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных.

Убежденный монархист

Летом 1916 года святитель побывал на фронте в Царской Ставке. Там произошла его встреча с Государем Николаем II. Епископ попытался предостеречь Государя от своего «земляка» Григория Распутина, но Государь, вежливо выслушав, попросил епископа «не верить всякому вздору».

После этой встречи владыка часто говорил в проповедях, что внутренний враг намного опаснее внешнего, а переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности невозможен. В 1916 году он создал специальные миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения: «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать».

В отличие от многих архиереев и священников, равнодушных к политической ситуации в стране, епископ считал такое равнодушие неверным, причину его видел вовсе не «в бесстрастии», а в лени, страхе и нежелании вникнуть в сущность происходящих событий.

Уж кто-кто, а пастырь, по мнению владыки Андроника, обязан видеть и знать все, что происходит в стране, понимать духовный смысл и уметь ясно с Христовой правдой растолковать его народу.

Узнав в начале марта 1917 года об отречении Царя от престола, владыка говорил народу: «Безчестные царские советники и слуги в своих расчетах скрывали правду от сердца царева и делали все, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему».

Почитание преподобного Андроника Московского

Канонизация Андроника Московского состоялась в конце XV века, хотя преподобный Иосиф Волоцкий уже в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507 год) приводит Андроника как одного из наиболее чтимых русских святых. Преподобный Андроник был похоронен в Спасском соборе Андроникова монастыря. В 1812 году французы разграбили монастырь, но мощи остались нетронутыми, голова, однако, исчезла. После 1917 года исчезли и мощи.

В результате археологических исследований 1993 года под древним престолом Спасского собора Андроникова монастыря были обнаружены древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем раскопок профессором Олегом Ульяновым основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: