Для матери Фамари (Марджановой) все люди были «детки мои любимые»


Разве можно жить прошлым, если Бог дает новое

Княжна Тамара (преподобноисповедница Фамарь) родилась в Грузии, в княжеской семье, в 1868 году. Росла в любви, роскоши и изобилии.
Отец, князь Александр, умер, когда Тамара была ребенком. Многочисленная родня помогала во всем матери Тамары, ставшей для княжны самым дорогим человеком.

В юности княжна Тамара серьезно увлеклась музыкой, готовилась к поступлению в консерваторию Санкт-Петербурга, в чем ее горячо поддерживала мать. Замужество девушка решила оставить на потом, несмотря на множество поклонников, привлеченных ее яркой красотой.

Неожиданная смерть любимой матери, когда княжне едва исполнилось двадцать, полностью меняет беззаботное душевное состояние девушки.

Бессонные ночи в слезах, молитвы об упокоении маминой души приносили вопросы – почему ушла мама? Что же такое человек? Для чего живет, почему умирает?

Тетушки, дяди, братья и сестры старались утешить Тамару и развлечь. Летом Тамара с молодыми родственниками поехала в гости к тетушке, которая жила недалеко от монастыря в городе Бодбе. Молодые люди захотели посмотреть недавно основанный монастырь. Приехали в будний день, зашли в храм. Шло вечернее богослужение. Игумения монастыря читала канон, сестры пели. Все, кроме Тамары, постояли пару минут и вышли.

Тамара же, как потом она расскажет, ощутила здесь что-то очень близкое ее духу, то, что она давно искала, но не могла ясно объяснить. Когда богослужение закончилось, юная княжна подошла к игуменье и сказала, что чувствует в себе призвание остаться в этом монастыре. Игуменья ответила, что это очень хорошее желание, но и большая ответственность.

Разговор услышал двоюродный брат Тамары и рассказал родным, что сестра собралась в монастырь. А дальше началось хрестоматийное: молодежь задразнила (нежно) «монашенкой», дяди и тети просили одуматься, «не губить свою молодость» и предложили многие развлечения, особенно музыкальные, зная, как глубоко Тамара любила музыку.

Княжна видела искреннюю заботу родных и была им благодарна, но, ходя по концертам и гостям, только убеждалась – нет, это уже прошлое, и оно больше не дает, чем жить.

А в монастыре она ощутила, что жизнь может продолжиться, но уже по иному. Это очень тяжело было передать словами, донести до светских людей, которыми были ее родные. Они спрашивали – Тамара отвечала – они не понимали.

А в лице игуменьи Тамара увидела «продолжение матери», той, с которой можно было откровенно делиться всем, что есть на душе, той, которой не нужно «объяснять», что же с ней происходит. И, когда княжну Тамару приглашали на концерт или в театр, ее руки потихоньку перебирали четки.

Наконец – опять хрестоматийно и совершенно правдиво – после многих бесполезных уговоров отпустить ее в монастырь, Тамара решилась бежать из дома.

Игумения приняла Тамару как родную дочь, и теперь счастье девушки омрачало лишь ожидание гнева родных. В скором времени тетушки приехали за племянницей. Они просили игумению убедить девушку возвратиться домой, но получилось наоборот: игумения убедила тетушек оставить Тамару в покое.

Вскоре Тамара приняла постриг с именем Ювеналии, как у игуменьи. Во время пострига над головой Тамары кружил белый голубь.

Мать Ювеналия и вел. кн. Елизавета Федоровна

Мать Ювеналия очень скучала по своей духовной матери, и в этот тяжелый период молодую игумению поддержал отец Иоанн Кронштадтский.

Через три года в Грузии начались гражданские смуты. Горцы-революционеры грабили и убивали крестьян, разоряли их дома. Крестьян приютили в монастыре святой Нины, о чем распорядилась настоятельница, мать Ювеналия (Марджанова).

Горцы-революционеры грозили княжне-игуменье смертью, если она не перестанет помогать крестьянам. Та не перестала.

Заботясь о безопасности игумении, церковное начальство в 1905 году перевело ее в Москву. Мать Ювеналия стала настоятельницей Покровской общины сестер (при Покровском монастыре). Сестры ухаживали за больными и ранеными, вместе молились.

В то время игумения Ювеналия познакомилась с княгиней Елизаветой Федоровной, только что потерявшей мужа. Судьбы обеих в главном оказались похожи: ранние потери в семье, осознание краткости земной жизни, устремленность к вечному, жаление людей.

Обе они создали женские общины милосердия. Известно, что мать Ювеналия и великая княгиня Елизавета Федоровна помногу общались и молились друг за друга.

В 1909 году в. Кн. Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину милосердия. А в 1910 году игуменьей Ювеналией (Марджановой) было начато строительство Серафимо-Знаменского скита. Всего за два года удалось завершить строительные работы. Духовным руководителем стал епископ Арсений (Жадановский), в 1915 году постригший мать Ювеналию в великую схиму с именем Фамарь.

Святая схиигумения Фамарь

Во время прошлогодней паломнической поездки в Москву мы посетили Введенское кладбище. Наша гид привела нас к месту упокоения схиигумении Фамари (Марджановой) и вкратце рассказала о ее подвиге служения Христу и о том, что она прославлена Грузинской Православной Церковью в лике святых. Мало, кто из нас ранее слышал о ней, хотя большую часть жизни святая преподобноисповедница Фамарь прожила в России, была настоятельницей Покровской общины сестер милосердия и основательницей Серафимо — Знаменского скита.

По благословению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2022 года имя преподобномученицы Фамари включено в месяцеслов, и память её почитается 23 июня. А через несколько месяцев после нашей поездки были обретены святые мощи схиигумении Фамари. Теперь они почивают на территории основанной ею обители – Серафимо — Знаменского скита.

Схиигумения Фамарь (в миру княжна Тамара Марджанишвили) родилась в Грузии 1 апреля 1868 года. По материнской линии она принадлежала к древнему княжескому роду Чавчавадзе. Благочестивые родители, окормлявшиеся у афонского священника отца Иессея, воспитывали своих детей в любви к Богу. Тамара, старшая из детей, имела хорошие музыкальные данные, и, окончив Закавказский девичий институт, намеревалась поступить в Петербургскую консерваторию на вокальное отделение. Но после смерти родителей Тамара осталась вместе с младшими братьями и сестрой в родовом имении. Ей было 20 лет.

Летом 1888 года, навещая сестру своей матери, Тамара с сестрой и братьями приехали в г. Сигны, вблизи которого в Бодбе был открыт женский монастырь во имя святой просветительницы Грузии равноапостольной Нины. На этом месте была погребена святая Нина после 35 лет своих апостольских трудов. Над могилой святой был возведен храм во имя святого великомученика Георгия, а затем основан мужской монастырь, в котором с 15 века короновали кахетинских царей. Обитель часто подвергалась нападениям, а в 17 веке была разграблена войсками персидского шаха. После посещения этого места в 1888 году императором Александром III, было решено открыть здесь женский монастырь. Настоятельницей монастыря стала монахиня, в последствии игуменья, Ювеналия (в миру Елена Ловенецкая), духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского.

Посещение Бодбийского монастыря произвело большое впечатление на юную Тамару. Как написал её биограф епископ Серпуховский Арсений (Жадановский): « В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней». У Тамары возникло желание уйти в монастырь. При втором посещении обители она ближе познакомилась с инокинями и настоятельницей монастыря и высказала свое пожелание. Полученные в подарок от матушки Ювеналии книги укрепили намерение Тамары посвятить свою жизнь Богу. А книга « Жизнеописание Серафима Саровского» стала её любимой на всю жизнь. На пути осуществления своего желания Тамаре пришлось преодолеть множество препятствий, в том числе и со стороны родственников, желавших ей мирского счастья. Но оставив сестру и братьев на попечении родных, Тамара покинула дом и стала первой грузинкой пришедшей в Бодбийскую обитель. Впоследствии её младший брат Константин стал известным режиссером и основоположником грузинского театра.

Настоятельница монастыря матушка Ювеналия с любовью приняла юную послушницу, взяла её под свою опеку, став для неё духовной матерью. Тамара получила послушания письмоводительницы игуменьи и певчей на клиросе. Затем стала регентом монастырского хора. Игуменья познакомила Тамару со своим духовным отцом Иоанном Кронштадтским, который пророчески предрек девушке её будущее игуменство и принятие схимы. Схиигумения Фамарь вспоминала, как впервые благословляя её, отец Иоанн сказал: « Тамара-Тамара, благую часть избрала». А во время другой встречи повесил ей на шею 3 креста, предсказав, что девушка станет настоятельницей трех обителей. После 12 лет жизни в монастыре в декабре 1891 года Тамара была пострижена в рясофор, а в октябре 1899 года пострижена в мантию с именем Ювеналия.

В августе 1902 года игуменья Ювеналия (Ловенецкая) была переведена в Москву настоятельницей Богородице — Рождественского женского монастыря, а в октябре того же года монахиня Ювеналия (Марджанова) была возведена в сан игуменьи Бодбийской обители. Несмотря на вынужденную разлуку обе игуменьи духовно поддерживали друг друга, а их обеих утешал и укреплял святой праведный Иоанн Кронштадтский. О встречах с духоносным батюшкой схиигумения Фамарь оставила воспоминания, полные теплых подробностей.

Особо почитала схиигумения Фамарь святого преподобного Серафима Саровского. В дни его прославления (в июле 1903 года) одна из сестер монастыря привезла в обитель икону святого. Этот образ явил множество чудес исцеления и спасения от смертельной опасности. Впоследствии схиигумения Фамарь передала эту икону Великой княгине Елизавете Федоровне для болящего цесаревича Алексея, и образ святого преподобного Серафима находился у наследника до конца его земной жизни.

Матушка Ювеналия была игуменией Бодбийского монастыря до декабря 1907 года, а затем была переведена в Москву настоятельницей Покровской общины сестер милосердия.

Покровская община была основана в 1872 году для социального служения по монастырскому образцу. При общине были открыты детский приют, дом для престарелых, аптека, больница, общеобразовательная и фельдшерская школы, школа шелководства. Сестры общины имели профессиональное образования и опыт работы. Многие из них принимали участие в Русско-Турецкой войне 1904-1905 г. и даже были отмечены наградами. Опытом работы общины воспользовалась Великая княгиня Елизавета Федоровна при создании в 1909 году Марфо-Мариинской обители. Матушка Ювеналия была игуменьей Покровской общины с 1908 по 1920 год.

К этому времени матушка Ювеналия возымела желание проживать в уединении вблизи Серафимо — Саровского монастыря. Она посетила Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться там и даже начала присматривать домик для своего проживания в Царском скиту. Однако во время молитвы у иконы Божией Матери « Знамение» ей был глас от Царицы Небесной о том, что она должна сама устроить скит и не только для себя, но и для других. На устроение скита её благословили и старцы Зосимовой и Оптиной пустыней, к которым она обратилась за советом. С Божией помощью появились средства для устройства Серафимо-Знаменского скита, который был построен на землях Покровской общины в селе Битягово в 1912 году. Матушкой было тщательно продумано устроение обители. Ограда вокруг скита имела квадратную форму шириной равной 33 саженям (число лет земной жизни Спасителя). Для проживания сестер было построено 12 домиков-келий (по числу святых Апостолов) и каждый домик имел название по имени учеников Господа Иисуса Христа (Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д.). В обители проживали 33 сестры. Сестры обители жили по строгому уставу, почти не общаясь с внешним миром, для стяжания христианских добродетелей и молитвы. Каждый день недели был особенным. Понедельник — день молчания, вторник — день кротости и смирения, среда — день самоукорения, четверг — день уединенной молитвы, пятница — день покаяния, сокрушения и плача о грехах, суббота — день доброделания, воскресение — день радости. Впоследствии сестры вспоминали время, проведенное в обители, как самое счастливое и светлое. На территории скита был возведен храм во имя иконы Божией Матери « Знамение». Престолы верхнего храма освящены во имя святого преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери « Знамение». Престол нижнего храма был освящен во имя святой равноапостольной Нины. Матушкой Ювеналией была устроена вблизи скита киновия в честь св. Арсения Великого. Здесь по благословению Святейшего Патриарха Тихона в годы гонений проживали епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим (Звездинский).

Каждый раз, узнавая о жизни святых угодников Божиих, удивляешься и радуешься тому, как по Промыслу Божию переплетаются их земные стези и судьбы. Святая схиигумения Фамарь имела счастье встречаться, общаться и молиться вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским, святой преподобномученицей Елизаветой Федоровной, священномучеником Серафимом (Звездинским). Игумения Ювеналия (Ловенецкая), умершая на Соловках, и епископ Арсений (Жадановский) расстрелянный на Бутовском полигоне, не прославлены в лике святых земной Церковью, но возможно получили свои венцы в Царствии Небесном.

21 сентября 1916 года матушка Ювеналия была пострижена в схиму с именем Фамарь.

Серафимо-Знаменский скит закрыли в 1924 году и сестры были вынуждены покинуть его. Какое-то время схиигумения Фамарь проживала на территории Марфо-Мариинской обители в покоях Великой княгини Елизаветы Федоровны. Затем проживала под Серпуховом, устроив маленькую общину (12 человек, включая батюшку — иеромонаха Филарета). Сестры молились и трудились, зарабатывая на пропитание: шили одеяла и игрушки. В 1930 году были арестованы иеромонах Филарет и 7 сестер. В 1931 году была арестована и схиигумения Фамарь. Она была сослана в деревню под Иркутском. Из ссылки матушка вернулась тяжело больной, но до последних дней земной жизни продолжала принимать своих духовных чад, стараясь утешить их и поделиться последним. За несколько дней до её кончины художник Павел Корин закончил её портрет. 23 июня 1936 года схиигумения Фамарь отошла ко Господу. Отпевал её епископ Арсений (Жадановский), который вскоре после этого был арестован и расстрелян.

После революции территория Серафимо-Знаменского скита использовалась под дом отдыха и пионерский лагерь. В 2001 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и в скиту возобновилась монашеская жизнь. Сестры обители организовали музей памяти схиигумении Фамари, бережно храня принадлежавшие ей вещи. По Милости Божией в обитель была возвращена храмовая икона Божией Матери « Знамение». А в июне 2022 года первая настоятельница — святая схиигумения Фамарь вернулась в основанную ею обитель.

В октябре этого года прихожане нашего храма отправятся в паломническую поездку к православным святыням Грузии. Посетят и Бодбийский монастырь во имя святой равноапостольной Нины – обитель, в которой начала свой исповеднический подвиг юная княжна Тамара, ставшая игуменьей трех обителей.

Святая преподобноисповедница Фамарь, моли Бога о нас!

«Вот, пожалел меня Господь»

До закрытия Марфо-Мариинской обители мать Фамарь некоторое время жила там. Но в обитель постоянно приходили с проверками, оставаться было небезопасно.

Мать Фамарь ходила по деревням и просила помощи. Добрые люди в селе Перхушково позволили ей жить в небольшом домике.

Как только бывшая княжна обрела крышу нал головой, сразу пригласила к себе сестер из разрушенного скита и священника. Очень быстро в небольшой общине возобновился монашеский образ жизни.

Не хватало ни еды, ни дров, ни самого необходимого, но было счастье совместной жизни ради Бога.

Чтобы поддерживать себя и не просить помощи, монахини шили одеяла и игрушки.

Схиигумения пользовалась большим авторитетом у местных жителей, к ней даже в те, уже советские времена, приезжали из разных мест России. У матери Фамари всегда находились слова утешения, ободрения, надежды. Рядом с ней в любом положении находился смысл и свет. Благодарные люди оставляли ей пожертвования, а она раздавала их беднякам.

В 1931 году схиигумению Фамарь и нескольких сестер арестовали. В заключении с сестрами в камере были «политические» и уголовники. Часто поднимался шум, ругань, перепалки. Схиигумения тихо просила уголовниц успокоиться, и они замолкали. Свои передачи мать Фамарь делила на всех сокамерниц, и они были ей признательны.

После суда схиигумению Фамарь сослали в поселок Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска. В ссылке бывшая княжна, мать игуменья вместе с послушницей Нюшей жила в углу небольшой крестьянской избы, в котором жили хозяин и его сын Ваня. Но хозяева были очень добры к пожилой монахине, а она за них молилась, делилась воспоминаниями.

Ваня мог подолгу слушать схиигумению, а после ее освобождения они вели переписку. Ваня писал: «Жаль, что Вы уеха­ли от нас. У ме­ня те­перь ба­ян, я весь день иг­раю, вот Вы бы по­слу­ша­ли».

Чи­тая это пись­мо, мать Фамарь го­во­ри­ла с улыб­кой: «Вот, по­жа­лел ме­ня Гос­подь!»

Три раза в месяц схиигумении приходилось отмечаться в местном отделении милиции. Начальник его был далеким от веры человеком и сначала довольно грубо обращался с монахиней, но ее взгляд, слова, манеры со временем стали вызывать в нем уважение, человеческую теплоту. В 1934 году он огорченно прощался со схиигуменией и жалел, что больше ее не увидит.

Житие

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Фа­ма­ри (Мар­джа­но­вой)

Схи­и­гу­ме­ния Фа­марь, в ми­ру княж­на Та­ма­ра Алек­сан­дров­на Мар­джа­ни­шви­ли (Мар­джа­но­ва), ро­ди­лась 1 ап­ре­ля 1868 го­да в Гру­зии. По­сле кон­чи­ны ро­ди­те­лей она при­ня­ла по­стриг в мо­на­сты­ре свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны в Бод­би с име­нем Юве­на­лия. В 1905 го­ду ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да она бы­ла на­зна­че­на на­сто­я­тель­ни­цей По­кров­ской жен­ской оби­те­ли в Москве. В 1910 го­ду ее за­бо­та­ми на­ча­лось стро­и­тель­ство Се­ра­фи­мо-Зна­мен­ско­го ски­та под Моск­вой, где в 1915 го­ду она бы­ла по­стри­же­на в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фа­марь.

В 1924 го­ду скит был за­крыт. В 1931 го­ду схи­и­гу­ме­нию Фа­марь с дву­мя сест­ра­ми ее оби­те­ли аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к ссыл­ке в Ир­кут­скую об­ласть. По­сле окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки она, уже тя­же­ло боль­ная ту­бер­ку­ле­зом, вер­ну­лась в Моск­ву и 23 июня 1936 го­да ото­шла ко Гос­по­ду.

22 де­каб­ря 2016 го­да Свя­щен­ный Си­нод Гру­зин­ско­го Пат­ри­ар­ха­та при­нял ре­ше­ние о ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Фа­ма­ри (Мар­джа­но­вой).

28 де­каб­ря 2022 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил вклю­чить имя свя­той в ме­ся­це­слов, с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния ее па­мя­ти 10/23 июня, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Церк­ви.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Фа­ма­ри (Мар­джа­но­вой)

В се­мье кня­зей Мар­джа­но­вых ат­мо­сфе­ра бы­ла бо­лее свет­ская, чем цер­ков­ная: бла­го­че­стие но­си­ло, оче­вид­но, тра­ди­ци­он­ный ха­рак­тер, как во мно­гих свет­ских се­мьях то­го вре­ме­ни. Отец Та­ма­ры Алек­сан­дров­ны умер, ко­гда oна бы­ла еще со­всем ма­лень­кой, мать умер­ла, ко­гда ей бы­ло два­дцать лет.

У Та­ма­ры Алек­сан­дров­ны бы­ли боль­шие му­зы­каль­ные спо­соб­но­сти, хо­ро­ший го­лос; она го­то­ви­лась к по­ступ­ле­нию в Пе­тер­бург­скую кон­сер­ва­то­рию, ко­гда судь­ба ее из­ме­ня­лась и при­ня­ла со­вер­шен­но дру­гой обо­рот. Уже по­сле кон­чи­ны ма­те­ри, ле­том, она с сест­рой и дву­мя млад­ши­ми бра­тья­ми го­сти­ла у сво­ей тет­ки, сест­ры ма­те­ри, в го­ро­де Сиг­ны, неда­ле­ко от недав­но ос­но­ван­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря во имя св. Ни­ны в Бод­бе.

Один раз ком­па­ния мо­ло­де­жи по­еха­ла по­смот­реть на этот но­вый Бод­бий­ский мо­на­стырь. За­шли в цер­ковь: шла буд­нич­ная служ­ба; на кли­ро­се са­ма игу­ме­ния Юве­на­лия чи­та­ла ка­нон, несколь­ко се­стер пе­ли и при­слу­жи­ва­ли. Мо­ло­дежь по­сто­я­ла неко­то­рое вре­мя и вы­шла из церк­ви, княж­на Та­ма­ра од­на оста­лась до кон­ца служ­бы. Она вне­зап­но бы­ла до то­го по­ра­же­на этой служ­бой, этой ду­хов­ной ат­мо­сфе­рой, охва­тив­шей ее, что в ду­ше сво­ей немед­лен­но и твер­до ре­ши­ла от­дать свою жизнь Бо­гу, сде­лать­ся мо­на­хи­ней. До­ждав­шись кон­ца служ­бы, она по­до­шла к ма­туш­ке игу­ме­нии, за­го­во­ри­ла с ней, ска­за­ла о сво­ем же­ла­нии и про­си­ла при­нять ее в мо­на­стырь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: