Канон святому апостолу Иакову Алфееву


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современные толкователи и церковные историки с трудом могут проследить за всем жизненным путем Апостола Иакова Алфеева. Вся проблема в путанице. Ведь среди двенадцати первых последователей Господа были:

  • Иаков — Апостол из 70 учеников, который стал первым епископом Иерусалима. Его еще часто называют Иаковом Младшим;
  • Иаков Заведеев — брат Иоанна Богослова.

В прошлом многие авторы путали некоторые обстоятельства из жизни святых. Это привело к нестыковкам в исторических сведениях. Поэтому поговорим о классической версии истории Алфеева.

Житие Апостола Иакова

Апостол Алфеев происходил из далекого галилейского города Капернаума. До встречи с Христом он был мытарем. В те времена это была довольно хорошая должность, так как мытари занимались сбором податей для Рима. Должность была очень оплачиваемой, но многие люди ненавидели мытарей, особенно израильтяне. Все потому-что они считали этих людей грабителями и предателями, которые просто обкрадывают свой народ.

К сожалению, нам не известно, как Алфеев впервые встретился с Иисусом Христом. Но есть предположения, что их познакомил брат Апостол Матвей. В Евангелиях значится, что Святой Апостол Иаков был девятым из двенадцати Апостолом. После вознесения Иисуса, он принял дар Святого духа и начал проповедовать. Сначала он ходил по Иудее, а потом отправился в Эдессу.

Икона Иакова

Чудотворный образ, написанный в честь святого апостола Иакова, последователя Иисуса Христа, обладает несокрушимой силой. В мире нет ни одной похожей святыни, способной вразумить и направить человека на путь истинный так, как делает это икона Иакова.

Иакова часто называют Братом Господним, и это не случайно. Апостол прожил светлую и праведную жизнь, которая является примером для всех верующих людей. Он смог впустить в свое сердце Христа и помочь Ему спасти грешников ценой собственной жизни. Икона Иакова — знаменитый лик святого апостола, известный также как Алфеев. Христиане свято почитают образ великого мученика, вознося к нему свои благодарственные молитвы и просьбы о счастливой жизни в вере и праведности.

История знаменитой иконы

В Священном Писании сказано, что Апостол Иаков был девятым из двенадцати учеников Христа. Нигде не сказано, как именно святой встретился с Иисусом, но известно, что до их встречи мученик работал сборщиком податей с жителей галилейского города Капернаум. Работа была прибыльной, но простолюдины ненавидели сборщиков, считая, что они грабят свой народ, отбирая последнее. Когда на своем жизненном пути Иаков встретился со Спасителем, он постиг истину и отказался от работы, недостойной праведного человека, и впустил в свое сердце Господа. После вознесения в Царствие Господнее Иисус даровал Иакову силу Святого Духа, чтобы тот продолжал свершать деяния чудодейственные, помогая людям.

С того времени нес проповедь свою последователь Христа по Иерусалиму, а затем отправился странствовать по всему миру. Апостол просвещал жителей городов, знакомя их с истинной верой, помогая открыть свои сердца для Господа. Земная жизнь Иакова была закончена в Египте, куда святой прибыл, чтобы познакомить местных жителей с подлинной верой, проповедуя слово Божие. Язычники отказались принимать учение святого Апостола. Разозлившись, они приговорили Иакова к казни и распяли на кресте. Последователь Иисуса не отрекся от Него в минуты мучения. Он достойно принял смерть за свою веру. Христиане искренне чтят пророка, предаваясь молитвам перед Его чудотворным образом, прося о поддержке и помощи в трудные минуты жизни.

Где находятся мощи и образ апостола Иакова

В нашей стране образ святого мученика Иакова хранится в Московской церкви Ризоположения на Донской. В иконе также располагается частица мощей Апостола Алфеева, а именно Его лобная кость. Большая часть мощей мученика располагается в Римской Церкви Двенадцати Апостолов. Также часть нетленных останков Иакова хранится в Италии, в Храме Святого Николая, а Его голова — в Венеции, в соборе Сан-Марко.

Описание иконы Иакова

На святыне написан лик святого Апостола Иакова Алфеева. Мученик изображен по пояс, в одеянии священника, плечи покрыты скромным омофором. В правой руке последователь Христа держит Библию. Другая рука жестом указывает на Священное Писание, призывая христиан узреть единственное Писание, где изложено Слово Божие.

В чем помогает чудотворный образ

Наставить на путь истинный людей, которые потеряли дорогу к праведности, — это первое, о чем молятся православные люди перед иконой Апостола Алфеева. Также Иаков уберегает христиан от злых деяний безбожников, исцеляет страдающих от тяжелых болезней и помогает изгнать демонов из человеческих душ. Брат Господень славится многими чудодейственными деяниями и способен помочь при любых трудностях, если молитва к Нему будет искренней.

Дни празднования

Каждый год 9 октября православная церковь воздает почести великому мученику Иакову. В храмах проводится служба в память об Апостоле. В этот день Он был распят на кресте и отправился в Царство Господа.

Молитва апостолу перед его иконой

«О почтеннейший апостол Иаков. К тебе возносим наши молитвы. Ты преданный слуга Божий, прошедший путь свой земной в верности к Христу. Мы просим Тебя, великий праведник. Наставь на путь праведный людей, кто сбился с дороги, ведущей к Иисусу. Помоги наполнить сердца любовью к Господу, поддержи и не оставь в минуты трудные! Будь рядом и не позволь демону забраться в души наши! Исцели от болезней души и тела. Лишь Ты способен помочь нам, о святейший мученик. Не покидай нас, ибо прославим мы имя Твое. Да восхвалим Тебя, Апостол Иаков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Молитесь от всего сердца, уповая на святые силы. Путь праведного человека сложен, но это единственная и истинная дорога. Впустив в сердце свое Бога, не отрекайтесь от него, будьте верны вере своей до конца. Все трудности ниспосланы нам свыше за грехи наши, но их можно преодолеть, ответив за свои поступки и очистив свою душу перед Всевышним. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя

Послание Апостола Иакова

Святой всегда ревностно направлял на истинный путь заблудших людей. Он говорил, что существует только один путь к спасению. Также он:

  • Молился об исцелении тяжелобольных;
  • Обращал неверных к Христу;
  • Обличал безбожие;
  • Изгонял бесов и освобождал бесноватых;
  • Сокрушал языческих идолов;
  • Творил множество чудес.

Он побывал во многих странах и всегда нес слово Божье. Посол Алфеев проповедовал больше всего в Палестине и в Египте, в таких городах: Елевферополь, Газа, Иудея, Эдесса. В последней стране наступила его мученическая смерть. 9 октября в Православной церкви отмечается чествование Апостола Иакова. В этот день язычники пригвоздили его к кресту.

Незадолго до своей смерти Святой Проповедник написал Соборное послание, которое было адресовано широкому кругу христиан. Главной мыслью этого послания была идея о том, что вера без дела умрет. С помощью этого послания Святой пытался утешить иудеев, которые обратились к вере. Он хотел их предостеречь в том, что с помощью одной только веры можно спасти человечество. Он говорил, что истинная вера должна сопровождаться добрыми делами. Иначе она не приведет к спасению.

Молитва апостола Иакова Алфеева

Православная Церковь помнит одну из самых первых заповедей Святого Алфеева: «Молитесь друг за друга. Молитва исцелит вас. Усиленная молитва праведного верующего христианина многое может». Поэтому смело обращайтесь к праведным святым за молитвенной поддержкой с помощью молитвы или акафиста. Каждый получит по своей вере!

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Нектарий Эгинский Чудотворец: молитва, икона, мощи, акафист

Слова молитвы

О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы.

Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи.

Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими.

Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Молитесь от чистого сердца, искренне прочитанная молитва апостолу Иакову Алфееву поможет вам обрести покой и истинную веру, ведь путь праведного человека сложен и наполнен жизненными испытаниями.

Молитва иконе Апостола Иакова

Православная Церковь помнит одну из самых первых заповедей Святого Алфеева: «Молитесь друг за друга. Молитва исцелит вас. Усиленная молитва праведного верующего христианина многое может». Поэтому смело обращайтесь к праведным святым за молитвенной поддержкой с помощью молитвы или акафиста. Каждый получит по своей вере!

Молитвенные слова такие:

О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы.

Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи.

Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими.

Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Текст акафиста Апостолу Иакову Алфееву, одному из двенадцати Послов и последователей Господа:

Кондак 1

Апостолу Христову, иерарху преславному, столпу необориму Церкви Христовой и мученику, Иакову премудрому, брату Божию блаженному похвальная восписуем, яко ходатаю и скорому помощнику нашему. Ты же, предстояй престолу Пресвятыя Троицы, не престай молитися о нас и твоими молитвами сохраняй нас от всяких бед и зол, верою празднующих память твою и зовущих:

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель, яви тя, Иакове, яко звезду многосветлую, возсиявшую на тверди Церковней, тьму лжеверия прогоняющей, подвигом света мир просвещающую. Мы же, прибегающе к заступлению твоему, сицевая радостно тебе приносим:

Радуйся, яко Богом избран для объявления тайн спасения;

Радуйся, яко по плоти Господень брат показался еси, ученик и самовидец неизреченных тайн Его;

Радуйся, славо Церкви Вселенския;

Радуйся, яко без страха и велегласно словеса Божии среди ярых иудеев людям приносивший;

Радуйся, церкви истинный управителю;

Радуйся, богомудрый учителю непостижимых тайн Божиих;

Радуйся, иерарше Иерусалима дольняго, ныне пребывающий во Иерусалиме горнем;

Радуйся, яко жертву чисту принесл еси Царю и Творцу, егоже пред мучители исповедал, священномучениче;

Радуйся, Иакове, первый иерарше церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 2

Издалече прозря твое жительство, отче Иакове, брата тя прия Христос Человеколюбец, яко старший сын в семействе праведнаго Иосифа Обручника был еси. С малых лет, яко назорей, Богу посвящен был, имея жизнь воздержанную. Нравов твоих благостию и ума чистотою, Христов показался еси ученик искренний, сподобился у престола Владыки вечно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Егда же, Ирод царь, иска Отроча Иисуса, дабы погубити Его, се Ангел Господень во сне явися Иосифу глаголя: «Восстав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет». Ты же, Иакове, яко сродник по плоти Иисусов был еси, пребывал со Иосифом и Матерью Его, бегаяй с ними во Египет. Яко друг Христов ближнейший от младенства, прими от нас, Иакове, усердные похвалы:

Радуйся, яко сын был ходящих по пути Господню;

Радуйся, яко лицем к лицу Бога чрез Христа узрел еси;

Радуйся, яко благодать многу приял еси от Христа;

Радуйся, яко Христовым светолитием прсвещен еси;

Радуйся, яко началопастыря Христа брат был еси и приемник во апостолах;

Радуйся, яко сугубы почести от Христа сподобился;

Радуйся, яко Христом Небеснаго Отца обретый;

Радуйся, яко и ныне зриши Христа во свете неизреченнем;

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 3

По вознесении же, Спасителя, лик апостольский, не состязавшись о славе, избра тя Иакове Праведный, священнодействовати Христу в Сионе святем. Особо явися ти, Господь по посвящении тебе на престол церкви Иерусалимстей, показуя тем благоволение Свое к тебе. Мы же дивляшеся такому о тебе Божию благоволению, поем Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 3

Служение апостольское трудное, приял еси посреде самых коварных и ярых врагов веры христианския. Тридесять лет неустанно провещал и утверждал еси веру спасительную во граде Святем и земле Палестинстей. Темже, благодаря Творца и Спаса нашего, славословим тя великаго избранника Божия:

Радуйся, яко Иерусалим на проповедывание Слова Божия, Промыслом Господним указался тебе;

Радуйся, яко велику власть от Бога приял еси;

Радуйся, благовестниче Агнца Божия, вземлющаго грехи мира;

Радуйся, крестяй народ иудейский во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа;

Радуйся, пастырю добрый и учителю светлый, яко тобою Бог украси церковь свою;

Радуйся, кладезе из него же воды живой напояемся;

Радуйся, яко приемши крест апостольский неутомимо стопам Спасителевым последовал еси;

Радуйся, яко Божественнаго Духа светозарением, тьму лжеверия разрушал и верных сердца просвещал еси;

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 4

Много народа иудейскаго к Церкви Христовой обратил еси, отче праведный, по великому доверию к слову твоему. Праведным житием своим, обретал еси любовь и почитание и иудеев необращенных. Сего ради восхваляюще неустанные труды твоя, усердно зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Не взирая на ненависть к христианом синедриона и первосвященников иудейских, оклеветавающих христиан, яко врагов закона Моисеова, ты отче Иакове, мудродеюще свидетельствовал: обращающийся к вере Христовой – не отпадает от истинной веры отеческой. Мы же, видя премногую твою добродетель, пастыря неутомимаго Церкви Христовой, благодарно зовем ти:

Радуйся, яко житием твоим праведным злославные враги укроти и посрами;

Радуйся, яко пути вся вражия стесняеши широтою Божественнаго разума;

Радуйся, яко благодатию, изливающейся от уст твоих, научал овцы словесныя веровати в Троицу Единосущную;

Радуйся, столпе благочестия непоколебимый и стена Церкви необоримая;

Радуйся, яко возсиял еси сущим во тьме неразумия, всех созывающе к высоте благочестия;

Радуйся, яко собрав проповеданием высокаго жития твоего, стадо твое, сие от волков лютых избавил еси;

Радуйся, яко Брат Божий, Сына Бога Вышняго доблественне исповедал на земли;

Радуйся, яко мудростию обложен, благодатию озарен, мирною красотою украшен, апостоле святе.

Радуйся, Иакове, первый иерарше церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 5

Служение иерарше в Церкви Иерусалимстей совершал еси с велиим благоразумием, воздавая должное и истинней вере отцев. Ревнители же закона ветхозаветнаго, видеша в тебе, отче Иакове, яко образ первосвященника израильскаго. Мы же, даровавшему тебе премудрость велию, Богу немолчно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 5

Проводя путь свой земный свято от чрева матери своея, сподобился входити во Святая храма Иерусалимскаго. Усердно молился еси об отпущении грехов народа. Ожестели колени твои, отче Иакове, от беспрестанных преклонений в молитвах. Сего ради и мы восхваляем тя по достоянию, яко молитвенника нашего пред Богом:

Радуйся, яко житием твоим добродетельным, люди своя просвещал, яко светозарное солнце;

Радуйся, яко дея учил презирати плоть, прилежати же душе безсмертней;

Радуйся, делатель вертограда Христова усердный;

Радуйся, яко Божественнаго Духа благодать прием, попалил еси тьму лжеверия;

Радуйся, яко плоть духу совершенно поработивый;

Радуйся, молитвенниче к Богу неустанный;

Радуйся, яко союзом любви спряг стадо твое;

Радуйся, яко благодати исполнен, свет мира и соль вселенныя был еси;

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 6

Духом Святым просвещаем был еси, отче Иакове, егда чин Божественныя литургии мудре устроил еси. Уподобился сеятелю добраго семени, стократный плод приносящаго. И ныне с небес на ны милостиво призираеши и преизобильно всем нам благодать подаеши от щедраго Христа Бога, ему же со ангелы в небесех поеши: Аллилуиа.

Икос 6

Служению Божественныя литургии от самого Христа научен был еси. Закон жизни Церкви Христовой положил еси, отче Иакове, жизнодательным духом законополагая и вещая неизреченные тайны Божии. Паству свою таинствы церковными освящая и тайнам веры уча. Мы же тебе, Троицы Святыя верному служителю воспеваем таковая:

Радуйся, чина церковнаго благоукрасителю;

Радуйся, яко мир просветил, блаженне, ученьми твоими.

Радуйся, яко Духом Святым чрез тебе свет Богопознания излияшася в мир;

Радуйся, яко чрез тебе начертаны тайны неба и земли;

Радуйся, яко в тайны Божии духом вознесыйся;

Радуйся, яко Божественными зарями проповедания твоего, возсиял седящим во тьме прелести, свет благодатный;

Радуйся, яко умом чистым и святыми устами Богодохновенне спасение всем верным предложил еси;

Радуйся, яко Бог Слово богатно просвети тя блистании Божественныя благодати;

Радуйся, Иакове, первый иерарше церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 7

Бывша посреде благовествующих народом языческим слово Христово, распря и состязание о законе Моисеове. Собран бысть сего ради собор апостольский во граде Иерусалиме, под предстательством твоим, отче Иакове. Слово твое весомое о спасении души в Церкви христианской, не сохраняя весь обряд закона Моисеова, собор ендинодушно приял еси и чрез апостолов церквам возвестил еси. Мы же ублажаем тя, научившу яко право разумети учение Христово и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 7

Мудре вразумлял, отче Иакове, на соборе о скончании времени Завета Ветхаго и паки о Промысле Божием о обращении и спасении народов языческих. Предстательством же на соборе апостольском сем, иерарха церкви Иерусалимстей – матери Церквей, низлагается ересь латинских пап о Богоустановленности первенства престола Римскаго. Мы же, яко великому во иерарсех Христовых, взываем ти:

Радуйся, истолкователь воли Божией, ему же без ропота покорилась вся церковь иудеев-христиан;

Радуйся, яко научаеши о спасении благодатиею Христовой не только иудеев, но и язычников;

Радуйся, яко свидетельствуеши о согласии слова Христова с учением пророков и преданий отеческих;

Радуйся, яко седящим во тьме, законы спасительные предлагал и к свету благоверия приводил;

Радуйся, разумнаго света заре, церковное светило, святительская красото;

Радуйся, глубокий кладезе истиннаго Боговедения;

Радуйся, яко реки источаеши Богоглаголиваго твоего чрева;

Радуйся, яко премудрости чаша явился еси, добродетели исполненна;

Радуйся, Иакове, первый иерарше церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 8

Явился еси ты ,отче Иакове, яко мудрый христианин, миротворец и истолкователь Закона и Истины в слове – послании «ко двунадесяти коленам в рассеянии», кои пребывали в немалом брожении и недоумении о учении Христовом. Просвещал еси и вразумлял, яко воля Божия есть воля Бога Израилева, Бога Авраама, Исаака, Иакова. Тем же и нас научи пети от всего сердца Творцу и Зиждителю: Аллилуиа.

Икос 8

Проповедь же апостольская доносилась и к сущим далече от града Святаго коленам израилевым. Смущение бысть у праведных иудеев: явление Христово – чаяние народа Божия или низложение закона Моисеова. Воистину Богоразумно окормлял ты , отче Иакове, Церковь Иерусалимскую, не оставляя обряда Моисеова – укреплял обращенных в благодати Христовой. Рекл ты Павлу апостолу: «Сколько тысяч уверовавших иудеев, и все ревнители Закона суть». Мы же восхваляям тя, горнюю премудрость стяжавшаго:

Радуйся, яко словом Богоразумия люди от неведения избавлял и ко Христу приводил еси;

Радуйся, яко Божественный разум стяжал еси;

Радуйся, яко труды своими к воде спасительной овцы словесныя приводил еси;

Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения;

Радуйся. яко притяжал еси паствы сердца и любве к тебе исполненная;

Радуйся, якоже солнца заря возсиял еси миру учении твоими, Богогласе;

Радуйся, искусный ловитель душ людских;

Радуйся, Божественной благодати светило;

Радуйся, Иакове, первый иерарше церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 9

Ветия многовещанные не смеют витийствовати о твоей, отче Иакове, мудрости. Егда же роптание бысть у иудеев-новообращенных о учении Христовом, слышавше, яко спасается человек токмо верою, полагавше ложно, яко в угоду «языком» обращаемым, упразднялись дела закона Моисеова. Тогда ты , отче Иакове, в послании твоем вразумляеши, яко не в едином книжном научении и внешнем исповедании есть вера спасительная, а в вере поспешествуемой любовию и делами во имя Христово. Ему же, милосердному Человеколюбцу непрестанно взываем: Аллилуиа.

Икос 9

Ведал ты, отче Иакове, како извращена бысть жертвенная вера Авраамля, в веру лицемерную и мертвую вождей иудейских. Верно обличаеши «учителей мудрости» и наставляеши народ в вере христианской – терпеливой во испытаниях, уповающей на Бога, несущей тягости во смирении. Мы же, тебе яко Богомудрому наставнику, благодарно воспеваем:

Радуйся, яко возвещаеши: тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть;

Радуйся, яко научаеши: радость имейте, егда во искушения впадаете различна;

Радуйся, яко просвещаеши: блажен муж иже претерпит искушения, зане приимет венец жизни;

Радуйся, яко глаголаши: искушения вашея веры соделывает терпение;

Радуйся, яко умудряеши: ведущему убо добро творити, и не творящему грех есть;

Радуйся, яко вразумляеши: любы мiра сего – вражда Богу есть;

Радуйся, яко призываеши: молитеся друг за друга, много бо может молитва праведнаго поспешествуема;

Радуйся, яко взываеши: обративый грешника от заблуждения пути его, спасает душу от смерти.

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 10

Укреплял еси, отче Иакове, обращенных в вере и к страданиям прегутовлял предстоящим. Призывал к истинному единению с пророками, терпению и упованию молитвенному на Бога, всех и вся Содержащему в деснице Своей. И нас, недостойных, сподоби молитвами твоими, разумно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Тако научал еси, люди твоя, вере Христовой, спасительной: «Вера бо чиста и нескверна пред Богом есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна блюсти себе от мiра» и еще «Милость есть жизнь души». Мы же, отче Иакове, тебе молящемуся о обновлении окамененных и изсохших сердец наших неустанно взываем:

Радуйся, яко речеши: суд без милости не сотворшему милости.

Радуйся, яко вразумляеши: гнев бо мужа, правды Божия не соделывает.

Радуйся, яко просвещаеши: плод правды в мире сеется творящими мир.

Радуйся, яко глаголеши: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.

Радуйся, яко взываеши: смиритеся пред Господем и вознесет вы.

Радуйся, путеводителю наш на небеси.

Радуйся, слова Божия неложный истолкователю.

Радуйся, нас на подвиг деятельные любви подвигающий.

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 11

Отпавшие от благодати вожди иудейские, видеша, яко множество мужей и жен к Церкви Христовой прилагается, доверия ради апостола всеславнаго. Зломыслили, лжеучители, конец положити сему. Нестерпим бо был синедриону праведник истинный, служащий Господу беспорочно.Нас же, отче Иакове, благослови, укрепи и настави возрастати в вере спасительной, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Во днех празднования Пасхи, собрашася вся колена иудейския и множество язычников во град Иерусалимский. Ты же, отче Иакове, неустанно проповедовал глаголы жизни вечныя. Ведавше об отъезде, во днех сих, прокурора Феста, начальницы иудейские совет положиша убити тя, пастыря града Святаго. Мы же тебе, яко мужественному воину Христову усердно вопием:

Радуйся, яко истину Христову пред вожди небоязненно вещавый.

Радуйся, православия светило.

Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю.

Радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется.

Радуйся, яко Богомудрыми ученьми умы верных к небеси возводиши.

Радуйся, яко крепостию проповеди зиму прелести разрушил еси.

Радуйся, всемудрый ловче, святый иерарше и проповедниче.

Радуйся, яко луч Солнца Правды испусти тя Христос, просветившаго всю землю.

Радуйся, Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 12

Первосвященник, же иудейский, саддукей Анан, повелел пред храмом Иерусалимским созвати собрание народа великое. Лестию же, отче Иакове, завлещен был еси на криле храма Святаго, где нечестивыми вопрошен был пред собором людским: «Реки нам, о Распятом». Ты же, силою, от Бога тебе дарованною облеклся еси, готовый мучения всякия претерпети Христа ради. Мы же, Богу, в мученичестем подвизе тебя укрепившем гласом велим воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Исполнився же, Духа Святаго, ты отче Богоносче, изрек пред народом: «Он сидит на небесех, одесную Силы Всевышней и грядет на облацех небесных». Слышавше сия нечестивии, скрежетаху зубы своими и единодушно устремились нань. Низвержен был долу апостоле святе, с криле храма Святаго. Востав же на колени, Творцу молился о помиловании убивающих тя. Камением до смерти побиваем был при стене храма Святаго. Там же паствою твоею погребен бысть. Мы же, ти, представшему пред престолом Святыя Троицы радостно зовем:

Радуйся, яко от иудей свержен был, небесных чертогов сподобился еси.

Радуйся, яко подражатель страсти Господней был убиваем.

Радуйся, горняго Иерусалима апостольское основание.

Радуйся, яко жертву чисту принесл еси Царю и Творцу.

Радуйся, яко в Церковь Небесную священно вшел еси, обливаем , блаженне, кровию.

Радуйся, яко тя заступника крепкаго пред Богом имеем.

Радуйся, яко престолу Святыя Троицы предстоиши венценосче праведный, нетленных наслаждаешися честей.

Радуйся, священномучениче непобедимый, иерарше прехвальный и светильниче всемирный.

Радуйся , Иакове, первый иерарше Церкви Иерусалимстей и славный священномучениче!

Кондак 13

О, преславный апостоле Иакове, брате Господень, Церкви Христовой светильниче многосветлый. Прими от благоговейных сердец с любовию приносимое хваление тебе. Испроси нам у Христа Бога утверждение в вере, оставление прегрешений и избавления от вечнаго осуждения и да удостоимся в Небеснем Царствии, купно с тобою, во веки пети Богу: Аллилуиа.

Сей Кондак читается трижды. Затем 1-й Икос “Ангелов Творец…» и 1-й Кондак «Апостолу Христову…».

Господь всегда с Вами!

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Афанасий Великий

Смотрите видео об апостоле Иакове:

ИАКОВ АЛФЕЕВ

В греч. Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1-я пол. XVIII в.) описание облика И. А. («молод, с остроконечною бородою») дано в числе апостолов от 70 с пояснением: «Он из числа двенадцати апостолов». В рус. иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции И. А. указано изображать под 30 июня в Соборе 12 апостолов напротив ап. Андрея: «…рус, брада Козмина (св. Космы Бессребреника.- Ред.), риза багор с белилом, испод лазорь» (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 111) и в день памяти святого под 9 окт., причем уподобления облика святого разнятся: «…брада менши Василиевы Кесарийского, риза вохра с белилом, испод лазорь» (Там же. С. 37), «…подобием рус, брада проста, доле Матфея евангелиста, риза апостольская вохра с белил, испод лазорь» (цит. по: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 168).

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов — икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд.

Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации).

Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия.

Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее — с атрибутами мученичества.

В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV — нач. XV в., ГТГ). Образ И. А. присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. № 159. Л. 6); из б-ки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А., зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его — омофор, на покровенной левой руке — книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г. / Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

В рус. искусстве позднего средневековья образ И. А. встречается на иконах из деисусного чина (нач. XVII в., Национальный музей, Стокгольм); как небесный покровитель заказчика представлен на иконе «Богоматерь Печерская, со св. Евфимией, Иаковом Алфеевым, прп. Мартином и Иоанном воином» (XVII в., частное собрание).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 156; Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. Tav. 240.2, 255; Medea A. Gli affreschi nelle cripte eremitiche pugliesi. R., 1939. T. 2. Fig. 31; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. № 41. С. 104; Миjовић. Менолог. С. 193, 194, 234, 263, 347, 363, 378; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Ил. 512, 513. С. 165; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.] / Ed.: H. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 9. P. 43; LCI. Bd. 7. Sp. 47-51; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 171, 208. Рис. 80. Табл. XIX, XXIII; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 259.

М. А. М.

Апостол Иаков Алфеев

Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Октябрь 9

Апостол Иаков Алфеев

Фреска XII в. Владимир

Святой Иаков Алфеев, апостол из 12-ти

Брат апостола и евангелиста Матфея (+ 60 г.; память 16/29 ноября), бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному (+ 62 г.; память 30 ноября/13 декабря) в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Православие.ру

Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Православные имена

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: