Кем были 12 апостолов, и что с ними стало? 4 вопроса об избранных Христом

Недавно, читая на популярном христианском веб-сайте об Апостолах, я случайно наткнулся на список того, как, предположительно, умер каждый апостол. Я помнил, что некоторые из них были убиты довольно жестоко, но все же, я был шокирован некоторыми деталями. Из любопытства я провел собственное исследование на эту тему, о котором вы прочтете ниже.

ОГОВОРКА: Эти смерти описаны довольно детально, поэтому подготовьтесь. Кроме того, многие подробности о смертях апостолов нельзя найти в библейском повествовании или даже на LDS.org. Многие из них исходят из источников, имеющих отдаленное отношение к истории, из апокрифических или не-СПД-источников. Я предоставил ссылки на эти источники, но я не удивлюсь, если одна-две подробности окажутся некорректными. Я вас честно предупредил.

Андрей (брат Петра)

Андрей нечасто упоминается в Библии, а доступной информации об обстоятельствах его смерти еще меньше. Но вот что говорит об этом National Geographic:

Согласно историку религии XV века Дорману Ньюману, Андрей – брат Петра – отправился в Патры в западной Греции в 69 г. н.э., где римский проконсул Эгиат спорил с ним о религии. Эгиат пытался убедить Андрея отказаться от христианства, чтобы не пришлось его пытать и казнить. Но когда это не сработало, очевидно, он решил предоставить Андрею полный набор жестокого обхождения. Андрея бичевали, а затем привязали к кресту, но не прибили, чтобы он дольше страдал перед смертью. Андрей оставался живым на протяжении двух дней, в течение которых он проповедовал прохожим.

Кто такой Кифа в Библии?

Cephas) — апостол от семидесяти, был еписком в Колофоне в Памфилии или в Иконии, больше о нём ничего не известно. … Слова месяцесловов «Кифа, его же апостол Павел во Антиохии обличи» являются отсылкой к Гал. 2:7—14, где Павел обличает Петра; а Кифа упомянут в том же отрывке в числе «столпов» наравне с Иаковом и Иоанном.

Интересные материалы:

В чем проявляется забота о мужчине? В чем растворяется акриловая краска? В чем разница душистый горошек и черный перец? В чем разница Эмигрант и иммигрант? В чем разница for и while? В чем разница кружки и стакана? В чем разница между 375 проба и 585? В чем разница между Amazon и eBay? В чем разница между Армянским крестом и русским? В чем разница между гендером и полом?

Иоанн Богослов (также Иоанн Возлюбленный)

Традиционное христианское мнение предполагает, что Иоанн Богослов умер от естественных причин на острове Патмос, где он жил в изгнании. Однако, согласно верованиям Святых последних дней, мы полагаемся на 7 раздел Учения и Заветов:

И сказал Господь мне: Иоанн, возлюбленный Мой, что ты желаешь? Ибо, если попросишь, чего пожелаешь, будет дано тебе.

И я сказал Ему: Господи, дай мне власть над смертью, чтобы я мог жить и приводить души к Тебе.

И сказал Господь мне: Истинно, истинно говорю Я тебе, так как ты пожелал это, то будешь пребывать, пока не приду Я во славе Моей, и будешь пророчествовать перед племенами, коленами, языками и народами.

Так что вполне возможно, что Иоанн просто бродит где-то рядом, проповедуя Евангелие, пока мы разговариваем.

Варфоломей (также известный как Нафанаил)

О смерти Варфоломея известно очень мало. Некоторые источники просто говорят, что он был замучен, а другие говорят, что с него содрали кожу и обезглавили. Один источник говорит, что кожу с него «сняли ножами» (flayed with knives). «Flayed» может означать, что кожу просто содрали, но также может означать, что кожа была содрана из-за побоев или избиения хлыстом. И действительно, другая гипотеза предполагает, что из-за тяжелых избиений хлыстом кожа Варфоломея была разодрана «в клочья». Общее в этих разных теориях то, что, какой бы ни была причина смерти, это было весьма неприятно.

Матфей (сборщик налогов)

Этот христианский веб-сайт говорит о том, что Матфей «стал миссионером и был арестован в Эфиопии. Именно там он был сожжен на костре или прибит к земле копьями, а затем обезглавлен. Кроме этого известно очень мало, так как Матфей был в очень отдаленном месте в Африке и пошел туда, куда немногие историки или христиане отважились бы пойти».

National Geographic дает немного другую версию, говоря, что, согласно легенде, Матфей был «заколот в спину мечником (в Эфиопии), посланным царем Гертакусом, после того как Матфей порицал нравственность царя».

Кто стал преемником апостолов?

Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.

Подробнее о каждом из посланников читайте в серии материалов 12 апостолов.

Иаков (не брат Иоанна)

Теория 1: Иаков был распят во время своего служения в Египте (имейте в виду, источником этой информации является Википедия. Так что отнеситесь к ней с долей скептицизма).

Теория 2: Иаков «умер как мученик, и его тело было распилено на куски».

Теория 3: В преклонном возрасте он был избит, побит камнями и добит дубиной по голове.

Теория 4: Иаков проповедовал на стене, когда еврейские религиозные лидеры решили его оттуда сбросить. Очевидно, он выжил, поэтому, подобно третьей теории, они побили его камнями и избили его до смерти дубиной.

Даты жизни и смерти учеников Иисуса Христа

Апостол Матфей (27 февраля 13 г. до н.э. — 25 мая 50 г.)

Апостол Иоанн Богослов (Заведеев) (3 мая 12 г. до н.э. — 22 января 98 г.)

Апостол Андрей Первозванный (2 августа 8 г. до н.э. — 11 ноября 62 г.)

Апостол Павел (25 мая 7 г. до н.э. — 12 июля 64 г.)

Апостол Симон Зилот (1 декабря 7 г. до н.э. — 20 ноября 52 г.)

Апостол Фома (2 апреля 7 г. до н.э. — 6 фев­раля 52 г.)

Апостол Иаков Заакий (28 июня 4 г. до н.э. — 15 октября 62 г.)

Апостол Иаков Заведеев (18 ноября 3 г. до н.э. — 17 сентября 42 г.)

Апостол Варфоломей (7 января 3 г. до н.э. — 11 февраля 70 г.)

Апостол Петр (5 июня 2 г. до н.э — 12 июля 64 г.)

Апостол Иуда Искариот (23 марта 1 г. до н.э. — 14 апреля 29 г.)

Лука Евангелист (5 апреля 2 г. — 8 мая 71 г.)

Апостол Филипп (23 августа 3 г. — 1 янва­ря 64 г.)

Иуда Заакий (1 декабря 4 г. — 19 июня 56 г.)

Марк Евангелист (7 октября 11г. — 25 сен­тября 94 г.)

Апостол Петр

Родился 5 июля 2 года до нашей эры.

Впервые увидев Петра, которого привел брат Андрей, Иисус воскликнул: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Петром, что значит «камень». На камне этом я воздвигну церковь свою. Пойдем со мной, и я сделаю вас ловцами душ человеческих».

«Он действительно Мессия, иначе как он мог узнать имя мое и имя моего отца», — по­думал Симон и решил отправиться вслед за Иисусом.

Дома у него остались три сына и две доче­ри.

Находясь в Капернауме, Иисус всегда ос­танавливался в доме Петра. Потому что Петр от природы был человеком тщеславным и Иисус, зная об этом, старался не травмировать его больное самолюбие.

Сам Петр чрезвычайно гордился тем об­стоятельством, что именно в его доме жил Иисус, читал свои проповеди и встречался с людьми. Многие ученики Иисуса Христа после его распятия покинули Иудею. Не был исключе­нием и Петр. После воскрешения Иисуса Христа Петр, опасаясь гонений, ушел в Сирию.

Здесь он пробыл год и вернулся в Иерусалим, где встретился с Иоанном Заведеевым.

Два апостола стали вместе ходить с пропове­дями по Иудее.

Однажды они подошли к иудейскому хра­му, неподалеку от входа их встретил нищий — хромой от рождения. Увидев Петра и Иоанна, нищий протянул руку за милостыней, не зная, кто перед ним стоит. Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то тебе даю: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв нище­го за правую руку, он поднял его. Ко всеобще­му удивлению, нищий пошел.

Свершилось еще одно из чудес, когда с именем Иисуса Христа его ученики исцеляли людей.

Затем Петр 10 лет прожил в Малой Азии и вернулся назад в Иудею в 43 году. В этом же году он был схвачен по приказу Ирода Агриппы. Чудесным образом обретя свободу, Петр удалился в Грецию. Он вновь вернулся в Иеру­салим в 47 году и прожил в нем следующие четыре года.

В Библии описывается история о том, как местный маг Симон из Самарии обратился с просьбой к Петру— он хотел, чтобы апостол научил его лечить людей. Петр сильно разгне­вался на мага и отказал ему в его просьбе.

На самом деле Симон просил Петра на­учить его секретному заклинанию, с помощью которого, как думали люди, апостолы излечи­вали всех больных. Эти волшебные слова уче­ники услышали якобы от Иисуса и теперь с их помощью творили чудеса.

Никто даже не понимал, что на самом деле исцеление людей происходило благодаря их искренней вере в Иисуса, а вовсе не из-за ка­ких-то заклинаний.

Маг Симон хотел лечить людей за деньги. Когда Петр узнал о том, какие мысли вертятся в голове мага, то, разгневавшись, прогнал его от себя.

Апостолы лечили всех страждущих бес­платно, не назначая никакой платы за свою помощь. Выздоровевшие люди сами добро­вольно делали пожертвования, стараясь отблагодарить своих спасителей по мере возможности каждого.

Петр в городе Лидде исцелил парализованного Энея, который восемь лет лежал без дви­жения, не взяв с семьи крошки хлеба, кроме того, видя их бедственное положение без кормильца, дал Энею немного денег, чтобы тот мог вести свое хозяйство. Радости последнего не было границ.

В Кесарии Петр покрестил римского сотника, и это был первый нееврей, ставший хри­стианином. Иисуса к этому времени уже не, было, поэтому между апостолами разгорелась дискуссия— стоит ли крестить неевреев. И хотя Иисус говорил ранее, что его веру должны принять все — и евреи, и неевреи, не все ученики были с этим до конца согласны.

Когда возник спор, то именно Петр вспом­нил о словах Иисуса Христа, что новая вера предназначена для всех народов.

Знаменитый Апостольский собор состоял­ся в Иерусалиме в 49 году. Кроме Иакова — первого иерусалимского епископа, — присут­ствовали еще Павел, Петр и его брат Андрей со своим сыном Иоанном. Согласно принятым решениям, христиане не должны были далее соблюдать иудейские законы и новые крещеные из числа неевреев не обязаны были проходить обряд обрезания.

За свои проповеди Петр дважды попадал в иерусалимскую темницу. Согласно Библии, первый раз его отпустили просто так, а второй раз он был освобожден благодаря вмешатель­ству ангела.

На самом деле второй раз Петр освободил­ся самостоятельно, загипнотизировав своих охранников. Стражники, обнаружив исчезно­вение арестанта, свалили всю вину на сверхъ­естественные силы. В те времена такое объяс­нение считалось вполне естественным.

Апостол Петр покинул негостеприимную родину и отправился в город Рим. Он прибыл в столицу Римской империи в 51 году нашей эры. На новом месте Петр занялся проповедями и лечением людей. Согласно легендам, Петр считается первым римским епископом, поэтому его имя возглавляет список всех пап римских.

Весь авторитет римско-католической церк­ви держится на утверждении, что апостол Петр, получив благословение от самого Иису­са: «Ты Петр, что значит «камень», и на этом камне я воздвигну церковь свою» создал именно католическую церковь.

На самом деле во времена Петра все было совсем иначе. Римские христиане не облада­ли сплоченной организацией, в столице импе­рии на иноверцев совершались наиболее сильные гонения.

Однажды Петр, предупрежденный учени­ками об опасности, бежал из Рима и хотел уйти в Малую Азию. Но, удалившись недале­ко от города, он утомился и прилег поспать на пригорке. Ему приснился Иисус, идущий в сторону Рима.

Изумленный Петр спросил Иисуса: «Куда ты направляешься?» Иисус ответил: «Я иду снова в Рим, чтобы быть распятым вместо тебя с женой твоей и апостолом Павлом». Петр понял эти слова так, что жена и Па­вел не смогли избежать опасности и ему не стоит бежать, просто время уже пришло. Апостол вернулся в город, где Петра схвати­ли стражники, которые повсюду его разыс­кивали.

Жена Петра и апостол Павел к этому вре­мени действительно уже находились в тюрь­ме.

В 64 году при императоре Нероне апостол Петр принял мученическую смерть.

Вначале у него на глазах была повешена жена.

Затем апостол Петр был распят на кресте вниз головой. Его ноги были привязаны к верхней перекладине креста, а руки прибиты к основанию столба. Крест, на котором про­изошла казнь, был с двумя поперечными пе­рекладинами. Почти сутки оставался жить апостол и умер 12 июля 64 года в шесть часов вечера. Петр и его жена были впоследствии похо­ронены в одной могиле. Сейчас на месте этого захоронения находится собор Святого Петра в Ватикане.

Савлапостол Павел

Савл родился 25 мая 7 года до нашей эры в городе Тарсе в Малой Азии.

Впервые имя Савла — будущего апостола Павла упоминается в Библии в эпизоде, свя­занном с казнью святого Стефана. Как сооб­щается в «Деяниях апостолов», к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и бу­дущий апостол «одобрил убийство».

Савл действительно был иудейским свя­щенником и яростно боролся против первых христианских общин. Он преследовал всех сторонников Иисуса, выслеживал их по до­мам, арестовывал и даже принимал участие в некоторых казнях, когда осужденных забива­ли камнями насмерть.

Смерть первого христианского мученика Стефана произошла в 31 году.

Спустя трое суток после убийства Стефа­на Савл, возвращаясь домой по пустынной улочке, неожиданно услышал голос, звуча­щий откуда-то сверху: «Савл, за что преследу­ешь ты меня?»

Савл резко обернулся, но никого не уви­дел. Хотя было уже поздно и стояли сумерки, тем не менее местность вокруг просматрива­лась. Но сколько ни вглядывался Савл в тем­ноту, никого перед собой не увидел.

Испугавшись, Савл спросил:

— Кто ты, откуда? Неведомый голос ответил:

— Это я говорю с тобой, Всевышний. За что преследуешь ты Меня и Сына Моего?

Савл просто оторопел:

— Кто твой сын?

— Сын, посланный мною, Иисус. За что ты его преследуешь? Иисус пришел в этот мир от Меня, и его учение верное, потому что оно справедливое. Все, кто выступает против Иисуса, нарушают Божьи законы. Если ты, Савл, не одумаешься, то ты ослеп­нешь.

С одной стороны, Савл был сильно напу­ган этими словами, но с другой — он стал себя убеждать, что все это ему пригрезилось, почудилось. И, не поверив в то, что с ним говорил сам Бог, Савл не сделал никаких выводов.

Проснувшись утром, Савл обнаружил перед глазами темноту, как будто ночь еще не за­кончилась. И лишь спустя некоторое время священник понял, что произошло самое ужас­ное — он ослеп. Сбылось вчерашнее предуп­реждение.

Савл начал неустанно молиться и просить Господа простить его. И еще раз услышал он глас Божий: «Проси Сына Моего, он милос­тив!»

Тогда старший сын Савла отвел его на Гол­гофу и по просьбе отца оставил там одного. Три дня и три ночи молился неустанно Савл, потеряв счет времени, пока наутро не услы­шал голос:

— Это я Иисус, что просишь ты!

— Прости меня, Сын Божий, я заблуждался. Иисус ответил ему:

— Тебе все прощается, ибо ты раскаялся. Прощается не мной, а отцом нашим Господом Богом. Ты осознал свою ошибку, и тебе воздастся сполна.

Тут Савл почувствовал на глазах своих прикосновение рук человеческих.

— Я нарекаю тебя Павлом. Придет время, и ты будешь стоять у ворот Рая с ключами.

Какое-то мгновение Савл стоял неподвиж­но, когда открыл глаза, никого рядом с ним не было, и первое, что он увидел, — восходящее солнце. Это было начало нового дня, но для Савла это было начало новой жизни.

После того как Павел прозрел, он почув­ствовал в себе огромную силу, и с этого вре­мени в нем проснулся его дар к исцелению и предсказаниям. Еще не раз Иисус во сне приходил к Павлу в трудные минуты, подсказывая и оберегая.

Если человек сильно грешил, если даже убивал, но потом искренне раскаялся в соде­янном, то ему будут прощены все его грехи, если пойдет он путем очищения. История с апостолом Павлом живой пример этому.

За все грехи рано или поздно придется рас­плачиваться. Человек будет или сам страдать в этой жизни, или мучения придут к нему через его собственных детей, внуков или роди­телей.

Все зло, которое вы сделали кому-нибудь в жизни, обязательно вернется к вам обратно. Не важно каким путем, не важно откуда, но оно вас все равно настигнет. А вот когда вы отстра­даете свое сполна, отмучаетесь за все свои гре­хи, тогда вам все простится и вы снова можете рассчитывать на счастливую жизнь.

Главная заповедь в учении Иисуса — воз­люби своего ближнего, как самого себя, и ни­когда не делай никому того, чего сам себе не желаешь.

Поэтому все люди, которые живут в люб­ви, в согласии с собой, способные сострадать ближнему, уже в этой жизни получают все мыслимые и немыслимые награды.

Павел, преследовавший христиан, был наказан потерей зрения — не надо объяснять насколько тяжела эта утрата для любого чело­века на Земле. Он мог после этого озлобиться на весь мир, возненавидеть всех людей.

Савл страшно мучился и переживал, но в конце концов нашел в себе силы осознать свои ошибки и, подойдя к Иисусу, смиренно преклонить перед ним колени. Он искренне раскаялся, и поэтому ему все простилось.

Свидетельством искреннего раскаяния Павла служит вся его дальнейшая жизнь.

После принятия крещения апостол Павел стал одним из самых неустанных и значитель­ных проповедников христианства. Он совер­шил множество путешествий по городам и странам средиземноморья, апостол повсюду организовывал христианские общины. Павел отбросил в сторону все сомнения и наставлял, поучал прихожан, рассказывая им об учении Иисуса.

В 60 году Павел прибыл в Рим. Пришел он в те времена, когда и на христиан, и на иудеев были сильные гонения. В 61 году он встретил здесь Петра, который был со своей женой. Апостолы стали вместе читать проповеди.

При императоре Нероне в 64 году в Риме апостола Павла схватили, хотя он и был заранее предупрежден об опасности Петром. Не найдя апостола Петра, вместо него схватили жену и посадили в тюрьму вместе с Павлом. Когда вернулся Петр, всем троим устроили суд. Своей вины никто не признал, и суд при­нял решение всех казнить.

Павла казнили первым, ему отрубили голо­ву, и безголовое тело было вывешено на крес­те на въезде в город, а голова апостола стояла рядом на блюде на небольшом помосте.

Похоронен Павел недалеко от места своей казни в Риме.

Андрей Первозванный

Родился Андрей 2 августа 8 года до нашей эры.

Его отец был рыбаком, мать занималась хозяйством и детьми. Кроме Андрея, в семье были три старших брата и младшая сестра. Его брат Симон (впоследствии апостол Петр) был в семье шестым ребенком.

Андрей рос тихим, спокойным, был всегда очень исполнительным, если ему поручали дело, можно было не проверять, выполнит все в точности.

После воскрешения Иисуса Христа Анд­рей, так же как и все, гонимый преследовате­лями, ушел из Иудеи в Грецию. До 38 года про­поведовал и крестил в Персии и Малой Азии.

В январе 39 года вернулся в Иудею, в свой родной город Вифсаида. Летом этого же года утонул старший сын. Со смертью ребенка Андрей еще больше закрылся в себе. В декаб­ре решил уйти как можно дальше из страны, принесшей ему столько страданий.

И он отправляется в Древнюю Русь.

Здесь небольшими поселениями прожива­ли славяне, которые были язычниками. Анд­рей Первозванный побывал на местах буду­щих городов: Одесса, Киев, Харьков, Москва, Новгород.

Апостол проповедовал, исцелял и крестил святой водой. Но веру принимали единицы, и, дойдя до самой глубинки земли славянской, он решил вновь вернуться в Малую Азию. Не готова была Древняя Русь принять христиан­ство, для этого ей потребовалось более тыся­чи лет.

В конце 48 года Андрей снова пришел к себе на родину. Его младший двадцатилетний сын, красивый молодой человек, был очень похож на отца не только внешне, но и по ха­рактеру.

Рядом с сыном Иоанном апостол чувство­вал себя тепло и спокойно, и вдруг он понял, что нашел то, что так долго искал — родствен­ную душу.

Сыну рядом с отцом тоже было очень хо­рошо, и юноша упросил взять его в следую­щий раз с собой. Поприсутствовав на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 году, Андрей с Иоанном от­правляются в Грецию. Апостол исцелял, крес­тил и проповедовал, обучая при этом всему своего сына. Осенью 62 года апостола Андрея схватили и через три недели, 11 ноября, казнили, рас­пяв на Х-образном кресте в городе Патры. Его сыну удалось скрыться.

Иоанн Богослов Заведеев

Родился апостол 3 мая 12 года до нашей эры.

После распятия Иисуса Христа и его вос­крешения Иоанн отправился в Малую Азию, где стал проповедовать. Через год он вернул­ся в Иерусалим, здесь они встретились с апос­толом Петром. Пробыв в Иерусалиме полтора года, Иоанн Богослов отправился в Сирию, где пробыл около пяти лет, проповедуя и исцеляя нуждающихся. Затем он отправился вновь в Малую Азию и через три года стал епископом в христиан­ской общине города Эфес.

Иоанн Богослов Заведеев симпатизировал одному юноше, который обладал чистой ду­шой и добрым сердцем, но, рано потеряв ро­дителей, развратился и стал главарем шайки разбойников, потому что ничем другим, кро­ме воровства и грабежа, заниматься не умел. С горестью узнав об этом, Иоанн пошел сам искать его и, схваченный передовой стра­жей, был приведен к главарю.

Узнав Иоанна, юноша от стыда пустился было в бега, но, умоляемый преследующим его апостолом, остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол стал уговаривать его бросить опасное ремесло, вернуться к преж­ней доброй жизни. Глубоко тронутый, юноша раскаялся, бросил свою порочную жизнь и принял новую веру.

Когда начались гонения, Иоанн был арес­тован и отправлен в Рим на суд. По пути Иоан­на пытались отравить, но он выжил. Потому что Иисус еще ранее научил всех своих уче­ников принимать яд в малых дозах, чтобы вы­работать невосприимчивость к ядам.

В Риме Иоанна начали пытать, заставив опустить руки в котел с кипящим маслом.

Иоанн, наученный Иисусом, сумел обезболить свое тело и вынес эту пытку. Руки его полностью сгорели, остались лишь голые кости. Это произошло в 82 году. Иоанн вылечил свои руки травами, но делать этими руками уже ничего не мог.

После проведенных пыток, не сломив веру апостола, римский император Домициан рас­порядился сослать Иоанна на греческий остров Патмос. Здесь он принялся писать Евангелие, при­бегнув к помощи своего ученика. Слово за словом, страницу за страницей диктовал Иоанн Прохору самые яркие моменты из жизни Иисуса Христа и его учеников.

Перед написанием Евангелия Иоанн уже ознакомился с другими — от Матфея, Луки и Марка. Евангелие полностью написано с его слов, но некоторые места переданы учеником не совсем верно, многие моменты, по своему недоразумению, Прохор изложил неверно.

Евангелие было написано на древнем иврите, является самым достоверным из всех.

Оно было написано на острове Па там же в 88 году.

После смерти императора гонения окон­чились, и Иоанн смог вернуться в город Эфес.

22 января 98 года, в возрасте почти ста де­сяти лет, апостол Иоанн проснулся, как все­гда, на утренней заре, до восхода солнца. Он умылся, позавтракал, повернулся на восход солнца и стал молиться, стоя на коленях.

Свою молитву Иоанн прервал в одинна­дцать часов утра, переоделся в чистую одеж­ду, пригласил учеников и лег в постель. Своим ученикам он объявил, что в полдень его не станет и его душа уйдет в мир иной, свое же тело Иоанн просил похоронить внут­ри христианской общины.

Епископ, узнав о желании апостола Иоан­на, запретил делать могилу на территории об­щины. Это уже намного веков позже стали священников и монахов хоронить на террито­рии храмов и монастырей.

Только на третью ночь ученикам Иоанна удалось выполнить просьбу своего любимого учителя. Под покровом ночи им удалось пере­захоронить его тело с городского кладбища на территорию общины.

Над могилой Иоанна посадили березу. Для них это дерево было символом всей жизни апостола Иоанна. Таким же стройным и кра­сивым оставался он до последней минуты жизни, так же как плачет дерево весной, мол­ча плакал и апостол, вспоминая годы своей жизни. Стоит постоять рядом с березой в ти­шине, и почувствуешь мощный прилив энер­гии, еще большая сила шла от Иоанна.

Иаков Заведеев

Апостол родился 18 ноября 3 года до нашей эры.

Иаков Заведеев имел не только стропти­вый характер, но был еще и бесстрашен: ког­да после распятия Иисуса все ученики, опаса­ясь гонений, отправились из Иудеи, он пошел наперекор судьбе — остался в Иудее и стал проповедовать в местах, где было большое скопление народа.

Толпы желающих послушать его речи хо­дили за ним повсюду. Трижды ученик Иисуса Христа был судим. Первый раз Иаков отсидел четыре года, вышел из тюрьмы и прямо здесь же провел свою первую проповедь. Через год его вновь посадили на три года. На свободе он был недолго — всего полгода. Но через полго­да апостол вновь сел на два года.

В 42 году по приказу Ирода Агриппы его вновь схватили, но на этот раз после пыток, ко­торыми хотели заставить Иакова отказаться от веры, поняли, что это бесполезно, и казнили.

Произошло это 17 сентября 42 года, ему отсекли голову. Через два месяца Иакову ис­полнилось бы только сорок пять лет.

Апостол Иаков был погребен в Капернауме.

Матфей

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 го­да до нашей эры.

Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского язы­ка помогло ему свободно общаться с караван­щиками. По дороге, где бы они ни останавлива­лись, он рассказывал об Иисусе, его вере, муче­нической смерти и чудесном воскрешении.

Пробыв в Риме и его окрестностях около трех лет, Матфей отправился в Египет, где по­знакомился с египетскими пирамидами и ве­рованиями народов, заселявших эту страну.

В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать все об Иисусе Христе. У Матфея были записи Фи­липпа, которые тот вел еще при жизни Иису­са Христа.

Поэтому все изречения Иисуса были са­мые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посто­ронний. Но Матфею язык был известен.

Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.

После написания Евангелия Матфей вме­сте со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследова­ли за совершенное им воровство. Матфею он во всем признался, и тот взял над ним шеф­ство, всячески опекал его и оберегал.

Они пробыли два года в Персии, пропове­дуя и исцеляя, и четыре года в Мидии.

Затем Матфей перебрался в Африку, мно­го путешествовал, многое узнал, познакомил­ся с африканскими шаманами, посетил мно­гие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в воз­расте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.

Свое Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, кото­рый вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Иаков Заакий

Родился апостол 28 июня 4 года до нашей эры.

Иаков Заакий — двоюродный брат Иису­са. Он был сыном старшего брата Марии. Бра­тья и сестра Марии любили своего племянни­ка Иисуса, хотя многое не одобряли. А вот Иаков не только полюбил Иисуса, но и принял его учение, веру, за что был осужден много­численной родней.

Иаков от природы человек немногослов­ный, не вступал ни с кем в конфликты, но все­гда придерживался своего мнения. Поскольку он был требователен к себе и к людям, не умел хитрить, его многие, кто привык к лести, не любили.

У Иакова была семья, три дочери, двое сы­новей. Он очень любил своих детей. Кроме того, Заакий был человеком набожным, силь­но любил и верил как в Бога, так и в Иисуса Христа. Простые люди уважали Иакова за справедливость.

Иаков стал первым иерусалимским епис­копом в христианском храме. Был суровым, но справедливым. Как епископ, он имел право решать судебные тяжбы между христианами. Всегда старался поступать строго по совести. Не всем это было по нраву.

Однажды Иакову пришлось разбирать одно трудное дело — молодой парень из бед­ной семьи влюбился в девушку из богатой. Девушка ответила парню взаимностью, но ее родители были настроены категорически про­тив брака с нищим.

Тогда молодые сбежали от родителей и об­венчались в христианской общине. Отец не­весты, узнав об этом, пришел в бешенство и приказал своим людям схватить юношу.

Когда юношу привели на суд к епископу Иакову, тот, руководствуясь учением Иисуса, сказал:

— Родители не имеют права запрещать своим детям делать то, что они хотят. Нельзя кому бы то ни было навязывать свою волю, осуждать и проклинать за содеянное.

Молодые выбрали друг друга, пожени­лись, их брак заключен на Небесах. Родители обязаны смириться с этим. Мало того, они еще должны выдать дочери положенное ей приданое.

Богач ничего не смог возразить епископу, но затаил на него злобу. Он подкупил нищий сброд, который напал на Иакова, забросал его камнями и забил кольями.

Смерть шестидесятишестилетнего Иакова произошла 15 октября 62 года. Он был похо­ронен в Иерусалиме возле храма на Елеонской горе.

Варфоломей (Нафанаил)

Родился любимый ученик Христа 7 января 3 года до нашей эры.

Когда Иисуса не стало, Варфоломей вмес­те с Филиппом через четыре месяца отправи­лись из Иудеи в Турцию и стали проповедо­вать учение Христа.

Через три года они отправились в Индию, но крепкая, устоявшаяся вера в индийских племенах не привела к ним много желающих принять чуждую для них веру.

Варфоломей и Филипп отправились на год в Аравию. Два года они пробыли в Эфиопии. После этого апостолы вновь пришли в Малую Азию, но пробыли там недолго и отправились в Армению, где Варфоломей остался, а Филипп продолжил свой путь.

Гонениям Варфоломей не подвергался, потому что много людей вокруг себя не собирал, был осторожен. Многие из них, кто слушал его, стали верить в Бога и Иисуса Христа.

Варфоломей многих обратил в веру Хрис­тову.

Небеса, как ему казалось, словно помога­ли в нелегком и неблагодарном деле. Но так и было на самом деле, апостолу стал очень часто во сне являться Иисус и предупреждать о ма­лейшей опасности.

Христос учил Варфоломея, что делать и что нужно говорить, в каком селе можно высту­пить с проповедью, какое лучше обойти стороной. Он не только проповедовал, но и крес­тил людей, исцелял, делал предсказания.

За ним ходили многие последователи. Хри­стианская вера пришла в Армению от Варфоломея.

Святого Варфоломея в Армении помнят, любят и почитают. Хотя именно в этой стране принял свою мученическую смерть ученик Иисуса, которого Христос очень любил.

Дважды пытались убить Варфоломея, сначала его распяли на кресте, через двое суток измученного, но живого апостола от­пустили.

В ущелье высоко в горах залечил он свои раны, собрался уже покинуть эту неблагодарную страну, как однажды не во сне, а наяву увидел Иисуса Христа, стоящего у входа в пе­щеру: «Твой час пришел, останься здесь и ис­пей до конца что тебе предназначено».

Через три дня Варфоломей вновь пошел к людям и вновь стал проповедовать. Его схва­тили в селении недалеко от Еревана и с живо­го сняли кожу. Он долго мучился, и смерть наступила лишь через двадцать часов. Произо­шло это 11 февраля 70 года.

Сейчас в этом селении находится район­ный центр.

Филипп

Апостол родился 23 августа 3 года нашей эры.

За те четыре месяца, которые провел в Из­раиле Филипп, он начал в Самарии крестить людей и делал это успешно.

В Эфиопии Филиппу явился ангел, подска­завший ему выйти на дорогу. Там он встретил проезжавшего мимо эфиопского вельможу. После недолгой беседы вельможа согласился принять крещение, и Филипп окрестил его в ближайшем водоеме.

Помня наказ Иисуса Христа денег за кре­щение не брать, он отказался от платы, тогда вельможа пригласил Филиппа и Варфоломея в свой дом, и они прожили у него почти месяц; когда Филипп с Варфоломеем уходили, вель­можа снабдил их провизией.

После того как он расстался с Варфоломе­ем, Филипп отправился в Скифию и пробыл там почти десять лет. Побывал на Дону и на территории совре­менной Украины.

Затем апостол вернулся в Малую Азию, где и принял свою смерть. Филипп был распят в возрасте шестидесяти лет 1 января 64 года в городе Иераполе.

Симон Зилот

Родился апостол 1 декабря 7 года до нашей эры.

Через два месяца после распятия Иисуса Симон Зилот ушел в Малую Азию, где пробыл почти три года. Из Турции апостол отправил­ся в Африку, посещая по пути все страны; не задерживаясь в них надолго, дошел до Мавре­тании.

Здесь он находился почти восемь лет, ис­целяя и проповедуя. Из Мавретании Симон отправился в Британию, в этой стране он про­был шесть лет. Затем апостол Симон перебрался на кон­тинент, в Испанию и Галлию. И уже из Галлии по морю прибыл в Малую Азию. Здесь он пробыл около года и вновь отправился в путь, на этот раз через Грузию в Абхазию.

Симон проповедовал и лечил около пяти лет. Его схватили в 52 году. Симона распяли на кресте, и через три дня, 20 ноября, он умер. Ему было почти пятьдесят девять лет.

Похоронили апостола Симона в небольшом селении, под современным Сухуми.

Фома

Родился 2 апреля 7 года до нашей эры в Северной Индии.

После распятия и воскрешения Иисуса Христа апостол вернулся на родину, пропове­довал в Южной Индии. Построил дворец Гондоферу. Царь провинции, в которой Фома ос­тановился, был очень прогрессивный, любил беседовать с учеником Иисуса, многое ему нравилось в этом человеке, особенно его рас­сказы, похожие на сказку.

Но Фома вел беседы не только с царем, онпроповедовал, и успешно, многим нравились его проповеди, особенно бедным.

За проповеди Фому посадили в тюрьму. Но пока он сидел, царю было видение. К нему пришла его умершая мать и сказала: «Отпусти человека, сидящего у тебя в подземелье, и ока­жи ему почести, прими его веру, иначе ты по­теряешь самое дорогое, что у тебя есть».

Царь в сказанном даже сомневаться не стал, так как в подземелье находился только один человек — Фома, а самое дорогое, что было у царя, — его единственный сын. Три дочери были не в счет. Ну а в том, что ему яви­лась мать, он тем более не сомневался, так как с детства любому, даже ребенку, было извест­но о жизни после смерти и просьба умершего для живущих была законом, перечить которо­му было невозможно.

Фому отпустили в этот же вечер. Через две недели царь покрестился. А в честь апостола Фомы через год построил дворец наподобие церкви. Здесь ученик Иисуса Христа написал свое Евангелие, но ему хотелось донести веру Иисуса Христа до тех, кто лишил его жизни, хотел, чтобы все поняли, что мир имел и что потерял.

В 34 году он отправляется в Рим, чтобы пе­редать Евангелие римским священникам. В Риме об Иисусе и его учениках уже знали, так как приходили сообщения то из одного, то из другого места об их деяниях, Риму это страшно не нравилось, поэтому они подвергались гонениям.

Не понравилось им и содержание того, что передал Фома, его преследовали, и он был вынужден уйти из Рима снова в Индию через Малую Азию, Сирию и Персию.

Евангелие осталось в Риме до 325 года. Фома в Индии путешествовал по многим царствам, проповедуя и исцеляя, почти ото­всюду гонимый. И 6 февраля 52 года его прон­зили мечом в городе Малипура.

Иуда Заакий

Иуда Заакий — младший брат Иакова, мо­ложе его на восемь лет — родился 1 декабря 4 года новой эры.

Человек сильно болезненный, полная про­тивоположность Иакова; если Иаков был ас­кетом, независтливым, высоконравственным, то Иуда был немного завистливым, хитрова­тым, имел очень бледный вид лица. Семьи сво­ей не имел, потому что в детстве очень болел, семью сразу не создал, а потом у него ее уже не было.

После смерти Иисуса стал проповедовать. Был в Галилее около двух лет, в Самарии про­вел три года, посетил Аравию и пробыл там почти год, в Сирии пробыл почти пять лет, проповедовал по два года в Вавилоне и Парфии. Затем в возрасте сорока лет отправился в Армению, был покорен гостеприимством этого народа и оставался там в течение двенадцати лет, пока однажды не был схвачен в одном из селений.

Его даже не судили, а сразу приговорили как иноверца к повешению, в довершение ко

всему уже мертвого его пронзили стрелами, используя его тело вместо мишени. Иуда принял смерть 19 июня 56 года.

Марк Евангелист

Родился 7 октября 11 года нашей эры в Иерусалиме.

С рождения страдал параличом ног. Он целыми днями неподвижно лежал в своей по­стели.

Обычно Иисусу было достаточно одного прикосновения, чтобы избавить человека от недуга. Но в этом особо тяжелом случае Хрис­тос в течение недели лечил мальчика молитва­ми и возложением рук. И произошло чудо — постепенно у больного стало нарастать мясо на усохших ногах, и через некоторое время мальчик, хромая, стал передвигаться. Через полгода Марк мог ходить.

Отец ребенка был безмерно благодарен Иисусу, у него был лишь один сын и наслед­ник, кроме трех дочерей. Став верным после­дователем Иисуса, Марк всегда был готов по­мочь Учителю, о чем бы тот ни попросил.

Именно в доме отца Марка и состоялась знаменитая Тайная вечеря, после которой Иисус был арестован в Гефсиманском саду.

В Библии Марк Евангелист упоминается как Иоанн по имени Марк. Именно в его доме собирались первые христиане после распятия Иисуса.

Марк некоторое время ходил с Иисусом, присутствовал при распятии и воскреше­нии.

После казни Христа много скитался по миру — был в Индии, Риме, Египте.

По характеру Марк был очень мягким че­ловеком, добрым и немногословным, щедрым, с уважением относился к старшим, к малым детям, к женщинам. Проповеди Иисуса он по­нял буквально и все старался делать так, как говорил Сын Божий.

Марк написал свое Евангелие в 49 году в Индии на древнеарамейском языке, на осно­ве рассказов апостола Петра и своих детских воспоминаний о последних годах жизни Иисуса.

Умер в возрасте почти восьмидесяти трех лет, 25 сентября 94 года. Его забили насмерть в городе Александрии в Египте. Там находит­ся его могила.

Лука Евангелист

Родился 5 апреля 2 года нашей эры.

Был среднего роста, круглолицый, сухова­тый и всегда имел болезненный желтый цвет лица.

Имел жену и двоих детей, которые рано умерли от оспы. Сам Лука был врачом по про­фессии.

Лука был одним из учеников Иисуса, неко­торое время ходил вместе с ним. Был свидете­лем распятия Христа.

Евангелие было написано им в Греции в 41 году на основе воспоминаний, рассказов очевидцев событий еще при жизни Иисуса и собственных наблюдений за Христом и его учениками.

Лука был очень осторожным в высказыва­ниях, поэтому писал и говорил только то, в чем был абсолютно уверен, никогда от себя ниче­го не добавляя.

Кроме того, Лука был самым первым ико­нописцем, как считается согласно древним преданиям. На первой своей иконе Лука на­рисовал образы Иисуса и его учеников. Вто­рой его иконой был образ Божией Матери с младенцем на руках.

Лука много путешествовал по свету — был в Риме, Греции, Сирии и Малой Азии.

При императоре Домициане за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Про­изошло это в Греции, в Ахайе, 8 мая 71 года. Лука принял мученическую смерть. Через ме­сяц ему исполнилось бы шестьдесят девять лет.

Вы можете в трудные минуты своей жиз­ни обращаться ко всем этим святым людям. «Познавший муки — в муках поможет», кому, как не им, ученикам Иисуса Христа, известны мучения не понаслышке. Об этом легко читать и говорить. На самом деле это был тяжкий и неблагодарный труд.

Представьте себе, вы христианин и вдруг к вам пришел человек другого вероисповеда­ния и начал вам читать проповедь, предлагая принять другую веру, — кто-то не станет слу­шать, кто-то обругает непрошеного гостя, но это в наше время. А в те далекие времена было не так просто убедить людей принять другую веру, поэтому и шли апостолы, гонимые и преследуемые, из селения в селение, из города в город, из страны в страну, пока смерть, жестокая и мученическая, не настигала их.

Только десятую часть из того, что мы узнали, нам позволили поведать: как все происходило и что продолжает происходить на самом деле; многое люди еще не готовы принять и услышать.

Иуда Искариот

Библия помогает нам и в этой истории. В отрывке от Матфея 27:3-5 говорится …

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

Говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

НО Деяния 1: 16-19 дают нам совершенно другую картину его смерти:

Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;

но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;

и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.

Я думаю, что среди СПД мы больше привыкли к теории повешения, но кто знает. В конце концов, это не имеет большого значения.

История установления апостольства

В «Летописи церковных событий» сказано, что в 31-е лето по Рождестве Христовом после проведенной ночи в молитве Сын Божий избирает двенадцать апостолов. Почему именно 12? Конечно, это не случайно. Двенадцать посланников равно числу колен Израилевых.

Согласно Ветхому Завету именно столько сыновей Иакова являются родоначальниками всего народа Божьего. Для иудеев это сакральное «число совершенства», означало полноту всех народностей, созданных Богом. На момент земной жизни Спасителя осталось всего 2,5 рода – это род Иуды, род Вениамина и половина от Левия.

Полезные материалы

Остальные 9,5 народности считались исчезнувшими. Иудеи ждали, что Господь вернет утраченные колена и тем самым произойдет восстановление народа Божьего. Избрание Спасителем двенадцати посланников есть свидетельство наступления ожидаемого для евреев времени. Однако Он создает народ Нового Завета, который подобно ветхозаветному народу, имеет двенадцать духовных родоначальников. Они – основа Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).

В Евангелие от Матфея сказано: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». (Мф. 10:2-4)

Избранным ученикам Господь дарует благодатную силу исцелять больных, прокаженных и бесноватых, а также воскрешать мертвых:

«больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:8).

Далее «Летопись церковных событий» повествует, что в 32 году по Р.Х. в Самарии Сын Божий избирает еще 70 апостолов, среди которых Иаков, Марка Лука, Клеопа, Симеон и другие. Число семьдесят также не случайное — оно соответствует числу 70 языческих народов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: