№9-10 (84) / 9 января ‘98
Проповедь
В этой теме:
Проповедь
Вознесение Господне
«Девства процветение, честных добродетелей приятное жилище, мудрости орган, духовный храм, светоносная уста благодати, Церкве светлейшее око, всечестнаго Иоанна песньми духовными ныне восхвалим, яко служителя Христова». (Стихира на хвалитех).
Такими словами св. Церковь призывает нас воспевать Апостола любви.
История установления сегодняшнего праздника следующая: когда св. Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестии Христовом, он вместе со своими семью учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую он лег и приготовился умереть.
Христиане, жившие в г. Ефесе, после смерти апостола раскопали его могилу, однако не; нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу и там возносили усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство перед Богом св. Иоанна Богослова. Притом ежегодно в этот день и месяц от гроба его исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни.
Вот поэтому и вошло в обычай среди верующих в этот день, т. е. сегодняшний, ублажать и восхвалять песнопениями возлюбленного Богом более всех прочих святых наперсника Христова св. Евангелиста Иоанна, именуя его и Богословом и начальником Богословия, любимцем и наперсником Христовым, девственником, зрителем не изреченных откровений и сказателем неизреченных Божиих тайн.
Дорогие братья и сестры, св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа нашего Иисуса Христа, а св. Церковь наименовала его наперсником Христовым, ибо он только один из апостолов удостоился возлежать на персях Божественного Учителя: «На перси бо возлег, отонудуже почерпи еси премудрости догматы, яко богоглагольник Божий…» (Стихира на Господи воззвах.)
Любовь Господа Иисуса Христа к своему ученику выразилась в усыновлении Господом любимого ученика Своей Пречистой Матери: «Учениче Спасов, девственниче и богослове, тебе, яко девственнику, Деву и Богородицу Христос Бог, распинанием предаде…» (Стихира на литии).
То же самое мы слышали сегодня за Божественной литургией и в евангельском чтении в честь праздника, в котором повествуется о том, что Христос, распинаемый на кресте, обратился к скорбящей Своей Матери со словами: «Жено, се сын Твой», а потом к скорбящему, любимому Своему ученику: «Се Мати твоя» (Иоан. |9, 26–27) и, таким образом, вручил их друг другу.
Почему же св. Апостол Иоанн стал особо любимым учеником Господа, тогда как Господь всех апостолов одинаково призывал к Себе и всех называл Своими друзьями? Это потому, что Он явился тем избранным и чистым сосудом, который способен был вместить полноту духовных дарований, полноту богословия и христианских добродетелей.
Св. Иоанн любим был Господом прежде всего за его любящее сердце, за его девство, за его светлый и чистый ум, за то, что он оказался способным узреть в своем учителе Слово жизни. Только любящее сердце заставило юного Иоанна тотчас же оставить рыбачью сеть, множество рыб, отца своего и последовать за Христом, как только он услышал на берегах Галилейского озера слова Его: «иди за Мною». Хотя в это время он был совсем юным, но его чистая девственная душа уже вся была объята пламенем веры в явившегося Мессию и исполнена любви к этому Небесному Посланнику. Любовь Иоанна везде и всюду следовала за Господом и нигде не оставляла Его. Любовь Иоанна не отступала от креста в то время, как вера пламенного Петра поколебалась, а надежда прочих апостолов иссякла. Его любовь следовала за Божественным страдальцем и во двор первосвященника и на Голгофу. В этой самоотверженной и искренней любви ничто не могло разлучить Иоанна с его Божественным Учителем и Другом: «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8, 38). Св. Иоанн сохранил эту любовь до самой своей блаженной кончины, и вся его долголетняя жизнь была ничем иным, как деятельным проявлением этой любви в страданиях за Господа и в непрестанной проповеди о Нем, как о Боге любви и милосердия. Только благодаря такой любви он удостоился быть непосредственным свидетелем ужасных крестных страданий Господа Иисуса Христа за весь грешный род человеческий, и эта же любовь помогла ему первому увериться в действительности воскресения Спасителя.
За свою особенную любовь, за свое нежно-любящее сердце, исполненное девственной чистоты, он удостоился быть зрителем неизреченных Божиих откровений, удостоился проникнуть в глубину их. Он, исполненный божественной любви, один только из апостолов стал начальником богословия. Читая написанное им Евангелие, мы видим, на какую высоту богословия он взошел, и на этой высоте богословствования ему стали доступны самые неизреченные тайны Божественной жизни. Полетом своих богословских мыслей он уподобился высокопарящему над миром орлу, а по глубине содержания его учение о Боге можно сразить с глубиною моря. Его богословские мысли являются опорою важнейших частей христианского учения о Боге. Его Евангелие отличается особой духовностью, которое он начал только один с возвышенных мыслей: В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».
Вспомним, что в день Святой Пятидесятницы все апостолы, исполнившись Духа Святого, удостоились быть участниками домостроительства спасения нашего, но никто из них не мог изложить учения о существе Божием, о тайне Св. Троицы, о путях возрождения и спасения человека с такой полнотой, с какой изложил св. Иоанн. Вот почему св. Церковь первому ему и усваивает наименование Богослова.
Таких избранников, посвященных в Божественные тайны, Церковь знает всего лишь троих: апостола Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. Св. Иоанн Богослов, посвященный в непостижимые тайны Божий, просветил всех людей, источая из уст своих реки богословия, и напоил Церковь Христову истинным учением о Св. Троице: «Реки богословия из честных уст твоих истекома, апостоле, из них же Церковь Божия напояема, поклоняется православно Троице единосущной» (Стихира на литии).
Почему св. Иоанн Богослов получил особые дарования в богопознании за свою Божественную любовь, за свое блаженное девство? Потому что любовь является основой для богопознания. Сам Апостол в богопознании отводит главное место любящему сердцу, ибо только человек совершенной любви, человек любящего сердца может многое почерпать из тайн Божиих. Любовь способна проникать всюду, даже в область самого сокровенного и непостижимого. Только любовию можно познать Бога, так как Бог есть любовь. А если Бог есть любовь, то эту безграничную любовь можно познать при условии той же любви, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог любовь есть» (I Иоан. 4, 8).
Кроме любящего сердца для богопознания необходима совершенная чистота сердца: «Блажени чистии сердцем, яко ти Бога узрят».
Раскрывая глубочайшие свои мысли о Боге, св. Иоанн Богослов больше всего говорит о том, что Бог есть Любовь. Св. Иоанн Богослов — Апостол Любви, постоянно проповедовал о любви к Богу и друг к другу и завещал нам любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. В последние годы своей жизни он постоянно повторял одни и те же слова: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили: зачем он повторяет одни и те же слова, то он ответил, что если кто исполнит эту заповедь, то этого достаточно для спасения.
Возлюбленные, краеугольным камнем нашего спасения является любовь и вера в Господа нашего Иисуса Христа, как Сына Божия.
Любовь наша должна заключаться не на словах, как учет апостол любви, а на деле.
Деятельная любовь нас приводит к Богу через общение друг с другом. Такая любовь приводит нас к совершенству, к богопознанию, приближает нас к Богу. Познавая Бога мы опять более и более совершенствуемся, постепенно восходим по лестнице нравственного усовершенствования и этим достигаем совершенной любви. Такая любовь соделывает нас способными для вечной, небесной жизни, где обитают Свет, истина и чистейшая любовь.
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, что Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы (I Иоан. 1, 7,). И если мы с вами ходим во тьме, а говорим, что имеем общение с Богом, то мы обманываемся и поступаем против истины.
Итак, дорогие братья и сестры, мы познаем Бога через деятельную любовь к ближним. Если мы любим Бога, то должны исполнять Его заповеди, которые говорят нам о милосердии к ближнему. Апостол Павел сказал, что без любови все наши подвиги являются пустым звуком меди.
Будем же любить от всего сердца друг друга, и через эту духовную любовь сподобимся вечно пребывать в Боге. В сегодняшний праздник любви помолимся св. Евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он по любви к Богу помог нам стяжать, по мере наших сил, духовное дарование. По его молитвами и мы, в меру наших сил, сподобимся богопознания, которое будет нас приводить к истинной любви, в которой нет лукавства, зависти, коварства, злобы, но в которой царствуют правда, мир. По мере нашей любви, да будет между нами мир, мир в домах наших и семьях наших. Пребывая в любви — мы будем пребывать в Боге. Аминь.
Протоиерей (тогда студент 2-го курса) Василий СЕМЕНОВ
21 мая 1956 г. г. Екатеринбург
В других номерах:
Проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Архимандрит Матфей (Мормыль)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает
(1 Ин. 4:16).
“Сад чистоты, миро благовония паки возсия нам”, братья и сестры, в пришедший праздник, в который мы молитвенно прославляем того, кто более полувека распространял благовествование Христово в союзе мира и любви и разгонял “надлежащую мглу языков”… И разве можно выразить словами все то, что совершил своею святою “ревностию по Бозе” святой апостол Иоанн? “Величия твоя, девственниче, кто повесть? — поем мы устами Святой Церкви. — Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишься о душах наших яко Богослов и друг Христов”.
Святой апостол Иоанн является первым совершеннейшим Богословом, завершительным камнем свода церковного — богооткровенной истины и христианской жизни. Его сердце горело любовью к Богу и ближним, было полно небесного чувства и пламени Божественного. Любовь — вот что является началом истинного боговедения и главной основой христианской просветительной деятельности святого евангелиста.
Благодаря своей любви он стал, по словам одной из стихир, “зрителем неизреченным откровений и сказателем вышних Божиих Таин”.
Озаряемый светом и духом этой любви, он возвестил нам, что Бог есть «свет истинный
» (Ин. 1:9) и нам надо быть «
чадами света. Бог есть дух
» (Ин. 4:24), — говорит святой апостол; поэтому и мы должны родиться в духе и жить в духе, чтобы войти в Царствие Божие.
Как наперсник и друг Христов, святой апостол Иоанн «был в Боге и Бог был в нем
», поэтому и возвещает, что «
Бог любы есть
» (1 Ин. 4:16). Любовь Божия к нам является основным предметом христианского вероучения, а любовь наша к Богу есть основа христианского нравоучения и корень всех добродетелей.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный
» (Ин. 3:16).
Как мудрость христианская есть «премудрость свыше
» (Иак. 3:17), так и любовь христианская проистекла и истекает из Небесного Источника любви Божественной. Только живая и непрерывная связь любви христианской с любовью Божественною делает первую исполненной
милости и плодов благих.
Согреваемая и оживотворяемая любовью Божественною, любовь христианина получает вышеестественную силу — творит чудные дела. Кто ны разлучит от любве Божия?
— спрашивает апостол Павел, —
скорбь ли, ши теснота, или гонение, ши глад, ши нагота, ши беда, ши мечь?
И сам отвечает: «
Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала <…> ни настоящая, ни грядущая <…> ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем
». (Рим. 8:35-36).
Итак, любовь христианская есть единственно достойный ответ души человеческой на высочайшую любовь Божию, проявившуюся в благодеяниях, а особенно в Искуплении. «Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас
» (1 Ин. 4:19), — свидетельствует от лица искупленного человечества ныне прославляемый святой апостол.
Любовь христианская не есть одно излияние благочестивых чувств благоговения, благодарности и преданности Богу. Во всей жизни человека в неразрывном единстве с любовью к Богу должна выступать и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближним является выражением заповеди о любви к Богу. «Аще кто речет
», — говорит апостол Иоанн, — «
яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити?
» (1 Ин. 4:20). Этот-то богоучрежденный и спасительный союз обеих заповедей закона Божия и есть истинная любовь.
Только такая любовь будет милосердствующей, долготерпеливою, не ищущей зла, не радующейся о неправде, а веселящейся об истине. Только такая любовь вся покрывает
и является любовью чудотворной, ибо “всякий, любящий врага своего, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — есть чудотворец!” И такая только любовь одна, которая
николиже отпадает
и которая будет жить вечно.
О святом Иоанне Климент Александрийский рассказывает: когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душою к добру; святой апостол крестил его. Уходя же на проповедь, он поручил его одному епископу. Епископ, взяв юношу на свое попечение, научил его Божественным истинам, но не давал должного воспитания и предоставил его собственной воле. Вскоре юноша начал вести дурную жизнь и, увлекаемый друзьями, ушел в разбойники, которые поставили его своим начальником. Вернувшись через некоторое время, святой апостол Иоанн, узнав о жизни юноши и движимый любовью и состраданием к погибающей душе, идет в лагерь разбойников, чтобы вернуть к прежней благочестивой жизни своего юношу. Юноша, наводивший страх и ужас на проезжающих по окрестным дорогам, увидел идущего к нему святого старца, устыдился и хотел укрыться в пустыне. Святой апостол, забыв свою старость, побежал за ним, взывая: “Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаявайся в падении своем; грехи твои я беру на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе”. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и великим стыдом, не смея взглянуть ему в лицо. Святой старец поднял его с земли, с отеческой любовью обнял и лобызал и привел в город, радуясь, что нашел погибшую овцу.
Братья и сестры! Из этого примера мы видим образец христианской любви. В лице святого апостола евангелиста Иоанна Богослова живет и не умирает на земле любовь христианская, и как сказано в Священном Писании: «Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет
» (Ин. 21:23).
Вознесем же наши усердные молитвы к всехвальному благовестнику мира и любви, будем просить его, чтобы он возгревал в наших сердцах любовь к Богу и ближним, чтобы он охранял нас до конца жизни, чтобы мы смогли исполнить его слова:» …Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною»
(1 Ин. 3:18). Аминь.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
21 мая 2020
Поделиться
Оптина Пустынь
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем вас с днем памяти нашего возлюбленного апостола любви Иоанна Богослова. Сегодня на Божественной Литургии читалось два чтения. Первое по уставу службы рядовое, как и всякий день не отменяется чтение рядовое. Второе собственно посвященное ему. Но оба эти Евангелия об Иоанне Богослове. В первом Евангелии Господь нам повествует чрезвычайно глубокие и важные вещи. Он говорит, что Я есть лоза истинная; и розга (часть лозы), которая не отдает плод, то такую розгу уничтожают: отрубают и сжигают (см. Ин. 15, 1-6). И вот сразу же надо поразмыслить, о каком плоде говорит здесь Господь. Мы знаем также из Священного Писания, из слов апостола Павла: больше правды имеет сей, сотворящий мир.
Плод это не какое-то внешнее дело, которое достигается людьми, какая-то успешно сделанная работа, какое-то достижение в житейской жизни. Все это внешнее сгорит в последний день существования мира перед тем, как начаться вечности. Все это сгорит, исчезнет. То есть все это внешнее, которое в Евангелии названо чужим и неправедным, хотя очень многое то, что мы имеем, оно вроде бы как наше, и вроде бы честно приобретенное, но оно названо чужим, потому что оно не настоящее. Туда на тот свет это ничего не возьмешь. Оно названо неправедным, потому что по отношению к вечному благу это все совершенно ложное, пустое. Поэтому достижения этих внешних земных плодов никогда не имеется в виду. Больше правды имеет сей, сотворящий мир.
И вот Господь говорит дальше очень такие вот важные слова, что если лоза не пребудет на розге, то она не даст никакого плода. То есть надо пребывать во Христе. Лоза – это Христос, розга – это члены тела Христова, то есть члены Церкви. Церковь это не храм, это не просто общество людей, которые веруют одинаковой верою. Это богочеловеческий организм, соединенный благодатью Святаго Духа. И вот если человек, внешне относящийся к Церкви, не имеет внутреннего плода – это мертвая розга, не приносящая плод, которую сожгут. Никакой пользы не будет. Господь вот здесь очень глубоко и ясно нам указывает, что нужно в Нем пребывать. Как в Нем пребывать? Ну, конечно, если говорить самыми прямыми словами, это относится к святому крещению: ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 54). Вот мы сегодня все собираемся причащаться. И конечно причастившийся человек пребывает в Боге. Но ведь не только это причастие само по себе дает весь духовный плод. Человек к причастию подготовлен. Об этом сейчас невозможно говорить. Это очень долго. Не всякий причащающийся причащается не в осуждение. Бывает и такое, как мы знаем из святоотеческой литературы, можно причащаться и в осуждение. Об этом сейчас говорить не будем, потому что нет просто у нас возможности и времени. Речь идет сейчас о другом.
Вот Господь говорит: «во Мне пребывает». Как в Нем пребывает? Вот апостол объясняет, что о том разумеем, яко в Нем пребываем и Он в нас, что Он Духа Своего дал есть нам (1Ин. 4, 13). Господь дал нам Святаго Духа. Вот это свидетельство о том, что Дух пребывает в Боге, а Бог пребывает в нас. Вчера кстати читали нам паремиях на вечерней службе. Вот это чтение первой паремии было. А как мы можем узнать, что в нас пребывает Святой Дух, что от Духа Господь дал нам? Во-первых, по верному устроению души, когда мы бережем внутренний мир и считаем это самым драгоценным. Когда, к примеру, начинаются эмоции в каких-то отношениях с людьми, это признак того, что человек не знает, не ценит благодать Святаго Духа, потому что, ругаясь, ссорясь, человек теряет внутренний мир. Или даже еще хуже, этого не замечая, человек явно проявляет свое непонимание самого главного назначения нашего здесь пребывания – стяжания благодати Святаго Духа. Еще одно свидетельство того, что Дух в человеке пребывает, многие святые об этом говорят, об этом прекрасно говорит архимандрит Христодул Афонский. Он говори, что видение своих грехов сообразно пребыванию в человеке благодати Святаго Духа. То есть, когда человек видит свои грехи, значит, в меру этого ведения пребывает в Боге, в благодати во Святом Духе. Чем больше видит грехов человек, тем, значит, больше в нем благодати.
И вот мы вспоминаем в жизни такой случай преподобного Амвросия. Он после тяжелой болезни, будучи еще молодым иеромонахом, пошел прогуляться по западной части скита и встретил игумена Варлаама, находящимся на покое и приехавшим с Валаама сюда. И тот его, приветствуя, спрашивает: ну что, батюшка, немного поправились? И отец Амвросий просто ему отвечает: да, Господь дал мне еще время на покаяние, на исправление. И отец Варлаам говорит ему: что, ты думаешь, что лучше станет? Нет, будет еще хуже. И вот отец Амвросий, будучи величайшим старцем, от которого истекала целая река божественных чудес исцелений, десятки людей ежедневно исцелялись по молитвам старца, говорит: вот я сейчас вижу, что действительно прав был отец Варлаам, что стало еще хуже. Это есть знак стяжания благодати Святаго Духа, увеличений действия благодати в человеке. А Пимен Великий, который воскрешал мертвых, он всегда находился в плаче о своих грехах, был действительно в плаче. Братия поражались этим и спрашивали, что отче, почему ты плачешь? И он говорил: я, братия, поверьте, после смерти буду, где сатана. Вот такое сердечное чувство видения своих грехов есть высшее проявление действия благодати Святаго Духа в человеке.
Вот это плод, к которому мы должны стремиться. Это тот ориентир, по которому мы можем оценивать состояние своей души. Если нам кажется, что мы живем более или менее не плохо, то это страшное пагубное состояние, которого надо бояться больше нежели, чем даже какого-то греха. Хотя конечно, я этим не говорю, что грехов не надо избегать. Но мы должны сегодня, памятуя святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, его великую всепрощающую милостивую любовь, тоже знать, что эта любовь он приобрел потому, что был самым смиренным. Вот вспомним, прибежали они с апостолом Петром ко гробу, но вот по этому почтению к старшему он не вбежал первый, хотя по молодости первый прибежал, а пропустил старшего. Мы тоже должны руководствоваться, как апостол Петр говорит: Вы же друг другу повинующиеся, друг другу чести больше творящие, смиренномудрие стяжите. Зане Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5, 5).
Если мы будем смиряться, будем иметь большую благодать, а любовь – это совокупность совершенств. Это самое большое действие благодати в человеке. И мы чем больше будем смиряться, тем в эту меру больше будем иметь любви и будем подражателями нашего сегодняшнего святого возлюбленного Иоанна Богослова, который нас призывает к любви, но конечно, со смирением. Потому что только со смирением возможна всякая добродетель. И по его молитвам да сподобимся вот этого мудрого осознанного прохождения нашего жизненного пути.
Аминь.
Иеромонах Нил (Парнас)
21 мая 2022 г.
Дни памяти святых
Храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве. (1968 г.)
Хочу, во-первых, приветствовать всех вас не только от своего имени, но также и от имени прибывших сюда со мной отца архимандрита Петра – настоятеля французского православного прихода в Париже, и отца Сергия – настоятеля одного из наших приходов в Англии, который является одновременно доцентом одного из английских университетов; а от всех нас, православных, приветствовать стоящего здесь на солее священника англиканской Церкви, который вместе со своим епископом привез привет, братскую любовь нашему Святейшему Патриарху и родной нам Церкви от своего народа и своей Церкви.
Хочу также сказать вам несколько слов о святом, который является покровителем вашего храма.
По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и во осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, залог которой Господь нам оставил и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может и дать.
Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нем слышим, это что он – глас вопиющего в пустыне. Пустыня это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто в человеческом сердце «пусто», в человеческой жизни «пусто». Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены, все, людской пустыней. И вот в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами: прежде чем вернуться к людям и говорить, прежде чем властно требовать от них, чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался наедине с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Божиими.
Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти – не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно – тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только, если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить всё.
И вот Иоанн свыше тридцати лет пребывал одиноко в пустыне, боролся со своим сердцем, боролся со своей жизнью и вышел на проповедь и засвидетельствован Богом как величайший – но не только. Евангелие нам называет его не пророком, а ГЛАСОМ. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он ТОЛЬКО голос. Это уже не человек, который говорит: это Бог, Который вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший, говорил: Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только…
Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле. Господь не оставил его в далекой пустыне: когда Иоанн стал с Ним неразлучным, Господь послал его к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают – загораются ли они? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце – как Евангелие говорит о спутниках Эммаусских, “горело сердце” в них? Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: Как они друг друга любят!.. Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это не так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему же? Потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.
А вот что говорит Евангелие об Иоанне Крестителе. Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, Креститель говорит: Мне надо умаляться, на нет сходить, для того, чтобы Он вырос в полную меру… Иоанн сам – только Предтеча; он должен открыть дверь и отойти так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и все забыв в этой радости.
Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу, хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?
А Креститель о себе еще говорит: Я – друг Жениха… Что это за друг жениха? В древности еврейской, как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что он умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Все сделать, чтобы эта радость случилась, все сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью?
Вот еще образ о нем, последний образ. Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе. Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками. Он вырос в полную меру Своего земного призвания. И Иоанн знает, что на него идет смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение. Он, который на берегу Иордана-реки перед всеми засвидетельствовал, Кто грядущий Христос, он посылает двух своих учеников ко Христу спросить: Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого? Иначе сказать: «Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принес свое свидетельство, или же я ошибся?»… Если он ошибся, то напрасно он погубил юные годы в пустыне, напрасно он выходил к людям, напрасно он теперь в тюрьме, напрасно он умрет, напрасно ВСЕ. Напрасно даже то свидетельство, которое он принес Христу, и он обманут Самим Богом… И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос НЕ отвечает ему. Он не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Ученикам, вопрошающим Его, Он говорит: Скажите Иоанну, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне… Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией. И они возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, – правда ли было это или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной – правда это было или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего, – правда это было или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.
Как часто бывает, что колеблется наша душа, что после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, правдивое, сделали то, что только могли для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой и начал жить весенней жизнью вечности, – вдруг находит колебание… Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле… Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви. Стоило ли все это делать?.. И Господь нам не отвечает на это свидетельством «успеха». Он нам говорит: Достаточно того, что все это была правда, что все это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – все.
И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от самого себя, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым; делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, «невеста» вечной жизни? А когда все это сделано, готов ли я сказать с радостью: “Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто”. Готовы ли мы на это? Если нет – как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?
Вот, будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы. Аминь.
Русская Православная Церковь
9 октября 2011 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии на площади Большого национального собрания — центральной площади Кишинева. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Радуюсь видеть вас всех, мои дорогие, на этой площади в день, когда Господь сподобил меня прибыть в Кишинев. Небеса разверзлись, но для истощенной земли, которая почти три месяца не получала влаги, сей день является днем благословенным. А ведь в каком-то смысле благословение Божие всегда связано с некоторым неудобством для человека, потому что в ответ на Божие благословение требуются человеческие усилия.
Сегодня, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мы слышали отрывок из его послания (1 Ин. 4:12-19). Прозвучали удивительные слова, которые помогают нам понять многое в жизни современного человека. Каждому из нас кажется, что самым страшным в жизни является боль. От боли страдает душевный и телесный человек, и каждый стремиться избежать ее. Но апостол учит нас, что есть нечто более страшное, чем боль, — это страх. «В страхе есть мучение» — мучение не столько от боли, сколько от самого страха, от ужаса. Эти удивительные слова поражают сознание, и наша современная жизнь дает нам множество доказательств правоты этих огненных слов апостола и евангелиста.
Действительно, страх поражает человека. Недаром и современные философы, и специалисты в области медицины говорят, что нынешняя цивилизация, нынешнее общество в первую очередь страдает от стрессов. Мы действительно многого боимся. Мы боимся заболеть, мы боимся быть обманутыми, мы боимся потерять или проиграть — проиграть выборы, проиграть в споре, проиграть в конкуренции. А больше всего мы боимся старости, болезней, одиночества и, наконец, смерти. Неизвестно, поразит ли человека болезнь, но болезни он боится; неизвестно, проиграет ли человек спор, но само опасение проиграть вселяет страх в душу…
Эти страхи современной жизни явлены нам как некая печать неблагополучия человеческого общества. В самом деле, современный мир устроен так, что он воспроизводит ложные ценности. В качестве образца благополучия мир предлагает человеку материальное благополучие и наслаждение: имей больше денег, больше комфорта, пользуйся всем этим — и будешь счастлив. Именно психология человека, устремленного к наслаждению и внешнему благополучию, и оказывается чрезвычайно уязвимой. Именно здесь и рождаются страхи, ведь благополучие может быть отнято в любой момент, и в любой момент человек может оказаться неспособным наслаждаться жизнью. Что же тогда? А тогда страх и ужас. Сегодня общество поставило воспроизводство ужасов и кошмаров на поток. Достаточно посмотреть телевизионные передачи, фильмы, новостные блоки: постоянные картины кошмара и ужаса; и когда человек, устремляющийся к внешнему благополучию, к наслаждению, вглядывается в эти картины, он подпадает под власть страха — отсюда и произрастают стрессы и духовное неблагополучие. Кроме того, страх становится неким инструментом манипуляции сознанием человека. При помощи страха можно достигать политических или иных целей — человек, живущий в страхе, становится легкоуправляемым, он теряет свободу.
Чему же учит нас сегодня святой Иоанн Богослов? Он учит нас величайшей мудрости — как победить страх, как победить стресс, как сохранить внутреннюю свободу. Его дивные слова звучали сегодня на этой площади: «Совершенная любовь изгоняет страх». Кому-то это может показаться непонятным, но в этих словах — величайшая мудрость. Через них человек одерживает победу над любыми страхами и становится мужественным и непобедимым. Уже не обстоятельства жизни господствуют над человеком, но человек становится сильнее обстоятельств.
Что же такое совершенная любовь? Существует ли она вообще? Апостол отвечает: да. Он говорит о том, что Сам Бог есть Любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог пребывает в нем. А это значит, что человеческое сообщество, которое изгоняет Бога из своей жизни, обречено на страх, и этот страх будет лишь возрастать настолько, что неизвестно, что останется от человеческой личности. Но когда мы живем с Богом, мы становимся сильными. Мы ничего не боимся, мы вручаем свою жизнь воле Божией, мы стараемся слышать Его голос, у нас вырастают крылья, мы способны летать, мы способны преодолевать любые трудности жизни — и личные, и семейные, и общественные, и государственные, — потому что Бог через любовь освобождает нас от страха.
И ведь сам Иоанн Богослов явил тому пример, когда он, возлюбленный ученик Спасителя, не убоялся Голгофы. Другие ученики разбежались, а он вместе с Матерью Спасителя стоял у Креста, ничего не боясь — ни римских воинов, ни злобы первосвященников, ни диких криков беснующейся толпы. Он стоял у Креста, победив страх, потому что с Богом в сердце страх исчезает. И сегодня, молясь святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, мы будем просить его, ныне предстоящего престолу Божию, как некогда он стоял у Креста, укрепить нашу веру в Бога, а через это — любовь в сердце, совершенную любовь, которая изгоняет страх и помогает человеку, преодолевая все трудности земного бытия, устремляться к подлинным целям и ценностям, которые Сам Бог предначертал роду человеческому. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» Все проповеди | Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова |
ПРОПОВЕДИ
Апостол Иоанн Богослов
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос воскресе!
Поздравляем всех с праздником апостола Иоанна Богослова. Имя его означает «благодать». И слово его, пронизанное светом благодати, звучит в Церкви от ночи пасхальной, когда открывается нам вечная жизнь, — до Пятидесятницы, до праздника Пресвятой Троицы. Евангелие от Иоанна, три его Соборных Послания и Откровение — все это написано любовью. Это особая, так называемая «иоанническая письменность». Апостол Иоанн Богослов написал свое Евангелие уже после того, как были написаны три Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки. Христос говорил Своим ученикам: «Еще имею много вам сказать, но вы не можете теперь вместить». Но теперь Церковь, освященная благодатью Святого Духа, может больше вместить, чем при земной жизни Христа. И слово апостола Иоанна Богослова памятью вечной Духа Святого восстанавливает то, чего нет в других Евангелиях. Он единственный может говорить о том, о чем не говорят другие евангелисты. О первом чуде, которое совершил Господь в Кане Галилейской — чуде, которое было прообразованием Его Крестной смерти и даров Живоносного Духа всему человечеству. У него одного мы прочтем про ночную беседу Никодима о тайне вечной жизни, о рождении свыше, и про беседу с самарянкой. У него одного — рассказ о воскрешении Лазаря, о Тайной Вечери, когда Господь умывает ноги ученикам. 13 — 17 главы Евангелия от Иоанна — это беседа о Духе Святом прежде сошествия Духа, прежде Страданий Христовых. Память любви запечатлевает все. Как сказано о Божией Матери, что Она «слагала все в сердце Своем», так мы можем сказать и об апостоле Иоанне Богослове. Это потому, что он стоял там, где только Божия Матерь могла устоять — у Креста Христова, и на Тайной Вечери возлежал на груди Господа. И он один мог спросить: «Кто есть предаяй Тя?»
То, что было сказано ему на ухо, он возвестил на кровлях. Его имя Воанергес — «сын грома». Из уст Апостола звучит проповедь слова Божия — небесное благодатное слово. Его символ — орел, и он обладает орлиной зоркостью, способностью видеть с высоты духовной мельчайшие подробности земли, способностью смотреть прямо в сияющее Солнце истины. И все это ради того, чтобы мы узнали тайну любви, которую принес Господь, и которой научился апостол Иоанн Богослов. Он — возлюбленный ученик Христов, потому что научился тайне любви. Он — свидетель Господень, и истинно свидетельство его — свидетельство о любви Христовой — потому что он научился этой любви.
Два события из жития апостола Иоанна Богослова должны быть всегда перед нами, как клеймы на полях его иконы. Первое — когда он встретил одного замечательно красивого юношу и вручил его пресвитеру Церкви, с тем, чтобы он заботился о нем, сказав, что спросит с него за душу этого человека. По прошествии некоторого времени он вернулся и спросил, где этот юноша. Ему ответили, что он умер — духовной смертью. Приняв крещение, он узнал благодать, но, соблазненный дьяволом, совершил преступление, и, скрываясь от преследования, покинул город. В горах вокруг него образовалась группа преступников, и он стал предводителем разбойничьей банды. Апостол Иоанн Богослов, престарелый старец, отправился в горы и намеренно попался в руки этой шайки. Когда он предстал перед лицом их предводителя, тот увидел, кто перед ним стоит, и от стыда и страха не выдержал и побежал. Седовласый старец бежал за ним, умоляя: «Остановись, еще есть надежда! Я сам буду предстоять пред Господом Иисусом Христом за тебя. Как Господь умер за меня, так я готов за тебя умереть. Сам Христос послал меня к тебе, чтобы ты вернулся». Этот человек остановился, оружие выпало из его рук, и он с плачем бросился в объятия к апостолу Иоанну Богослову.
Второй эпизод, о котором рассказывается в его житии, это посещение эфесских бань — общественного клуба того времени. Как только Иоанн Богослов узнал, что там находится знаменитый еретик Киринф, учивший, что не было никакого воплощения Христова, тогда он крикнул своим ученикам: «Немедленно бежим отсюда! Сейчас сами стены рухнут от присутствия нечестия и оттого, что мы присутствуем там, где это нечестие, смешиваясь с ним».
Мы видим, с одной стороны, его живое участие в другом человеке, даже отпавшем от Бога, от Церкви, с другой — нетерпимость ко всякой ереси, к сатанинской лжи. Мы помним слово апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Апостол Иоанн Богослов обличает такое ложное благочестие, когда говорят: «Я люблю молиться, потому что люблю Бога» — а брата своего не любят. Кто такой брат? — спрашивают блаженный Августин, святой Иоанн Златоуст и многие другие святые отцы. Брат — это всякий человек без исключения, в том числе и тот, кто вне Церкви. Как разбойник, за которым бежал апостол Иоанн Богослов, умоляя вернуться ко Христу, с готовностью взять на себя последствия его грехов. Вот к чему призывается Церковь. И сегодня мы молимся: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, умоли Господа, иже падша на перси приемый, належащую тьму языков отгнати». Ту мглу, ту тьму языческую, которая окружает нас нечестием, чтобы у Церкви Святой, и у тех, кто принадлежит этой Церкви, было это живое отношение к истине, которая есть любовь.
Еще одно слово апостола Иоанна Богослова, прозвучавшее сегодня из его Послания, предупреждает, что надо учиться истинной духовной жизни, а не искать каких-то духовных переживаний, потому что всякий дух, не исповедующий Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но есть дух антихриста. Это означает, что мы можем называться учениками Христовыми только в том случае, если противостоим всякой ложной духовности, всякому сатанизму. Это означает также, что если мы в жизни своей не воплощаем тайну любви, которую принес Христос, то пребываем в ложной духовности и жизнью своей отрицаем Воплощение Христово.
И все слово апостола Иоанна Богослова исполнено этой безусловности: либо Бог, либо дьявол; либо свет, либо тьма; либо истина, либо ложь; либо жизнь, либо смерть. Нельзя соединить одно с другим. Одно с другим соединено вследствие того, что мы отпали от Бога, и вследствие того, что смерть проникла в нашу жизнь, и грех царствует в нас. Но после того как Христос пришел, мы уже не имеем извинения в том, что это продолжается в нашей жизни. Такова правда. И кто не видит этой правды, тот лжет. И при этом Бога представляет лживым в безумии своем. Но того, кто видит это в свете Христовом и исповедует свой грех, Кровью Своей Господь омывает от всякого греха в таинстве Святой Евхаристии, в таинстве покаяния, когда мы приобщаемся у Господа этой Его новой жизни, о которой Иоанн Богослов так вдохновенно говорит. О том, что мы видели, о том, что мы слышали, то, чего касались руки наши, что явилась жизнь истинная, и мы хотим, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1,1-4). Совершенна. Не столько-то и не столько-то радости, а полная радость, та радость, которая есть у Бога всегда, которой хочет поделиться с нами Иоанн Богослов, чтобы мы имели общение с тем, с Кем он имеет общение. С Кем Церковь всегда имеет общение, чтобы мы были в этой Церкви святой.
До конца должен человек познать свою греховность, со всей беспощадностью к самому себе понять, что есть грех. И если какой-то грех не исповедан до конца и не осознан, нет и любви. Нет еще этого полного единения со Христом. Глубина покаяния определяется глубиной любви. Все определяется только этой любовью, но путь к ней — вся жизнь и смерть Христова, вся наша жизнь и смерть.
Дай Господь нам увидеть эту тайну истинной жизни, света, любви, о которых возвещает апостол Иоанн Богослов, и всем быть возлюбленными учениками Спасителя. Теперь, совершив все необходимое для нашего спасения, Он видит каждого из нас как самого дорогого для Него человека, как тех, ради спасения которых Он открывает нам тайну Своей Божественной любви. Аминь.
Всенощное бдение 20 мая 1998 года
© Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества»