Значение и особенности символики креста староверов

Чем староверы отличается от православных (5 фото)

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Чем староверы отличается от православных (5 фото)

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

История

Термин «старообрядцы» сформировался в начале пятидесятых годов семнадцатого века. В этот период московский патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, начал проводить реформу Русской Православной Церкви. Изменения начались переходом с русского на греческий церковный устав — церковные книги начали приводить в соответствие с греческими канонами. Стали меняться порядок богослужений. Были внесены «поправки» в обрядовые действия. Такие новшества вызвали протест у значительной части общества, состоявшей из духовенства, боярства, простого народа.

Сторонников старых обрядов возглавил протопоп Аввакум. Протестующие отказывались принимать реформы, призывали вернуться к исконно русским, православным порядкам. Власти устроили на них гонения, что привело к гибели большого количества людей — публичные расправы, казни. Кроме физического насилия старообрядцы претерпели моральные притеснения. Указами царя для них вводились непосильные налоги, запрещалось заниматься земледелием и скотоводством. Власти закрывали глаза на преступные действия в отношении староверов со стороны «согласного» населения — им уничтожали запасы продовольствия, сжигали избы, лишали жизни.

Подобные действия вынуждали старообрядцев покидать родные края, селиться в отдалённых местностях. Так появились старообрядческие поселения, где преданные своей вере люди жили в соответствие с её правилами.

Ситуация изменилась с приходом ко власти Петра Первого — он отменил жестокие указы, гонения прекратились. Однако жизнь, права старообрядцев носили полулегальный характер:

  • старообрядцам запрещали занимать высокие должности;
  • крещение по старой верой не признавалось действующей церковью;
  • заключаемые староверами браки считались вне закона;
  • появившиеся на свет в таких браках дети признавались незаконнорожденными.

История старой веры

Лишь к концу XVIII века «высшее руководство» осознало, что ставшие причиной раскола Русской Православной Церкви обрядовые разногласия — ничтожны. Так появилось Единоверие.

В современной России живут почти два миллиона людей старой веры. Понятно, что сейчас их не притесняют, они вольны проживать где пожелают, имеют равные с другими гражданами права.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Исус

Чем староверы отличается от православных (5 фото)

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Вопрос креста

Чем староверы отличается от православных (5 фото)

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Нательные кресты поморских типов XVIII – нач.XXв.. История, хронология, классификация.

В данной работе речь пойдет о двух категориях старообрядческих нательных крестов, которые были широко распространены в конце 18 – начале 20 в. Кресты первой категории по форме напоминают дубовый лист, оттого и имеют разговорное название «листики»; вторая категория – это четырехконечные кресты с прямыми широкими лопастями («поздние прямоконечные»). Несмотря на массовость производства и его хронологическую близость к современности, данная тема практически не изучена. Предлагаемая работа является, если можно так выразиться, лишь «пробой пера» в области изучения, датировки и систематизации разновидностей этих категорий нательных крестов.

После указов Петра I «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы» (1722 г.) и Священного Синода о запрете изготовления и продажи литых икон (1723 г.) эта сфера деятельности официально была признана нелегальной. Однако староверческие общины игнорировали вышеупомянутые указы, благодаря чему в течение двух последующих веков оставались монополистами в этом виде искусства. Одним из первых крупных центров литья в 18 в. стало Поморье, и в первую очередь Выговская обитель со всеми прилегающими к ней погостами и скитами. В 1695 г. дьяком Даниилом Викуловым (отчего возникший впоследствии монастырь имел второе название – Данилов) в Повенецком уезде Олонецкой губернии, на реке Выг была основана старообрядческая община. Выговское общежитие быстро росло и развивалось. В нем обучали иконописи, устроили переплетные и кожевенные мастерские, завели шитье шелками и золотом, развили резьбу по дереву. Из-за большого притока народа в 1706 г. общежитие разделилось на мужской Выговский и женский Лексинский монастыри.

В 1703 г. правительство пошло на некоторые уступки, но монахи обители были приписаны к государственным металлургическим заводам на Повенце. Благодаря этому им удалось освоить технику медного литья и к концу первой четверти 18 в. начать при монастыре производство литых крестов и икон. Однако для защиты старой веры необходимо было создание собственных святынь, в том числе и нательных крестов, которые стали бы органичным продолжением древних традиций в этой сфере духовной культуры. И такие нательные кресты были созданы. Ими стали мужской прямоконечный крест с широкими лопастями и женский крест в форме листа.

Если строгость мужского креста была вполне в духе старообрядчества, то причудливая узорчатость женского «листика» вызывает вопросы. Истоки появления подобной формы, по-видимому, следует искать в выговских резьбе по дереву и книгопечатании, которые практиковались в Поморье еще до начала меднолитейного производства. Так, семантика подобного креста, вырезанного из кипариса, достаточно ясна – это лист Древа Жизни. Кипарис в христианстве – символ нетленности, упорства и доблести, одно из деревьев, из которых был создан Крест Господень. В то же время в кажущемся на первый взгляд барочном обрамлении явно прослеживаются аналогии с растительным орнаментом оформления поморских книг, более напоминающим «травы разметные» конца 16 в., нежели барокко (рис. 1).

Говоря о резьбе по дереву, нельзя не отметить существование так называемых «полых» крестов, мужского и женского. Их появление связано с дороговизной древесины кипариса и ее малой доступностью для простого люда. Для него иконы и кресты резали из липы и тонировали под кипарис (отсюда «липа» – подделка). Мастера Выговской обители придумали способ использования отходов от резьбы изделий из кипариса. Они изготавливали «полые» металлические кресты, которые внутри заполнялись тонкими кипарисовыми щепками. Следует отметить, что кипарис подтвердил свою нетленность. В найденных недавно в Поморье таких крестах кипарисовая набивка не пострадала (рис. 2, 1), несмотря на то, что они как минимум полтораста лет находились в земле. Совершенно иную картину являют собой кресты, которые были заполнены липой (рис. 2, 2, 3). Послужили ли «полые» кресты прототипами поздних цельнометаллических крестов или существовали параллельно, сказать трудно. Добавим, что «полые» кресты находили и в других регионах, но там они достаточно редки.

Нельзя обойти вниманием и еще один редко встречающийся тип креста, очертаниями напоминающий «листик» и представляющий собой поздний вариант крестов «с сиянием» второй половины 17 в. Это ажурный прямоконечный крест с трехчастным завершением ветвей и сиянием вокруг средокрестия (рис. 2, 4). Верхние лучи сияния заканчиваются шариками, нижние плавно загибаются к нижней оконечности и, касаясь ее, заканчиваются завитком. По-видимому, лишь в 19 в. на нательных крестах поморского литья появляется оглавие, выполненное в виде бусины с тремя венцами вверху. Этот тип оглавия приобрел наибольшую популярность по всей России к концу 19 в. и, по свидетельству мастеров того времени, символизировал Святую Троицу (1). Некоторые оглавия на крестах работы поморских мастеров декорировались ромбами (рис. 2, 5) или вертикальными линиями (рис. 2, 6).

Выработанные в Поморье типы нательных крестов стали образцами для старообрядческих мастерских всей России, поскольку работы выговских мастеров всегда отличали высокое качество и изящество.

Наиболее тесное общение с поморцами поддерживала федосеевская община старообрядцев, имевшая значительный вес в Москве. В 1771 г., во время моровой язвы перепуганные власти разрешили московским федосеевцам устроить возле села Преображенского часовню и кладбище якобы для организации чумного карантина. На самом же деле здесь была открыта богадельня, и местность вокруг кладбища начали заселять староверы. С этого момента на основе теоретического и практического опыта поморских мастеров начинается производство старообрядческого литья в Москве. На совместном соборе поморцев и федосеевцев, проходившем в Петербурге в 1791 г., было достигнуто соглашение по спорному вопросу о надписи на кресте. Федосеевцы отказались от написания титлы «IНЦI», за которую ратовали доселе, и вернулись к более древней надписи «ЦС IХ НIКА». С этого момента нательные кресты поморских образцов начали изготавливать и в Москве. Таким образом, нижней границей появления описываемых категорий крестов в Центральной России можно считать последнее десятилетие 18 в. Это подтверждает и статистика. Опрос поисковиков-краеведов показал, что случаи находок «листиков» и «поздних прямоконечных» крестов на поселениях, прекративших существование до 1790-х гг., единичны. Они легко объясняются либо поздними потерями, либо редкими выговскими экземплярами. В то же время на поселениях, исчезнувших до середины 19 в., количество таких крестов составляет 50% и более. И это не удивительно: к тому времени московские «медные заведения» уже играли ведущую роль в изготовлении христианской пластики, снабжая «поморским» литьем московского производства всю Россию (2).

Интересным примером может служить Рязанская губерния, снабжавшаяся крестами московского литья. Центрами торговли были город Касимов, село Коровка Сапожковского уезда и др. Кресты продавались в специальных лавках, а в начале 20 в. и в храмах. Особо почитаемыми были «листики», которые считались женскими. Беременные женщины села Лубонос должны были носить именно такой крест: он был как бы оберегом для будущего ребенка. Согласно традиции включать кресты в состав ожерелий, идущей еще с домонгольских времен, женщины села Тырново использовали для этих целей «листики», располагая в центре самый крупный. Да и мужчины с уважением относились к этому типу крестов, вводя их порой в состав четок и поясов («веревиц»). Это косвенно подтверждает семантику «листика» как части кипариса – символа доблести. Иногда кресты хранили в красном углу «за образами».

Не позднее второй четверти 19 в. производство меднолитой пластики появляется в Загарье (14 селений в Новинской волости Богородского уезда Московской губернии), Гуслицах (несколько селений по реке Гуслице в Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии) и в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии, в 25 верстах от Мстеры.

Загарские литые изделия были самого низкого качества. Их отличали отсутствие опиловки, значительный вес и редкое использование эмалей (3). Загарская продукция продавалась по 18–22 рубля за пуд при цене меди 10 рублей за пуд.

Гуслицкое литье было лучше загарского и продавалось по цене 30–38 рублей за пуд. Для него характерны небольшой вес и использование белой и синей эмалей (3). Относительно неплохое качество и невысокая цена сделали гуслицкую продукцию достаточно популярной на протяжении 19–20 вв.

Мастера, работавшие в Никологорском погосте, занимались копированием изделий других центров, а также подделкой древней пластики (4).

Следует отметить, что нательные кресты наиболее ранних образцов, найденные на поселениях Рязанской губернии, исчезнувших до середины 19 в., имеют оглавие в виде ушка (рис.2, 7, 8).

Несмотря на репрессии середины 19 в., изготовление пластики в Москве не прекратилось. В конце 19 – начале 20 в. наиболее знаменитыми старообрядческими мастерскими художественного медного литья были заведения Ф.Г. Панкратовой и М.И. Соколовой. Работы московских мастеров отличались высоким качеством, повышенной декоративностью и применением многоцветных эмалей. Их продукция, в отличие от других производителей, продавалась «не на вес, а на счет».

На рубеже 19–20 вв. старообрядческое медное литье становится явлением массового характера. Помимо расширения производства в указанных выше центрах, появляются новые центры. Одним из них была Красносельская волость Костромской губернии (5). Красносельские мастера по большей мере копировали образцы московских мастерских. Кресты отливались в основном из латуни, что, по-видимому, было характерно и для московского производства того времени. Отличительным признаком являлось применение темно-синей прозрачной, а также голубой и белой глухих эмалей. Из воспоминаний красносельского мастера литейщика (1) нам известно, что, кроме деления крестов на мужские и женские они имели несколько «сортов» в зависимости от размеров. Качества кресты были достаточно высокого и продавались поштучно. Оптовым торговцам они отдавались по ценам:

Младенческие, 22,5х10(2,5) мм (рис. 3, 1) – по 1 копейке за штуку; детские, 36х18(2,5) мм (рис. 3, 2, 4) – по 1,5 копейки; средние, 41х22(2,5) мм (рис. 3, 3, 5) – по 2,5 копейки; крупные, 47х25(2,5) мм (рис. 3, 6) – по 3,5 копейки; самые крупные, более 52х38 мм (рис. 3, 7) – по 5 копеек. Таким образом, кресты стоили в среднем 62–82 рубля за пуд при стоимости латуни порядка 9 рублей за пуд. Цена на московскую продукцию, по-видимому, была примерно такой же. Однако нательные кресты рассматриваемых категорий различались не только размерами. Анализ всего комплекса находок таких крестов, предоставленных поисковиками-краеведами, позволил выявить ряд важных композиционных различий.

Женский крест отличается от мужского тем, что четырехконечный крест, лежащий в основе композиции, обрамлен растительным орнаментом. Иконография самих четырехконечных крестов схожа, причем как на лицевой, так и на оборотной сторонах. На всех четырехконечных крестах лицевой стороны изображен рельефный восьмиконечный Голгофский Крест. Короткая перекладина Голгофского Креста изображает дощечку «с надписанием вины», прибитую над головой Спасителя по повелению Понтия Пилата. Косая перекладина была прибита под стопами Христа. Под ней, в изножии Креста, в пещере изображена Глава Адама, погребенного, по преданию, именно на том месте, где впоследствии был распят Христос. По сторонам Креста изображены копие сотника Лонгина и трость с губкой.

Поле вокруг креста обычно заполнено надписями, среди которых выявлены следующие варианты:

1. Над Голгофским Крестом – Ц С под титлом. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 1). 2. Над Крестом – ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 3). 3. Над Крестом – ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – СNЪ БЖIИ под титлами (рис. 3, 2). У крупных и самых крупных крестов между древом Креста и древками копия и трости вписана монограмма NИКА (рис. 3, 7). 4. Над Крестом – надпись ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – NИ КА или NИ К Т КА. 5. Над Крестом монограммы Ц С, IC XC и С Б в три строки под титлами. Над основной перекладиной Креста – РАСПЯТ БЫСТЬ, под ней – неразборчивая надпись (рис. 3, 5). 6. Над Крестом – монограммы Ц С и I Х в две строки. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – Г и Б, под ней – М и Л (рис. 3, 4). Здесь ЦРЬ СЛВЫ, Ц С – Царь Славы; IC XC – Иисус Христос; СNЪ БЖIИ, С Б – Сын Божий; NИКА – Победитель; NИ К Т КА – Победитель, Копие, Трость; Г Б – Голгофа Бысть; М Л – Место Лобно. Первый вариант встречается лишь на младенческих крестах. Второй вариант выявлен на крестах детских и средних. Пятый вариант характерен лишь для средних крестов. Шестой вариант встречается лишь на мужских крестах. На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст. Было выявлено три основных варианта: 1. Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его… (рис. 3, 1, 6). 2. Господи, Iсусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего (рис. 3, 2–5). 3. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим (рис. 3, 7). Второй вариант надписи характерен лишь для детского и среднего «сортов», третий встречается сравнительно редко.

В данной работе предложены самые первые, приблизительные схемы хронологии и классификации двух распространенных категорий поздних нательных крестов. Но автор надеется, что и они окажутся полезными музейным работникам и частным коллекционерам. Литература: 1. Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича (1899–1974) – Русское медное литье. Вып. 2. М., 1993. 2. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе – Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Сборник научных докладов. Петрозаводск. 2003. 3. Зотова Е.Я. Гуслицкое и загарское медное литье. Проблема классификации – Доклад на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Орехово-Зуевского района. 2004 4. Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в 19 – начале 20 века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993. 5. Куколевская О.С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX — начале XX века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993.

Автор: Василий Коршун — Член Союза краеведов России

Родная старина. 2009. № 2. С. 36–41.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Четки

Чем староверы отличается от православных (5 фото)

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: