О деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых

Автор: А. Реутский

Почти год назад Архиерейский Собор принял документ, посвященный мерам по сохранению памяти новомучеников. За это время сменилось руководство Комиссии по канонизации святых, а на состоявшемся в начале октября заседании Священного Синода было дано подробное разъяснение по работе с необходимыми для прославления новомучеников документами. Но некоторые вопросы остались за рамками внимания Синода.

О них «Журналу Московской Патриархии» (№ 12, 2011) рассказал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).

Работа Синодальной комиссии по канонизации святых

Х Р И С Т И А Н С Т В О
Митрополит ЮВЕНАЛИЙ

О СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Дорогие участники конференции, Возлюбленные братья и сестры!

Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это — передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом.

Духовным достоянием Церкви, как части её Предания, являются подвиги святых угодников Божиих. Около 20 лет я имею непосредственное отношение к благодатному церковному деланию прославления памяти святых, о чём хочу сегодня поделиться с Вами.

Подвергшаяся в XX веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощрённости превзошли гонения на первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. В соборном сознании русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в уходящем веке.

С начала 1960-х годов в Русской Православной Церкви был осуществлён ряд канонизационных актов. По существующей в Церкви традиции святые, канонизированные в отдельных Поместных Церквах, вносятся в Месяцесловы других поместных Церквей без повторного акта канонизации.

Так при святейшем патриархе Алексии I в Месяцеслов Русской Церкви были внесены имена: преподобного Иоанна Русского исповедника и преподобного Никодима Святогорца (+1809), канонизированных Константинопольской Церковью; прославленных Румынской Православной Церковью мученицы Филофеи (+1060), преподобного Никодима из Тисмана (+1406) и мученика Иоанна Валаха (+1662); святых Болгарской Церкви — преподобного Паисия Хилендарского (XVIII в.) и святителя Софрония Врачанского (+1813).

Русская Православная Церковь в 1970 году совершила канонизацию святителя-миссионера Николая Японского (+1912) и внесла в свой Месяцеслов прославленного Американской Православной Церковью преподобного Германа Аляскинского.

В 1977 году состоялась канонизация святителя-миссионера Иннокентия, митрополита Московского.

Начавшая свою деятельность в мае 1981 года Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси подготовила канонизацию девяти подвижников Русской Православной Церкви, которые олицетворяли собой основные типы святости, существующие в Православной Церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублёва, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществлённая Поместным Собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви нового времени.

В решении Поместного Собора о канонизации святых говорится: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитавшихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Церковным органом, на который постановлением Священного Синода Русской Церкви от 11 апреля 1989 года было возложено осуществление этой деятельности, стала Синодальная Комиссия по канонизации святых, на постоянной основе продолжающая осуществлять своё ответственное церковное послушание до настоящего времени.

При образовании Комиссии Председателю её были даны полномочия привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопроса канонизации Преосвященных архипастырей, богословов Духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви. На основании этого в работе Комиссии приняли участие лучшие научные силы Церкви. Неоценимую помощь оказывают своими консультациями и светские учёные.

Синодальной Комиссией по канонизации святых подготовлены материалы, на основании которых Священноначалием (на Поместных Соборах 1988 и 1990 гг., а также на нескольких Архиерейских Соборах) был прославлен ряд угодников Божиих, среди которых особенно большим почитанием в православном народе пользуются блаженная Ксения, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Святейший Патриарх Тихон и другие новомученики и исповедники. Число состоявшихся уже, начиная с 1988 года, канонизаций (27 для общероссийского почитания) значительно превысило число канонизаций, совершённых за два столетия синодальной эпохи, включая и период царствования Императора Николая Второго, который выделялся в сравнении со своими предшественниками на троне особым усердием к почитанию и прославлению памяти святых.

В зависимости от распространённости почитания подвижника он прославляется или как общецерковный святой, или как местночтимый (если почитание его не выходим за пределы какого-либо монастыря или епархии). В 90-е годы восстановлена была оставленная в синодальную эпоху практика прославления святых к местному почитанию.

В подходе к канонизации местночтимых святых используются те же критерии, что и при общецерковном прославлении.

Благословение причислить к лику местночтимых святых подвижника веры даёт Святейший Патриарх. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке.

Имена местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных служебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах.

Решение об общецерковном прославлении святого принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору.

Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются:

    праведное житие;
    православие безукоризненное;

    народное почитание;

    чудотворения;

    и если есть таковые, то нетленные мощи.

При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остаётся неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви.

Священный Синод 6 июля 1989 года утвердил разработанные методы и характер работы Комиссии, а также одобрил предложение, по которому «инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосященному. Архиерейский Собор 1989 года утвердил это решение Синода.

В XX столетии Русская Православная Церковь принесла Богу великий сонм мучеников и исповедников, пострадавших за Христа. В настоящее время главным предметом исследований, проводимых в рамках Синодальной Комиссии и образованных согласно постановления Архиерейского Собора 1992 года епархиальных комиссий по канонизации святых, являются материалы, связанные с житием и подвигами российских мучеников и исповедников советской эпохи, соборная канонизация которых должна состояться на предстоящем Юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа. Общецерковное прославление Собора новомучеников и исповедников, поимённо известных и тех, чьи имена остаются неизвестными людям, но ведомы Богу, подразумевает включение в него и местнопрославленных новомучеников. К Архиерейскому Собору Комиссия готовит также материалы для прославления и иных угодников Божиих XX века и более ранней эпохи, скончавшихся мирно, но своими молитвенными и аскетическими подвигами, самоотверженным архипастырским, пастырским или старческим служением явивших, как и мученики, пример свидетельства о Христе Спасителе (митрополит Макарий [Невский; 1835 — 1926], протоиерей Алексий Мечев [1859 — 1923], иеросхимонах Алексий [Соловьёв; 1846 — 1928], иеросхимонах Серафим Вырицкий [Муравьёв; 1866 — 1949], 34 преподобномученика Спасо-Преображенской Валаамской обители [+ 1578], митрополит Ростовский Арсений [Мацеевич; 1697 — 1772], архимандрит Макарий [Глухарев; 1792 — 1847], священник Алексий Бортсурманский [Гнеушев; 1762 — 1848], игумен Кизилташского монастыря Парфений [1816 — 1867]).

Архиерейский Собор 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января по ст. ст. (в случае совпадения сего числа с воскресным днём) или в ближайший воскресный день после оного. В принятии такого решения Собор руководствовался постановлением Всероссийского Поместного Собора 1917 — 1918 гг., где в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». 25 января было избрано для поминовения, как день мученической кончины митрополита Киевского Владимира.

Изучая материалы о новомучениках и исповедниках, Комитет столкнулся с рядом проблем, из которых представляется уместным остановиться на двух из них.

Одна — касается возможности канонизации тех пострадавших клириков и мирян, кто по разным причинам отделялся от Московской Патриархии. Изучив этот вопрос, Комиссия выработала документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», одобренный Священноначалием. Суть нашего подхода к данной проблеме заключается в том, что необходимо различать, с одной стороны, расколы, возникновение которых связано с глубокими экклезиологическими заблуждениями, граничащими с ересью, либо явившиеся следствием преступного властолюбия и готовности послужить орудием в руках врагов Церкви в их замыслах, направленных на разрушение церковной жизни, — такие как обновленческий, самосвятский, григорианский, а с другой — разделения, связанные с деятельностью группировок так называемых «непоминающих»: участники этих оппозиционных по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию групп архиереев, клириков и мирян, разрывая общение с ним из-за несогласия с его церковно-политической линией, не разрывали общения с главой Церкви — находившимся в заточении Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром. При этом большинство из таких оппозиционеров из числа архиереев уходило на покой и не делало попыток образовать иной, альтернативный церковный центр. Однако некоторые из «непоминающих» такие попытки предпринимали.

Комиссия пришла к выводу, что канонизация обновленцев, григорьевцев, самосвятов и подобных им, даже если они пострадали в годы гонений, невозможна, поскольку своими преступными действиями они поставили себя вне спасительной ограды Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Но Комиссия не усмотрела канонических препятствий к прославлению тех оппозиционеров, кто, прекратив возношение имени Заместителя Местоблюстителя, оставался в молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и не делал шагов к образованию параллельного церковного центра. Сложнее обстоит вопрос о возможности канонизации оппозиционеров, не удержавшихся перед попыткой образовать или возглавить альтернативный церковный центр. Комиссии предстоит ещё тщательное историко-каноническое исследование вопроса о возможности их канонизации.

Другой сложный вопрос, с которым сталкивается Комиссия при рассмотрении материалов, связанных с репрессиями против клириков и мирян, заключается в том, что при ознакомлении с содержанием соответствующих документов репрессивных органов выяснилось, что на допросах и под пытками следователей некоторые из пострадавших вели себя небезупречно, подписывали протоколы допросов с самооговором, либо даже с именами мнимых соучастников по делу, в результате чего оговорённые лица в свою очередь также подвергались репрессиям.

Поскольку в святом деле прославления угодников Божиих ошибок быть не должно, в том случае, когда компрометирующий материал, содержащийся в следственных или судебных делах, не может быть безусловно отклонён как лишённый всякой достоверности, Комиссия не может делать вывод об отсутствии препятствий для канонизации. Но такое решение, разумеется, не имеет окончательного характера, исключающего возможность канонизации пострадавшего клирика или мирянина в будущем. Если в ходе дальнейших исследований обнаружится явная недостоверность сведений, почерпнутых из следственных дел, воспрепятствовавших канонизации пострадавшего, вопрос о его прославлении может получить положительное решение.

Затруднения при канонизации, о которых я говорил, главным образом встречаются в связи с репрессиями 30-х годов, и в особенности, 1937 — 1939 годов. Такой проблемы практически не возникает, если рассматриваются подвиги пострадавших от репрессий в годы гражданской войны, когда расправу над клириками чинили, не затрудняя себя приведением юридических оснований и не прибегая к фабрикации обвинительных материалов, а значит, и не принуждая арестованных давать показания на других лиц.

Заметен широкий интерес к вопросу о возможной канонизации на предстоящем Архиерейском Соборе Императора Николая II и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи». В течение ряда лет Комиссия внимательно исследовала материалы, имеющие отношение к жизни и мученической кончине Царственных страдальцев, к государственной деятельности Императора Николая II. С особой тщательностью были изучены те проблемы, с которыми могли быть связаны возможные затруднения для положительного решения вопроса о прославлении Царственных мучеников в лике святых, в частности, принципиально важные моменты в государственной и церковной политике Императора, взаимоотношения Царской Семьи с Распутиным, обстоятельства отречения Царя в контексте правового устройства Российского государства.

Основную свою задачу в вопросе канонизации Царской Семьи Комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов Императорской семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация Царской Семьи в сонме новомучеников Российских не давала поводов и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а лишь способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации Царской Семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, вызвавший далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, так и в самой России, не говоря уже о таком не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви решении Русской Православной Церкви Заграницей, как включение в число канонизированных принявших вместе с Царской Семьёй мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер.

В 1994 и 1997 годах я докладывал членам Архиерейских Соборов об итогах изучения вышеперечисленных тем. С того времени новых проблем в изучаемом вопросе не появилось, хотя до сих пор полемика продолжается.

Комиссия пришла к выводу, что в государственной и церковной политике последнего Российского Императора самой по себе нет оснований для его канонизации, но что христианское терпение страданий после ареста и мученическая кончина Царя и членов его семьи делают возможным их прославление в лике святых страстотерпцев, подобным святым князьям Борису и Глебу, Андрею Боголюбскому, Михаилу Тверскому, царевичу Димитрию. Данное заключение получило одобрение со стороны Священного Синода и Архиерейского Собора 1997 года.

На имя Святейшего Патриарха Алексия II, в Священный Синод и в Синодальную Комиссию по канонизации святых поступило множество обращений с одобрением относительно прославления Царственных мучеников. В некоторых епархиях вопрос о канонизации обсуждался на епархиальных, благочиннических и приходских собраниях. На них была выражена поддержка мысли и прославлении Царственных мучеников. Под некоторыми обращениями стоят подписи нескольких тысяч лиц. Среди авторов таких обращений есть и русские эмигранты, а также клирики и миряне братских Православных Церквей. Мысль о необходимости скорейшего прославления Государя и Царственных мучеников выразил ряд церковно-общественных организаций.

Особую ценность представляют публикации и обращения в Комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам.

Комиссия в своём подходе к этой теме стремится к тому, чтобы предстоящее прославление Царственных мучеников на разъединяло, а объединяло людей. А для этого акт канонизации должен быть свободен от всякой политической и иной конъюнктурности. В связи с этим представляется необходимым особым образом подчеркнуть, что канонизация Монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не означает «канонизации» монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному. Деятельность главы государства невозможно изъять из политического контекста, но это не значит, что Церковь, совершая канонизацию Царя или князя, что она делала и в прошлом, руководствуется политическими или идеологическими соображениями. Как имевшие место в прошлом акты канонизации монархов не носили политического характера, как бы не трактовали эти события пристрастные недруги Церкви в своих тенденциозных оценках, так и предстоящее прославление Царственных мучеников не будет иметь политического характера, ибо, прославляя святого, Церковь не преследует политических целей, которых у неё собственно и нет по природе вещей, но свидетельствует перед уже чтущим праведника народом Божиим, что канонизируемый ею подвижник действительно угодил Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим, независимо от того, какое положение он занимал в своей земной жизни: был ли из малых сих, как святой праведный Иоанн Русский, или из сильных мира сего, как святой император Юстиниан. Совершая канонизацию, Церковь выявляет его реальную святость и даёт официальную санкцию на уже существующее ко времени прославления в благочестивом народе его почитание. Этими принципами и руководствуется возглавляемая мною Комиссия в своём подходе к прославлению Царственных мучеников.

Соборное прославление сонма поименованных и неименуемых новомучеников и исповедников Российских бесспорно будет величайшим церковным деянием уходящего тысячелетия.

Заканчивая своё выступление, хочу пожелать участникам конференции помощи Божией в их нужном для Церкви делании на поприще церковно-исторической науки.

Канонизация – не частное дело семьи cвятого

В ответ на публикацию «Нет ли среди новомучеников ваших родных?» к нам обратилась женщина с таким вопросом: «Мой дедушка был священником, был репрессирован и расстрелян. Я, опросив своих родственников, собрала некоторые сведения о нем – когда родился, где служил и т.п. Очевидно, что он пострадал за веру. Я слышала, что для канонизации очень важно, чтобы человек на следствии никого не оговорил, не выдал. Я собираюсь обратиться в архив ФСБ с просьбой показать мне следственное дело, и если окажется, что дедушка действительно никого не выдал, могу ли я обратиться в Комиссию по канонизации с тем, чтобы его прославили как новомученика и исповедника и что я должна для этого сделать?»

Мы попросили разобраться в этом вопросе автора публикации о новомучениках Марину Нефедову:
В 1989 году была образована Синодальная Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви. Основным результатом деятельности этой Комиссии стала подготовка канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. было прославлено поименно 1097 чел., а в послесоборное время — включено решениями Священного Синода в состав сонма прославленных святых имен тех из них, подвиг которых изучен уже после Юбилейного Собора (к настоящему времени добавлено еще более 500 человек), таким образом в сонме новомучеников сейчас поименно прославлено 1608 подвижников. Канонизация, сбор сведений, необходимых для нее – это долгий процесс. Вот что говорит об этом Протоиерей Георгий Митрофанов, член Комиссии по канонизации, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга, профессор СПбДАиС : «Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание, чудеса, и если таковые есть, то нетленные мощи. Следуя древней церковной традиции, к прославлению в лике новомучеников и исповедников Российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях. Поэтому одна из распространенных причин, по которой пострадавший член Церкви не может быть прославлен в лике святых — это оговор товарищей по своему делу или самооговор. Следствием такого оговора зачастую становился арест, заключение и смерть ни в чем неповинных людей. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером. К лику новомучеников может быть причтен тот, кто был призван Богом на мучение ради Него и не оступился». Заявление о канонизации должно исходить от епархиального архиерея той епархии, где пострадал человек. Почти во всех епархиях сейчас есть епархиальная Комиссия по канонизации. Эта Комиссия исследует материал, составляет проект жизнеописания подвижника. Поскольку человек стал жертвой репрессий, необходимо, чтобы были представлены материалы следственного дела. Для более подробного составления жизнеописания привлекаются епархиальные архивы (послужные списки духовенства), изучаются клировые ведомости. После этой предварительной работы епархиальной Комиссии материалы, которые сопровождаются письмом епархиального архиерея, направляются в синодальную Комиссию по канонизации. Начать собирать сведения и документы о пострадавшем могут и родственники, но рассмотрение этого вопроса Церковью санкционируется архиереем. «Предлагать своих родственников на канонизацию не совсем уместно – говорит отец Георгий. — Здесь есть некоторая двусмысленность: «мой родственник пострадал, а вот если его канонизируют, то я буду родственником святого, поэтому я ставлю перед Церковью вопрос о прославлении моего родственника». Некоторые считают, что канонизация – это один из видов увековечивания памяти. А это совершенно не так. Канонизация – это церковное почитание подвижника, а не просто выявление людей достойных. Не семейное предание, а предание церковное должно определять решение вопроса о канонизации. Канонизация – это не частное дело семьи, а дело Церкви. Если родственники собрали материал, они должны его предоставить духовенству, священнику или архиерею, чтобы это исходило от священноначалия. К сожалению, сейчас большая часть нашего народонаселения не хочет знать своего прошлого, не ощущает своих исторических корней. Широкого народного почитания новомучеников у нас в Церкви, к сожалению, пока нет. Я в начале 90-х годов собирал материалы об одном расстрелянном священнике, искал по архивам, и когда я вышел на его внучку и приехал к ней, оказалось, я знаю об ее дедушке гораздо больше, чем она сама. И так бывает очень часто». По словам профессора Н.Е.Емельянова, доктора физико-математических наук, заведующего Кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, на которой уже более 15 лет собираются сведения о пострадавших за веру в 20-м веке, таких пострадавших предположительно было около 500 тысяч человек. Сейчас в Базе данных, созданной на Кафедре информатики ПСТГУ, кроме 1608 канонизированных подвижников собраны сведения о более чем 28 тысячах священников и мирян, пострадавших во время гонений на Церковь. Как собирать материалы, с чего начать поиск сведений по своим пострадавшим родственникам, мы писали в журнале и на сайте НС. Облегчить поиск могут помочь сведения, собранные в уже упоминавшейся Базе данных ПСТГУ. Также сведения можно узнать на кафедре информатики ПСТГУ по телефону 951-97-70 и дополнить их, если вам известно больше о своем родственнике, чем есть сведений в Базе данных. Совместно с Отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви исследуются следственные дела, База данных все время пополняется. Если вы хотели бы ознакомится со следственным делом своего пострадавшего родственника, нужно написать запрос в региональное управление ФСБ по тому региону, откуда он был арестован, или в центральный архив ФСБ (Москва, Кузнецкий мост 22) с просьбой ознакомится со следственным делом. В запросе нужно указать ФИО, дату и место рождения, а также когда и где был арестован. В течении месяца просьба обычно удовлетворяется, но при условии, что вы докажете свое родство (представив цепочку документов из загса). Также нужно иметь в виду, что примерно четвертая часть дел не находится. Кроме этого, можно обратиться в информационно-аналитический центр МВД России (Москва, ул. Новочеремушинская, д. 67). Здесь находится сводная картотека по всем арестованным вплоть до сегодняшнего дня. Профессор Н.Е. Емельянов: « Это правильная установка, что прославление должно начаться с почитания на местах. Например, настоятель храма узнает, что служащий здесь ранее священник пострадал, о нем собираются прихожанами сведения, начинает почитаться его память, далее сведения поступают к епископу, и уже через епископа они попадают в Комиссию по канонизации. Если есть почитание на местах, то это очень важный повод для канонизации. Также естественно и очень правильно, чтобы родственники собирали материалы. У нас на кафедре хранится много писем родственников о своих находках. Часто сыновья и внуки, выйдя на пенсию, все силы отдают поискам сведений о своих пострадавших родственниках. Если поехать по местам служения репрессированных священников, можно найти людей, которые каким-то образом были связанными с ними, и некоторые сведения о своих погибших родственниках можно узнать от них. К сожалению, таких свидетелей становится все меньше». В деле канонизации есть один сложнейший вопрос, который встал перед исследователями. Это вопрос о критериях святости применительно к новым мученикам. Всегда в истории Церкви было так, что если человек принял мученическую смерть за веру, то он святой. В древности вопрос перед христианами обычно ставился довольно ясно – или ты исповедуешь Христа и принимаешь смерть, или отрекаешься от Него и Церкви, и этим сохраняешь себе жизнь. Доказать, что человек в 20 веке пострадал именно за веру, часто бывает непросто — большинство пострадавших, в том числе и священников, были осуждены по политическим статьям. От них часто не требовали прямого отречения от Христа. Многие исследователи в вопросах самооговора или называния имен других людей на следствии считают, что нельзя следственным делам безоговорочно доверять – не секрет, что они часто фабриковались. «Чтобы понять, чему можно верить, а чему нет, нужно видеть очень много следственных дел» — говорит Лидия Алексеевна Головкова, сотрудник Отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви. Российским новомученикам часто необходимо было проявлять мужество не только для того, чтобы признавать себя христианином, но и чтобы разбираться в хитросплетениях следователей. При этом, бывало, что погибали люди и отпадшие от Церкви, и нельзя считать мучениками всех погибших в то время. Поэтому для канонизации требуется серьезнейшее исследование обстоятельств жизни и смерти каждого пострадавшего. В послесоборное время Архиерейским Собором решено совершать «поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых». Заседания Священного Синода происходит раз в несколько месяцев, и решение с поименным списком святых, сопричисленных сонму новомучеников и исповедников Российских, прилагается к материалам заседания Синода и публикуется в различных церковных изданиях, в частности, в Епархиальных ведомостях. Также все определения Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников с поименным списком прославленных святых можно увидеть на уже упоминавшемся сайте Cвято-Тихоновского университета. Кроме поименных святых, Собором были прославлены все «доныне миру не явленные» подвижники, пострадавшие за веру. О подвиге многих из пострадавших тогда мучеников никаких сведений не найдено, о ком-то вообще не сохранилось документальных свидетельств, и, возможно, о некоторых из них мы в этой земной жизни никогда не узнаем. Но у Бога они все прославлены, и Господь знает имена всех своих святых.

Ссылки

  • Комиссии Библейско-богословская • По канонизации святых • Богослужебная • По взаимодействию с музейным сообществом • По вопросам семьи, защиты материнства и детства • По вопросам физической культуры и спорта • По старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством
    Прочее Издательство Московской Патриархии • Синодальная библиотека • Синодальный хор • Совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников

Вето на 75 лет

— Существует 75-летний запрет на доступ исследователей к архивным делам периода существования СССР. Изучать их могут лишь сами репрессированные, их родственники, а также исследователи, получившие персональное разрешение от них. Но этих родственников не всегда можно найти (например, женщины иногда меняют фамилии, когда выходят замуж) или они умерли. Как члены комиссии поступают в этом случае?

— В соответствии с законом родственники репрессированного или их представители могут знакомиться только с материалами, непосредственно касающимися их родственника, то есть с частью дела, комиссия же рассматривает только полное дело. Синодальная комиссия не ведет работу по исследованию материалов, касающихся тех или иных репрессированных лиц с целью включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Комиссия производит проверку, некоторое доисследование присылаемых епархиями материалов.

— Как Вы оцениваете итоги февральского Архиерейского Собора и его положение по работе с новомучениками?

— Архиерейский Собор подвигнул церковное общество на обсуждение вопросов, связанных с изучением подвига новомучеников. Он выявил широкий диапазон мнений, связанных с этим вопросом; его обсуждение активизировало работу над созданием церковного и научного документа, принятого Священным Синодом 5-6 октября 2011 года как обязательного: «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви». В этом документе подведен итог накопленному опыту, даны четкие определения, по каким критериям изучаются и принимаются решения, комплекс каких документов нужен для принятия решений, обозначено, что при изучении материалов, касающихся новомучеников, надо учитывать государственное законодательство и соотносить с ним свои действия. Принятые Священным Синодом рекомендации касаются не только новомучеников, но и канонизации праведников и подвижников благочестия.

— В документах февральского Архиерейского Собора говорится, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Каких учебниках — школьных или вузовских?

— Это, прежде всего, учебники для школ, и тема новомучеников должна быть в этих учебниках. Осторожность общества при обсуждении вопроса об учебниках Основ православной культуры объясняется опасениями, что под видом «Основ» вводится обязательное преподавание в школах Закона Божиего. Но введение материала о фактах истории, которые это общество в недалеком прошлом пережило, никакого протеста вызвать не может.

Это часть нашей истории, здесь церковная история настолько переплетена со светской, что уже стала почти одним целым. Все знают, что десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. Как одно историческое событие воспринимаются начало гражданской войны и расстрел в 1918 году митрополита Киевского Владимира и архиепископа Пермского Андроника, голод и изъятие церковных ценностей в 1922 году и процесс московских священников с последующими расстрелами, и расстрел митрополита Петроградского Вениамина, «шуйское письмо» Ленина и расстрел священников — шуйского Павла Светозарова и палехского Иоанна Рождественского.

— Согласны ли Вы с мнением, что ожидаемого почитания новомучеников в нашей Церкви не произошло? И что необходимо делать, чтобы исправить эту ситуацию?

— Это могло бы состояться, если бы мы продолжали жить в эпоху гонений; тогда бы мы остро сопереживали их страданиям. Но мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. Эпоха новомучеников относительно нашего времени — это уже другая эпоха. И потому почитание новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига.

— В одном интервью Вы сказали, что сейчас мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. В чем, по-Вашему, опасность?

— Когда нет свободы, когда она ограничена государственной властью, как это было в советское время, человек оказывается стесненным в своей созидательной деятельности. Он, может быть, и хотел что-либо сделать для общества, но не смог. Но когда ограничивающие препоны сняты, человек в своей деятельности становится свободен. Когда он был ограничен, он мог ничего не делать, ничего не созидать и говорить, что ему этого не позволяет закон. Но когда рамки закона, действующие ограничительно на общественную и церковную деятельность, сняты, как он сможет оправдаться, что и при перемене внешних обстоятельств он также ничего не делает?

Некоторые люди хотя и недовольны современной жизнью, и многое им в ней не нравится, живут в странном ожидании, что придет кто-то и все устроит. Но дождаться, живя таким образом, можно только Божиего суда. Кому мало дано, с того мало и спросится, а кому много — с того и спросится много. Нашему обществу дано много. Мы слепы, потому что часто не видим, что надо делать, и слепы потому, что не видим, как опасно быть добровольными слепцами, так как в этом случае грех неделания целиком остается на нас, ибо кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4:17).

— Кто и где в епархиях ведет, на Ваш взгляд, серьезную работу по канонизации, какие бы епархии Вы отметили?

— Лучше других исследовались материалы о новомучениках в Оптиной пустыни, где добросовестный, научный и церковный подход, последовательный поиск исторической истины оказались на самом высоком уровне. В Московской епархии, где в основу был положен оказавшийся единственно правильным метод исследования всего судебно-следственного фонда, где исследователи не остановились перед общим объемом фонда, состоящего из 96 тысяч судебно-следственных дел. Эта работа потребовала восьми лет, но она позволила сделать серьезные выводы и использовать их в дальнейшем при изучении судебно-следственных дел с целью включения имен пострадавших священнослужителей и мирян в Собор новомучеников и исповедников Российских. Высоконаучный и церковный подход был проявлен Санкт-Петербургской епархией, стремление к объективному историческому исследованию показала Екатеринбургская епархия.

— Как идет работа над Вашим многотомником, посвященным мученикам и исповедникам Русской Православной Церкви ХХ столетия?

— Работа над многотомником представляет собой очень сложное исследование, так как предполагает изучение жизни каждого мученика и исповедника, первоосновных документов, свидетельствующих о его жизни от рождения до смерти. Это трудоемкое исследование, где поиск документов может оказаться несоизмеримым по затратам времени и сил с полученными результатами. Но на этом зиждется любое научное, в том числе и церковное, исследование: вне зависимости от визуального результата — он может быть большим или незначительным по информативности — ученый должен исследовать весь материал. В настоящее время оканчивается работа над седьмым томом житий новомучеников и исповедников, чья память празднуется в июле.

источники

  • Синодальная комиссия по канонизации святых (официальный сайт)
  • Синодальная комиссия по канонизации святых // Патриархия.ru

Сноски

  1. Канонизация святых в Русской православной церкви
  2. Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848—1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873—1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), Великой княгини Елизаветы (1864—1918) и инокини Варвары (1918)
  3. Сраму не имут. Надо ли менять критерии канонизации репрессированного духовенства и как именно?
  4. Синодальная комиссия по канонизации святых // Патриархия.ru
  5. журнал № 72
  6. Утвержден новый состав Синодальной комиссии по канонизации святых / Новости / Патриархия.ru
  7. Синодальная комиссия по канонизации святых. Официальный сайт Московского Патриархата

состав

  • епископ Троицкий Панкратий, наместник Свято-Преображенского Валаамского монастыря, — председатель;
  • архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ;
  • архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, председатель Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви;
  • архиепископ Санкт-Петербургский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ;
  • епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, председатель Комиссии по канонизации святых Молдавской земли;
  • епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
  • архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы;
  • архимандрит Никодим (Генералов), председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата;
  • игумен Дамаскин (Орловский), клирик г. Москвы;
  • протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — секретарь;
  • протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии;
  • протоиерей Кирилл Каледа, клирик г. Москвы;
  • протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии;
  • протоиерей Олег Митров, клирик Московской епархии;
  • игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троицкого Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан);
  • Звягин В.Н., доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России.

Священный Синод на заседании 22 октября 2015 г.[5] постановил: включить в состав Комиссии ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения и ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архиепископа Петергофского Амвросия; освободить от членства в Комиссии епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и включить в Синодальную комиссию новоназначенного председателя Комиссии Белорусского экзархата архимандрита Никодима (Генералова); на должность секретаря Комиссии назначить ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, освободив от этой должности, с оставлением в составе Комиссии, игумена Дамаскина (Орловского).

состав 2013 г.

Состав утвержден решением Священного Синода от 12 марта 2013 года[6].

  • епископ Троицкий Панкратий (Жердев), викарий Московской епархии — председатель Комиссии;
  • архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), председатель Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви;
  • епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет), председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского Экзархата;
  • епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Мустяцэ), председатель Комиссии по канонизации святых Молдавской земли;
  • епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава (Сафонов), председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
  • протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета — секретарь Комиссии[7];
  • архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова мужского ставропигиального монастыря города Москвы;
  • игумен Дамаскин (Орловский), клирик города Москвы — с 27 июля 2011 года по 22 октября 2015 года секретарь Комиссии;
  • протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной академии;
  • протоиерей Кирилл Каледа, клирик города Москвы;
  • протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии;
  • протоиерей Олег Митров, клирик Московской епархии;
  • игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троицкого Георгиевского монастыря города Чирчик (Узбекистан);
  • Звягин Виктор Николаевич, доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: