Не обманывайтесь! Восьмой собор: два месяца спустя…


«Святой 8-й Вселенский собор (879-880 г.)». Эллада. Метеора. Монастырь св. Стефана. Притвор кафоликона в честь св. Харлампия. Настенная роспись. Иконописец — Власий Цоцонис (Βλάσης Τσοτσώνης), XXI в.

Константинопольский Собор 879-880 годов
, на котором были отменены решения предыдущего Собора 869-870, а представители Римской Церкви признали патриарха Константинопольского Фотия. На этом Соборе были представители всех пяти патриарших престолов, поэтому он может претендовать на статус Вселенского. Собор принял ряд канонических правил, а также осудил любые добавления к Никео-Цареградскому Символу веры

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

Осуждение патриарха Фотия и его сторонников Собором 869-870 не только не принесло примирения, но и еще более обострило церковные противоречия внутри Византийской империи между сторонниками свт. Фотия и вернувшегося на престол свт. Игнатия. Более того, та резкая форма, в которой была проведена отмена решений Константинопольского Собора 867 и ультимативное требование письменного выражения лояльности к Риму (libellus satisfactionis) от всех епископов Константинопольской Церкви, вызвала недовольство не только «фотиан», но и умеренных «игнатиан». Массовое осуждение «приспешников» Фотия привело к извержению из сана огромного количества клириков (было осуждено около 200 епископов), так что начала ощущаться нехватка духовенства. Особенно остро встал вопрос с греческими миссионерами среди недавно крещенных болгар и «росов»: они были отправлены на проповедь Фотием и теперь оказались под каноническим запретом.
В этих обстоятельствах имп. Василий I и патриарх Игнатий решили смягчить церковную политику. В 871 году в Рим было направлено посольство во главе с одним из лидеров «игнатиан», мон. Феогностом. Но и папа Адриан II, и сменивший его в декабре 872 года Иоанн VIII не хотели и слышать о послаблениях «фотианам», а распространение христианства в Болгарии считали исключительно своей прерогативой. В Риме указывали, что с древних времен территория всего Балканского полуострова за исключением ближайшей к Константинополю области относилась к юрисдикции Римской Церкви. Папа Иоанн VIII грозил патриарху Игнатию каноническими прещениями за то, что, посягая на Болгарию, он ведет себя «хуже Фотия» [1].

Дело вновь шло к церковному разрыву, и во избежание этого имп. Василий предложил папе обсудить все спорные вопросы на новом «всеобщем Соборе». Иоанн VIII, испытывавший политические трудности в отношениях с соседними князьями и стремившийся сохранить сильного союзника в лице восточного императора, согласился на предложение. В Константинополь были направлены легаты, епископы Павел Анконский и Евгений Остийский, с жесткими посланиями грекам и болгарам. Болгарского кн. Бориса (Михаила) и его брата Петра папа призывал вернуться в лоно Римской Церкви, которая одна способна оградить их от ересей; греческих миссионеров в Болгарии объявлял отлученными, а от патриарха требовал в течение 30 дней отозвать своих клириков из Болгарии, грозя отлучением.

В октябре 877 года патриарх Игнатий умер и на его место был вновь возведен свт. Фотий. Легаты прибыли в Константинополь, не зная об этих переменах. Они воздержались от общения с новым патриархом до получения инструкций из Рима. К папе было отправлено посольство с письмами императора, патриарха Фотия и византийского духовенства, в которых были выражены просьбы о признании единодушно избранного предстоятеля Константинопольской Церкви. Иоанн VIII созвал Римский Собор, на котором объявил о прощении и признании Фотия на условии его публичного покаяния, примирения с «игнатианами» и отказа от миссионерской активности в Болгарии. Новый посол, кардинал-пресвитер Петр, доставил в Константинополь папские послания императору, клирикам и патриархам восточных Церквей, Фотию и сторонникам Игнатия, а также особую инструкцию (commonitorium) для легатов [2].

Изучение Собора осложняется источниковедческими проблемами. Во-первых, текст упомянутых папских посланий (кроме письма к «игнатианам») сохранился в двух вариантах, латинском (в Регистре Иоанна VIII, известном по единственной рукописи второй половины XI века из Монте-Кассино) и греческом (в соборных актах), которые существенно отличаются друг от друга; инструкция сохранилась только в версии, зачитанной на Соборе [3]. Греч. версия значительно мягче в выражениях папских требований, особенно в отношении прекращения болгарской миссии. Она содержит также запрещение ссылаться на акты «антифотианских» Соборов, которое отсутствует в латинском тексте. В инструкции легатам также говорится, что Собор 869-870 «не должен числиться среди других святых Соборов Церкви» (гл. 10). Скорее всего изменения в текст писем были внесены уже в Константинополе при подготовке Собора, возможно с ведома легатов, которым папа предоставил определенную свободу действий по ситуации [4]. Во-вторых, греч. рукописная традиция соборных деяний очень обширна и разнообразна. В разных рукописях (древнейшая из которых относится к XIII веку, а большинство — к XV-XVI векам) варьируется не только текст, но и число соборных деяний (от 4 до 7). Это ставит вопрос об аутентичности текста соборных актов, который до выхода в свет критического издания не может считаться окончательно решенным. Большинство исследователей склоняются к признанию подлинности всех 7 деяний [5].

Соборные заседания открылись в начале ноября 879 года на галерее храма Св. Софии. Согласно актам, на них присутствовало 383 епископа (возможно, однако, что это число относится к общему числу архиереев, подписавших акты), в т. ч. представители всех пяти патриарших престолов, это придавало Собору статус «вселенского». Имп. Василий I не присутствовал (что можно объяснить трауром по его старшему сыну Константину, внезапно скончавшемуся накануне открытия Собора [6]). Первое заседание было посвящено церемониальным приветствиям. Легаты от имени папы призвали собравшихся восстановить мир и единство в Церкви, на что епископы ответили, что у них давно «единый пастырь — наш святейший владыка вселенский патриарх Фотий». Митр. Захария Халкидонский в своей речи отметил, что Собор созван «ради доброго имени Римской Церкви», которое подверглось опасности из-за того, что на основе односторонней и недостоверной информации о событиях на Востоке Рим выносил неадекватные решения. В конце заседания легаты поднесли свт. Фотию папские дары — епископское облачение, паллий (омофор), альбу (стихарь), казулу (фелонь) и обувь — тем самым признав его патриаршее достоинство [7].

Второе заседание состоялось 17 ноября 879 года. Оно открылось краткой литургией с участием легатов, которые пели части службы на латыни. Затем были зачитаны послания папы и восточных патриархов. По запросу легатов свт. Фотий рассказал об обстоятельствах своего вторичного возведения на патриаший престол, указав на то, что не он был инициатором этого деяния, но не было и давления со стороны императора. Особо свт. Фотий упомянул о своем примирении с покойным свт. Игнатием.

Третье заседание, 19 ноября, началось с чтения письма папы епископам всех Восточных Церквей, в котором Иоанн VIII настаивал на недопустимости возведения мирян в архиереи (в свое время это было одним из главных обвинений против Фотия). В последовавших прениях епископы возражали против такого подхода, видя в этом вмешательство во внутренние дела Константинопольской Церкви. Затем было зачитано послание Феодосия, патриарха Иерусалимского, в котором ставилась под сомнение легитимность представителей Востока на Соборе 869-870. В связи с этим легаты папы стали выяснять полномочия присутствовавших делегатов от восточных патриархов и убедились в их законности и беспристрастности. В конце легаты засвидетельствовали, что «Константинополь долгие годы не знал такого мужа, как Фотий», и стали зачитывать части полученной ими от папы и Римского Собора инструкции (Commonitorium).

Четвертое заседание состоялось после продолжительного перерыва, 24 декабря. Ввиду приближавшегося Рождества епископы собрались не в Св. Софии, а в помещении «великого секрета». Заседание началось с принятия грамот митр. Василия Мартиропольского, представителя Антиохии, прибывшего на Собор с посланиями нового патриарха Иерусалимского Илии III. Затем было рассмотрено дело двух патрикиев, которые отказывались вступить в общение с патриархом Фотием, но впоследствии раскаялись и получили положенную епитимию. Остальное время было посвящено обсуждению инструкции папских легатов. «Болгарский вопрос» (гл. 9) сразу же был отложен, как находящийся всецело в компетенции императора. Возражения папы против рукоположения мирян (гл. 8) были оспорены на множестве примеров, после чего было указано, что, если такой запрет существует в Римской Церкви, это не значит, что он должен быть навязан другим. Отмена решений Собора 869-870 (гл. 10) была встречена с ликованием. Наконец, кард. Петр был приглашен сослужить патриарху Фотию за рождественским богослужением.

На пятом заседании, 26 января 880 года, рассматривались практические вопросы. Свт. Фотий выступил с предложением утвердить авторитет Собора 787 года против иконоборцев и внести его в число Вселенских Соборов — что и было принято с согласия папских легатов. Это решение, принятое в 869-870 годы, лишний раз дезавуировало антифотианский Собор. Затем было принято решение по делу одного из лидеров «игнатиан», митр. Митрофана Смирнского. Он не признавал свт. Фотия, а посланной к нему соборной делегации ответил, что болен и не может прибыть на Собор. Папские легаты не сочли это за уважительную причину, отлучив Митрофана от Римской Церкви.

В связи с этим Собор принял каноническое правило о взаимной действительности отлучений, извержений и анафем, налагаемых папой Римским и патриархом Константинопольским. Митрофан был вновь призван к воссоединению патриархом Фотием и после его отказа отлучен Собором на основании данного канона. Второе правило запрещало архиереям самовольно удаляться в монастыри для иноческого жития, а сделавшие это были лишены права возвращаться на кафедру. Третье правило налагало анафему на мирян, дерзающих бить или заключать в темницу епископов — как без вины, так и под предлогами вины. Все три правила «Собора во храме Премудрости — Слова Божия» вошли в сборники канонического права православной Церкви.

После этого епископы по приглашению легатов поставили подписи под соборными актами.

Шестое заседание состоялось в Большом дворце 3 марта 880 года. В нем приняли участие имп. Василий I и представители Собора — 22 епископа. В краткой речи император сказал, что отсутствовал на заседаниях, дабы ни малейшим образом не стеснять свободу действий епископов, и предложил запечатлеть достигнутое на Соборе единодушие словами Никео-Константинопольского Символа веры. Что и было сделано. Более того, были осуждены любые добавления к Символу, что, разумеется, подразумевало Filioque. После этого Василий и его сыновья, Лев и Александр, поставили подписи под соборными актами, придав им официальный статус.

13 марта епископы в последний раз собрались в храме Св. Софии на торжественное заключительное заседание. Легаты объявили о признании свт. Фотия и пригрозили отлучением всякому, кто откажется вступить с ним в общение. К ним присоединились и все участники.

То, что ни легаты, ни впоследствии папа Иоанн VIII ничего не имели против осуждения изменений Символа веры, доказывает, что в рассматриваемое время практика добавления Filioque не получила распространения в Римской Церкви и считалась маргинальной франкской традицией. Об этом же свидетельствует и послание папы Иоанна VIII, приложенное к актам в греческом переводе [8]. В нем папа в довольно резких выражениях осуждает любые искажения Символа, но призывает свт. Фотия к терпению и упорной совместной работе по искоренению данного «новшества». Впрочем, подлинность этого послания остается под вопросом: непонятно, как такой сильный аргумент против Filioque мог оставаться незамеченным в многовековой полемике по данному вопросу между Востоком и Западом.

Впоследствии латинские писатели подвергали Собор 879-880 жесткой критике, увидев в нем умаление достоинства Римской Церкви, и выдвинули на первый план Собор 869-870, утвердившийся в католической традиции в качестве «8-го вселенского». Многие православные богословы, напротив, считают Собор 879-880 столь важным для истории Церкви, что призывают включить его в число Вселенских Соборов.

Почитание

Греческий иконописец Власий Цоцонис (Βλάσης Τσοτσώνης) в начале XXI века создал фреску, посвященную Собору 879-880 года, в монастыре св. Стефана в Метеорах, в притворе кафоликона в честь св. Харалампия. Изображение ее опубликовано в книге греческой монахини Феотекни Агиостефанитиссы «Каменный лес» [9].

В Пирейской митрополии монахиня Фекла Агиостефанитисса составила службу св. отцам VIII Вселенского собора [10] и в первую неделю февраля по благословению Пирейского митр. Серафима (Мендзелопулоса) она служится в монастыре св. Стефана в Метеорах.

Разброд и шатания

В те времена обычный византийский обыватель был благочестив и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду — было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы хотели, вроде бы не отрекаясь от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.

Иконоборчество и его жертвы: вот что бывает, когда Церковь втягивают в политику

Вообще-то, грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам Церкви. Когда Констанция, сводная сестра императора Константина Великого, спросила церковного историка Евсевия Кесарийского, где можно найти изображение Христа, запечатлевшее Его телесный образ, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил его за ревность, хотя и не по разуму. Правда, тут же потребовал «утишить соблазн», произведенный в пастве: вернуть в храм иконы, которые «даны неграмотным людям вместо книги», и объяснить народу, как следует правильно их чествовать.

Конечно, поводы для беспокойства были, хотя зачастую причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не только не осудил, а даже похвалил одного вельможу, который избрал икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну.

Но чаще всего грубо извращался сам церковный обряд и чествование икон действительно приближалось к идолопоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни вера, ни почитание святых от отмены икон не пострадают, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.

Литература

  • Δοσίθεος, Πατρ. Τόμος χαρᾶς. ῾Ρῆμνης, 1705. S. 33-102 [акты];
  • Mansi. T. 17. Col. 373-524 [акты, изд. Ардуэна по ватиканской ркп.].
  • Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867. Bd. 1; 1868. Bd. 2; 1869. Bd. 3;
  • Иванцов-Платонов А. М., прот. К исследованиям о Фотии, патр. Константинопольском // ЖМНП. 1892. Отд. 2. Ч. 280. № 3. С. 121-148; Ч. 281. № 5. С. 1-72; № 6. С. 299-315; Ч. 283. № 9. С. 1-60; № 10. С. 205-251 (отд. отт.: СПб., 1892);
  • Grumel V. Le «Filioque» au concile photien de 879-880 et le témoignage de Michel d’Anchialos // EO. 1930. T. 29. N 159. P. 257-264;
  • idem. Le décret du synode photien de 879-880 sur le Symbole de foi // Ibid. 1938. T. 37. N 191/192. P. 357-372;
  • idem. Les lettres de Jean VIII pour le rétablissement de Photius // Ibid. 1940. T. 39. N 197/198. P. 138-156;
  • idem. La VIe session du concile photien de 879-880: A propos de la mémoire liturgique, le 3 septembre, de l’empereur Constantin le Nouveau // AnBoll. 1967. T. 85. Fasc. 3/4. P. 336-337;
  • Laurent V. Le cas de Photius dans l’apologétique du patriarche Jean XI Beccos (1275-1282) au lendemain du IIe concile de Lyon // EO. 1930. T. 29. N 160. P. 396-415;
  • idem. Les actes du synode photien et Georges le Metochite // Ibid. 1938. T. 37. N 189/190. P. 100-106;
  • Jugie M. Les actes du Synode photien de Sainte-Sophie (879-880) // Ibid. P. 89-99;
  • Hofmann G. Lo stato presente della questione circa la riconciliazione di Fozio con la Chiesa Romana // Civiltà Cattolica. R., 1948. T. 99. N 3. P. 51-55;
  • Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948;
  • idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research // Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. Bd. 3/2. S. 1-56;
  • Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967;
  • Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность // ЖМП. 1969. № 12. С. 62-66 (То же // ВРЗЕПЭ. 1969. № 68. С. 218-227);
  • Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclesiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879 // OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407;
  • Meijer J. A Successful Council of Union: A Theol. Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975;
  • Peri V. Il concilio di Constantinopoli dell’ 879-80 come problema filologico e storiografico // AHC. 1977. Bd. 9. S. 29-42;
  • idem. Il ristabilimento dell’unione delle Chiese nell’ 879-880: Il concilio di Santa Sofia nella storiografia moderna // Ibid. 1979. Bd. 11. P. 18-37;
  • Van Bunnen A. Un centenaire oublié: le concile de Constantinople de 879-880 // Contacts. P., 1981. T. 33. N 113. P. 6-40; N 115. P. 211-234;
  • Boojamra J. L. The Photian Synod of 879-80 and the Papal Commonitorium (879) // ByzSt. 1982. Vol. 9. P. 1-23;
  • Соменок Г., прот. Святой Патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879-880 гг. // ТКДА. 1997. № 1. С. 79-88;
  • Dragas G. D. The 8th Ecumenical Council: Constantinople IV (879/880) and the Condemnation of the Filioque addition and Doctrine // GOTR. 1999. Vol. 44. P. 357-369;
  • Лебедев А. П. История К-польских соборов IX в. / Ред.: М. А. Морозов. СПб., 2001. С. 189-296;
  • Thümmel H. G. Die Konstantinopeler Konzilien des 9. Jh.: Eine Übersicht // AHC. 2005. Bd. 37. S. 437-458.

Восьмой Вселенский Собор

Темы Собора

Православная Церковь и экуменическое движение
Связи Православной Церкви с остальным христианским миром

Вклад Православной Церкви в обеспечение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и ликвидацию расовой и иной дискриминации

Календарный вопрос

Препятствия к браку

Значение поста и его соблюдение сегодня

Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения

Автокефалия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения

Диптихи

Каталог тем Восьмого Вселенского Собора, пересмотренный 1-ым Предсоборным Всеправославным совещанием. Шамбези, 1976 г.

  1. Православная диаспора;
  2. Автокефалия и способ ее провозглашения;
  3. Автономия и способ ее провозглашения;
  4. Диптихи;
  5. Календарный вопрос;
  6. Препятствия к браку;
  7. Приведение церковных постановлений о посте в соответствие с требованиями современной эпохи;
  8. Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру;
  9. Православие и экуменическое движение;
  10. Вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации

Темы Предсобора, выработанные на Всеправославном совещании на Родосе. 1961 г.

  • I. Вера и догмат. А. Определение понятия догмата по взглядам Православия.
  • Б. Источники Божественного Откровения: а) Священное Писание: Боговдохновенность Священного Писания;
  • Значение книг Ветхого Завета в Православной Церкви;
  • Научное издание византийского текста Нового Завета.
  • б) Священное Предание (определение его сущности и распространение).
  • В. Символические тексты в Православной Церкви:
      а) Основные тексты Православной Церкви;
  • б) Тексты второстепенной важности;
  • г) Редактирование и издание единого Православного Исповедания Веры.
  • Г. Понятие и значение Церкви:
      а) Понятие Церкви;
  • б) Значение Церкви (определение этого понятия);
  • в) Соборное сознание Церкви;
  • г) Непогрешимость Церкви, выраженная ее иерархией на Вселенском Соборе.
  • II. Богослужение.
      А. Православие и Библия: а) Широкое использование Ветхого Завета в богослужении;
  • б) Перестановка богослужебных текстов.
  • Б. Единообразие уставного и литургического текстов в богослужении и при совершении Таинств. Пересмотр и научное издание их.
  • В. Наиполнейшее участие народа в богослужении и вообще в жизни Церкви.
  • Г. Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священные утварь и облачение и т. д.).
  • III. Управление и церковный строй
      А. Кодификация священных канонов и канонических порядков, подлежащих утверждению Вселенским Собором.
  • Б. Церковное правосудие и Церковное судопроизводство: а) Организация духовных судов по возможности единого образца для всей Православной Церкви;
  • б) Установление в меру возможности единообразного церковного судопроизводства;
  • в) Апелляция.
  • В. Епископат:
      а) Изучение согласного со священными канонами способа избрания архиереев;
  • б) Административные и другие различия епископов; Патриархи;
  • Главы автокефальных церквей;
  • Митрополиты;
  • Архиепископы;
  • Титулярные митрополиты;
  • Епархиальные епископы;
  • Титулярные и викарные епископы;
  • Областные епископы;
  • в) Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию путем твердости в исполнении обычаев и монастырских уставов и возрождение прежнего образа монастырской жизни.
  • Г. Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности.
  • Д. Образование церковного клира:
      а) Форма, цели и содержание образования православного клира;
  • б) Подчинение образования клириков непосредственному церковному контролю;
  • в) Богословские учебные заведения и иные институты, способствующие подготовке православного клира;
  • г) Учебные сессии для церковной иерархии.
  • Е. Препятствия к браку. Изучение современной практики поместных церквей и их церковного судопроизводства и выработка по возможности единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви.
  • Ж. Одежды клириков. Внешний вид и одежда.
  • З. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между церквами в этом вопросе.
  • И. Миряне в Православной Церкви.
  • IV. Взаимоотношения между православными церквами.
      А. Межправославные отношения. а) Взаимоотношения поместных автокефальных церквей и их отношения к Вселенскому Патриархату по канонам и истории: Мирные грамоты;
  • Диптихи;
  • Святое миро;
  • Соблюдение обязательств, вытекающих из Учредительных томосов;
  • Взаимные встречи Глав православных автокефальных церквей.
  • б) Укрепление существующих отношений путем:
      обмена братскими посланиями;
  • созыва Богословских Съездов;
  • командирования клириков и профессоров;
  • контактов богословских школ;
  • обмена профессорами и студентами;
  • обмена стипендиями;
  • обмена периодическими изданиями, сочинениями и другими информационными материалами, освещающими жизнь и деятельность церквей;
  • празднования крупныхцерковныхсобытий межправославного значения.
  • Б. Автокефалия и автономия в Православной Церкви:
      а) Провозглашение автокефалии: Кто ее провозглашает;
  • Предпосылки и условия;
  • Способ провозглашения автокефалии;
  • Какие Церкви признаются ныне автокефальными,
  • б) Определение условий признания Церкви автономной.
  • В. Православие и диаспора. Настоящее положение и каноническое оформление православной диаспоры.
  • V. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром.
      А. Изыскание путей к сближению ради достижения единства Церквей во Всеправославном целом.
  • Б. Православие и меньшие Древние Восточные Церкви: а) Укрепление дружественных взаимоотношений с ними путем: обмена посещениями;
  • обмена профессорами и студентами;
  • контактов богословского характера,
  • б) Изучение истории, веры, богослужения и управления этих Церквей;
  • в) Сотрудничество с ними:
      на Конференциях экуменического характера:
  • в практических вопросах.
  • В. Православие и Римско-Католическая Церковь:
      а) Изучение положительных и отрицательных моментов в отношениях между двумя Церквами: по вопросу о вере;
  • по вопросу об управлении;
  • по вопросу о церковной деятельности (особенно — пропаганда, прозелитизм, уния),
  • б) Установление отношений в духе христианской любви, в частности имея в виду пункты, предусмотренные в Патриаршей Энциклике 1920 г.
  • Г. Православие и вышедшие из Реформации церкви и исповедания:
      а) Вероисповедания, более отдаленные по своей сущности от Православия: лютеранство;
  • кальвинизм;
  • методисты;
  • прочие протестантские исповедания,
  • б) Вероисповедания, более близкие к Православию по своей сущности:
      епископалы вообще;
  • Англиканская Церковь. Изучение возможностей развития отношений и дальнейшего сближения их, а особенно епископалов и англикан, с Православной Церковью в свете имеющихся положительных предпосылок.
  • Д. Православие и Старокатоличество. Дальнейшее развитие отношений с ними в духе имевших место по сей день богословских дискуссий и выраженных ими настроений и тенденций к сближению с Православной Церковью.
  • Е. Православие и Экуменическое движение:
      а) Присутствие и участие Православной Церкви в Экуменическом движении в духе Патриаршей Энциклики 1920 г.
  • б) Изучение богословских и других тем, имеющих отношение к предпосылкам участия Православной Церкви в Экуменическом движении.
  • в) Значение и вклад Православия в целом в определении направления экуменического мышления и деятельности.
  • VI. Православие в мире.
      А. Изучение и изыскание практических путей для развития христианской культуры в православных народах во всех ее проявлениях.
  • Б. Распространение евангельского учения в мире в соответствии с Православным Преданием.
  • В. Сотрудничество поместных православных церквей в деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами.
  • Г. Развитие православного паломничества во все священные места поклонения.
  • VII. Общебогословские темы.
      А. Икономия в Православной Церкви: а) Сущность и выражение терминов «акривия» и «икономия» в Православной Церкви;
  • б) «Икономия»: в Таинствах, совершаемых как в Церкви, так и вне ее;
  • в присоединении к Православной Церкви еретиков, схизматиков и отпавших (через крещение, миропомазание, покаяние, благословение);
  • в богослужении.
  • Б. Прославление святых и установление единообразной всеправославной церковной практики в этой области.
  • В. Православие и другие религии.
  • Г. Традиционные приемы свидетельства Православия в мире.
  • Д. Евтаназия и православное богословие.
  • Е. Кремация усопших и православное богословие.
  • VIII. Социальные проблемы.
      А. Православная Церковь и молодежь.
  • Б. Брак и семья: а) Проблемы брака;
  • б) Деторождение;
  • в) Воспитание детей;
  • г) Контроль над деторождением и перенаселенностью;
  • д) Развод;
  • е) Искусственное оплодотворение.
  • В. Социальные проблемы и Православие.
  • Г. Православие и расовая дискриминация.
  • Д. Православие и задачи христиан в районах быстрых социальных изменений.
  • Программа работ Вселенского Собора 1925 года

    • Общие вопросы. 1. Обозрение всего церковного законодательства, канонического права и применение его к настоящему положению церкви.
    • 2. Стремление всеми мерами к общению и соединению в Христовой любви со всеми христианскими церквами.
    • Частные. I. Догматические. 1) Догматы 7 Вселенских Соборов остаются незыблемыми.
    • 2) Критика богословов на догматы веры.
    • 3) Символические книги православия (Исповедание Митрофана Критопуло, Петра Могилы, Синода в Яссах, в Иерусалиме и др.), так как они содержат толкования и взгляды на догматы, сложившиеся после Вселенских Соборов, то они требуют точного определения и утверждения Вселенского Собора.
    • 4) Такого же утверждения требуют и различные учения Православной Церкви, до и после падения Константинополя (напр. таинства, о Пресуществлении и др.).
    • 5) Определение официального исповедания православной веры.
    • 6) Крещение еретиков.
  • II. Административная организация церкви.
      1) Значение Вселенского Собора православной Церкви и определение времени созыва такового.
  • 2) Административные и местные соборы поместных церквей.
  • 3) Обмен мнений между поместными церквами относительно возникающих чрезвычайных вопросов и способ выполнения их.
  • III. Богослужение.
      1) О богослужебных и церковных книгах.
  • 2) Божественная проповедь.
  • 3) Типикон.
  • 4) Время молитвы.
  • 5) Посты (вид и продолжительность их).
  • 6) Священные одежды и сосуды.
  • 7) Иконопись и пение.
  • IV. Священный клир.
      1) Образование и хиротония его (достоинства, возраст, авторитет и прочее).
  • 2) Подробнейшее определение обязанностей и прав каждой из трех степеней священства.
  • 3) О браке клириков.
  • 4) Одеяние клириков в церкви и вне церкви.
  • 5) Священные монастыри и монахи.
  • V. Календарь.
      1) Определение Пасхалии и календаря на основании совершившихся уже научных работ.
  • VI. Разные.
      1) Национально-канонические церковные вопросы.
  • Réunions Préconciliaires et leur contenu (fr)

    Поделиться ссылкой:

    • Послать это другу (Открывается в новом окне)
    • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)

    Понравилось это:

    Нравится

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: