Элладская православная церковь Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος | |
Благовещенский собор в Афинах | |
Основная информация | |
Основатели | святой апостол Павел |
Автокефалия | провозглашена 1833, признана Константинопольской церковью 29 июня 1850 |
Предстоятель в настоящее время | Иероним II (Лиапис) |
Центр | Афины, Греция |
Резиденция Предстоятеля | Афины |
Юрисдикция (территория) | Греция |
Церковь-мать | Константинопольская православная церковь |
Богослужебный язык | греческий |
Музыкальная традиция | византийская |
Календарь | новоюлианский[1] |
Численность | |
Епархий | 81 |
Монастырей | 200 |
Верующих | 9 246 230 |
Сайт | [www.ecclesia.gr/ www.ecclesia.gr] |
Элла́дская
(
Гре́ческая
)
правосла́вная це́рковь
(официально
Це́рковь Элла́ды
, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.
История
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.
По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.
29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года[2].
В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции[3].
С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт[3].
Исторический очерк
Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос написал книгу Откровение. С века епископские кафедры Греции входили в состав то Римской, то Константинопольской Церквей. В 1453 году эти земли были завоеваны турками и целиком вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1830 году Греция добилась политической независимости от Османской империи и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 году. По Конституции 1975 года Церковь была отделена от государства. Из-за споров о календаре Элладскую Церковь в веке поразила цепь старостильных расколов.
Устройство и управление
Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов
(Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.
Постоянный Священный Синод
(Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.
Статистика
- 1999 — 9025 тыс. членов [4]
- не позднее 1 января 2006 — 10003,4 тыс. членов; 7756 приходов; 8335 священнослужителей [5]
- 31 декабря 2010 — 9117 священнослужителей [2]
- 2012 — ок. 557 монастырей (2012) [6]
- 2013 — около 8 млн. верующих (из более 11 млн. всего населения Греции), 81 митрополия, 105 епископов, 8 857 священников, около 8 тыс. приходов, 4 087 монашествующих, 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72), 24 726 неприходских церквей (кладбищенских, тюремных и т.д.). В Элладской Церкви действуют 2 716 благотворительных фондов, 285 благотворительных столовых, 422 социальных учреждения (детских садов, молодежных лагерей, приютов) [3]
- ноябрь 2015 — по церковному штату положено 10500 священников; из-за государственного ограничения на хиротонии нехватка священников — 2300 человек; 22% приходов остаются без пастырского окормления [7]
Современное состояние
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.
Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).
На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
Митрополии Элладской православной церкви
- Александрупольская митрополия
- Арголидская митрополия
- Артская митрополия
- Аттикийская митрополия
- Афинская архиепископия
- Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия
- Гифийская и Итилская митрополия
- Глифадская митрополия
- Гортинская и Мегалопольская митрополия
- Гревенская митрополия
- Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия
- Дидимотихская и Орестиадская митрополия
- Димитриадская и Алмиросская митрополия
- Драмская митрополия
- Дриинупольская, Погонианийская и Коницийская митрополия
- Закинфская митрополия
- Зихнская и Неврокопийская митрополия
- Идрская, Спетская и Эгинская митрополия
- Иерисосская, Святой Горы и Ардамерионская митрополия
- Илийская митрополия
- Иоаннинская митрополия
- Калавритская и Эгиалийская митрополия
- Каристийская и Скиросская митрополия
- Карпенисионская митрополия
- Кассандрийская митрополия
- Касторийская митрополия
- Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов митрополия
- Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия
- Кефаллинийская митрополия
- Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия
- Кифирская митрополия
- Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия
- Ксанфийская и Перифеорийская митрополия
- Ланкадасская митрополия
- Ларисская и Тирнавосская митрополия
- Левкасская и Ифакийская митрополия
- Лимносская и Святого Евстратия митрополия
- Мантинийская и Кинурийская митрополия
- Маронийская и Комотинийская митрополия
- Мегарская и Саламинская митрополия
- Месогейская и Лавреотикийская митрополия
- Мессинийская митрополия
- Митилинская, Эресосская и Пломарионская митрополия
- Мифимнийская митрополия
- Монемвасийская и Спартская митрополия
- Навпактская и Святого Власия митрополия
- Неакринийская и Каламарийская митрополия
- Неапольская и Ставропольская митрополия
- Никейская митрополия
- Никопольская и Превезийская митрополия
- Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия
- Ново-Смирнская митрополия
- Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия
- Паронаксийская митрополия
- Патрская митрополия
- Перистерионская митрополия
- Пирейская митрополия
- Полианийская и Килкисийская митрополия
- Самосская и Икарийская митрополия
- Сервийская и Козанийская митрополия
- Серрская и Нигритская митрополия
- Сидирокастронская митрополия
- Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия
- Сисанионская и Сиатистская митрополия
- Стагонская и Метеорская митрополия
- Триккийская и Стагонская митрополия
- Трифилийская и Олимпийская митрополия
- Фессалиотидская и Фанариоферсальская митрополия
- Фессалоникийская митрополия
- Фивская и Левадийская митрополия
- Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия
- Фирская, Аморгосская и Островов митрополия
- Флоринская, Пресская и Эордейская митрополия
- Фокидская митрополия
- Фтиотидская митрополия
- Халкидская митрополия
- Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия
- Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия
- Элассонская митрополия
- Элевферупольская митрополия
- Этолийская и Акарнанийская митрополия
Святые и святыни
В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского священномученика Григория V (+ 1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ 1359). На острове Эвбея, в городе Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, исповедника (+ 1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.
Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви
Митрополиты Афинские
- Неофит V (Метаксас) (1833—1861)
- Мисаил IV (Апостолидис)[el] (1861—1862)
- Феофил (Влахопападопулос)[el] (1862—1873)
- Прокопий I (Георгиадис)[el] (1874—1889)
- Герман II (Каллигас)[el] (19 июля 1889 — 18 января 1896)
- Прокопий II (Икономидис)[el] (11 октября 1896 — 8 ноября 1901)
- Феоклит I (Минопулос)[el] (1902—1917)
- Мелетий III (Метаксакис) (1918—1920)
- Феоклит I (Минопулос)[el] (1920—1922) вторично
Архиепископы Афинские
(с 31 декабря 1923)
- Хризостом I (Пападопулос)[el] (8 марта 1923 — 22 октября 1938)
- Хрисанф (Филиппидис) (12 декабря — 2 июня 1941)
- Дамаскин (Папандреу) (2 июня 1941 — 20 мая 1949)
- Спиридон (Влахос) (4 июня 1949 — 21 марта 1956)
- Дорофей III (Коттарас) (1 апреля 1956 — 26 июля 1957)
- Феоклит II (Панагиотопулос) (1957 — 8 января 1962)
- Иаков III (Ваванатос)[el] (13 — 25 января 1962)
- Хризостом II (Хатзиставру) (14 февраля 1962 — 11 мая 1967)
- Иероним I (Коцонис) (14 мая 1967 — 12 декабря 1973)
- Серафим (Тикас) (12 января 1973 — апрель 1998)
- Христодул (Параскеваидис) (28 апреля 1998 — 28 января 2008)
- Иероним II (Лиапис) (с 7 февраля 2008)
Примечания
- [www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html В. Ф. Хулап Реформа календаря и пасхалии: история и современность.]
- [ippo.ru/holy-land/v_p/konst/1/1/ 1. Константинопольская Православная Церковь в 1917—1939 гг]
- ↑ 12
ЖИЗНЬ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ» // [www.rp-net.ru/tools/d_cnt.php?IBLOCK_ID=47&ID=6843 ВЕСTHKK РУССКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ PERIODIQUE TRIMESTRIEL] № 42. III-1956, стр. 46-48
Ссылки
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская* • Эстонская (КП)* • Японская* Самоуправляемые в составе РПЦ РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) • Эстонская (МП)* • Белорусская (де-факто, де-юре — экзархат) Самоуправляемые в составе КПЦ Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США Прочие Американская (Антиохийская ПЦ) • Бессарабская (Румынская ПЦ) • Западной и Южной Европы (Румынская ПЦ) • Критская (Константинопольская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ) Примечание: * автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквями, при этом каноничность Церкви не оспаривается
ЕвропаАвстрия · Азербайджан · Албания · Андорра · Белоруссия · Бельгия · Болгария · Босния и Герцеговина · Великобритания · Венгрия · Германия · Греция · Грузия · Дания · Ирландия · Исландия · Испания · Италия · Казахстан · Латвия · Литва · Лихтенштейн · Люксембург · Македония · Мальта · Молдавия · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · Турция · Украина · Финляндия · Франция · Хорватия · Черногория · Чехия · Швейцария · Швеция · Эстония
АзияАзербайджан · Армения · Афганистан · Бангладеш · Бахрейн · Вьетнам · Грузия · Египет · Израиль · Индия · Индонезия · Иордания · Ирак · Иран · Йемен · Казахстан · Камбоджа · Катар · Кипр · Киргизия · КНР · КНДР · Кувейт · Республика Корея · Лаос · Ливан · Монголия · ОАЭ · Оман · Пакистан · Россия · Сингапур · Сирия · Таджикистан · Таиланд · Туркмения · Турция · Узбекистан · Филиппины · Япония
АфрикаАлжир · Ангола · Бенин · Ботсвана · Бурунди · Габон · Гамбия · Гана · Демократическая Республика Конго · Египет · Замбия · Зимбабве · Камерун · Кения · Кот-д’Ивуар · Маврикий · Мадагаскар · Малави · Марокко · Мозамбик · Нигерия · Республика Конго · Судан · Сьерра-Леоне · Танзания · Тунис · Уганда · ЦАР · ЮАР · Эфиопия
ОкеанияАвстралия · Новая Зеландия
АнтарктидаЦерковь Святой Троицы · Часовня святого Иоанна Рыльского · Часовня равноапостольного князя Владимира
Элладская церковь признала ПЦУ: Что произошло и что будет дальше
Наиболее вероятным представлялось, что греки опять отложат решение этого вопроса. Но произошло иначе. В данной статье попытаемся ответить на вопросы: почему это произошло, что это означает и что будет дальше?
Почему это произошло?
Ответ на этот вопрос начнем искать от противного.
Может греки признали ПЦУ, потому как уверены, что это действительно «благодатная поместная церковь»? Что она получила свое бытие на канонической основе путем действительного объединения всего Православия в Украине?
Нет, это не так. Иначе чего греки тянули с признанием почти целый год? А то, что создание ПЦУ не излечило церковный раскол в Украине, а еще более углубило его, знает каждый. Более того, создание ПЦУ породило новый раскол, на сей раз между Епифанием Думенко и Филаретом Денисенко.
Может, ПЦУ в своей деятельности руководствуется заповедями Божиими? Проявляет к ближним любовь и милосердие?
Нет, это не так. Рейдерские захваты храмов, бесчинства национал-радикалов, насилия и угрозы со стороны сторонников ПЦУ – это всем известные факты, признанные на международном уровне в ООН и ОБСЕ, а также и в других организациях.
Может, ПЦУ это гонимая церковь, которая испытывает давление, и ее нужно поддержать признанием?
Нет. Мало какая религиозная организация в истории вообще пользовалась такой мощной поддержкой государства в лице бывших украинских властей, как ПЦУ. Этой организации помогали все, начиная от президента и заканчивая главами сельсоветов. А также СБУ, прокуратура и полиция.
Тогда почему же элладские иерархи признали ПЦУ?
Ответ можно прочитать на этой фотографии.
Высокопоставленные сотрудники Госдепартамента США совершенно не скрывают своего активного участия в создании ПЦУ и ее узаконивания. Они регулярно проводят встречи как с церковными, так и с политическими деятелями в разных странах. В пресс-релизах прямо указывается тема переговоров: поддержка ПЦУ.
Перед каждым значимым событием в продвижении ПЦУ, начиная от решения патриарха Варфоломея и заканчивая сегодняшним решением Элладской Церкви, сотрудники Госдепа проводили соответствующие переговоры. Константинополь американский заказ выполнил уже давно, теперь его выполнили и элладские архиереи.
Два года назад на сайте СПЖ была опубликована статья «Смена пола или культурного кода? Как покупают Православие в Греции», в которой рассказывалось, как в стране, именующей себя православной, парламент (состоящий в большинстве своем из людей, также именующих себя православными) принял закон об изменении пола с 15-ти летнего возраста. И это несмотря на прямой запрет Священного Писания не то что менять пол, но и носить одежду другого пола: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Вт. 22, 5). А в 2015 году греческий парламент узаконил, так называемы однополые партнерства. В статье проанализировано, как западные страны, вогнав Грецию в безумные долги, вынуждают ее принимать решения, прямо противоречащие самой сути греческой души, которая есть Православие (по их словам).
Сегодня мы увидели продолжение этой истории. Греков заставили принять решение противоречащее, как уже было сказано, и правде Божией, и канонам Церкви, и здравому смыслу. Если кто не помнит, в Греции Церковь встроена в систему государственных органов, а все архиереи и священники получают зарплату из госбюджета.
Решение Архиерейского собора Элладской Церкви продиктовано политическими соображениями и никакими иными
Это не просто громкие слова. Достаточно вспомнить очевидные факты.
Во-первых, как можно было признавать ПЦУ, когда иерархи практически всех Поместных Церквей говорят о недействительности архиерейских хиротоний Епифания Думенко и прочих «архиереев» ПЦУ?
Епифаний был «хиротонисан» 15 ноября 2009 г. отлученным от Церкви Филаретом Денисенко и еще семью «архиереями», которых «хиротонисал» все тот же отлученный Филарет. Как можно признавать главой Церкви человека, который не имеет даже священства, не говоря уже о епископстве?!!!
Во-вторых, как можно было признавать ПЦУ, когда и Епифаний Думенко, и глава украинских греко-католиков Святослав Шевчук в открытую заявляют о будущем единении своих религиозных организаций? То есть греки фактически признали будущих католиков православного обряда и собираются вместе с ними служить Божественную Литургию?!!! А где ж тогда православная вера, господа эллины?!!!
В-третьих, как можно признавать ПЦУ, которая занимается захватами православных храмов, сторонники которой избивают православных священников и верующих, выгоняют их из домов вместе с семьями, отнимают имущество, всячески угрожают и запугивают? Как может верующий человек, не то что архиерей, одобрить эти бесчеловечные поступки?!!! А иерархи Элладской Церкви фактически одобрили те гонения, которым в Украине подвергаются верующие УПЦ!
В-четвертых, как можно было признавать ПЦУ, когда в Украине существует многомиллионная каноническая УПЦ. Господа эллины, вы же еще вчера признавали Блаженнейшего Онуфрия и говорили о том, что это чуть ли не святой человек! А сегодня вы сделали вид, что его не существует вообще! Вдумаемся, братья и сестры! В коммюнике, опубликованном по итогам Архиерейского собора Элладской Церкви, который решал «украинский вопрос», НЕТ НИ СЛОВА об Украинской Православной Церкви. Как будто больше не существует для эллинов ни Митрополита Онуфрия, ни ста архиереев, ни десятков тысяч духовенства и монашества, ни миллионов верующих!!!
Разве можно при всем при этом признать ПЦУ, руководствуясь исключительно религиозными соображениями?! Не ясно ли, что тут политика и ничего больше?
Что же означает решение Элладского Архиерейского Собора?
Во-первых, это означает, что раскол в Православии по факту состоялся!
Если раньше, когда ПЦУ признавал только Фанар, можно было говорить о том, что одна Поместная Церковь совершила ошибку, которую она сама или все Поместные Церкви вместе могут исправить, то сегодня ситуация уже принципиально иная. Сегодня на сторону неправды стала уже и Элладская Церковь. Завтра размежевание может продолжиться. И критерием этого размежевания является вовсе не признание или непризнание ПЦУ, а подчинение или неподчинение Константинопольскому патриарху как «главе» Православной Церкви. Архиереи, участвовавшие в Соборе Элладской Церкви в интервью греческому изданию «Вимаортодоксиас» прямо говорили о том, что Церковь Греции традиционно поддерживает Константинопольский патриархат и не может поступить иначе.
Как пишет известный украинский правозащитник Олег Денисов в статье «Решение Элладского Синода – констатация всемирного раскола Православия и общего ослабления церковной власти»:
«Нужно осознать, что Константинополь не просто создал новую структуру ПЦУ, он разрушил основополагающий принцип Соборности в Церкви, и если остальные Поместные Церкви продолжат свое молчание – это приведет к фактическому несоответствию современных религиозных структур евангельским принципам апостольского преемства».
Действительно, мы являемся свидетелями того, как Константинопольский патриархат единолично принимает решения по вопросам, которые требуют соборного решения, а потом пытается все Поместные Церкви подчинить своей воле. В случае с Элладской Церковью у Фанара получилось. Это означает, что авторитет Константинопольского патриарха был поставлен выше всех канонов Церкви, выше Евангельского духа любви и здравого смысла.
Решение Элладского Собора означает, что греки поступились правдой ради политики. Это означает, что власть имущие могут их заставить принять те решения, которые им выгодны. Эллины показали свою слабость.
Во-вторых, решение Элладского Собора означает, что греки поступились правдой ради политики. Это означает, что власть имущие могут их заставить принять те решения, которые им выгодны. Эллины показали свою слабость. Это очень печально, если не сказать больше. Все уже как-то привыкли к тому, что Фанар выполняет волю США, не считаясь особо ни с чем. После слов Константинопольского патриарха Афинагора в интервью журналу Evening Independent, сказанных им вскоре после избрания: «Я всегда буду продвигать Америку и американские интересы, жить американскими идеалами и проповедовать их. Я никогда не забуду эту великую страну», уже ничему не удивляешься. Но вот Элладскую Церковь все считали неким столпом Православия. Но реальность оказалась иной.
Что будет дальше?
В ближайшее время стоит ожидать официальной реакции от Священных Синодов УПЦ и РПЦ. Насколько она будет жесткой – посмотрим. Можно предположить, что наш украинский Священный Синод выскажется достаточно четко и недвусмысленно. Ведь решение Элладской Церкви – это ни что иное, как предательство. И предательство не только Украинской Православной Церкви, но и просто православной веры.
Как уже было сказано, раскол в Православии состоялся, и он будет углубляться. Какие еще Поместные Церкви поддержат Фанар – гадать не будем. Приведем только в этой связи одну цитату из Евангелия: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6, 66-67).
Но одно уже совершенно ясно – Церкви будут делиться по критерию своего отношения к Константинопольскому патриархату. Одни будут признавать над собой авторитет папы из Константинополя (хотя, наверное, правильней – из Стамбула), другие же будут отстаивать принцип соборности. Ответ на вопрос: на чьей стороне правда, следует искать в Символе веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Те же, кто сегодня признает беззаконные решения Фанара по Украине, завтра будет вынужден признать другие, не менее беззаконные решения. Вероятней всего, это будут решения по сближению, вплоть до полного единства с католической церковью. Это уже анонсировано как патриархом Варфоломеем, так и папой Франциском.
Еще одним возможным последствием сегодняшнего решения Элладской Церкви может стать раскол в ней самой, а также между Афонскими монастырями. Например, митрополит Новой Смирны Симеон в своем открытом письме к иерархам Элладской Церкви предупреждал о возможном расколе в Православии в случае признания ПЦУ. Известный греческий богослов протопресвитер Феодор Зисис называет действия патриарха Варфоломея: «новым крестовым походом против Русской Церкви со стороны крестоносцев-униатов и раскольников Украины, в котором самое действенное участие принимает патриарх Варфоломей в союзе с папой, который только делает вид, что остается нейтральным».
Несколько тысяч представителей духовенства, монахов и мирян Элладской Православной Церкви опубликовали открытое письмо по «украинскому вопросу» к Архиепископу Афинскому Иерониму и архиереям с призывом не признавать ПЦУ единолично, вопреки позиции других Церквей. Как они поступят в данной ситуации?
Не стоит забывать также и о том, что в Греции также существует так называемый раскол старостильников, сторонников старого юлианского календаря. Их количество по разным оценкам доходит до 800 тысяч, что очень немало для небольшой Греции. Возможно, они используют данное решение Элладской Церкви для увеличения числа своих сторонников, а также для признания своей структуры другими Поместными Церквями.
Прихожане униатской церкви в Греции, были в ряду тех, кто с украинскими флагами пришел приветствовать признание ПЦУ. И это символично, церковь 400 лет назад созданная католиками для раскола православия, приветствует современный раскол.
Раскол между Церковью и «фанарославием»
Очевидно, что возникший в Православии раскол будет углубляться. Как метко было замечено в одной из статей на данную тему, из Православия выделится «фанарославие». Когда это разделение уже станет более-менее оформленным, Поместные Церкви, оставшиеся православными, попытаются созвать Вселенский Собор и осудить «фанарославие» как ересь. Группа же «фанарославцев» все более и более будет углубляться в экуменизм и либерализацию церковной жизни. Яркий пример тому – решение Константинопольской Церкви о допустимости разводов и повторных браков для священников. Степень их зависимости от светских властей будет увеличиваться.
Также уже не предположительным, а обязательным последствием признания Элладской Церковью ПЦУ будет активизация противоправных действий против верующих УПЦ. Сторонники этой организации получили дополнительные стимулы для своих дальнейших захватов храмов и прочих беззаконий. Повторим, очень скорбно, что почтенные греческие иерархи, считавшиеся оплотом православной веры, дали в руки национал-радикалов и прочих недругов Церкви дополнительное оружие в их борьбе с Церковью.
В заключение хотелось бы обратить внимание на очень символический момент в данной ситуации с признанием эллинами ПЦУ. Данное решение принято в канун праздника Покрова Божией Матери, который очень чтут на Руси и совершенно игнорируют в Греции. Хотя должно было бы быть наоборот.
Напомним, мы празднуем событие, когда Пресвятая Богородица своим Покровом защитила Константинополь от набега еще не крещенных руссов в IX веке. Наших с вами предков. Тогда после молитвы во Влахернском храме и опускания Ризы Богородицы в воды Босфора, поднявшаяся буря разметала ладьи руссов и Константинополь был спасен. Мы празднуем свое же собственное поражение. Тем, что мы празднуем Покров, мы показываем, что мы на стороне православных греков, а не наших предков язычников. Мы ставим свою православную веру выше своей национальной гордости.
А как поступают греки?
Источник
Отрывок, характеризующий Элладская православная церковь
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться. Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг’ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него. – Сигнал! – проговорил он. Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы. В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади. У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики. – Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему. – Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову. Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете. – Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову. – Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети. – Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову. Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него. В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов. О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей. От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени. Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны. Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх. Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло. В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу. Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
Греческий православный храм
Греческий храм в архитектуре
В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.
Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.
Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.
Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.
Особенности греческого храма
Икона Пресвятой Богородицы в храме
При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.
Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.
Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.
Поведение в греческом храме
Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.
В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.