Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

История персонажа

Ева — праматерь всех людей, супруга Адама, сотворенная Богом из ребра первого мужчины. Мать Каина, Авеля и Сифа — первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

История текста

Рассказ Книги Бытия о грехопадении Адама и Евы (Быт. 3) в целом носит этиологический характер. Он призван в первую очередь объяснить причины наличных условий человеческого существования: невозможности непосредственного общения с Творцом, неприветливости окружающей природы, рождения детей в муках, перехода от собирательства к земледелию («труда в поте лица»), подчиненного положения женщины в обществе, а также смертности и тленности. А заодно сделать понятными и некоторые второстепенные вещи: почему у змей, в отличие от остальных животных, нет ног, почему люди испытывают к ним устойчивую неприязнь, как и зачем была изобретена одежда и т. д.

Сам сюжет в основных своих узнаваемых чертах сложился, вероятно, в Междуречье, откуда, собственно, и пришли в Палестину предки евреев около 2 тысяч лет до Р. Х. (ср. библейскую историю Авраама). На это могут указывать и столь подробно расписанное географическое положение Эдемского сада, помещаемого рассказчиком у истоков великих рек Месопотамии (Быт. 2:10-14), и явные параллели между образами Эдема и чудесного острова Дильмун (Тильмун) из шумеро-аккадской мифологии [4]. А вот записана эта история была в другое время и в другом месте.

Повествование третьей главы Книги Бытия относится к тем текстам Пятикнижия, которые в библеистике принято возводить к добиблейскому документу, обозначаемому как «Яхвист» (сокращенно – J). По всей видимости, текст J происходит из Иудеи (вероятно, из Иерусалима), из среды, тесно связанной с Первым Храмом и царским домом потомков Давида, и был записан между 828 и 722 гг. до Р. Х., в период разделенных царств. Изначально он представлял собой придворный сборник древних еврейских преданий, традиционно связываемых с именем пророка Моисея. Не исключено, что писцом-книжником – его составителем – была женщина из высшего общества [9, с. 2, 43-44, 130].

Аналогичные сюжеты в мифах народов мира

Описанная в J история об искушении в Эдемском саду имеет много параллелей в мифологиях других народов, на что неоднократно указывали исследователи. Так, Джеймс Дж. Фрэзер видит в данном сюжете вариацию на тему первобытных легенд о том, как некое животное (змея, ящерица, лягушка и т. д.), обхитрив человека, присвоило себе предназначавшийся ему дар бессмертия и начало менять кожу – то есть периодически возрождаться. Подобные мифы, отличающиеся подробностями, но общие по своей сути, в древности бытовали, например, у шумеров, аккадцев и финикийцев, а в Новое время были записаны этнографами на огромной территории – от Африки до Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, Австралии и Южной Америки. Как и в библейском рассказе, во многих из них объясняются не только причины лишения нас божественного дара бессмертия, но и человеческая неприязнь к потомкам того животного, чей прародитель когда-то стал виновником нашей смертности, а также и то, откуда взялись характерные особенности облика и поведения представителей этого вида (безногость змеи, вытаращенные глаза у хамелеона, рассеченная губа у зайца и т. д.) [10, с. 55-100].

Мирча Элиаде указывает на сходство зафиксированного в «Яхвисте» предания о первых людях, чудесных деревьях и змее с легендами об источнике бессмертия и стерегущем его чудовище. Такого рода мифы были известны древним грекам, вавилонянам и иранцам, они долгое время сохранялись у калмыков, бурятов и некоторых народов Центральной Азии. В этом ключе библейский рассказ выглядит как повесть о непройденном нашими прародителями героическом испытании (инициации), итогом которого могло бы стать обретение вечной жизни. А в иранской мифологии присутствует и мотив греха (гордыни и ложных помыслов) как причины утраты первочеловеком бессмертия [11, с. 120, 124-126].

И Фрэзер, и Элиаде считают, что текст J об эдемской трагедии неполон, содержит редакторские лакуны и потому нуждается в реконструкции. Каждый из них предлагает свой его вариант. К вопросу о справедливости такого подхода мы вернемся ниже. Пока же скажем, что мифы, рассматриваемые этими учеными в качестве аналогов истории из Книги Бытия, вовсе не обязательно излагают первичные и более «правильные» по сравнению с ней версии сюжета о приходе смерти в мир людей. А то, что эту историю можно соотнести сразу с несколькими категориями таких преданий (и об украденном у наших предков бессмертии, и о непройденном ими испытании, и о совершенном ими грехе), говорит о ее смысловой объемности и многогранности.

В христианстве и частично в иудаизме (каббале) грехопадение Адама и Евы рассматривается как катастрофа, отразившаяся не только на них самих и их потомках, но и на всем мироздании, и направившая весь мировой процесс в ложное русло. В некоторых других развитых религиях – например, в зороастризме, индуизме и буддизме – также присутствует идея о том, что «с этим миром что-то не так» (здесь будет уместно вспомнить также и «платоновскую пещеру»). Каждая из названных традиций, естественно, предлагает свою версию событий, отличную от библейской. Но такая идейная перекличка весьма знаменательна.

Юрий Евгеньевич Берёзкин, составитель электронного аналитического каталога фольклорно-мифологических мотивов [2], приводит множество преданий разных народов, в которых можно увидеть параллели с библейским повествованием о грехопадении. Например, в мифе племен оромо, консо, гуджи и дараса (Эфиопия) змея получила бессмертие в качестве приза после того, как демиург предложил ей и человеку бежать наперегонки. Человек встретил по пути женщину (вариант: курящую старуху) и задержался, а змея приползла первой и стала бессмертной [3]. В данном случае можно предположить иудейское или христианское влияние, но есть народы, в отношении которых это сделать сложнее, а сюжеты их преданий о происхождении смерти еще разительней напоминают третью главу Бытия.

Вот легенды некоторых обитателей Черной (Тропической) Африки (к югу от Сахары).

Миф народа меру (восточная Кения): «Murungu (Ngai, Mwene inya) – создатель; люди жили в Mbwa, обходились без одежды, не работали; <…> Бог запретил есть плоды определенного дерева; змея сказала, что отведавший их обретет разум Бога; женщина попробовала, мужчина отказался, но в конце концов согласился, образовалось адамово яблоко (кадык); Бог наказал змею, расплющив ей голову; послал крота сказать людям, что после смерти те должны возрождаться; крот встретил гиену, рассказал о поручении бога; гиена воспротивилась – ей нечего будет есть, если люди станут бессмертными; пригрозила кроту проглотить его, тот согласился сказать людям, что смерть будет окончательной; Бог наказал крота, определив ему жить под землей далеко от неба…» [2].

Миф народа паре (парре) (северо-восток Танзании): «Kyumbi вылепил людей из глины… К. дал людям скот и злаки, был близко; змей Kiriamage соблазнил людей есть запрещенные К. яйца; К. наказал их, послав голод, люди ели жуков, умерли, остались мужчина и женщина, они породили новых людей; люди стали строить башню до неба, чтобы пойти туда войной; бог K. вызвал землетрясение, башня упала, придавила строителей; после этого К. удалил небо от земли» [2]. К слову, здесь очевидна параллель не только с историей грехопадения Адама и Евы, но и с библейскими повествованиями о потопе (в роли всемирной катастрофы, посланной людям в наказание, выступает голод) и о вавилонском столпотворении.

Миф пигмеев эфе (экваториальные леса северо-восточного Конго (Заира): «С помощью Месяца Бог вылепил первого человека Baatsi, прикрыл кожей, оросил кровью, тот ожил; Бог шепнул ему, что тот будет должен порождать детей; разрешил есть плоды разных деревьев, кроме дерева tahu; однажды беременной женщине очень захотелось этого плода, она попросила мужа дать его ей; тот сорвал плод, кожуру спрятал в листьях, это заметил Месяц, сообщил Богу; тот в наказание сделал людей смертными» [2].

Миф группы народов фанг (пангве, пахуин, фанве, – юг Камеруна, Экваториальная Гвинея и север Габона): «У бога Essamnyamaböge четверо сыновей: Mode (человек), Горилла, Шимпанзе, Змей; он оставляет М. и женщину, велит им не есть плоды ebon, не совокупляться; посылает Гориллу, затем Шимпанзе отнести им кукурузу, маниок, арахис, огонь и пр., те останавливаются есть, не доносят; тогда посылает Змея, тот подговаривает М. съесть запретный плод; Э. пришел в селение М., М. с женщиной спрятались за бананом; Э. велел женщине рожать, каждый второй ребенок будет умирать» [2].

А теперь легенды некоторых обитателей Южной и Юго-Восточной Азии.

Миф народа мири (Северо-Восток Индии (индийский Тибет): «Si-Duinye (солнце) вылепил мужчину и женщину… С. велел им жить вместе, но они не умели сойтись; Змея дала сладкий плод женщине, та устыдилась наготы, дала съесть мужчине, тот тоже прикрылся; С. сказал, что теперь они должны будут работать, рожать детей и умирать; Змее отрубил руки и ноги…» [2].

Миф народа Багобо (Филиппины): «Первые люди Tuglay и Mona могли видеть богов; змея дала им плод, сказала, что если они его съедят, их глаза откроются; Бог разгневался, больше люди богов не видят» [2].

И аналогичное сказание из Океании миф обитателей острова Банаба (Ошен), (Микронезия, к западу от архипелага Гилберта (Кирибати): «Когда небо и земля еще не разделились, от их трения родились Tabakea и его сестра Tituabine; на верхней поверхности неба возник Banaba – множество островов; на Б. брат сошелся с сестрой, у них много детей, старший Nakaa; эти люди не знали секса, сыновья Т. жили на северо-западе в Bouru, дочери – на юго-востоке; у мужчин были неистощимые верши и дерево жизни Tarakaimaiu (срываешь один кокос, появляется новый, то же с рыбой); у женщин было дерево Karikibai, “дерево-женщина”; Н. предупредил братьев не рвать цветы с К., но тех привлек аромат, они сорвали по цветку и сошлись с Женщиной <�…>; Н. обнаружил цветы в волосах мужчин и женщин, сказал, что теперь те станут умирать; еще раз предложил выбрать между деревом Жизни и деревом Женщины; они выбрали Женщину, это дерево зовется также Деревом Смерти Tarakaimate; Н. бросил людям на затылки насекомых, они станут медленно выедать из них жизнь; забрал дерево Жизни и неистощимую вершу, ушел на запад…» [2].

Место библейского сюжета

среди схожих древних преданий разных народов

Возникает вопрос: чем именно объясняется явная схожесть процитированных сюжетов (собственно, семи вариантов одного и того же сюжета) с библейским повествованием о грехопадении прародителей? Может быть, это влияние проповеди христианских и исламских миссионеров или результат соприкосновения с иудеями? Евреи присутствовали в Северной Африке, Эфиопии и Эритрее задолго до Рождества Христова, христианство в тех местах заметно распространилось уже к IV веку, а в начале VII в. в Эфиопии появились мусульмане (Коран также содержит историю о грехопадении). Так что вполне можно предположить раннее проникновение библейских сюжетов далее на юг – в Тропическую Африку. Но как быть с Южной и Юго-Восточной Азией и с Океанией? Неужели туда эти мотивы попали лишь с приходом ислама и в период европейской колонизации? Или все же можно говорить об общих древних корнях всех этих сказаний и текста «Яхвиста» из третьей главы Бытия?

В личной переписке с автором статьи Е.Ю. Берёзкин высказал на сей счет следующее авторитетное мнение: «Это тот случай, когда практически невозможно понять, вызвано сходство проповедью миссионеров или африканские тексты более древнего происхождения. Сюжет есть в Сибири, где он вряд ли древний. Там заимствования, наверное, от русских, но исключать более раннее распространение сюжета, начиная с середины I тыс[ячелетия] н. э., тоже нельзя. К сожалению, мало данных по Чаду, Судану, Эфиопии, Эритрее, которые отделяют Переднюю Азию от Тропической Африки. Теоретически возможно проникновение библейских влияний задолго до европейской колонизации. В <�…> палеолитическую древность мотива в Африке я все же слабо верю – уж очень велико сходство в деталях с библейским вариантом <�…> Насчет пигмеев [эфе, лишь в 30-х гг. ХХ века открытых европейцами]. Фольклор легко заимствуется. Пигмеям не надо было [непосредственно] контактировать с евреями, чтобы получить данный мотив»[1]. Однако, как нам кажется, полностью отвергать возможность происхождения этих близких сюжетов из одного древнего корня нельзя. Окончательный вывод может быть сделан только после дальнейших полевых исследований.

Что же касается тех распространенных почти по всему миру повествований, о которых пишут Фрэзер и Элиаде и которые схожи с третьей главой Бытия в каких-то более общих чертах, то здесь придется допустить либо случайные сюжетные совпадения, либо единый источник. Возможно, оба объяснения применимы в разных случаях. Тогда в качестве общего корня подобных сюжетов может рассматриваться, во-первых, некое древнее предание, сложившееся еще в глубоком палеолите, во времена компактного проживания Homo Sapiens; во-вторых, схожие переживания, присущие всем людям – общечеловеческий психический опыт религиозного (трансперсонального) характера.

По мнению ряда исследователей – психологов и психиатров – на возникновение многочисленных сказаний о рае и изгнании из него могла повлиять пережитая всеми нами родовая травма: болезненный (сопоставимый с предсмертной агонией) опыт утраты блаженного пребывания в материнском чреве, запечатленный в подсознании у каждого из нас [см., напр., 5]. По поводу общего религиозного опыта интересное высказывание делает Е.А. Торчинов: «Можно предположить, что у архаического человека в силу значительно большей открытости областей бессознательного (не придавленного еще толстым слоем цивилизационных норм, навыков и стереотипов и не испытывавшего еще такого давления со стороны сознания) его проявления, в том числе и в виде трансперсональных переживаний, были значительно более частыми, интенсивными и достаточно обыденными. По своей психической организации архаический “дикарь” был не грубее, а значительно тоньше и чувствительнее, чем современный “цивилизованный” человек. Далее эти переживания выражались уже в формах мифологического мышления и категориях примитивной культуры» [8, с. 67].

В ходе переписки с Е.Ю. Берёзкиным ему был задан и другой важный вопрос: «Рассматривая библейскую историю о грехопадении, Дж. Фрэзер и М. Элиаде говорят о ее неполноте, об утрате в этом месте Книгой Бытия каких-то фрагментов, важных для понимания изначального смысла. Оба видят эту недоговоренность в разном и по-разному реконструируют текст <…> На Ваш взгляд как специалиста, можно ли все-таки говорить о цельности и законченности оного библейского сюжета или в нем действительно присутствуют лакуны? Или, может быть, он – плод наложения друг на друга двух разных сюжетов: например, сюжета со сменой кожи и сюжета о драконе-стороже? <…> Как этот отрывок из Книги Бытия выглядит именно с точки зрения сравнительной мифологии?» Ответ уважаемого исследователя был таким: «Я против реконструкций и заполнения лакун. Практика показывает, что любой сюжет встречается во множестве вариантов и комбинаций. Библейский вариант ничуть не хуже любого другого (выделено мной – авт.). Вполне допускаю, что в Ханаане в период фиксации канонического текста Книги Бытия были представлены разные варианты истории грехопадения. Но доказать это невозможно» [7].

Итак, нет серьезных оснований отрицать полноту, цельность и самодостаточность рассказа «Яхвиста» о событиях в Эдеме. При этом очевидна его связь с преданиями многих других народов о происхождении смерти. В одних случаях она может объясняться широким влиянием библейской традиции. В других – глубокой древностью сюжета. В третьих – общностью психического опыта, носящего религиозный (трансперсональный) характер, и связанных с ним архетипов. В любом случае, с точки зрения сравнительной мифологии записанный в книге Бытия вариант предания о причинах нашей смертности «ничуть не хуже любого другого». По степени же влияния, оказанного и оказываемого на духовную жизнь человечества, он несравненно превосходит все остальные. И это не случайно. Библейское повествование о преступлении Адама и Евы – текст, уникальный по своей «аскетической нагруженности». Сама последовательность этапов – искушение, падение, вовлечение в свой грех ближнего, страх возмездия, нежелание признать свою вину и перекладывание ее на другого весьма архетипична. И если рассмотреть отдельно этап искушения, то в нем четко прописаны те стадии вовлечения в грех, о которых пишут ап. Иоанн Богослов (1 Ин. 2:16), отцы «Добротолюбия», свв. Нил Сорский, Никодим Святогорец и многие другие подвижники. Здесь и «похоть очей» (корень сребролюбия), и «похоть плоти» (корень сластолюбия), и «гордость житейская» (корень славолюбия). Здесь и классическая схема «прилог (помысел) – сочетание (внимание) – сосложение (услаждение) – пленение (желание) – решение (согласие на грех) – дело (падение)». Здесь и гордыня – самообожествление – как источник всех прочих страстей и грехов. Причем толкователям не требуется особых усилий для извлечения всех этих аскетических смыслов – они буквально лежат на поверхности.

Заключение

С учетом этих своих замечательных особенностей, повествование «Яхвиста» об эдемской драме «перерастает» уровень просто этиологического текста и обретает особую глубину. Современный католический теолог, священник Александр Конев видит ее в утверждении «фундаментальной зависимости сотворенного человека от Бога, необходимости доверия к Богу, человеческой верности в этих отношениях, опасности иллюзии “автономии”, бесплодности попыток самоспасения, а также необходимости критического отношения к атакующим веру искушениям, структура которых удивительным образом остается практически неизменной во все времена» [5]. В этом – вечное послание третьей главы Книги Бытия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2560 с.

2) Берёзкин Е.Ю. Электронный аналитический каталог фольклорно-мифологических мотивов. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 17.11.2015).

3) Бирюкова Н. Стать бессмертным: советы бывалых. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/64 (дата обращения: 16.11.2015).

4) Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Ганга, 2014. – 524 с.

5) Конев А., свящ. Книга Бытия и ее буквальный смысл. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://alexander-konev.livejournal.com/96794.html (дата обращения: 12.04.2017).

6) Никанор (Лепешев), иером. Сюжет об искушении в Эдемском саду: от Тропической Африки – до Океании. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://fr-hamlet.livejournal.com/255387.html (дата обращения: 23.05.2015).

7) Тильмун В.А. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1982. – 720 с. С. 512.

8) Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: , 1998. – 303 с.

9) Фридман Р. Как создавалась Библия. М.: Эксмо, 2011. – 400 с.

10) Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы, 1989. – 1045 с.

11) Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. II. СПб.: Алетейя, 2000. – 394 с.

[1] Из личной переписки автора с Берёзкиным Е.Ю. от 14-16.05.2015. Полный ее тест см. [7].

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» сотворил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву — первую женщину.

View this post on Instagram

A post shared by Василий (@vasiliy_vocerkovlenie) on Dec 3, 2019 at 12:14pm PST

Адам, Ева и Бог
Значение имени связывается с древнееврейским словом «хава» — «дающая жизнь». В исламе первая женщина зовется Хаввой.

Сотворение Евы было связано с одиночеством Адама и его потребностью в обществе равных, ибо «нехорошо быть человеку одному». Она стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева — не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая женщина Адама, которую Бог создал раньше. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.

View this post on Instagram

A post shared by Василий (@vasiliy_vocerkovlenie) on Dec 1, 2019 at 11:50am PST

Адам и Ева с яблоком
Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы — в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Биография Адама

Тело прародителя было создано из того же материала, что и животные. Поэтому строение организма практически одинаковое. Но человек отличается от них тем, что он одарен душой, способностью мыслить, разговаривать. В душе заключается человеческая сущность, о которой сказано в Библии «создан по образу Божьему».

В Божественной Книге о жизни Адама мало информации. В других книгах богословия можно узнать больше информации. Согласно этой информации Адам был великаном пока жил в райском саду. Но после изгнания его рост сильно уменьшился.

Земной шар

Первый человек был мудрым и мог разговаривать на 70 языках мира. В период пребывания в Эдеме, он знал все, что ожидает человечество в будущем, прочитав книгу судеб человеческих.

Добродетели Адама

В период пребывания Адама в Раю, он был наделен всеми добродетелями, поскольку все его мысли были только о служении Всевышнему. Любовь и сострадание к ближнему являются самыми основными качествами первого человека, которые навсегда остались востребованными и совершенными.

Вера и надежда – это добродетели, которыми имелись в праотце человечества в абсолютном состоянии с первых дней. Не видя Создателя он верил в его силу и надеялся на жизненное блаженство, достижение своих целей.

В первом человеке были заложены добродетели, которые оставались неактивными во время его невинности. Но после совершения первого греха они проявились в полной мере:

  • покаяние;
  • стыд;
  • скорбь;
  • чувство вины.

Все эти чесноты свойственны порядочным людям при совершении малейшего проступка по сегодняшний день.

Чтобы управлять страстями, Адам обладал такими добродетелями как сдержанность, умеренность, мужество. Благодаря им можно побороть страх, быть умеренным к своим желаниям, мужественно стремиться к победам.

Прародитель человечества был наделен Всевышним всеми добродетелями. Одними он мог пользоваться изначально, другие активизировались после грехопадения.

Грехи Адама

Прежде, чем говорить о грехах Адама, нужно рассмотреть заповеди Господа, которые были ему даны. Читая поверхностно Божественную книгу, люди считают, что была одна единственная заповедь «не вкушать плодов Древа познания греха и зла», нарушенная вскоре первыми людьми.

Одной из заповедей Божьих было обращение к Адаму и Еве. «Плодитесь и размножайтесь» — сказал Господь, поселив их в Раю. Таким образом семейная жизнь Адама – это не грех, ведь он со своей женой получили благословение. Порочными считаются случайные связи, которые происходят вне брака.

Второй заповедь, данная Адаму звучит так: «в поте чела своего ты будешь возделывать землю». Таким образом Господь благословил прародителя на труд. Поселив мужчину в садах Эдема, Бог наказал ему оберегать его и содержать в порядке.

Тяжкий труд

Согласно Библии первый человек был изначально создан вне пределов Рая, и только позже он был туда поселен. В садах Эдема жизнь протекала без суеты, боли и скорби. Таким образом не вся земля была благодатной для людей. Благодатное место имело свои границы.

Труд первого человека был благословлен Всевышним, таким образом он будет отличаться от животного. В работе можно получить радость от полученного результата. Если получать все блага в дар, это становится разрушительным для человеческой души и может вызвать одни пороки.

Церковь положительно относится к труду, но в то же время тяжкий труд считается жестоким наказанием, которое способно превратить человека в животное, слепо выполняющее приказание своих хозяев.

В следующей заповедь сказано: «шесть дней делай, день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему». Таким образом всевышний повелел Адаму и его потомкам трудиться на протяжении всей недели, а на седьмой день отдыхать от трудов праведных и проводить свое свободное время в молитвах к Создателю.

Поселив Адама в Райских садах Всевышний дал еще одну заповедь – дать имена всем животным, что находились там. Нарекая животных, человек получил возможность руководить ими. Кроме того, Бог сказал дать имена ангелам. После этого они стали служить человечеству.

Грехопадение

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности. Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.

Первое время люди соблюдали Господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уговаривать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

View this post on Instagram

A post shared by Marie Averyanova (@marie_maverik) on Nov 20, 2019 at 11:13pm PST

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив — съев плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и по поводу того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения — от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.

Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

После столь рокового поворота биографии мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах — в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима — многокрылого ангела с огненным мечом.

После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына — Каина, а за ним второго — Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода Сифа произошел Ной — ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы — Каина и Авеля — погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Свободен на одну треть

По мнению Пелагия, если признать первородный грех в человеке, это отнимает у него свободу воли на борьбу с грехом, создает предопределенность, заведомо повергает в депрессию. Поэтому Пелагий учил, что каждый свободен, и, как Адам, рождается в состоянии такого свободного выбора. Нет никакой «поврежденности человеческой природы», и ничто не мешает человеку свободно избирать или не избирать добро.

И все же то, что человек имеет этот заразительный уровень греховности своего бытия, начиная еще с бессознательного, неподсудного возраста, более очевидно. Вслед за ап. Павлом (Рим 7: 14 – 25) мы осознаем, что часто мы делаем то, чего не желаем, или же, напротив, желаем того, что сделать бессильны. А следовательно воля и поступки не связаны в нас напрямую – мы грешим вопреки своей воле. Да, многое зависит от условий, в которых растет человек. Но и у самых хороших родителей бывает беда с детьми, до них невозможно достучаться, и они живут совершенно вразлад с той линией, которая в семье закладывалась с их младенчества. Это картина трагической раздвоенности человечества.

По всей видимости, своеобразная двусмысленность Павловых слов о первородном грехе, заведомо допускающая просто на грамматическом уровне двоякое понимание, промыслительна и неслучайна.

Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, человеческая природа несомненно повреждена. В век генетики просто по аналогии должно быть понятно, что человеческий состав (тело и душа) мог промутировать, и начать нести в себе, передавая потомству, искаженный «генофонд».

С другой стороны, каждый человек, подобно Адаму, сам отвечает за свои действия. Так здоровый и раненный солдат на позициях отвечают за свои действия перед совестью и ратным долгом. И как первый, так и второй могут себя повести по-разному. Истекающий кровью воин способен совершить подвиг, а невредимый – бежать с поля битвы. Так и мы изувечены от начала нашей «невидимой брани» со грехом, а отвечать придется как боеспособным.

От греха человека освобождает благодать, сила Божия. В замысле Божием, каждый человек «предопределен» к тому, чтобы ее принять. И все же последний шаг в этом выборе – за человеком. Святитель Григорий Богослов предложил почти математическую формулу спасения: спасение наше зависит как от нас, так и от Бога. Но ведь Бог и человек – так неравны. И святитель Григорий Богослов добавляет, что для преуспевания человека во спасении нужны две доли от великого Бога: первая – есть первый импульс (привлекающая благодать), и последняя − суд и милосердие Божии. А в середине − сам человек, текущий на поприще, и условно его доля во спасительном делании − одна треть, но эта треть остается за ним.

Образ Евы в культуре

Будучи праматерью людей, Ева изображалась на иконах, например, на известной работе Андрея Рублева «Сошествие в ад». Там она стоит посреди праведников, спасенных из геенны огненной, а ее красный наряд символизирует Воскресение и начало новой жизни.

В иллюстрациях к Библии Еву и Адама традиционно рисуют обнаженными — их тела лишь слегка прикрыты листьями тропической растительности. После грехопадения они получили от Бога «одежды кожаные», но художники в сценах изгнания из рая предпочитают заменять их шкурами животных или полотняными туниками. В Эдеме первые люди окружены животными, райскими плодами и диковинными цветами, а на земле они изображаются с традиционными атрибутами земледелия и ремесла — плугом, колосьями, корзиной хлебов. Еву часто рисуют беременной или в окружении малышей, с прялкой или шитьем в руках.

View this post on Instagram

A post shared by Maria Мария (@mary_projects) on Nov 7, 2022 at 1:38am PST

Создание Евы
В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте «слетать с катушек», превращаясь в убийц-психопаток.

В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной». Образ Евы в нем воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева — праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где в облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.

View this post on Instagram

A post shared by Блог Одного Человека (@art_blog_lilykadykova) on Oct 10, 2022 at 8:01am PDT

Ева и Змей
В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров — андеграундном музыканте (Том Хиддлстон), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене, которую сыграла обладательница необычной внешности Тильда Суинтон. Оба вампира названы именами библейских прародителей — Адам и Ева.

Кто принял решение канонизировать Адама и Еву

Православная Церковь поминает имена Адама и Евы в качестве праотцов всего рода человеческого. Праотцами считают всех святых, что исполнили волю Создателя и жили во времена, которые предшествовали пришествию Иисуса Христа.

Все святые отцы, что жили до начала новой эры были прародителями Сына божьего и этим принимали участие в спасении человечества и приближении его к Царству Небесному. Чтить их принято в воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. С 24 по 20 декабря проводятся богослужения, посвященные этим святцам.

Поминание праотцов было принято еще во второй половине четвертого столетия церковью Иерусалима. Тогда взяло свое начало христианство.

Интересные факты

  • Сотворение человека, образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.
  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм Discovery «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена Петра I. За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии — могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.
  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина — на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз — близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы, по исламской версии, родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

«Адам согрешил, а я здесь при чем?»

«При чем здесь я? – возмущается современный человек. – Адам согрешил, но я-то не грешил! Почему я должен нести ответственность за то, чего не делал? Отвечать за чью-то вину? Какое это ко мне имеет отношение?»

О. Михаил: Объяснение, что такое Адамов грех, проще всего начать с разговора о сельском хозяйстве. Человечество веками культивиривало дикие растения, пригодные в пищу, делая их плодороднее. Но в последнее время ученые пришли к выводу, что гораздо эффективнее, да и быстрее просто генномодифицировать их. Иными словами, с помощью генной инженерии вносить непоправимые изменения в генетический код растений, например кукурузы, которые, с точки зрения ученых, улучшат ее урожайность.

Но по сравнению с исходной кукурузой генно-модифицированная кукуруза является поврежденной, вне зависимости от того, потеряла она или приобрела не свойственные ей качества. Такое растение будет передавать эти генетические изменения всем последующим поколениям. Например, генетически измененная сегодня кукуруза сохранит эти изменения и через сотни лет.

Приблизительно такие же необратимые изменения произошли с человеком во время грехопадения. Изначально созданная Богом человеческая природа приобрела не свойственные ей особенности, которые каждый из нас унаследовал и сегодня. Другими словами, во время грехопадения неповрежденный человек превратился в поврежденно-модифицированного человека, который приобрел следующие три свойства:

  • страстность – с одной стороны, склонность и подчиненность греховным желаниям, таким как блуд, зависть, воровство, ненависть, гордость и т.д., с другой стороны, эмоциональные страдания от них.
  • Тленность – подтверженность человека страданиям от естества: голод, холод, жара, усталость, болезни и т.д.
  • Смертность – ограниченность жизни во времени.

Неестественность этих качеств для человеческой природы подтверждается желанием их преодолеть, желанием, которое существовало у людей во все времена и во всех народах. Человек всегда хотел избавиться от страданий, болезней и обрести бессмертие. При этом каждый из нас ощущает в себе эти повреждения, пытается преодолеть их и по опыту знает тщетность этих усилий.

Возвращаясь к аналогии с генно-модифицированными растениями: ученые, занимающиеся сегодня генной инженерией, прекрасно понимают, что модифицированное растение само никогда не сможет вернуться в свое первоначальное состояние. Точно так же, как и нет 100%-ной уверенности, что ученым удастся обратить эти изменения вспять через сотню лет. Поэтому с развитием генной инженерии появилась необходимость создания банка неизмененных семян всех сельскохозяйственных культур. Такой банк семян создан и находится в шахтах о. Шпицберген.

История человечества подтверждает, что человек не в состоянии сам преодолеть полученные греховные изменения. Но не было сотворено другого, «запасного» человека, из которого, как из непорочного зерна из хранилища на Шпицбергене мог бы быть воссоздан безгрешный человек. Поэтому божественным актом восстановления человеческой природы в ее естестве, без искажений, полученных в грехопадении Адама стало Боговоплощение.

Христос соединил в себе две природы, человеческую и божественную, восстанавливая искаженную человеческую природу до ее первозданного совершенства. По Воскресении ни смерть, ни тление, ни страсть не присущи человеческой природе, воссозданной во Христе.

Любой человек может получить зачаток неповрежденности в таинстве Крещения и далее развить его в себе или погубить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: