Самый «стыдный» грех: священники о том, как бороться с завистью и какое наказание ждет завистников в аду


Откуда берется зависть?

По мнению отцов церкви, ее источники — это ряд человеческих недостатков, в числе которых находятся тщеславие, гордость, корыстолюбие и угождение плоти. Зависть относят к потаенным страстям. Она находится в глубине души у многих людей, пока в них есть гордыня. А проявляться она начинается тогда, когда другой обладает тем, чего хочет, но не имеет сам человек.

Зависть является чувством, которое абсолютно ненасытно. Это грех, который не доставляет никакого удовольствия. Демонстрируя губительность данного порока, Священное Писание приводит примеры зависти, которую Каин испытывал к Авелю, братья — к Иосифу, Саул — к Давиду, книжники и фарисеи — к Иисусу Христу.

Утепляемся со вкусом: вязаные кардиганы и пуловеры на весну — тренд сезона 2021

Эксперты предрекли рост цен на алкоголь в России в 2022 году

Холодно еще будет: синоптик предупредил москвичей о двух волнах холода в апреле

Феофан Затворник

Феофан Затворник

В чем ее опасность?

Рассматривая последствия такого греха, как зависть, священники ведут речь:

  • о соперничестве;
  • гневе;
  • желании зла;
  • злорадстве;
  • ссорах и раздорах;
  • злословии и лжи;
  • клевете;
  • вражде и ненависти;
  • ябедничестве;
  • тайном наушничестве;
  • лукавстве и лицемерии.

Зависть опасна тем, что сердце завистника как будто оставляет Божья благодать, оно теряет любовь и страх Божий. С человеком происходит помрачение души, которая пропитывается смертоносным ядом, ненавистью и злобой, опустошение и ослепление ума.

Василий Великий

Василий Великий

Наказание завистников

Одна из заповедей Христовых призывает:

Почему Ольга Скабеева вмиг стала популярной? 4 принципа, которым она не изменяет

Британцы доверили Арнольду Шварцнеггеру спасти Землю от пришельцев

IKEA выпускает книгу с рецептами из отходов. Все они от шеф-поваров

Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Отцы церкви учат: если человек будет пребывать в зависти до конца жизни и не раскается, он лишается Царствия Небесного. Его душа после смерти проходит мытарство зависти.

Данте Алигьери в «Божественной комедии» помещает завистников вместе с предателями в девятый круг ада, в самый центр преисподней, где находится ледяное озеро Коцит, в пояс Каина.

В притчах Соломона (14:30) говорится:

Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

Иоанн Златоуст писал (слово 17):

Поистине, не так червь ест дерево или моль шерсть, как огонь зависти пожирает самые кости завистников и вредит чистоте души.

В обоих случаях речь идет о том, что наказание настигает завистника еще при жизни, отравляя ее, терзая тело и душу.

Максим Исповедник

Максим Исповедник

  • не надо хвалиться своими успехами и богатствами перед другими, ведь тогда другому человеку не будет дан повод для зависти;
  • нужно научиться сопереживать чужому горю и радоваться чужому счастью, ведь тогда и повода для зависти не останется;
  • нужно относиться к ближнему, как к самому себе, тогда и места для зависти не останется.

Прислушиваясь к совету святого отца и постоянно работая над собой, можно постепенно победить грех.

Как бороться с ощущением зависти?

Чтобы не оставаться всю жизнь во власти такого опасного порока, как зависть, следует бороться с ним всеми силами. Среди способов психологи называют следующие:

  1. Осознайте, что в вас проснулась зависть. Это первый шаг к ее искоренению. Если отрицать, что вы завидуете кому-то, будет гораздо хуже. Зависть вернется с большей силой и может стать агрессивной. Если же вы признаетесь себе в собственной зависти, это станет началом борьбы.
  2. Не следуйте за толпой. Задумайтесь, а по пути ли вам с большинством, которое стремится к уровню, заданному толпой. Нужно ли вам стремиться к целям, которые вам чужды. Например, поехать на самый модный курорт или купить самую модную одежду. Может быть, вам пора выйти из социальных сетей и заняться собственной жизнью?
  3. Освободитесь от негатива. Для этого нужно дистанцироваться от людей, которые вызывают у вас зависть. Вы можете продолжать общаться с ними, но поменьше интересоваться теми сторонами их жизни, которые вызывают у вас раздражение.
  4. Сосредоточьтесь на хорошем. Сделайте над собой усилие и начните ценить то, что имеете, благодаря за это судьбу каждый день. Определите минимум три вещи, за которые вы можете сказать «спасибо». Но делайте это не на автомате, а вполне осознанно, иначе должного эффекта не последует.
  5. Займитесь любимым делом. Наверное, такое есть у всех людей. Это занятие, которое расслабляет, радует, веселит, бесконечно увлекает. Тогда ваше время будет пролетать незаметно, и отвлекаться на вещи, касающиеся чужой жизни, уже вряд ли захочется. Удовлетворение от хобби затмит ощущение зависти.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

  • зависть – это прямая вражда против Господа;
  • зависть – это даже хуже, чем вражда или обсуждение других людей и их поступков;
  • зависть является врагом самого же человека, который ведет весьма скрытую борьбу;
  • грех зависти чем-то напоминает безумие человека в физическом смысле и является очень навязчивым состоянием.

Иоанн Златоуст, для борьбы с завистью, рекомендует рационализировать это состояние и построить самую простую логическую цепочку. Составив логическую цепочку по отношению к человеку, которому мы завидуем, можно понять, почему он успешнее, у него что-то получается лучше, что и позволит избавиться от этого состояния.

Григорий Богослов

Григорий Богослов

Откуда берётся злой помысел?

Причина греха, по мнению многих святых отцов – гордыня. Свт. Тихон Задонский говорит:

«Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».

Но провоцирует возникновение страсти не только неудержимое самолюбие. Современные психологи и опытные духовники говорят, что, кроме собственно гордости, причиной болезненного недовольства благополучием другого могут быть:

  • зависимость от чужого мнения, окружения: такому человеку крайне важно, какой марки телефон сейчас «в моде», какие места отдыха престижны; вместо того, чтобы уделить внимание собственной жизни, он занят чужой;
  • такое отсутствие самодостаточности может идти от заниженной самооценки, быть следствием травмы от пережитых, возможно, в прошлом унижений; травмированный боится любой неудачи, и одновременно тяжело воспринимает успехи других;
  • наконец, грех провоцирует современная общественная атмосфера, с детства приучающая к конкуренции, гонке за успехом; представление о том, что у каждого – своя мера, собственное предназначение, непопулярно, а потому духовно неопытный человек легко поддается влиянию среды.

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Один из семи смертных страстей

Сосредоточенность на чужих успехах, чем бы она ни была вызвана, ведет к пагубным последствиям. Ведь речь идет не просто о желании чужого (или такого же, как у ближнего), но о противлении воле Божией о каждом человеке.

Кроме того, завидующий, как правило, старается найти в своем «объекте» — предмете завидования, черные стороны, всевозможный негатив, а значит – впадает в грех осуждения, предвосхищая Божий суд.

Осуждение со временем становится «второй натурой» завидующего, а значит – ведет его прямо к погибели, безвозвратно удаляя от Господа.

1

Декабря

1963 года

Архимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди говорил: «Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, — она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех».

Именно поэтому зависть, особенно, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему», ведет к вечной смерти.

Борьба с древом греха

Когда мы с вами читали недавно канон преподобного Андрея Критского, там перечисляется много грехов, в которые впадают люди и мы укоряли себя, что мы подобны грешникам, не подобны праведникам. И в частности мы вспомнили там историю, про Иосифа Прекрасного, которому позавидовали братья и по зависти избили его, а потом и продали в Египет, но Господь возвысил его и сделал его царем над Египтом…

Сегодня мы будем разбирать этот грех зависти, который очень распространен, но он хорошо маскируется. Маскируется он под благовидным предлогом борьбы за правду, за социальную справедливость, чувство недовольства своим положением. Человек, у которого чего-то нет говорит: «Почему ему можно, а мне нельзя? Где справедливость?» Это конечно проявление страшного греха зависти, который губит сердце человека.

Перед тем как мы этот грех будем анализировать, я прочитаю небольшой отрывочек из книги Притчей царя Соломона(23, 6-9): « Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми явствами его; потому что, каковы мысли в душе его, т аков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.»

Первое, что хотелось бы сказать о грехе зависти – это один из трех грехов, который принадлежит лично Сатане. Мы с вами знаем, что Сатана согрешил первым грехом это гордыней, он возгордился против Бога, и решил, что может быть равен Богу, второй грех его был — это зависть. Он позавидовал новосозданному человеку и завистью дьявола в мир вошла смерть. Он позавидовал человеку, он совратил человека с доброго пути его, и сделал его грешником и лишил его вечной жизни. А третий грех это убийство. Потому что он таким образом причинил ему смерть.

Таким образом грех зависти это грех человекоубийственный, который является одним из самых тяжелейших грехов. Апостол Павел в послании к Галатам говорит такие слова: « Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть гнев, распри, разноглася. (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.(Гал. 5, 19-21)» То есть апостол говорит, что никакой завистник не наследует Царствия Божия, не случайно из семи смертных грехов седьмая глава этого великого дракона – это зависть. Которая, как говорит Василий Великий, есть скорбь человека о благе ближнего. Зависть есть страшное убивающее состояние — человеку плохо, когда другому хорошо. И наоборот ему хорошо, когда другому плохо.

Говоря о зависти, мы должны понять из чего она рождается, она рождается из того, что человек считает, что он есть нечто немаловажное, т.е. рождается из гордыни, и рождается из того, что человек чувствует, что он имеет некие права, и эти права поруганы. Зависть очень часто прикрывается тем, что «все должно быть по справедливости». А справедливость должна быть какая? То что другому не должно быть лучше, чем мне. Это чувство справедливости оно на самом деле фальшивое. Истинная справедливость говорит так:- Пускай добрый получит доброе, а злой получит наказание. Но чувство справедливости дьявольской говорит так: — Пускай всем будет плохо! Поэтому и говорит Василий Великий: «Завистливому как избежать наказания, который уготован для самого сатаны?» Никак! Помните, что есть грехи которые уподобляют нас животным, например блудник получит наказание свойственное блудникам, но самое страшное наказание будет дано в аду гордецам и завистникам.

Одно из первых средств, чтобы избежать зависти – нам необходимо разобраться — с кем мы общаемся. Зависть грех заразный. Как говорят: « С кем поведешься – того и наберешься». С завистниками общаться нельзя, поэтому как говорит Библия, нужно не садиться с такими людьми за стол, убегать от них, не общаться с ними, надо пересматривать свои дружеские отношения. Очень важно смотреть с кем дружит человек. Если он дружит с завистником – все, он должен считать, что он пропал. Потому что завистник гарантированно изуродует ему жизнь. Он изуродует ему все и или сам заразит его завистью. Или ввергнет его в пучину греха – в отчаяние. Потому что завистники очень часто стараются человека втолкнуть в зло.

Итак, что есть зависть? Как мы уже сказали, это скорбь человека о благе ближнего, или как говорится в Притчах царя Соломона: «… если доброе слово умягчает сердце человека, то зависть, как гниль для костей его». Зависть действительно гноит самые глубины человека, она как гниль изнутри живущая в человеке. Поэтому Василий Великий говорит так: « Другой страсти более пагубной, чем зависть и не зарождается в душах людей». Представляете? Блуд лучше чем зависть. Гнев лучше чем зависть. Даже алкоголизм лучше чем зависть! Потому что все эти страсти легче лечатся, чем это страшное бесовское состояние. Не случайно Библия запрещает врачевать завистников, она говорит о том, что завистники должны быть просто изолированы от общества.

Недаром в сотом псалме который мы на первом часе читаем, сказано. Что у человека, у кого ненасытные очи, Я с такими не садился вместе есть, т.е. Библия не дает человеку право даже он должен быть огражден от всех остальных людей стеной необщения. Он не должен общаться с людьми, потому что такой человек он вбрасывает людей в состояние осуждение, злобы, ненависти и т.д., потому что в состоянии зависти все эти грехи рождаются. Василий говорит: « Зависть меньше вредит посторонним, она первое домашнее зло тем, кто имеет её». Сначала зависть вредит себе самому, завистник вредит себе больше всего. Точно сказал Василий. Как ржавчина разъедает железо, так зависть душу. Ехидна, говорят, что когда рождается, прогрызая у рождающих утробы, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучается.

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Вот точное выражение. Запомните его! Скорбь о благополучии ближнего. Как только тебе стало плохо, когда другому хорошо, знай, что это зависть нашла на тебя, это на тебя подуло черное дыхание сатаны, который хочет человека таким образом погубить. Если ты не можешь найти в словах, в учении, в поведении рядом находящегося с тобой человека ничего доброго, знай что зависть сожрала твою душу, это первейший признак злобной и завистливой души, которая ничего доброго в других не видит. Это очень важно, потому что многие сейчас живут по принципу – как бы обгадить других. Действительно, одна писательница современная сказала, что сейчас лозунг у современных критиков какой, на все что высокое подойти, как собачка пописать. Посмотрите что в Интернете делается, кто читает, да? Или как в газетах так делается. Это все дитя зависти, которая прикрывается какими то высокими словами. Но, смотрите какой интересный момент, что те люди, которые успешны, даже психологи говорят, он никогда не будут гадить на других людей. Чем более человек талантлив, чем больше человек делает добро, тем меньше он завидует. Потому что доброделание и зависть вещи несовместимые. Это действительно очень важная вещь. Поэтому и говорит Василий, что у завистливого человека никогда не будет недостатка в печали или огорчении. Завистник всегда печальные и всегда огорченные. Знаете есть люди такие мрачные, нытики, ничем не довольные. С чем это связано? А с тем, что они завистники. Человек который завидует он никогда не бывает довольным. Это понятно: урожай ли у кого-нибудь на поле у ближнего, дом ли изобилует всем необходимым для жизни, или нет у кого недостатка в радости, все это пища болезни. Все это увеличивает страдания завидующего. Потому он ничем не отличается от человека, который голый, и в которого все стреляют – завистники они ходят как люди с содранной кожей. Любое прикосновение – все: «У него есть, а у меня нет! Как же так! Как можно? Что же это такое?Почему ему дают, а мне не дают, как же это возможно». Поэтому и говорит дальше Василий: « Мужествен ли кто или хорошо сложен телом, это поражает завистника, красив ли кто лицом – это новый удар завистнику. Такой-то превосходит душевными преимуществами, обращает на себя взоры, превосходит своим благоразумием и красотою слова – это вызывает зависть и ненависть.

Кто-то богатый, славится щедростью в подарках и любит общаться с нуждающимися, многие его хвалят, и это все удары и раны наносимые в самое сердце завистника. Вот именно такая вещь.

Что делает завистник? Завистник пытается во всяком человеке найти такое зло. Как дальше скажет Василий Великий: «Любящий Бога похож на пчелу, которая летает и ищет цветы, так и завистник как муха стремится на навоз». Да, практически нет человека, который жил бы и не согрешил, один Бог без греха, и поэтому для завистника всегда найдется пища – он обязательно найдет гадость. Знаете, говорят, и на солнце бывают пятна, именно поэтому завистникистараются обязательно испачкать кого-то. Не могут жить без того, чтобы другого человека каким то образом не осудить. Понятно что можно найти грех у любого человека, но завистник кроме греха ничего не видит. Вот в этом граница. Видите, да? Если человек видит и добро и зло в человеке, он пытается как-то объективно посмотреть на человека, хотя конечно нужно смотреть больше на добро, чем на зло вообще всегда, но завистник смотрит только на зло. Если он не может сказать доброго слова ни про кого, значит он обуян страшной бесовской страстью. Но самое мучительное в этой болезни, что завистник не может открыть её. Хотя он потупляет глаза, ходит унылый, смущенный, жалуется, он погиб во зле, однако когда спросят его о страдании, он стыдится назвать и сказать о своем несчастье, сказать: «Я человек завистливый и злой. Меня сокрушает совершенство близкого друга. Я сетую о благодушии брата. Я не могу видеть чужих совершенств, напротив того, благоденствие ближних я считаю для себя несчастьем». Так он сказать не может. Так надлежало бы ему сказать, если бы он захотел говорить правду. Но поскольку он не хочет высказывать свое слово, то зло и болезнь остаются неисправимыми внутри его сердца. Интересно, замечено, что если человек скажет прямо: «Да, я завистник», то ему станет легче. Почему легче? Потому что гнойник на душе, он раскроется. Зло не терпит света. Есть такие бактерии, которые умирают от света. Так вот и зло – раскрываемое, он выливается наружу, и человек, видя его отвратительность, отскакивает от него сам. Но когда человек лжет сам себе, а завистник, лжет себе всегда, то зло оно уходит в нем все глубже и глубже, разлагает его и убивает человека. И как дальше говорит св. Василий: « Поскольку человек не может признаться даже сам себе, что он завистник, он не может получить лекарство от Писания, которое дает много лекарств, для того чтобы избавится от зависти».

Какие например лекарства. А очень простые. Завистник, например, может сказать: «Ну, раз я завистник, значит на кого я похож? Похож на Христоубийц. На Анну и Каиафу и первосвященников и книжников народных, потому что Христа они предали из-за чего на смерть? Из-за зависти! Из-за чего Каин убил Авеля? Из-за зависти!» И человек такой начинает понимать на кого он похож. Он начинает вспоминать, ка царь Давид бежал от Саула, почему? Потому что Саул завидовал ему. Завидовал, потому что он победил иноплеменника; плохо ли, что разбита была армия (врага)? Хорошо, так ведь? Саул должен был радоваться, но он говорил: «..как? Поют Саул победил тысячу, а Давид десятки тысяч!» Он даже пытался многократно убить его. И зависть настолько страшное чувство… Помните, когда мы читали книгу Царств – когда Давид, даже многократно получая возможность убить Саула, когда он оказался в пещере вместе с ним, когда он прокрался к нему в шатер, он его щадил, а Саул только усиливал свое зло. А потом Господь отвернулся от него навсегда, и произошло так, что он погиб навсегда, навечно. Видите, даже эти примеры, они как помогают человеку? Легко ли человеку сказать: « Да, я как Христоубийца, я как Каин, я как дьявол». Приятно ли человеку вот так по-честному сказать? Согласитесь — очень не приятно. И если бы человек сказал так, он бы возбудил в своем сердце ненависть к зависти, он бы занялся оплакиванием себя самого, ему бы некогда было завидовать. Да какая справедливость, когда я на Дьявола похож? Я тяну на самое нижнее дно ада. Представляете, да? Но человек этот так не думает. Вот интересно Илия Минятй говорит так; помните известная история про богача и Лазаря? Почему богач хотел, чтобы ему омочили кончик языка? Понятно, что он больше всего страдал от недостатка пищи, так как он привык наслаждаться. Но Илия Минятий прав, когда он говорит : « Вот смотрите, когда находишься весь в аду, в огне, полностью охвачен огнем, когда огонь внутри тебя, чем тебе поможет капелька воды? Да ничем не поможет. Тут и реки мало будет. А он просит, чтобы хотя бы капельку ему дали. Зачем ему это нужно? А все дело в том, что он завидует Лазарю, который находится в недре Авраама, вот, чтобы хотя бы на короткое время Лазарь к нему попал. Знаете, как говорят завистники: « А вот ты поживи, как я, ты попробуй, как я, я посмотрел бы как бы ты поплясал бы тут у меня». Слышали, да. И второе, когда богач видит, что у него ничего не получается, он говорит: -Ну, хотя бы пошли его в дом ко отцу моему. Зачем? Что бы Лазарь хотя бы так с лона Авраама ушел, из этого блаженства ушел, вернулся бы опять в этот мир. Лишь бы только Лазарь не получал удовольствие, в этом радость богача, что бы человек лишился радости райской; заметьте, он не просит в рай попасть, не просил даже облегчения, ему главное, чтобы другой вместе с ним помучился, понимаете? Вот страшное свойство зависти, которая готова мучится сама, но и мучить всех, лишь бы другому плохо было. Поэтому и говорят св. отцы, что плакать с плачущими – это не самая высшая добродетель. Понимаете? Завистник охотно будет плакать с плачущими. Многие люди говорят: « Какой я завистник, какой я злой. Вот человеку плохо, я вместе с ним поскорбел, поплакал, пожалел его». На самом деле ты этим потешил свою зависть, человек радуется, что другому стало плохо. Прикрывает, конечно это слезами, умилением, начинает хвалить человека, чтобы другому еще усугубить зло. Василий Великий пример такой приводит: у кого-то умер ребенок, приходит завистник и говорит: «Какой он у тебя был хороший, какие на него были надежды! Какой был замечательный», а если бы этот ребенок был бы жив, то завистник поливал бы его грязью с ног до головы. Но завистнику ненавистно, когда кто-то начнет искренно жалеть этого человека, потому что тогда его страсть будет неутолима. И он начинает ругать, поливать помоями сострадающего.

Он ждет одного утешение в своем бедствии: видеть кого нибудь в падении. Один предел ненависти – увидеть, что возбуждающий зависть из счастливого стал несчастным. Возбуждавший соревнование — сделался жалким. Правильно говорят Илия Минятий и св.Киприан Карфагенский говорят очень интересную вещь: во всех грехах есть какое-то удовольствие. В тщеславии прославили – ему немножечко приятнинько стало, блудник –тоже испытывает удовольствие, человек поел вкусненького – приятно, человек сребролюбивый денежек заработал – хорошо на душе стало. То есть во всех этих грехах есть момент удовольствия, а вот в зависти никакого удовольствия нет. Завистнику никогда не хватит ничего. Он порадовался падению ближнего, а видит, что другой еще не упал рядом. Его пожирает злоба, ненависть, он говорит: «Мне плохо, как другому может быть хорошо? Это завистники придумали тот аргумент, что Бог не может сделать так, чтобы одни были в аду, а другие в раю: «Как же так, праведники будут в раю, а другие в аду будут мучица». Слышали такой аргумент? Против вечных мук. Это лозунг собаки на сене. Если я будут мучатся, пускай и другие помучаются. Но это ошибка. Праведникам будет хорошо несмотря на мучения грешников. Никаким образом мучения грешников не уменьшат блаженства праведников. И это правильно и справедливо, как бы не считали завистники и правдолюбцы, что это неправильно. «Правдолюбцы» в фальшивом смысле. Потому что к правде это не имеет никакого отношения. Правда предполагает должное возмездие, а завистник говорит хочу, чтобы по-моему было. А по-моему – чтоб всем плохо было. Почему Дьявол хочет всех погубить? Знаете? Не потому, что ему от этой гибели станет легче, и не потому, что он сможет после конца мира властвовать над грешными душами, над погибшими людьми. Нет, мы с вами знаем, что и Дьявол и грешники будут связаны по рукам и ногам. Что в вечном огне ни Дьявол, ни грешники не смогут издеваться друг над другом. Они будут в полном вечном одиночестве, во глубине бездны. Но дьявол «утешает» то, что не один он будет мучится, с ним тоже будут мучится. Вот это и есть дьявольская справедливость. Именно поэтому он сбивает людей, и в этом проявляется зависть дьявольская. Поэтому говорит здесь Василий: «Что же может быть пагубнее этой болезни? Это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу». Видите какие страшные слова он подбирает? Зависть – прямое богоборчество. Услышите все правдолюбцы, которые скорбят о благе ближнего. Услышите все те, которым плохо что мимо вас люди на шестисотых мерседесах ездят. Чем вы занимаетесь? Вы воюете против Бога, вы становитесь дьяволоподобными людьми, понимаете? Здорово? Хотите так быть? Потому что это воистину дьявольское состояние. Кто виновника зла – демона –вооружил на сражение против человека? Не зависть ли? Завистью явно изобличил себя настоящий Богоборец. Понятно? Такая хорошая поговорочка-справедливость. Заметьте как точно проявилась. Помните при коммунистах: коммунисты были и богоборцами и борцами за права униженных и оскорбленных. Некоторые говорят – дак это же противоречие. Никакого противоречия нет – это одно и тоже. Помню такой анекдот, когда спрашивают: -У нас нет богатых, а другой говорит: — А я думал, что при коммунизме не должно быть бедных. Вот, на самом деле точное описание зависти. Зависть, когда человек хочет, чтобы лучше все бедными были, чтобы все нищими были. Чтобы все были равны в смерти, а не получили каждый добро на своем месте.

Чувство правды вложено в человека. « Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». Но это чувство правды, его искажает зависть. Нужно искать праведности, а люди ищут СВОЕЙ правды. Недаром о. Паисий Афонский сказал: «Выбирай –или правда твоя, или правда Божия». И совместить их нельзя, невозможно. Правда человека и правда Бога – это взаимоисключающие вещи. Потому что как говорит современная безбожная поговорка – правда у каждого своя, а истина одна, но она недостижима. А мы говорим: Истина достижима – это воля Божия. Она нам известна.

И дальше говорит Василий Великий: «Завистником оказался и Каин, первый ученик дьявола, научившийся у него и зависти и убийству. Этими родными между собой беззакониями, которые соединил Павел, сказав: «исполнен зависти и убийства». Родные близнецы – братья, причем не в переносном смысле. А в прямом. Поэтому и говорит апостол Павел в своем послании к Галатом: « Смотрите, вы друг друга угрызаете и съедаете, как бы вам не быть уничтоженными друг другом. Вот к этому зависть приводит.

Зависть – это учитель богоборства, мать человекоубийства, нарушение естественного порядка, забвение собственного родства. Бедствие самое неописанное. А что не так? В обычной жизни разве не бывает такого: между родными страшная зависть? Бывает. Здесь говорит Василий Великий: «Заметь, зависть близка дружбе – человек не завидует далеким людям»…Очень редко попадутся люди, которые бы завидовали Бараку Обаме, так? Хотя президент правительства самой крупной в мире страны, самой сильной страны! Однако же не завидуем как то. А завидуем мы кому? Близкому, родному! Как Василий Великий говорит: «Скиф не завидует египтянину и египтянин скифу».

Мы с вами жителям Новой Гвинеи тоже не завидуем… Мы завидуем только близким, кто живет рядом, понимаете? Вот им мы с вами завидуем. Потому что зависть паразитирует на дружбе, при этом прикрывается этой же дружбой. Заметьте, как она говорит: « А я почему ему завидую? Ну потому что я же добра ему хочу! Поэтому я ему гадости вылью полный ушат! Но он же должен знать какой он мерзавец. Если я ему не скажу, так никто и не догадается, что он гаденыш такой редкостный!» Господь сказал — Враги человеку кто? Домашние его. Не сказал враги человеку внешние гонители, а именно домашние. Именно они из зависти дьявольской начинают заниматься истреблением людей. И при этом говорят: « Что я ему буду завидовать? Он же мой муж/она же моя жена. Он же мой брат/сестра. Что ему завидовать?» а вот им-то и завидуют. Завидуют сослуживцам, завидуют на приходе, тем кто рядом. Вот им то и завидуют. И это конечно страшное явление. Видите какие прикрытия страшные у зависти есть? Действительно гниль внутри, гниль костей. Правильно сказал Соломон. И не даром даже Рахиль позавидовала кому? Лии позавидовала, потому что у неё не было детей.

И дальше спрашивает св. Василий Великий: « От чего же ты скорбишь человек? Когда ты ничего худого не потерпел. Тебе-то ничего плохого не сделали. Почему же ты идешь войной против человека, который имеет у себя немножко блага и не сделал ущерба тебе своим благом. Если даже тебе дают блага, ты негодуешь и собственной своей выгоде завидуешь?» А ведь так и бывает. Как часто люди особенно сильно завидуют тогда, когда им делают добро. Поэтому и возникла поговорка: « Не делай добра – не получишь зла» И каждый из вас на себе это уже наверное проверил. С чем это связано? С тем что человек облагодетельствовал завистника. Поэтому и говорит Соломон- бегите от завистников, не трогайте их, не дарите им подарков, не общайтесь с ними, не здоровайтесь с ними, удаляйтесь от них, не выходите за них замуж/ не женитесь, не дружите с ними, обороняйтесь от них, потому что они хотят сожрать вас под предлогом дружбы. Помните слова в Псалтири: « Умякнуша словеса их паче елея и та суть стрелы»? как это перевести на русский? Уста их мягче масла, а под ними скрыты бритвы. Вот так и бывает, человек сначала мягкий, а потом раз! И резанет. Вот в этом особенность завистника. Он из под тишка бьет, он бьет в самое сердце. Он близкий человек. Никто не может ударить так, как близкий. Такие люди будут наказаны тем, что он сойдут во ад живыми. Так и было когда возникло восстание на Моисея, на него восстали Корей, Дафан и Авирон. Они говорили: «Все святы, все священники, что вы тут из себя сделали?» И тогда Моисей сказал: «Боже не слушай их, потому что я их не обокрал», потом он повернулся к народу и сказал : « Послушайте, меня вы люди, вот если эти люди сейчас умрут на ваших глазах просто, как обычные люди, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их…и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа». И немедленно открыла земля уста свои и они живые сошли во ад. Вот Божия кара завистникам – они не удостоились даже телесной смерти… Какое страшное наказание, какой гнев и ярость Бога по отношению к завистникам.

«Зависть есть самый непреодолимый род вражды.- Видите, как говорит Василий, зависть нельзя победить ничем.- Других недоброжелателей делают несколько кроткими блага»… Вовремя красиво данный подарок смягчает гнев властелина. Я по своему опыт могу сказать, у меня был случай, когда шла речь о моем рукоположении в священный сан, у меня были очень плохие отношения с моим настоятелем. Я был дьяконом, а настоятель там просто ненавидел всех русских, он болгарин был и у него была такая национальная ненависть. И хотя Патриарх хотел меня рукоположить, он всеми мерами мешал этому делу. Я думаю – что же сделать? Я пошел, купил хорошую бутылочку водки, купил нарезочки, хорошей рыбки, говорю: «Отец Борис, давайте сядем с вами выпьем за жизнь». Распили мы бутылочку, так хорошо посидели, душевно. Он говорит: «Отец Даниил, ты хороший мужик, давай твое ходатайство. Давай подпишу, давай я сам за тебя попрошу!» Почему? Потому что у него зависти не было, был другой вид гнева. Но эта вражда смягчается. Но если бы он был завистником, ничего бы у меня не вышло. Поэтому и говорится, что зависть самый непреодолимый род вражды. Завистнику чем больше делаешь хорошего, тем хуже он к тебе относится. Поэтому и говорит Соломон, что бессмысленно с ним общаться.

… « Чем больше видит он благодеяний, тем больше печалиться и огорчается. Он больше оскорбляется силою благодетеля, нежели чувством благодарности за сделанное для него. Какого зверя не превосходит завистливый жестокостью своих нравов? Пса можно покормить и он делается ручным, даже льва можно приласкать, и он приручается. А завистливый еще больше свирепеет, чем больше ему добра оказывают». Кстати, насколько важно это помнить. Как часто люди пытаются решить вопросы с завистливыми подкармливая их, и что они получают? Чем больше делаешь добро, тем хуже к тебе относятся.

Библия не дает никакого совета, как можно нам исправить завистника. Есть грехи, которые неисправимы никакими человеческими усилиями. Это гордыня и зависть – два греха; тщеславного люди могут обуздать, сребролюбца люди могут поставить на место, блудника тоже могут как-то убедить, даже пьяницу, и того могут, а завистника нет.

Молиться можно и должно. Молитвой можно немного смягчить. Но тут уже Бог сам начинает с ними сражаться. Знайте, как Бог относится к завистникам? Как к личным врагам. Представляете? И вот когда Бог лично с завистником воевать начинает, вот это тогда очень хорошо действует. ===Можно просить в молитве, чтобы «вразумил какими знает судьбами», а пытаться добром( любовью) обуздать зависть бессмысленно. Это не значит, что нужно злом за зло воздавать. Апостолы запретили нам воздавать злом за зло. И Господь запретил ненавидеть обижающих нас, Господь сказал что нужно молиться за обижающих нас и творящих нам напасть; про завистников также сказано, что от человека такого нужно убегать. Поэтому и говорит Василий Великий: «Премудр был тот, кто запрещал и ужинать с мужем завистливым; под общением на ужине подразумевай в вообще всякое общение по жизни». Вот таких жестких слов мы не увидим свами почти не про какой грех. Только про зависть и гордыню, больше ни про какие грехи мы с вами такого не услышим. Не сказано, что с блудниками, с ворами так надо поступать…с убийцами не сказано, что так надо поступать, представляете, да? А про зависть сказано. Потому что легко возгорающееся вещество мы стараемся класть как можно дальше от огня (если у вас есть порох, вы не будите класть его рядом с костром, вы не будите курить на заправочной станции…), точно также нужно убегать и от завистников.

Подобным образом не следует водить и даже дружеских бесед с завидующими. Нужно подальше ставить себя от стрел зависти, потому что не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с ней при тесном общении. Зависть заразное чувство, заразный грех. Заметьте, это крайне противоречит нынешней идеологии, что всех только любовью… помните, как говорит апостол Иуда? Кого-то любовью, кого-то страхом спасайте, гнушаясь даже от плоти оскверненной ризы. Он говорил это про зависть и гордыню. Еретики чем отличаются? Они ничем не довольны. А кто ничем не доволен? Завистник. Даже ереси и лжеучения рождаются из зависти. Арианская ересь как появилась? Был в Александрии один очень умный, очень образованный, крупнейший миссионер того времени пресвитер Арий. Он был великим проповедником, его собиралась слушать половина Александрии, и он претендовал на трон Александрийского Патриарха, а выбрали в Патриархи Александра. И он позавидовал ему, он стал искать в проповедях Александра повод лишь бы его очернить. И он специально стал подыскивать возможность, чтобы осудить его учение о Боге и из этого вышла ересь. Он стал учить, что Сын Божий это творение. Видите, зависть к своему сопернику привела Ария к тому, что он стал главнейшим еретиком в мире. И кончил он «хорошо». Знаете как Арий умер? Он пошел в туалет и у него кишки вывалились наружу. Таким образом Бог покарал его наказанием Иуды за грех зависти и богохульства.

Единственно, что своеобразную похвалу можно сказать этому греху, -говорит св. Василий, — знаете какую? Что зависть причиняет больше вреда самому завидующему, чем тому, против кого она направлена. Потому что завистник портит себя, а тот против кого она направлена, он может смирится и потерпеть. В случае, как Давид получил венцы о Бога за терпение зависти, как Иосиф был прославлен Богом в Египте –стал правителем Египта. Так зависть вредит завидующему больше, чем завидуемому. Но здесь есть опасность – Илия Минятий говорит, -помните, что часто люди по зависти стараются хорошо идущего человека столкнуть в грех. Специально подстраивают такую возможность, а очень просто. Были примеры, они есть в житиях святых, когда завистники пытались даже проституток подкладывать тем, кого они считали своими врагами, кому завидовали. Сколько случаев было, когда завистники специально спаивают людей. Человек говорит: «Вон такой-то он же хотел праведничком казаться, а вон — нажрался как свинья валяется под забором. Мы же говорили что он тут притворяется праведничком. Ой, как хорошо- то!» Помню один мой знакомый завистник, с которым мне пришлось порвать отношения, так и говорил – единственно хорошо вот в том-то человеке(про очень хорошего человека, кстати говоря), что он напивается, а все остальное мерзость. Хотя он был благочестивым человеком, а пил исключительно потому что ему подливали специально. Этот же человек его и спаивал, а потом он же этим же и ловил. И еще был один знакомый, который жутко всем завидовал, и он других людей подбивал на блуд. Почему? Потому что он сам, будучи священнослужителем, сбежал из епархии, вместо того, чтобы заниматься делом. Сбежал от жены, заводил множество любовниц и чтобы оправдать себя говорил: «А! Они все блудники.»

Бывает ли зависть у детей?

Зависть бывает и у детей, а потому роди­те­лям, прежде всего, надо ста­раться иско­ре­нять ее в дет­ских серд­цах при самом пер­во­на­чаль­ном ее про­яв­ле­нии. Заме­тив в детях про­яв­ле­ние зави­сти, надо обра­тить вни­ма­ние на источ­ники ее зарож­де­ния. Если какой из этих поро­ков заме­чен в ребенке, тогда, иско­ре­няя его, мы этим осла­бим и его про­яв­ле­ние – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непо­сред­ствен­ными про­яв­ле­ни­ями зави­сти. Зависть у детей может обна­ру­жи­ваться в раз­лич­ных формах. Напри­мер, если один с печаль­ным выра­же­нием лица смот­рит на тарелки своих бра­тьев и сестер, думая, что эти послед­ние полу­чили больше его, если они срав­ни­вают данные им порции одна с другою, если они, нако­нец, срав­ни­вают между собой куп­лен­ные для них игрушки, одежды или школь­ные при­над­леж­но­сти, чтобы видеть, не полу­чил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и кра­си­вое, – то это верные при­знаки завист­ли­вого сердца у детей. Такого недоб­ро­же­ла­тель­ства не должны тер­петь хри­сти­ан­ские роди­тели, необ­хо­димо подав­лять его всюду, где оно обна­ру­жи­ва­ется. А для этого детей тща­тельно нужно при­учать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недо­воль­ством оттал­ки­вает от себя пред­ла­га­е­мые ему вещи только потому, что и другие полу­чают то же самое, то это есть при­знак того, что зависть пустила уже глу­бо­кие корни в его сердце, и такой посту­пок тре­бует всегда стро­гого и чув­стви­тель­ного нака­за­ния. Чув­ство зави­сти могут вызы­вать и успехи, спо­соб­но­сти сверст­ни­ков, кра­си­вые и бога­тые платья и вещи и т.п.

Переживите собственное бессилие

Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится. Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман.

Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.

Начните радоваться

Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.

Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.

Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:

Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.

И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.

Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.

Исследование: ореховая диета для здорового сердца

Стабильность — приоритетный фактор для большей части страны

Вряд ли подружатся: собака бурно отреагировала на встречу с псом-роботом (видео)

Когда печаль о чем-то превращается в зависть

– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.

Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.

Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.

Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.

Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.

Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься.

Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: