Смысл и значение Божьей заповеди «Не упоминай имя Господа всуе»

Значение слова «всуе»

Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.

Происхождение

Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.

Значение понятия

В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.

Как человек может носить имя Бога напрасно?

У Евреев существовала традиция: когда в семье рождался ребенок, давали имена.

Седекия — Господь праведен.

Авея — Отец мой Господь.

Захария — Господь помнит.

Иахаз — Господь поддерживает.

И когда родители давали подобные имена своим детям, они ожидали, что их дети будут вести благочестивый образ жизни и они будут верны Богу. Но на самом деле не всегда было так. Например, Еврейский царь Осия, у которого было три сына и которые имели подобные имена:

  1. Иахаз — Господь поддерживает.
  2. Иаким — Господь восстанавливает.
  3. Седекия — Господь есть праведность.

Но все три сына не были верны Богу. Они носили благочестивые имена, но их образ жизни не соответствовал тем именам, которые они носили.

Это имеет большое значение для нас сегодня. В современном мире, 1/3 населения земли исповедуют христианство. Но далеко не все являются искренними христианами. И что получается?

Библейская заповедь

Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.

История фразы

В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.

Толкование заповеди

Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка. Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять.

Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:

  1. Господь вездесущ. Он ближе к человеку, чем воздух в его легких.
  2. По мнению некоторых исследователей, точным переводом заповеди является наказ не нести имя Бога ложно.

По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.

История Иакова

Очень хорошим примером нарушения третьей заповеди является история Иакова. Он выдал себя за своего брата Исава, обманув своего отца Исаака. Что интересно, в этот обман он вовлекает Бога.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

(Быт 27:20) И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь, Бог твой, послал мне навстречу.

В современном мире люди не так часто используют клятву, но они все равно нарушают эту заповедь, только по-другому.

Почему нужно реже вспоминать Бога

Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования. По словам святого апостола Павла: «…непрестанно молитесь». Имя Господа исцеляет, укрепляет, помогает в борьбе с помыслами, страстями, видимыми и невидимыми врагами. Но человек будет зарабатывать себе наказание и прогневлять Господа, если сделает Его имя словом-сорняком и будет бездумно вставлять его в любые предложения.

Небрежное упоминание Бога способствует потере страха Божия и благоговения. Избитое слово не оказывает на человека никакого влияния, ведь он сам его обесценил, сам перестал уважать и почитать своего Творца и Его имя.

Христиане должны соответствовать имени Христа

Люди, которые называют себя христианами, носят на себе имя Христа, имя Бога. Но на самом деле это имя не соответствует их образу жизни. И получается, что таким образом они нарушают третью заповедь — носят имя Бога напрасно.

Также в современном обществе очень часто имя Бога или слово «Бог» используется в пословицах, поговорках или просто в бытовой речи. При этом они не думают обращаться к Богу. И этим нарушают третью заповедь. Эта заповедь запрещает любое неуважительное обращение к Богу или к Его Имени.

Христос пришел на землю и назвал Себя Сыном Человеческим. Он взял Себе наше имя для того, чтобы мы могли носить Его Имя и называться сынами Божьими.

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

В Библии есть множество толкований и указаний на правильное исполнение заповедей. Так, в книге Ветхого Завета: Второзаконие сказано бояться Господа, служить только Ему и клясться Его именем. Неисполнение клятвы, дача ложной клятвы именем Бога была нарушением закона, грехом. В Новом Завете (в Евангелии от Матфея) мы имеем полное пояснение заповеди из уст самого Господа Иисуса Христа. Он подробно растолковал людям, чтобы они ничем не клялись, ведь небо – престол Божий, а земля – Его подножие.

Имя Божие сильно и свято. Нельзя смешивать его с пустой болтовней. Каждый человек должен с благоговением к нему относиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что означает заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно?»

Игорь Поляков:

Задайте сами себе вопрос: а какие Божье заповеди я знаю? Что первое приходит на ум? Скорее всего, те, которые мы сами не нарушили и осуждаем в других. «Не убей». Здесь все согласны. «Не укради». В первую очередь, у меня. Некоторые вспоминают: «не прелюбодействуй». Наверное, есть негативный опыт в этом плане. Так, еще семь заповедей! Как показывает мое практическое общение с людьми, в этом месте наступает затруднение.

Сегодня Десять заповедей, или Декалог, считаются основой моральных стандартов многих народов и культур, где, прежде всего, христианство оказало свое влияние. Мы можем с уверенностью сказать, что задолго до прославленного римского права, установленные Богом законы в израильском народе были на то время пиком цивилизованности и социальной справедливости. И сердцевиной Божьего закона стали именно Десять заповедей.

Но и сегодня они не теряют актуальности и, по крайней мере, должны быть фундаментом жизненных стандартов человека, называющего себя верующим в Бога.

Несмотря на почти поголовную идентификацию населением самих себя как верующих, когда дело доходит до практики или хотя бы до элементарных познаний, наступает долгая и напряженная пауза.

Из десяти заповедей только шесть относятся к взаимоотношениям между людьми, тогда как первые четыре относятся к отношению человека с Богом.

Третья заповедь относится именно к этой части Декалога. Она гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно« (Исход 20:7).

Есть люди, которые произносят имя Господа для заполнения пробела в своих мыслях, либо просто по привычке, например, «Господи!» или «Боже мой!», либо каким-нибудь иным призыванием Бога. Кто-то клянется именем Бога или употребляет Его имя в грязных анекдотах и историях. Все это непочтение Бога и нарушение третьей заповеди.

Имя во времена Ветхого завета было не просто словом. Оно определяло и характеризовало личность, стоящую за этим именем. Отношение к имени означало отношение к личности. Таким образом, мы можем понять цель этой заповеди в том, что легкомысленное и непочтительное отношение к Богу является преступлением против Него. Также как непочтительное отношение к своим земным родителям, что выражено в пятой заповеди, есть большой грех. Третья заповедь призывает нас почитать нашего Небесного Отца, даровавшего нашим земным родителям способность родить нас и вдохнувшему в нас дыхание жизни. Это непочтение выражается прежде всего в том, что человек ориентируется в жизни только на свои ум, чувства и желания, не обращая особого внимания на мнение Творца Вселенной.

Христос учил своих учеников молиться так: «Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твое!» (Евангелие от Матфея 6:9). Иисус показал, что важным элементом правильных отношений с Богом должно быть почтение Его имени.

Шесть раз в трех главах Евангелия от Иоанна Иисус обещает, что Его именем мы можем просить Бога Отца о чем-либо и получить ответ. Вот одно из этих мест Писания: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Евангелие от Иоанна 16:23-24). Имя Господа Иисуса Христа и почтительное и правильное отношение к Его имени открывают для нас Божьи благословения.

Примером правильного отношения к имени Христа мы видим у апостолов. В истории о чудесном исцелении человека, который был инвалидом с детства и не мог сам ходить, апостол Петр объясняет это чудо так: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами» (Деяния 3:16).

Как мы видим, Бог дал нам Свое имя, чтобы мы могли общаться с Ним и получать ответ от Него на наши молитвы с верой в силу этого имени.

Но Господь делает очень серьезное предупреждение тем, кто называет себя верующим и даже обращается к Богу своими устами, вероятно прося Его о чем-то:

«Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» Евангелие от Матфея 5:21).

Иисус предупреждает, что наши отношения с Ним не могут содержать только религиозную составляющую. Но весь наш образ жизни, поступки в повседневных делах и отношениях с другими людьми являются для Бога либо подтверждением нашей веры, либо подтверждением нашего лицемерия, и, таким образом, все, что мы говорим Богу, становится пустым, то есть произносимым напрасно, всуе.

Далее, Иисус показывает путь, каким мы можем исполнить эту заповедь.

«Итак, всякого, кто слушает слова мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Евангелие от Матфея 5:24,25).

Вся наша жизнь может стать подобной этому дому: стабильной, уверенной, успешной. Чтобы мы знали, что Сам Бог на нашей стороне, и мы на верном пути.

Согласно Священному Писанию этим человеком может стать каждый, кто и слушает, и исполняет слова Иисуса Христа.

Только в Слове Божьем, в Святой Библии, мы можем узнать волю Божью, и если мы почтительно относимся к ней, читая, размышляя и применяя в жизни, то этим почитаем Самого Бога. «Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего« (Псалом 137:2).

ekklesiast.ru

https://ekklesiast.ru/arhiv/2009/05_2009/04.html

Когда нельзя упоминать имя Бога

Имя Бога нельзя называть неподобающим образом, то есть с ругательствами. В то же время запрещено употребление имени Божьего в собственных целях, то есть выдвижение от лица Господа своих предпочтений и требований.

Нередко в притчах человек, наделенный благочестием, обращается к Господу с просьбой, чтобы в старости и бедности не красть и не употреблять имя Бога всуе. Таким образом, нельзя выпрашивать деньги именем Божиим, в особенности, если речь идет о здоровом и трудоспособном человеке. Кроме того, под запретом политическая агитация, которая в любой форме указывает на некий «божий» промысел. Не следует искать в нем объяснение причин несчастий, которые случаются с другими людьми.

Зачастую конфликты, в который людей охватывает гнев, злость, обида и страх, могут затуманить разум. В такой ситуации весьма непросто трезво оценивать собственные действия, отдавать себе отчет в их целесообразности и нравственных аспектах.

Особенно остро подобная проблема проявляется в военных конфликтах. При этом каждая из противоборствующих сторон уверяет, что Бог на ее стороне. В частности, известно о немецком лозунге «Боже, покарай Англию!», который существовал в период Первой Мировой войны. Интересный факт, что его даже высмеивали в одном из фильмов той поры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: