Слово Божие — Священное Писание – Во свете Библии
Библия
– (греческое слово βιβλία) книги, состоит из 77 книг, из которых 66 канонические. Книга книг известна под тремя главными названиями: Библия, Священное Писание, Слово Божие. Написанная в течение 16 столетий, примерно 40 авторами, в то же время Библия имеет Одного Автора Бога.
2 Петр. 1:21 – «Изрекали… святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
Ис. 1:2 – «Так говорит Господь… слушайте Слово Господне».
Библия состоит из двух неравных по объёму частей: Ветхого и Нового Завета. Библию должно не только читать всегда, но и исследовать.
Иоан. 5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».
Иис. Нав. 1:8 – «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь».
Священное Писание умудряет во спасение:
2 Тим. 3:15 – «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».
К словам Библии нельзя прибавить ни единого слова или знака, или отнять что-либо.
«Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» – Пр. 30:6.
«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую», «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» – Втор. 4:2, 32; 12:32.
«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» – Откр. 22:18-19.
«Участь лжецов в озере огненном» – Откр. 21:8,27.
Все заблуждения людей от того, что люди не знают Писания и не верят в силу Божию:
«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» – Мф. 22:29.
Библия полностью или частично переведена практически на более 2000 языков мира, языки всех народов, имеющих письменность. На русский язык перевод сделан в 1876 году. По точности и пренебесной красоте этот перевод может соперничать с самыми лучшими переводами. И хотя Библия одна, но различные толкования породили свыше 6 тысяч сект, толков, течений. Шестой вселенский собор, правило 19 гласит:
Предстоятели Церквей должны во все дни, более же всего в дни Воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины и – не преступая положенных уже – пределов и предания Богоносных отцов: – и если будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют то, но только как изложили светила и учители Церкви в своих Писаниях, и ими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, даны, при недостатке умения в этом, не уклониться от подобающего. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждуют недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение. — VI Всел. 19.
В мире есть только Одна Личность Христос, и только Одна Книга Библия сказал – М. Лютер.
Или принимают их и спасаются, или отвергают и погибают. Право толковать Библию, правильно разъяснять её содержание, смысл Бог дал только Своим избранным учителям:
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» – 1 Кор. 12:28.
«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» – Еф. 4:11.
Библия решительно утверждает, что вера христианская есть вера, отвергающая любой плюрализм в вопросах веры, проповедует нетерпимость к иным мнениям относительно спасения:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия», «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» – Иоан. 3:16-18, 36;
«ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» – Деян. 4:12.
«Кто не со Мной, тот против Меня» – Мф. 12:30.
Ни о каком сосуществовании вер, мнений, идеологий Библия не говорит, считая все веры ложными. Будучи вне закона в Римской языческой империи, христиане объявили все веры вне Бога. Идолы бесы, доказывали они. Начав с одиннадцати учеников, вызвав огонь мира на себя, христианство победило все религии, став мировой религией, согласно пророчеству Христа:
«Я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»– Мф. 16:18;
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Мф. 28:19.
На любой вопрос, нападки диавола и его служителей, атеистов или еретиков, ответ необходимо дать, согласно Библии.
«Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» – Мф. 22:29.
«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» – Деян. 17:11.
«Неужели вы никогда не читали в Писании» – Мф. 21:42.
В Церкви не должно читать иных книг, кроме Библейских Лаодикийский собор правило 59, Кар. 33; и не повреждать лжетолкованием.
Книги Ветхого и Нового Завета, а также святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждать, или изрезывать, или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому-либо передавать для истребления: разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что-либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждать дерзнет: да будет отлучен – VI Всел. 68.
Канон книг утверждён в правиле – Апостольском 85:
Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета. Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Эсфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней. Пророков двенадцать. Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же этого вам да присовокупится в замечание, чтоб юные ваши изучили премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра послания два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах, (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно). И Деяния наши апостольские, и на Лаодикийском соборе, правило 60, год 364. – Ап.85
«Всё Писание богодухновенно» – 2 Тим. 3:16
И потому в любом спорном деле должно спросить, что говорит об этом святое Евангелие (главная часть Библии), Новый Завет (27 книг, написанных Апостолами Христа), и что сказано о том в Библии.
Сконцентрировав все соблазны, искушения мира в три вопроса, предложения ко Христу, диавол по всем направлениям был разбит ответами Иисуса на основании Священного Писания.
«Так написано» – Мф. 4:1-10.
И такова сила слов Библии, что князь тьмы, имеющий державу смерти, диавол, красный змей не смел возразить. Прочтите псалом 118. Под словами: закон, заповеди, уставы, повеления и др. нужно понимать слово БИБЛИЯ. И это слово незримо повторяется только в одном этом псалме в 176 стихах 185 раз. Такова любовь у великого грешника, любящего Бога своего, Спасителя своего.
Слово Библии конечная инстанция, авторитет Творца, Автора Откровения, нашего Пастыря и Зиждителя. Слово Христа вечно и неизменно, и оно будет судить каждого человека на Страшном Суде после всеобщего воскресения из мёртвых:
«Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» – Иоан. 12:48.
и никому из людей и Ангелов не позволено изменить в Библии малейшей черты:
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» – Мф. 5:18.
«Но если бы даже мы(Апостолы), или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет АНАФЕМА. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет – АНАФЕМА» – Гал. 1:8-9.
Бог говорит:
«Я Господь, это Моё имя, и не дам славы Моей иному» – Ис. 42:8; 48:11.
Диавол хитростью пытается на первое место выставить не душу, а заботу о теле, заботу о здоровье. Находятся учителя, открывающие мировую этику вне Евангелия, приучающие через свои учения и своих лжеапостолов проповедовать своё учение, и этим несчастным «учителям» молиться, повторяя слова: «учитель, учитель» как родоначальникам учения о плоти. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» – Мф. 23:7-8.
Это суть антихристы и лжеучителя, вводящие пагубные ереси,
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» – 1 Иоан. 2:18-22
«а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» – 1 Иоан. 4:3
«Дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» – 2 Иоан.1:7
Появляются «святые письма», «детки», «Агни йоги» учения Кришны (чёрного). Что это такое, что о том говорит Библия? – «Не ходите и не гоняйтесь» – за ними Лук. 17:23. Всё это волки хищные:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» – Мф. 7:13
«Ибо я знаю, что, по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» – Деян. 20:29.
Телецелители, экстрасенсы, шептуны имя же всем им легион. Все они прошли, как молва быстротечная, и эти исчезнут, как вода протекающая. А церковь стоит, как столп и утверждение истины. Отчего же попустил Бог нашествию саранчи, мышей и жуков на нас, вопрошает пророк. И Божий ответ гласит:
«Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною: и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» – Ос. 4:6
Вся вина падает в первую очередь на злых пастырей, заботящихся о корысти и бегущих, когда видят волка, или вора, перелезающего через забор (вопреки сказанному Писанию, со своим лжетолкованием), в Церковь. Не знают даже содержания Библии (Пс. 1), не читая каждый день этот глас Божий, отвергая небрежностью, пастыри, привыкнув к чести и почету, стали отвечать на вопросы прихожан не по Евангелию, а по вымыслам человеков, по «вере бабушки». Кто из священников может сегодня выйти к народу и сказать, и постоянно твердить о том, как восклицал св. Кирилл Иерусалимский: – «Если слова мои не сходятся с – Библией, то не верьте и мне». Иоанн Златоустый же говорит: «Чего нет – в Библии, о том и не рассуждаем».
А сегодня делают всё возможное, чтобы люди не знали содержание Библии, когда священник, выдавая себя за оракула, за изрекающего истину (вопреки Писанию), губит и себя, и доверившийся ему слепотствующий народ. Согласно словам Божьим, священник должен учить народ во время и не во время.
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Тим. 4:2.
И «если священник не учит народ, как должно, он суть идол, говорит св. Василий Великий, священник также одет в позлащенные одежды и так же безгласен». Святой Иероним говорит ещё строже, что если пастырь поступает на соблазн и не учит, он суть антихрист. И если бы народ знал Священное Писание и мог проверять всё сказанное пастырем, сходится ли сказанное с Словом Божиим, большинство архиереев и иереев лишились бы своей кафедры сегодня же.
«Писанных постановлений нигде нет» – 3 Езд. 4:23
«Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» – Иер. 2:13
«Ибо Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» – Евр. 4:12
«Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» – Иер. 23:29
И так велико значение Библии в очах Божиих, что Он и молитву тех, кто не слушает сказанного в ней, не принимает и почитает за мерзость (Пр. 28:9), то что скажем в Судный день, когда по этой книге будут всех судить.
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Кор. 5:10
«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» – Откр. 14:6
«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”?» – Иак. 4:5
«Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» – 1 Кор. 15:34
Извращение смысла Писания, толкование по своему разуму смертельно опасно.
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» – 2 Тим. 3:16
и написано всё нам в наставление:
«А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» – Рим. 15:4
для нас, достигших последних веков написано:
«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Кор. 10:11
Слово Истины свободно и самовластно… Истина посылается от Бога… и нет иных доказательств, помимо самой Истины, которая есть Бог – Иустин философ
Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению» – Ефрем Сирин.
«Для понимания Священного Писания нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, чтобы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить великую пользу… Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается (в Священном Писании), не должны оставлять без внимания ни одного слова. Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое, с первого взгляда показывающееся простым, заключает в себе глубокий смысл… Кто прикасается к Евангелию, сразу изменяет свой ум… А при внимательном чтении и душа как бы вступает в таинственное святилище, очищается и делается лучше, так как в Писании с ней беседует Бог… Ничто не может служить препятствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и.. совершая путешествие или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно упражняться в этом чтении… В Священном Писании бездна вопросов, поэтому приучайтесь не только изыскивать разрешения их, но и не задавать вопросы, потому что им не будет конца…», «не спорь со словом Господним, иначе погибнешь… Читай Библию, и тогда ты едва спасаешься, а если ты её продаёшь, то не отдаешь ли свое спасение?. Ремесленник продает ли свое орудие труда? Храни Священное Писание, будем приобретать св. Книги; при взгляде на Евангелие, душа очищается. Если и не понимаешь, все равно читай. Невозможно спастись тому, кто не читает Священное Писание… Где есть духовная книга, оттуда прогоняется диавол. Незнание Писания есть великая стремнина, возникновение ереси… Чтение Священного Писания укрепляет в печали. – Придя из Церкви возьми в руки Библию и, даже не имея толкования, читай… – Не любящие слово Божие скотоподобны… Писание знать основа жизни… И дома, после еды, возьми Св. Писания, научайся, чтобы душа не вознерадела о своем спасении… Любовь к Слову Божию лучшее доказательство благоуспеяния душ, как аппетит к пище. Никто не будь ленив, сонлив, не блуждай мыслью на стороне. В одной букве, слоге, глубокая мысль. Сам царь римский не может дать закон персам. А Апостолы дали закон всей вселенной, и на все Времена» – Иоанн Златоуст 1:666, 802; 2:331; 3:54, 108, 181, 409; 4:49, 80, 195, 373; 5:207.
«Если ты изучил всё Божественное Писание, смотри, да не надмевает тебя помысл всё Писание учит смиренномудрию». «Не утруждай себя чтением, за которым не следуют дела, потому что закон выполняется только делами» – Ефрем Сирин.
«Если не полюбишь блаженных и подлинно Божественных слов Писания, уподобишься скотам несмысленным и бессловесным. Как из желания поддержать жизнь едим, пьём, говорим, слушаем, так и к чтению слов Божиих мы должны прилепиться сердцем, не зная сытости» – Нил Синайский.
«В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца ограждёнными и вооружёнными» – Киприан Карфагенский.
«Как царь, когда намерен кому-нибудь даровать свободу и помилование, обнародует своё повеление: придите ко мне и получите помилование. Если же они не хотят прийти к нему и воспользоваться даруемой им милостью, то бесполезно для них читать это поведение. Тем не менее они повинны смертной казни, потому что отказываются прийти и получить помилование от руки своего царя. И Священное Писание подобная грамота Бога людям, в которой повелевает Он любящим Его, молящимся Ему с преданностью, принять из божественной Его десницы небесное благо… Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то чтение Священного Писания не принесёт ему никакой пользы. И он остается виновным, ибо не хочет принять от Царя Небесною даруемого блага (духовной) жизни, без которой невозможно быть причастным бессмертной жизни» – Макарий Египетский.
«Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя» – Иоанн Кассиан.
«Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от пороков… И не будет нужды в толкованиях, как глаза не нуждаются ни в какой науке, чтобы видеть, если только они чисты и нет тьмы» – Иоанн Кассиан.
В 47 житиях святых упоминается об особой любви христиан к Священному Писанию, когда они выучивали Псалтирь наизусть (Евдокия, Шушаник, Геннадий патриарх, Симеон Дивногорец, Иоанникий). У бл. Августина переворот произошёл в душе от чтения Св. Писания. Изучали день и ночь. Во времена же Димитрия Ростовского мало кто имел Библию. И не с тех ли мест и времён вошло в поговорку, что если кто прочитает Библию до конца, то обязательно сойдет с ума. Св. Иеронима до обращения коробил язык пророков, казавшийся ему грубым, в сравнении с изящностью греческих мыслителей.
Так величайший безбожник и хулитель Истины Вольтер говорил, что через сто лет Библия будет позабытой и заброшенной книгой, и её можно будет найти разве что в кладовых и археологических музеях, как свидетельство глупости более ранних поколений. Но через сто лет на месте произнесения этих «пророческих» слов находился склад Британского Библейского общества. Издаваемая сотнями миллионов экземпляров, Библия и сегодня является поистине бестселлером и суперкнигой.
Обратите внимание на изречения Преподобного Макария Оптинского:
Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная милостыня есть подаяние токмо без смущения и разбирательства — хоть немного подать, но с благим произволением и надеждою
Преподобный Макарий
Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью….
Преподобный Макарий
Влияние милостыни на дух человеческий:
- Прежде всего, молитва становится действенней, крепче, внимательней, т.е. доходит до Бога.
- Пост становится твердым, благоговейным.
- Милостыня избавляет от геенны.
- Милостыня привлекает благодать Святого Духа.
Как говорит святитель Феофан Затворник, кто хочет спастись в современном мире, тот пусть вооружится милостыней. Потому что милосердие есть добродетель, которая нас спасет в последние времена быстрее всех. Она даст нам полностью прощение, помилование, и Господь примет нас в Свои Святые Обители.
Кому подавать милостыню?
- Жертва Богу (десятина в Храм). Когда человек жертвует для Храма Божиего. Это обязательно и никем не оспаривается. Десятина – это 10% от чистых денег, которые ты имеешь. Сегодня десятина потеряла свое конкретное, статусное понимание. Теперь наша десятина заключается в том, что мы платим за свечи, за требы, жертвуем на храм. И сегодня христиане обычно делают так – откладывают десятую часть своей заработной платы и занимаются помощью заключенным, больным, отсылают кому-то посылки, т.е. на эти деньги занимаются таким благотворением. Или откладывают и благотворят с этого потом нищим, что как-то неверно, потому что от десятины ещё и благотворишь. Тогда отдай эту десятину сразу на добрые дела. А давать с неё же нищим – это как-то не очень правильно. Например, сегодня при некоторых храмах действует такая практика – приносят 10-ю часть своих денег и отдают, допустим, в тюремный отдел, это правильно. А с этой десятины, которую ты отложил, подавать нищим – это неправильно. Потому что десятину ты должен отдавать в храм, и если в храме всё есть, она идет на конкретные добрые дела.
- Жертва в приюты, в богадельни, и другая социальная благотворительная деятельность. Это тоже никем не оспаривается. Сюда мы тоже должны подавать, не спрашивая. Пришел – отдал.
- Помощь истинно нуждающимся. И вот здесь-то самый вопрос – а кто же истинно нуждается?
Наши родные, конечно, подходят под эту категорию. Благотворить родным – Сам Бог велел.
Господь говорит следующее: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Это значит, что всякий, кто просит, должен от тебя получить.
Как принимать милостыню?
- Человек должен принимать помощь со стыдливостью и скромностью.
- С благодарностью и долгой памятью о том, что нам сделали. Человек быстро забывает о том, что ему оказали помощь. А это важно – быть благодарным, очень долгое время помнить, молиться за этого человека.
- С молитвенным поминовением. Когда человек помогает нам, мы должны за него молиться, это есть первейшая наша обязанность. В поминальной молитве вечернего правила, мы говорим: «Благотворящим благосотвори, милующим нас грехов оставление даруй». Мы молимся о тех, кто милует нас, питает, греет, потому что Господь принимает молитвы тех, кого облагодетельствовали.
Как просить милостыню?
Если есть нужда, то просить нужно. Это как раз есть борьба с гордостью, первое движение к смирению. Есть люди, которые ни за что не попросят, – с голоду, стиснув зубы, умрут, но не пойдут, у соседа стакан не попросят.
Когда у нас есть сильная нужда и мы сами бессильны в этом, мы должны просить. Мы должны обращаться за помощью, потому что это очень полезно, это смиряет нас. Это помогает нам признать помощь от других людей, чтобы мы немножко смягчились своими сердцами, поняли, что не от нас многое зависит. Это часто бывает, когда люди болеют и т.д.
Просить мы можем только на благие дела. На грех просить никто не должен, на преступления и т.п.
Также просить нужно без обмана. Т.е. когда ты приходишь к человеку за помощью, ты
должен честно сказать, что у тебя есть.
И, конечно, не должно, чтобы прошение стало нашим образом жизни. Нищие-профессионалы это грех. Подавать таким нужно, но самим становиться такими – это грех.
Состояния милостыни:
- Внешнее состояние, когда человек делает милостыню по некоторой традиции, по обычаю, он движим некоторыми внешними моментами. Сегодня так делают многие из нас – когда ходим в храм, даем денежку нищим, потому что «все дают».
- Внутреннее состояние – это сердечное, которое является основой милостыни. Это есть её внутренняя сторона, и есть, собственно, сама милостыня. Без этого милостыня не приемлется. Обязательно должна быть некоторая жалость сердца, милосердие, умиление, желание помочь человеку. Если этого нет – нужно себя на это настраивать.
- Также мы можем ещё отметить милость к умершим. Все православные знают, что это – молитва за них. Ещё: пожертвование в храм (на канун или парастас), творение милостыни за умершего, уход за кладбищем, помощь оставшимся родственникам умершего (семье, детям). Господь говорит: «Милующий вдову и сироту любезен Мне». Потому что человек, который это делает, он, во-первых, память умершего чтит, во-вторых, помогает умершему той помощью, которая, кроме молитвенного поминовения, для него самая главная. Т.к. он был за семью в ответе перед Богом, ему бы хотелось, чтобы они были сыты, обуты, одеты и не болели.
Милость и милосердие являются добродетелью против: гнева, сребролюбия, сребролюбия, жадности, скупости, накопительства, эгоизма, себялюбия, эгоцентризма, жестокосердия.
Влияние милостыни на душу человека:
Милостыня есть пища души. Душа милостыней окормляется, крепнет. Очень сильно укрепляется душа, – говорит авва Евагрий, – потому что она получает от милостыни твердость, широту, сразу в душе возникает благодарение Богу. Душа радуется и, можно сказать, полностью «твердеет».
Милостыня очищает совесть человека, пробуждает её, делает человека более совестливым.
Милостыня приближает сердце человеческое к Богу, потому что Бог любит милующее сердце. Порождает в сердце надежду и радость. Когда человек милует, у него в сердце всегда будет рождаться надежда о том, что и он будет помилован Богом. И от этого у него всегда будет в душе радость. И когда он будет просыпаться каждое утро, он всегда будет благодарить Бога за то, что есть Господь, за то, что Он Милостив и Человеколюбив.
Влияние милостыни на природу человека
Святые Отцы говорят следующее:
- Милость врачует страсти, пороки, вытесняет их, изгоняет (прежде всего, от милосердия погибает страсть сребролюбия).
- Милость изгоняет страсть сребролюбия, потому что это два антипода. Две противоположные точки, которые вместе никогда не могут быть. Либо сребролюбие в нашем сердце, либо милосердие. Одно изгоняет другое.
- Милостыня очищает грех, – сказано в Притчах. И у пророка Даниила сказано, что милостыня очищает человеческие беззакония. Помните заветы Отцов наших, когда человек обращается от греха к добродетели, первое, что ему говорят, – «твори милостыню, дабы Господь простил тебе твои грехи». Т.е. преклони Милосердие Божие к себе творением милостыни, добрых дел.
Как подавать милостыню?
- Итак, суть милостыни – не материя, а внутреннее расположение человека. Как говорят Отцы, если ты милуешь, но сердце твое не имеет милосердия – милостыня сия не принимается. Поэтому мы говорим о том, что надо располагать себя к радостному благотворению. Мы должны подавать милостыню без ожидания благодарности от человека.
Обязательно сделанное надо забывать сразу, как сны.
- Подавать нужно со смирением, потому что «мы рабы ничего не стоящие, и сделали только то, что должны были сделать», – говорит евангелист Лука.
- Давать взаймы нужно столько, сколько не жалко потерять. Это сегодня один из принципов, когда ты человеку даешь в долг. Понятно, когда занимают близкие, это серьезно. А людям посторонним нужно давать взаймы столько, сколько не жалко потерять. Потому что если дашь больше, потом можешь пожалеть. Допустим, готов распрощаться с 20 000 рублей? Не готов – не давай. Потому что потом будешь сам себя корить. Если же пришел к тебе человек просить взаймы, и ты чувствуешь, что способен потом все это перенести во славу Христа – то давай.
- Если обещал кому-то пожертвование, или милость, или дать взаймы – не допускай того, чтобы тебе напоминали дважды. Не унижай человека. Или дай и побеспокойся о том, чтобы это было сразу, или не давай вообще. Чем человек должен тебе звонить, унижаться, просить у тебя, выклянчивать – это грех.
- Сугубая милостыня – это двойная милость, когда мы предугадываем, предупреждаем помощь человеку. Видим, что человек нуждается, и прежде чем он нам может об этом сказать, попросить, мы сами уже предугадываем это и помогаем ему. Это происходит от внимательного, духовного сердца.
- Великая милостыня – когда человек благотворит в ущерб себе. Т.е. снимает с себя и отдает другому, остается сам ни с чем. Это есть великий подвиг.
«Высокое благотворение, – говорит Иоанн Златоуст, – когда мы благотворим тем, кто не может нам воздать». Вот мы сегодня многие благодеяния оказываем людям, и мы надеемся получить какую-то пользу, взаимовыгоду. Но высокое дело, когда ты даешь тому, кто вообще никаким образом не может тебе воздать.