Литургические головные уборы христианских епископов и игуменов
Эта статья о религиозных головных уборах. Для использования в других целях см. Митра (значения).
«Епископская шляпа» перенаправляется сюда. Для растения см. Эпимедиум.
Митры в западном и восточном стиле
А Католик митра XIX века, выставленная в Museo dell’Opera del Duomo в Пиза, Италия
Митра Сербский православный Епископ Георгий Чокич
Митры в западном и восточном стилях, которые носили епископы
Католик Архиепископ Хосе Пальма в папских облачениях в западном стиле, включая митру
Украинский православный Епископ Александр (Драбинко) ношение облачений в восточном стиле, включая митру
В митра
(Британский английский) (/ˈмаɪтər/; Греческий: μίτρα, «повязка» или «тюрбан») или
митра
(Американский английский; увидеть различия в написании), является разновидностью головной убор теперь известный как традиционный церемониальный головной убор епископы и некоторые настоятели в традиционном христианстве. Митры носят в католическая церковь, Православная Церковь, а также в Англиканская община, немного Лютеранский церквей, а также епископами и некоторым другим духовенством в Восточно-католические церкви и Восточные Православные Церкви. Митрополит Сирийская церковь Маланкара Мар Тома также носит митру во время важных церемоний, таких как Епископальное освящение.
Источник
Этимология
μίτρα, mítra
(Ионный μίτρη,
mítrē
) является Греческий, и означает часть брони, обычно металлическую защиту, которую носят на талии и под панцирь, как упоминалось в Гомерс Илиада. У более поздних поэтов оно использовалось для обозначения повязки на голову, которую женщины использовали для волос; и своего рода формальный Вавилонский головной убор, как упоминалось Геродот (
Истории
1.195 и 7.90). Это также относится к разновидности повязки для волос, такой как: глава победителя на играх; повязка на голову и знак звания при дворе Птолемеев; восточный головной убор, возможно, тюрбан и т. д. в знак изнеженности, диадема; головной убор священника Геракл; головной убор еврейского первосвященника и др.[1]
Византийская империя
В верблюд
(Греческий: καμιλαύκιον,
камилаукион
), головной убор, что и митра, и Папская тиара оттуда, изначально был кепкой, которую использовали чиновники Имперской византийский корт. «Тиара [от которой происходит митра], вероятно, произошла от фригийской шапки или фригиума, конической шапки, которую носили в греко-римском мире. В 10 веке тиара изображалась на папских монетах».[2] Другие источники утверждают, что тиара возникла наоборот, из митры. В поздней Империи он превратился в закрытый тип Имперской Корона использован Византийские императоры (см. иллюстрацию Майкл III, 842-867).
Митра, которую носит епископ, впервые изображена на двух миниатюрах начала XI века. Первое письменное упоминание о нем встречается в Бык из Папа Лев IX в 1049 году. К 1150 году употребление распространилось на епископов всего Запада; к 14 веку тиару украшали тремя коронами.
Христианское духовенство
Эволюция митры от Католическая энциклопедия
(1913)
Западное христианство
В современном виде в Западное христианствомитра высокая складная колпачок, состоящий из двух одинаковых частей (переда и спинки), поднимающихся козырьком и сшитых по бокам. Два коротких лапки всегда свисать со спины.
в католическая церковь, церковный закон дает право использовать митру и другие понтификационные знаки (посох, наперсный крест и кольцо) в (1) епископы, (2) настоятелии (3) кардиналы и те, кто канонически эквивалентен епархиальным епископам, не получившим епископского рукоположения. Главный священнослужитель вручает митру и другие папские знаки отличия новопосвященному епископу во время Обряд рукоположения во епископа и новому настоятелю во время обряда благословения аббата. В случае человека, который канонически приравнивается к епархиальному епископу, но не получает епископского рукоположения, это представление обычно происходит во время публичной установки в соответствии с обычаями его юрисдикции. Католический церковный закон также разрешает бывшим англиканским епископам, принятым в полное общение и впоследствии рукоположенным в сан пресвитера Католической церкви, получить разрешение на использование папских знаков отличия в качестве знака признания их предыдущего служения (они также могут быть допущены к национальному или церковному служению). региональной епископальной конференции со статусом, эквивалентным статусу вышедших на пенсию католических епископов), но бывшие англиканские епископы обычно не запрашивали разрешения на использование папских знаков различия в соответствии с этим положением.
Римско-католическое духовенство носит три типа митр для разных случаев:
- В симплекс
(«простой», относящийся к используемым материалам) изготавливается из белого льна или шелка без украшений, а его белые накладки традиционно заканчиваются красной бахромой. Его особенно часто носят на похоронах, в постное время, на Хорошая пятница и сослужащими епископами на Масса. Кардиналы в присутствии Папы носят митру из белого полотняного дамаска. - В auriphrygiata
из простой золотой ткани или белого шелка с золотой, серебряной или цветной вышивкой; в наши дни его обычно носят епископы, председательствуя на совершении таинств. - В Pretiosa
(«драгоценный») украшен драгоценными камнями и золотом и носится на основной мессе в самые торжественные воскресенья (кроме Великого поста) и праздники. Сегодня этот вид митры редко украшают драгоценными камнями, а их дизайн стал более разнообразным, простым и оригинальным, зачастую просто в литургическом цвете дня.
Правильный цвет митры — всегда белый, хотя в литургическом использовании белый также включает облачения из золотой и серебряной ткани. Вышитые ленты и другие орнаменты, украшающие митру и лапки, могут быть других цветов и часто бывают такими. Хотя цветные митры иногда продают и носят в настоящее время, это, вероятно, связано с тем, что производитель или владелец не осведомлен о литургической традиции.[сомнительный – обсуждать
]
Во всех случаях алтарь может носить шаль вуаль, называется vimpa, на плечах при держании епископской митры.
С его инаугурация в качестве папы, Бенедикт XVI нарушил традицию и заменил папская тиара даже на его папский герб с папской митрой (содержащей по-прежнему три уровня «корон», представляющих силы папство в упрощенном виде) и паллий. До Бенедикта XVI герб каждого папы всегда содержал изображение папской тиары и перекрещенных ключей Святого Петра, хотя тиара вышла из употребления, особенно при папах. Иоанн Павел I и Иоанн Павел II. Папа Павел VI был последним папой на сегодняшний день, который начал свое папское правление с официальной коронации в июне 1963 года. Однако в знак осознанной необходимости большего упрощения папских обрядов, а также меняющейся природы самого папства, он отказался от использование его тиары в драматической церемонии в базилике Святого Петра во время второй сессии Ватикан II в ноябре 1963 г. Однако его 1975 г. Апостольская конституция дал понять, что тиара не была отменена: в конституции он предусматривал, что его преемник получит коронацию. Папа Иоанн Павел I, однако, отказался следовать конституции Павла VI и выбрал более простой папская инаугурация, прецедент, которому последовали три его преемника. Апостольская конституция Папы Иоанна Павла II в 1996 году оставила открытыми несколько вариантов, не указав, какой тип церемонии должен использоваться, кроме той церемонии, которая будет проводиться для открытия нового понтификата.
Папа Павел VI пожертвовал свою тиару (подарок своей бывшей епархии Милана) на цели борьбы с нищетой в мире. Потом, Фрэнсис Кардинал Спеллман из Нью-Йорка получил тиару и взял ее с собой в тур по Соединенным Штатам, чтобы собрать средства для бедных. Он постоянно находится в склепе церкви в Базилика Национального Храма Непорочного Зачатия в Вашингтон, округ Колумбия.
в Церковь Англии, митра вышла из употребления после Реформации, но была восстановлена в конце 19 — начале 20 вв. в результате Оксфордское движение, и теперь его носят большинство епископов Англиканская община по крайней мере, в некоторых случаях. В Епископальная церковь Соединенных Штатов, первый Председательствующий Епископ, Сэмюэл Сибери носил митру еще в 1786 году. Митру также носят епископы ряда лютеранских церквей, например Евангелическо-лютеранская церковь Латвии и Церковь Швеции.[3]
В церковная геральдикамитра помещалась над щитом всех лиц, имевших право носить митру, включая настоятелей. Он заменил шлем военного оружия, но также появился как гребень помещался поверх шлема, как это было принято в немецкой геральдике.[4] В англиканских церквях митра по-прежнему помещается над гербом епископов вместо церковная шляпа. В Римско-католической церкви использование митры над щитом на личном гербе духовенства было запрещено в 1969 г.[5] и теперь встречается только на некоторых корпоративных гербах, например, в епархиях. Раньше митра часто включалась под шапку,[6] и даже в руках кардинала митра не была полностью перемещена.[7] В геральдике митра всегда изображается в золото, и лаппеты (infulae) одного цвета. Утверждалось, что до реформации различие между митрой епископа и аббата проводилось из-за отсутствия infulae в руках аббата. В Англии и Франции было принято располагать митру аббата слегка в профиль.[4]
- Митра симплекс
традиционный стиль: белый штоф с его белыми лепестками, оканчивающимися красной каймой.
- Бенедикт XVI носить Pretiosa
: искусно вышитая митра.
- Папский герб Папы Бенедикта XVI. В папская тиара был заменен митрой епископа.
Восточное христианство
Митра православная Столичный Святой Златоуст из Смирны, замученный, когда турки захватили город в 1922 году. Искусно вышитая восточно-православная митра, 1715 г.
Самая типичная митра в Восточно-православный и Византийский католик церкви основаны на закрытой Императорской короне позднего Византийская империя. Следовательно, он также в конечном итоге основан на более старом καμιλαύκιον, хотя он отделился от светского головного убора гораздо позже, после того, как он уже претерпел дальнейшее развитие. Форма короны не использовалась епископами до падение Константинополя (1453).
Восточная митра выполнена в виде луковичной короны, полностью закрыта, а материал — из парча, штоф или же ткань из золота. Также может быть вышитый, и часто богато украшен драгоценностями. Обычно бывает четыре иконки прикреплен к митре (часто Христа, Богородица, Иоанн Креститель и Крест), которую епископ может поцеловать перед тем, как надеть ее. Восточные митры обычно золотые, но другие литургические цвета может быть использовано.
Митра увенчана крестом, сделанным из металла и стоящим вертикально, или вышитым на ткани и лежащим плашмя сверху. В Греческая практикамитры всех епископов увенчаны стоячим крестом. То же самое и в Русская традиция. В митрах, вручаемых священникам, крест будет лежать ровно. Иногда вместо плоского креста митра может иметь значок на вершине.
Епископы Армянская Католическая Церковь в Иерусалим носить митры.
Как предмет Империал регалии, наряду с другими такими предметами, как Саккос (Императорский далматический) и эпигонациямитра стала обозначать светскую власть епископов (особенно Патриарх Константинопольский) в рамках администрации Пшено ром
(т.е. христианское сообщество) Османская империя. В определенные торжественные моменты во время праздника митра снимается. Божественная литургия и другие услуги, которые обычно удаляются и заменяются протодиакон.
Использование митры является прерогативой епископов, но может быть предоставлено архиереи, протопресвитеры и архимандриты. Священническая митра не увенчана крестом и награждается по усмотрению синод епископов.
Разновидности рясы
Русская ряса застегивается «встык», без запа́
ха, имеет приталенный фасон. Рукава – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло. На некоторые официальные церковные мероприятия духовенство Русской Православной Церкви обязывается являться исключительно в рясах русского покроя.
Существует две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков, и московская– приталенная со всех сторон.
Греческая ряса пришла на Русь в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить ее. Такая ряса намного шире русской, не приталена, застегивается только на вороте и груди, имеет воротник-стойку. По сути, это трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы
из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, а многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, и российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку или шляпу.
Полезный совет. Особенности пошива подрясников и ряс
Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурами, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть.
Скуфья – шапочка черного цвета, закрывающая лоб. Может иметь русский
(более распространенный) или
греческий фасон
. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок. Современная скуфья шьется таким образом, что на ней образуются
4 складки
, образующие крест, видимый сверху. Скуфейки священнослужителей делают из бархатистой материи.
Военная форма
Русский гренадер митра.
В течение 18 века (а в некоторых случаях и 19 века) солдаты назывались гренадеры в различных североевропейских армиях носили митру (обычно называемую «митрой»), по очертаниям похожие на те, что носили западные епископы. Эта кепка, впервые принятая в 1680-х годах, носилась вместо обычной широкополой шляпы, чтобы не сбить головной убор, когда солдат бросал граната.[8] Ручная граната в своей примитивной форме к середине 18 века устарела.[8] но гренадеры продолжали оставаться элитными войсками в большинстве европейских армий, обычно сохраняя митру в качестве отличия.
В военном отношении этот головной убор имел разные стили. Прусский стиль имел конусообразную латунную или белую металлическую переднюю часть с тканевой задней частью с кружевной оплеткой;[9] Русский стиль изначально представлял собой высокую латунную пластину поверх кожаной фуражки с козырьком сзади, хотя впоследствии была принята немецкая модель. В британском стиле — обычно называемом просто «гренадерская кепка» вместо митры — была высокая суконная передняя часть с сложной полковой вышивкой впереди покатой красной спинки с белой подкладкой.[10] Немного немецкий и русский стрелок полки также носили митру с латунной пластиной меньшего размера.
К концу 18 века из-за изменений в военной моде митра в основном уступила место митре. медвежья шкура или был заменен стандартной пехотой треуголка или же двурогий. Британская армия сделала это изменение в 1765 году, а прусская армия — в 1790 году. Однако все русские гренадеры продолжали носить митры до 1805 года, даже когда они находились на действительной службе.[11]
Митра в ее классической форме с металлическим фасадом 18-го века сохранилась в качестве предмета парадной парадной одежды в Пруссии. Лейб-Гренадер № 1
и
1-й гвардейский полк цу Фусс
полки, плюс российские Павловский полк, до Первой мировой войны.
Разновидности одежд священнослужителей
Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники: серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном
в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или
из чистого льна
. Зимой котируются
шерсть и синтетика
.
Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.
Русский подрясник
застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.
На груди у греческого подрясника
устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.
Болгарский подрясник
представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.
Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».
Другое использование
Шахматный слон в штандарте Стонтон шаблон. Обратите внимание на разницу.
В епископ в настольной игре шахматы представляет собой стилизованную западную митру с Unicode коды U + 2657 (белый) и U + 265D (черный): ♗♝.
В короны из Австрийская Империя и Императорская Россия включили в свой дизайн митру из драгоценного металла и драгоценных камней. В Австрийская Императорская Корона изначально была личной короной императора Священной Римской империи Рудольф II и имеет форму, присущую императору Священной Римской империи. На Римский обряд от их КоронацияПапа возложил на их головы митру, прежде чем возложить на нее корону. Их императрица-консорт также получили митру и корону на головы от кардинального епископа на той же церемонии. Форма Российская Императорская Корона восходит ко времени Петр ВеликийРанние попытки вестернизировать Россия, и, вероятно, была вдохновлена коронами, которые носили габсбургские императоры Священной Римской империи, а также, возможно, православной митрой.
Настоятельницы некоторых очень древних аббатств на Западе также носили митры, но совершенно иной формы, чем та, которую носят прелаты-мужчины.
В митральный клапан человеческого сердца, которое находится между левое предсердие и левый желудочек, назван так из-за сходства формы с митрой. Андреас Везалий, отец анатомии, отметил поразительное сходство между ними при анатомическом вскрытии в шестнадцатом веке.[12]
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии
, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями
, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества
мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
С IV века по Р.Х. архиереи носили мантию, сотканную из белой шерсти. Она являлась символом пастыря, несущего на плечах овцу, то есть указывала на обязанность епископа заботиться о спасении своей паствы. С VIII века белая мантия была знаком сана митрополита.
Символика архиерейской мантии
Мантия
– свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Вот как писал святитель Симеон Солунский о монашеской мантии: «Мантия …выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности
».
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов
». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».
Примечания
- впервые появляется
- Британика 2004, тиара
- Британская энциклопедия https://www.britannica.com/EBchecked/topic/386220/mitre
- ^ аб
«Церковная геральдика».
Католическая энциклопедия
. 1913. - «Инструкция», 1969, №28.
- Лартиг, Словник
. - фон Вольборт, Геральдика мира
, стр.171, показывает герб Кардинала. Фрэнсис Спеллман с митрой в 1967 году, всего за два года до 1969 года.
Инструкция
. - ^ аб
W.Y. Карман, стр. 68 «Словарь военной формы», ISBN 0-684-15130-8 - Филип Хэйторнтвейт, стр. 13 «Армия Фридриха Великого, том 2 Пехота», ISBN 1855321602
- Стюарт Рид, стр. 24 «Армия короля Георга 1740-93, т. 1 Пехота», ISBN 1 85532 515 2
- Филип Хэйторнтвейт, стр. 18 «Российская армия в наполеоновских войнах (1): пехота, 1799-1814» ISBN 0-85045-737-8
- Чарльз Дэвис О’Мэлли, «Андреас Везалий Брюссельский, 1514-1564» (Беркли: University of California Press, 1964).