священник МаркУчение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 30.11.2020

Когда упоминается Божественность Иисуса Христа, то имеется в виду учение о том, что Иисус является Богом по Своей природе. Почти все те, кто называет себя христианами, принимают это важнейшее из всех библейских учений. Одним из самых значительных исключений из этого числа являются Свидетели Иеговы. В этом виноват основатель их движения — Чарльз Рассел и второй лидер Свидетелей Иеговы — «судья» Рутерфорд. Эта религиозная группа считает Христа величайшим из ангелов — первым творением Бога, при этом отрицая Его Божественность и не считая Его Богом.

Говорит ли Новый Завет про Божественность Христа — о том, что Иисус Христос является Богом? Конечно, да! Множество отрывков Библии доказывают эту основополагающую доктрину. Вот лишь некоторые из библейских отрывков:

Библия о Боже­стве Христа и Свя­того Духа

Биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог, Творец все­лен­ной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, дру­гого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет, позна­ется и суще­ствует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Кото­рые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет. Учение о Три­еди­ном Боге до конца непо­сти­жимо для чело­ве­че­ского ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Цер­ковь Хри­стова, явля­ю­ща­яся, по словам апо­стола Павла, стол­пом и утвер­жде­нием истины (1Тим.3:15), и о кото­рой ска­зано, что силы ада ее не одо­леют (Мф.16:18). Так учит нас и Библия, многие тексты кото­рой при­от­кры­вают нам эту Боже­ствен­ную тайну. Рас­смот­рим сна­чала места Свя­щен­ного Писа­ния, под­твер­жда­ю­щие, что Сын Божий, став­ший Хри­стом ради спа­се­ния людей, есть Истин­ный Бог, совер­шенно равный по Своей при­роде Богу Отцу .

Иисус никогда не призывал учеников поклоняться себе или Святому Духу, но одному только Богу.

«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!» (Лука 11:2).

«Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанн 16:23).

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанн 4:23).

Будь Иисус Богом, он настаивал бы на поклонении себе. Но, поскольку Иисус повелевал поклоняться Богу, он сам Богом не является.

I. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает Христа Сыном Божиим. Это озна­чает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал чело­ве­ком, до того, как был сотво­рен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно ска­зать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что эле­мен­тар­ный здра­вый смысл нам гово­рит, что от рыбы рож­да­ется рыба, от птицы рож­да­ется птица, от чело­века рож­да­ется чело­век, а потому и от Бога рож­да­ется Бог и никто другой. Не может чело­век родить птицу, а рыба не может родить чело­века. Точно так же и Бог – Он рож­дает Бога, рав­ного Самому Себе. Подоб­ные отно­ше­ния бывают и у людей: в обыч­ной чело­ве­че­ской семье сын имеет точно такую же при­роду, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще мла­де­нец, однако потен­ци­ально сын явля­ется наслед­ни­ком имения своего отца, он имеет закон­ные права на наслед­ство, вступ­ле­ние во вла­де­ние кото­рым есть только вопрос вре­мени .

Таким обра­зом, даже и у людей, в усло­виях зем­ного вре­мени, сын по своему досто­ин­ству во всем равен отцу. Тем более такое равен­ство имеет место там, где рож­да­ется Сын Божий от Отца, – то есть в веч­но­сти. Ибо в веч­но­сти нет вре­мени, нет изме­не­ния воз­раста, и потому Хри­стос, рож­да­ю­щийся от Отца пред­вечно, то есть до того, как пошло земное время, всегда равен Отцу и во всем имеет равное с Ним досто­ин­ство . И нужно ска­зать, что именно так и поняли иудеи про­по­ведь Христа о том, что Он явля­ется Сыном Небес­ного Отца. В Еван­ге­лии от Иоанна читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нару­шал суб­боту, но и Отцем Своим назы­вал Бога, делая Себя равным Богу»

(Ин.5:18).

Итак, из того, что Хри­стос есть Сын Божий, непре­ложно сле­дует, что Он есть истин­ный Бог, равный Отцу. Напрасно воз­ра­жают неко­то­рые, что сынами Божи­ими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии вос­кли­цали от радо­сти…»

(Иов.38:7);
«Я сказал: вы –боги, и сыны Все­выш­него

все вы; но вы умрете, как чело­веки…»
(Пс.81:6),
«…веру­ю­щим во Имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими»
(Ин.1:12) и мн. др. Однако во всех этих слу­чаях речь идет совсем о другом – об усы­нов­ле­нии Богу по Бла­го­дати, а не о при­род­ном сынов­стве, не о равен­стве по сущ­но­сти. Да, Ангелы и пра­вед­ные люди могут быть названы сынами Божи­ими, и даже богами, но не в соб­ствен­ном смысле этого слова, а лишь по при­ча­стию и при­бли­же­нию своему к Богу, по усы­нов­ле­нию, по Бла­го­дати. При­ме­ни­тельно же ко Христу выра­же­ние «Сын Божий» упо­треб­лено в соб­ствен­ном смысле этого слова – то есть Он явля­ется Сыном Божиим, оди­на­ко­вым с Отцом по общей Боже­ствен­ной при­роде, по единой Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Откуда это видно? Это видно из того, что Хри­стос назван в Библии Еди­но­род­ным:
«… неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия»
(Ин.3:18)
4
. Слово «еди­но­род­ный сын» (греч. ο μονογενής υιός) при­ме­ни­тельно к людям озна­чает «един­ствен­ный сын» и упо­треб­ля­ется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выра­же­ние «
Еди­но­род­ный Сын Божий»
озна­чает, что у Бога Отца есть только один Сын в соб­ствен­ном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, вопло­тился и стал Чело­ве­ком – Иису­сом Хри­стом. Вот почему в Библии ни к каким Анге­лам, ни к каким пра­вед­ни­кам – там, где их име­нуют сынами Божи­ими – термин «еди­но­род­ный» нико­гда не при­ла­га­ется. Хри­стос есть Сын Божий в сущ­ностно и прин­ци­пи­ально другом смысле этого слова, чем Ангелы и пра­вед­ники. Об этом гово­рит апо­стол Павел:
«…кому когда из Анге­лов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»?
(Евр.1:5)

Далее, о пред­веч­ном рож­де­нии Христа у про­рока Давида ска­зано: «…из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое»

(Пс.109:3). Ни о каких Анге­лах, ни о людях Библия так нико­гда не гово­рит. Ангелы и люди были сотво­рены из ничего, а Сын Божий рож­да­ется «из чрева» Отца. Выра­же­ние «из чрева» (евр. מרחם) озна­чает «из груди», «из сердца», «из внут­рен­ней сущ­но­сти», – подобно тому, как у людей мать рож­дает мла­денца. Мла­де­нец, как уже гово­ри­лось, явля­ется закон­ным наслед­ни­ком матери и по своей сущ­но­сти и досто­ин­ству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рож­да­ясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Боже­ствен­ную при­роду и равное Боже­ствен­ное досто­ин­ство .

Библия и во многих других местах пол­но­стью под­твер­ждает рож­де­ние Сына Божия из самой сущ­но­сти Отца и полное един­ство и равен­ство Сына и Отца. Вот, напри­мер, слова Самого Христа, Кото­рый о Своих отно­ше­ниях с Отцом гово­рит: «Я и Отец – одно»

(Ин.10:30), то есть одно суще­ство, одна при­рода, одно Боже­ство. И в другом месте Он гово­рит:
«Видев­ший Меня видел Отца»
(Ин.14:9). Также и апо­стол Павел сви­де­тель­ствует о Христе, что
«В Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно»
(Кол.2:9). Кто из тво­ре­ний Божиих может ска­зать о себе, что в нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства? Никто. Даже самые высшие Архан­гелы – Михаил, Гав­риил и другие не могут о себе так ска­зать. Они, конечно, при­частны к Богу, близки к Нему, но всю пол­ноту Боже­ства они вме­стить не могут. Ничто сотво­рен­ное не может вме­стить и поне­сти всю пол­ноту Боже­ства. Вся пол­нота Боже­ства может пре­бы­вать только в Истин­ном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пре­бы­вает, то это может озна­чать только одно: Хри­стос есть Истин­ный Бог.

А вот извест­ный всем первый стих Еван­ге­лия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть»

(Ин.1:1). Ска­зано совер­шенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Созда­тель, Сотво­рив­ший небо и землю, как об этом повест­вуют (очень, кстати, созвуч­ные рас­смат­ри­ва­е­мым Еван­гель­ским словам) первые строки Библии:
«В начале сотво­рил Бог небо и землю»
(Быт.1:1).

Еван­ге­лист Иоанн гово­рит о Слове, что Оно было «в начале»

. В книгах Свя­щен­ного Писа­ния выра­же­ние «в начале» часто ука­зы­вает на начало бытия мира . В таком именно смысле оно упо­треб­ля­ется, несо­мненно, и здесь. И отсюда сле­дует, что в начале, когда Бог начал тво­рить все, – в этом самом «начале», Слово
уже было
. Один тол­ко­ва­тель Библии, ком­мен­ти­руя это место, гово­рит: «Слова еван­ге­ли­ста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начи­нал устро­яться мир, то есть Слово было до устро­е­ния мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде вре­мени, ибо начало мира есть вместе и начало вре­мени, прежде сло­же­ния мира не было вре­мени; а бывшее прежде вре­мени было от веч­но­сти, сле­до­ва­тельно, бытие Слова – вечное, без­на­чаль­ное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; сле­до­ва­тельно, бытие Слова в полном смысле вечное – без­на­чаль­ное и бес­ко­неч­ное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Боже­ствен­ном бытии сви­де­тель­ствует Сам Хри­стос, когда, напри­мер, гово­рит сле­ду­ю­щее: «
И ныне про­славь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, кото­рую Я имел у Тебя прежде бытия мира»
(Ин.17:5).

Неко­то­рые, однако, утвер­ждают, что слово «Бог» упо­треб­лено у еван­ге­ли­ста Иоанна (Ин.1:1) не в соб­ствен­ном смысле этого слова, что есть один только истин­ный Бог – это Бог Отец, тогда как вопло­тив­шийся и став­ший Хри­стом Бог Слово не явля­ется равным Ему Богом. Для дока­за­тель­ства этого они ссы­ла­ются обычно на те места Библии, где о Христе гово­рится как будто бы как о Суще­стве, под­чи­нен­ном Богу Отцу. Так, напри­мер, они при­во­дят текст Еван­ге­лия, где Хри­стос гово­рит: «Отец Мой более Меня»

(Ин.14:28). Также они ука­зы­вают и на слова апо­стола Павла:
«Вся­кому мужу глава Хри­стос, жене глава –муж, а Христу глава – Бог»
(1Кор.11:3). Однако сле­дует знать, что эти слова Свя­щен­ного Писа­ния не только не опро­вер­гают, а, напро­тив, под­твер­ждают Боже­ствен­ную при­роду Христа и Его полное равен­ство с Богом Отцом. Дей­стви­тельно, если мы вду­ма­емся в при­ве­ден­ные слова апо­стола, то на при­мере отно­ше­ний мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бес­спорно, и явля­ется главой жены, однако это отнюдь не озна­чает, что жена, по срав­не­нию с мужем, есть суще­ство низшей при­роды. Жена по своей при­роде, по своему досто­ин­ству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем состав­ляют одну при­роду, как об этом сказал Гос­подь: «…
оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут одна плоть»
(Быт.2:24). Итак, рас­суж­даем: муж – это чело­век? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже чело­век? – Да. Сле­до­ва­тельно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну при­роду, одно и то же чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Но при всем при этом муж – глава жены. По ана­ло­гии с этим сле­дует мыс­лить и об отно­ше­ниях Христа с Небес­ным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Хри­стос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом оди­на­ко­вую Боже­ствен­ную при­роду и досто­ин­ство, Они с Отцом
едины
– (
«Я и Отец – одно»
Ин.10:30).

Далее: как жена, при­зна­вая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное чело­ве­че­ское досто­ин­ство с мужем) в неко­то­ром смысле ска­зать, что муж мой – больше, чем я, так и Хри­стос при­ве­ден­ные выше слова: «Отец Мой более Меня»

(Ин.14:28), – гово­рит в подоб­ном же смысле, и Его полное равен­ство Отцу этими сло­вами отнюдь не отвер­га­ется.

Апо­стол Фома сказал Христу, явив­ше­муся после Своего Вос­кре­се­ния: «Гос­подь мой и Бог мой»

(Ин.20:28). Всем хорошо известно, до какой сте­пени евреи были щепе­тильны и какую они имели рев­ность в вопро­сах славы Божией, – ведь они хорошо пом­нили, что Бог Иегова есть Бог рев­ни­тель, Кото­рый сказал Своему народу:
«Ты не должен покло­няться богу иному, кроме Гос­пода
(Иеговы – евр. יהוה);
потому что имя Его –рев­ни­тель; Он Бог рев­ни­тель»
(Исх.34:14). И еще: «
Я Гос­подь
(Иегова – евр. יהוה)
, это –Мое имя, и не дам славы Моей иному»
(Ис.42:8). Поэтому нико­гда бы апо­стол Фома не назвал Богом того, кто Им не явля­ется. И уж совер­шенно точно эти слова нико­гда бы не вошли в состав Свя­щен­ного Писа­ния, если бы те, кто напи­сал Новый Завет, то есть апо­столы, не знали с послед­ней сте­пе­нью досто­вер­но­сти, что Хри­стос есть истин­ный Бог, в Боже­ствен­ном Своем досто­ин­стве равный Богу Иегове.

Точно так же и святой еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа»

(Мф.28:19), – если бы Сын не имел рав­ного с Отцом Боже­ствен­ного досто­ин­ства.

Далее: апо­стол Павел, пере­чис­ляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и обще­ние Свя­таго Духа со всеми вами. Аминь»

(2Кор.13:13) , – разве напи­сал бы так апо­стол Павел, бывший, по его соб­ствен­ным словам,
«неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний»
(Гал.1:14), рев­ни­те­лем славы Божией – разве напи­сал бы он так, если бы Хри­стос и Святой Дух не имели бы рав­ного Отцу Боже­ствен­ного досто­ин­ства? Конечно, нико­гда бы не напи­сал.

Также нико­гда бы не сказал стар­ший из апо­сто­лов, святой Петр, об имени Иисус,

– что
«нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись»
(Деян.4:12). Разве не знал Петр, что дано было через вели­кого про­рока Моисея евреям страш­ное и свя­щен­ней­шее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он про­ро­че­ские слова о том, что спа­са­ется тот, кто при­зы­вает имя Иеговы? Ибо ска­зано у про­рока Иоиля:
«всякий, кто при­зо­вет имя Гос­подне
(евр. יהוה)
, спа­сется»
(Иоил.2:32)? Разве не знал он, что Сам Гос­подь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки
(Исх.3:15)
? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заме­нить это вели­кое имя Бога, о кото­ром Давид сказал:
«Свято и страшно имя Его»
(Пс.110:9), – как он мог заме­нить его на другое имя –
Иисус
? Как он мог осме­литься, как он мог дерз­нуть на это? Но святой Петр без всяких коле­ба­ний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страш­ное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, рав­ного Иегове по единой общей Боже­ствен­ной при­роде. И Библия особо под­чер­ки­вает, что Петр гово­рит свои слова (о том, что нет дру­гого имени, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись),
«испол­нив­шись Духа Свя­того»
(Деян.4:8), чтобы засви­де­тель­ство­вать для всех, что это не при­ду­мано людьми, но явля­ется новым Откро­ве­нием от Бога Истин­ного, данным миру для спа­се­ния мира.

По той же самой при­чине – рев­но­сти о славе Иеговы биб­лей­ских писа­те­лей – нико­гда бы не назы­вали они в своих писа­ниях Христа теми же име­нами, что и Иегову, если бы не имели совер­шен­ного знания о Его истин­ном Боже­ствен­ном досто­ин­стве. А таких мест в Библии име­ется много. Напри­мер, Иегова гово­рит о Себе через про­рока Исаию: «Я первый и Я послед­ний

, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6), а в Апо­ка­лип­сисе Иоанна Бого­слова мы читаем о Христе: «…напиши: так гово­рит
Первый и Послед­ний
, Кото­рый был мертв, и се, жив…» (Откр.2:8).

Иегова гово­рит о Себе: «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­теля, кроме Меня

» (Ис.43:11). А о Христе у апо­стола Павла ска­зано: «…ожидая бла­жен­ного упо­ва­ния и явле­ния славы вели­кого
Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа
…» (Тит.2:13).

О Втором при­ше­ствии Христа гово­рится, что его откроет Гос­подь Все­дер­жи­тель – «…бла­жен­ный и единый силь­ный Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих

, единый име­ю­щий бес­смер­тие, Кото­рый оби­тает в непри­ступ­ном свете, Кото­рого никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может. Ему честь и дер­жава вечная! Аминь» (1Тим.6:15-16). А о Христе в Апо­ка­лип­сисе ска­зано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец побе­дит их; ибо
Он есть Гос­подь гос­под­ству­ю­щих и Царь царей
, и те, кото­рые с Ним, суть званые и избран­ные и верные…» (Откр.17:14).

Иере­мия в извест­ном мес­си­ан­ском про­ро­че­стве даже прямо назы­вает Христа именем Иеговы: «Вот, насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, и вос­ставлю Давиду Отрасль пра­вед­ную, и воца­рится Царь, и будет посту­пать мудро, и будет про­из­во­дить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спа­сется и Изра­иль будет жить без­опасно; и вот имя Его, кото­рым будут назы­вать Его: «Гос­подь

(евр. יהוה)
оправ­да­ние наше!»
(Иер.23:6)

Кроме того, пол­но­цен­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство Иисуса Христа ясно видно из вни­ма­тель­ного сопо­став­ле­ния многих парал­лель­ных мест Библии, где раз­ными свя­щен­ными писа­те­лями повест­ву­ется об одних и тех же собы­тиях Свя­щен­ной исто­рии или об одних и тех же про­ро­че­ствах. Вот, напри­мер, пророк Исаия гово­рит об одном из своих виде­ний: «…глаза мои видели Царя, Гос­пода

(евр. יהוה)
Сава­офа»
(Ис.6:5). А святой еван­ге­лист Иоанн, опи­сы­вая то же самое виде­ние про­рока, утвер­ждает, что глаза Исаии видели Иисуса:
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и гово­рил о Нем»
(Ин.12:40-41). Зада­дим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и гово­рил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иего­вой одну и ту же общую Боже­ствен­ную при­роду .

Есть много и других подоб­ных мест в Библии. При­ве­дем неко­то­рые из них. В книге Деяний ска­зано, что Христа из мерт­вых вос­кре­сил Гос­подь Бог: «СегоБог вос­кре­сил в третий день

, и дал Ему являться…» (Деян.10:40). А Иисус гово­рит о Своем Вос­кре­се­нии, что это Он Сам вос­кре­сил Себя: «Иисус сказал им в ответ: раз­рушьте храм сей и
Я в три дня воз­двигну его
» (Ин.2:19).

Повест­вуя о рас­пя­тии Христа, еван­ге­лист Иоанн ссы­ла­ется на про­рока Заха­рию: «…воз­зрят на Того, Кото­рого прон­зили»

(Ин.19:37). Однако у Заха­рии, в еврей­ском ори­ги­нале (как и в гре­че­ском пере­воде Семи­де­сяти, и в латин­ской Вуль­гате), читаем сле­ду­ю­щие слова Иеговы: «
והביטו אלי את אשר־דקרו
», что дословно озна­чает «…и они воз­зрят
на Меня, Кото­рого прон­зили
…» (Зах.12:10). То есть речь здесь идет как бы о пре­да­нии на смерть Самого Иеговы. И объ­яс­нить это можно только тем, что Боже­ствен­ная при­рода Христа и Боже­ствен­ная при­рода Иеговы есть одна и та же общая Их Боже­ствен­ная при­рода.

Святой пророк Давид гово­рит в псалме: «В начале Ты осно­вал землю, и небеса
дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нятся; но Тытот же, и лета Твои не кон­чатся»
(Пс.101:26-27). Не под­ле­жит ника­кому сомне­нию, что слова эти ска­заны об Иегове, Созда­теле все­лен­ной. Однако апо­стол Павел в Посла­нии к евреям (Евр.1:8-12) утвер­ждает, что Давид гово­рит здесь о Христе. И отсюда сле­дует, что Хри­стос явля­ется таким же Созда­те­лем все­лен­ной, каким явля­ется Иегова Бог.

Еще пример: в Еван­ге­лии от Иоанна Хри­стос гово­рит о Своих после­до­ва­те­лях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похи­тит их из руки Моей»

(Ин.10:28). И далее гово­рит:
«Отец Мой, Кото­рый дал Мне их, больше всех; и никто не может похи­тить их из руки Отца Моего»
(Ин.10:29). Отсюда видно, что похи­тить овец из руки Христа есть то же самое, что похи­тить их из руки Отца. Сле­до­ва­тельно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Еди­ного Бога, кото­рой вла­деют в равной сте­пени и Отец, и Сын. Именно так и объ­яс­няет это Сам Хри­стос, про­дол­жая речь:
«Я и Отец – одно»
(Ин.10:30). Под «рукой» же, согласно тол­ко­ва­нию святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви, здесь сле­дует пони­мать силу и власть Боже­ства. О том, почему и в каком смысле ска­зано об Отце, что Он
«больше всех»,
уже гово­ри­лось выше – в тол­ко­ва­нии на Ин.14:28 и 1Кор.11:3.

Итак, при­ве­ден­ные тексты Библии со всей оче­вид­но­стью сви­де­тель­ствуют об истин­ном Боже­стве Христа и о полном Его при­род­ном един­стве и равен­стве с Богом Отцом. Однако сле­дует также ска­зать, что в Свя­щен­ном Писа­нии име­ется немало и других тек­стов, в кото­рых гово­рится не о Боже­стве, а о чело­ве­че­стве Христа, о том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век, что Он имеет общую с нами чело­ве­че­скую при­роду. И, конечно, на эти тексты очень любят ссы­латься отри­ца­тели равен­ства Христа с Богом Отцом. Поэтому скажем несколько слов о про­блеме пра­виль­ного пони­ма­ния всех подоб­ных мест, кото­рых в Библии дей­стви­тельно име­ется очень много. Укажем неко­то­рые из них. Прежде всего, Сам Хри­стос назы­вал Себя мно­го­кратно «Сыном Чело­ве­че­ским» или даже просто «Чело­ве­ком». «Ищете убить Меня, Чело­века, ска­зав­шего вам истину»

(Ин.8:40), – гово­рит Он иудеям. Нередко и апо­столы назы­вали Христа Чело­ве­ком.
«Един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус»
(1Тим.2:5), – словаапо­стола Павла. О чело­ве­че­ской при­роде Христа кос­венно сви­де­тель­ствуют также и те мно­го­чис­лен­ные тексты Писа­ния, из кото­рых видно, что Христу были при­сущи все каче­ства земной чело­ве­че­ской при­роды. Напри­мер, Он уста­вал от пути и зноя (Ин.4:6), нуж­дался во сне, пище и питии (Мк.4:38; Ин.4:7; Мф.21:18), испы­ты­вал свой­ствен­ные людям эмоции, напри­мер, радость и любовь (Ин.11:15; Мк.10:21), гнев и скорбь (Мк.3:5; Мк.14:34). Все это, конечно, неопро­вер­жимо сви­де­тель­ствует о том, что Хри­стос – это насто­я­щий, реаль­ный, земной Чело­век.

Но ведь об этом ника­кого спора и нет, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие нико­гда не отвер­гало пол­но­цен­ное земное чело­ве­че­ство Христа. Отвер­гали его ере­тики (докеты, апол­ли­на­ри­сты и др.) Истин­ное же пра­во­слав­ное бого­сло­вие всегда кате­го­ри­че­ски наста­и­вало на том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век. Однако при этом оно столь же кате­го­ри­че­ски утвер­ждало, что Он одно­вре­менно есть и истин­ный Бог. Хри­стос имеет две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, Он есть Бого­че­ло­век, то есть одно­вре­менно и Бог, и Чело­век. Не полу­бог-полу­че­ло­век, но полный совер­шен­ный Бог и полный совер­шен­ный Чело­век, соеди­нив­ши­еся в одной Лич­но­сти. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Хри­стос есть истин­ный и реаль­ный Чело­век, сле­дует отве­тить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только поло­вина правды. Вторая же поло­вина правды заклю­ча­ется в том, что Хри­стос одно­вре­менно есть и Истин­ный Бог. В единой лич­но­сти Христа соеди­ни­лись две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа про­яв­ляла себя по-своему. «В каждом дей­ствии Христа, – гово­рит В. Лос­ский, – можно видеть два раз­лич­ных дей­ство­ва­ния, так как Хри­стос дей­ствует сооб­разно Своим двум при­ро­дам, через обе Свои при­роды, – подобно тому, как рас­ка­лен­ный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая при­рода дей­ствует сооб­разно своим свой­ствам: рука Чело­века под­ни­мает с одра девицу, Боже­ство ее вос­кре­шает; ноги Чело­века сту­пают по поверх­но­сти вод, Боже­ство водную поверх­ность укреп­ляет. «Не чело­ве­че­ская при­рода вос­кре­сила Лазаря, но и не Боже­ство про­ли­вало слезы у его гроба», – гово­рит святой Иоанн Дамас­кин». Итак, именно этим сле­дует объ­яс­нить обще­из­вест­ный факт, что Свя­щен­ное Писа­ние иногда гово­рит о Христе как о Боге, а иногда как о Чело­веке. Это биб­лей­ское учение о Бого­че­ло­веке, о соеди­не­нии в единой лич­но­сти Христа двух природ явля­ется тем незыб­ле­мым кра­е­уголь­ным камнем хри­сти­ан­ского бого­сло­вия, без кото­рого хри­сти­ан­ства нет и быть не может.

Теперь, когда мы рас­смот­рели биб­лей­ские сви­де­тель­ства о Христе, Сыне Божием, обра­тимся снова к Свя­щен­ному Писа­нию и поста­ра­емся опре­де­лить, что гово­рит оно нам о тре­тьем Лице еди­ного Бога Троицы – о Святом Духе.

II. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

В Библии о Духе Святом гово­рится более при­кро­венно, чем об Отце и Сыне. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов писал, что откро­ве­ние Бога Троицы дава­лось людям посте­пенно: «Ветхий Завет ясно про­по­ве­до­вал Отца, а не с такой ясно­стью Сына; Новый открыл Сына и дал ука­за­ние о Боже­стве Духа; ныне пре­бы­вает с нами Дух, даруя нам ясней­шее о Нем позна­ние. Небез­опасно было прежде, нежели испо­ве­дано Боже­ство Отца, ясно про­по­ве­до­вать Сына, и прежде, нежели при­знан Сын… обре­ме­нять нас про­по­ве­дью о Духе Святом, и под­вер­гать опас­но­сти утра­тить послед­ние силы, как бывало с людьми, кото­рые обре­ме­нены пищей, при­ня­той не в меру, или слабое еще зрение устрем­лять на сол­неч­ный свет. Над­ле­жало же, чтобы Тро­ич­ный свет озарял про­свет­ля­е­мых посте­пен­ными при­бав­ле­ни­ями, поступ­ле­ни­ями от славы в славу».

Тем не менее можно ука­зать много биб­лей­ских тек­стов, где гово­рится о том, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Отцу и Сыну. Прежде чем пере­чис­лить неко­то­рые из этих тек­стов, сле­дует еще хотя бы кратко ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­че­ния Лич­но­сти Свя­того Духа от Бла­го­дати Свя­того Духа. Дух Святой в соб­ствен­ном зна­че­нии этого имени есть Лич­ность, а вовсе не какая-то без­лич­ная сила: Он есть одно из трех Лиц Бога Троицы. Само­сто­я­тель­ное личное начало Свя­того Духа видно, напри­мер, из сле­ду­ю­щих слов Самого Свя­того Духа: «отде­лите Мне Вар­наву и Савла на дело, к кото­рому Я при­звал их»

(Деян.13:2). Совер­шенно оче­видно, что такие слова о Себе может ска­зать только созна­ю­щая Себя Лич­ность, а не какая-нибудь без­лич­ная сила или энер­гия. Энер­гией, исхо­дя­щей от Бога и не име­ю­щей само­сто­я­тель­ного лич­ного начала, при­зна­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии Бла­го­дать Свя­того Духа. Бла­го­дать Свя­того Духа и Сам Святой Дух – это не одно и то же, хотя в Библии нередко Бла­го­дать Свя­того Духа и назы­ва­ется упро­щенно именем Самого Свя­того Духа. Это про­ис­хо­дит по той при­чине, что Бла­го­дать, то есть сила и энер­гия Бога, чаще всего при­хо­дит к нам и дей­ствует в мире именно через третье Лицо Троицы – через Лицо Свя­того Духа .

Итак, посмот­рим, что нам гово­рит Библия о Святом Духе. Вот, напри­мер, послед­ние слова про­рока Давида: «Дух Гос­по­день гово­рит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Изра­и­лев…»

(2Цар.23:2-3) Здесь мы видим, что Давид назы­вает Духа Свя­того Богом Изра­и­ле­вым. Почему он это делает? Разве он не знает, что Богом Изра­и­ле­вым явля­ется Бог Иегова? Конечно, Давид это знает, но гово­рит так потому, что при­рода Духа Свя­того есть та же самая, что и при­рода Бога Иеговы.

А вот что гово­рит Анании апо­стол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому… Ты солгал не чело­ве­кам, а Богу»

(Деян.5:3-4). Если солгать Духу Свя­тому есть то же самое, что солгать Богу, то это озна­чает, что Дух Святой есть Бог, что Он имеет истин­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство.

Выше гово­ри­лось, что по при­чине рев­но­сти о славе Божией еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд имена Отца и Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа»

(Мф.28:19), – если бы не имел досто­вер­ней­шего знания о равном Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отца и Сына. Однако по той же самой при­чине он нико­гда бы не поста­вил в этот ряд и имени Свя­того Духа, если бы не знал несо­мненно о Его совер­шен­ном равен­стве и еди­но­су­щии с Отцом и Сыном.

Апо­стол Павел гово­рит коринф­ским хри­сти­а­нам: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: все­люсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом»

(2Кор.6:16) . Смысл слов апо­стола ясен: хри­сти­ане явля­ются храмом Бога, потому что в них оби­тает Бог. Однако в другом месте апо­стол Павел тем же самым коринф­ским хри­сти­а­нам гово­рит сле­ду­ю­щее:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
(1Кор.3:16) Итак, о все­ле­нии Бога, дела­ю­щем хри­стиан храмом Божиим, апо­стол в одном месте гово­рит, что это есть все­ле­ние Бога Иеговы, а в другом, что это есть все­ле­ние Духа Свя­того. И отсюда сле­дует, что одна и та же Боже­ствен­ная при­рода в равной сте­пени при­над­ле­жит и Богу Иегове, и Духу Свя­тому.

Пра­вед­ный Иов гово­рит о Духе Святом, что Он явля­ется Твор­цом чело­века: «Дух Божий создал меня»

(Иов.33:4). Если мы сопо­ста­вим это место с самым нача­лом книги Бытия, где повест­ву­ется о том, как Иегова Бог сотво­рил чело­века –
«И создал Гос­подь
(евр. יהוה)
Бог чело­века из праха зем­ного»
(Быт.2:7), – то станет оче­видно, что Дух Святой явля­ется таким же Созда­те­лем чело­века, каким явля­ется Иегова Бог .

Центральный спор

Иисус Христос

Данный вопрос часто занимал центральное место в спорах последователей христианства с представителями различных еретических течений. Одно из самых упорных подобных противостояний приходится на IV век, когда велась борьба с арианами. Тогда основы православной церкви удалось отстоять, благодаря ряду видных деятелей христианства того времени – Николаю Чудотворцу, Василию Великому, Спиридону Тримифунтскому, Иоанну Златоусту.

В настоящее время подобные сомнения преимущественно исходят от представителей сектантских учений. В основе этого сомнения заключаются основополагающие ошибки, касающиеся искренности веры человека. В их числе центральное место занимает неспособность принять и осознать религиозное учение о Святой Троице. Отсюда идут многие другие популярные заблуждения.

Все это приводит к буквализму. Это считается особенно опасным, так как изначально ложное и ошибочное суждение прикрывается авторитетом, который принадлежит Новому Завету. Сущность буквализма элементарна: человек стремится подбирать только те выражения и слова, которые соответствуют его представлениям, подтверждают выдвигаемые им доводы.

В современном мире достаточно много примеров такого буквализма. Например, в православии много икон, хотя из Нового Завета приводят цитату «не делай изображений», священники благословляют воинов на бой, хотя одна из заповедей гласит «Не убий».

Отрицание Божества Иисуса – один из классических примеров буквализма. Сторонники этой версии приводят в доказательство своих слов несколько цитат, в которых Иисус Христос говорит о своем Отце как о Боге:

«Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17)

^ III. Выводы

Таким обра­зом, биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог есть Един в Своем Суще­стве и Тро­и­чен в Лицах. Каждое Лицо, или Ипо­стась, – это Лич­ность, име­ю­щая неко­то­рые Свои осо­бен­ные личные свой­ства. Об этих личных свой­ствах нам известно немного. Так, Личное свой­ство Отца – нерож­ден­ность

; личное свой­ство Сына в том, что Он пред­вечно
рож­да­ется
от Отца; а личное свой­ство Свя­того Духа – в том, что Он пред­вечно
исхо­дит
от Отца. Но каждое Лицо, каждая из Трех Лич­но­стей имеет одну и ту же, общую и единую для всех Них Боже­ствен­ную при­роду. Отец есть Истин­ный Бог, Сын есть Истин­ный Бог, Дух Святой есть Истин­ный Бог. И Все Они
Трое
есть
Один
Истин­ный Бог.

Почему же Три

Лица едины и явля­ются
Одним
Богом? Во-первых, Они едины по при­чине совер­шен­ной Своей Боже­ствен­ной вза­им­ной любви. Во-вторых, Они едины, потому что у всех Трех одна и та же общая Боже­ствен­ная при­рода. Святые отцы при­во­дили такое срав­не­ние: если в ком­нате горят три све­тиль­ника, то свет, кото­рым они напол­няют ком­нату, по своей при­роде и по своему дей­ствию есть один и тот же, хотя и про­ис­хо­дит из трех разных источ­ни­ков. И в‑третьих, Лица Троицы едины, потому что не раз­де­лены ничем: ни своей волей, ни дей­ствием, ни про­стран­ством, ни вре­ме­нем.

Тайна Святой Троицы выхо­дит за пре­делы логики и раци­о­наль­ной мысли чело­века, будучи до конца непо­сти­жима даже для бес­плот­ных небес­ных Ангель­ских Сил . И это неуди­ви­тельно: ведь свой­ствами Бога необ­хо­димо явля­ются Его бес­ко­неч­ность, неис­чер­па­е­мость и непо­сти­жи­мость. Об этом гово­рит нам и само Писа­ние: «Все­дер­жи­тель! мы не пости­гаем Его… Посему да бла­го­го­веют пред Ним люди, и да тре­пе­щут пред Ним все мудрые серд­цем!»

(Иов.37:23-24) Если в учении о Боге, то есть в бого­сло­вии, было бы все пол­но­стью и до конца понятно, то это озна­чало бы только одно: что это учение ложное, что оно не дано от Бога, а при­ду­мано людьми, изоб­ре­тено чело­ве­че­ским умом.

Иссле­дуя Библию, можно убе­диться, что тро­ич­ность Боже­ства открыта нам в биб­лей­ских текстах как Нового, так и Вет­хого Завета. В Новом Завете – более ясно и совер­шенно, а в Ветхом – часто ино­ска­за­тельно и при­кро­венно. Вот, напри­мер, кар­тина явле­ния Бога Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков: «И явился ему Гос­подь

(евр. יהוה)
у дуб­равы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя днев­ного. Он возвел очи свои, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побе­жал навстречу им от входа в шатер, и покло­нился до земли. И сказал: Вла­дыка! если я обрел бла­го­во­ле­ние пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»
(Быт.18:1-3). Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что, хотя Стран­ни­ков было трое, Авраам обра­ща­ется к ним, как к Одному: «Вла­дыка!» Святые тол­ко­ва­тели, объ­яс­няя это собы­тие, гово­рят, что Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков явился Сам Бог – Святая Троица. Эту истину под­твер­ждает нам и пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия – всем известна икона пре­по­доб­ного Андрея Руб­лева – Троица. На ней как раз и изоб­ра­жены в виде Анге­лов Те Три Мужа, Кото­рые яви­лись тогда Авра­аму, изоб­ра­жены с дорож­ными посо­хами в руках, именно как Стран­ники…

Тайна Святой Троицы до конца непо­сти­жима чело­веку. Однако, чтобы нам соста­вить хоть какое-то, при­выч­ное для нашего разума, поня­тие о Ней, святые отцы ука­зы­вали на неко­то­рые подо­бия Ее в этом мире . Напри­мер, они ука­зы­вали на солнце, осве­ща­ю­щее мир и дающее ему жизнь. В солнце раз­ли­чимы три вещи: сол­неч­ный круг, свет, рож­да­ю­щийся от него, и тепло, исхо­дя­щее от него, – круг, свет и тепло состав­ляют единую триаду, в чем-то подоб­ную Святой Троице. Может быть, поэтому Бог и срав­ни­ва­ется иногда в Библии с солн­цем: «…Гос­подь Бог есть солнце и щит»

(Пс.83:12).

Другое срав­не­ние – источ­ник воды. Он вклю­чает в себя водя­ную жилу, скры­тую, напри­мер, внутри горы, струю воды, выте­ка­ю­щую из этой горы, и реку, кото­рая обра­зу­ется из струи и течет на боль­шое рас­сто­я­ние, давая жизнь всему. Эти три раз­ли­ча­ю­щи­еся между собой вещи – водя­ная жила, струя и река – обра­зуют единый ток воды и имеют одну и ту же водную при­роду. Подобно этому, и Лица Святой Троицы, раз­ли­ча­ясь между Собой, имеют единую общую Боже­ствен­ную при­роду .

Много в тво­ре­нии и других отблес­ков тро­ич­но­сти Творца. Самые основ­ные и фун­да­мен­таль­ные кате­го­рии нашего мира – такие, как время, про­стран­ство, мате­рия, – несут на себе ее печать: время, как известно, бывает трех видов – про­шед­шее, насто­я­щее и буду­щее; про­стран­ство, в кото­ром мы живем – трех­мер­ное, мате­рия встре­ча­ется во все­лен­ной в трех глав­ных видах – твер­дом, жидком и газо­об­раз­ном. Также такая харак­те­ри­стика света, как цве­то­вая гамма (вспом­ним здесь слова Свя­щен­ного Писа­ния (1Ин.1:5) о том, что Бог есть свет), кото­рая обра­зует все бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие цветов и оттен­ков в нашем мире, скла­ды­ва­ется именно из трех основ­ных цветов: крас­ного, синего и зеле­ного.

Нет ничего уди­ви­тель­ного в том, что много в мире пред­ме­тов и явле­ний, несу­щих на себе печать тро­ич­но­сти Боже­ства. Ведь и у людей любое про­из­ве­де­ние искус­ства всегда несет на себе отпе­ча­ток личных свойств своего созда­теля. Бывает, напри­мер, что, услы­шав незна­ко­мую музыку, можно сразу ска­зать, что напи­сал ее такой-то ком­по­зи­тор, ибо только для него харак­терны те или иные музы­каль­ные черты и приемы. Или, про­чи­тав отры­вок из неиз­вест­ной нам книги, часто можно без­оши­бочно опре­де­лить ее автора, потому что только ему одному свой­ственны такие-то слова и сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Что же уди­ви­тель­ного в том, что наш мир несет на себе отпе­ча­ток тро­ич­но­сти, если Созда­те­лем его явля­ется Бог Троица, единый в суще­стве и тро­ич­ный в Лицах? Ему слава и дер­жава во веки веков. Аминь.

При­ме­ча­ния:

Те, кто отри­цает равен­ство Христа Богу Отцу, обычно гово­рят, что чело­век не может стать Богом, что для чело­века это невоз­можно. Это верно. Но Цер­ковь и не учит, что чело­век Хри­стос стал Богом, она учит, что Бог стал чело­ве­ком – Хри­стом. Ведь для Бога все

воз­можно.

Кроме того, не сле­дует забы­вать, что, когда отец соста­рится, тогда уже, наобо­рот, именно сын при­об­ре­тает глав­ную роль, – он под­дер­жи­вает и опе­кает немощ­ного и пре­ста­ре­лого отца.

О пред­веч­ном рож­де­нии Сына Божия мно­го­кратно гово­рится в Библии – см., напри­мер, Пс.109:3; Мих.5:2; Ин.17:5. Если Сын рож­да­ется от Отца до того, как пошло время, то это может озна­чать только одно: не было такого вре­мени, когда бы Сын не суще­ство­вал. Сле­до­ва­тельно, Он не имеет во вре­мени начала Своего суще­ство­ва­ния, и, значит, бытие Его – вечное, то есть такое, какое может иметь только Истин­ный Бог, Созда­тель все­лен­ной.

См. также Ин.1:18; 3,16; 1Ин.4:9 и др.

В этом стихе еще сле­дует обра­тить вни­ма­ние на выра­же­ние «прежде ден­ницы». Слово «ден­ница» (евр. משחר

) озна­чает «сумрак», «утрен­няя заря», «рас­свет» – смысл этого выра­же­ния в том, что Сын Божий рож­да­ется прежде появ­ле­ния света, прежде «утрен­ней зари» миро­зда­ния, то есть прежде сотво­ре­ния мира. Рож­де­ние Его «подобно росе» – как роса таин­ственно рож­да­ется из неви­ди­мой влаги и имеет общую с ней водную при­роду, так и Сын Божий непо­сти­жимо рож­да­ется от Отца и имеет общую с Ним Боже­ствен­ную при­роду.

См., напр., Пс.101:26; Мк.10:6; Евр.4:3 и др.

Иегова (евр. יהוה) – глав­ное и свя­тей­шее из всех имен, кото­рыми в Ветхом Завете име­ну­ется Бог.

Также и в другом месте: «Дары раз­личны, но Дух один и тот же; и слу­же­ния раз­личны, а Гос­подь один и тот же; и дей­ствия раз­личны, а Бог один и тот же…»

(1Кор.12:4-6) – здесь на первом месте постав­лен Дух Святой.

Стоит вспом­нить здесь извест­ные слова Христа: «Видев­ший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

10. Еще Бла­го­дать часто назы­ва­ется в Библии «славой Гос­пода». Напри­мер, у про­рока Иезе­ки­иля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внут­рен­ний двор, и вот, слава Гос­пода напол­нила весь храм»

(Иез.43:5). (См. также Ис.60:1; Лк.2:9; Откр.21:23 и мн. др.)

11. Здесь апо­стол цити­рует близко к тексту сле­ду­ю­щие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим наро­дом»

(Лев.26:11-12).

12. Кстати, по этой при­чине и гово­рит о Себе Бог при сотво­ре­нии чело­века во мно­же­ствен­ном числе: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему

и по подо­бию
Нашему
» (Быт.1:26) – ибо чело­века создал Единый Бог в Трех Лицах.

13. Эта единая при­рода Боже­ства имеет сле­ду­ю­щие свой­ства: веч­ность, неиз­ме­ня­е­мость, все­мо­гу­ще­ство, вез­де­при­сут­ствие, совер­шен­ное все­ве­де­ние, совер­шен­ная пре­муд­рость. Все эти свой­ства в равной сте­пени при­над­ле­жат каждой из трех Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей.

14. Бого­словы гово­рят, что догмат о Троице явля­ется кре­стом для чело­ве­че­ской мысли и что вос­хож­де­ние ума к Троице есть вос­хож­де­ние на Гол­гофу.

15. Однако, ука­зы­вая на все это, отцы пре­ду­пре­ждали, что эти подо­бия – очень грубые и что в них «если и отыс­ки­ва­ется малое некое сход­ство, то гораздо боль­шее усколь­зает» (свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов), а святой Иларий гово­рит: «Если мы, рас­суж­дая о Боже­стве, упо­треб­ляем срав­не­ния, пусть не думает никто, что это есть точное изоб­ра­же­ние пред­мета. Между земным и Богом нет равен­ства…»

16. Кстати, и сама моле­кула воды (а вода – это не только веще­ство, лежа­щее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежа­щая в основе всего миро­зда­ния, ибо ска­зано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля состав­лены из воды и водою» (2Пет.3:5)

– сама моле­кула воды несет на себе отпе­ча­ток тро­ич­но­сти: она, как известно, состоит из трех атомов – одного атома кис­ло­рода и двух атомов водо­рода – H2O.

Текст при­во­дится по изда­нию: Свя­щен­ник Марк. Учение Библии о Боже­ствен­ном досто­ин­стве Христа и Свя­того Духа. М., 2011. Бро­шюра была издана на осно­ва­нии офи­ци­аль­ного раз­ре­ше­ния цен­зур­ного отдела Изда­тель­ского совета Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В Библии Иисус отрицает свою божественность

В Евангелии от Луки (18:19) Иисус возражает человеку, назвавшему его «благий»: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»

В Евангелии от Матфея (19:17) также говорится: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную

, соблюди заповеди»

Иисус не учил людей называть себя Богом. Иначе вышло бы, что он возносит человека. Напротив, Иисус принижал человека, утверждал, что он не имеет права называться благим. Таким образом, Иисус отрицал свою божественность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: