Церковь раннего периода
РПЦ была основана в 988 году.
Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод – это всего лишь совещательный орган.
Значение Синодального периода
Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.
Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.
С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:
«Рационализаторский взгляд на происходившие в ней [Церкви] процессы, непонимание ее сути приводили ко многим печальным последствиям, среди которых можно назвать попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами, отход от православия многих представителей образованной части российского общества».
Церковная реформа Петра во многом ориентировалась на примеры протестантских государств, где монарх является главой Церкви. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман называет петровские преобразования «всесторонним переходом на западную установку сознания» и «воцарением в России западного абсолютизма».
Правила Вселенской церкви
По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:
- Синодальная канцелярия.
- Духовно-учебный комитет.
- Управление Синодальных типографий.
- Канцелярия обер-прокурора.
- Духовно-училищный совет.
- Хозяйственное управление.
Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).
Официальные причины принятия церковью синодального управления
Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I),
указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:
- Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
- Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
- В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
- Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
- Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
- В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
- Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
- Синод – это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.
Литература[править | править код]
- Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого
. Москва, 1886. - Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению
. — Богословский Вестник, 1904, №№ 1 и 2. - Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении
. СПб.,1898. - Тихомиров Л. А. Монархическая государственность
. Ч. III, гл. 35:
Бюрократия в Церкви
. - Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву
. СПб., 1914.
Основная особенность русского Синода
Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.
Исторический состав Синода
Первоначально этот орган управления состоял из:
- Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
- Вице-президентов в количестве двух человек;
- Советников и асессоров (по 4 человека).
Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год – 7 человек.
Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части – духовную и светскую экономическую.
Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.
В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.
Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.
В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.
Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала – закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.
При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.
«Темные времена» Синода начала XX века
Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 – 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа.
Синод – это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».
Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.
Возврат к патриаршему правлению
После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.
Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.
Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода
В начале 20 века синодальная система всё чаще подвергалась критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь пребывала в состоянии «застоя». Назревала необходимость созыва Всероссийского Поместного собора для обсуждения восстановления патриаршества. Собор, подготовка к которому велась с начала 1900 годов, был созван лишь в августе 1917 года. Он проходил до сентября 1918 года на фоне таких значимых событий как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны, а также издание Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства.
Общественно-политическая обстановка в стране положила конец колебаниям духовенства и подтолкнула его к принятию решения о восстановлении патриаршества. Приведём слова митрополита Митрофана (Краснопольского):
«Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать… Когда идёт война, нужен единый вождь…».
Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном соборе патриархом избрали митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865-1925). Тот же Собор учредил высший орган управления в РПЦ – Священный Синод. Это было не видоизменение старого Синода, а создание нового, теперь уже не государственного, а церковного органа под председательством патриарха. Прежний Святейший Правительствующий Синод спустя несколько месяцев был окончательно упразднён.
Председатель и постоянные члены
На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.
Постоянными его членами являются митрополиты:
- Киевский и всея Украины Владимир.
- Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
- Слуцкий и Минский Филарет.
- Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
- Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
- Казахстанский и Астанайский Александр.
- Среднеазиатский Викентий.
- Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
- Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.
Русская Православная Церковь
1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).
7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания.
8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.
9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов.
10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.
11. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Члены Священного Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.
12. Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, председатель заблаговременно направляет членам Священного Синода. Члены Священного Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том председателя.
13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.
14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Священном Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного Синода. Временный председатель Священного Синода не является каноническим Местоблюстителем.
15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Священного Синода материалов и составление журналов заседаний.
16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.
17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.
18. Каждый из членов Священного Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.
19. Предложенные в повестке дня дела председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.
20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.
21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Священного Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Священного Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Священного Синода.
22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.
23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.
24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений.
25. В обязанности Священного Синода входит:
а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;
б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;
в) поддержание единства с другими Православными Церквами;
г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;
д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;
е) регулирование богослужебных вопросов;
ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;
з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;
и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами;
к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;
л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;
м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви;
н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;
о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов;
п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений;
р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов;
с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;
т) установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви;
у) утверждение постановлений высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;
ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора.
26. Священный Синод:
а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;
б) вызывает архиереев для присутствия в Священном Синоде;
в) в случае необходимости, по представлению Патриарха Московского и всея Руси, рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;
г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;
д) определяет содержание архиереев.
27. Священный Синод назначает:
а) руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;
б) ректоров духовных академий и семинарий, игуменов (игумений) и наместников монастырей;
в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания в дальнем зарубежье;
г) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии;
д) по представлению Патриарха Московского и всея Руси членов Межсоборного Присутствия.
е) Священный Синод утверждает епархиальных архиереев в должности священноархимандритов особо значимых монастырей, по их представлению.
28. Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения:
а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;
б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;
в) о хранении текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публикации;
г) о канонизации святых;
д) о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной потребной литературы;
е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений;
ж) о миссии, катехизации и религиозном образовании;
з) о состоянии духовного просвещения;
и) о делах монастырей и монашествующих;
к) о делах милосердия и благотворительности;
л) о должном состоянии церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;
м) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;
н) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания богослужебной традиции, благолепия и благочиния в храмах;
о) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников;
п) о решении экономических проблем.
29. Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод:
а) утверждает положения (уставы) об их деятельности;
б) утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты;
в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений;
г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.
30. Священный Синод одобряет общецерковный план расходов, в случае необходимости рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.
31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях Священный Синод:
а) образует и упраздняет Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии и епархии, определяет (изменяет) их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;
б) принимает типовые положения о епархиальных учреждениях;
в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью;
г) учреждает ставропигии;
д) по представлению Учебного комитета утверждает типовые уставы и типовые учебные планы духовных учебных заведений, а также типовые программы духовных семинарий;
е) следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;
ж) в случае необходимости проводит ревизии.
32. Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.
Месторасположение
Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.
В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию.
Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.
РПЦ предупредила священников о наказании за разглашение церковных тайн
На синоде РПЦ призвали всех участников собрания держать все церковные тайны в секрете, не разглашая конфиденциальную информацию. Кроме этого, была установлена система наказаний для тех, кто посмеет нарушить этот запрет. К примеру, клирикам в таких случаях запретят в течение одного года заниматься служениями, а если проступок будет совершен повторно, запрет будет продлен на три года. Об этом говорится в журнале синодального заседания, о чем пишет «Интерфакс».
Если ослушается решения монах, в течение следующего года его отлучат от причастия. Повторное совершение проступка будет наказываться подобным образом сроком до трех лет. В Синоде объяснили, что благословение монаха или клирика на разглашение конфиденциальной информации имеет право возложить лично патриарх либо епархиальный архиерей.
Подобные решения были приняты на фоне многочисленных случаев разглашения внутрицерковных секретов, когда важные сведения получали представители СМИ и прочие третьи лица. Так, в 2022 году в сетях появилось видео, где игумен Фотий в грубой форме проводит обряд крещения малыша. Тогда официальные лица РПЦ заявили, что были шокированы проступком коллеги, тогда как сам главный герой ролика сообщил, что не чувствует на себе какой-либо вины, и не случилось ничего сверхъестественного.
Постоянный Синод
В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.
Синод – это высшее церковное учреждение
Слово «синод» происходит из греческого языка и переводится как «собрание», «собор». В древности синодами называли встречи епископов (архиереев) – лиц высшей степени священства. В христианских Церквях термин и по сей день употребляется в данном значении. Однако в РПЦ синод это наименование состоящего из архиереев постоянно действующего высшего церковного учреждения. В истории Русской Церкви было два Синода – Святейший и Священный. Последний пришёл на смену первому в 1917 году и продолжает существовать в наше время.
Храм Христа Спасителя — кафедральный храм РПЦ
Последнее заседание
На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.
Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.
Святейший Синод Русской Церкви
Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю.
Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.
Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.
Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.
В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.