Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

Аудио-версия статьи

  • О плат­ках и шляпах… свящ. Кон­стан­тин Пар­хо­менко

***

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

pokrovenie golovy - Покровение головы

Откуда пошел обычай?

Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.

Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.

Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.

«Не драть, не распускать, не убиваться»

После принятия Русью православия языческие верования какое-то время сохранялись в народе. Однако уже в XV веке подобное поведение на похоронах было редкостью. Есть, правда, свидетельство о том, что на христианских похоронах много плакали. Когда скончался брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич Угличский, то по свидетельству Московской летописи бояре и княжеская родня, а так же православные «многи слезы излиаша и кричания велика сотвориша». Однако подобные поведение христиан летописцы объясняли даже не традициями, а горем, которое могло ожидать горожан после смерти властителя.

Советуем изучить Куда девать старые иконы из дома

В XVI веке неизвестный английский путешественник описывал плач на похоронах как норму. По его словам – родственники умершего несли покойника в храм, держа зажженные свечи, и все плакали, много рыдали и причитали. Однако никто при этом уже не распускал волосы, не раздирал на себе одежду и уж тем более не наносил себе увечья.

Но почему же, одни изъявления горя остались в прошлом, а другие дозволялись?

Оказывается немалый вклад в это внесла православная церковь, которая прямо боролась и запрещала проявление на похоронах языческих беснований.

Историк Елена Борисовна Грузнова в своей статье «Похоронные обычаи на Руси в конце XV – XVI вв.» указывает, что священники даже на исповеди могли задать вопрос: а не убивалась ли женщина чересчур много об умершем? Это считалось грехом, потому что шло вразрез с верой в Христа и в вечную жизнь, которая ждет за гробом праведников. Если у Бога все живы, то в длительном горе нет смысла, ведь все мы рано или поздно встретимся снова.

Язычество же считало смерть утратой всех земных благ – это ясно выражалось в плачах над умершим.

Тексты проповедей Иоанна Злотоуста, распространенные на Руси в XV веке, прямо указывали на запрет вести себя во время похорон распущенно, кричать, царапаться и распускать волосы. В требниках того времени священникам предлагалось на исповеди задавать мирянам такие вопросы: «Или по мертвому плакал еси без меры и власы терзал еси?», «Или власы на главе свое стригла?».

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

платок на голове

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

девушка в храме

Зеленый – в Троицу

Зеленый цвет ассоциируется с праздником Троицы и Духова дня. В эти дни храмы украшаются молодыми березками и травой, стоит терпкий запах зелени. Верующие приносят для освящения березовые ветви, священники облачены в зеленые ризы.

Троица или Пятидесятница – день рождения современной Церкви. В Ветхом Завете это был земледельческий праздник, Богу возносили благодарения за собранный первый урожай. После Воскресения Христова праздник Троицы приобрел иной смысл. В этот день было сошествие Духа Божьего на Апостолов. И ученики Христовы заговорили на разных языках, а люди, бывшие свидетелями этого чуда, дивились происходящему. Некоторые обвиняли Апостолов в чрезмерном употреблении вина, отсюда и странности речи. Но свидетели встали на их защиту, рассказав о произошедшем. Евангелие должно быть проповедано по всему миру, на всех языках – вот и совершилось пророчество.

Апостол Павел произнес в тот день проповедь, после которой более 3 тысяч человек приняли крещение. Так родилась Новозаветная церковь.

Зеленый цвет получается в результате смешения голубого и желтого. Господь пришел на землю, чтобы открыть человечеству дорогу в Царство Небесное. С помощью Причастия человек соединяется со Христом, возносясь на небо (в переносном смысле).

Вот почему православные христианки повязывают зеленый платок в указанные праздники.

Платок в храм из нежного шифона пудрово-мятного цвета 18-0012-01

Платок в церковь PTK180012

1 200 ₽

Платок в церковь из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован кружевом в цвет основной ткани.

Платок для храма из нежного шифона пудрово-мятного цвета 18-0018-01

Платок для храма PTK180018

1 100 ₽

Платок для храма выполнен из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован атласной косой бейкой в цвет основной ткани.

Шарф-снуд в храм SND180022-01 из шифона пудрово-мятного цвета

Шарф-снуд в храм SND180022

1 300 ₽

Шарф-снуд в храм из шифона пудрово-мятного цвета, по краю обшит нежным кружевом.

Платок для храма из кружевного полотна зеленого цвета 19-0034-01

Платок для храма PTK190034

1 800 ₽

Платок для храма выполнен из кружевного полотна насыщенного зеленого цвета. По краю окантован кружевом в цвет основной ткани.

Платок для храма из разреженного шифона пудрово-мятного цвета 19-0053-01

Платок для храма PTK190053

800 ₽

Платок для храма из разреженного шифона пудрово-мятного цвета. По краю окантован атласной косой бейкой, по лицевой части отделан гипюровым кружевом.

Рекомендации по выбору головного убора

Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.

Цвет головного убора (шарфа, платка)Обряды, службыЦерковные праздники
Белый — символ радостиВенчаниеБогоявление
КрещениеСретение Господне
Обряд погребенияВознесение Господне
Красный — символ крови ХристаО мученикахПасха (40 праздничных дней)
Темно-бордовыйНа Страстной неделе (Великий четверг)
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинстваВ воскресные, но не праздничные дниНа богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей
Зеленый — символ животворенияВербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа
Синий и голубой — непорочностьДни, когда почитают икону Пресвятой БогородицыУспение, Покров, Благовещение
Фиолетовый — страдания ХристаВоскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной неделиВоздвижение
Черный, темный синий и коричневыйВеликий пост и Страстная седмица — будни, дни траураЛитургия Преждеосвященных Даров

девушка в храме

Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:

  • не входить в храм в платочке с непонятной символикой;
  • в дни поста, траура покрывать голову платками темных оттенков;
  • не приходить на отпевание в платочках яркого цвета.

Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.

Что говорят священники? Нужно ли прятать волосы?

Как это ни парадоксально, но христианская церковь никогда официально не требовала от женщин закрытия волос. Ношение платков связано с местными обычаями, укладом жизни, историческими моментами и прочими подобными обстоятельствами.

Однако важную роль играет позиция конкретного священнослужителя, настоятеля того храма, который женщина собралась посещать. Многие священники не требуют покрытия головы, подчеркивая, что это личное дело верующей. Но есть и такие, которые придерживаются позиции апостола и полагают, что в церкви уместно спрятать волосы, особенно если прическа экстравагантна или выделяется цветом.

Крыльцо старой церкви

Нужно и учесть то, что принято среди постоянных прихожан в конкретном храме. Сложившиеся традиции нужно уважать. И хотя заставить женщину надеть платок никто не вправе, перед тем как отстаивать свою свободу выбора, нужно задуматься о том, для чего посещается церковь – для молитвы или для демонстрации себя.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

  • снуд — головной убор в форме капюшона, прикрывающий голову и плечи, из шелка шифона;
  • палантин — большой шарф, которым покрывают голову и плечи.

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: