Глава 1. Притчи Иисуса и их понимание / Притчи в Ветхом Завете


Книга Притчей

В этой главе содержится учение о Премудрости Божией, промышляющей о спасении человека. Для того, чтобы совершить спасение человека и находиться с ним в постоянном общении, Премудрость создала себе среди людей дом, который украсила и укрепила семью колоннами (I ст.). Затем в этом доме Она приготовила обильную трапезу, употребивши для этого Свои обетные закланные жертвы и вино в чаше, растворенное с водой (2 ст.). Когда все для праздничного богослужебного торжества было готово, Она послала Своих рабов во всеуслышание и открыто приглашать на пир всех людей, не имеющих разума, но ищущих его, чтобы они шли в дом Премудрости, вкусили бы от трапезы Ее хлеба и вина и таким образом просветились бы светом истинного разумения, благочестия и приобщились бы вечной, блаженной и славной жизни (3–6). При этом Премудрость дает Своим слугам наставление не вступать в близкое общение с людьми, явно упорствующими против истицы и нераскаянными, чтобы не навлечь на себя злобы, издевательства, кощунства и других проявлений злой воли упорных грешников, которые между тем могут повредить им в спасительном деле благовестия Божия (7–8 ст.). Вместо того, чтобы без пользы тратить время и труд на вразумление врагов истины, по наставлению Премудрости Божьей, слуги Ее поступят более благоразумно, если будут с своею проповедью обращаться к людям благорасположенным и способным принять наставления. Эти благочестивые люди не только не обидятся, когда проповедники будут указывать им па недостатки их жизни, но еще полюбят своих обличителей и постараются воспользоваться учением провозвестников воли Божией, чтобы усугубить свое знание и благочестие. Причина такого благодушного и благодарного отношения со стороны наставляемых к наставляющим заключается в том, что в основе благочестивой жизни наставляемых лежит чувство страха Божия, которое служит одним из главных условий к уразумению воли Божией (8–10 ст.). Слова Премудрости заканчиваются указанием на то, что если человек примет от Нее предлагаемый таким образом условия ко спасению, то удостоится всех великих благ истинной жизни в Боге (11 ст.).

1 ст. «Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь»

. Под домом разумеется Церковь Христова49. Название это ей усвояется в том смысле, что в ней Сам Иисус Христос обитает Своею благодатью (Mф. XXVIII). Основание Церкви было положено еще Богом в раю, когда сотворены были прародители Адам и Ева, которые находились в общении с Богом и руководились Его божественными откровениями. Несмотря на то, что человек удалился от Бога своим непослушанием, Божественная Любовь не оставила его Своею милостью, Господь пошел навстречу падшему человеку, помогая ему возвратиться к первобытному блаженному состоянию. С тех пор Господь употреблял и употребляет самые разнообразные средства ко спасению человека. Премудрость же Божия, Второе Лице Св. Троицы Сын Божий в предвечном совете Лиц Св. Троицы благоволил снизойти на землю, приять на Себя тело человека, пострадать и умереть за грешный род человеческий, чтобы чрез это очистить и освятить смертное естество человека. Совокупность промыслительных действий Божиих в человечестве, направленных к тому, чтобы спасти его сим чрезвычайным образом и составляет тайны царствия Божия на земле. Главный Виновник спасения Господь Иисус Христос пребывает в сем царстве, как в жилище Самого Бога, которое Он соделал таковым Своими искупительными заслугами (Ефес. II, 4–22 ст.); Колос. II, 13–15; Петр. I, 18–19; II, 24).

Утверждение дома Премудрости на семи столпах в приложении к Церкви Христовой обозначает то, что она снабжена всем, что только нужно для ее благоустройства, процветания и славы. По мнению св. отцов Церкви, семь столпов изображают также семь даров Св. Духа (Ис. XI, 2–3; Апок. 1,4, 12; III, 1; IV, 5), или семь таинств, поддерживающих и украшающих Церковь подобно тому, как столбы в здании поддерживают и украшают его устройство.

2–3 ст. Под образом жертвенных мяс и вина, соединенного с водою, по толкованию отцов Церкви, в таинственном смысле разумеется святейшее таинство Евхаристии, в котором предлагаются верующим под видом хлеба и вина истинная плоть и кровь Христа (Mф. XXVI, 26–27; Иоан. VI, 53–55; 1Кор. X, 21).

Под рабами, которые Премудростью Божиею посылаются для приглашения людей к трапезе, разумеются все провозвестники божественного откровения, напр., пророки, в особенности же св. апостолы (Mф. XXVIII, 19). Последних Господь Иисус Христос послал с евангельскою проповедью открыто воззвать греховное человечество ко спасению и вечной жизни, залогом которой служит приобщение плоти и крови Христовых в таинстве Евхаристии (Иоан. VI, 53–55). Эту спасительную истину Сам Господь Иисус Христос во время земной Своей жизни раскрыл в Своих притчах: о званных на вечерю (Лук. XIV, 16–24) и о царском браке (Mф. XXII, 1 – 14). По смыслу сих притчей, верующие только лишь в Церкви, в дому Божием могут обрести себе истинное блаженство, так как здесь предоставляется им возможность входит в общение с Богом и освящаться благодатными дарами Св. Духа.

4–6 ст. Люди, к которым слуги Премудрости должны обратиться с приглашением, называются «безумными»

, т.е. невеждами и
«требующими ума»
, т.е. несмысленными. Незнание или ненаученность здесь разумеется религиозная, касающаяся того, что нужно знать человеку для того, чтобы благоугодить Богу и спастись. Тайна божественного домостроительства открыта людям Самим Богом чрез откровение, в особенности же великие истины спасения стали известны людям тогда, когда явился на землю Сын Божий и светом Своего учения озарил всю вселенную. После же Своих страданий Господь сообщил людям благодать Св. Духа, которая помогает каждому христианину усвоять тайны спасения во Христе. Таким образом под безумными и требующими ума следует разуметь всех людей, непросвещенных светом Христова учения и не получивших благодатной силы постигать своим умом его смысла. В частности из среды всего непросвещенного и необлагодарствованного человечества под скудоумными, делающимися достойными зова Премудрости Божией, главным образом должно разуметь тех людей, которые являются просты по уму и по сердцу, не имеют горделивого сознания лжеименной мудрости и в таком своем состоянии оказываются наиболее восприимчивыми к проповеди Евангелия (Mф. XI, 25; Лук. X, 21; 1Кор. I, 27).

7 ст. «Наказуяй

(поучающий)
злыя приимет себе безчестие; обличаяй-же нечестивого порочна сотворит себе
(запятнает себя).
Обличения бо нечестивому раны ему»
.

8 ст. «Не обличай злых, дане возненавидят тебе. Обличай премудра и возлюбит тя»

.

В этих словах предлагается руководство для провозвестников Премудрости Божией не обращаться к тем нечестивым, которые подавили в себе все зачатки добра и от которых поэтому нельзя ожидать ничего, кроме насмешек, кощунственного отношения к проповедуемым истинам и даже злых действий, опасных для жизни проповедника. Впоследствии Господь Иисус Христос этот Свой совет преподал апостолам такими словами: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиньями, да не поперут их ногами своими и вращшееся расторгнут вы»

(Mф. VII, 6). В другой же раз Спаситель так сказал Своим апостолам:
«В оньже аще колиждо град или весь внидете, испытайте, кто в нем достоин есть: и ту пребудите, Дóндеже изыдете… И иже аще на приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, отрясите прах ног ваших»
(Mф. X. ст. 11, 14). Конечно этими словами Божественный Учитель не заповедует проповедникам совершенно не обращать никакого внимания на злых людей и не исключает этих грешников из круга Своих промыслительных действий, так как Он всем людям одинаково желает спасения. Этим руководственным наставлением Господь научает Своих служителей особенной осмотрительности, благоразумию и осторожности в обращении с хулителями истины. Вот почему Господь, посылая Своих учеников на проповедь, и заповедал им так:
«Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков будите убо мудри яко змия и цели яко голубие»
(Mф. X, 16 ст.). Кроме того, Своим собственным примером во время земной жизни Господь неоднократно засвидетельствовал это правило мудрого обхождения с ожесточенными врагами, Напр. на суде у первосвященников Анны, Каиафы, пред Иродом, когда на обличительные и насмешливые речи их, Он ответил глубоким молчанием50.

9 ст. «Даждь премудрому вину

(случай) и
премудрейший будет: сказуй
(вразуми)
праведному, и приложит приимати»
(приумножит усердие к восприятию).

10 ст. «Начало премудрости страх Господень и совет святых разум. Разумети бо закон помысла есть благаго»

.

Благовестие между премудрыми, т.е. между людьми, живущими святою жизнью, увенчается полным успехом для проповедника. Такие слушатели не только по достоинству оценят слова проповедника, но возлюбят его, увидев в нем своего духовного наставника, призывающего их ко спасению. Причиною этого отрадного явления служит то, что основанием благочестивой жизни праведников является чувство благоговейного страха пред Богом. Руководящиеся этим чувством внимательно следят за своими поступками, чтобы не оскорбить ими Господа, великого Своими совершенствами. Поэтому богобоязненные люди всегда строго относятся к самим себе и благодарны бывают, если кто-либо со стороны, в особенности же проповедник Божий, укажет недостатки и сообщит им соответствующие истинной жизни в Боге советы.

Праведная же святая жизнь благочестивых людей, при постоянном богомыслии, делает их способными к восприятию Божественного Откровения51 («Разумети бо закон помысла есть благаго»

). 11 ст.
«Сим бо образом многое поживши время и приложатся тебе лета живота твоего»
.

За исполнение уроков мудрости обещается долголетняя жизнь на земле, которая служить предначатием блаженной жизни в вечности.

Указанные стихи IX гл. (I-II ст.) читаются в качестве паремии в Богородичные праздники. Это объясняется тем, что содержание сих стихов главным образом сводится к учению о воплощении Ипостасной Премудрости – Сына Божия. Орудием же воплощения Господа, Второго Лица Св. Троицы, послужила Пресвятая Дева Мария, в утробе которой наитием Св. Духа и образовалось то самое пречистое тело Иисуса Христа, которое в Церкви Его под видом хлеба и вина предлагается в снедь верным.

Далее в содержании рассмотренных стихов заключается учение об устроении дома Божия на земле, т.е. Церкви. Церковь же Христова образуется из совокупности верующих, которые являются членами ее и которых поэтому св. апостол Павел называет храмами Божиими (1Кор. III, 16). В каждом из верующих Господь обитает, как в жилище Своем, вселяясь в него пречистым Телом и Кровью Своею. Но между сими обителями Христа в Церкви первое место занимает Пречистая Матерь Его, Которая посему и называется в церковных песнях «палатою и престолом Царя, пречистым храмом Спасовым, как вместившая Богочеловека в чреве Своем.

Мы выросли из Ветхого Завета?

Но теперь-то, скажет читатель, теперь-то у нас есть Новый Завет, мы в школе, зачем нам «детоводитель»? Пусть он был важен когда-то, но эти времена давно прошли. Однако не забудем, что этот самый раб еще и забирал ребенка из школы и отводил его домой. В самом деле, можем ли мы сказать, что мы полностью выросли из Ветхого Завета, преодолели его?

Это не просто древняя история, но Священная История (так часто и называют Библию), к которой мы постоянно обращаемся в наших молитвах и размышлениях. Некоторые знают, к примеру, что на утрени в православных храмах поется канон, состоящий из восьми или девяти песней. Но все ли помнят, что эти песни, кроме последней, привязаны к Ветхому Завету (песнь израильтян после перехода через море, песнь трех отроков в печи вавилонской и так далее)?

Конечно, ритуальные предписания Ветхого Завета христиане сегодня не соблюдают (в протестантизме, впрочем, есть исключения вроде адвентистов): они не хранят субботы, едят свинину и не приносят жертв. Но все без исключения христиане призваны следовать в своей жизни тем принципам, которые заложены в этих предписаниях: уделять часть своего времени молитве и священному покою, остерегаться всякой нечистоты, наконец, жертвовать Богу и ближнему если не своих баранов, то свои силы, время, средства, дарования.

А что сказать о Законе и нормах морали? Можем ли мы с чистым сердцем утверждать, что превзошли ветхозаветные нормы ? Вовсе нет. Я был бы очень рад, если бы наши чиновники неукоснительно применяли на деле такой замечательный ветхозаветный принцип, как равенство всех и каждого перед законом, независимо от занимаемой должности и влиятельных друзей.

Или возьмем знаменитый принцип око за око, зуб за зуб (Лев 24:20). На первый взгляд, он призывает бесчеловечно калечить преступников, но на самом деле ограничивает возмездие: ты не можешь причинить обидчику большее зло, чем он нанес тебе. Как было бы здорово, если бы в международных отношениях все страны руководствовались этим принципом! Увы, до сих пор за одну угрозу выбить зуб обычно сразу сносят голову — если сил хватит, разумеется. Кстати, еще совсем недавно на площадях цивилизованных стран рвали языки и ноздри, рубили руки — но Ветхий Завет не знает калечащих человека наказаний. Даже бичевание ограничено в нем сорока ударами, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен (Втор 25:3). Вслушаемся: осужденный преступник — это твой брат, достоинство которого ты должен беречь даже при наказании. Мы что, это уже переросли? Еще не доросли, по-моему.

Сам Христос постоянно подчеркивал, что пришел не нарушить, а исполнить Закон. В самом деле, принципиально новое в Новом Завете — весть о чуде боговоплощения, о Христе. А многое из того, что мы обычно относим к Его проповеди, уже прозвучало в Ветхом: и «люби ближнего, как самого себя» (Лев 19:18), и даже обращение к Богу как к Единственному Отцу (Ис 63:16). Просто там эти изречения несколько теряются среди множества подробностей и деталей, а Христос приводит их с особой силой, сжато, выразительно, а главное — подает совершенный пример исполнения этих слов. В столкновениях с книжниками и фарисеями Он отрицает вовсе не Ветхий Завет, а неверное, приземленное его понимание и агрессивное навязывание таких стереотипов всем остальным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: