Языковеды отмечают, что значение словосочетания «земля обетованная» зависит от используемого контекста. Это выражение уже стало афоризмом, который трактуется, как исполнение важного обещания, долгожданная награда или воплощение мечты. Но при этом теологи уверены, что речь идет о каком-то месте, где существует земной Эдем.
Что такое Земля обетованная?
Что значит Земля обетованная, не одно столетие пытаются выяснить не только ученые-лингвисты, но и опытные путешественники. Поскольку этот афоризм имеет происхождение как историческое, так религиозное, сложилось несколько формулировок, объясняющих его смысл. Земля обетованная – это:
- Рай на Земле, созданный для истинно верующих Господом.
- Воплощение мечты о райском уголке, о нем часто грезили люди во время тяжелых жизненных испытаний.
- Часть Ветхого Завета, трактующийся, как договор человека с Богом, когда Он обещал евреям, что те найдут такую землю.
Другие фразеологизмы
Белые мухи
Отдельно летящие снежинки.
Считать ворон
Отвлекаться, мечтать, глубоко задумываться о чём-то, не замечая происходящего вокруг.
Глаз да глаз
За кем-то или чем-то необходимы тщательный присмотр, неусыпное наблюдение.
Не всё коту Масленица
Всякому удовольствию приходит конец.
Все фразеологизмы
Книга от авторов этой статьи!
Сборник: «100 популярных фразеологизмов русского языка»
Подробнее
Земля обетованная в иудаизме
Где находится Земля обетованная — свой ответ на этот вопрос дает иудаизм. Когда Моисей вывел израильтян из рабства, они прожили четыре десятка лет, пока не возмужало поколение, не познавшее прошлого ига. Тогда пророк решил вести народ искать Землю обетованную, где все обретут счастье. Долго длились скитания, но Моисей так и не смог ступить на землю, которую искал не один год. Земля обетованная расположена на территории современного Израиля, куда привел странствующих иудеев Господь. В Библии эта страна именуется Палестиной.
Почему Израиль называют Землей обетованной?
Обретение Земли обетованной играло для иудеев особенную роль, считается, что только там может объединиться еврейский народ, который за непослушание Господь рассеял по разным странам. Таким местом признан «Эрец-Исраэль» — земля Израиля, Сектора Газы и некоторых районов Палестины. История Земли обетованной очень сложная, это словосочетание имеет несколько объяснений в иудаике:
- Дар Господа всем поколениям Израиля.
- Наименование давнего Израильского царства.
- По определению Пятикнижия, местность между Иорданом и Северным морем.
Палестина или нет?
Традиционно принято считать, что под землей, где евреи смогут обрести счастье, подразумевается Палестина. Однако некоторые исследователи убеждены, что речь идет вовсе не о конкретном месте на карте нашей планеты. Они полагают, что имелась в виду возможность райской жизни в любой точке земного шара при условии следования божественным заповедям.
Какие еще имеются версии о том, что представляет собой «земля обетованная»? Существуют сторонники и у теории, согласно которой экспедиция Христофора Колумба была организована именно евреями, они же выступили и в качестве спонсоров. Для представителей данного народа, если верить легенде, это было очередной попыткой обрести новую землю, где можно скрыться от притеснений.
Земля обетованная из Библии
В Ветхом Завете, называемым договором Бога с евреями, оговаривались условия, которые необходимо было соблюдать обеим сторонам, чтобы найти обещанное место. Библейская Земля обетованная – это обещанная Всевышним богатая местность, где царит полное изобилие. Главные условия, которые должны были соблюдать иудеи, пока пребывали в пути:
- Не поклоняться богам язычников.
- Не сомневаться в истинности своего пути.
Новая земля обещала счастливую и безбедную жизнь, если условия Завета будут соблюдаться вечно. Взамен Господь обещает защищать евреев и охранять от бед и испытаний. Если представители нации нарушали договор, на них обрушивались наказания от Всевышнего. Обетованной земля названа впервые в Послании апостола Павла к евреям, где ученик Христа описывает место, где царит всеобщее счастье и исполнение заветных желаний. В таком значении это словосочетание стало позднее употребляться, как афоризм, и сохранилось до наших дней.
Почему Моисей не вошел в Землю обетованную?
Единственный, кто не смог совершить вступление в Землю обетованную, был пророк Моисей, который вел евреев в поисках этого места. Теологи и философы объясняют немилость Бога к лидеру евреев несколькими причинами:
- Давая воду для народа в Кадесе, Моисей совершил огромный грех, приписав это чудо себе, а не Богу.
- Пророк проявил недоверие к Господу, когда обвинил народ в отсутствии веры, тем самым обесценив урок, который хотел преподать Всевышний.
- Вторым ударом по скале предводитель евреев стер символ единой жертвы в будущем – жертвы Христа.
- Моисей проявил человеческую слабость, оправдывая возмущение утомившихся от перехода евреев, и Господь устранил его заблуждение, запретив входить в Землю обетованную.
Примеры
Островский Александр Николаевич (1823 – 1886)
«Гроза» (1859 г.), действие 1, явление 3:
«Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.»
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Перекати-поле» (1887 г.):
«Об учительском месте он мечтал вслух, как об обетованной земле
«.
Письмо А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 12 июня 1888 г, Сумы:
«Дамы едва удерживались от слез, а я мысленно дал небу обет, что и на будущий год постараюсь увлечь Вас в обетованную землю.»
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 4:
«И через две минуты балбесы и постылые уже видят в окно, как Гриша, подскакивая на одной ножке, спешит за маменькой через красный двор в обетованную землю.»
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть II, XIX (о французах в 1812 году):
«Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе. Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску».
Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)
«Фрегат «Паллада»» (1855 – 1857), ч. 2, гл. 3:
«Манила! Манила! вот наша мечта, наша обетованная земля, куда стремятся напряженные наши желания. Это та же Испания, с монахами, синьорами, покрывалами, дуэньями, боем быков, да еще вдобавок Испания тропическая!»
Путешествие к центру земли
Накупавшись вдоволь, самое время приобщится к вечному — посетить Иерусалим. Пятичасовое путешествие через величественные просторы пустыни Негев не покажется утомительным. Вряд ли захочется даже подремать — опыт показывает, что разворачивающиеся за окном красоты вызывают скорее желание как можно скорее отщелкать все это на камеру. К тому же по пути будет несколько остановок, на которых можно перекусить и почистить перышки.
Библейский маршрут
Марсианские пейзажи Негева вскоре сменят не менее волшебного вида горы. Одна из них, называемая Сдом, традиционно считается местом расположения библейского города Содом, жители которого, как известно из Писания, «были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13), за что и поплатились самым печальным образом. Маршрут пролегает и мимо другой знаменитой горы, Масады (некоторые автобусы делают здесь довольно длительную остановку). Во времена императора Веспасиана эту неприступную крепость на 450-метровой скале (сейчас подняться туда можно на фуникулере) удерживала горстка иудеев, восставших против римского владычества. Против общины в тысячу человек (считая женщин, стариков и детей) был брошен Х легион — пятнадцать тысяч отборных профессиональных солдат. После трехлетней осады Масада все же пала в 73 году, но защитники предпочли рабству смерть… В наши дни в Масаде принимают присягу танкисты армии обороны Израиля, а лозунг «Масада больше не падет!» вошел в современную мифологию израильтян так же, как в нашу, скажем, фраза политрука Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».
Дальше дорога петляет по берегу Мертвого моря, о целебных свойствах которого исписаны тонны бумаги, так что повторяться, пожалуй, нет смысла. Еще час-полтора, и, поахав при виде самой злодейской внешности кочевников-бедуинов за окном (почему-то они облюбовали этот отрезок трассы, пролегающий через Палестинскую автономию), мы замечаем первые оливковые рощи. Автобус приближается к Иерусалиму, городу столь древнему и славному, что он заслуживает отдельного разговора. Но — что делать — придется рассказать об этой, наверное, прекраснейшей мировой столице лишь вкратце.
Совет от Tourexpert.club: Иерусалим — город весьма строго блюдущий религиозные установления. В шаббат, священное время отдыха с вечера пятницы до вечера субботы, закрыты практически все магазины, государственные учреждения, не работает городской транспорт и, что, вероятно, самое печальное для туриста, большинство кафе и ресторанов. Однако не отчаивайтесь — в районе улицы с чудным для русского уха названием Шломцион Гамалка (неподалеку от Яффских ворот Старого города) можно вкусно поесть даже в шаббат. Здесь сосредоточены самые популярные рестораны города. Кроме того, шаббат не соблюдается заведениями в Мусульманском, Христианском и Армянском кварталах Старого города, но стоит учесть, что санитария в большинстве из них оставляет желать лучшего.
Тройная закалка
Иерусалим — священный город трех мировых религий. С этой фразы начинается почти каждая вторая заметка об израильской столице. Но по-настоящему понимаешь смысл этого трюизма, лишь действительно ступив на выщербленную мостовую Старого города. Неумолчный гомон торговцев рабов, пение паломников всех возможных деноминаций христианства, степенные верующие евреи в шляпах и сюртуках и режущий, протяжный крик муэдзинов в надлежащие для молитвы правоверных часы. Запах ладана из христианских церквей перебивается ароматами разнообразных пряностей, лавки с религиозными сувенирами на любой вкус — от крестов чуть ли не в натуральную величину до расшитых бисером кип и резных футляров для мезуз (иудейский талисман, располагаемый на косяке двери) — соседствуют с бараньими тушами на крюках и арабскими забегаловками. Кажется, здесь ничего не изменилось со времен разрушения римлянами Второго храма.
Старый город
Религиозны вы или нет, но прогулка по Виа Долороса, крестному пути Иисуса Христа от Гефсиманского сада до места последнего земного упокоения Спасителя, где высится громада храма Гроба Господня, в любом случае входит в обязательную программу посещения Иерусалима. Разумеется, надо подойти и к Стене Плача — еврейской святыне, прикоснувшись к которой можно попросить у Бога Израиля о самом сокровенном. А вот посетить Купол Скалы (иногда неверно именуемый мечетью), находящийся на контролируемой Иорданией территории Храмовой горы, можно лишь при выполнении ряда условий религиозного характера — одно время неверных туда просто не допускали.
Пройдя по лабиринтам улиц Старого города и выйдя через Яффские ворота к модернистскому зданию муниципалитета, понимаешь, что «новый» Иерусалим отчаянно пытается притвориться современным городом. Чего стоит одно строительство трамвайной линии, тянущееся уже не первый год и вошедшее у аборигенов в анекдоты — понять, зачем Иерусалиму скоростной трамвай, решительно невозможно. Притворство, однако, удается не особо: история здесь возникает буквально на каждом шагу, и даже рядом с аляповатой коробкой универсального магазина «Машбир» притулилась часовня в память воскре шения Христом девицы (именно тут были сказаны столь полюбившиеся русским писателям слова «Талита куми!»). Впрочем, лучше всего не задерживаться в толчее суетливых центральных улиц Кинг Джордж, Яффо и Бен-Иегуда, а отправиться в окрестности Кнессета, в Ган Аврадим — Сад роз. Погуляв в тишине среди цветов, самое время снова сменить обстановку: нас ждет Тель-Авив!
Границы из Книги Чисел
Границы «земли обетованной», данные в Книга чисел
(Глава 34)
Южная граница.
— (ст. 3) «Тогда ваш
юг
квартал будет от пустыни Цин вдоль берега Едома, а ваш
южная граница
будет край соленого моря к востоку; (ст. 4) и ваша граница повернет с юга на
восхождение на Акраббим
и перейдем к Зину; и протекание его будет с юга до Кадес-Варни, и пойдет до Хазар-Аддара, и перейдет к Азмону; (ст. 5) И граница будет приносить компас от Азмон до реки Египетской, и выходят из нее к морю «.
Западная граница.
— (ст. 6) «А что касается
западная граница
у вас будет даже великое море в качестве границы: это будет ваша западная граница ».
Северная граница.
— (ст. 7) «И это будет ваш
северная граница
: от великого моря укажи тебе гору Ор: (ст.
Восточная граница.
— (ст. 10) «И вы должны указать свои
восточная граница
от Хазар-енана до Шефама: (ст. 11) И берег спустится от Шефама до
Рибла
, на восточной стороне Айна; и граница будет спускаться и доходить до края
море Чиннерет
на восток: (ст. 12) И будет граница спускаться к Иордану, и выходы из нее будут у соленого моря: это будет ваша земля.
с его побережьями
вокруг «.[23]
Границы «земли обетованной», данные Джером около 400
Вы можете очертить Землю Обетованную Моисей из Книги Чисел (гл. 34): с юга граничит с пустыней Синой, между Мертвым морем и городом Кадеш-Варни, [который расположен с Arabah на восток] и продолжается на запад до реки Египетской, впадающей в открытое море у города Риноколара; на западе граничит с морем по берегам Палестины, Финикии, Коэль-Сирии и Киликии; как ограниченный на севере кругом, образованным Таврские горы[24] и Зефириум и простираясь до Емафа, называемого Богоявлением-Сирией; как ограниченный на востоке городом Антиохийский бегемот и озеро Киннерет, теперь называемое Тверия, а затем река Иордан, впадающая в соленое море, ныне называемое Мертвым морем.[25][26]
- 1845: Саломон Мунк, Палестина, Description Géographique, Historique et Archéologique «в» L’Univers Pittoresque «
;Под именем Палестина
, мы постигаем небольшую страну, ранее населенную израильтянами, а сегодня являющуюся частью пакаликов Акко и Дамаска. Он простирался между 31 и 33 ° северной широты и между 32 и 35 ° восточной долготы, площадь около 1300 Французский: Lieues Carrées. Некоторые ревностные писатели, чтобы придать земле евреев некоторое политическое значение, преувеличили размеры Палестины; но у нас есть авторитет, который нельзя отрицать. Святой Иероним, который долгое время путешествовал по этой стране, сказал в своем письме к Дардану (эп. 129), что северная граница с южной находится на расстоянии 160 римских миль, что составляет примерно 55 Французский: лжи. Он воздал должное истине, несмотря на свои опасения, как он сам сказал, воспользоваться
Земля обетованная
к языческому издевательству «Pudet dicere latitudinem terrae repromissionis, ne этнический случай, богохульство, dédisse uideamur».[27][28]