- 9 Декабря, 2019
- События
- Ольга Стрелкова
Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.
Реформы церкви в 17 веке
Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.
У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.
Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.
цитата
Вот собака, яко Никон, бл…ей сын, солгал! Обманул царя Алексея, треми персты креститися понудил: «Троица-де Бог наш, тремя персты и знаменимся»
Протопоп Аввакум, «Послание всем ищущим живота вечнаго», 1679
Вот Алексей Михайлович: после войн середины века, принесших ему титул самодержца «всея Великия и Малыя и Белыя России», после того как окрепшее государство начало по чуть-чуть, понемножку открываться, был убежден в двух вещах. Первое — нужна реформа, потому что нужно унифицировать благочестие, привести его к благолепному «вселенскому» знаменателю. Второе — конечная ответственность за эту реформу и вообще за спасение подданных лежит на нем, самодержце. В этом не было ни истерии, ни мании величия — такое вообще было не в характере царя; одна только честная сангвиническая убежденность, почти простодушная. С тем же простодушием государь выпросил с Афона в Москву «на время» голову Иоанна Златоуста и крест императора Константина Великого, а потом не стал возвращать и искренне недоумевал, почему монахи досадуют: ну мне же ведь нужнее, ну мы же им так щедро заплатили.
А вот — Никон, пленивший впечатлительного Алексея Михайловича и сделавшийся не просто патриархом, но вторым «великим государем», фактическим соправителем, которому во время интронизации царь, бояре и все люди поклялись слушать его во всем, «яко начальника и пастыря и отца краснейшего». Обольщение, правда, длилось недолго. В 1652 году став патриархом, в 1658-м Никон, почуяв охлаждение со стороны царя, оставил кафедру и уехал в Новоиерусалимский монастырь, любимое и программное свое создание. Двумя столетиями раньше подобные демарши со стороны тогдашнего московского митрополита Геронтия вынуждали Ивана III являться к владыке с повинной. В XVII веке такое уже не работало. Царь дулся, колебался, обдумывал компромиссные выходы, но в конце концов предал бывшего «собинного друга» невиданному суду вселенских патриархов с понятным исходом.
«Спор о вере». Неизвестный художник, XVIII век
Фото: ГМИР
«Спор о вере». Неизвестный художник, XVIII век
Фото: ГМИР
Никона, по существу, волновали не столько обряды, сколько взлелеянный им самим идеал независимой и могущественной церкви во главе с правителем-первосвященником. Осуществления его в русской истории он не мог увидеть — а потому готов был искать прецеденты где угодно, и в его писаниях неслучайно встречаются почти дословные совпадения с постулатами Григория VII и Бонифация VIII о «двух мечах» и «диктате папы». Впрочем, говорил он, «вера и убеждения мои — греческие»; то, что отличало русские богослужебные книги и обряды от греческих, представлялось ему неприятной порчей, которую нужно искоренить не во имя подчинения грекам, а наоборот: с этими самыми «греческими убеждениями» доказать не только русской пастве, но и церквам Востока, где именно нынче восседает «пастырь и начальник и отец краснейший».
На тех, кто этих великих целей не понимал и не принимал, он гневался зверски, со всей силой бешеного своего темперамента. Но ровно так же он гневался на царя и вельмож, учредивших «беззаконный», «сатанинский» Монастырский приказ, ведавший от лица государства делами церковных владений.
Причины проведения реформы
Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.
Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.
Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.
В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.
Обоснование выбора греческих канонов
Среди них находятся следующие:
- Российское государство стремилось к упрочению своего международного положения среди стран, принявших православие. Теория «Москва – Третий Рим», которую в 15 веке выдвинул псковский старец Филофей, имела популярность в правительственных кругах. После раскола Церкви, произошедшего в 1054 году, Константинополь являлся духовным центром православия. По мнению Филофея, после падения Византийской империи столица Руси приняла эстафету, став оплотом православной веры. Поэтому совершенно логичным было ориентироваться на греческие каноны в богослужении.
- После решения Переяславской рады в 1654 году к Российскому государству перешла часть Речи Посполитой, где проживало православное население. Там литургию проводили в соответствии с греческими канонами. Таким образом, унификация обрядов могла бы способствовать процессу объединения России с Малороссией.
- После Смутного времени прошло не так уж много лет, и периодически в стране наблюдались вспышки народных волнений. В связи с этим правительство в установлении однообразных правил церковной жизни видело важный инструмент для стабилизация внутриполитической обстановки и поддержании национального единства.
Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.
Участники, реформаторы, противники
Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.
Алексей Михайлович Романов
Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь
Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.
Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.
Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.
Требования патриарха Никона | Позиция протопопа Аввакума |
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцу | Сохранить все древнерусские тексты |
Изменить обрядовые действия по византийским канонам | Унифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси |
Заменить старорусские иконы на образа греческого письма | Использовать иконы древнерусского письма |
Утвердить духовную власть выше светской | Сохранение главенства царя над всеми верующими |
Расширить связи русской православной церкви с другими странами | Отмена налаживания международных связей |
За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.
Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.
Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.
Алексей Михайлович Тишайший
Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.
Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.
Патриарх Никон: влияние на царя
Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.
В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.
Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.
Cщмч. Иларион (Троицкий)
Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией. (Письмо Р. Гардинеру)
Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли — есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь — Тело Его, то оторваться от Тела Его — значит умереть. (О жизни в Церкви)
Суть реформ патриарха Никона
Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.
Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:
- Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
- Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
- Число просфор при совершении литургии было сокращено.
- Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
- При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
- Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.
Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.
Дьявол в мелочах
Как известно, изменения, вводимые патриархом Никоном, касались обрядовой стороны: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Изменили также написание имени Христа – вместо Исус теперь полагалось писать Iисус. Это то, что на виду у всех и каждого. Остальное нынче заметит лишь тот, кто часто ходит в церковь. Например, то, что алтарь обходят не «посолонь» — вслед за движением Солнца, а «противосолонь» — наоборот. Или то, что возглас «аллилуйя» произносится во время службы трижды, а не дважды, как было раньше. Возникает логичный вопрос – а стоило ли вообще устраивать безобразную свару с тяжкими последствиями из-за этих вот мелочей?
Церковный раскол. Дела духовные – дела мирские Подробнее
Люди середины XVII столетия решили, что стоило. Дело даже не в мелочах как таковых. А в политической и национальной подоплёке. Согласно замыслу Никона, русские богослужебные книги следовало исправлять по греческим образцам. Это воспринималось как прямое оскорбление, которое снести никак нельзя.
К тому моменту греческая православная церковь уже лет двести влачила существование не просто жалкое, а предельно униженное. После завоевания Византии турками и падения Константинополя она могла бы сгинуть вообще, если бы не постоянная русская финансовая подпитка. Кроме того, на Руси сроднились с идеей, что Москва – Третий Рим. Первый Рим пал за грехи. Второй Рим – Константинополь – поплатился опять-таки за грехи. Москва – Третий Рим – новая столица Православия. Именно из Москвы исходит свет истинной веры. Всё логично, патриотично и чётко.
А тут вдруг велят сделать «налево кругом» и менять русское богослужение по греческому образцу. Братцы, да ведь это прямая измена!
Статья по теме
Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть Самое забавное, что куда более радикальная реформа богослужения имела место в XIV столетии. Как раз во времена самого почитаемого русского святого –
Сергия Радонежского. В те годы Русь вслед за Константинополем переходила со Студийского богослужебного устава на Иерусалимский типикон. Отличия между ними были гораздо более серьёзными, чем те, которые вводил Никон. И – ничего страшного. Перешли без сучка и задоринки. Ученик Сергия Радонежского Афанасий Высоцкий специально ездил в Константинополь переводить новый устав. И никто не считал переход на «греческие рельсы» постыдным. По той простой причине, что Константинополь был тогда хоть и обложен турками со всех сторон, но сохранял ещё и силу, и славу. Учиться у него было не зазорно. А вот теперь, без малого триста лет спустя, показалось уже оскорбительным и даже опасным. Как же так? Греков Господь за их грехи покарал турецким нашествием, и теперь нам у них чему-то учиться?
Патриарх Никон. репродукция
Жесткие методы и низложение Никона
В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.
В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.
Свт. Дионисий Александрийский
Если, как говоришь, ты отделился от Церкви невольно, то можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Лучше было бы тебе все вытерпеть, лишь бы не рассечь Церкви Божией. Не менее славы доставило бы тебе мученичество за целость ее, как и мученичество за отречение от идолов; а по-моему, и еще более, потому что в последнем случае всякий принимает мучения за одну собственную душу, а в первом — за всю Церковь. Если бы ты даже и теперь убедил и заставил братьев возвратиться к единению, то твоя доблесть была бы сильнее твоего зла. Последнее тогда не вменилось бы тебе, а первая заслужила бы похвалу. Но когда уже ты не в состоянии положиться на послушание братьев, то по крайней мере всячески спасай собственную душу. (Письмо к раскольнику Новату, Церковная История Евсевия Памфила)
Причины раскола
Рассмотрим их более подробно.
- Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали.
- Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям. А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению.
- Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений.
- Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь – в будущем.
- В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.
Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.
Церковный раскол XVII века. Причины и последствия
Церковный раскол продолжается четвертое столетие: разделение внутри некогда единой, по сути, никогда до того времени не знавшей серьезных еретических движений, расколов Церкви. Ко времени, когда Поместный Собор 1971 г. отменил проклятия, наложенные на сторонников «старой веры», трещина между сторонниками и противниками богослужебной реформы Патриарха Никона давно стала пропастью…
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г. Церковный раскол. Определение святых отцов
Под «σχίσματα» (схисмата) понимается разделение внутри Церкви, возникшее не из-за разногласий по части вероучения, догматов, но по причинам обрядового или дисциплинарного характера. Свт. Василий Великий именовал расколом такое расхождение внутри общины, которое основано на различных мнениях о частных церковных вопросах, а потому может (и должно) быть преодолено. Подобным образом мыслили также другие угодники Божии.
При этом они предупреждали: то, что у раскола нет вероучительной причины, вовсе не маловажно. Такой раздор учеников Христовых – по слову свт. Киприана Карфагенского, по сути, второе Распятие Господа. Это «такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его».
Раскол в России: особенности
В его истории немало странного:
- противников Патриарха Никона с 1666 г. именовали «раскольниками», однако, вопреки святоотеческому определению, они не отходили от Церкви сами, но были отлучены как еретики, то есть создатели ложного учения;
- при этом «учение» состояло, как явствует из материалов Собора 1666-1667 гг…. в богослужебной традиции и практике, существовавшей на Руси с X-XI вв., которую реформировал Патриарх Никон;
- и, наконец, самое странное: церковная и светская наука до наших дней не имеют полной, законченной картины реформы, повлекшей такие серьезные последствия: не изучена большая часть источников, соответственно, не выявлены подлинные причины случившегося.
«Раскол». Н.Е. Большаков Предпосылки церковного раскола 17 века
Исторически его годом признается традиционно 1666. Однако, события, приведшие к духовной трагедии, начали происходить на несколько десятилетий раньше.
Церковь и мир
Смута начала XVII в., когда под угрозой оказалось само существование государства, потрясла самые основы «Третьего Рима», «Святой Руси», хранителя истинной веры. Вдруг оказалось, что православные бояре готовы пригласить на русский престол католического короля – поляка Владислава. Другие представители элиты, забыв о стране: заискивали перед самозванцами, получали от них пожалования, ввязывались в авантюры. Духовное падение распространилось также на народ.
С начала XVII в. резко растет влияние светской культуры, западного образования. Меняется иконопись, сближаясь со светской живописью. По храмам идут длинные, истовые службы, но их все чаще… сокращают путем так называемого «многогласия», одновременного чтения, пения нескольких молитвословий, по Уставу следующих друг за другом. Таким образом, служба становится «вычитыванием» текста. А борьба священноначалия с бесчинием не приносит результатов. Становится все более очевидным: на прогрессирующее «обмирщение» культуры необходим ответ.
Начало церковных реформ 1640-х гг.
Им стали попытки исправления церковной жизни, предпринимавшиеся с 1640-х гг. Инициатива изменений шла как от царя Алексея Михайловича, священноначалия, так от некоторых ревностных пастырей, а также приближенных к государю бояр. Считается, что общее направление реформирования задавал так называемый «кружок боголюбцев» в Москве. Среди его деятелей – боярин Феодор Ртищев, протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, священники Логгин из Мурома, Никита Добрынин, диакон Феодор Иванов служивший при Благовещенском соборе Кремля – домовой церкви русских государей. И, конечно, новгородский митрополит Никон, которого прот. Аввакум называл даже другом… Пройдет время, одни примут участие в богослужебной реформе, других назовут «раскольниками». А пока по инициативе «боголюбцев»:
- правятся, печатаются богослужебные книги;
- Московский Печатный двор издает также святоотеческие творения, душеполезное чтение для верующих;
- впервые за историю Русской Церкви появляется живое слово священника с амвона – проповедь.
Последнее новшество оказалось настолько «громким», что голландский посол (видимо, не слишком хорошо владевший языком, не очень разбиравшийся в ситуации), Адам Олеарий, даже написал в своих воспоминаниях, что якобы из-за проповедей, действительно собиравших в Казанской церкви на Красной площади (здесь служили священники Аввакум и Иоанн Неронов) массу жаждавших духовного поучения, случился даже сам раскол, сопровождавшийся высылкой «боголюбцев» из Москвы. Разумеется, дело было совершенно не в этом.
Патриарх Никон
После кончины Предстоятеля Русской Церкви, Иоакима, многие надеялись, что изменения по части духовной жизни, просвещения пойдут быстрее, успешнее при новом, энергичном патриархе, Никоне.
Никон, Патриарх Московский
Биография Новгородского владыки, которого глубоко уважал сам царь, действительно впечатляет: с юности Никита Минов стремился к иночеству, ушел в монастырь, но был возвращен родителями. Не оставил он своей мечты даже женившись, став мирским иереем. Когда от болезни умирают дети о. Никиты, но уговаривает супругу принять монашество, и сам покидает мир, уйдя на Соловки. Духовный отец инока Никона – таково теперь его имя – сам прп. Елеазар Анзерский. Правда, позднейшие биографы Предстоятеля признают: подлинным учеником святого Никон так и не стал, более того, покинул Анзерский скит, вообще Соловки из-за размолвки с духовным отцом. Впрочем, ревность, кипучая энергия иеромонаха скоро нашли применение: уже через 4 года его избирают настоятелем Кожеозерской обители, а через краткое время, после знакомства с царем, Никон оказывается сначала настоятелем Новоспасского монастыря столицы, затем – митрополитом Новгородским.
«Церковная реформа»
Так часто именуют то, что произошло дальше, хотя более верно именовать реформу богослужебной, или литургической. 4 августа 1652 г. митрополит Никон возведен на Патриаршество. А накануне Великого Поста следующего, 1653 г., Предстоятель своей властью, без решения Собора, вводит первые богослужебные изменения:
- «двоеперстное» крестное знамение заменяется на привычное сейчас православным «троеперстие», когда христианин осеняет себя крестом тремя сложенными перстами правой руки;
- отменяется 12 земных поклонов на молитве св. Ефрема Сирина; их заменяют поклоны поясные.
Духовные друзья Патриарха, «боголюбцы», недоумевали. Протопоп Аввакум писал: «Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали». Изменение направления реформ с христиански-просветительского на чисто богослужебное было непонятно, неожиданно. А уже через несколько месяцев Поместный Собор принимает решение: «исправить» все богослужебные книги Русской Церкви, как официально было заявлено, по греческим книгам X в., времени Крещения Руси.
Ученые до сих пор не имеют единого мнения о том, что именно было сделано с богослужением, чего хотел добиться Патриарх. Но еще исследованиями русского литургиста А.А.Дмитриевского рубежа XIX-XX вв. установлено:
- древние рукописи с богослужебными текстами действительно доставили к Москве;
- однако, никоновские «справщики» ими не пользовались, корректируя богослужение… под современную реформе богослужебную практику Константинопольской Патриархии; кстати, той же практике соответствовало «троеперстное» крестное знамение.
Интересный факт
С 1653 по 1658 гг. были скорректированы почти все богослужебные тексты, употребляемые Церковью. Темп реформы был беспрецедентным: обычно на справу одной богослужебной книги уходило до нескольких лет, теперь – за 15 лет были «исправлены» около десятка. Отделение старообрядцев от Церкви
На Предстоятеля посыпались недоуменные вопросы – собратьев-архиереев (епископов Павла Коломенского, Александра Вятского), друзей из числа «боголюбцев». Вместо ответов последовали
- высылки из Москвы в провинцию, даже – в Сибирь (протопоп Аввакум);
- давление на архиереев; Никону удалось пресечь их сопротивление: Коломенский владыка Павел скончался под арестом, епископ Александр Вятский, скрепя сердце, поддержал богослужебные изменения.
В. Е. Гусев. Протопоп Аввакум
Но брожение не прекратилось. Ведь православные не мыслили жизни без «божественной службы», а значит – остро переживали любые, тем более – столь глобальные, изменения. Наконец, отказался повиноваться Предстоятелю «родной» Соловецкий монастырь. Вскоре здесь началось сопротивление царским войскам, пришедших устанавливать новые богослужебные порядки… с оружием.
На этом фоне в 1666 г. начался Поместный Собор с участием Вселенских Патриархов. Именно на нем приняты «клятвы», прещения на двоеперстное крестное знамение, которое было объявлено ересью. Совершающие его, а также служащие по «старым книгам» отлучались от Церкви. Таким образом, старообрядцы, по сути, не «отделились», а «были отделены», после чего вынуждены были строить собственную церковную организацию.
«Царь Алексей Михайлович и Никон, епископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». 1886. Александр Дмитриевич Литовченко. Отношения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
Существует обоснованное мнение исследователей, что адаптация русского богослужения к греческой практике призвана была установить лидерство России среди христианских стран. Именно на этом основана идея Предстоятеля о первенстве духовной власти перед светской: «Священство выше царства». Именно она привела к тому, что добрые, дружеские отношения царя и Патриарха разладились. А тот же Собор 1666 г., который утвердил богослужебную реформу, также лишил сана самого Предстоятеля – до самой кончины Никон считался «монахом».
Сопротивление церковному расколу
Лидеры сопротивления никоновской реформе до настоящего времени почитаются старообрядцами.
Протопоп Аввакум
Считается признанным лидером движения благодаря своим полемическим сочинениям, а также – несгибаемой позиции. Из всех лидеров старообрядчества он – единственный, не принесший покаяния на Соборе 1666 г. Он был лишен сана, сослан в Пустозерск. Здесь он провел 14 лет под арестом. Ныне здесь показывают тюремную камеру, где созданы многие его сочинения, по большей части – полемические. К настоящему времени их известно более 40. 14 апреля 1682 г. он и его сподвижники казнены через сожжение. Сейчас прот. Аввакум чтится старообрядцами как священномученик.
Памятник протопопу Аввакуму в Нарьян-Маре 2022г
Боярыня Морозова
Это духовная дочь Аввакума, родовитая боярыня, супруга Глеба Ивановича Морозова, родственника царской семьи. Овдовевшая молодой, Феодосия (в монашестве – Феодора) всецело посвятила себя духовной жизни, а с началом литургической реформы решительно стала на сторону ее противников. Боярыню не раз увещевали, пытались уговорить не противиться Патриарху, однако, все было тщетно. Наконец, в 1675 г. она, уже лишенная сана, имений, была уморена голодом в тюрьме Боровска.
Боярыня Морозова. 1884—1887 В. И. Суриков Другие противники церковной реформы
Среди лидеров «старообрядческого раскола» также:
- архимандрит Григорий (в мире свящ. Иоанн Неронов), духовный отец Аввакума; в конечном итоге он подчинился Церкви, принял постриг; решение стало итогом мучительных раздумий, колебаний; жизнь он окончил мирно, 79 лет (1670 г.), последние годы был настоятелем Данилова монастыря столицы, архимандритом; но мира душевного так и не наступило, архимандрит Григорий не раз высказывался о богослужебных нововведениях – но, конечно, не находил поддержки;
- священник Никита Добрынин (уничижительно прозванный противниками «Пустосвятом»); он – автор самого большого полемического с реформой сочинения, челобитной царю, с разбором старых и новых богослужебных текстов; опубликованная историков Н.Н.Субботиным (1878 г.), его челобитная занимает 178 страниц печатного текста;
- диакон Феодор Иванов, сподвижник, соузник Аввакума; среди старообрядцев он считался самым образованным; как Аввакум, с которым они вместе находились под арестом, вместе же приняли смерть 14 апреля 1682 г.
«Спор о вере. Никита Пустосвят» Клавдий Лебедев Причины раскола
К их числу традиционно относят резкость, радикализм реформы, непродуманные действия Патриарха, а также говорят об «амбициях» противников нововведений. Однако сами изменения богослужебных текстов, спровоцировавшие разделение, до настоящего времени не изучены полностью, поэтому однозначно говорить о причинах раскола наука не может.
Реакция народа на церковный раскол
Согласно данным исследователей, от Церкви после литургической реформы отошли до трети верующих. Таким образом, раскололась не только Церковь, но все общество – впервые за всю историю христианства на Руси. Не удивительно, что происшедшее повлекло за собой рост апокалиптических настроений, ожидание скорого конца света, ибо последняя православная держава казалась близка к падению.
Фрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» Последствия и итоги раскола
Главным следствием стало постепенное, но неуклонное падение авторитета Церкви. Царь Алексей Михайлович поспособствовал созыву собора, отстранению Предстоятеля (1666 г.), а его сын, Петр I, отменит Патриаршество вовсе (1721 г.). За XIX в. Церкви предстоит пережить духовное оскудение, нарастание безбожия общества, с начала XX в. три революции – от духовных последствий которых не страна оправилась до наших дней.
С 1971 г. дониконовские и введенные Патриархом обряды, чины, признаны Церковью «равноспасительными». Московская Патриархия имеет старообрядные (так называемые единоверческие) приходы. Однако многие старообрядцы по-прежнему не приемлют общения с Церковью, вплоть до перекрещивания (!) тех, кто желает вступить в их общины. Наконец, есть также течения староверия, не признающие священства, иерархии – так называемые беспоповцы, чье учение уже с трудом можно назвать православным. Таковы доныне не преодоленные последствия раскола.
Автор Наталья Сазонова
Деятельность староверов
Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.
Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.
Итоги раскола
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
- Церковный раскол 17 века перерос в национальную трагедию. Русский народ разделился на оставшихся в лоне православной церкви, совершавших богослужение по новым канонам, и старообрядцев, которые придерживались дореформенных правил.
- Вследствие раскола было разрушено духовное единство русского народа. В первый раз в истории страны возникла вражда на религиозной почве.
- Установился приоритет над церковной властью власти светской. Процесс реформ был инициирован царским правительством и происходил при его полной поддержке. Это явилось началом перехода управления церковными делами государственными институтами. Завершение этого процесса произошло уже при Петре Первом, который упразднил патриаршество.
- Международное положение Российского государства и его связь со странами православного мира заметно укрепились.
- Движение старообрядцев повлияло на развитие русского искусства, внеся в него свой вклад. Были созданы духовные центры, своя иконописная школа, сохранились древнерусские традиции написания книг и знаменного пения.
В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.
Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам
Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.
Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.
Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.