Все о русских похоронных обрядах, традициях и обычаях на Руси


Сложно поспорить с тем, что древние славянские и православные обряды и традиции с течением времени тесно переплелись. Сегодня практически невозможно отделить одно от другого – особенно это касается похоронных ритуалов. Например, когда один из жителей дома покидает наш мир, принято завешивать зеркала – а это языческая традиция, которую священник может назвать суеверием, хотя осуждать за такое действие не станет. Однако любые похоронные обряды следует проводить в определенном порядке, чтобы обеспечить душе усопшего легкий переход в Царствие Небесное.

Похороны православного христианина состоят из целого ряда сакральных моментов

Ритуал похорон у русских

Разного рода ритуальные традиции существовали еще у язычников. Однако после Крещения Руси обряды погребения человека приобрели христианскую символику. Тело усопшего больше не сжигали на кострах и не спускали на воду, а предавали земле. Тогда же появились гробы – ящики из дерева, в которые тела покойных помещались после окончания земной жизни.

Некоторые похоронные обряды русских, связанные с погребением, не имеют какого-либо определенного смысла или религиозной подоплеки, однако они позволяют родным покойного упорядочить похороны и отвлекают от боли потери.

Почему покойного христиане называют «усопшим»

В глазах христианской церкви, православной и католической, вся земная жизнь считается подготовкой к более важной, загробной. Считается, что, когда человек умирает, бессмертная душа отправляется на частный Божий суд, а тело православного спит в земле в ожидании всеобщего воскрешения и Страшного суда. Именно поэтому в православии возникли понятия «усопший», то есть спящий, и «покойный» — спокойный. Похоронный ритуал у русских требует, чтобы гроб был обустроен изнутри наподобие кровати — словно тело кладут спать, а не хоронить.

Подготовка к похоронам

Все российские похоронные и поминальные традиции имеют глубокий смысл, а основаны они на древнейших славянских традициях.

Подготовку к похоронам усопшего начинать можно только после того, как будут завершены все официальные процедуры – тело будет осмотрено участковым, врачом и т.д.

Облачение покойника

Одежда для покойного может быть и не новой, главное, чтобы она была чистой и аккуратной.

После смерти тело христианина омывают. Такой ритуал символизирует чистоту и непорочность духа, который вскоре предстанет перед лицом Господа. Для этого обряда используется мягкая губка и обычное мыло. После завершения омовения тело одевают в новые красивые одежды, которые являются символом нетления.

Положение во гроб

На Руси гроб воспринимался имитацией постели – человеку, уснувшему вечным сном, должно быть в нем уютно так же, как в собственной кровати. После того, как родные или знакомые покойного укладывали тело в гроб, на человека надевался православный крест. Конечности принято связывать – руки ушедшего из жизни человека складываются на груди, правая должна лежать на левой.

В левую руку вкладывается небольшая икона – это показывает, что усопший верил в Бога, передал Ему свою душу, а теперь переходит в Царствие Небесное.

Рядом с покойным все те дни, пока гроб в доме, должен находиться кто-то из родственников или родных – его молитвы облегчат страдания души.

Что принято и что не принято класть в гроб умершему

Первое, что складывается в гроб – это веревки, которыми были связаны руки и ноги. Складывают в гроб расческу или гребень, которыми расчесывали человека после омовения.

Вообще, Православная Церковь придерживается мнения о том, что человек приходит в жизнь с пустыми руками, а значит, и уходить должен таким же образом. Захоронение личных вещей при похоронах у русских священнослужителей является языческим ритуалом. Несмотря на это семья, столкнувшаяся с горем, складывает в гроб дорогие человеку вещи. Так, если из жизни ушла незамужняя девушка, у ее изголовья кладется фата, если усопшая – маленькая девочка, ее наряжают в красивое платье, а рядом с ней кладут куклу или другие игрушки. При погребении беременных женщин в гроб кладут подгузники и соски, пеленки. В случае, если усопший человек ходил с тростью, ее так же могут положить в гроб.

В числе самых удивительных на взгляд иностранцев российских похоронных традиций – подготовка к собственной смерти. До сих пор в некоторых регионах люди (преимущественно пожилого возраста) готовят похоронную одежду и обувь, копят деньги на приобретение гроба и других атрибутов.

Древнейшие погребальные обычаи

Вера в загробную жизнь присуща каждой культуре. Отличаются только представления о том, на что похож загробный мир. Для одних это место вечных страданий души покойника, для других — место пиров и праздности. Третьи видят загробное существование как окончательное успокоение души в блаженстве. Объединяет культуры одно: отрицание небытия, нежелание верить в окончательность смерти.

Уже самые первые захоронения палеолита подтверждают это. Покойников принято было укладывать в землю в позе эмбриона: с подтянутыми к груди ногами, на боку. Это символизировало переход человека из одной жизни в другую. В более поздних захоронениях неандертальцев находят прощальные дары, которые понадобятся возрожденному в новой жизни: предметы обихода, соответствующие занятиям мужчины или женщины.

Заочное и очное отпевание

Говоря о том, как хоронят русских, нельзя не сказать о таком обряде, как чин отпевания. Как понятно из названия чина, он состоит из большого количества песнопений. Совершается отпевание на третий день после кончины человека, в день его похорон. Родственники, друзья и близкие люди покойного стоят у гроба, держа в руках зажженные свечи, и молятся о его душе вместе со священнослужителем. Традиционно отпевание совершается в храме, однако допускается совершение обряда дома, на кладбище или даже заочно.

Последнее возможно в нескольких случаях, например, когда:

  • усопший был похоронен в спешке – к примеру, во время боевых действий;
  • человек захоронили в другой стране, где не было доступа к Русской Православной Церкви;
  • человек ушел из жизни во время какой-либо катастрофы или чрезвычайной ситуации;
  • родные получают сообщение о том, что моряк погиб на корабле, тело его было опущено в море или захоронено в ближайшем месте.

Проходит отпевание заочно после похорон в России следующим образом: священник освящает подготовленную землю, благословляет ее. По завершении чина он передает землю родным покойного, чтобы они отнесли ее на могилу и крестообразно посыпали ее.

Запреты, касающиеся кладбища

С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни. Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище. Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.

Что происходит с душой после отпевания

Чин отпевания очень важен для души. Поэтому долг каждого верующего – обратиться в церковь, чтобы человека отпели. Но что происходит с теми, кто уходит из жизни – и у кого нет ни родных, ни близких? Таких людей некому отпевать, о них никто не помолится, более того, их тела хоронят неопознанными – в общих могилах. Значит ли это, что неупокоенные души ходят по земле, пугая живых?

Священники говорят: это суеверие, основанное на представлениях из фильмов и книг, в которых люди превращаются в привидения. Ни наука, ни церковь в существование призраков не верят. А Бог милостив – и принимает души всех усопших. И на это не влияет, был человек отпет или нет.

Как следует вести себя на похоронах?

Плакать на похоронах не следует – кто-то считает, что горькие слезы вынуждают душу усопшего оставаться на земле, священнослужители же говорят о том, что похороны для души – событие радостное, ведь она готовится к встрече с Живым Богом. Дети до года и беременные женщины должны оставаться в стороне от похорон

Не следует говорить о покойном человеке ничего негативного – либо хорошо, либо вообще ничего.

Чин Литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Сла́­ва Те­бе́, Бо́­же наш, сла́­ва Те­бе́.

Ца­рю́ Не­бе́с­ный, Уте́­ши­те­лю, Душе́ и́с­ти­ны, И́же везде́ сый и вся ис­пол­ня́­яй, Со­кро́­ви­ще бла­ги́х и жи́з­ни По­да́­те­лю, прииди́ и все­ли́­ся в ны, и очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, и спа­си́, Бла́же, ду́­ши на́­ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы. От Радоницы до Вознесения Лития начинается пением: Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды). От Вознесения до Пятидесятницы — чтением Трисвятого).

Свя­ты́й Бо́­же, Свя­ты́й Кре́пкий, Свя­ты́й Безсме́ртный, по­ми́­луй нас. (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Пре­свя­та́я Тро́­ице, по­ми́­луй нас; Го́с­по­ди, очи́с­ти гре­хи́ на́­ша; Вла­ды́­ко, прости́ без­за­ко́­ния на́­ша; Свя­ты́й, посети́ и ис­це­ли́ не́­мо­щи на́­ша, и́ме­не Тво­его́ ра́­ди.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды).

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

О́т­че наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на не­бе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́­ви нам долги́ на́­ша, я́ко­же и мы оставля́ем должнико́м на́­шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но из­ба́­ви нас от лу­ка́­ва­го.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй. (12 раз)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́­гу на́­ше­му.

Псало́м 90

Жи­вы́й в по́­мо­щи Вы́ш­ня­го, в кро́­ве Бо́­га Не­бе́с­на­го водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и При­бе́­жи­ще мое́, Бог мой, и упова́ю на Не­го́. Я́ко Той из­ба́­вит тя от се́­ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́­жи­ем обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю те­бе́, к те­бе́ же не прибли́жится: оба́­че очи́­ма твои́ма смо́триши, и воз­дая́­ние гре́ш­ни­ков у́зриши.

Я́ко Ты, Го́с­по­ди, упо­ва́­ние мое́, Вы́ш­ня­го положи́л еси́ при­бе́­жи­ще твое́. Не прии́дет к те­бе́ зло, и ра́на не прибли́жится те­ле­си́ тво­ему́. Я́ко а́н­ге­лом Сво­и́м запове́сть о те­бе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­и́х. На ру­ка́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́­мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко по­зна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́р­би, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спа­се́­ние Мое́.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4-й:

Со ду́хи пра́­вед­ных сконча́вшихся, ду́­шу раба́ Тво­его́, Спа́­се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́з­ни, я́же у Те­бе́, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

В поко́ищи Тво­е́м, Го́с­по­ди, иде́­же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́­шу раба́ Тво­его́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́­шу раба́ Тво­его́ упоко́й.

И ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́с­тая и Непоро́чная Де́­во, Бо́­га без се́мени ро́жд­шая, мо­ли́ спас­ти́­ся душе́ его́.

Седа́лен, глас 5-й:

По­ко́й, Спа́­се наш, с пра́­вед­ны­ми раба́ Тво­его́, и се­го́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́ко­же есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

Конда́к, глас 8-й:

Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

Вынос тела и траурная процессия

По традиции вынос тела назначается не ранее 12:00-13:00, но с таким расчетом, чтобы погребальный ритуал завершился до заката солнца. Обычно вынос производят до 14 часов. Тело выносят вперед ногами, стараясь, чтобы гроб не задевал дверных косяков и порога.

Перед выносом те, кто пришел проститься с человеком, могут выстроиться вдоль пути следования похоронной процессии. Прежде чем вынести из дома тело покойного, из дома выносят:

  • венки;
  • портрет усопшего;
  • подушку с наградами;
  • крышку гроба.

Через 10 минут выносят гроб, который проносят к катафалку, выходят родственники. Перед тем, как погрузить гроб в катафалк, его на несколько минут устанавливают у автомобиля и оставляют открытым – так попрощаться с усопшим могут те, кто не смог побывать в доме и не поедет на кладбище.

В катафалке гроб устанавливают изголовьем вперед на постамент, рядом укладывают траурные венки.

Говоря о традициях и обычаях похорон у русских, нельзя не сказать об оплакивании. По традиции, причитания и слезы характеризуют личность человека, ушедшего из жизни: чем больше плача, тем лучше у человека были отношения с окружающими. В былые времена на Руси существовали плакальщицы – женщины, которые приглашались на похороны, чтобы оплакивать усопшего. Фольклор сохранил для нас и славянские похоронные песни-причитания.

Останавливаться по пути похоронная процессия может только в церкви и у кладбища. При этом замедлять движение можно, проходя или проезжая важные для усопшего места. По пути следования можно разбрасывать еловые ветви или живые цветы – гвоздики на похоронах мужчины и розы для девушек и женщин.

Ближайшие родственники не могут нести гроб. Обычно эту услугу выполняют специально приглашенные люди, друзья или коллеги человека, ушедшего из жизни.

Ритуальные кресты на могилу

Традиция установки на могилу после погребения креста появилась довольно давно: ученые говорят о том, что их устанавливали еще древние кельты – таким образом они защищали душу усопшего от нечистых сил. У древних инков крест символизировал четыре стороны света. У славян могильные кресты считались вместилищем души покойного. Для христиан крест – это символ спасения умершего жертвой Иисуса Христа.

Сегодня крест – это, скорее, дань традиции, нежели обязательное условие оформления могилы. Ставить его принято в ногах – в нашей стране считается, что это подчеркивает то, что покойный на протяжении своей жизни опирался на веру. Крест может быть выполнен не только из дерева, но и из других материалов – использовать можно камень, металл и даже пластик.

Православные поминки

После того, как закончится отпевание, а гроб с телом человека будет погребен, родственники и друзья покойного отправляются на поминальную трапезу. Отчасти ее можно считать христианской милостыней для всех, кто собрался проводить человека в его последний путь. Устраивать поминки можно в разные дни:

  • день похорон;
  • девятый день;
  • сороковой день;
  • полгода после смерти;
  • год после смерти;
  • в день рождения.

Поминальная трапеза не должна быть пышной, ведь похороны – это не повод для веселого банкета! Существует ряд запретов: во время поминок нельзя слушать музыку, на столе не должно быть спиртных напитков. Священнослужители говорят о том, что употребление алкоголя только вредит душе умершего человека. Пища должна быть простой, например, поминать покойного можно кутьей.

В случае, если поминки пришлись на дни поста, пища должна быть постной. В будни во время Великого поста поминки не совершаются – их принято переносить на следующие субботу и воскресенье. Те поминальные дни, которые выпали на Светлую седмицу, а также на понедельник второй пасхальной седмицы, следует перенести на Радоницу.

Подводя итоги, скажем: смерть является частью жизни каждого человека. Для Бога не бывает мертвых людей – есть только усопшие. Каждый верующий человек (независимо от вероисповедания – будь то мусульманин, христианин или буддист) должен спокойно относиться к такой процедуре, как предание земле усопшего после похорон. Похороны – это лишь временная разлука с дорогими сердцу людьми. Важно проводить их, молиться о них, ставить свечи и раздавать милостыню.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: