Реинкарнация в Христианстве. Вечная Душа и перевоплощения


Что такое реинкарнация

Смысл этой теории заключается в том, что все существующее на Земле живет не один раз, а несколько. После физической смерти тела живая душа может заново родиться в другом обличьи, причем необязательно человеческом. Наиболее распространено подобное учение в индуизме, где, помимо прочего, рассказывается и о карме — наказанию за совершенные грехи.

По мнению индусов, на то, в каком теле переродится человеческая душа, влияет закон кармы — результат совершенных поступков в предыдущей жизни. К примеру, если человек был слишком жадный, алчный, то он в следующий раз может родиться свиньей.

Интересно! Закон кармы предполагает, что зло всегда будет отомщено — за грехи этой жизни человек заплатит страданиями и лишениями в жизни следующей, и так по кругу.

Соответственно, если человек несчастен, терпит какие-либо лишения, болезни и т.д. — это все его заслуженное наказание за грехи прошлых жизней. Так действует карма, и ее влияние невозможно отменить или смягчить.

Читайте о грехах в православии:

  • Грех празднословия
  • Какие болезни даются за какие грехи
  • Грех гнева в православии

Целью человеческой жизни, по мнению индусов, является принятие своей кармы, выполнение ее путем сознательной аскезы и медитаций и, в конечном счете, слияние с Абсолютом (некое подобие Бога). Беда человека заключается в том, что он слишком много мнит о себе, но, практикуя медитации, он может стать «ничем» и познать Абсолют.

К моменту появления христианства отдельные религиозные мистические течения признавали возможность перерождения души в том или ином смысле. Однако христианство в лице Иисуса Христа принесло новый догмат — Бог пришел на землю и Своей Жертвой раз и навсегда искупил грехи человека, как бы исполнил карму каждого.

Довольно длительный период времени мистические религии не имели весомого значения в мире, оставаясь популярными лишь в своих ограниченных группах последователей. Христианство приобрело существенное значение и влияние в мировой религиозной сфере и вытесняло подобные мистические учения.

Тем не менее к концу XIX века наблюдается значительное уменьшение распространения христианства. Причиной тому послужил активно развивающийся гуманизм, секуляризм которые полностью отрицали все сверхъестественное и базировались исключительно на рациональных принципах понимания всего сущего.

Вытеснение христианства привело к появлению у многих людей духовного голода. Как бы человек ни пытался объяснить все с точки зрения материализма, потребность в вере никуда не девается. Но поскольку истинная вера пришла в упадок, начали возрождаться различные оккультные, мистические и языческие духовные практики — они как нельзя лучше соответствовали потребностям людей во всем сверхъестественном. Именно в этот период теория реинкарнация приобрела особую популярность, в некоторой степени стала модной.

Поскольку ортодоксальное христианство не принимало индуистских истин и постулатов, была попытка приспособить теорию реинкарнации и христианство. Так, американский теософ Эдгар Кейс пытался совместить несовместимое, и христианскому сообществу Америки преподносились идеи о том, что перерождение души возможно, но только лишь в тело человека.

Таким образом, к нашему времени теория реинкарнации дошла в довольно видоизмененном виде, включив в себя отдельные части учения разных мистических религий и культов.

Опровержение анафемы

Некоторые историки-исследователи твердо уверены в том, что на самом деле церковь никогда не проклинала Оригена, либо в том, что проклятие было позже снято. Следовательно, современные христиане могут принять концепцию переселения душ, предложенную им. Такие суждения подробно изложены в «Католической энциклопедии» .

Существуют свидетельства того, что папа Вигилий, главный представитель церковных властей на Втором Константинопольском соборе, отнюдь не настаивал на осуждении Оригена и даже выступал против запрета его учения. Согласно некоторым источникам, позже именно этот церковный деятель отменил указ об анафеме.

История гласит, что Второй Константинопольский собор состоялся 5 мая 553 г. Председательствовал патриарх Константинопольский; кроме того, на соборе присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, которые должны были путем голосования решить, является ли оригенизм (как называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христианства. Но император Юстиниан контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют о том, что существовал заговор, имевший своей целью подделать подписи западных представителей, большая часть которых разделяла взгляды Оригена. Среди ста шестидесяти пяти епископов, подписавших указ против оригенизма, никак не могло быть более шести посланников с Запада. Догадавшись о том, что на соборе ведется нечестная игра, папа Вигилий отказался присутствовать при вынесении окончательного вердикта.

Результаты Константинопольского собора были изложены теологами и историками христианской церкви следующим образом:

Противники оригенизма убедили императора Юстиниана написать патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген описывался, как злостный еретик. По распоряжению Юстиниана, в 543 году в Константинополе собралась церковная ассамблея, результатом которой стал эдикт, в котором перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном.

Этот эдикт, который предположительно должен был примирить Запад с Востоком, лишь углубил раскол между ними. Папа Вигилий отверг императорский эдикт и поссорился с патриархом Константинопольским, поддержавшим Юстиниана. Но через неко­торое время папа изменил свое решение и, предусмотрительно не оставив официального подтверждения права императора вме­шиваться в теологические дискуссии, все же издал указ, в котором предавал анафеме учение, запрещенное императорским эдиктом. Этот указ вызвал недовольство епископов Галлии, Северной Африки и многих других провинций, и Вигилий отменил его в 550 году (то есть всего лишь за три года до того, как церковный суд нанес учению Оригена последний сокрушительный удар) .

Какие аргументы приводят сторонники теории переселения душ

Те люди, кто действительно считает, что человеческая душа может возвращаться раз за разом в физическую телесную жизнь, приводят такие доводы своей правоты:

  • Теория реинкарнации якобы объясняет причину зла. Так, если все несчастья и злоключения человека являются расплатой за грехи прошлого, то зло не самобытно, а создано самим человеком в прошлой жизни.

На самом деле такая логика не объясняет первопричину появления зла. Сегодняшние несчастья соотносятся с грехами в предыдущей жизни, а несчастья в ней снова связываются с проступками жизни, которая была еще раньше. И так до бесконечности. При этом сторонники теории отвергают акт сотворения души, считая, что она просто существует вечно и «первой» жизни у нас никогда не было и быть не могло. Получается регресс, который не имеет начала, а значит зло выходит за рамки только лишь деятельности человека, ведь рано или поздно оно должно было возникнуть.

Данный аргумент не только не объясняет, откуда же взялось страдание и зло, но и совершенно не стимулирует общество к христианским ценностям милосердия и заботы о ближнем. Ведь если страдания являются справедливой платой за совершенные грехи, человек не заслуживает ни жалости, ни помощи, ни сострадания.

  • Примеры свидетелей, которые «помнят» свои прошлые жизни. Во-первых, практически любому из нас известно чувство дежавю, когда нам кажется, что происходящие сейчас события уже случались когда-то ранее. Этот эффект приравнивается к воспоминаниям о прошлых жизнях. Во-вторых, есть люди, которые под гипнозом или в других условиях вспоминали и записывали происходящее с ними в прошлых жизнях.

Эффект дежавю имеет объяснение с точки зрения психологии. То, что мы воспринимаем, как случавшееся ранее, на самом деле может быть попыткой нашей психики соотнести незнакомое со знакомым. К примеру, новые обстоятельства жизни могут быть похожи на те, что случались раньше, и психика воспринимает их идентично. Показателен этот феномен у путешественников: нередко приехав в новую страну или какое-то экзотическое место, может показаться, что человек бывал тут ранее. Но, готовясь к поездке, путешественник изучает маршрут, просматривает фото этих мест, собирает данные. И потом, попав на это место, психика «сравнивает» реальность увиденного с прежде изученным. Отсюда может происходить эффект дежавю.

Что же касается свидетельств людей о своих прошлых жизнях, достоверных исследований и заключений на этот счет нет. Настораживает тот факт, что более всего помнят свои перевоплощения как раз таки индуисты и сторонники теории реинкарнации. Но если человеческие души всех людей рождаются в новых телах, почему об этом почти не помнят христиане, мусульмане или атеисты?

Следует очень осторожно относиться к подобным свидетельствам, поскольку они могут быть вызваны как откровенной ложью и мошенничеством, так и реальным воздействием демонических сил, вводящих в прелесть. Такой человек может совершенно искренне верить, что в прошлой жизни он был и Наполеоном, и Буддой, и Иисусом Христом.

Важно! Относительно духовных лидеров, рассказывающих о своих великих перевоплощениях, христианам следует помнить такие слова апостола Иоанна в его Первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».

  • Не стоит пренебрегать реинкарнацией, поскольку предки иудеи и ранние христиане в нее верили. Такой довод тоже имеет место быть.

Но в первые века христианства переселение душ признавали разве что гностики, учение которых довольно быстро было признано противоречащим основам христианской веры. Поэтому ссылки на исторические факты являются в корне неверными.

Пожалуй, самый неожиданный аргумент звучит так: теории реинкарнации учит сама Библия. Для подтверждения приводятся такие места Писания:

  1. Иоанна Крестителя воспринимают как заново рожденного пророка Илию ( «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.», Мф 11: 14);
  2. Ветхозаветный царь Мелхиседек — это предыдущее рождение Иисуса Христа (Евр. 7:3 « без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.«);
  3. Место, где апостолы Христа спрашивают Учителя, почему человек родился слепым, часто сопоставляют с учением о карме (Ин.9:2 „Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?“);
  4. Несмотря на кажущуюся многим очевидность подобного толкования, смысл этих строк Библии совершенно иной. Об этом говорят и святые отцы, и авторитетные исследователи и толкователи Священного Писания.

Так, о том, что Иоанн Креститель не является перевоплощением древнего пророка, говорят строки из Послания к евреям, где поясняется, что он в телесном своем облике был вознесен на небо. Кроме того, во время явления в день Преображения Господня Илия был явлен живым в своем теле. Далее, Евангелие от Иоанна дает четкий ответ: когда первосвященники напрямую спросили у Предтечи, он ли является Илией, Креститель прямо и уверенно ответил, что нет. В конце концов, Сам Христос, проводя параллели между Предтечей и Илией, говорит о том, что служение Иоанна было только » в духе и силе » древнего пророка. При этом целью было подчеркнуть значимость прихода в мир Иоанна Крестителя наравне с великим пророком, но вовсе не отождествлять одного с другим.

Таким же образом трактуются и остальные места Священного Писания, искаженные реинкарнистами. Относительно царя Мелхиседека имеется в виду то, что мы не располагаем никакими данными относительно его происхождения и рождения. Он был уникален в своем служении, так как был выбран на него обособленно и никому его не передал. Именно в этом усматривается аналогия со священством Самого Христа, но вовсе не о переселении душ.

Что же касается «нового рождения», о котором повествует нам апостол Иоанн, то, исходя из всего учения Нового Завета становится совершенно очевидно, что речь вовсе не о телесном перерождении, а о духовном. Все Евангелие построено на том, что человек должен преодолеть свою тленную телесную греховность и возродится в Духе, познав Христа.

Относительно кармы, по закону которой человек родился слепым, Иисус Христос, напротив, полностью отрицает такую зависимость. Вместо того чтобы подтвердить, что слепой человек несет бремя наказания за своих грехи или грехи своего рода, Христос говорит, что его слепота нужна для того, чтобы именно на нем явились дела Божии. Следом за этим он исцеляет недужего, что полностью противоречит учению о необратимости кармы.

Внимание! В христианском вероучении нет каких-либо свидетельств, подтверждающих возможность перерождения человеческих душ. Христианство считает душу вечно живой, но после физической телесной смерти душа поднимается к Богу, а не возвращается на землю в новом теле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: