Вселенский патриарх — титул предстоятеля Константинопольской православной церкви.

Вселенский патриарх – предстоятель Константинопольской церкви. Исторически сложилось, что он считается первым из равных среди предстоятелей всех поместных церквей. Что это значит и как сложилась эта история, поговорим чуть позже. Теперь же узнаем, кто является Вселенским патриархом. Итак, 22 октября 1991 года этого титула удостоился Варфоломей I (в миру Димитриос Арходонис), он же Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя (старое название города Новый Рим).

вселенский патриарх

Патриарх

Этот титул образовался тогда, когда в Византийской империи город Константинополь стал столицей. Первый Вселенский патриарх Акакий (472-489) был титулован после Четвертого Вселенского собора (451 г., Халкидон). Тогда в правилах 9, 17 и 28 была провозглашена общеимперская юрисдикция епископа Нового Рима, по важности занявшая вторую позицию после Римского.

К концу VI века роль и титул принимаются окончательно как в гражданских, так и в церковных актах Византийской империи. Но папский престол Рима 28-е правило не принял. Это только в связи с унией на VII Вселенском соборе (1438-1445 гг.) Рим наконец-таки поставил после себя на вторую роль Константинопольский патриархат.

Империя как Вселенная

Древний Константинополь

Когда святой равноапостольный император Константин Великий созвал в 325 г. в Никею епископов со всех концов своей Империи для обсуждения общецерковных проблем, это собрание получило название «Вселенского Собора». Так родился институт всеимперского уровня, на котором по призыву императоров в особо важных случаях собирались епископы со всех концов огромного римского государства — под председательством наиболее авторитетных архиереев, которых со временем стали называть «начальниками отцов» — Патриархами.

Особенно широкое распространение эпитет «вселенский» в смысле «общеимперский, общегосударственный» получил в законодательстве Юстиниана Великого (527-565). В его законах постоянно встречаются слова «вселенная, вселенский» как указание на всю территорию Империи. А в 109-й новелле 541 года император дает исчерпывающее объяснение высших церковных институтов — Вселенских Соборов и Патриархатов: «Еретиками же и отцы назвали, и мы называем тех, кто принадлежит к различным ересям … и вообще всех, кто не суть члены Святой Божией Кафолической и Апостольской Церкви, в которой все святейшие Патриархи всей Вселенной — и западного Рима, и сего царственного града, и Александрии, и Теуполя (Антиохии — П.К.), и Иерусалима, и все подчиненные им преосвященнейшие епископы — согласно возглашают апостольскую веру и предание»[3].

Итак, с точки зрения имперского законодательства, православная вера согласно возглашается пятью «Патриархами Вселенной» и подчиненными им епископами — и именно для свидетельства этого согласия собираются императорами Вселенские Соборы. Порядок почитания Патриархов определен канонами (2 Всел. 3; 4 Всел. 28; Трул. 36) и закреплен в законах Римской империи (Codex Iustiniani, I.1.7, I.2.16; Novella Iustiniani 131 и др.): Рим — Константинополь — Александрия — Антиохия — Иерусалим. Важно отметить, что этот перечень пяти патриарших престолов отнюдь не исчерпывает число автокефальных Поместных Церквей: за его рамками оказываются не только Православные Церкви, находившиеся в ту эпоху за пределами Империи (Грузинская, Аквилейская), но и независимые Церкви внутри ее границ (Кипрская, Карфагенская, Юстинианы Первой). Пентархия, по Юстиниану, символизировала единство Православной Церкви, гарантами которого выступали предстоятели самых авторитетных архиерейских престолов Империи.

И, что самое важное, все пять Патриархов считались «Вселенскими».

Патриаршество на Руси

Но в 1453 году Византия пала после осады Константинополя турецкими войсками. При этом Вселенский Константинопольский патриарх смог сохранить свою позицию лидера христианского мира, но уже существовал под Османской империей. Номинально он оставался главой Русской православной церкви, но был очень ослаблен и истощен в материальном плане, пока патриаршество не было учреждено в Русском государстве (1589 г.). При правлении Бориса Годунова, как известно, первым патриархом на Руси стал Иов (1589 г.).

После Первой мировой войны Османская империя перестала существовать. В 1923 году Константинополь перестает быть столицей, в 1930 году переименовывается в город Стамбул (Istanbul).

вселенский патриарх варфоломей

Патриархи Константинопольские (с 451 г.)

451–998

  • 46. Геннадий I (458–471)
  • 47. Акакий (471–488)
  • 48. Fravitta (488–489), также Флавиан II
  • 49. Евфемий (489–495)
  • 50. Святой Македоний II (495–511)
  • 51. Тимофей I (511–518)
  • 52. Иоанн II каппадокийский (518–520)
  • 53. Епифаний (520–535)
  • 54. Anthimus I (535–536)
  • 55. Menas (536–552)
  • 56. Евтихий (552–565)
  • 57. Иоанн III Схоластик (565–577) Евтихий (577–582), восстановлен.
  • 58. Иоанн IV Нестейтс (582–595)
  • 59. Кириак II (596–606)
  • 60. Святой Фома I (607–610)
  • 61. Сергий I (610–638)
  • 62. Пирр I (638–641)
  • 63. Павел II (641–653)
      Пирр I (653–654), восстановлен
  • 64. Питер (654–666)
  • 65. Томас II (667–669)
  • 66. Джон V (669–675)
  • 67. Константин I (675–677)
  • 68. Теодор I (677–679)
  • 69. Георгий I (679–686)
  • 70. Павел III (687–693)
  • 71. Каллиник I (693–705)
  • 72. Сайрус (705–711)
  • 73. Иоанн VI (712–715)
  • 74. Германус I (715–730)
  • 75. Анастасий (730–754)
  • 76. Константин II (754–766)
  • 77. Никита I (766–780)
  • 78. Павел IV (780–784)
  • 79. Святой Тарасий (784–806)
  • 80. Никифор I (806–815)
  • 81. Феодот I Касситерас (815–821)
  • 82. Антоний I (821–836)
  • Эта страница иконописец Хлудов Псалтырь
    иллюстрирует строку «Они дали мне желчь есть; и когда я хотел пить, они дали мне уксус пить »с изображением солдата, предлагающего Христу уксус на губке, прикрепленной к столбу. Иоанн VII Grammaticus изображает стирающего картину Христа такой же губкой, прикрепленной к столбу. Иоанн изображен карикатурно, здесь, как и на других страницах, с неопрятными прямыми волосами, торчащими во все стороны, что византийцы считали смешным.

    • 83. Иоанн VII Grammaticus (836–843)
    • 84. Мефодий I (843–847)
    • 85. Игнатий I (847–858)
    • 86. Святой Фотий I Великий (858–867) Игнатий I (867–877), восстановлен
    • Святой Фотий I Великий (877–886), восстановлен
  • 87. Стивен I (886–893)
  • 88. Антоний II Каулеас (893–901)
  • 89. Николай I Мистикос (901–907)
  • 90. Евфимий I Synkellos (907–912)
      Николай I Мистик (912–925), восстановлен
  • 91. Стефан II Амасейский (925–928)
  • 92. Трифон, также Трифоний (928–931)
  • 93. Теофилакт (933–956)
  • 94. Polyeuctus (956–970)
  • 95. Василий I Скамандрен (970–974)
  • 96. Антоний III Студит (974–980)
  • 97. Николай II Хризобергес (984–996)
  • 98. Сисинний II (996–999)
  • 999–1453

    • 99. Сергий II (1001–1019)
    • 100. Евстафий (1019–1025)
    • 101. Алексий I Студит (1025–1043)
    • 102. Михаил I Керуларий (1043–1058)
    • 103. Константин III Лейхудес (1058–1063)
    • 104. Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075)
    • 105. Kosmas I (1075–1081)
    • 106. Евстратий Гаридас (1081–1084)
    • 107. Николай III Грамматик (1084–1111)
    • 108. Иоанн IX Агапет (1111–1134)
    • 109. Лев Стиппейот (1134–1143)
    • 110. Майкл II Куркуас (1143–1146)
    • 111. Косма II Аттикус (1146–1147)
    • 112. Николай IV Музалон (1147–1151)
    • 113. Феодот II (1151–1153)
    • 114. Неофитос I (1153–1154)
    • 115. Константин IV Хлиарен (1154–1156)
    • 116. Люк Хризобергес (1156–1169)
    • 117. Михаил III Анхиала (1169–1177)
    • 118. Харитон (1177–1178)
    • 119. Феодосий I Борадиот (1178–1183)
    • 120. Василий II Каматерос (1183–1186)
    • 121. Гора Никита II (1186–1189)
    • 122. Досифей (1189) (9 дней)[1]
    • 123. Лев Богородицы (1189) Досифей (1189–1191), восстановлено
  • 124. Георгий II Ксифилин (1191–1198)
  • 125. Джон Икс Каматерос (1198–1206)
  • 126. Михаил IV Автореян (1206–1212)
  • 127. Теодор II Эйреникос (1214–1216)
  • 128. Maximos II (1216)
  • 129. Мануэль I Карантенос Харитопулос (1216–1222)
  • 130. Герман II (1223–1240)
  • 131. Мефодий II (1240)
      вакантный
      (1240–1244)
  • 132. Мануэль II (1244–1255)
  • 133. Арсений Автореян (1255–1259)
  • 134. Никифор II (1260–1261)
      Арсений Автореян (1261–1265), восстановлен
  • 135. Герман III (1266)
  • 136. Иосиф I Галезиотес (1266–1275)
  • 137. Иоанн XI Беккос (1275–1282)
      Иосиф I Галезиот (1282–1283), восстановлен
  • 138. Григорий II Киприус (1283–1289)
  • 139. Афанасий I (1289–1293)
  • 140. Иоанн XII (1293–1303)
      Афанасий I (1303–1310), восстановлен
  • 141. Нефон I (1310–1314)
  • 142. Иоанн XIII Гликис (1314–1320)
  • 143. Герасим I (1320–1321)
  • 144. Исайяс (1321–1334)
  • 145. Иоанн XIV Калекас (1334–1347)
  • 146. Исидор I (1347–1350)
  • 147. Каллист I (1350–1354)
  • 148. Филофей Коккинос (1354–1355)
      Каллист I (1355–1363), восстановлен
  • Филофей Коккинос (1363–1376), восстановлен
  • 149. Макарий (1376–1379)
  • 150. Нилус Керамеус (1379–1388)
  • 151. Антоний IV (1388–1390)
      Макарий (1390–1391), восстановлено
  • Антоний IV (1391–1397), восстановлен.
  • 152. Каллист II Ксантопулос (1397)
  • 153. Матфей I (1397–1410)
  • 154. Евфимий II (1410–1416)
  • 155. Иосиф II (1416–1439)
  • 156. Метрофан II (1439–1443)
  • 157. Григорий III Маммас (1443–1450)
  • 158. Афанасий II (1450–1453)
  • 29 мая 1453 г. Падение Константинополя, отмечая тем самым конец Византийской империи. В Вселенский Патриархат стал предметом Османская империя.

    1453–1466

    • 159. Геннадий II Схоларий (1454–1456)
    • 160. Исидор II Ксантопулос (1456–1462)

    Ученые выдвигают различные предположения относительно преемственности патриархов с 1462 по 1466 год. Основные позиции следующие:

    По словам Киминаса (2009):[2]
    • 161. Иоасаф IАпрель 1462 — Апрель 1463
    • Геннадий II, апрель 1463 — июнь 1463
    • 162. Софроний I, Июнь 1463 — август 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1465
    • 163. Марк II, авт. 1465 — авт. 1466
    • 164. Симеон I, au. 1466 — конец 1466 г.
    По словам Лорана (1968):[3]
    • Иоасаф I, апрель 1462 — апрель 1463
    • Геннадий II, апрель 1463 — май 1463
    • Софроний I, май 1463 — июль 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1465
    • Симеон I, осень 1465 г.
    • Марк II, нач. 1466 — авт. 1466
    По словам Геманоса из Сардеиса (1933–38):[4]
    • Геннадий II, сумма. 1462 — сумма. 1463
    • Софроний I, август 1463 — август 1464
    • Геннадий II, авг. 1464 — авт. 1464
    • Иоасаф I, умоляю. 1465 — нач. 1466
    • Марк II, нач. 1466 г. — середина 1466 г.
    • Симеон I, середина 1466 г. — конец 1466 г.

    1466–1833

    • 165. Дионисий I (конец 1466–1471 гг.) Симеон I Трапезундский (1471–1475), первая реставрация.
  • 166. Рафаэль I (1475–1476)
  • 167. Максимус III (1476–1482)
      Симеон I Трапезундский (1482–1486), восстановлен во второй раз.
  • 168. Нефон II (1486–1488)
      Дионисий I (1488–1490), восстановлен
  • 169. Максимус IV (1491–1497)
      Нефон II (1497–1498), первая реставрация.
  • 170. Иоахим I (1498–1502)
      Нефон II (1502 г.), восстановлен 2-й раз
  • 171. Пахомий I (1503–1504)
      Иоахим I (1504 г.), восстановлен
  • Пахомий I (1504–1513), восстановлен
  • 172. Феолепт I (1513–1522)
  • 173. Иеремия I (1522–1524)
  • 174. Иоанникий I (1524–1525)
      Иеремия I (1525–1546), восстановлен
  • 175. Дионисий II (1546–1556)
  • 176. Иоасаф II (1556–1565)
  • 177. Метрофан III (1565–1572)
  • 178. Иеремия II Транос (1572–1579)
      Метрофан III (1579–1580), восстановленный
  • Иеремия II Транос (1580–1584), первая реставрация.
  • 179. Пахомий II (1584–1585)
  • 180. Теолепт II (1585–1586)
      Иеремия II Транос (1587–1595), восстановлен во второй раз.
  • 181. Матфей II (1596)
  • 182. Габриэль I (1596)
      Феофан I Карикес (местоблюститель
      , 1596)
  • Мелетий I Пегас (местоблюститель
    , 1597)
  • 183. Феофан I Карикес (1597)
  • 184. Мелетий I Пегас (местоблюститель
    , 1597–1598)
      Матфей II (1598–1602), первая реставрация.
  • 185. Неофитус II (1602–1603)
      Матфей II (1603 г.), восстановлен 2-й раз
  • 186. Рафаэль II (1603–1607)
      Неофит II (1607–1612), восстановлен
  • 187. Кирилл I Лукарис (местоблюститель
    , 1612)
  • 188. Тимофей II (1612–1620)
      Кирилл I Лукарис (1620–1623), первая реставрация.
  • 189. Григорий IV (1623)
  • 190. Anthimus II (1623)
      Кирилл I Лукарис (1623–1633), восстановлен во второй раз.
  • 191. Кирилл II Контарес (1633)
      Кирилл I Лукарис (1633–1634), восстановлен в третий раз.
  • 192. Афанасий III Пателарос (1634)
      Кирилл I Лукарис (1634–1635), реставрированный 4-й раз.
  • Кирилл II Контарес (1635–1636), первая реставрация.
  • 193. Неофит III Никейский (1636–1637)
      Кирилл I Лукарис (1637–1638) реставрирован в пятый раз.
  • Кирилл II Контарес (1638–1639), реставрирован второй раз.
  • 194. Парфений I (1639–1644)
  • 195. Парфений II (1644–1646)
  • 196. Иоанникий II (1646–1648)
      Парфений II (1648–1651), восстановлен
  • Иоанникий II (1651–1652), восстановлен 1 раз.
  • 197. Кирилл III (1652–1652)
      Афанасий III (1652 г.), восстановлен
  • 198. Паисий I (1652–1653)
      Иоанникий II (1653–1654), восстановлен во второй раз.
  • Кирилл III (1654 г.), восстановлен
  • Паисий I (1654-1655), восстановлен
  • Иоанникий II (1655–1656), восстановлен в третий раз.
  • 199. Парфений III (1656–1657)
  • 200. Габриэль II (1657)
  • 201. Парфений IV (1657–1659)
  • 202. Феофан II (1659)
      вакантный
      (1659–1662)
  • 203. Дионисий III (1662–1665)
      Парфений IV (1665–1667), первая реставрация.
  • 204. Климент (1667)
  • 205. Мефодий III (1668–1671)
      Парфений IV (1671 г.), восстановлен 2-й раз
  • 206. Дионисий IV Муселим (1671–1673)
  • 207. Герасим II (1673–1674)
      Парфений IV (1675–1676) восстановлен в третий раз.
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1676–1679), восстановлен 1 раз
  • 208. Афанасий IV (1679)
  • 209. Джеймс (1679–1682)
      Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1682–1684), восстановлен во второй раз.
  • Парфений IV (1684–1685) реставрировал 4-й раз.
  • Джеймс (1685–1686), восстановлен в первый раз
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1686–1687), восстановлен в третий раз
  • Джеймс (1687–1688), восстановлен во второй раз
  • 210. Каллиник II (1688)
  • 211. Неофитус IV (1688)
      Каллиник II (1689–1693), первая реставрация.
  • Дионисий IV Муселим (мусульманин) (1693–1694), восстановлен 4-й раз.
  • Каллиник II (1694–1702), восстановлен во второй раз.
  • 212. Габриэль III (1702–1707)
  • 213. Неофитус V (1707)
  • 214. Киприан (1707–1709)
  • 215. Афанасий V (1709–1711)
  • 216. Кирилл IV (1711–1713)
      Киприан (1713–1714), восстановлен
  • 217. Косма III (1714–1716)
  • 218. Иеремия III (1716–1726)
      Каллиник III (1726)[5]
  • 219. Паисий II (1726–1732)
      Иеремия III (1732–1733), восстановлен
  • 220. Серафейм I (1733–1734)
  • 221. Неофитус VI (1734–1740)
      Паисия II (1740–1743), реставрирован 1 раз.
  • Неофит VI (1743–1744), восстановлен
  • Паисия II (1744–1748), реставрирован второй раз.
  • 222. Кирилл V (1748–1751)
      Паисия II (1751–1752), реставрирован во второй раз.
  • Кирилл V (1752–1757), первая реставрация.
  • 223. Каллиник IV (1757)
  • 224. Серафейм II (1757–1761)
  • 225. Иоанникий III (1761–1763)
  • 226. Самуил I Чатцерес (1763–1768)
  • 227. Мелетий II (1769–1769)
  • 228. Феодосий II (1769–1773)
      Самуил I Чацерес (1773–1774), восстановлен
  • 229. Софроний II (1774–1780)
  • 230. Габриэль IV (1780–1785)
  • 231. Прокопий (1785–1789)
  • 232. Неофит VII (1789–1794)
  • 233. Герасим III (1794–1797)
  • 234. Григорий V (1797–1798)
      Неофит VII (1798–1801), восстановлен
  • 235. Каллиник V (1801–1806)
      Григорий V (1806–1808), первая реставрация.
  • Каллиник V (1808–1809), восстановлен
  • 236. Иеремия IV (1809–1813)
  • 237. Кирилл VI (1813–1818)
      Григорий V (1818–1821), восстановлен во второй раз.
  • 238. Евгений II (1821–1822)
  • 239. Anthimus III (1822–1824)
  • 240. Хризанф I (1824–1826)
  • 241. Агафангел I (1826–1830)
  • 242. Констанций I (1830–1834)
  • 23 июля 1833 г. Церковь Греции заявил о себе автокефальный. Затем последовал Румынская Православная Церковь в 1864 г. Болгарский экзархат в 1872 г., а Сербская Православная Церковь в 1879 г., тем самым уменьшив территориальную протяженность Вселенский Патриархатюрисдикция России.

    1834–1923

    • 243. Констанций II (1834–1835)
    • 244. Григорий VI (1835–1840)
    • 245. Anthimus IV (1840–1841)
    • 246. Антимус V (1841–1842)
    • 247. Герман IV (1842–1845)
    • 248. Мелетий III (1845)
    • 249. Антимус VI (1845–1848) Антимус IV (1848–1852), отреставрирован
    • Герман IV (1852–1853), восстановлен
    • Антимус VI (1853–1855), первая реставрация.
  • 250. Кирилл VII (1855–1860)
  • 251. Иоахим II (1860–1863)
  • 252. Софроний III (1863–1866)
      Григорий VI (1867–1871), восстановлен.
  • Антимус VI (1871–1873), реставрирован второй раз.
  • Иоахим II (1873–1878), восстановлен
  • 253. Иоахим III (1878–1884)
  • 254. Иоахим IV (1884–1887)
  • 255. Дионисий V (1887–1891)
  • 256. Неофит VIII (1891–1894)
  • 257. Антимус VII (1895–1896)
  • 258. Константин V (1897–1901)
      Иоахим III (1901–1912), восстановлен
  • 259. Германус V (1913–1918)
      вакантный
      (1918–1921)
  • 260. Мелетий IV (1921–1923)
  • 24 июля 1923 г. Османская империя распущен, заменен Турецкая республика.

    1923 – настоящее время

    • 261. Григорий VII (1923–1924)
    • 262. Константин VI (1924–1925)
    • 263. Василий III (1925–1929)
    • 264. Фотий II (1929–1935)
    • 265. Бенджамин I (1936–1946)
    • 266. Максимус V (1946–1948)
    • 267. Афинагор I (1948–1972)
    • 268. Деметриос I (1972–1991)
    • 269. Варфоломей I (1991 – настоящее время)

    Борьба за власть

    В начале 1920 года Константинопольский патриархат в своих правящих кругах начинает формировать концепцию о том, что вся православная диаспора церквей должна полностью подчиниться Константинопольскому патриарху. Так как именно он, по мнению собрания греческой элиты так называемых фанариотов, отныне имеет первенство чести и власти, поэтому может вмешиваться в любые внутренние дела других церквей. Эта концепция сразу подверглась неоднократной критике и именовалась «восточный папизм». Однако де-факто была утверждена практикой церкви.

    Кому служат архонты Константинопольского патриархата

    Многие эксперты считают, что именно этот орден стал механизмом, с помощью которого был осуществлен раскол православия, видимой стороной которого стало предоставление томоса ПЦУ. О том, как это произошло, в публикации Кирилла Александрова, опубликованной на сайте Союза православных журналистов.

    С падением Константинополя под натиском турок-османов в 1453 г. в положении Константинопольского патриархата произошли существенные изменения: с одной стороны он из господствующего стал всего лишь терпимым в мусульманской стране, а с другой, ему передали несвойственные для Церкви функции административного управления греческим населением (рум-миллет) Османской империи.

    На политику Фанара большое влияние стали оказывать богатые миряне, которые получили название архонтов Константинопольского патриархата. Что из себя сегодня представляет эта организация, кто в ней играет первые роли и какие задачи она ставит перед собой?

    «Сын дьявола» и другие

    Завоевание Константинополя турками внесло в жизнь греческого населения существенные изменения. Но не все они были негативными. Известный английский историк Стивен Рансимен писал: «Султан также хорошо понимал, что греки могут быть полезны для его империи. Турки обеспечат его правителями и воинами; но они не имеют навыков в торговле и промышленности; мало кто из них был хорошим моряком; и даже в деревне они были скорее скотоводами, чем земледельцами. Для экономики империи сотрудничество с греками было существенно важным. <�…> Одним из самых непредвиденных последствий османского завоевания было возрождение греческой торговой жизни. <�…> Немногие из турок имели склонность или вкус к торговле, и торговля в огромных и растущих владениях султана перешла в руки подневольных народов: евреев, армян и прежде всего греков. Греческий коммерческий гений всегда процветал в местностях, где греки были лишены политической власти, и таким образом их честолюбие и энергия направлялись на коммерцию».

    Турки и греки образовали весьма эффективный симбиоз: турки обеспечивали военное и политическое прикрытие, различные преференции, а греки делали в этих благоприятных условиях большие деньги. Вскоре образовались очень богатые греческие династии, в которых от отца к сыну передавали не только капиталы, но и полезные связи, а также опыт и знания в ведении коммерческих операций.

    Представители таких известных греческих династий, как Ласкарис, Дука, Аргир, Ипсиланти, Кантакузины и другие, сыграли весьма важную роль в истории. Об их богатствах ходили легенды. Например, в XVI в. Михаил Кантакузин был одним из богатейших людей всего Востока. Интересную характеристику дал ему один из отпрысков династии, Михаил Кантакузин-Сперанский, в книге «Сага о Кантакузиных-Сперанских»: «Торговец солью и русскими мехами, форменный грабитель во всем, что касалось его денег (особенно когда он торговал с турками после смещения патриарха Митрофана), жестокий кредитор – его называли Шайтан-Оглу – Сын Дьявола».

    Естественно, что такие богатые греки, с одной стороны, оказывали Константинопольскому патриархату значительную материальную помощь, а с другой, приобретали в самом патриархате настолько большую власть, что могли водворять патриархов на престол и смещать с него. Например, все тот же Михаил Кантакузин сместил одного из самых выдающихся Константинопольских патриархов Османского периода Иоасафа II за то, что тот не благословил его на желанный, но противоречивший церковным канонам брак.

    Турки и греки образовали эффективный симбиоз: турки обеспечивали военное и политическое прикрытие, а греки делали большие деньги.

    Со временем эти богатые греческие семейства стали строить себе дома возле Константинопольской патриархии в районе Фанар и стали называться архонтами. Само это слово довольно неоднозначно. В древнегреческих городах-государствах архонтами называли высших должностных лиц. В Византийской империи так именовали правителей, которые все же признавали над собой власть императора. Но в некоторых местах Евангелия в греческом оригинале архонтом назван дьявол («άρχων του κόσμου τούτου» – «князь мира сего»). А в гностицизме архонтами называли злых духов.

    Значительному увеличению влияния архонтов на дела патриархии способствовало то, что турецкая администрация давала разрешение на занятие высших церковных должностей через коррупционную систему бератов, за которые турки брали большие деньги. Как пишет Рансимен, «к концу XVII в. обычная сумма, уплачиваемая патриархом при его поставлении, была в районе 20 000 пиастров – примерно 3 000 фунтов золотом».

    Эти деньги нужно было откуда-то брать. И тут на помощь приходили архонты со своими капиталами. К чему это привело, красноречиво описывает один из современных архиереев Константинопольского патриархата митрополит Каллист (Уэр) в книге «Православная Церковь»:

    «Верхушка церковной администрации оказалась вовлеченной в деградирующую систему коррупции и симонии. Запутавшиеся в темных делах и политических интригах епископы становились жертвами честолюбия и алчности. Каждый новый патриарх испрашивал у султана берет на право отправлять свою должность, и ему приходилось дорого платить за этот документ. Патриарх покрывал свои издержки за счет епископов, получая с каждого из них мзду за назначение главой епархии; те, в свою очередь, обирали приходских священников, а священники паству. То, в чем некогда обвиняли папство, было несомненной правдой во Вселенском патриархате при турках: все продавалось.

    Когда на патриарший престол претендовало несколько кандидатов, турки обычно продавали его тому, кто больше заплатит. Они скоро сообразили, что в их финансовых интересах менять патриархов как можно чаще, дабы чаще иметь возможность продавать берат. Патриархи смещались и вновь назначались с калейдоскопической быстротой. Из 159 патриархов, занимавших престол между XV и XX вв., 105 были смещены турками, 27 отреклись от престола, причем часто вынужденные к тому силой, 6 патриархов умерли насильственной смертью, будучи повешены, отравлены или утоплены, и только 21 из них умер естественной смертью, находясь в должности. Один и тот же человек иногда становился патриархом по 5-6 раз, а несколько бывших патриархов обычно жили в изгнании, упрямо выжидая удобного случая, чтобы вернуться на престол.

    Крайняя неустойчивость патриархов естественно порождала непрестанные интриги среди митрополитов Святейшего Синода, метивших на освободившееся место, и обычно руководители Церкви разделялись на крайне враждебные друг другу партии. «Всякий добрый христианин, – писал в XVII в. один англичанин, живший на Востоке, – вынужден с грустью видеть и с состраданием замечать, как эта некогда славная Церковь раздирает собственные внутренности и бросает их на съедение воронам, стервятникам и прочим диким и кровожадным мирским тварям»».

    Михаил Кантакузин сместил патриарха за то, что тот не благословил его на желанный, но противоречивший церковным канонам брак.

    Конечно же, роль архонтов не была сплошь негативной. Они выделяли деньги на образование, покупку книг. Все тот же Михаил Кантакузин собрал у себя богатейшую по тем временам библиотеку, которую после его казни турками почти всю выкупили Афонские монастыри.

    Архонты нередко оплачивали образование греческих юношей в европейских учебных заведениях, преимущественно католических. Правда, чтобы учиться там, во многих случаях нужно было перейти в католичество, по крайней мере на время учебы.

    А в XIX в., во время борьбы Греции за независимость, архонты своими деньгами, связями с правителями разных стран и влиянием на греческое общество способствовали тому, что Греция все же смогла освободиться от власти турок. Выходец из рода Ипсиланти, генерал-майор русской армии и адъютант императора Александра I, Александр Константинович Ипсиланти в 1821 г. возглавил Освободительную войну, которая привела Грецию к обретению независимости.

    Верные слуги Фанара

    В XX в. общество архонтов Константинопольского патриархата оформили институционально. 10 марта 1966 г., во время патриаршества Константинопольского патриарха Афинагора I (того самого, который сразу после восшествия на престол заявил, что его главной задачей является продвижение американских интересов), учредили религиозный орден архонтов – Орден святого апостола Андрея. Его второе название – «Архонты Вселенского патриархата».

    Орден создали при Американской архиепископии Константинопольского патриархата в форме общественной некоммерческой организации. А в 1991 г. Синод Константинопольского патриархата учредил отдельный орден для архонтов, проживающих за пределами Америки, – Братство оффикиалов (архонты) «Пресвятая Дева Блаженнейшая».

    Духовным наставником Ордена святого апостола Андрея является по должности глава Американской архиепископии. Сейчас это архиепископ Элпидофор (Ламбриниадис). Тот самый, который сформулировал концепцию верховенства Константинопольского патриарха «Первый без равных».

    Непосредственно деятельностью Ордена руководит национальный командор. Сейчас это Энтони Лимберакис. Также руководящими органами являются исполнительный комитет и национальный совет.

    Ежегодно Константинопольский патриарх присваивает титул архонта примерно двум десяткам кандидатов. Критерии отбора, согласно процедуре на сайте archons.org, следующие:

    1. Имеет ли кандидат послужной список деятельности в своем местном приходе, митрополии и национальной Церкви?
    2. Готов и способен ли кандидат предоставить свое время, талант и финансы, насколько это возможно, для защиты религиозной свободы Вселенского патриархата?
    3. Готов и способен ли кандидат разговаривать с должностными лицами местного, штатного и/или федерального уровней с целью оказания поддержки религиозной свободы Вселенского патриархата?
    4. Готов и способен ли кандидат совершать визиты или участвовать в паломничестве во Вселенский патриархат?
    5. Каким образом кандидат может содействовать делу защиты интересов Вселенского патриархата?

    Нетрудно заметить, что практически все требования касаются преданности не Православию вообще, а Вселенскому (Константинопольскому) патриархату. В этом перечне даже не сформулированы требования к моральному облику кандидата.

    Неспроста в перечне критериев значится готовность кандидата к лоббированию интересов Фанара в органах власти США. В 2006 году орден архонтов инициировал проект «Резолюции о свободе вероисповедания», который приняли все штаты США, кроме четырех.

    Из названия этой резолюции можно заключить, что она призвана утвердить религиозную свободу в штатах для всех религиозных организаций или по крайней мере православных. Но это не так. Положения Резолюции касаются только отстаивания прав Фанара перед властями Турции. В частности, от турецкой администрации требуют признать, что Константинопольский патриарх имеет «вселенский статус», а не является только главой местной православной общины.

    Епифаний Думенко и «первый без равных»

    В проекте создания Православной церкви Украины (ПЦУ) орден архонтов принимал самое непосредственное участие. Еще в августе 2018 г., когда Константинопольский патриархат не принял решения о создании ПЦУ на базе двух раскольнических деноминаций Украины, орден архонтов заявил, что «призывает всех православных христиан вспомнить о том, что Вселенский патриарх имеет право даровать Томос об автокефалии Украинской православной церкви, если примет решение сделать это».

    А в 2022 г. на ежегодном собрании Ордена в США главе ПЦУ Епифанию Думенко вручили «Премию Афинагора в области прав человека». Согласно описанию премии на сайте archons.org, она «вручается каждый год на ежегодном банкете ордена лицу или организации, которые своими действиями, намерениями и самоотверженностью последовательно демонстрируют заботу об основных правах и свободе вероисповедания всех людей».

    Довольно циничным выглядит вручение премии за «заботу об основных правах и свободе вероисповедания всех людей» главе религиозной организации, адепты которой захватывают в Украине храмы другой конфессии, избивают священников и прихожан и творят прочие бесчинства.

    При вручении премии командор Ордена Энтони Лимберакис о. А сайт archons.org сообщил, что «митрополит Епифаний был активным сторонником свободы вероисповедания и ключевым защитником церковных и канонических прерогатив Вселенского патриархата».

    Еще одним направлением деятельности ордена архонтов является поддержка экуменических инициатив по сближению Константинопольского патриархата и Ватикана. В 2007 г. Орден провозгласил папу римского Бенедикта XVI и патриарха Константинопольского Варфоломея I «апостолами мира».

    10 января 2022 г. Орден провел в Нью-Йорке учредительное собрание, на котором создали «Вселенский патриарший фонд святого Андрея». Его председателем стал Энтони Лимберакис, национальный командор ордена архонтов.

    Фонд призван «помогать Вселенскому патриархату в защите его канонических полномочий в Соединенных Штатах и всюду», а также «защищать и сохранять лидерскую роль Вселенского патриархата среди различных православных юрисдикций и организаций в мире».

    Патриарх Варфоломей недавно заявил, что Константинопольскому патриархату «поклоняются не только наши собственные духовные дети, но и другие – все Православие во всем христианском мире», забыв, вероятно, слова Христа: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).

    Однако нужно констатировать, что концепция верховенства Константинопольского патриарха «Первый без равных» – это не просто общие теоретические рассуждения. Эта концепция опирается на мощную финансовую и организационную поддержку. Только вот вопрос: эта концепция православная или антиправославная?

    *О том, что протопресвитер Алекс Карлутсос является ведущим духовным лицом ордена архонтов написано на первой странице сайта ордена архонтов. Его сын Майкл Карлуцос, является президентом и главным исполнительным директором MAK Consulting, компании, специализирующейся на развитии международного бизнеса, связях с общественностью, материально-техническом обеспечении, кризисном управлении и государственных делах. Прим. редакции

    Вселенский патриарх Варфоломей I: биография

    Варфоломей по этническому происхождению грек, который появился на свет 29 февраля 1940 году на турецком острове Гекчеада в деревне Зейтинли-кею. По окончании средней школы в Стамбуле он продолжил учиться в Халкидонской богословской школе и в 1961 году был рукоположен во диакона. Потом отслужил два года в турецкой армии.

    С 1963 по 1968 год — время обучения в Папском восточном институте Рима, потом учился в университете Швейцарии и Мюнхене. Затем преподавал в Папском Григорианском университете, где и получил степень доктора богословия.

    В 1968-м состоялось рукоположение в пресвитеры, в котором участвовал патриарх Афинагор I. В 1972 году, уже при патриархе Димитрии, был назначен на должность управляющего Патриаршим кабинетом.

    В 1973 году хиротонисан во епископа Митрополита Филадельфийского, а в 1990-м стал митрополитом Халкидонским. С 1974 года до своей интронизации в патриарха был в составе Синода и ряде синодальных комитетов.

    В октябре 1991 года был избран как Вселенский патриарх Константинопольской церкви. Интронизация прошла 2 ноября того же года.

    Епископы Византия (до 330)

    • 1. Апостол Андрей (38), основатель
    • 2. Святой апостол Стахис (38–54)
    • 3. Святой Онисим (54–68)
    • 4. Поликарп I (69–89)
    • 5. Плутарх (89–105)
    • 6. Sedecion (105–114)
    • 7. Диоген (114–129)
    • 8. Элевферий (129–136)
    • 9. Феликс (136–141)
    • 10. Поликарп II (141–144)
    • 11. Афинодор (144–148)
    • 12. Euzois (148–154)
    • 13. Лоуренс (154–166)
    • 14. Алипий (166–169)
    • 15. Пертинакс (169–187)
    • 16. Олимпиан (187–198)
    • 17. Марк I или Маркус I (198–211)
    • 18. Филадельфус (211–217)
    • 19. Кириак I (217–230)
    • 20. Castinus (230–237)
    • 21. Евгений I (237–242)
    • 22. Тит (242–272)
    • 23. Дометий (272–284)
    • 24. Руфин I (284–293)
    • 25. Пробус (293–306)
    • 26. Святой Митрофан (306–314)
    • 27. Святой Александр (314–337)

    Варфоломей и РПЦ

    После интронизации Вселенский патриарх Варфоломей I в 1993 году посещает Русского патриарха. После раскола в России 1922 года (когда Константинополь оказал свои симпатии церковным преступникам, а не канонической церкви) это означало потепление в их отношениях. Тем более что в РПЦ опять произошел раскол, поддержанный украинскими властями, тогда появился самопровозглашенный Киевский патриархат во главе с Филаретом. Но в этом моменте Варфоломей I поддержал канонического митрополита Киевского Блаженнейшего Владимира (Сабодана).

    В 1996 году возникает острый конфликт с Эстонской апостольской православной церковью. Не признала канонической Москва церковную структуру Константинопольского патриархата в Эстонии. Имя Варфоломея на некоторое время было даже исключено из диптихов РПЦ.

    вселенские патриархи список

    Архиепископы Константинополя (330–451)

    • 28. Святой Павел I («Исповедник») (337–339)
    • 29. Евсевий Никомидийский (339–341) Павел I (341–342), восстановлен 1 раз.
  • 30. Македоний I (342–346)
      Павел I (346–350), восстановлен во второй раз.
  • Македоний I (351–360), восстановлен
  • 31. Евдоксий Антиохийский (360–370)
      Флорентий (ок. 363)
  • 32. Демофил (370–380)
  • 33. Евагрий (370 или 379)
  • 34. Максимус I (380)
  • 35. Святой Григорий I Назианзин Богослов (380–381)
  • 36. Нектарий (381–397)
  • 37. Святой Иоанн Златоуст (398–404)
  • 38. Арсакий из Тарса (404–405)
  • 39. Аттикус (406–425)
  • 40. Сисинний I (426–427)
  • 41. Несторий (428–431)
  • 42. Максимиан (431–434)
  • 43. Святой Прокл (434–446)
  • 44. Святой Флавиан или Флавиан (446–449), также Флавиан I
  • 45. Святой Анатолий (449–458) (Патриарх с 451 г.)
  • Встречи

    В 2006 году назрела конфликтная ситуация в Сурожской епархии МП на Британских островах. В итоге епископ Василий, бывший ее управляющий, был принят в лоно Константинопольской церкви, однако так же скоро оттуда удалился по желанию вступить в брак.

    В 2008 году в честь 1020-летия крещения Руси президент Украины В. Ющенко ждал одобрения у патриарха Варфоломея на то, чтобы произошло объединение украинских церквей в единую поместную, но не получил его.

    В 2009-м Московский патриарх Кирилл официально посетил резиденцию Константинопольского патриарха. В ходе переговоров обсуждалось много важных вопросов, при этом Варфоломей пообещал не вмешиваться в церковную ситуацию, создавшуюся на Украине.

    Потом, в 2010 году, была ответная встреча в Москве, где обсуждалась тема Великого Всеправославного собора. Варфоломей также призвал сомневающихся верующих Украины вернуться к канонической церкви.

    вселенский православный патриарх

    Отношение патриарха Варфоломея с Римско-Католической церковью

    В 2006 году Варфоломей пригласил к себе в Стамбул папу Бенедикта XVI, и встреча состоялась. Вселенский Православный патриарх в разговоре скорбел о том, что две церкви до сих пор еще не соединились.

    В 2014 году встреча патриарха и папы Франциска произошла в Иерусалиме. Она была расценена как частная, беседы в основном велись в экуменистической направленности, за что его сейчас очень сильно критикуют.

    Удивительным фактом этой встречи стало и то, что папа Франциск в знак смирения поцеловал руку патриарху, который, в свою очередь, вежливо и толерантно ответил крестообразным лобызанием.

    кто является вселенским патриархом

    Смотрите также

    • Амвросий
    • Апостольское преемство
    • Афанасий Александрийский
    • Василий Кесарийский
    • Константинополь
    • Кирилл Иерусалимский
    • Восточное православие
    • Вселенский Патриарх Константинополя
    • Евсевий Кесарийский
    • Григорий Нисский
    • Хилари Пуатье
    • Джером
    • Иоанн Дамаскин
    • Латинский Патриарх Константинополя
    • Список армянских патриархов Константинополя
    • Никифор Каллист Ксантопулос
    • Патриарх
    • Папа Григорий I
    • Сократ Схоластик
    • Созомен
    • Теодорет
    • Винсент Леринский
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: