Раскол середины XVII века лег на Россию непомерной тяжестью и в конце концов совершил то, чего не могли добиться никакие внешние враги – в XIX веке привел к процветанию большого количества сект, от традиционных до изуверских, и навсегда расколол духовную жизнь страны.
Староверы или древлеправославные христиане в течение XVIII—XIX веков разделились на «поповцев», в среде которых находили убежище беглые священники РПЦ, и «беспоповцев», не признающих священников. Со временем и те, и другие разделились на течения. В XXI веке в России официально присутствуют четыре согласия старообрядцев – это поповцы Русская Православная старообрядческая Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древлеправославная Церковь новозбыковского согласия ((РДЦ); и беспоповцы – Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).
Поскольку раскольники подвергались гонениям и старались скрываться от властей, подсчитать их всегда было трудно. Например, в 1852 году официальная статистика гласила, что в Нижегородской губернии староверов всего 20 тысяч, в то время как чиновник особых поручений Павел Иванович Мельников насчитал их 172 тысячи, – об этом пишет исследователь Валентина Павловна Соколова в книге «Павел Мельников (очерки жизни)». Точное количество староверов неизвестно и сейчас.
Предыстория раскола Русской церкви
Христианство, завезенное на Русь из Византии, было основано на византийских традициях. Все русские тексты книг и, в том числе Священного Писания, являлись переводами.
Традиционные обряды и элементы богослужений были взяты не из книг, а передавались в устной форме между священнослужителями. В связи с чем в конце 16 века возник спор о том, сколькими же перстами необходимо креститься. Документальных письменных источников, строго определяющих традицию «крестного знамения», не имелось.
На Руси, со времен крещения, по примеру Византии было принято двоеперстие (крестились двумя перстами). В то время как в Греции в 13 веке приняли троеперстие. Были и другие отличия, которые по мере накопления сильно рознили Московскую Церковь и греческую.
Поскольку Греция считалась своеобразной преемницей и продолжательницей византийских традиций, то Русская церковь внимательно смотрела на новые веяния в греческой культуре, постепенно вводя их у себя.
Например, русское духовенство задолго до 17 века начало носить одежду, аналогичную греческим священнослужителям, следом же ввели традицию носить длинные волосы и т.д.
Зеленый островок среди бетона
Тот самый факел на фоне староверского кладбища, который загорался в день открытия Олимпийских игр
Важная точка Имеретинской низменности — сочинское старообрядческое кладбище. И не только для верующих, но и для «рядовых» туристов, которые едут сюда, чтобы посмотреть этот чудом сохранившийся зеленый островок среди бетона и неизбежно ветшающих олимпийских объектов. По большому счету, делать в Имеретинке туристу сегодня нечего — километры дорог без возможности припарковаться легально, множество отелей-новостроек, гигантский по площади и инфраструктуре образовательный . Поэтому некоторые едут сюда совсем не для того, чтобы погреться на местном пляже — он мало чем отличается от любых других. Люди едут… на кладбище!
А так олимпийские объекты выглядят со стороны кладбища
— Да, это место притягивает не только местных или российских старообрядцев, но и делегации из Румынии, из Австралии, — рассказывает отец Артемий. — Люди приезжают и первым делом спрашивают, где сохранилось староверское кладбище в центре Олимпиады?
Церковный раскол
К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.
Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха Московского и Всея Руси митрополита Новгородского Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.
Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.
Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.
Конфликт исчерпан…
Еще один «шероховатый» вопрос — с , который некоторое время «наступал» на общину, пытаясь выжить ее от своих стен, запретить строить храм. Не отступились староверы. Говорят, в наши дни между общиной верующих и центром наметился диалог, у учреждения больше нет претензий к близко расположенному храму.
Некоторое время назад между и общиной староверов был конфликт, но в наши дни он исчерпан — образовательный центр работает по своему режиму, а староверы строят храм в своем темпе
Об этой ситуации священник рассказывает так:
— Мы ценим тот факт, что президент проявил интерес к нашей общине и услышал нас, хотя мог бы распорядиться раскатать все бульдозером. Мы предложили «Сириусу» совместно развивать культуру и сохранять историю Имеретинки. Все аресты с нашего храма сняты, на молитву мы идем безбоязненно, служить Богу нам никто не запрещает, хотя весь этот конфликт, начиная с переселения, и завершая претензиями от образовательного центра, конечно, останется неприятным пятном на истории взаимоотношений между нами и государством, но мы его преодолели и движемся дальше.
Пастырь искренне рад, что южный старообрядец, как и его северный сосед, сегодня может не таиться и свободно исповедать веру, думать о перспективах. И эта философия сформирована теперь во всех приходах юга России.
.О том, как взаимодействовать с властью, и о благодарности сочинских староверов Президенту Владимиру Путину, который проявил терпимость и пошел по пути сохранения истории..
Изменения русских традиций
Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).
По итогам были созданы инструкции для всех церквей, где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать по новым правилам.
В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.
Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь нужно было в пояс.
Проведение крестного хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.
Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее произносили два раза).
Изменили просфоры – их число и печать.
КИТАЙ
Кто живет Потомки белогвардейцев, староверов и православных священников, казаков, зажиточных крестьян, боявшихся раскулачивания. Пик русской эмиграции в Китай пришелся на начало XX века, когда в китайском Харбине селились бежавшие от советской власти. Сейчас здесь живут те, кто приехал на заработки или на учебу.
Самый русский город в Китае — Харбин. Его основали русские строители железной дороги в Китай — в 1898 году как одну из станций Трансманчжурской магистрали. После вторжения японской армии и создания Китайской Народной Республики многим пришлось уехать. Но в старых районах города до сих пор преобладает типично сибирская архитектура, город все еще хранит русский дух и пополняется новой волной эмигрантов. Работают православные храмы, русские школы, центральный парк носит имя Сталина. Под Харбином есть Русская деревня, которая служит иллюстрацией быта первых поселенцев — железнодорожников.
Еще одна русская деревня, но на сей раз обитаемая, находится на границе с Россией: это волость Шивэй на реке Аргунь. Около половины населения (более 2000 человек) — этнические русские: это одна из официально признанных малых народностей Китая. Они сохраняют традиционную культуру и уклад своих русских предков, однако по внешности больше похожи на китайцев: в основном это потомки смешанных браков китайцев с забайкальцами.
Русские семьи в Шивэе исповедуют православие, строят деревянные избы и мазанки, исполняют русские песни и танцы. Многие из них, особенно люди в возрасте, еще не забыли родной язык, хотя китайские власти пытались его искоренить в 1960-е годы, в период охлаждения отношений с СССР.
С недавних пор в поселке при поддержке властей стал развиваться этнографический туризм. Около сотни русских китайских семей заняты в сфере гостеприимства: они знакомят приезжих с обычаями, нравами и фольклором российской деревни. С 2008 года в Шивэе работает русский этнографический музей.
После реформы
Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.
Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО
Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.
Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.
Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».
«Валюша, вот тебе гостинцы»
— Я сама родилась и выросла в деревне и знаю: что такое земля, что она дает крестьянину и его семье, может понимать только тот, кто там жил, — рассуждает Валентина Костикова. — Естественно, это огороды, скотина, луга, леса и поля, где ты все знаешь и ничего не боишься. И в Сочи также: это сельские люди, но живущие на берегу моря. Да, 110 лет назад, когда они приехали сюда, здесь были малярийные болота. И все это огромным трудом было возделано. Они до двух и даже до трех урожаев в год собирали, а потом где-то на рыночке плоды продавали и на это жили. Туризм здесь был всегда, и кто-как его использовал. Кому-то он позволял не умереть с голоду, а кто-то может откладывал, чтобы улучшить жизнь своих детей. Когда пришла Олимпиада, никто этих людей не спросил — у нас умеет государство согнуть в рог так, что никто ничего и не спросит. Просто их переселяли, и были те, кто умирал от инфарктов. Рассказывают местные, что переселяли их в такое место, где лопату втыкали в землю, а она и на пол-штыка не входила из-за камней. Поэтому, когда переезжали, забирали с собой еще и плодородный слой земли. И сейчас, когда я летом к героине своего фильма тете Поле прихожу, она всегда: «Валюша, вот тебе гостинцы» — и обязательно перчиков, помидорок, клубнички положит…
А вот справа виднеется и само кладбище, совсем рядом со стадионом «Фишт». Правда, если не знать, что это за место, то кажется, будто это просто зеленая роща
Время берет свое. Староверы привыкли к новым условиям, сердечные раны затягиваются. Люди рады, что ставший им родным город Сочи развивается семимильными шагами, и здесь становится комфортнее жить.
Течения и виды старообрядчества
Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.
Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.
Поповское согласие
Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.
Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.
В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.
Единоверие
Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».
На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.
Беспоповские секты
Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.
Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.
Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).
Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО
«Староверов здесь давно нет»
Опрятные усадьбы на улице Старообрядческой — они здесь почти все такие!
Улица Старообрядческая. Здесь и в сентябре, когда в Сочи разгар бархатного сезона, и в октябре, когда он схлынет, то и дело снуют туристы, заглядывая в местные лавчонки, которые держат сами жители — в ассортименте сыры, вина, чучхела, фрукты, тут же столовая. А за углом — древлеправославный храм. Вернее, их два: небольшой деревянный — действующий, и большой блочный — строящийся.
— Староверов здесь давно нет, — огорошила меня одна из торгующих свежевыжатым соком женщина и, почувствовав молчаливый вопрос, пояснила: дескать, они уехали из-за Олимпиады.
Улица Старообрядческая внешне мало чем отличается от любой другой
Как же так? Старообрядческие семьи, которые в свое время обживали эту территорию и окультуривали ее, взяли и легко уступили власти, даже не попытавшись с ней договориться? Принять на веру слова женщины я никак не мог. Поэтому решил во всем разобраться.
— Наших христиан в Сочи порядка 200 семей разного возраста, — рассказывает единственный на всю округу священник Древлеправославной Архиепископии Артемий Ефимов и уточняет, мол, случается, что и неофиты в храм приходят. — В среднем на Литургии бывает человек пятьдесят, в праздники я причащаю до 20 детей. Несмотря на то, что община историческая — нынче ей исполнилось 110 лет, в храме мы собираемся десять лет.
Чем отличаются старообрядцы от православных
У каждого старообрядческого течения могут быть свои исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных» традициях.
Крестятся двумя перстами.
Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный с Распятием.
Крещение проводится с троекратным погружением.
Все буквенные и текстовые изменения в богословных книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают по-старому.
Пение в церкви должно быть только унисонное.
Крестный ход совершается не против солнца, как в православии, а по ходу солнца.
Туризм: региональная особенность
Старообрядцы, по уверению пастыря, — это сегодня фактически костяк поселка, «потому что в любой сложной ситуации люди первым делом стараются выяснить, что скажут староверы». И хотя на фоне других обосновавшихся здесь людей сторонники старой веры не так заметны, в этнокультурном смысле, в контексте стойкости и защиты интересов своей территории древлеправославные христиане являются для всех местных жителей духовными авторитетами.
Кто сказал, что старообрядцы покинули Имеретинку? Отец Артемий развенчивает этот миф и говорит, что каждый третий здесь — сторонник дореформенного православия
— Община, в целом, сплоченная и стойкая, — рассуждает пастырь. — Региональная особенность — развитие туризма — диктует свои правила. С десяток больших огородов, конечно, осталось, но староверы стали зарабатывать, обустроив свои гостиницы, магазины. И это объективный фактор: старообрядцы всегда понимали состояние текущего момента и подстраивались под него, сохраняя главное — свой духовный стержень. Бизнес — это то, что приходится иметь, чтобы сохраниться. Вариантов заниматься чем-то другим почти не осталось. Конечно, кто-то ходит на работу — в пожарную охрану, в полицию, другие состоят на госслужбе, но большинство имеет свои виноградники…