Культура и коммуникация: поклоны как особый класс невербальных средств общения


В словаре Ожегова

ПОКЛОН, -а, м. 1. Наклонение головы или; верхней части туловища в знак приветствия, благодарности, покорности. Глубокий п. (низкий, почти до земли). Земной п. (до земли; также перен., кому: глубокая благодарность. Земной п. ученому за его научный подвиг). Класть поклоны (кланяться во время молитвы). Отвесить п. (низко поклониться; устар.). Бить поклоны (делать поклон за поклоном; устар.). 2. Приветствие наклонением головы. Небрежный п. (кивок). 3. перен. Пожелание благополучия, привет. П. от родных. Послать, передать п. кому-н. * Идти на поклон или с поклоном к кому (разг.) — обращаться с просьбой о помощи, содействии. || прил. по-клонный, -ая, -ое (к 1 знач.; устар.).

«Что мы знаем о ПОКЛОНЕ»

ПОКЛОН

А вы задумывались о том, как вы выходите на сцену, как выполняете поклон… как правильно выполнять поклон на сцене перед публикой?… Ниже некоторые факты о поклоне.

Первым делом выйдя на сцену музыкант исполняет поклон. Сам путь до сцены и выполнение этой уже несколько столетий устоявшейся в артистической среде формальной традиции, имеет значение как для психического самочувствия самого исполнителя (также, в какой-то мере, является его показателем), так и для восприятия его публикой.

Поклоном артист приветствует публику и поклоном он благодарит публику за приём, аплодисменты…

Я думаю, что каждому артисту для себя следует знать, понимать и прочувствовать процесс того, что он делает. Чтобы акт приветствия и благодарности не превратился (порой для некоторых) в формализм.

Существуют различные виды поклонов.

Для примера, в артистической среде по технике исполнения жеста существует целый театр поклонов, с игрой глаз, лица, рук и всего тела: Книксен — легкий и быстрый поклон — приседание юной дебютантки, радостной от внимания зала. Ликующий поклон — экспрессивное, летящее и чувственное движение тела, когда восторженная дива «отдается» залу. Реверанс — свободная игра кокетки поклоном, как танцевальным па, с нарочитой демонстрацией платья, украшений и самое себя. Трагический поклон — глубокий «русский» поклон, продолжающий драматическую роль артистки. Надменный поклон — когда дива делает реверанс нарочито замедленно. И с головы до ног окидывая насмешливо-ироническим взглядом приближающегося с цветами поклонника, таким же замедленным движением так подает ему руку, что тому остается только ее поцеловать (при догадливости!). Такой же поклон может быть адресован и всему залу, когда статус и достоинства артистки выше уровня публики!

В Японском этикете поклону уделяется особое значение. Все приветствия в этой стране сопровождаются поклонами. Поклон (одзиги) является наглядным отражением социальных отношений (имеет значение угол наклона туловища, может доходить до 90 градусов), показателем соотношения статусов двух лиц, кланяющихся друг другу. Умение правильно кланяться – свидетельство хорошего тона и воспитания.

Существует три вида поклонов: сайкэйрэй — высшая форма приветствия — поклон, который совершается медленно, глубоко и выражает полное почтение. Так кланяются перед алтарем в синтоистском храме, в буддийском монастыре, перед национальным флагом. Раньше поклон сайкэйрэй отвешивался и императору, после войны японцы приветствуют императора так же, как и других людей. ординарный (церемониальный) — поклон при котором корпус наклоняется на 20—30 градусов и в таком положении сохраняется около двух-трех секунд. Если приветствуют, сидя на полу, то руки кладут на пол ладонями вниз на расстоянии 10—20 сантиметров, голову склоняют так, чтобы она находилась над полом на высоте 10—15 сантиметров. легкий поклон — поклон, при котором делается небольшой наклон корпуса и головы, продолжающийся лишь одну секунду. Руки при этом держат по бокам или на коленях.

И, немного, о самой истории поклона.

Поклон, в его историческом происхождении — движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве).

В первобытную эпоху, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть распростертое на земле лицом вниз. В средневековой России поклон «ниц» был заимствован из Китая через татар (ритуала приема русских князей татарскими ханами) и практиковался в придворных ритуалах русского царя до XVI века (приемах послов, подаче прошений и т. п.). Источник позы — соединение в одном лице функций правителя деспотии и верховного жреца (царь — жрец). В Средневековье процедура и формы поклона послов месяцами и годами обсуждались Государственными Советами, в обе стороны летели гонцы. В более высоких формах религии возникает поклон на коленях («коленопреклонение»), когда молящийся, стоя на коленях, наклоняется, опираясь на руки, и касается лбом земли. Поклон в этой форме действует в мусульманстве. Для предохранения тела под колени подстилается специальный «молитвенный коврик». Прикосновение к земле стало обозначать в христианстве знак обращения себя в прах. До этого, в русском язычестве, как и в греко-римской мифологии, прикосновение к земле (поцелуй), наоборот, служило знаком получения от земли силы и благодати (см. русские былины). Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. В церковном ритуале исповеди (также и в быту) коленопреклонение было знаком искреннего раскаяния и мольбы об отпущении греха. Сложение кистей рук у лица при молитвенном или мирском поклоне служило знаком особого благоговения (запрет взора на божество). Поклон в уединенной молитве (Пиета) всегда сопровождается жестом сложения ладоней — Милле. «Анжелюс». Формой епитимьи (также и по обету) служило наказание «отбить» число поклонов на коленях. Превращенной формой поклона являлось и наказание детей — «в угол, на колени!» Угол в жилище славян считался обиталищем домашнего божества. В эпоху Реформации протестантскими церквями молитвенные поклоны были упразднены (как проявление языческих обычаев). В эпоху рыцарства стал принят поклон опусканием тела только на одно колено. Этим жестом обозначались личная свобода и достоинство, одновременно и добровольное принятие подчинения вассала своему сеньору — в обмен на покровительство. Согласие сеньора сопровождалось подачей руки для сакрального поцелуя. Жест означал передачу жизненной силы (тоже, русская былина «Святогор и Илья Муровец»). При большой разнице статуса, во время поклона целовался край одежды сеньора (ритуал поцелуя туфли римского папы). При равном статусе рыцарей шел обмен поклонами — «реверанс» (от латинского «re-verus, vereor, verentia»). При реверансе передача силы духа могла происходить похлопыванием по плечу — Веласкес. «Сдача Бреды». В позднее Средневековье рыцарский поклон, преклонением только одного колена, стал широко практиковаться дворянами даже при молитве в церкви (католической). В куртуазном рыцарском культе Прекрасной Дамы протягивание дамой руки для поцелуя, в ответ на поклон, означало принятие рыцаря под свое покровительство. Сам рыцарь становился вассалом свой Прекрасной Дамы. В скрытой форме этот ритуал сохранился в Европейском культе Девы Марии (поставленной народным пиететом выше Иисуса Христа). Ритуал поклона даме начинает распространяться в Средние века и достигает расцвета в эпоху Возрождения. Способствует этому амурно-эротический характер рыцарского идеала — подвига во имя любви, освобождения Девы из плена (сюжет Персея и Андромеды). Считается, также, что церемониал связан с культом возвышенной любви в мусульманской Испании и средневековым платонизмом. Восточному христианству, при общем приниженном положении женщины, культ Святой Девы и ритуал европейского поклона чужд и непонятен. Реликтом ушедшего культа является привилегия (или необходимость) современной женщины первой протягивать руку для рукопожатия при встрече. Исчезновение духа рыцарства, упадок аристократии и смена ее в Европе малообразованным дворянством и буржуа сменили (перевернули) содержание ритуала светского поклона. Искателем покровительства стала женщина и реверанс принял гендерный характер — ответ на предложение покровительства со стороны мужчины. Мужчине в новом ритуале стало достаточно легкого наклона головы. В Новое время культ Прекрасной Дамы сохранил только поцелуй руки, почти исчезнувший как форма поклона. В России при дворе жест распространился только при Екатерине II. Затем, привилегию поцелуя руки, как элемента европейского воспитания и культуры, завоевали дворяне. Революционер Валентинов вспоминал, как удивился Ленин, когда он поцеловал руку Крупской — «Да, Вы, оказывается, дворянин!».

В России Публичный поклон на коленях продолжал практиковаться в России в особо торжественных случаях, при крупных потрясениях в общественной жизни, на встречах и лобызании особо чтимых икон. В 1812 г, перед Бородинским сражением («битва при Москве-реке») светлейший князь Кутузов, главнокомандующий русской армией, опускался на колени перед иконой Смоленской Божьей Матери. Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества, «мiръ». В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон. Аристократией и дворянством в светской жизни поясной поклон не употреблялся (жест простолюдинов). Исключением были чествования поясным (глубоким) поклоном высокого духовенства, членов Императорской семьи, глубоких стариков древнего рода и тяжело больных. Ритуал публичного поясного поклона аристократами и даже королями имел еще одно редкое исключение — на эшафоте, перед казнью. Одновременно, как знак покаяния перед народом и знак чистоты и безвинности. В ритуале чествования царей при заседаниях Собора русский патриарх целовал правое плечо царя («десницу божью»). Поклон при рыцарском поединке претерпел в России своеобразную метаморфозу в простонародье и в новой обретенной форме вошел в философию военного искусства: «Нужно уметь, вступая в решительную драку, снять картуз и бросить его около себя на землю; этот жест дисциплинирует человека и позволяет ему прочнее выдерживать натиск противника». Тревожная загадочность для простолюдина жеста поцелуя руки показана И. Тургеневым — «Она, раскрасневшаяся от волнения, прошептала, протягивая мне благоухающие руки: „Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных“» (Э и Ж Гонкур. Дневник).

Современность

В современной разговорной речи понятие «поклон» отделилось от жеста и стало синонимом понятия «привет» — «передай поклон», «кланяюсь» и т. п. Наряду со знаком уважения жест поклона может принимать и насмешливый характер (знак «преувеличенного» уважения).

На основе всего изложенного, думаю, вы сами сможете сделать для себя вывод: как, когда, сколько и на сколько кланяться и кланяться ли вообще…

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОКЛО́Н, поклона, ·муж. 1. Приветствие, совершаемое наклонением головы или верхней части туловища. Не ответил на мой поклон. Сделать поклон при встрече. Отвесить поклон кому-нибудь (см. отвесить). «Послы с поклонами пропятились задом до дверей.» А.Н.Толстой. Общий поклон (один всем присутствующим). | Низкое склонение туловища. Класть поклоны (при молитве; церк.). Земной поклон (до земли, до полу). 2. перен. Покорная просьба (·устар. ). «Мой обожаемый поэт, к тебе я с просьбой и поклоном.» Фет (Тютчеву). 3. Пожелание здоровья и благополучия, привет. «От сынов твоих далеких я привез тебе поклон.» Пушкин. Передайте ему поклон от меня. Вам поклон от товарищей. «А живет там князь Гвидон, он прислал тебе поклон.» Пушкин. Итти на поклон к кому (·неод.) — перен. угодливо выражать преданность кому-нибудь, унижаться перед кем-нибудь. Итти с поклоном к кому (·неод.) — перен. обращаться к кому-нибудь с униженной просьбой.

Рекомендации

  1. Название и приветствие Губернатор Нового Южного Уэльса
  2. «Тайвань — культурный этикет». eDiplomat. Получено 2011-10-09.
  3. «Китай — культурный этикет». eDiplomat. Получено 2011-10-09.
  4. «Вьетнам — Культурный этикет». eDiplomat. Получено 2011-10-09.
  5. «Япония — Cultrual Etqette». eDiplomat. Получено 2013-01-13.
  6. «Китайские брачные обычаи». eChina Romance. Архивировано из оригинал на 2008-06-05. Получено 2008-05-27.
  7. «家宝 向 地震 灾区 遇难 者 遗体 三 鞠躬». China Daily
    . 2008-05-13. Получено 2008-06-25.
  8. «華國鋒 同志 遺體 在 京 火化». Жэньминь жибао
    . 2008-09-01. Архивировано из оригинал на 2010-11-01. Получено 2009-07-22.
  9. «Делегация Гоминьдана отдает дань уважения мавзолею доктора Сунь Ятсена». Жэньминь жибао онлайн
    . 2005-03-31. Получено 2008-05-27.
  10. «周铁农 等 参加 纪念 孙中山 先生 逝世 84 周年 纪念 仪式». Новости Всекитайского собрания народных представителей
    . 2009-03-13. Архивировано из оригинал на 2011-07-23. Получено 2009-07-22.
  11. «Премьер Вэнь мчится в провинцию Хунань, чтобы руководить работами по ликвидации последствий стихийных бедствий». Синьхуа
    . 2008-01-29. Получено 2008-06-25.
  12. «Министр обороны Чен приносит извинения за оплошность 3/19». китайская почта
    . 2008-05-27. Получено 2008-05-28.
  13. «Архивная копия». Архивировано из оригинал на 2018-11-26. Получено 2016-01-16.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
  14. Хаим Х. Донин, Молиться как еврей, 1980; страницы 38-41.
  15. ^ аб
    Альберт Хааз, OFM (4 февраля 2010 г.).
    Жить по молитве отцовской: путь ученика
    . InterVarsity Press. п. 83. ISBN 9780830878666 . Христиане веками хранили святое имя Иисуса. Западное христианство разработало обычай склонять голову при упоминании имени Иисуса. Папа Григорий X официально утвердил это в законе в 1274 году на Втором Лионском соборе. Вторя письму к филиппийцам, совет заявил: «Всякий раз, когда вспоминают это славное имя, особенно во время священных мистерий Мессы, каждый должен преклонить колени своего сердца, что он может сделать даже с помощью поклона своей головы».
  16. ^ абc
    Стонтон, Уильям (1839).
    Церковный словарь: содержащий описание терминов, фраз и предметов, связанных с внешним порядком, таинствами, поклонением и обычаями протестантской епископальной церкви, с особым упором на церковь в Соединенных Штатах
    . Шерман и Треветт. п. 79.
  17. ^ аб
    Уитли, Чарльз; Корри, Джордж Элвис (1858).
    Рациональная иллюстрация Книги общей молитвы англиканской церкви
    . University Press. п. 145. Когда мы подходим ко второму артикулу этого символа веры, в котором упоминается имя Иисуса, вся община выражает почтение, что Церковь (в отношении этого отрывка из Св. Павла,
    Что на имя
    Иисус
    каждый знал, должен поклониться
    ) прямо предписывает в своем восемнадцатом каноне: приказывая, «чтобы во время богослужения Господь Иисус был упомянут, все присутствующие должны оказывать должное и смиренное благоговение, как это было принято [3], свидетельствуя этим». внешние обряды и жесты их внутреннее смирение, христианская решимость и должное признание того, что Господь Иисус Христос, истинный вечный Сын Божий, является единственным Спасителем мира, в Котором единственном, в Котором единственном, все милости, благодати и обещания Бога человечеству ибо эта жизнь и жизнь грядущая полностью и полностью включены ». [3] Поклонение имени Иисуса, впервые назначенного восьмым Лионским собором в 1274 году нашей эры, при Григории X. На Авиньонском соборе 1326 г. н.э. индульгенции были предоставлены тем, кто преклоняется перед именем Иисуса. на Соборе Безье, 1351 г., десятидневное помилование даровано тем, кто поклоняется этому имени при упоминании в богослужении. Собор Василия Блаженного 1435 г. возобновляет порядок поклонов. Councilium Senonense, 1485. о страхе перед именем Иисуса, Грея, Виндиката. гл. of England, Part 2, p. 178 и т. Д.
  18. Герл, Джозеф (2008). Войны поклонения в раннем лютеранстве: хор, конгрегация и три века конфликта
    . Издательство Оксфордского университета. п. 111. ISBN 9780195365849 . Получено 27 апреля 2022.
  19. Дубрюэль, Майкл (26 января 2007 г.). Практическая книга мессы, переработанная и расширенная
    . Наш воскресный гость. п. 97. ISBN 9781592766659 .
  20. Холден, Харрингтон Уильям; Уэсли, Джон (1872). Джон Уэсли в компании с высокопоставленными церковниками
    . Дж. Ходжес. п. 110.
  21. Ламберн, Эдвард Сирил Рассел (1963). Англиканские службы: книга о ритуалах и церемониях в англиканской общине
    . W. Knott. п. 39.
  22. Сенн, Фрэнк К. (2012). Введение в христианскую литургию
    . Fortress Press. п. 196. ISBN 9781451424331 .
  23. «Справочник послушника» (PDF). Мэдисонская первая объединенная методистская церковь. 2011. С. 5–6. Архивировано из оригинал (PDF) 9 августа 2022 г.. Получено 27 апреля 2022. Обойдите перила на коленях и войдите в алтарь.Когда вы подойдете к алтарю, остановитесь и одновременно поклонитесь кресту.
  24. ^ аб
    Пентц, Ланди (1998).
    Язык тела
    . Движение вперед. п. 9. Английский закон требовал поклоняться алтарю при входе или выходе из церкви — в любое время, а не только во время службы. Сам жертвенник был предметом поклонения, потому что во время Евхаристии именно здесь происходит освящение и, таким образом, в некотором смысле является престолом Христа. Поскольку на большинстве алтарей был крест, поколения англиканцев стали думать, что лук направлен не на алтарь, а на крест. Это породило характерный англиканство, когда в 19 веке вновь были введены процессии и кресты для процессий — поклон, сделанный как крест, проходящий в процессии.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: