Можно ли заменять кагор компотом?


Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Православная Церковь всегда исповедовала, что во время Евхаристии хлеб, вино и вода реально превращаются в Тело и Кровь Христовы. Эту веру исповедовали святые отцы с глубокой древности и до наших дней. Так, например, святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «Таинство Чаши Христовой» написал: «Эта Кровь очистила место недоступное и святое святых. Если же ее образ имел такую силу в храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более сама истина. Эта Кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в место недоступное. Эта Кровь поставляла во священника. Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу, если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – сделала небо для нас доступным».

Под образами святитель подразумевает ветхозаветные прообразы искупительной жертвы Христовой. Под истиной – новозаветную Евхаристию, когда во время литургии земное материальное вещество благодатью Святого Духа физически превращается в Тело и Кровь Христовы, преподанные под видом вина и хлеба.

Спустя больше тысячи лет святой праведный Иоанн Кронштадтский напишет в своих дневниках, которые сформируются в прекрасное духовное произведение «Моя жизнь во Христе»: «С верою несомненною причащаясь животворящих Таин, я осязательным образом поучаюсь вездесущию Христову. Каким образом? Вот таким: в каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа и, таким образом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько б их не было, до бесконечности».

И еще там же: «Что удивительнаго, что хлеб и вино бывают телом и кровию Христовою и в них Христос почивает, как душа в теле?.. Еще: если диавол может давать дух и слово иконе звериной (Апок. 13:15), то как Христос не может вселиться в хлеб и вино и не претворить их не усвоить их совершенно Себе, как плоть и кровь?».

Данный догмат был провозглашен на Константинопольском соборе 1691 года под председательством Патриархов Константинопольского Каллиника IIи Иерусалимского Досифея II. В соборной грамоте (томосе) излагается православное учение о сущностном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа в реальном присутствии Христа в Евхаристии. Для этого используются святоотеческие термины «преложение» и «пресуществеление».

Именно поэтому так велико благоговение священников и православных мирян на Литургии. Так, например, в обрядовом руководстве для священнослужителей под названием «Учительное известие», которое представляет собой свод правил преимущественно для подготовки и служения Божественной литургии, сказано: «Если частичка Божественной Крови по нерадению служащего иерея капнет, он смертно согрешит. Если капнет на доску, пусть слижет языком; если же это невозможно, пусть вытрет губкою, потом остругает доску, стружки сожжет на кирпиче или на чистом камне, пепел же закопает под престол». В «Учительном известии» много подобных правил.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, какая страшная святыня появляется перед нами, для нас и в нас на каждой Божественной литургии, и с каким благоговением и страхом мы должны к ней подходить. Мы должны очистить себя с Божьей помощью до необходимой меры, с которой можно принять в себя не что иное, как сами Тело и Кровь Христовы. Как сказал святой первоверховный апостол Павел о Евхаристии: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:29,30). Это сказал апостол о современных ему случаях небрежения Святыми Тайнами, и оно осталось предостережением на все поколения и времена.

Потому, подходя к Чаше, мы складываем руки крестообразно (правую на левую на груди) таким образом, чтобы ладони касались плеч. Тем самым мы выказываем смирение и страх Божий и одновременно лишаем наши руки суетной возможности делать излишние движения, грозящие выбить Чашу или лжицу из рук священнослужителя. Мы помещаем подбородок поверх плата, который держит диакон или пономарь, так чтобы плат закрывал нашу одежду – чтобы если вдруг, не дай Бог, капнет капелька крови, это произошло бы в плат, а не на вашу одежду или на пол.

После этого мы называем свое имя и широко открываем рот, не пытаясь что-то делать языком, чтобы не вытолкнуть частичку Тела из лжицы или рта. Когда священнослужитель поместит лжицу нам в рот, нужно проглотить частичку. После этого подождать, пока диакон или пономарь не оботрут платом наши губы, после чего благодарно поцеловать Чашу в руке священника. Но ни в коем случае – руку батюшки, ведь она держит Святой Потир, нельзя колебать ее и делать возле Чаши лишние движения.

Затем, не разговаривая и не открывая рот, не целуя икон, мы отходим к столику с запивкой, где церковнослужитель нам наливает теплую воду, смешанную с вином. Мы выпиваем запивку – желательно ею прополоскать рот и затем проглотить жидкость, чтобы убедиться, что Тело и Кровь Христовы прошли из ротовой полости в желудок. Потом следует съесть кусочек предложенной просфоры. После этого вы можете целовать иконы, святой крест, разговаривать.

Будем же, дорогие братья и сестры, с великим благоговением и со страхом Божиим приступать к Телу и Крови Христовым. В них – наша жизнь. В них – наше спасение. Наша же задача – приступать к ним достойно: с постом, прошедши Таинство исповеди, с чтением необходимых молитв и канонов, примирившись со всеми. И, конечно же, с великой любовью к Богу – Отцу нашему и к людям.

Святитель Иоанн Златоуст в книге «Таинство Чаши Христовой» написал своеобразный призыв Господень к нам: «Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам. Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не сразу становится кровью, но сначала бывает чем-то другим; а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную».

Иерей Андрей Чиженко

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Вопрос: «Не раз наблюдал, как люди после причастия подходят за запивкой также, словно к причастию со скрещенными на груди руками. Правильно это или нет? Ведь это просто запивка. Если я ошибаюсь – поправьте меня.»

Отвечает священник Максим Каскун: — Если говорить о механизме действия, то получается следующее – человек, когда подходит к Чаше, он складывает руки на груди крестообразно. Для чего он это делает? Для того, чтобы выразить чувство благоговения. Когда он подходит к запивке, то руки его скрещены не потому, что он испытывает благоговение перед запивкой, а таким образом он поддерживает то благоговение, которое получил при причащении Святых Христовых Таин.

— Думаю, что многие, даже, не понимают, что такое запивка.

— В принципе запивки может и не быть. Самое главное, чтобы человек заел святым хлебом после причащения, чтобы крошки, которые остаются во рту, были полностью потреблены организмом. И запивка появилась, как помощь в этом отношении. Поэтому, сегодня, она и различается своим составом в разных местах: где варенье добавляют, где вином разбавляют, где-то компот какой-то делают. Лучше, конечно, разбавлять вином.

— Бывают, что люди, которые не причащаются, хотят взять запивку, допустимо ли это?

— Думаю, что допустимо. В этом случае запивка будет как подкрепление. Как на всенощном бдении, мы едим хлеб, который освящаем на литии, также потом освящаем вино и смачиваем хлеб этим вином, фактически, в алтаре делается запивка из этого вина. В древности, это было как подкрепление на всенощных, длительных бдениях, которые начинались вечером, а заканчивались утром. И после вкушения этого хлеба, люди еще и причащались. Сегодня есть практика на Рождественских богослужениях ночных, когда дается этот хлеб, в некоторых храмах его держат в руках и вкушают после причащения. А в некоторых храмах, что более правильно и по древнему обычаю, он вкушается сразу, как подкрепление. Бывает еще такой встает вопрос: Как различить антидор и освященный хлеб, который мы едим на литии. Конечно, это разные вещи, антидор в переводе означает «вместодарие» – это хлеб, который остается от вынутого Агнеца, если говорить о степенях святости, то самый святой после причастия. И поэтому его дают тем, кто не причащается, «вместодарие», оно и по смыслу так. Но традиционно так сложилось, что человек, который не причастился, может съесть только просфорки. А в принципе не возбраняется съесть и антидор.

LiveInternetLiveInternet

Православная Церковь всегда исповедовала, что во время Евхаристии хлеб, вино и вода реально превращаются в Тело и Кровь Христовы.

Эту веру исповедовали святые отцы с глубокой древности и до наших дней. Так, например, святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «Таинство Чаши Христовой» написал: «Эта Кровь очистила место недоступное и святое святых. Если же ее образ имел такую силу в храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более сама истина. Эта Кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в место недоступное. Эта Кровь поставляла во священника. Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу, если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – сделала небо для нас доступным».

Под образами святитель подразумевает ветхозаветные прообразы искупительной жертвы Христовой. Под истиной – новозаветную Евхаристию, когда во время литургии земное материальное вещество благодатью Святого Духа физически превращается в Тело и Кровь Христовы, преподанные под видом вина и хлеба.

Спустя больше тысячи лет святой праведный Иоанн Кронштадтский напишет в своих дневниках, которые сформируются в прекрасное духовное произведение «Моя жизнь во Христе»: «С верою несомненною причащаясь животворящих Таин, я осязательным образом поучаюсь вездесущию Христову. Каким образом? Вот таким: в каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа и, таким образом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько б их не было, до бесконечности».

И еще там же: «Что удивительнаго, что хлеб и вино бывают телом и кровию Христовою и в них Христос почивает, как душа в теле?.. Еще: если диавол может давать дух и слово иконе звериной (Апок. 13:15), то как Христос не может вселиться в хлеб и вино и не претворить их не усвоить их совершенно Себе, как плоть и кровь?».

Данный догмат был провозглашен на Константинопольском соборе 1691 года под председательством Патриархов Константинопольского Каллиника IIи Иерусалимского Досифея II. В соборной грамоте (томосе) излагается православное учение о сущностном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа в реальном присутствии Христа в Евхаристии. Для этого используются святоотеческие термины «преложение» и «пресуществеление».

Именно поэтому так велико благоговение священников и православных мирян на Литургии. Так, например, в обрядовом руководстве для священнослужителей под названием «Учительное известие», которое представляет собой свод правил преимущественно для подготовки и служения Божественной литургии, сказано: «Если частичка Божественной Крови по нерадению служащего иерея капнет, он смертно согрешит. Если капнет на доску, пусть слижет языком; если же это невозможно, пусть вытрет губкою, потом остругает доску, стружки сожжет на кирпиче или на чистом камне, пепел же закопает под престол». В «Учительном известии» много подобных правил.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, какая страшная святыня появляется перед нами, для нас и в нас на каждой Божественной литургии, и с каким благоговением и страхом мы должны к ней подходить. Мы должны очистить себя с Божьей помощью до необходимой меры, с которой можно принять в себя не что иное, как сами Тело и Кровь Христовы. Как сказал святой первоверховный апостол Павел о Евхаристии: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:29,30). Это сказал апостол о современных ему случаях небрежения Святыми Тайнами, и оно осталось предостережением на все поколения и времена.

Потому, подходя к Чаше, мы складываем руки крестообразно (правую на левую на груди) таким образом, чтобы ладони касались плеч. Тем самым мы выказываем смирение и страх Божий и одновременно лишаем наши руки суетной возможности делать излишние движения, грозящие выбить Чашу или лжицу из рук священнослужителя. Мы помещаем подбородок поверх плата, который держит диакон или пономарь, так чтобы плат закрывал нашу одежду – чтобы если вдруг, не дай Бог, капнет капелька крови, это произошло бы в плат, а не на вашу одежду или на пол.

После этого мы называем свое имя и широко открываем рот, не пытаясь что-то делать языком, чтобы не вытолкнуть частичку Тела из лжицы или рта. Когда священнослужитель поместит лжицу нам в рот, нужно проглотить частичку. После этого подождать, пока диакон или пономарь не оботрут платом наши губы, после чего благодарно поцеловать Чашу в руке священника. Но ни в коем случае – руку батюшки, ведь она держит Святой Потир, нельзя колебать ее и делать возле Чаши лишние движения.

Затем, не разговаривая и не открывая рот, не целуя икон, мы отходим к столику с запивкой, где церковнослужитель нам наливает теплую воду, смешанную с вином. Мы выпиваем запивку – желательно ею прополоскать рот и затем проглотить жидкость, чтобы убедиться, что Тело и Кровь Христовы прошли из ротовой полости в желудок. Потом следует съесть кусочек предложенной просфоры. После этого вы можете целовать иконы, святой крест, разговаривать.

Будем же, дорогие братья и сестры, с великим благоговением и со страхом Божиим приступать к Телу и Крови Христовым. В них – наша жизнь. В них – наше спасение. Наша же задача – приступать к ним достойно: с постом, прошедши Таинство исповеди, с чтением необходимых молитв и канонов, примирившись со всеми. И, конечно же, с великой любовью к Богу – Отцу нашему и к людям.

Святитель Иоанн Златоуст в книге «Таинство Чаши Христовой» написал своеобразный призыв Господень к нам: «Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам. Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не сразу становится кровью, но сначала бывает чем-то другим; а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную».

Иерей Андрей Чиженко, Православная жизнь

https://pravoslavie.fm/interested/pochemu-posle-pr…vku-i-syest-kusochek-prosfory/

Можно ли заменять кагор компотом?

Рубрика: Старый сайт > Общество. 05.09.2012. г.

В некоторых храмах Днепропетровска после причастия верующим вместо воды к просфоре дают компоты, сладкие настойки.

Что это за «новшество»? Мы хотим запивать святые просфоры обычной водой или кагором! Валентина.

Уважаемая Валентина, почему вы считаете, что различие в запивке после причастия – это «новшество»? Что значит «запивать святые просфоры обычной водой или кагором»? С другой стороны, не понимаю, зачем раздувать проблему, там, где ее нет и не может быть, и что значит: «мы хотим»? Попытаюсь объяснить происхождение и практическое значение запивки после Святого Причастия. Традиция запивки после причастия имеет такое же древнее происхождение, как и само причастие. А нужна она для того, чтобы во рту причастника после принятия Святых Христовых Таин не осталось даже и малейшей крошечки Тела Христова. Поэтому для этой цели подойдет самая обыкновенная вода. Что же касается компотов, сладких настоек или винной запивки (красное десертное сладкое вино, разбавленное водой), то в разных местах, в разных храмах это также практикуется и уставного запрета на этот счет не существует. Например, на территории Древней Руси запивкой обычно служило теплое питие, сделанное на основе ягод – ягодный морс или варенья. А вот на Афоне винная запивка не практикуется, а используется именно святая вода. Кто изобрел винную запивку, боюсь, так и останется тайной даже для самого дотошного церковного историка, но какую именно употреблять запивку после причастия – алкогольную или безалкогольную — вопрос, я думаю, не принципиальный, и в каждом храме этот вопрос решается по-своему. Кстати полезно каждому вспомнить слова блаженного Августина, которого церковная традиция называет «Учителем Благодати»: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всём любовь». Следует также отметить, что понятия «кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только кагором или беникарло, а также их смесью. Однако не каждый кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина. И самое главное! Прискорбно, когда человек, участвующий в таинствах Святой Церкви, причащаясь Святых Христовых Тайн, сразу после их принятия начинает размышлять о таких мизерных и незначительных вещах в Божественной литургии, как «запивка». «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она – сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви. В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим телом, Его Кровь – нашей кровью. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь евангельский закон, все нравственные, духовные и иные нормы, содержащиеся в Евангелии. Приняв же в себя Святые Тайны, необходимо носить их в себе достойно, с осторожностью, с благоговением, подобно тому, как Пресвятая Богородица носила во чреве Своем младенца Христа. Только тогда причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только жизнь в Боге может нас насытить и наполнить жизнь радостью и совершенством. И напоследок еще один совет ригористично и консервативно настроенным верующим, которых святитель Григорий Богослов именовал «некоторые из числа чрез меру у нас православных». В Церкви Христовой всегда есть место разнообразию, и как это не прозвучит странно – даже разномыслию, в соответствии с Писанием: «…Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,18). Но в Церкви никогда не было и не может быть деления на «либералов» и «консерваторов». В Церкви есть деление на тех, кто верует и исповедует, что Христос даровал нам абсолютную свободу, и тех, кто поставляет мелочную регламентацию каждого шага христианина выше всего на свете, выше любви, выше надежды, выше веры, выше дел милосердия.

ПРИЧАСТИЕ

Что такое Причащение? — Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение. Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодаре­ние». Как и для чего установлено Таинство Причащения? — Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Почему надо причащаться? — Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56). Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни — Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению? — Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост — теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений. Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить. Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию — достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причащению? — Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром — утренние молитвы. По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению? — Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

Как часто надо причащаться? — Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще. Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги — в день их венчания. Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно — не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться? — Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз? — Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть? — Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия? — После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны? — После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения? — День Причащения — это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься? — Причащают во все дни, когда служится Божественная Литур­гия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице. В период Великого поста богослужения совершаются по осо­бому расписанию.

Оплачивается ли Причащение? — Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи? — Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие? — Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви? — Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка? — Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак? — Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником. Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к «взрослому» режиму питания и жизни. Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди? — Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной? — Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных послабляется. Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому? — Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост? — В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям, когда служится Литургия Василия Великого. Взрослые кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней памяти некоторых святых.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев? — На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху? При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению. Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером). Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения». Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся». Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению? Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением? Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви. Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение. В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: