Ая́т аль-Курси́ (араб. — аят Престола) — 255-й аят суры «Аль-Бакара» («Корова»). Аят назван так потому, что в нём упоминается слово Курси (Престол), который олицетворяет могущество и абсолютную власть Аллаха над творениями. Этот аят является самым известным аятом Священного Корана.
Кто читает аят аль-Курси после обязательного намаза, тот будет защищен до следующей обязательной молитвы. Кто читает аят аль-Курси утром, тот будет в безопасности до вечера, а кто читает его вечером, будет в безопасности до утра. Рекомендуется читать аят аль-Курси и суры 112, 113 и 114 перед сном.
Важность аята «Аль-Курси»
Сообщается, что однажды, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, охраняя собранный закят, поймал вора, который сказал ему: «Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Абу Хурайра спросил: «Что это за слова?» Тот сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай «аят аль-Курси» от начала до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!» После этого Абу Хурайра поведал об этом Пророку, мир ему и благословение, и он сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он — отъявленный лжец!» После чего Пророк, мир ему и благословение, поведал Абу Хурайре, что это был сам шайтан в облике человека (Аль-Бухари «Сахих» 2311).
Убай ибн Ка’б рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение, спросил меня: «О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Я сказал: «Это аят, в котором сказано: Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя…» (аят аль-Курси) После этого Пророк, мир ему и благословение, хлопнул меня по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абуль-Мунзир!»» (Муслим «Сахих» 810).
Аят аль-Курси и польза от его чтения
Одним из наиболее часто повторяемых и известных аятов Заключительного Откровения Всевышнего является «Аятуль-Курси» (или аят «аль-Курси» – «Аят Трона»). Он приводится во второй суре Книги Аллаха – «Аль-Бакара» («Корова») под номером 255.
От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Господа Мухаммад (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Воистину, у всего есть вершина, и сура «Бакара» – вершина Корана. И в этой суре есть аят, который является господином всех аятов Корана – Аятуль-Курси» (передаётся в сборниках Хакима и ат-Тирмизи).
На арабском языке текст «Аята Трона»
выглядит так:
اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
Транскрипция: Аллаху ля иляха иЛляху, аль-хаййуль-Каййум. Ля та-хузуху сина-туу-уа ля наум. Ляху ма фис-самауати уа ма филь-ард. Манзаллязи йашфа-’у ‘индаху илля би-изних? Йа’ляму ма байна айдихим уа ма халфахум. Уа ля йу-хитуна би-шайим-мин ‘иль-михи илля бима ша! Уа-си-’а Курсиййухус-Самауа-ти уаль-ард; уа ля йа-уду-ху хифзу-хума уа Хууаль-’алиййуль-’азыйм.
Перевод смысла: Аллах – нет божества, кроме Него, и только Ему мы должны поклоняться. Аллах – Живой, Сущий и хранит существование всех людей. Его не объемлет ни дремота, ни сон; Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных. Кто заступится за другого перед Ним без Его дозволения? Аллах – слава Ему Всевышнему! – знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит. Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их. Поистине, Он – Всевышний, Единый и Великий!
Значимости и величию этого аята посвящено множество хадисов. Часть из них достоверна, но есть и слабые (другими словами, в цепочке передатчиков имеется утеря или сомнительные передатчики).
Например, передаётся, что если верующий проговорит про себя аят «аль-Курси» после завершения обязательных намазов перед произнесением зикров тасбиха (по 33 раза «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар!»), то ему после смерти ничто не помешает попасть в Рай.
Известно также, что четвёртый праведный халиф Али (р.а.) говорил: «Я не понимаю тех, кто, ложась спать, не читает «Аят Трона». По его словам, если бы человек осознавал степень величия данного аята, он бы никогда не пренебрегал его чтением, ведь этот фрагмент Благородного Корана был ниспослан Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) из самого Арша.
Считается, что чтение «Аят аль-Курси» помогает побороть шайтана и избавить от него жилище. Вы можете выучить это дуа, повторяя за Коран-хафизом на нашем видео, на котором приводится также транскрипция русскими буквами:
Сомнений и разногласий в важности постоянного цитирования «Аятуль-Курси» ни у кого не возникает. Причина проста: здесь очень часто упоминаются имена Всевышнего и присущие только Ему высшие качества: Хайю (Вечно живой, Тот, у кого нет ни начала, ни конца); Кайюм (Сущий, Независимый ни от кого и ни от чего, не нуждающийся ни в ком и ни в чём); Алийю (Высочайший, Высокочтимый); Азыйму (Величайший).
Кроме того, в аяте «аль-Курси» приводятся такие признаки Творца, как:
- Вахъданият (Единство): «Аллах – нет божества, кроме Него…»;
- Гыйльм (Обладание знанием): «…знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит»;
- Малик (владычество): «Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных…»;
- Кудрат (Могущество): «Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их»;
- Ирада (Воля): «Его не объемлет ни дремота, ни сон», «никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит» (2:255).
Этот отрывок из суры «Бакара» имеет такое наименование из-за упомянутого в нём слова «Курси». Богословы давали ему различную трактовку. Хасан Басри считал, что здесь имеется ввиду Арш (Трон) Господа миров. Ибн Касир же уверял – «курси» не обозначает просто Арш, а это нечто большее, чем трон. Абдуллах ибн Аббас (р.а.), в свою очередь, подчёркивал: «Курси» означает гыйльм (знание) нашего Создателя.
Переводы смыслов Корана (Сура 2, аят 255)
Эльмир Кулиев
Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий.
Абу Адель
Аллах – нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него, (Он) – Живейший [извечный и вечно живой], Сущий [существует без нужды в ком-либо, и все нуждаются в Нем]; не берет Его ни дремота [полусон], ни сон; (только) Ему принадлежит (все) то, что в небесах и то, что на земле. Кто (может) заступится (за кого-либо) пред Ним, без Его позволения? Знает Он то, что будет впереди их [будущее] и что было позади их [прошлое], а они не постигают ничего из Его знания (о Нем Самом и то, что Он знает), кроме (только) того, что Он пожелает (чтобы они узнали). Объемлет Престол Его [аль-Курсий – место Его ступней] небеса и землю, и не тяготит Его [Ему не трудно] охрана их [небес и земли]; поистине, Он – Высочайший [выше всего сущего], Великий (Своей сущностью, властью и отличиями)!
Магомед-Нури Османов
Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — всевышний, великий.
Валерия (Иман) Порохова
Аллах! Нет божества, кроме Него, Живущего и самосущего извечно! Не склоняет Его ни сон, ни дремота, Всем в небесах и на земле владеет Он Один. Кто может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)? Он знает все, что предварило их (приход) И что последует за их (уходом). А им из знания Его назначено постичь Лишь (малость) ту, что Он дозволит. Престол Его (Державия) простерся Над небесами и землей, — Сохранность их Ему не в тягость. В Своем могуществе, поистине, велик Он И (в высшей степени) возвышен.
Игнатий Крачковский
Аллах — нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он — высокий, великий!
Гордий Саблуков
Бог — нет другого достопокланяемого, кроме Его, живого, присносущего. Его не объемлет ни дремота, ни сон; в Его власти всё, что есть на небесах и на земле. Кто может предстательствовать пред Ним без Его изволения? Он знает что пред ними и что позади их: они постигают мудрость Его только в той мере, как Ему угодно. Престол Его обширнее небес и земли, и хранение обоих их не есть для Него бремя, потому что Он высок, могущественен.
Михайло Якубович
Аллаг! Немає бога, крім Нього — Живого, Сущого! Не торкається Його ні дрімота, ні сон. Йому належать те, що на небесах, і те, що на землі. Хто ж заступиться перед Ним без Його дозволу? Він знає те, що попереду них, і те, що позаду них. Вони ж не осягають зі знання Його нічого, крім того, що побажає Він. Престол Його охоплює небеса і землю, а збереження їх не втомлює Його. І Він — Всевишній, Великий!
Хадис о Аятуль-Курси №10
Ибн Мас’уд ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ рассказывал:
«Как-то раз один человек из числа сподвижников Мухаммада ﷺ встретил мужчину из числа джинов. Они стали бороться и человек одолел. Джин сказал ему: «Давай повторим!» Но человек вновь его одолел. Тогда человек сказал: «Поистине, я вижу, что ты слаб, а запястья твои подобны запястью собаки. Так вы выглядите, о сообщество джинов? Или только ты таков?» Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я среди них обладаю силой! Но давай поборемся ещё раз, и если ты одолеешь меня, то я научу тебя тому, что принесёт тебе пользу». Они вновь стали бороться и человек снова одолел. Тогда джин сказал: «Я обучу тебя тому, что обещал. Читаешь ли ты Аятуль-Курси?» Тот ответил: «Да». Джин сказал: «Поистине, если ты прочитаешь этот аят, когда зайдёшь домой, то обязательно выйдет оттуда шайтан, и не вернётся туда до утра»». Услышавший эту историю от Ибн Мас’уда ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ спросил его: «О Абу ‘Абду-р-Рахман, кто был тот человек из числа сподвижников? Не ‘Умар ли?» На что Ибн Мас’уд ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал: «А кто же мог быть им помимо ‘Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ?!» (Ибн Аби ад-Дунья, аль-Байхаки).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Хадис о Аятуль-Курси №9
От Убаййи ибн Ка’ба ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сообщается, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше, с которым он поздоровался и спросил: «Кто ты, джин или человек?!» Тот ответил: «Джин». Убай сказал: «Протяни мне свою руку». Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью. Убай спросил: «Так созданы джины?!» Он сказал: «Джины знают, что нет среди них сильнее меня». Убай ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ спросил: «Что тебя привело?» Он сказал: «До нас дошло, что ты любишь делать садака, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды». Убай ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ спросил: «Что нас защищает от вас?» Джин ответил: «Аятуль-Курсий из суры «аль-Бакара». Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра». Когда рассвело, Убай ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ пришёл к Пророку ﷺ и всё ему рассказал, на что Посланник Господа ﷺ ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!» (имамы ат-Табарани, ан-Насаи, Ибн Хиббан).
Три последних аята суры «Аль-Бакара» («Корова»)
284. [Лишь] Аллаху [принадлежит] то, что на небесах, и то, что на земле. И если проявите вы то, что [кроется] в душах ваших, или скроете это, взыщет с вас за это Аллах. И прощает Он кого пожелает, и наказывает кого пожелает. И Аллах над всякой вещью Могущий
Лилляхи ма фис-самавати уа ма филь ард уа ин тубду ма фи анфусикум ау тухфуху йухасибкум бихилляху файагхфиру лимай йаша’у уа йуаззибу май йаша’а уаллаху аля кулле шайин кадир
لِّلَّهِ ما فِي السَّمَاواتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاء وَيُعَذِّبُ مَن يَشَاء وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
285. Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от Господа его, и верующие — все [они] уверовали в Аллаха, и ангелов Его, и Писания Его, и посланников Его. [Говорят верующие]: «Не различаем мы между кем бы то ни было из посланников Его». И сказали они: «Услышали мы и повиновались! [Просим] прощения Твоего, Господь наш, и к Тебе [предстоит] возвращение [наше]!»
Аманар расулю бима унзиля илейхи миррабихи уаль му’минун куллюн амана билляхи уа маляикатихи уа кутубихи уа русулихи ля нуфаррику байна ахадым миррусулех уа калю сами’на уа ата’на гхуфранакя раббана уа илейкяль масир
آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ وَقَالُواْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ
286. Не возлагает Аллах [обязанности ни на одну] душу, кроме как [в меру] способностей её. Ей [достанется то], что приобрела она [деяниями добрыми], и против неё [обернётся то], что совершала она [из злодеяний]. Господь наш! Не взыскивай с нас, если забудем мы или ошибёмся [и согрешим]. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, как возложил Ты его на тех, которые [были] до нас! Господь наш! И не обременяй нас тем, что не под силу нам! Извини нас, и прости нам, и помилуй нас! Ты — Покровитель наш, помоги же нам [одержать победу] над людьми неверующими
Ля йукаллифуллаху нафсан илля вус’аха ляха ма касабат уа алейха мактасабат раббана ля туахизна иннасина ау ахта’на раббана уа ля тахмиль алейна исран кама хамальтаху аляльлязина мин каблина раббана уа ля тухаммильна ма ля таката ляна бих уа’фу анна уагхфир ляна уархамна анта мауляна фансурна аляль каумиль кафирин
لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَآ أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
Комментарии
- Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «В каждой книге есть квинтэссенция. Квинтэссенция этой Книги (Корана) заключена в „буквенных сокращениях“» (Кашани, «Ас-Сафи», т. 1, с. 78).Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Алиф, лям, мим — это часть букв одного из „прекраснейших“ имён Аллаха. Эти буквы разбросаны в беспорядке по всему тексту Корана, и каждый раз, когда Пророк и безгрешные Имамы называют Аллаха этим именем, их молитвы принимаются Всевышним» (Нусрат Амин, «Махзан аль-‘ирфан», т. 1, с. 66).
Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Курайшиты и иудеи отвергли Коран словами „Это всего лишь вымысел. Он сам его написал“. Тогда Аллах произнёс: „Алиф. Лям. Мим. Это [великое] Писание…“ (2:1), другими словами: „О Мухаммад! Эта книга, что ниспослана тебе, составлена из отдельных букв, и среди них алиф, лям, мим. Это те же самые буквы, что и буквы алфавита, который вы [люди] используете в своих словах. Если вы искренни, то создайте что-либо подобное“» («Аль-Бурхан», т. 1, с. 54).Имам Реза, да будет мир с ним, говорил: «Воистину, Коран был написан теми же буквами, которыми ежедневно пользуются все арабы». Аллах, Достославный и Всемогущий, сказал: «Скажи: „Если соберутся люди и джинны, чтобы привести подобное этому Корану, — они не приведут подобного ему, даже если будут они друг другу опорой [и поддержкой]“» (17:88).
- Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Остерегающийся гнева Аллаха — это тот, чьи поступки не вызовут у него стыда, даже если их выставить на всеобщее обозрение» (Нусрат Амин, «Махзан аль-‘ирфан», т. 1, с. 82).
- О фразе «Из того, чем наделили Мы их, расходуют [на пути Аллаха]» (2:3) Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Она означает, что люди делятся сведениями и научными знаниями, которым научил их Аллах» («Маджма’ аль-байан», т. 1, с. 39).
- Имам Бакир, да будет мир с ним, по поводу данного аята сказал: «Тому, кто один раз прочтёт аят „Аль-Курси“, Аллах дарует избавление от тысячи земных тягот, самой лёгкой из которых является бедность, и от тысячи неприятностей потусторонней жизни, самая лёгкая из которых — могильная мука» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 262).
- Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В сравнении с Троном всевластия небеса и земля подобны перстню, лежащему посреди пустыни. В свою очередь, и Трон всевластия в сравнении с Небесным Престолом подобен такому перстню» («Аль-Бурхан», т. 1, с. 241).
- Этот аят, запрещающий принуждение в вере, был ниспослан в связи с одним жителем Медины по имени Абу Хасын, у которого было два сына. Несколько купцов-христиан, привозивших в Медину товары из других стран, каждый раз при встрече уговаривали молодых людей принять христианство. И юноши начали серьёзно задумываться над их речами. Это очень обеспокоило их отца. Абу Хасын пришёл к Пророку, да благословит Аллах его и его род, и, рассказав ему обо всём, попросил вернуть его сыновей на истинный путь и спросил, можно ли сделать это силой.
- Имам Али, да будет мир с ним, порицая следующих за дьяволом, сказал: «Взяли дьявола для дел своих повелителем, он же взял их себе в сотоварищи. Он отложил яйца и высидел у них в груди, пресмыкаясь и ползая у них в коленях, видя их глазами, говоря их языком, нагрузил их грехами и приукрасил для них мерзость — поступки тех, кого шайтан взял в своём царстве в соправители, выражая языком их свои суетные мысли!» («Нахдж аль-балага», хутба 7).Также Имам Али говорил: «О люди! Поистине, источник происхождения всяческой смуты — суетные помыслы, за которыми люди следуют… И если бы явлена была истина во всей своей чистоте, то не было бы никаких разногласий, но, однако, берутся часть отсюда и часть оттуда и перемешиваются меж собой, и тем самым овладевает шайтан своими сторонниками, но спасаются те, для кого прежде всего — доброе слово Аллаха» («Аль-Кафи», т. 1, с. 54).
- Когда был ниспослан предыдущий аят, в котором верующим сообщалось о том, что Аллах знает всё, что у них на душе, и что Он ведёт учёт всех их тайных помыслов и явных намерений, группу сподвижников Пророка, да благословит Аллах его и его род, охватил страх. Они поделились с Пророком своими опасениями, сказав, что никто из них не может считать себя свободным от каких-либо грешных помыслов и внутренних соблазнов. После этого и был ниспослан данный аят, который научил их, как верить в Аллаха, в какие слова облекать свои мольбы к Нему и как выражать своё смирение и покорность пред Ним.
- Имам Казым, да будет мир с ним, часто обращался к Аллаху с молитвами, говоря: «Господи, истинно, прошу я Тебя даровать мне спокойствие души в смертный час и прощение в День расчёта» (Муфид, «Аль-Иршад»).