Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

Первая седмица Великого поста наиболее строгая. Основная цель соблюдения Великого поста — подготовка в одному из главных христианских праздников — Светлому Христову Воскресению.

Этот период обычно отмечается особенными молитвами покаяния, осознания жертвы и отпущения грехов, которое стало возможно после смерти Иисуса Христа на кресте и последующего воскресения из мёртвых. Пост являет собой напоминание о 40-дневном голодании Иисуса Христа, когда он находился уединённо в пустынных землях.

Наиболее протяжённый по времени христианский пост в году устанавливается за срок в 7 недель до начала Пасхи.

Седмицами называют промежутки по 7 дней, соответственно. В эти дни проходят особенные богослужения, каждое соответствует своей неделе.

Что такое первая седмица

Великий пост открывает первая седмица. Это – самое строгое время. Во время нее происходит перелом в сознании и образа жизни человека. Меняется рацион питания, привычки. Все это, конечно, непросто. Тот, кто ходил в храм раз год, старается ходить каждую неделю. Тот, кто посещал службы каждое воскресенье, ходит в церковь каждый день на чтение канона Критского.

Человек старается ограничивать свое зрение, язык и слух, не смотрит телевизор, не входит без нужды в интернет, не разговаривает по пустякам, не осуждает, не сплетничает, боится кого-нибудь обидеть словом или делом. В общем, старается следить за собой и не грешить.

Рацион тоже меняется полностью. Из питания исключаются:

  • мясные продукты (мясо, колбаса, сосиски, котлеты и т.д.);
  • молочные продукты (молоко, кефир, масло сливочное, сыр, творог и т.д.);
  • яйца;
  • рыба.

Все продукты животного происхождения есть нельзя. Можно есть крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты, бобовые и морепродукты в умеренном количестве, не переедая. Здесь кулинарные способности диктуются фантазией человека. Некоторые заменяют мясо соевыми продуктами, которых сейчас можно в обилии найти на прилавках. Также популярны постные вареники, пельмени, постная выпечка. Различные постные соусы делают вкус блюд полнее и интереснее.

Важные богослужения в Великий пост в 2022 году

великий пост 2021

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду (10 марта) и пятницу (12 марта) Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (28 апреля), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.

В первые четыре дня Четыредесятницы (15-18 марта) на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название «Стояние Марии Египетской». Кроме того, в четверг пятой седмицы (15 апреля) совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы (26-28 апреля). По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро.

В день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) служится литургия Иоанна Златоуста. В праздник на трапезе разрешается рыба.

В первую пятницу Великого поста (19 марта) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). Память св. вмч. Феодора — первая суббота (20 марта) Великого Поста.

С Крестопоклонной среды (7 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению.

Вторая и третья субботы Великого поста (27 марта и 3 апреля в 2021 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.

Пятая суббота (17 апреля) Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), накануне, в пятницу вечером (16 апреля) служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота (24 апреля) — воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры).

Во все воскресенья Четыредесятницы совершается Литургия Василия Великого, причем в первую неделю по окончании Литургии также совершается молебное пение в честь Торжества Православия.

Последнее воскресенье перед Пасхой — Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (25 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.

В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.

Страстная седмица

В первые три дня Страстной седмицы (26-28 апреля) совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи», а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть».

Великий Четверг (29 апреля) — воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Великая Пятница (30 апреля) — день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы, после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу (1 мая) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии — освящение пасхальных яств.

В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем — Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Приведённый выше календарь Великого поста на 2022 год поможет не забывать о важных для каждого православного христианина службах.

Смысл первой седмицы

Но не стоит увлекаться приготовлением постного стола, ведь смысл поста совсем не в этом. Главное – молитва и воздержание во всем. Это приводит к покаянию, чувствованию присутствия Божия, исправлению жизни. Некоторые постники в первую седмицу, самую строгую, едят лишь хлеб с водой. Протоиерей Андрей Ткачев призывает всех в пост почувствовать вкус хлеба и воды. Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост – своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно.

Главная цель поста – в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, т.е. отчуждение от духа мира сего (1 Иоанн, 2,16). Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди. Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» (2 Кор. 6,16).

Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви, продолжительные молитвы, чтение Библии, акафистов, канонов.

И итог этого поста – должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее! И это – главная цель Великого поста и первой седмицы в частности.

Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника – Светлого Христова Воскресения.

Недели Великого поста в 2022 году

великий пост 2021

  • 1 неделя (15-21 марта 2022 года) — Торжество православия

В эту неделю православие чтит победу в иконоборчестве. Особое почтение высказывают императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после запрета в VIII веке.

  • 2 неделя (22-28 марта 2022 года) — Святителя Григория Паламы

Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Он объяснил связь между Богом и миром.

  • 3 неделя (29 марта — 4 апреля 202 года) — Крестопоклонная

В этот период Поста поклоняются Кресту.

  • 4 неделя (5-11 апреля 2022 года) — Преподобного Иоанна Лествичника

Этого святого преподносят всем христианам как пример постнической и духовной жизни.

  • 5 неделя (12-18 апреля 2022 года) — Преподобной Марии Египетской

Эту святую почитают за то, что она усиленным постом смогла избавиться от развратной жизни.

  • 6 неделя (19-25 апреля 2022 года) — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

Название происходит от слова «ваий» — листья пальмы, которыми устилали путь Христа перед въездом в город Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы.

  • 7 неделя (26 апреля — 1 мая 2022 года) — Страстная седмица

В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

2 мая 2022 года (воскресенье) — Пасха.

Кому разрешается не поститься

Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное – не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь – не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь – взбесится». Мы не должны служить телу, а оно – нам для достижения высшей цели.

Святой Пимен Великий сказал: «мы – не плотеубийцы, а страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями, то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные продукты для подкрепления немощного своего тела. О.Андрей Ткачев сказал, что если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное Писание, то он – хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится, ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится.

В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост. То же самое касается беременных женщин, детей и стариков. Пост для детей, по словам того же А.Ткачева – это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты.

Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать.

Краткое житие святого Григория Паламы

Святой Григорий Палама известен как основатель учения о Нетварном Свете.

Родился святой в тринадцатом веке в Малой Азии. Отец его был видным человеком при дворе императора, поэтому мальчик получил прекрасное образование. Ему пророчили большую карьеру, но юноша избрал для себя другой путь. С детства он полюбил Христа всей душой и решил служить Ему. Он удалился на Святую гору Афон в монастырь Ватопед и принял там монашеский постриг.

Мама его и сестры тоже стали монахинями. Григорий стал иеромонахом, он усердно стяжал внутреннюю молитву. Он удалялся в пустыню на всю неделю, где учился непрестанной мысленно-сердечной молитве Иисусовой. А по воскресеньям выходил к пастве и служил. Таких затворников, делателей внутренней молитвы стали называть «исихастами». В этом учении он преуспел и вскоре стал даже учителем внутренней молитвы.

Григорий собрал вокруг себя группу монахов и учил их внутренней молитве. Вскоре его назначили игуменом Есфигменского монастыря. В то время его учение о Нетварном Свете многие осмеивали, не принимали всерьез. Тогда он написал несколько богословских трудов в защиту исихастов. На Соборе в Константинополе произошло столкновение его с Варлаамом насчет учения о Фаворском Свете. Нетварный или Фаворский Свет – это тот самый свет, который видели ученики Христа на горе Фавор при Его Преображении. Григорий утверждал, что каждый во время внутренней молитвы может сподобиться видеть этот свет.

Враг рода человеческого воздвиг на него клевету, из-за чего Григорий был осужден и посажен в темницу на три года. Когда патриарх сменился, святого освободили и возвели в сан архиепископа. В 1351-м году на Соборе было утверждено его учение о Нетварном Свете.

Скончался святой в 1359 году, перед смертью ему явился святой Иоанн Златоуст. Через девять лет он уже был канонизирован.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: