Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста

В начало

Вторую седмицу

Великого поста Церковь называет
седмицей светотворных постов
и во время ее молит Господа преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся.
«Господи, направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих»
.

Ибо благодать Божия и грехи наши очищает (см. Евангелие второй недели Четыредесятницы), и воссиявает верующим особенно во время поста, молитвы и иных подвигов благочестия. Посему, повторяя побуждения к подвигам поста, молитвы, умиления и покаяния, Церковь во вторую седмицу Четыредесятницы воззывает и руководит нас из греховной тьмы, в которую ниспали мы и первым удалением от Бога, и вторично, как говорит Церковь, осквернением ризы божественного крещения и просвещения, среди многообразных обольщений мира, указывая нам на вожделенные плоды истинного благочестия — на благодатный свет и воссоединение с Богом, по примеру блудного сына, который с молитвой и раскаянием обратился к отцу своему и получил от него прощение грехов своих и новые дары благодати. «Молитва и пост есть дивное оружие

, — говорит Церковь. —
Пост соделал Моисея Боговидцем, Илию — пламенным колесничником, Павла — чудным неботечником. Итак, будем поститься от злоб и на высоту бесстрастия восхитимся»
.

Как расслабленный, о котором упоминается в Евангелии, читаемом во вторую неделю Великого поста, будучи принесен к Господу, получил от Него прощение грехов и исцеление от болезни, так духовно расслабленного, с молитвой и покаянием притекающего к Господу, Он исцеляет и восстановляет силой благодати Своей.

Некоторые из священных песнопений, исполняемых ныне во вторую седмицу

св. Четыредесятницы при богослужении, Церковь приняла от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Никейского.

Для назидания и руководства постящихся к благодатному освящению и озарению, Церковь при богослужении во вторую седмицу

Великого поста воспоминает св. причастников и защитников благодатного света. Так, на повечерии в первый воскресный день Четыредесятницы воспоминает пророков, которые от Святого Духа просвещаемы прорекли о новозаветной благодати (1Пет. 1:10).
источник:
протоиерей Г.С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви»

Память святителя Григория Паламы

(по материалам сайта pravsobor.kz)

Каждая неделя Великого Поста несет в себе определенный смысл и значение. Так, значение первой недели

Великого поста — Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем.

Каким же путем?

Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека
Свой образ, Свою икону
. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога.

Вторая неделя

, второе воскресенье Великого поста ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя:
«А что же такое «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?»
А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый «Томос веры». И в нем святой говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим!

И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству.

И вот теперь, когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, но что это люди, которые приняли Бога, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему признана вся тварь.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Вторая седмица Великого поста: особенности богослужений

В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба

. Особенности службы в эти субботы следующие: —
на великом повечерии
(в пятницу вечером) по первом Трисвятом – тропари дня:
«Апостоли, мученицы и пророцы»
. В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого – кондак
«Со святыми упокой»
; —
на утрене
вместо
«Бог Господь»

«Аллилуиа»
и тропари
«Апостоли, мученицы и пророцы»
. Затем 16 кафизма с обычными
«славами»
, седальном и ектенией в конце и 17 кафизма (
«Непорочны»
), разделяемая на две статии. Припев к первой статии:
«Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»
, а ко второй:
«Спасе, спаси мя»
. Между статиями – заупокойная ектения; —
по окончании 17 кафизмы
сразу поются тропари по Непорочных:
«Святых лик»
с припевом:
«Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»
, после которых бывает заупокойная ектения и седален:
«Покой, Спасе наш»
; затем, по 50 псалме – канон (без чтения молитвы:
«Спаси, Боже, люди Твоя»
); —
каноны на утрене
поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов (всех песней) читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной (не великопостной) субботней утрени; —
во все пятницы
Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях
великих поклонов не полагается
до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.

источник: Гермоген Иванович Шиманский. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Великопостная родительская суббота

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной»

усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.

Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Полезные ссылки:
Поминовение усопшихЦерковное поминовение в родительскую субботу

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Вторая пассия Великого поста

По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии

, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных Богослужений.

На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): в первое, второе, третье и четвертое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются по одному из всемх евангельских повествований об этом: на первой Пассии- 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.

По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Потому и называется оно — страстным. Особая тишина царит в это время, молящиеся стоят с горящими свечами в руках, некоторые опускаются на колени.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом

.

Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Во время нынешнего Великого поста еще есть время посетить храм во время Пассии для тех, кто не молился еще на этом богослужении. Пока еще есть время,

«пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю?»

— напутствовал православных архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Прислушаемся и мы к его словам.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Вторая седмица Великого поста в 2022 году по дням

22 марта, понедельник
День памяти Сорока Севастийских мучеников – непереходящий (кроме исключительных случаев) праздник, особенно любимый в Русской Церкви. Существует народная традиция, связанная с этим днем: издавна принято печь булочки в виде жаворонков. Полет этих птиц как будто символизирует движение души христианина: быстрый взлет — ее стремление к Господу, резкое снижение — смирение перед Его величием.

Особенности богослужения:

Несмотря на то, что по понедельникам Великого поста литургия не положена, в связи с праздником совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Дни памяти

: Сорок мучеников — это 40 воинов-христиан, пострадавших за веру в VI веке в Севастии (территория современной Турции). Албазинской иконы Божьей Матери
«Слово плоть бысть»
— чудотворной святыни Приамурья, названной так по строчке из Евангелия от Иоанна (фрагмент которого читается в Пасхальную ночь).

Пост:

Так как день 40 мучеников — один из самых почитаемых праздников, то пост ослабляется. Даже строгий монастырский устав разрешает употребление вареной пищи с растительным маслом.
23 марта, вторник
Особенности богослужения:

Литургии нет. Но в храмах, где службы бывают ежедневно, могут совершаться великопостные часы и изобразительны, состоящие из псалмов, тропарей, отрывков из Священного Писания и молитв.

Дни памяти:

Мученика Кодрата и с ним за Христа пострадавших. Мученик Кодрат был чудом выживший в горах сирота, уверовавший в Бога и учивший других следовать за Христом. За это он и был казнен вместе со своими учениками в III веке. Блаженного Павла Таганрогского, жившего в XIX веке, посвятившего свою жизнь молитве и наставлявшего других
«искать утешение и наслаждение в молитве»
.

Пост:

Пищевой пост без послаблений, но разрешена приготовленная пища, а не только хлеб и сырые или сушеные фрукты и овощи. Монастырский устав разрешает употребление растительного масла только в выходные и праздники, но миряне часто, исходя из своих условий жизни, употребляют его и в другие дни (трудно и бессмысленно в обеденный перерыв в общественной столовой досконально разбирать состав предлагаемых там блюд).
24 марта, среда
Особенности богослужения:

Литургия Преждеосвященных Даров.

Дни памяти:

Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, вместе со своим учителем блаженным Иоанном Мосхом составившего сборник рассказов о святых и подвижниках
«Луг духовный»
(или Лимонарь, Синайский патерик).Преподобного Алексия Голосеевского — иеромонаха, 38 лет прожившего в Киево-Печерской лавре, а затем 20 с лишним лет бывшего духовником Голосеевской пустыни.

Пост:

По средам в течение всего года, кроме сплошных седмиц, принято поститься, так как среда — день воспоминания предательства Иудой Христа. А в дни Великого поста тем более нужно внимательнее относиться к предписаниями устава.
25 марта, четверг
Особенности богослужения:

Литургии нет.

Дни памяти:

Святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Часто его называют составителем чина литургии Преждеосвященных Даров, и его имя упоминается на каждом таком богослужении Великого поста. Он также известен как автор большого количества духовных книг. Преподобного Симеона Нового Богослова — одного из трех святых, удостоенных имени Богослов за всю историю Церкви. Лиддской иконы Божьей Матери — нерукотворного образа, уничтожить который гонители не смогли даже в период иконоборчества.

Пост:

Монастырским уставом разрешены не только хлеб, сырые, сушеные и моченые овощи и фрукты, но и пища, прошедшая термическую обработку.
26 марта, пятница
Особенности богослужения:

Утром — литургия Преждеосвященных Даров. Вечером — парастас (заупокойная всенощная родительской субботы).

Дни памяти:

Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского. В период возобновления иконоборчества святой за свою верность был сослан еретическим Собором в изгнание, в котором провел 13 лет, и затем скончался. Почти через 20 лет его нетленные мощи были торжественно перенесены в Константинополь.

Пост:

Пост в пятницу в память о страданиях Господа на Кресте соблюдается практически в течение всего года (кроме сплошных седмиц), и в дни Четыредесятницы также принято его усиливать. Монастырский устав предписывает сухоядение, а миряне, исходя из обстоятельств и советов священника, сами решают, каков их необходимый минимум.
27 марта, суббота
Родительская суббота второй седмицы Великого поста — одна из трех поминальных суббот Четыредесятницы. Полная литургия в будние дни не совершается, а соответственно нет ежедневного поминовения усопших на проскомидии и, как правило, не совершаются панихиды. Но чтобы не лишать умерших молитвенной помощи, в этот период установлены специальные дни, когда Церковь молится о них.

Особенности богослужения:

Утром — литургия Иоанна Златоуста с вселенской панихидой. Вечером — всенощное бдение.

Дни памяти:

Феодоровской иконы Божьей Матери — одной из самых почитаемых в России икон, святыни дома Романовых. Праздник иконы 27 марта установлен в память об избрании на царство Михаила Федоровича. Также перед этим образом принято молиться о покровительстве семье и рождении детей.

Пост:

По субботам и воскресеньям воздержание в периоды многодневных постов не отменяется, но ослабляется. Даже в монастырях со строгим уставом в эти дни разрешена приготовленная пища с растительным маслом.
28 марта, воскресенье
Неделя святителя Григория Паламы День памяти святого имеет переходящую дату и всегда отмечается во второе воскресенье Великого поста.

Особенности богослужения:

Утром — литургия Василия Великого. По вечерам во многих храмах во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье (в некоторых — начиная с первого) Великого поста по вечерам бывает необычная служба —
пассия
. С латинского языка это слово переводится как
«страдание»
, и на богослужении читаются фрагменты Евангелий, описывающие Страсти Христовы. На первой Пассии Великого поста читают главы 26 и 27 Евангелия от Матфея.

Дни памяти:

Григория Паламы — автора учения об исихазме (
«умном делании»
) как монашеской аскетической практике, которая включает в себя очищение ума и сердца, непрестанную молитву, безмолвие, внимание, призывание Господа и ведет к Богообщению. Собор всех преподобных Киево-Печерских отцов, то есть монахов-молитвенников, живших в одном из первых монастырей Киевской Руси и обретших святость своей праведной жизнью. Праздник также имеет переходящую дату и всегда приходится на второе великопостное воскресенье.

Пост:

В воскресный день постящиеся могут позволить себе ослабить воздержание, но это не значит, что можно расслабиться. И в то же время не стоит забывать, что не составление постного меню, а труд души ведет человека к Господу.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Жаворонки»

  • Для теста: 2 кг муки, 50 а дрожжей, 250 г растительного масла, стакан сахара. 0,5/1 воды. щепотка сопи.
  • Для смазки: сладкий крепкий чай.

«Жаворонки» делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста сделать валик, нарезать его на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножом надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Можно сделать и так: раскатать тесто, вырезать кружочки диаметром 6-8 см, надрезать (не до самой серединки!) сегмент немного меньше четверти — это будет хвост. Взять левую от хвоста часть и завернуть ее направо, а правую — налево. Аккуратно сформировать голову, вытянуть пальцами клювик, вставить глазки-изюминки. Можно и самим придумывать форму птичек. Делать «жаворонков» лучше с детьми.

Кальмары, фаршированные бурым рисом

4 шт. кальмаров, 100 г бурого риса, 1 морковь, 1 небольшая луковица. 1 ст. ложка соевого соуса, 1 ст. ложка оливкового масла, 1 ст. ложка толченых грецких орехов, 2 зубчика чеснока, соль.

рис

Рис

Рис отварить в подсоленной воде до готовности. Морковь натереть на мелкой терке. Лук мелко нарезать. Для приготовления соуса чеснок растолочь, смешать с орехами и соевым соусом. Подготовленные тушки кальмаров наполнить рисом. Лук и морковь слегка обжарить в глубокой сковороде с разогретым оливковым маслом, влить немного воды, довести до кипения, выложить кальмаров. Тушить под крышкой не более 3 минут. Подать к столу с приготовленным соусом.

Блюда из кальмаров обладают отменным вкусом, высокой питательной ценностью и целебными свойствами. Недаром этого моллюска называют морским женьшенем. Кальмары богаты белком, витаминами Е и группы В, полиненасыщенными жирными кислотами, йодом, фосфором, калием, кальцием, натрием, магнием, цинком и селеном.

Несмотря на то что кальмары содержат много холестерина, их регулярное употребление, благодаря входящему в состав холину, способствует снижению уровня «плохого» холестерина в крови, улучшает работу печени, нормализует функции щитовидной железы, работу желудочно-кишечного тракта, укрепляет кости и мышечную систему. К тому же кальмары легко усваиваются, идеально сочетаются с бурым рисом, который является кладезем полезных для здоровья веществ (клетчатки, витаминов Е, группы В, каротина, кремния). Бурый рис хорошо очищает кишечник, выводит из организма шлаки и токсины, помогает нормализовать жировой обмен.

Сладкий перец, фаршированный рисом и шампиньонами

Перец

6-8 стручков сладкого перца, 200 г шампиньонов, 150 г отваренного до полуготовности круглозерного риса, 4 моркови, 2 луковицы, 2 cm. ложки томатного соуса, 2 cm. ложки растительного масла, соль.

Сладкий перец вымыть, вынуть семена. Шампиньоны промыть, нарезать небольшими кусочками. Лук очистить, нарезать полукольцами.

Морковь натереть на крупной терке. Смешать рис, грибы, часть моркови, посолить, наполнить смесью перцы. На сковороде с разогретым растительным маслом обжарить лук и оставшуюся морковь, выложить перцы, влить немного воды, тушить 10 минут. Добавить томатный соус и при необходимости немного воды. Тушить под крышкой еще 10-15 минут.

Грибы за высокое содержание белков называют лесным мясом, но следует помнить, что они содержат много клетчатки (лигнина и целлюлозы) и хитина, поэтому людям, у которых имеются проблемы с пищеварением, следует соблюдать меру при их употреблении. К тому же хитин мешает усвоению полезных веществ из грибов, поэтому диетологи советуют употреблять в пищу сушеные грибы, в которых его содержание значительно ниже. Грибы содержат аскорбиновую кислоту, витамины Е и D, а также группы В, причем последних в некоторых грибах обнаружено больше, чем в злаках. Есть в составе грибов и микроэлементы (калий, кальций, медь, цинк, фосфор, марганец), антиоксиданты и полисахариды, оказывающие противоопухолевое действие, а также бета-глюкан — вещество, обладающее не только противораковым, но и мощным иммуностимулирующим действием.

Постные котлеты

«…У нас в семье принято придерживаться поста. Строгий пост мы с супругом по состоянию здоровья и возрасту не можем уже соблюдать, но от мяса обязательно отказываемся. Едим рыбу, когда положено. А вместо мясных блюд я готовлю кушанья из бобовых. Мое коронное постное блюдо — это котлеты из нута.

Предварительно замоченный нут я отвариваю в подсоленной воде, тщательно разминаю, добавляю тертую сырую морковь, слегка обжаренный репчатый лук, немного муки. Формую котлеты, выкладываю их на разогретую сковороду с растительным маслом, слегка обжариваю с обеих сторон и довожу до готовности под крышкой. Точно так же я делаю котлеты из чечевицы. При подаче к столу их можно полить томатным соусом, поперчить или посыпать зеленью. Очень вкусно получается!»

Нут (турецкий горох) — самый популярный продукт в вегетарианском и постном меню, так как является полноценной заменой мясу. В нуте много белка, который прекрасно усваивается организмом. Также в этих бобах содержатся аминокислоты, минералы (много фосфора, кальция, калия и магния), жиры, клетчатка и витамины.

Турецкий горох благотворно влияет на функции желудочно-кишечного тракта и печени, улучшает обмен веществ, выводит из организма холестерин, укрепляет сосуды и кости, повышает иммунитет, выводит шлаки и токсины, способствует профилактике глаукомы и катаракты, полезен для женского здоровья.

Самым полезным является проращенный нут. Проростки нута содержат легкоусвояемый белок, жирные кислоты омега-3, очень важные для мозга и сосудов, большое количество незаменимых аминокислот, в том числе триптофан, улучшающий настроение, и фенилаланин, который не только является антидепрессантом, но и улучшает память и внимание, а дополнительным бонусом будет снижение аппетита. Количество витаминов и антиоксидантов при прорастании в нем возрастает многократно.

Салат из проращенного нута с зеленым луком и огурцами, заправленный лимонным соком, прекрасно подойдет в качестве блюда для сухоядения.

Можно приготовить из нута хумус — одно из самых распространенных и известных блюд. Для этого бобы нужно замочить в горячей воде на сутки, затем растолочь ступкой или измельчить в блендере. В полученное пюре добавить по вкусу оливковое масло, чеснок, лимонный сок, кунжутную пасту, черный молотый перец. Хумус едят с тостами, павашем, питой и т.д.

Омега 3

Борщ с сушеными грибами

Исцеление постом

200 г квашеной капусты, 3 клубня картофеля, 2 средние свеклы, 2 моркови, 1 луковица, 50 г сушеных лесных грибов, 2 ст. ложки растительного масла, 2-3 cm. ложки томатной пасты. 1 ч. ложка сушеной зелени укропа, 2 зубчика чеснока, черный молотый перец, соль. Свеклу, морковь, картофель вымыть, очистить, нарезать соломкой.

Лук мелко нарезать, выложить на сковороду с разогретым растительным маслом, слегка обжарить, добавить свеклу и морковь, влить немного воды, тушить 10 минут, положить томатную пасту, зелень укропа, перемешать. Тушить под крышкой еще 10 минут. Чеснок очистить, вымыть, растолочь. Предварительно замоченные грибы залить 2 л воды, варить до полуготовности, положить капусту, варить 20-25 минут, добавить приготовленную заправку, картофель, посолить, поперчить, варить до готовности, добавить чеснок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: