Лекция 14. Совершение литургии в дни Великого поста

Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О посте упоминается в Евангелии, в частности, в Евангелии от Матфея. У Господа спрашивают, почему ученики Иоанновы постятся, а его нет. На что Иисус Христос отвечает, что сыны чертога брачного будут поститься, когда у них отнимется Жених.

Весь Великий Пост является подготовкой к величайшему событию в мировой истории — Воскресению Бога. Чтобы воскреснуть вместе с Христом, нужно очистить свою душу, приготовить ее к Празднику. Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа.

Продолжительность и сроки

Церковь называет Великий пост Святой Четыредесятницей. Однако он длится немного дольше — к 40-ка дням поста добавляются Лазарева суббота и Вербное воскресение, а также Страстная седмица, — всего 48 дней.

Даты Пасхи чередуются, подчиняясь сложному солнечно-лунному календарю, принятому в древности у евреев. Согласно библейскому повествованию, Господа распяли в дни празднования иудейской Пасхи, совершаемой в память об исходе евреев из Египта. Православная Пасха привязана к иудейской, и никогда не бывает раньше ее.

Иудейская Пасха зависит от дня весеннего равноденствия. В дни земной жизни Иисуса Христа этим днем было 21 марта. Еврейская Пасха следовала в первое полнолуние после 21 марта, в период с 14 по 21 месяца авива (нисана). И сейчас еврейскую Пасху начинают отмечать в первое полнолуние после весеннего равноденствия, а православную — в первое воскресенье после первого полнолуния. Если полнолуние приходится на 21 марта и воскресенье, то православная Пасха совершается 28 марта.

Полнолуние после весеннего равноденствия приходится на период с 21 марта по 18 апреля. Поэтому Пасха по православному обряду может праздноваться с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю). Если полнолуние приходится на воскресенье 18 апреля, то Пасха отмечается через неделю, 25 апреля.

Обратите внимание! Минимально возможный период, за который Пасха принимает все возможные положения, называется Великим индиктионом и составляет 532 года.

Празднование Пасхи в католической и протестантской конфессиях

Римо-Католическая церковь определяет время празднования Пасхи по григорианскому календарю и также принимают за точку отсчета день весеннего равноденствия 21 марта, но по новому стилю. В связи с этим католики отмечают Пасху в период с 22 марта по 25 апреля. В некоторых случаях католическая Пасха может совпадать с еврейской, и даже предшествовать ей, что противоречит евангельскому повествованию. Такое совпадение происходит из-за того, что евреи не изменили исторический календарь, и отсчитывают 14 нисана от 21 марта по юлианскому календарю, что соответствует 3 апреля по григорианскому календарю.

Кому можно не поститься в Великий пост

Великий пост строгий, ему следуют верующие. Допускается не соблюдать его детям, больным, немощным, беременным женщинам, ведь здоровье и забота о будущем поколении — это важно.

Спортсмены в период интенсивной тренировки и лица, занятые физическим трудом, могут сделать для себя послабления.

В первую очередь пост — личный подвиг каждого, берите для себя посильную планку. Его цель — не запрет на еду, а покаяние.

Если пост соблюдает один из супругов, а другой о нем и не помышляет, тогда супружеский долг нужно исполнять. В 1-ом послании Коринфянам 7:2 сказано: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Главное — не разрушить семью, а укрепить ее.

Седмицы Великого поста

Пост перед Пасхой длится неполных 7 недель, каждая из которых наполнена своим духовным смыслом. Все седмицы имеют свои названия, известные и в народе, и в церковной среде.

Первая седмица

Первая неделя поста называется неделей Православия. В это время положен строгий пост. Первые четыре дня в церквах на великом повечерии читают покаянный канон Андрея Критского. Этот канон называют также и Великим, так как в нем содержится примерно 250 тропарей (обычно в каноне их 30). Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского называют “малым стоянием”, в отличие от среды Крестопоклонной недели, когда на вечернем богослужении прочитывается весь канон и житие Марии Египетской.

В субботу совершается память святого Феодора Тирона. Накануне, на вечерней службе освящается коливо — вареные зерна пшеницы с медом. По благочестивой традиции ревностные христиане стараются не есть вареную пищу всю первую неделю поста, и уже в пятницу едят коливо.

Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. После воскресной литургии в церквях служится молебен. По окончанию молебна хор поет “Вечную память” почившим верным чадам Церкви Христовой, а затем многолетие ныне здравствующим христианам.

Вторая седмица

На второй неделе поста Церковь молится о благодатном озарении верующих. Все богослужебные моления второй седмицы пронизаны сокрушением о греховной природе человечества, его несовершенстве и указывают на пост, как на верное средство внутреннего преображения и светоносного озарения. Вторая седмица называется неделей светотворного поста, или неделей Григория Паламы.

Святитель Григорий Палама известен своими богословскими трудами о Нетварном свете Преображения, отличного от тварного света. Вкратце это богословское учение заключается в том, что мы веруем в Бога, как сказано в Символе веры, “Света от света”. Бог Свет создал другой свет — тварный, как написано в Бытии: “Сказал Бог, да будет свет”.

В субботу второй седмицы, а затем на третьей и четвертой неделях поста, служится заупокойная служба. Великопостные родительские субботы — время особенного поминовения умерших. Накануне совершается Парастас — заупокойная всенощная служба с чтением 17 кафизмы и панихидой.

Кстати, следует помнить: с повечерия в пятницу до вечерни в воскресенье не полагается земных поклонов.

Третья седмица

Третья неделя называется крестопоклонной. Обычно в начале поста все полны сил, имеют благое расположение и стремятся на подвиг. Уже к третьей неделе силы иссякают, и верующие нуждаются в духовном утешении. В субботу на утрене выносится из алтаря Крест — для подбодрения постящихся и укрепления в дальнейшем прохождении поприща поста.

Четвертая седмица

Четвертая неделя поста — неделя Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн жил в 6-м веке и прославился перед Богом подвигом уединения. С юности до сорока лет угодник Божий Иоанн провел в одиночестве на Синайской горе, а затем перешел в синайскую пустыню Фола, где подвизался в строгом посте и непрестанной молитве еще 40 лет.

Всё время святой постился, употребляя самую малость постной еды, разрешенной Уставом, но непреклонно воздерживался от движения страстей.

Преподобный Иоанн написал “Лествицу” — духовное руководство для хотящих взойти на небо. Книга разделена на ступени — по степеням духовных совершенств.

Духовный смысл четвертой седмицы состоит в утверждении того, что пост и молитва могут открыть лестницу в рай и привести к духовному совершенству, как в случае с преподобным Иоанном.

Воскресное Евангелие четвертой седмицы благовествует верным, что “род сей изгоняется только постом и молитвой” и возвещает радостную весть грядущего Воскресения Господа.

Пятая седмица

Пятая неделя поста известна как неделя преподобной Марии Египетской. На утрене четверга (на практике — в среду вечером) в церкви читают Великий канон Андрея Критского и житие святой Марии Египетской. Это богослужение называют Мариино стояние. Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов.

Суббота пятой седмицы известна под название Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке.

Шестая седмица

Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев. На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей. Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви.

Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим — это мост от Святой Четыредесятницы до Страстной седмицы. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть.

На вечернем богослужении освящаются веточки вербы. Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы.

Страстная седмица

Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения. Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя.

Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения. В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери. На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой.

В Страстную пятницу на вечерней выносят Плащаницу, как символ снятия с Креста Пречистого Тела.

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным

или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым

. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста

(понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста

положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста

совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста

Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста

за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются
Крестопоклонными
.

Среда четвертой, Крестопоклонной недели

называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвертое воскресенье

вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе

совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

день Благовещения

выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В субботу на пятой неделе

совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого Поста

совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица

посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»…, а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д.

Страстная седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду

Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг

вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу

во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу

на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

При подготовке статьи использованы публикации «Как подготовиться и провести Великий пост» митрополита Иоанна (Снычева), «О том, как проводить дни Великого поста» протоиерея Максима Козлова, «Православный пост» Д. Дементьева и другие материалы, опубликованные на интернет-ресурсах «Великий пост и Пасха» православного проекта «Епархия», Завет.ru, Православие.ru, «Радонеж».

Патриархия.ru

Особенности богослужений Великого поста

Великопостные службы значительно отличаются от совершаемых в другое время. Все молитвословия направлены на пробуждение покаянного чувства, углубленное созерцание внутренних, сокровенных чувств.

Отличительные особенности Великопостных служб:

  • нет литургии по понедельникам, вторникам и четвергам;
  • по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных даров;
  • за неделю на богослужениях дважды прочитывается Псалтирь;
  • с понедельника по пятницу читается молитва Ефрема Сирина с 4 великими и 12 малыми поклонами;
  • на утрени поется “Аллилуйя” вместо “Бог Господь”;
  • в зависимости от гласа Октоиха и дня недели подбираются троичны, седальны по первом стихословии и светильны;
  • на вечерне провозглашают 2 прокимна и читают 2 паремии;
  • на великом Повечерии поются особые песнопения “С нами Бог”, “День прешед”, “Господи сил с нами буди”;
  • по субботам 2, 3 и 4 седмиц служат заупокойные службы;
  • по воскресеньям служат литургию Василия Великого.

Богослужения Страстной седмицы имеют свои особенности, как и Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: