Псалом Давида 25 на русском и церковнославянском языках

Авторство 25-го псалма несомненно принадлежит Давиду, так как повествование в тексте идет от первого лица с указанием событий, соотносящихся с теми, которые происходили в определенный момент жизни царя. Из песни читатель понимает, что в период ее сложения пророку ничего не мешало спокойно посещать скинию и приносить дары Господу.

Это указывает на то, что данное произведение не связано с конфликтом автора с Саулом, с его изгнанием, скитаниями по пустыне. Однако сердце Давида наполнено печалью. В отчаяние его вогнал родной сын, предавший отца, пустивший по земле еврейского народа слухи о том, что великий помазанник Божий больше не может занимать трон.

Текст псалма 25

Для личной молитвы в домашних условиях многие верующие используют текст на русском. Переводов существует несколько, смысл этих песен одинаковый. Тем, кто подготовлен, умеет читать на церковнославянском, рекомендуется читать традиционную песню, исполняемую в стенах храма во время богослужения.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

Псалом 25 — текст молитвы на русском, толкование, для чего читают

Псалтирь является одной из самых популярных библейских книг — вероятно, потому, что в ней можно найти множество полезных сюжетов. Каждому верующему случалось в жизни сталкиваться с несправедливостью. Как же относиться к ней тому, кто называет себя христианином? Этому можно научиться, если внимательно проанализировать Псалом 25. Библия показывает пример поведения во время преследований и нападок.

Текст 25 псалма

Псалом ДавидуПсалом Давида.
1 Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу.1 Рассуди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.
2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое.2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.
3 Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей.3 Ибо милость Твоя – пред очами моими, и я благоугоден был Тебе в истине Твоей.
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.4 Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду,
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.5 возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи.6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.7 чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих.
8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея.8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей.
9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой.9 Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою,
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.10 у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды.
11 Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя.11 Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.12 Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.

Авторство и толкование 25 псалма

Писателем данных строк, по мнению большинства святых отцов, явился Давид. Многие исследователи считают, что случилось это в то время, когда он еще не был царем. Талантливый иудейский отрок имел непростую судьбу. Сначала он нашел благоволение в глазах Саула, стал ему очень близок. Саул был первым царем Израиля, сотворил много полезных дел:

  • объединил иудейские народы;
  • создал независимое Израильское царство;
  • создал армию.

Но сквозь призму библейского повествования Саул предстает сложной личностью. Сперва он был Божьим помазанником, но затем отступил от воли Создателя и впал в немилость. Прекрасные отношения с юным Давидом были расстроены по вине Саула, который подозревал юношу в коварных стремлениях занять его престол. После нескольких покушений на свою жизнь, Давид бежал и стал скрываться.

Именно в этот период жизни и написан Псалом 25. Саул, пытаясь выследить беглеца и его друзей, распространял среди народа грязные слухи о своем враге, обвиняя того в многочисленных грехах. Невиновность важна, ведь только она дает человеку уверенность во время несправедливых нападок. Но сама по себе не является гарантией спокойной жизни. Именно поэтому Давид часто называется прообразом Христа — сколько Он перенес несправедливых обвинений и даже отдал жизнь за наши грехи!

  • Автор в этой библейской главе подвергает собственную душу испытанию и находит совесть чистой:
  • Давид пребывает в постоянной связи с Богом, он испытывает глубокую ненависть к грешникам и самому греху.
  • Праведник искренне любит Создателя, он думает о том, как исполнить Его волю.

Упование на милость Бога основано на том, что Давид жил, проявляя терпение, не воздавая злом за зло, хотя неоднократно имел возможность отомстить Саулу и даже убить его. Человек, который знает за собой грехи, не стал бы просить Господа судить его.

Слушать 25 псалом

Богословский разбор

Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.

1-5 стихи

Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.

Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.

Давид был предан также и своему царю, не общался с его недоброжелателями. Он выражает твердое желание и впредь находиться в чистоте. Опасным может быть общение не только с отъявленными злодеями. Проводить время с бездельниками также недостойное занятие. Ведь праздность может послужить источником опасного греха.

Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.

6-12 стихи

Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.

Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.

  • Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
  • В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.

Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.

Дом Божий

Скиния, которую посещал Давид, была прообразом христианских храмов. Сегодня верующие повсеместно посещают молитвенные дома, церкви. Великое благолепие можно увидеть в здании, предназначенном для Господа. Священники одеты в пышные облачения, стены украшены иконами, во время службы звучит торжественное пение. Все это сделано с единственной целью — достойно прославить Творца.

Давид любил посещать место присутствия Господа, и скорбел, когда был лишен такой возможности. Поэтому современные христиане должны с усердием посещать богослужения, не пренебрегать этой своей священной обязанностью.

Самообманом занимаются те, кто считает, что молиться можно и дома. Можно, только разница будет ощутимой. Единодушное вознесение просьбы или хвалы не сравнится с частным прошением в привычной бытовой обстановке. Об этом говорили еще святые отцы древности, эту же мысль пытается донести до нас и Давид.

Для чего читают 25 псалом

Для чего христиане читают псалмы? Каждый верующий находит удовольствие в изучении Священного Писания. Но имеет оно и другие цели:

  • Духовное возрастание верующего.
  • Постоянно пребывая в общении с Богом, человек получает дары Духа Святого — веру, воздержание, радость и любовь.
  • Обучение упованию на Господа, невзирая на свои прегрешения.

Псалтирь составлялась для того, чтобы верующие могли находить в ней утешение в любых жизненных ситуациях. Святые строки помогут покаяться, отблагодарить Творца за милости. Псалом Давида 25 показывает христианам пример того, как им следует наставлять себя и окружающих. Пророк становится образцом для подражания. Только имея чистую душу, человек может уповать на милость Господа.

Даже находясь в сложных обстоятельствах, христиане могут утешаться тем, что старались соответствовать Его заповедям. Читайте текст на русском и церковнославянском языках, назидайтесь и получайте Божье благословение!

С какой целью читают псалом 25?

В сложные жизненные минуты и в часы спокойствия верующий человек обращается к псалмам, соответствующим его положению, настроению, состоянию. Святые отцы при этом обращают внимание на то, что к выбору молитвы необходимо подходить со всей ответственностью, в противном случае у Бога человек может попросить то, чего на деле им не нужно.

Важно, чтобы обращение к Всевышнему было осознанным, простым и понятным.

Таковым является русский текст псалма 25, который рекомендован к прочтению для:

  • наполнения души надеждой;
  • ограждения от клеветы врагов;
  • умиротворения;
  • получения помощь свыше в становлении на путь истинный.

Смысл

Эксперты, изучая псалом 25, не смогли не увидеть связь между ним и хвалебной песней 7. В этих работах Давид молит Всевышнего о покровительстве, когда ему грозит клевета вероотступников, распространяющих о нем дурные слухи. Произведение начинается с надписания «Псалом Давиду», характерного для всех текстов, написанных пророком.

Сомнений в том, что автором этого псалма является царь, нет. В нем он просит Бога провести справедливый суд, избавить его от козней врагов, злых деяний лжецов и притворщиков. Все стихи хвалебной песни наполнены особым смыслом.

Стих 1: Пророк утверждает, что в сложную минуту положиться он может исключительно на Бога, на его милость и способность справедливо рассудить людей, послать помощь невинным. Автор вспоминает, что однажды через молитву к нему уже приходила помощь в подобной ситуации (ссылается на период изгнания в годы правления Саула).

Стих 2: Давид готов к испытаниям, он молит небеса об искушении, способных разжечь его подобно металлу. Это бы стало для него проверкой на прочность. Царь не против проверки его души и разума, сокровенных чувств и помыслов. Он знает, что Богу под силу раскрыть перед евреями невинность своего помазанника.

Стих 3: Здесь пророк описывает причину, по которой он уповает на Всевышнего. Он делает акцент на милости, которую Бог даровал ему в прошлом неоднократно. Он вспоминает о помощи в разных ситуациях в мирской жизни, это покровительство он считает наградой за добрые поступки и верное служение. Давид подчеркивает, что в жизни следовал законам Божьим, всегда верил в истину Господню, дарующею ему уверенность в успешном исходе дела.

Стих 4 и 5: Пророк описывает язычников, которых он видел, пребывая в изгнании, скитаясь на землях Филистимских. То, что эти люди служат идолам, по его мнению, неправильно и нечестиво, это перечит установленным Богом законам. Царь презирает псевдорелигию, и утверждает, что с ней он не имеет ничего общего, хотя долгое время он пребывал рядом с вероотступниками.

Стих 6 и 7: Давид описывает древний обычай омовения, которым верующие пользовались для очищения от всего дурного. Таким образом, они боролись с проявлениями злых сил, подтверждали свою невиновность. Свое обращение к Всевышнему автор сравнивает с этой традицией, он общается с Богом и смывает с себя все воспоминания о временах, прожитых на землях язычников. Взамен на прощение недостойного поступка он обещает умилостивить Господа, принести жертву подобно певцам скинии, которые делают это во время чтения Моисеевых книг.

Стих 8: Ненависть Давида к язычникам и их идолам такая же сильная, как и любовь его к Господу, как тоска по дому Его. Под «домом» здесь подразумевается скиния, где слава Спасителя открывалась людям особым образом, где народ получил заветы свыше.

Стих 9 и 10: Толковать однозначно эту часть произведения сложно. Некоторые эксперты считают, что автор выставляет нечестивыми Саула и его приближенных, другие уверены, что речь идет о язычниках, у которых Давид был вынужден прятаться, скрываться от убийц. В этом стихе царь молит Господа не дать ему повторить судьбу вероотступников.

Стих 11: Автор возвращается к теме, поднятой в начале песни. Поведав о своих грехах, он ждет покорно и терпеливо справедливого суда, в котором царь надеется на милость Господню. Он делает акцент на своей доброте, которой он заслужил спасение от несчастий.

Стих 12: Давид рассуждает на тему того, сколько бед выпало на его судьбу, подчеркивает, что, невзирая на это, он всегда верил в Бога и шел по верному пути. Псалмопевец обещает Всевышнему, что всегда будет любить Его, прославлять Его имя, выражать благодарность. Здесь он будто бы предвидит, что его работа будет незаменимой во время богослужений в будущем.

Псалом Давида 25

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.
Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Толкование Псалма 25

В первых стихах своей молитвы псалмопевец подчеркивает свою непорочность. Это не означает, что Давид не осознает греховности или считает себя святым.

Этими стихами царь хочет донести до Господа свою непричастность к тем клеветническим слухам, которые распространяют люди Авессалома.

Псалмопевец взывает к Всевышнему, просит рассудить и оправдать его перед народом, ведь его выставили несправедливым судьей, кровожадным и глупым правителем.

Помазанник Божий не просит незаслуженной защиты, а только исследования настоящего положения дел, участником которых он не признает себя.

Довольно смело царь утверждает, что готов к любым испытаниям, чтобы доказать свою невиновность. Эта же просьба об испытании звучит в псалме, когда Давид умоляет Господа указать ему момент перехода на опасный путь и направить на дорогу истины.

Помазанник Божий понимает всю ответственность сказанного, ведь Творец смотрит не на дела, а на помышления и задуманное в сердце. Как часто христиане на исповеди рассказывают о своих делах, при этом забывая, что Господь видит все тайные уголки души.

Правдивость и искренность покаяния всегда находят ответ на молитвы у ног Всевышнего. В стихах 3-5 звучит надежда на справедливую милость. Здесь нет слов покаяния, а только полное доверие и ожидание справедливого суда. Коварные, злонамеренные люди пытались погубить царя, он отгородился от каких-либо дел с врагами.

Далее Давид с полной ответственностью дает обет постоянно приносить жертвы хвалы и приношения на жертвенник, при этом живя в святости.

Говоря об омовении рук, он утверждает свою невиновность в этой ситуации.

Важно! Праведник любил Создателя всем сердцем, приходя в храм по велению сердца, а не только для исполнения религиозного долга, он черпал в своих молитвах силы и надежды для праведной жизни.

При этом Давид помнил и благодарил Творца за все чудеса, сотворенные Богом в его жизни.

Утверждая свою невинность, в конце Псалма 25 Давид подчеркивает еще раз тот факт, что он не имеет ничего общего с теми обвинениями в кровожадности и мздоимстве, о которых говорит Авессалом. Его враги брали и давали взятки, чтобы очернить праведника, ими двигало не желание справедливости, а чувство корысти и честолюбия.

Некогда близкий соратник Ахитофел также пошел на предательство ради наживы, однако, ноги праведника стоят на праведной дороге.

Когда и как читать псалом 25

Порой христиане просят у Господа о таких вещах, которые в будущем могут навредить им самим.

Чтобы не нанести вреда себе самому и принять волю Творца в смирении и терпении, рекомендуется святыми отцами церкви читать псалом 25 на русском языке, чтобы лучше понимать каждое слово.

Наполнит миром и надеждой святое послание Давида в момент:

  • несправедливых гонений;
  • клеветы;
  • семейных недоразумений;
  • необоснованных лживых обвинений;
  • поиска истинного пути.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: