Псалом 83. Библия. Текст, аудио, когда читать Psalm 83.


Псалом 83

В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом

К исполнению, о точилах. Сынов Кореевых, псалом.

1 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
1 Как желанны обители Твои, Господи сил!

2 Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.

2 Жаждет и томится душа моя, стремясь во дворы Господни, сердце моё и плоть моя возрадовались о Боге живом.

3 Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.

3 Ибо и птичка нашла себе дом, и горлица – гнездо себе, где положит птенцов своих: алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Бог мой.

4 Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя.

4 Блаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя.

5 Блажен муж, eмуже есть заступление eго у Тебе; восхождения в сердце своем положи,

5 Блажен муж, для которого заступление есть у Тебя, он устроил восхождения в сердце своём,

6 во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй.

6 в долине плача, к месту, которое назначил Бог, – ибо благословение даст Законодатель.

7 Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.

7 Пойдут они от силы к силе, явится Бог богов на Сионе.

8 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль.

8 Господи, Боже сил, услышь молитву мою, внемли, Боже Иакова.

9 Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего.

9 Защитник наш, Боже, посмотри и взгляни на лицо помазанника Твоего.

10 Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.

10 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч; избрал я лучше быть презренным в доме Божием, нежели обитать в жилищах грешников,

11 Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием.

11 ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благ ходящих в беззлобии.

12 Господи Боже сил, Блажен человек уповаяй на Тя.

12 Господи, Боже сил, блажен человек, уповающий на Тебя.

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

Читаем Псалтирь. Псалом 83

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 83-м псалме. Как и прочие псалмы, он имеет преднаписание: в конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом 83. Псалом написан псалмопевцем Давидом, но, как мы с вами говорили, он давал их исполнять сынам Кореовым, поэтому имеется такое преднаписание. Что значит «о точилех», мы тоже уже говорили: точилами именуются церкви, что Господь устроил на земле и где происходит спасение всех верных Господу.
Этот псалом говорит и о тех стремлениях, тех испытаниях, с которыми верующие во Христа встречаются на своем пути. Когда мы говорим о христологичности Псалтири, в этом нет ничего удивительного, ведь псалмопевец был не просто царем, составившем замечательные псалмы, но он – царь-пророк, и каждый его псалом – это пророчество о временах как ветхозаветных, так и новозаветных: о времени, когда люди ждали Пришествия Христова, и о том времени, когда Господь пришел и устроил (или стяжал) Свою Церковь Кровью Своею Честною.

«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!» Псалмопевец Давид называет возлюбленными селениями храмы Божии, куда стремится душа человеческая. Мы можем говорить о великом значении Церкви как особого места, где пребывает Бог, где человек имеет особое общение с Ним, где совершаются таинства. К этому месту всегда стремится душа человека. Есть трудности, есть необходимость, и на первых этапах своей духовной жизни мы идем в храм ради того, чтобы Господь исполнил какое-то наше прошение. Но когда человек имеет особую любовь к Богу, когда он живет этой любовью, он, конечно, стремится встретиться с Господом, пообщаться, и это приносит ему внутреннее удовлетворение, некую душевную сладость, внутреннее наполнение. Человек вдохновляется этим и хочет постоянно испытывать эти чувства, как человек, любящий другого человека, стремится найти возможность пообщаться с любимым или любимой. Это общение его вдохновляет, поднимает настроение, дает радость и стимул жизни. И человек, любящий Господа, любит и то место, где особо Господь пребывает, и идет в храм, чтобы пообщаться с Богом, наполнить себя духовно. Он любит эти селения, стремится туда и только здесь в полноте обретает Бога.

Об этом говорится и в Новом Завете. Господь к такому человеку имеет особое благоволение и является ему. Господь исцелил скорченную женщину в синагоге, которая пришла в храм не исцелиться или получить какую-то помощь, – она пришла к Господу, пообщаться с Ним – услышать слово Божие и наполнить свою душу внутренней радостью, которое дарит Священное Писание и рассуждение о Священном Писании. Это удивительное чувство у многих верующих людей, которые приходят в храм просто пообщаться с Господом, исполниться особых чувств, великой радости, что дает Церковь Христова. Мы в жизни видим многих людей, имеющих возможность найти огромные радости в этой жизни через какие-то земные предметы, через развлечения, а их очень много в современном мире и они на разный вкус и разный возраст. Но все равно человек стремится к Богу. Мы видим бабушек, престарелых людей, их немощь требует покоя, домашней обстановки, их немощь требует утешения, но они, преодолевая физические немощи, преодолевая расстояния, живя в городской или деревенской местности, идут в храм, потому что то, что они получают в храме от Господа, от общения с Господом, они нигде не могут получить. Именно в храме и получают утешение. И вот эти чувства выражает псалмопевец и дальше:

«Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Душа желает – она истощается без общения с Богом, приходит в недомогание, становится непригодной для жизни, ведь только в храме получает живительные соки. Только в храме Божием дается та благодать, что оскудевает в повседневной жизни и восполняется в храме Божием. И не только душа во дворах Господних, то есть в Церкви Христовой, исполняется великой благодати, но и сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе – сердце вдохновляется, наполняется великой радостью, когда человек посещает храм Господень и общается с Господом, плоть тоже обновляется, становится совершенно другой, исполняется сил. Хотя мы знаем, что церковная служба требует растраты физических сил, но при этом немощь отступает от тебя, и ты чувствуешь себя наполненным.

Это бывает очень часто и в нашей жизни. Когда человек находится один или в повседневной обстановке, он обращает внимание на свою немощь, на свою боль, его плоть постоянно досаждает ему. А когда к нему приходит человек, которого он очень любит, ждал, у него появляется вдохновение, его сердце исполняется, немощь отступает, и он начинает прыгать-скакать, стол накрывать, заботиться, и в заботах от него отступает немощь. Так и человеку, который общается с Богом, Господь дает внутреннее вдохновение и благодать, так что и сердце, и душа, и вся плоть его буквально обновляются.

«Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положить птенцы своя, алтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя». Действительно, блажен тот, кто живет с Господом. О нем Господь говорит в заповедях Блаженства: человек получает совершенно новое, иное, и блаженство никогда не закончится, человек будет благодарить Господа за то, что получает, радоваться тому, что Господь дает. Поэтому многие люди не отходят от храма Божия. И только человеку, имеющему попечение о семье, приходится возвращаться в дом свой и продолжать нести свой жизненный крест. А те, кто не имеют земного попечения, как монашествующие, – не отходят от храма Божия, не уходят из монастыря: они имеют здесь непрестанное общение с Богом, и у них уже есть внутренняя необходимость к этому, раз они испытали высокие чувства общения с Богом, радость, благодать, которую Господь дает. Они уже не хотят отходить от Господа, но пребывают в таком состоянии, что желают в веки веков восхвалять Господа, как говорит об этом псалмопевец. Об этом говорит нам и человеческий опыт, и Священное Писание: что люди, которых отпускают житейские попечения и заботы, начинают ежедневно ходить в храм Божий, а другие вообще поселяются при храме.

И в моей жизни были случаи, когда люди, воспитавшие своих детей, уже не имевшие попечения о внуках, уходят в церковь, работают при храме. Но на самом деле они не работают, а служат – в храме нет возможности работать и зарабатывать какие-то огромные средства, они именно служат: для них огромная радость пребывать в храме, нести какое-то послушание, а когда полностью освобождаются, некоторые приезжают в монастыри, принимают монашество и уже никаким образом не хотят возвращаться в свои комфортабельные квартиры. Дети начинают к ним приезжать, воцерковляются, внуки приезжают и видят, в каком благостном состоянии находятся их дедушки, бабушки, принявшие монашество. Такая традиция была всегда, и эта традиция взята не из каких-то обычаев жизни, а из того духовного опыта, что человек получает, пребывая в храме Божием.

Об этом говорит нам и жизнь, которая была при Иерусалимском храме, при ветхозаветном храме: мы знаем об Анне Пророчице, дочери Фануиловой, пророчествовавшей во время Сретения Господня, о Симеоне Богоприимце, который не отходил от храма, служа денно и нощно, как и Анна Пророчица. Чувства, что человек обретает при храме, – радость, вдохновение, благодать, превосходят все, что он может получить в земной жизни. Вот человек и не желает никуда уходить. Об этом говорит и Священное Писание. Помните, когда многие искушались о Господе, Господь спросил учеников Своих: «А не хотите ли вы уйти от Меня?» Тогда апостол Петр сказал: «Господи, куда нам от Тебя идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Действительно, то, что они услышали и увидели в очах Божественного Спасителя, не могли заменить никакие земные радости, поэтому они тоже денно и нощно не отходили от Спасителя, служили Ему, внимали Его словам и несли то послушание, которое Господь на них возлагал.

«Блажен муж, eмуже есть заступление eго у Тебе: восхождения в сердцы своем положи». Господь – Заступник наш, Господь – Помощник наш во всех наших трудных обстояниях, как в жизни, так и во внутренних переживаниях, ибо Господь заступился за человека. Если бы не было этого заступничества, то человек не мог бы спастись, враг рода человеческого погубил бы его. Господь Сам пришел на эту землю и пострадал ради нашего спасения: Он за нас заступился, Он открыл нам возможности вечной перспективы – без этого не невозможно было бы человеку совершать свой спасительный путь. Как здесь говорит псалмопевец, восхождения в сердцы своем положи – восхождение к Богу через добродетельное житие, через спасительный путь, что Господь показал и открыл каждому из нас. В жизни очень все сложно, непросто, и человек действительно не может спастись по-другому, своими силами: земля приобрела совершенно другое стремление после грехопадения. Псалмопевец далее очень хорошо называет землю:

«Во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй». Здесь связаны с Господом и предыдущие, и последующие слова. Если в юдоли плачевной Господь не даст нам заступления, то невозможно наше восхождение. В то же время восхождение через юдоль плачевную (через скорби, падения, переживания, их каждый из нас переносит), возможно через покаяние Господу. «В место еже положи». Что это за место? Святые отцы очень хорошо говорят, что это место нашего пребывания и место нашего спасения через Церковь Христову. Ибо благословение даст законополагаяй. Господь дает благословение, Он дает помощь, возможность восхождения через Закон, который Он положил и оставил здесь, на земле, чтобы каждый из нас имел возможность восхождения в сердце своем.

«Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе». Очень глубокие слова говорит псалмопевец: восхождение от силы в силу, в меру возраста Христова, как говорит нам Священное Писание Нового Завета. Это восхождение каждый должен совершать на земле, продолжая и в вечности. Для чего? Можно ведь и не жить так, можно по-другому, так, как живет наша Земля. Но какой будет итог? Озлобленность, нежелание иметь любовь к этой жизни, к Богу? Человек ничего не увидит в юдоли плачевной, только все злое и отрицательное. А когда у тебя будет восхождение, положенное в сердце твоем, когда ты будешь иметь работу над собой и в юдоли плачевной исполнять заповеди Божии, – через это будешь совершенствоваться, приобщаться к добродетельной жизни, и твоя жизнь будет другая. Ведь добродетель открывает тебе Небо, открывает его и другому человеку, открывает и другому человеку Бога.

Преподобный Серафим Саровский не случайно говорит каждому из нас, чтобы мы в первую очередь спасли свою душу: «Спаси себя, и около тебя спасутся тысячи» – через твое восхождение, через твое совершенство, через твое восхождение от силы в силу, в меру возраста Христова, как очень тонко и очень красиво говорит псалмопевец, явится Бог богов в Сионе: Господь откроется тебе, откроется всему миру. Человек только через добрые дела, только через совершенную жизнь для себя может открыть Бога, и через это он откроет Бога другому человеку: он открывает Свет – Бог есть Свет, и к этому Свету будет стремление многих и многих. Тогда жизнь для тебя открывает вечную перспективу, как бы мы сказали сегодня, тебе открывается ясная дорога, по которой ты должен идти и стремиться к Богу, преодолевая все испытания и трудности.

«Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль». На этом-то пути и нужна помощь от Господа. Господи Боже сил: Господь, Который дает нам силы, обладает силой и возможностью дать нам спасение. Без Бога невозможно идти спасительным путем. Какими бы мы ни были хорошими, мы все равно сорвемся, все равно наша мысль будет работать неправильно, у нас все равно не хватит внутреннего запаса, чтобы пребывать постоянно в добре. Поэтому мы просим Господа, Который является Подателем благого, Который дает силу человеку идти спасительным путем, к Нему обращаемся: «Услыши молитву мою, ведь без Тебя, Господи, ничесоже творити не можем» – без Бога невозможно идти спасительным путем, да и спастись невозможно без Него. Но невозможное человекам возможно Богу, говорит нам Священное Писание. И таким пророчеством, через стремление, через перспективу, которая открывается человеку приходом Христа Спасителя на землю, псалмопевец как бы обрывает это все и обращается к Богу: «Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль». Именно в то опасное время, когда человек жил среди многобожия, он уточняет, к какому Богу мы должны обращаться, не ища и не полагая надежду на своего вымышленного бога или на какие-то другие силы, окружающие тебя или предлагающие свою помощь под разным «соусом». Нет, ни в коем случае. Давид показывает: обратись к Богу сил, к Богу, Который обладает силой, обладает помощью. Это Бог Иакова, праотца нашего.

«Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего». Под лицем христа Твоего понимается лицо каждого верующего христианина: «Увидь, Господи, наше стремление, наше желание, нашу борьбу идти за Тобой, трудиться ради обретения Тебя и ради явления Твоего, как в этом мире, так и в сердце нашем». Если брать пророчество псалмопевца – ради явления Его в этом мире.

«Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих». Лучше один день где-то у порога храма Твоего, Господи, пребывать, говорит псалмопевец, неже жити в селениих грешничих – роскошных селениях, не дающих ничего вечного, внутреннего, постоянного, которые могут развлекать и давать только пустоту. Лучше я буду один день у Твоего порога пребывать, рядом с храмом Твоим, и ничего не иметь в этом мире, чем обладать этим миром и лишиться Твоего явления и в этом мире, и в моем сердце.

«Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием». Господь любит истину, Он дает истину и милость только тем, кто ходит в этой жизни в незлобии, ведь Он Сам явил истину и милость всему роду человеческому через Свое Пришествие и сострадание, совершив за нас спасение, в Самом Себе исцелив человека во всей его полноте и сущности, и дал истинное слово, Евангельскую проповедь, которая обращена к нам, а через это – благодать и славу. Господь не лишит благих ходящих незлобием – ходящий незлобием воспитывает сердце свое в любви к ближним, живет милосердием и истинной жизнью во Христе, и он не лишится великой благодати: ее Господь дает именно таким людям, которые пребывают в добродетельной жизни.

«Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя». Все в мире хорошо. Но всякое упование человека на другого человека является ложным. Упование человека на богатство неспасительно: блажен только тот, кто уповает на Господа. Господь никогда никого не оставит, никогда никому не изменит, Он всегда пребывает в любви к человеку: какими бы мы были нехорошими и недостойными, но если мы приносим покаяние Богу, то Он вновь соделывает нас Своими чадами – Его любовь превозмогает, превосходит всякий грех человеческий. Господь призывает нас с вами жить в незлобии. Почему? Он уже простил человека, а мы не можем простить человека, поэтому согрешаем против Господа. Но всякий уповающий на Бога получает исправление пути в своей жизни и получает прощение от Господа: Господь дает ему благодать, силы и возвращает ему Собственное усыновление. Опять здесь такие слова: Господи Боже сил. Господь обладает силой и возможностью сделать человека блаженным, то есть счастливым: человек должен иметь упование на Господа, и через это он получает блаженство, счастье.

Вот такой глубокий пророческий псалом обо всех нас, дорогие братья и сестры, о наших падениях и взлетах. А самое главное, Господь показывает тот путь, по которому мы должны идти и где должны искать подлинное счастье, полноту явления Бога, – через храм Божий.

Храни вас всех Господь, и Бог даст, до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Псалом 83

Каждая молитва наполнена любовью, благодарностью и верой в Господа. Псалом 83 очень похож на 62 хвалебную песнь. Он наполнен совершенным духом страждущих. Текст псалма 83 предназначен для воскресного дня, при проведении торжеств и обрядов.

Текст молитвы псалом 83

Молитва зачитывается на старославянском языке, но чаще всего псалом 83 читают на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, о точилех, сыном Кореовым, псалом

2 Коль возлю́бленна селе́ния Твоя́, Го́споди сил!

3 Жела́ет и скончава́ется душа́ моя́ во дворы́ Госпо́дни, се́рдце мое́ и плоть моя́ возра́довастася о Бо́зе жи́ве.

4 И́бо пти́ца обре́те себе́ хра́мину, и го́рлица гнездо́ себе́, иде́же положи́т птенцы́ своя́, олтари́ Твоя́, Го́споди сил, Царю́ мой и Бо́же мой.

5 Блаже́ни живу́щии в дому́ Твое́м, в ве́ки веко́в восхва́лят Тя.

6 Блаже́н муж, ему́же есть заступле́ние его у Тебе́; восхожде́ния в се́рдце свое́м положи́,

7 во юдо́ль плаче́вную, в ме́сто е́же положи́, и́бо благослове́ние даст законополага́яй.

8 По́йдут от си́лы в си́лу: яви́тся Бог бого́в в Сио́не.

9 Го́споди Бо́же сил, услы́ши моли́тву мою, внуши́, Бо́же Иа́ковль.

10 Защи́тниче наш, виждь, Бо́же, и при́зри на лице́ христа́ Твоего́.

11 Яко лу́чше день еди́н во дво́рех Твои́х па́че ты́сящ: изво́лих примета́тися в дому́ Бо́га моего́ па́че, не́же жи́ти ми в селе́ниих гре́шничих.

12 Яко ми́лость и и́стину лю́бит Госпо́дь, Бог благода́ть и сла́ву даст, Госпо́дь не лиши́т благи́х ходя́щих незло́бием.

13 Го́споди Бо́же сил, Блаже́н челове́к упова́яй на Тя.

На русском языке

1 К исполнению, о точилах. Сынов Кореевых, псалом.

2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!

3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.

4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!

5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.

7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;

8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!

10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.

11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

История написания

Историки говорят, что автором произведения является царь Давид. Якобы он сочинил его во времена восстания Авессалома. Но надпись впереди молитвы гласит, что к нему причастен кто-то из левитов, потомков Корея. Возможно, что надпись «Кореевых сынов» обозначает то, что именно такой левит должен исполнять псалом. Поют песнь на специальном музыкальном инструменте, который делали только в городе Гефе.

Для чего читают псалом 83?

Рекомендуется читать псалом 83 при:

  • желании войти в Божий дом и поселиться в нем (на всякую потребу);
  • чтобы Господь сохранил имущество, урожай, животных;
  • защите от нападений воров.

Толкование псалма 83

  • Стихи 1-5: Автор описывает жилища Господа, как истомилась его душа, так хочет попасть в Божьи покои. Живущие там блаженны. Автору хотелось бы быть там, где обитает Господь. Радоваться близости с Творцом.
  • Стихи 6-10: Тот, кто черпает в Господе силу, не будет лишен блаженства. Влечение душевное и искреннее к храму благословенно. Все изгнанники получат искупление грехов и свободу.
  • Стихи 11-13: Теми изгнанниками так больно чувствовалась удаленность от родных мест и храма Божьего. Им хотелось только быть там, и эта мечта была осуществима. Желания всех будут услышаны. Сила веры дает уверенность в получении помощи и защиты от Господа.

Правила чтения

Зачитывают псалом 83 на русском языке ежедневно или на Богослужениях. Можно читать с листа или сборника, а можно заучивать наизусть. Строгих правил чтения молитвы нет.

Текст Псалом 83 на русском языке

83.1. Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.

83.2. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!

83.3. Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.

83.4. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!

83.5. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

83.6. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.

83.7. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;

83.8. приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

83.9. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!

83.10. Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.

83.11. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

83.12. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

83.13. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Навигация по Псалмам:

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 83, , , , , , , , , , , , , , , , , 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145.

Толковая Библия Толкование на Псалтирь

Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83_3 и Пс.83_11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (Пс.83_10). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» (Пс.83_12). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии» , т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.

Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13).

Пс.83:2 . Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!

Пс.83:3 . Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.

Пс.83:4 . И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!

Пс.83:5 . Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

«Как вожделенны жилища Твои» – как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним ( «истомилась душа моя» ). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.

Пс.83:6 . Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.

Пс.83:7 . Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;

Пс.83:8 . приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится.

Пс.83:11 . Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали “один день” при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми ( «у порога в доме Божием» ), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.

Пс.83:12 . Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

Пс.83:13 . Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Писатель уверен, что его желание возвратиться «во дворы Господни» исполнится, потому что Господь «солнце и щит» , т. е. награждает ( «благодать и славу дает» ) «ходящих в непорочности» , какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.

Псалом 83 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 83

Толкование Псалма 83

Первому стиху соответствует вводная надпись, в которой фраза Кореевых сынов говорит либо о причастности кого-то из левитов, потомков Корея, к созданию этого псалма, либо о том, что он предназначен был к исполнению ими. “Гефским орудием” назван музыкальный инструмент, какие изготовляли в филистимском городе Гефе.

Пс. 83 весьма созвучен псалмам 41 и 42; в нем выражена та же тема сердечного томления по месту поклонения Господу. В сущности, он является одной из “песен паломников”, или “песен восхождения” (о них во Вступлении к толкованиям на Псалтирь), хотя формально в их число (Псалмы 119-133) не включен.

А. Томление души по Господу (83:2-5)

Пс. 83:2-3

. В проникновенных словах говорит псалмопевец о своем стремлении к месту, где “обитает” Господь сил (или “Господь воинств”). Не только святилище, но и дворы, окружающие его, вожделенны для него; всем сердцем стремится он к Богу живому.

Пс. 83:4-5

. И завидует даже птицам, которые свивают себе гнезда у алтарей Господних, тем более живущим в доме Его (очевидно, священникам и храмовым служителям).

Б. О восхождении к храму (83:6-8)

Пс. 83:6-8

. Автор мог находиться в вынужденном удалении от “жилища” Божиего. Стихи 6-8 некоторыми понимаются как мысленное восхождение его на Сион (Блажен человек… у которого в сердце стези направлены к Тебе). Тем не менее, псалом этот вполне мог исполняться реальными паломниками. “Долина плача” в англ. переводе Библии читается как “долина бальзамового дерева”; полагают, что под ней подразумевалось некое безводное место, которым по пути к Сиону проходили паломники, и, вот, для них она покрывалась источниками (символическая картина Божиих благословений).

В. Молитва паломника (83:9-13)

Пс. 83:9-13

. Здесь молитва паломника о царе, помазаннике Божием. Но, возможно, она произносилась самим царем, находившимся в отдалении от “дворов Господних” (сравните со стихом 6 и объяснением к нему). Такое понимание более согласуется со стихом 11, где псалмопевец снова выражает томление по скинии, лучше бы ему один день прожить пусть у порога святилища, чем тысячу дней среди грешных людей (в шатрах нечестия).

Господь Бог есть солнце и щит, провозглашает автор псалма, для тех, кто ходят перед Ним непорочно. Он дает им благодать и не лишает их благ. Условием человеческого счастья является упование на Господа – этой мыслью псалом завершается.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Кафизма 11 Псалом 83

Псалом 83

Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся 3 и 11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (10 ст.). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саупа на царство термин “помазанник” стал преимущественно прилагаться к царям (1 Цар XII:3, 5; XXVI:9; 2 Цар I:14; Пс XVII:51; Пс XIX:7). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу “ходящих в непорочности” (12 ст.). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – “На Гефском орудии”, т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.

Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2-4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5-8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9-13).

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом. 2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! 3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. 4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! 5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

2-5. “Как вожделенны жилища Твои” – как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним (“истомилась душа моя”). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.

6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. 7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; 8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

6-8. Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится.

9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! 10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. 11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

11. Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали “один день” при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми (“у порога в доме Божием”), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.

12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. 13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

12-13. Писатель уверен, что его желание возвратиться “во дворы Господни” исполнится, потому что Господь “солнце и щит”, т. е. награждает (“благодать и славу дает”) “ходящих в непорочности”, какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.

Для чего читают христианскую молитву псалом 83

Христианский текст 83 псалма, как следует из предваряющего его надписания, принадлежит сыновьям Кореевым – потомственным левитам, служившим при иерусалимском храме. Псалом представляет собой песнь-плач, обращенную к Богу, в которой автор выражает свою тоску за домом Господним, то есть храмом.

Исходя из этого, толкование 83 псалма поясняет, что написан он хоть и не самими царем Давидом, но в память его страданий и гонений вследствие восстания Авессалома. Именно в этот период пророк Давид был вынужден стать беглецом в собственном царстве, и оказался вдали от своего любимого места молитвы и уединения – иерусалимского храма.

В каких случаях советуют читать 83 православный псалом?

В тексте 83 псалма автор описывает состояние пророка Давида, который предпочел бы провести один день в Скинии, чем весь остаток дней в шатрах нечестивых людей, под которыми, очевидно, подразумевались грешные люди, живущие неправедно, но при этом счастливо. Подобное настроение псалма может понять любой верующий человек, из-за обстоятельств надолго отлученный от посещения храма и участия в церковных таинствах. Преподобный Арсений Каппадокийский советует читать и слушать онлайн 83 псалом для защиты своего имущества от воров.

Слушать на видео православную молитву псалом 83 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 83 на русском языке

Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Православный Псалтырь, текст молитвы псалом 83 на церковно славянском языке

Коль возлюблeнна селeнiя твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, oлтари твоя, Господи сил, царю мой и Боже мой. Блажени живущiи в дому твоем; в веки веков восхвалят тя. Блажен муж, eмуже eсть заступленiе eго у тебe; восхождeнiя в сердцы своем положи, во юдоли плачевней, в месте, eже положи; ибо благословенiе даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу; явится Бог богов в Сiоне. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже iаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице хрiста твоего. Яко лучше день eдин во дворех твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селенiих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благдть и славу даст; Господь не лишит благих ходящих незлобiем. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя.

На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом Богом.
О блаженстве непорочных и уповающих на Господа

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.

Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.

Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.

Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя.

Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи во юдоли плачевней, в месте, еже положи: ибо благословение даст законополагаяй.

Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.

Господи Боже сил: услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль: защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего.

Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.

Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием.

Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя.

На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О блаженстве непорочных и уповающих на Господа

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!

Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.

И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!

Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиной плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением.

Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лицо помазанника Твоего.

Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ (образец подготовки в течение недели):

Понедельник

(по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник

: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда

: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг

: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница

: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота

: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье

: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: