Пробуждение – начало подвижничества, или почему христианину важен режим


Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Молитва Оптинских старцев

Пробуждение – начало подвижничества, или почему христианину важен режим

Бес­цен­ное время жизни, дар от Бога, ско­ро­течно и его нужно тра­тить с умом. Мы заду­ма­лись о духов­ном смысле режима дня и тайм-менедж­мента для веру­ю­щего чело­века и разыс­кали в интер­нете мне­ние опыт­ного пастыря.

На теле­ка­нале «Союз» в рам­ках цикла пере­дач «Беседы с батюш­кой» веду­щие и гости сту­дии посто­янно обсуж­дают вопросы из повсе­днев­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

На этот раз насто­я­тель Оптин­ского подво­рья в Москве, пресс-сек­ре­тарь Сино­даль­ного отдела по мона­сты­рям и мона­ше­ству Архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин) раз­мыш­ляет, как пра­вильно орга­ни­зо­вать режим дня, чтобы этот день имел для нас духов­ную и житей­скую пользу.

– Есть ли некий алго­ритм обык­но­вен­ного дня хри­сти­а­нина, и если да, то как сле­дует начи­нать день?

– Всё начи­на­ется с начала. День начи­на­ется с про­буж­де­ния. Об этом вре­мени одна­жды пре­красно ска­зал Ана­то­лий Оптин­ский:

«Если чело­век с вечера не решится встать, и не будет иметь внут­рен­него настро­е­ния, устро­е­ния, настроя, то поставь над своей голо­вой вме­сто будиль­ника хоть оптин­скую коло­кольню, все равно не вста­нешь». То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.

День начи­на­ется с того, чтобы эле­мен­тарно встать вовремя. Пере­дача нача­лась секунда в секунду, в храм при­хо­дим – ран­няя литур­гия в 7 утра, позд­няя в 10, вечер­няя – где в 5 часов, а где в 6, и всё в храме идёт по расписанию.

Цер­ков­ная жизнь – по рас­пи­са­нию, на теле­ка­нале – по рас­пи­са­нию, поезда ходят по рас­пи­са­нию, трам­ваи – тоже самое, поли­кли­ники тоже так работают.

Есть какой-то поря­док. Само наше миро­зда­ние названо кос­мо­сом – κόσμος, «кос­мос» пере­во­дится как «поря­док».

И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квар­тира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валя­лось, не так лежало? Видите, в храме поря­док и гар­мо­ния, вот так должно быть и в доме». Гово­рят: «Ну, в прин­ципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе.

Чехов гово­рил: «В чело­веке все должно быть пре­красно: и лицо, и мысли, и одежда». Гар­мо­ния – это нор­маль­ное состо­я­ние хри­сти­а­нина. Потому у нас тоже дол­жен быть поря­док в нашей повседневности.

Так, у свя­тых отцов при­нято в одно время ложиться, в одно время вставать.

– Все­гда в одно время?

– Так пола­га­ется – назна­чен­ное время потом ста­но­вится при­выч­кой, тебе самому легче, когда всё под­чи­нено порядку, а не про­сто какому-то вея­нию или настро­е­нию. Мы же службу начи­наем не по настро­е­нию, а по рас­пи­са­нию, также пере­дачу начали.

Кстати, одна­жды ехал в такси, меня под­во­зил мусуль­ма­нин, и я у него спро­сил: «Я знаю о ваших опре­де­лён­ных пра­ви­лах жизни, скажи мне: пять раз в день вы моли­тесь или по рас­пи­са­нию?» Он гово­рит: «Слу­шай, само­лёты как летают? По рас­пи­са­нию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу?

Нет, у нас тоже все по вре­мени: на вос­ходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все под­чи­нено какому-то порядку. А почему у нас утрен­ние и вечер­ние пра­вила, когда хотим? В тече­ние дня – тоже по настро­е­нию, а так, чтобы в опре­де­лён­ный час, – такого в прин­ципе нет. Но хотя бы начало должно быть более-менее фиксировано.

Начало должно быть посто­ян­ным, если это от тебя зави­сит. Это пра­вильно – при­во­дить всё это в поря­док, потом воз­ни­кает при­вычка, рас­пи­са­ние, ты к этому при­вы­ка­ешь. Фео­фан Затвор­ник Вышен­ский гово­рил: «Вы не надей­тесь на себя, если заду­мали встать».

Неко­то­рые гово­рят: «А я встаю по наи­тию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это ред­кие таланты, я вот так, напри­мер, не могу. У меня два будиль­ника, и у мно­гих дру­гих тоже. Поэтому обя­за­тельно дол­жен быть будильник.

Мно­гие свя­тые отцы дают советы, даже отец отцов Иоанн Лествич­ник гово­рит: «С чего начи­на­ется подвиж­ни­че­ство? Чтобы после про­буж­де­ния тот­час вставать».

Каза­лось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тот­час? А вот если не тот­час, что здесь насту­пает? В этом тоже есть опре­де­лён­ный секрет.

Дей­стви­тельно, надо вста­вать тот­час. Почему? Потому что как только мы про­сы­па­емся, на наш ум, созна­ние, мысли начи­нают дей­ство­вать тём­ные силы. Каким обра­зом? «Полежи пять минут», «болит голова»…

Сразу начи­на­ются мысли: «А как я себя чув­ствую?» Подо­жди, ты сна­чала встань, начни день, пойди, умойся, потом будешь сооб­ра­жать, как ты себя чув­ству­ешь. «Нет, ещё немножко полежу». Вспомни, сколько ты поте­рял вре­мени или слу­чаев через это «ещё немножко полежу».

– А почему утрен­нее время самое драгоценное?

– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов дол­жен из дома выхо­дить на работу или начи­нать зав­тра­кать, но поста­вил будиль­ник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, хоть и пол­часа, но они твои.

А мы это время, кото­рое могли посвя­тить своей душе, без­дарно про­спали. Надо вска­ки­вать, умы­ваться, гото­вить зав­трак, бежать на работу и начи­нать тру­до­вой день, не начав его духовно. Поэтому Лествич­ник гово­рит, что подвиж­ни­че­ство начи­на­ется с того, чтобы мгно­венно вставать.

Я, кстати, про­чи­тал одну очень страш­ную вещь (по-моему, у Паи­сия Афон­ского). Он гово­рит: «Если мы после про­буж­де­ния опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то лич­ный опыт, то есть надо все-таки день начи­нать мужественно.

У свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника Вышен­ского есть такой совет: «Тот­час скинь с себя оде­яло». А я делаю так: будиль­ник ставлю дальше, чтобы не дотя­ну­лась рука. Чтобы выклю­чить будиль­ник, надо встать. Это уже какое-то действие.

А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы её не раз­бу­дить, надо не дожи­даться, пока он так будет зве­неть, что уже самому надо­ест, надо его выклю­чать сразу. И на вся­кий слу­чай – будиль­ник в теле­фоне. Но ста­рец Ана­то­лий Оптин­ский гово­рил: «С вечера должна быть реши­мость, что ты встаешь».

Мне зада­вали вопрос: «Батюшка, тяжело вста­вать рано утром?» Конечно, тяжело. Сей­час, с воз­рас­том, это стало легче. По моло­до­сти, когда был в Опти­ной, спать хоте­лось все­гда. Сей­час-то дело к ста­ро­сти, вре­мени оста­лось мало, и ста­рые люди сетуют на то, что у них появ­ля­ется бессонница.

Бес­сон­ница – это милость Божия, про­для­ется время вашей жизни. Жить оста­лось меньше, поэтому Гос­подь даёт меньше сна и больше бодр­ство­ва­ния. Что только ни поду­ма­ешь, о чем только ни вспом­нишь – и о хоро­шем, и о плохом.

Если о пло­хом, то пока­ешься, а о хоро­шем – побла­го­да­ришь, вспом­нишь о доб­рых людях, кото­рые тебе встре­ти­лись в жизни (врачи, учи­теля, род­ствен­ники), о ком-то помо­лишься, о ком-то попла­чешь, о ком-то посе­ту­ешь, что так полу­чи­лось, попро­сишь про­ще­ния – хотя бы мысленно.

Бес­сон­ница – это время неко­то­рого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.

Тяжело вста­вать? Тяжело. Но впе­реди должна идти мысль (я все­гда застав­лял себя вста­вать с одной мыс­лью, ведь вста­вать было все­гда тяжело, и сей­час тяжело): «Цар­ствие Божие нудится; и нужд­ницы вос­хи­щают е».

То есть легко нико­гда не будет. Когда я говорю слова, что Цар­ствие Божие нудится, это подви­гает к тому, чтобы сразу встать. И ещё: «Кому много дано, с того больше взыщется».

Ты зна­ешь, что это утрен­нее время про­спать нельзя? Зна­ешь. Кому много дано, с того больше взы­щется: пер­вые будут послед­ними, и послед­ние пер­выми, и тот раб, кото­рый знал волю гос­по­дина сво­его и не сотво­рил, бит будет больше, чем тот, кото­рый не знал и не сотворил.

У меня мгно­венно про­но­си­лись в голове эти мысли, и я застав­лял себя через эти мысли вста­вать: как только мы про­сы­па­емся, через доли секунды в голове появ­ля­ется та или дру­гая мысль. Одна­жды у нас была вос­крес­ная беседа в храме с при­хо­жа­нами, как кому помочь с ран­ним вставанием.

…Зимой я выхо­дил на службу – не было почти ни одного све­тя­ще­гося окна, то есть люди отсы­па­лись, захо­дил в храм – храм пол­ный. Людям что – неохота спать? Охота. Они сде­ланы из дру­гих кле­ток, моле­кул? Нет, такие же.

Что их вело? Вела впе­реди всего мысль, душа, забота о своём внут­рен­нем состо­я­нии. А тяжело было вста­вать? Конечно, тяжело. Если бы это было при­вычно, тогда бы все окна горели. Зна­чит, любое ран­нее вста­ва­ние – это все-таки опре­де­лён­ный труд и понуждение.

Спра­ши­вал совета у при­хо­жан: «Как вам уда­ётся рано встать и себя из кро­вати выта­щить?» Одна бабушка ска­зала: «Вы зна­ете, когда про­сы­па­юсь, я из-под оде­яла ногу ставлю на ковёр, ста­но­вится холодно, и тут пони­маю, что надо вставать

Поэтому, конечно, важен подвиг понуж­де­ния, но он дол­жен быть с кон­крет­ной мыс­лью: начи­на­ется день, начи­на­ется молитва, на работу попозже пой­дёшь, а день хри­сти­а­нина начи­на­ется с бла­го­дар­ного вста­ва­ния, умы­ва­ния – и сразу, прежде всех зав­тра­ков и про­чего, конечно же, утрен­ние молитвы.

Вопрос теле­зри­тель­ницы:

– Я рабо­таю в дет­ском саду. Когда мы с дет­ками садимся кушать (и я ем вме­сте с ними, и едят мои кол­леги), меня как-то сму­щает, что я нехотя пере­крещу тарелку, хотя они знают, конечно, что я веру­ю­щий человек.

Но я не знаю, как мне в этот момент быть, или дей­стви­тельно уже кре­ститься как поло­жено и про­чи­тать молитву… Но когда столько глаз смот­рит на тебя, то не зна­ешь, что делать; или вообще не есть тогда?..

– Сму­щаться не надо. Надо перед тем, как сесть за стол, про себя про­честь «Отче наш», а когда уже сели, лож­кой в тарелке сде­лать крест­ное зна­ме­ние. А наро­чито кре­ститься не стоит: потом из-за этого может быть какое-то искушение.

Когда вы в кругу род­ных и близ­ких – это одно, а когда вы на работе, тем более на свет­ской, – дру­гое, там это обычно не при­нято. Молитву читайте про себя все­гда и перед едой, и после еды, а тарелку кре­стите лож­кой или делайте неза­мет­ные дви­же­ния крест­ного знамения.

Или, как тоже делают, потя­ну­лись сна­чала за хле­бом (впе­ред), потом за вил­кой (назад), потом пере­ста­вили ста­кан­чик (справа) и потя­ну­лись к дру­гой тарелке (слева), – у вас полу­чи­лось широ­кое крест­ное зна­ме­ние на весь стол.

Но если даже этого не полу­чится, про­сто пере­кре­стите лож­кой свою тарелку. Это уже будет для вас осе­не­ние кре­стом, и еда будет бла­го­слов­лен­ной, и молитва, кото­рую вы про­чи­тали, тоже пой­дёт в бла­го­сло­ве­ние вам и тем людям, кото­рые с вами.

Кстати, еда после молитвы (мыс­лен­ной или глас­ной) уже не еда, это лекар­ство, бла­го­слов­лён­ное на пользу души и тела.

Итак, воз­вра­ща­емся к утрен­ним молит­вам, с кото­рых дол­жен начи­наться день хри­сти­а­нина. Часто задают вопрос: «Эти молитвы для всех оди­на­ковы или нет?» Дело в том, что у нас в молит­во­слове есть утрен­ние молитвы, и они могут быть раз­ными (по состо­я­нию души человека).

Напри­мер, начи­на­ю­щий чело­век дол­жен обсу­дить со своим духов­ни­ком, какое пра­вило должно у него быть. Об этом епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит: «Пра­вилу малень­кому, но посто­янно испол­ня­е­мому, нет цены».

Поэтому, если люди начи­на­ю­щие, оно должно быть чуть короче. Посте­пенно добав­ля­ется: через неделю одно доба­вил, ещё через неделю – дру­гое, через месяц – тре­тье, и в конце кон­цов надо выйти на пол­ные утрен­ние молитвы, кото­рые состав­ляют начало нашего дня.

Епи­скоп Фео­фан Затвор­ник сове­тует: после того как помо­ли­лись по молит­во­слову, сво­ими сло­вами попро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния на насту­па­ю­щий день и, мыс­ленно пред­ста­вив дела в тече­ние дня, испро­сить помощи Божией, вра­зум­ле­ния, вдох­но­ве­ния, науче­ния или предо­сте­ре­же­ния, если зна­ете, что день будет тяжёлый.

Ещё важ­ный момент. У всех нас есть крест: у свя­щен­ни­ков иерей­ский, у мона­хов ещё и мона­ше­ский пара­ман­ный крест, но вся­кий хри­сти­а­нин носит кре­стик. Я вспо­ми­наю настав­ле­ние одного из стар­цев, кото­рый гово­рил: как только про­сы­па­ешься, сразу пере­кре­стись и поце­луй свой натель­ный крестик.

То есть все эти малю­сень­кие, чисто физи­че­ские (не только умствен­ные) дви­же­ния будут помо­гать пре­одо­леть самый тяжё­лый момент, о кото­ром почему-то Лествич­ник гово­рит: «Подвиж­ни­че­ство начи­на­ется с мгно­вен­ного вставания».

Неко­то­рые ска­жут: «Да я очень легко про­сы­па­юсь». Ну, тогда вы счаст­ли­вый чело­век, если легко про­сы­па­е­тесь, боль­шин­ство из нас все-таки любят поспать и через это про­сы­пают поло­вину своей жизни.

Вспо­ми­на­ется муд­рый совет. Учи­тель все время «тащил» юношу, чтобы он пораньше вста­вал и не опаз­ды­вал на учёбу, а тот все время про­сы­пал. Тогда он одна­жды подо­шел к нему, посту­чал по плечу и гово­рит: «Зна­ешь, сынок, те, кто много спит, видят только одни сны, а мы с тобой должны видеть ещё и жизнь».

Кто много спит, видит только одни сны, а потом – такие сны, когда при­хо­дится за чрез­мер­ный сон читать молитву Васи­лия Вели­кого (чита­ю­щий или смот­ря­щий да разу­меет, о чем я говорю).

– Каков дол­жен быть духов­ный резуль­тат утрен­него пра­вила, и почему его так важно читать до начала всех дел?

– Это бла­го­сло­ве­ние Божие, мы с Гос­по­дом поздо­ро­ва­лись, помо­ли­лись: побла­го­да­рили (пер­вые молитвы – бла­го­дар­ствен­ные), поис­по­ве­до­ва­лись и попросили.

Васи­лий Вели­кий учит нас этому алго­ритму: вся наша молитва при­бли­зи­тельно должна состо­ять из сле­ду­ю­щего – из бла­го­дар­но­сти, испо­ве­да­ния и прошения.

Резуль­тат этих молитв – настрой алго­ритма: как будиль­ник завели, или, если на машине едем, дорогу (нави­га­тор) про­ло­жили. Так вот, утрен­ние молитвы – это и есть нави­га­тор на целый день.

Поскольку мы люди веру­ю­щие, то пони­маем, что это бла­го­сло­ве­ние Божие на начало вся­кого дня – тот, кто начал день с Богом, с Богом его и про­ве­дёт. А когда начал впо­пы­хах, таким и день будет. Поэтому утрен­ние молитвы – фун­да­мент всего дня.

Мы сей­час гово­рили про утрен­ние молитвы, кото­рые состав­ляют начало дня, и мно­гие свя­тые отцы сове­туют нам, чтобы это духов­ное время утром было как можно боль­шим, – но начи­нать надо постепенно.

Кстати, отно­си­тельно меры сна мно­гие свя­тые отцы и подвиж­ники бла­го­че­стия, наши Оптин­ские свя­тые гово­рили, что для здо­ро­вого чело­века доста­точно 6 часов сна, для боля­щего или немощ­ного – 7, а что сверх этого, то с покаянием.

Это они гово­рили в XIX веке, теперь можно ещё час при­ба­вить из-за нер­во­трё­пок, пло­хой эко­ло­ги­че­ской среды.

Но в Опти­ной пустыни – духов­ный оазис, там лес, ого­роды, источ­ник Паф­ну­тия Боров­ского. Вот сей­час нас смот­рят люди из Опти­ной, мои дру­зья. Там дру­гая эко­ло­гия, на све­жем воз­духе и при нор­маль­ном пита­нии там можно и поменьше спать, но в сред­нем полу­ча­ется так: 7–8 часов.

Если в сред­нем чело­век ложится в 10–11, то при подъ­еме в 6.00 утра полу­ча­ется 7 часов сна – спо­койно можно вста­вать. А если на работу к 9.00, в 8.00 надо выез­жать, то полу­ча­ется целых два сво­бод­ных часа, если чело­век не спит до упора.

Поэтому надо начи­нать посте­пенно. Напри­мер, в 8.00 чело­век дол­жен начать зав­тра­кать, оде­ваться и выхо­дить на работу, но пусть день начи­на­ется сперва за пол­часа, потом за 40 минут, за 50 минут, за час до этого времени.

То есть надо посте­пенно при­учаться вста­вать пораньше, чтобы вре­мени до начала рабо­чего дня было как можно больше: к утрен­ним молит­вам ты можешь тогда доба­вить и Свя­щен­ное Писа­ние, что тоже явля­ется фун­да­мен­том нашей духов­ной жизни.

Ста­рец Амвро­сий Оптин­ский давал такой совет: «Обя­за­тельно читайте Свя­щен­ное Писа­ние с утра, чтобы потом те мысли, кото­рыми вы напи­та­лись, питали вас в тече­ние всего дня.

Смот­рите, корова сна­чала наестся травы, а потом жуёт жвачку, кото­рой напи­та­лась с самого утра. Так и ты, хри­сти­а­нин, послу­шай слово Божие, потому что, когда мы молимся, мы бесе­дуем с Богом, а когда читаем Свя­щен­ное Писа­ние, Бог бесе­дует с нами».

Мы же хотим, напри­мер, во время пере­дачи что-то свет­лое, доб­рое, нази­да­тель­ное, полез­ное услы­шать от нас, про­стых людей. А здесь Сам Гос­подь гово­рит через строки Свя­щен­ного Писания.

Мало того, сколько раз я заме­чал: когда не зна­ешь, как посту­пить в тече­ние дня, что ска­зать, что сде­лать, как отве­тить, начи­на­ешь хоть что-то вспо­ми­нать из про­чи­тан­ного утром Еван­ге­лия, и обя­за­тельно нахо­дится ответ из про­чи­тан­ного, потому что это Сам Гос­подь тебе утром хотел что-то ска­зать через кон­крет­ные строчки.

Со вре­ме­нем Свя­щен­ное Писа­ние должно стать нашим повсе­днев­ным «зав­тра­ком» для души. Мы же не бежим на работу без завтрака.

Если кто-то не сидит на диете, то зав­тра­кает. Почему? Это пита­ние для тела, но ведь должно быть и пита­ние для души: утрен­ние молитвы и хоть одну главу из Еван­ге­лия, кото­рая, кстати, чита­ется за 5 минут, если это корот­кая глава, и 7 минут чита­ется длин­ная глава.

То есть это всего 5 минут, но это зав­трак и пита­ние для души, потому что мы всё должны питать – и душу, и тело…

Беседа состо­я­лась на теле­ка­нале «Союз»

Соб. инф.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

защита от зла, врагов и порчи

Большая молитва, но очень сильная. При любой неприятности от людей советую читать.
Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса сына Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, пока народ израильский мстил врагам своим. Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их и вновь исцелил их.

Ты некогда вещал пророку Исайи: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось Солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву.

И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих меня о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и сейчас разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих меня. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на меня и на врагов моих.

Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла. Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой. Поэтому да не умолкнут уста Мои для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся все благие начинания наши и желания. К вам, праведники и молитвенники Божии, наши дерзновенные предстатели, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.

И Ты, преподобный великий Еллий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в котором я живу, в круге молитв Твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страха.

И Ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест келии моей и дома моего сего удержи за оградою его вся сопротивные силы и всех хулящих имя Божие и презирающих меня.

И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей той деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнать меня из города этого и погубить меня: не допускай им приближаться к дому этому, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судья Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва эта, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их».

И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение перед Господом предстательствовать о страждущих от козней дьявольских. Моли Бога о мне, да оградит Он меня от козней сатанинских.

И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы — запрещения над нападающими на меня и отгони все козни дьявольские от меня.

И Вы, все Святые земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все дьявольские замыслы и козни — досадить мне и погубить меня и достояние мое.

И Ты, великий и грозный страж, Архистратиг Михаил, огненным мечем посечи все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубить меня. Стой нерушимо на страже дома этого, всех живущих в нем и всего достояния его.

И Ты, Владычице, не напрасно называемая «Нерушимой стеной», будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакости делать мне, воистину некой преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякого зла и тяжких обстояний.

Господи благослови!

______________________________________________________________________________________

Моя молитва «Моя история прошения»

«Когда заболел брат, весь наш большой род пришел на помощь. У него обнаружили рак, причем сказали, что уже одна из последних стадий. Мы думали, что скоро будет конец, просили врача не сообщать так резко, дать время, чтобы подготовить брата, иначе он бы не пережил, мог и убить себя. Он парень красивый, но семьи нет, хоть и возраст уже – за 40 лет.

Лариса, 38 лет, г. Санкт-Петербург

Вскоре снится мне сон, что он умирает. А я с детства знаю, что значение в этом случае противоположное. Мы стали искать врачей, но на это ушло бы много времени, а нужно спасать брата прямо вот сейчас или даже вчера. Когда встретила священника из храма, он и посоветовал обратиться с прошением через молитву. Можно – к Оптинским старцам. Я тогда всем нашим родным раздала указания, что читать. Мы днем, ночью и утром посменно молились, наша мать – сильнее всех. Причем лень ни разу не проявилась – хотелось вытащить брата.

Мы тогда около недели усердно читали молитву на каждый день Оптинских старцев, а еще утреннюю и вечернюю. Возможно, повлияло массовое обращение (нас было больше 20 человек родных), прослушивание песен церковного хора или произнесение молитвы каждым по отдельности – не знаю. Но однажды утром мы услышали новость – у брата наметилась ремиссия».

Моя молитва «Моя история прошения»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: