Великая суббота перед Пасхой — что нельзя делать, а что можно

Суббота, какая наступает сразу после Страстной пятницы, называется Великая. Это день особой скорби, поскольку именно в этот момент тело распятого Спасителя было положено в гробницу.

После Страстной пятницы, когда был распят Христос, практически все очевидцы считали, что больше никогда не увидят его. Однако уже на следующий день после субботы, в светлое воскресенье, Христос воскрес – наступила Пасха. Поэтому в Великую (Страстную) субботу принято соблюдать особенно строгий пост, а также по возможности уклоняться от конфликтов и выяснения отношений.

Что за день Великая (Страстная) суббота

Великая суббота — время тихой скорби: самое страшное уже произошло, Христос претерпел муки, завершил земную жизнь и лежит во гробе. Но к скорби примешивается радость ожидания того, что неизменно произойдет уже в ближайшие часы: Иисус воскреснет, смертью смерть поправ.

Этому предшествовали события ночи Великой пятницы: после того, как распятый Иисус умер на кресте, его тело сняли, омыли, умастили благовониями, завернули в плащаницу и похоронили. По иудейскому обычаю Иисус был похоронен в пещере, недалеко от Голгофы — места его казни.

Пещера у Голгофы - места, где распяли Христа

Гонители Иисуса, хотя и не верили в его божественную сущность, не были полностью спокойны. Поэтому, как рассказывает евангелист Матфей, в Великую субботу первосвященники и фарисеи пошли к прокуратору Иудеи Понтию Пилату и напомнили об обещании Иисуса воскреснуть через три дня. Гонители Христа просили представителя Рима отдать распоряжение взять место погребения Христа под особый контроль.

Они опасались, что апостолы похитят тело своего учителя и скажут последователям, что Иисус воскрес из мертвых. Пилат оставил это на усмотрение первосвященников, и по их распоряжению вход в пещеру с телом Иисуса был завален камнями, и там поставили стражу.

Дальнейшие события приходятся уже на воскресенье, то есть являются частью Пасхи. Как же разворачивались эти события?

После субботнего покоя к гробу Иисуса идут жены-мироносицы. В этот момент появляется ангел, который опускается на гроб. Происходит землетрясение, и камень, закрывающий вход в гробницу, отваливается. Стража трепещет от страха, а ангел сообщает женам-мироносицам, что Христос воскрес.

Эту весть несет апостолам Мария Магдалина, которая первой пришла к гробу. Апостолы спешат к гробнице и убеждаются, что Иисуса в ней нет — там остался только его смертный саван. Апостол Петр входит в гробницу, убеждается в воскресении Иисуса и сообщает об этом остальным апостолам.

Краткое описание этих событий можно увидеть здесь.

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен. Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мф. 28, 1-20

* * *

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями

(Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Христос во гробе

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня

(Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди

(Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна

(Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Пост в субботу перед Пасхой: что можно есть

Великая суббота — это единственная постная суббота в году. Поскольку в Страстную пятницу верующие практически не едят, в субботу им разрешено подкрепиться, чтобы выдержать ночную пасхальную службу и достойно встретить праздник Пасхи.

В субботу верующим разрешается горячая постная пища без масла. Но до окончания богослужения под строгим запретом все скоромные продукты, запрещено также пробовать готовые пасхальные блюда.

Для многих тяжело дается пост, особенно последние дни, которые наиболее строгие. Но духом очистится именно тот, кто выдержит испытание. Ведь скоро наступит Пасха, и все будут приветствовать друг друга со словами: «Христос Воскрес» и «Воистину Воскрес».

Примечания [ править ]

  1. «Публичный отчет о жалобах и комментариях аудитории, апрель – июнь 2006 г.» (PDF) . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 4 мая 2013 года .
  2. Майкл Кин (1995). Христианский опыт . Нельсон Торнс. п. 112. ISBN 978-0-7487-2188-7.
  3. ^ a b Уокер, Донна (19 апреля 2014 г.). «Моравцы празднуют Великую субботу» . LancasterOnline . Проверено 11 апреля 2020 .
  4. https://www.churchofengland.org/prayer-worship/worship/book-of-common-prayer/collects-epistles-and-gospels/easter-even.aspx
  5. «Публичный отчет о жалобах и комментариях аудитории, апрель – июнь 2006 г.» (PDF) . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2011 года .
  6. «Неясные даты Пасхи» . Литургическая комиссия Римско-католической архиепископии Брисбена . Архивировано из оригинального 19 января 2012 года .
  7. Закон о государственных праздниках 2010 г.
    (NSW) s 4 ,
    Закон о производственных отношениях 2016 г.
    (Qld) Приложение 5, определение «государственных праздников».

  8. Австралийское правительство, государственные праздники. Архивировано 4 января 2015 года в Wayback Machine.
  9. «Служба оплакивания утрени Великой субботы» . Православие
    . Проверено 28 апреля 2022 .
  10. «Протопресвитер Александр Шмеманн: Это благословенная суббота» . schmemann.org
    . Проверено 28 апреля 2022 .

  11. Каллистос (Вэр), епископ ; Мэри, Мать (1977).
    Постное триоди
    . Южный Ханаан ПА: Издательство Св. Тихоновской семинарии (опубликовано в 2002 г.). п. 63. ISBN 1-878997-51-3. OCLC 189871515 .

  12. Утренний канон Святой и Великой субботы, Ода 4
  13. Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж .; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидней Х .; Хили, Джон Ф. (1999). Словарь восточного христианства Блэквелла
    . Оксфорд: Блэквелл. С. 390–391. ISBN 0-631-23203-6.

  14. Архиепископ Аверкий (Таушев) (1976). «Великая суббота» .
    Литургия
    . Перевод архиепископа Лавра Шкурла . [Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль, Нью-Йорк)] . Дата обращения 14 сентября 2022 .
  15. Парри и др. (1999), стр. 390
  16. https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19631204_sacrosanctum-concilium_en.html
  17. «Литургические сезоны церковного года» . Лютеранская церковь Св. Иоанна . Проверено 11 апреля 2022 . Страстная суббота — это день ожидания и тоски до вечера, когда отмечается Пасхальное бдение. Служба света, чтения, Святое Крещение и Святое Причастие. Это первая пасхальная литургия, совершаемая в темноте кануна Пасхи.
  18. Римский Миссал
    (3-е изд.).

Что можно делать в Великую субботу

Великая суббота посвящена отдыху, размышлениям о вечном и тихой скорби. По традиции, к этому дню вся подготовка к Пасхе уже должна быть закончена. Нужно молиться, освящать пасхальные куличи, погрузиться в богоугодные размышления.

В этот день нужно задуматься о своем прошлом и будущем, переосмыслить жизненные приоритеты и ценности, попросить прощения у Бога, а также у всех близких и друзей. Будет правильно посетить церковное богослужение, которое начинается с раннего утра и продолжается в течение всего дня.

Причем вечером оно переходит во всенощную, а затем уже и наступает Светлое Воскресение. Из самых известных обрядов Великой субботы, в котором принимают участие как священники, так и миряне, — крестный ход с плащаницей, которую под песнопения несут вокруг храма.

Крестный ход

Воскресение Христа

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Христос еще во гробе, но уже все вокруг наполняется пасхальной радостью. Иосиф, член синедриона, пришел просить у Пилата снять тело Иисуса с Креста для погребения. По обычаям римлян, тела так и оставались на кресте, но снять их можно было только с разрешения начальства.

Получив разрешение, Иосиф с Никодимом сняли Тело Иисуса Христа с Креста, обвив плащаницею, положили в новом гробе, где еще никто не был положен. А поскольку фарисеи знали, что Христос говорил о Своем Воскресении, то они приставили стражу из воинов к гробу и положили печати на гроб из-за боязни, что Апостолы похитят Тело Христа и затем скажут, что Он воскрес.

Как сказано в Ветхом Завете, после сотворения мира в течение шести дней Бог почил от дел своих в седьмой день. И это был день покоя, названный субботою. Так и Христос, пострадав за грехи человеческие, упокоился спасительным сном в седьмой день.

Что запрещено делать в Великую субботу

Поскольку этот день посвящен печальным событиям, описанным в Евангелиях, то нельзя предаваться праздному веселью, сквернословить и ссориться. Плотские утехи в этот день считаются великим грехом.

Уборка в доме, а также стирка уже запрещена. В последний раз уборка проводилась в Чистый четверг и уже вплоть до следующего воскресенья после Пасхи убирать дома нельзя.

Готовиться к Пасхе в этот день тоже нельзя. Все подготовительные дела нужно закончить на неделе. Под строгим запретом все скоромные продукты, а так же и готовые пасхальные блюда.

Самый строгий запрет в Великую субботу касался металлических предметов: их, как и в Великую пятницу, категорически запрещалось брать в руки. Запрет связан с тем, что Христа прибили к кресту металлическими гвоздями.

В этот день запрещено охотиться и ловить рыбу. Нельзя поминать умерших. В Великую субботу, как и на Пасху, нежелательно ходить на кладбища. Кладбище лучше всего посетить на Радоницу, которая в 2022 году наступит во вторник, 3 мая.

Религиозные и культурные обычаи [ править ]

Восточные традиции [ править ]

Икона Святой и Великой Субботы, изображая боронование Аид

Утреня Святой и Великой субботы (в приходах обычно проводится в пятницу вечером) [9] [10] принимает форму поминальной службы Христа. Вся служба проходит вокруг Эпитафия

, иконы в виде полотна, вышитого с изображением Христа, приготовленного для погребения. Первая часть службы состоит из пения 118-го псалма , как обычно на субботней утрене и на похоронах, но с вкраплениями гимнов (
энкомии
или
причитаний
) между стихами. Преобладающая тема службы — это не столько траур, сколько бдительное ожидание: [11]

Сегодня Ты хранишь святой день седьмой, Который Ты издревле благословил отдыхом от дел Твоих. Ты все творишь и творишь новое, Соблюдая субботний покой, Спаситель мой, и восстанавливая силы. [12]

Ближе к концу утрени, в конце Великого славословия , Эпитафий поднимается и переносится в процессии вокруг церкви, а Трисвятение поется, как это делается при переносе тела на кладбище в православном погребении. .

Божественная литургия Великой субботы в греческом православном храме в США

В субботу совершается вечерняя Божественная литургия святого Василия Великого , называемая Службой Первого Воскресения (греч. Ἡ ρώτη Ἀνάστασις ), названная так потому, что хронологически она была составлена ​​раньше, чем Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина , а не потому, что она происходит. ранее литургически. [13] Это самая длинная Божественная литургия в году и совершается позже, чем в любой другой день года, «в десятый час дня». [14] После Маленького входа есть 15 чтений Ветхого Завета, которые вспоминают историю спасения. В русской традиции незадолго до чтения Евангелия (Матфея 28: 1–20 ) завесы , алтарь и облачения меняются с темных на светлые, и дьякон совершает карешение церкви. В греческой традиции духовенство рассыпало лавровые листья и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать разбитые врата и разорванные цепи ада и победу Иисуса над смертью. В то время как литургическая атмосфера на этом богослужении меняется от печали к радости, верующие продолжают поститься, и пасхальное приветствие «Христос воскресе!» Заменяется только после полуночи во время богослужения.Пасхальное бдение, поскольку это богослужение представляет собой провозглашение победы Иисуса над смертью тем, кто находится в аду, но Воскресение еще не было объявлено тем, кто на земле, что происходит во время пасхального бдения.

Начало шествия эпитафий на заутрени Великой субботы

Великий пост изначально был периодом катехизации для новообращенных, чтобы подготовить их к крещению и миропомазанию, а также при принятии новообращенных, что происходит во время чтения Ветхого Завета во время вечерней божественной литургии. Перед полуночной службой верующие собираются в церкви для полного чтения Деяний Апостолов . Предшествующая полночь Пасхальное бдение начинается с полунощницей , в течение которого Canon Святой субботы повторяется, к концу которого Epitaphios удаляется от центра церкви и поставил на стол алтаря , где она остается до Вознесения[1] . Затем все свечи и огни в церкви гаснут, и все ждут в темноте и тишине провозглашения Воскресения Христа.

До состава нынешней пасхальной всенощной Св Иоанна Дамаскина , [15] vesperal литургии этого дня стало главным Празднование Пасхи. [ необходима цитата

]

Примечания [ править ]

1. В греческой практике это делалось на утрене накануне вечером (т.е. утрени Великой субботы).

Западные традиции [ править ]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Поиск источников:
«Великая суббота» — новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
( апрель 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Алтарная из лютеранской церкви в Великую Субботу украшен черными Paraments как черный литургический цвет в этот день в лютеранских церквей.

Монахи- бенедиктинцы поют вечерню в Великую субботу

В Римско — католической церкви , на алтарь остается раздели полностью голой (после мессы на Чистого Четверга ). Совершение Таинств крайне ограничено: Святое Причастие дается только как Viaticum умирающим; а покаяние , помазание больных и крещение можно совершать, потому что они, как и Виатикум, помогают обеспечить спасение умирающим. Этот день — второй день пасхального поста, как указано в статье 110 « Sacrosanctum Concilium» [16].

Многие из церквей в Англиканской церкви , а также лютеранской , методистской и некоторые другие Церкви соблюдать те же самые обычаи католической церкви; однако их жертвенники могут быть покрыты черным, а не обнажены. В некоторых англиканских церквях, включая Протестантскую епископальную церковь в Соединенных Штатах Америки , в этот день предусмотрена простая литургия Слова с чтениями, посвященными погребению Христа. Ежедневные офисы все еще наблюдаются. В Моравской церкви этот день известен как Великая суббота. [3] Англиканская книга общих молитв использует Easter Even для обозначения дня.

Великая суббота

и другие названные дни и дни относятся к Великому посту и Пасхе в западном христианстве, при этом постные дни поста пронумерованы.

В римско-католической, лютеранской, англиканской и методистской традициях Великая суббота длится до наступления темноты, после чего отмечается Пасхальное бдение , знаменующее официальное начало пасхального сезона . [17] В рубриках [18] указано, что пасхальное бдение должно происходить ночью; он должен начинаться после наступления темноты и заканчиваться до рассвета. Службу можно начать с костра и зажигания новой пасхальной свечи . В римско-католических и некоторых англиканских обрядах месса является первой мессой после Великого четверга , и во время нее « Глория », которая отсутствовала во время Великого поста, используется в качестве статуй и икон, покрытых пурпурными пеленами во времяPassiontide драматически раскрыты . Некоторые англиканские церкви предпочитают отмечать Пасху и зажигание новой пасхальной свечи на рассвете в день Пасхи. Во время этого служения могут происходить крещения, и клятвы крещения часто возобновляются.

На Филиппинах, где преобладают католики , этот день официально и в разговорной речи известен на английском языке как Черная суббота

, учитывая роль цвета в трауре. Традиционные табу предыдущего дня переносятся и иногда нарушаются; купание разрешено во второй половине дня. Большинство коммерческих предприятий возобновляют работу, а более мелкие предприятия остаются закрытыми до Пасхи. Телевидение и радиостанции работают в более короткие часы со специальными программами или остаются вне эфира. В преимущественно римско-католической Польше Święconka ( польское произношение: [ɕvʲɛnˈtsɔnka] ), что означает «благословение пасхальных корзин» в Великую субботу, является одной из самых устойчивых и любимых традиций.

Можно ли убираться в Страстную субботу: мнение Церкви

В народе существует довольно много интересных традиций и даже запретов, связанных с Великой субботой. Считается, например, что в этот день не стоит заниматься привычными делами, в том числе и наводить порядок в доме. Но с другой стороны – на следующий день наступает Пасха, и как можно оставить дом неубранным?

На самом деле большинство запретов не имеют отношения к церкви – это, скорее, суеверия или заблуждения. Убираться, заниматься по дому можно и в Страстную субботу. Главное, чтобы это не отвлекло от более важных дел – например, посещения храма и подготовки к светлому воскресению.

Какая суббота наступает после Страстной пятницы?

Как происходят церковные службы в этот день?

Верующим необходимо помнить об ограничениях Страстной субботы, а также о некоторых запретах во время самой строгой недели поста. В это время не женятся, не устраивают торжеств и праздников – атмосфера дня должна быть наполнена спокойствием, умиротворением и светом. Для каждого верующего-христианина рекомендовано посещение всех проходящих в это время церковных служб и слушание проповеди в субботу Великого поста.

Как проходит Утреня?

Смысловым центром Утрени на Страстную субботу становится ритуал «погребения плащаницы». Связан этот ритуал с погребением усопшего Христа, который, как известно всем верующим, затем вновь воскреснет! Проповедь в Великую субботу обязательно затрагивает эту тему.

Плащаницей называют покрывало, которым накрывали смертное тело Иисуса Христа перед погребением. Верующим предлагается поучаствовать в службе, приуроченной памяти погребения Христа, пережить время, когда весь верующий мир покаялся за грехи в момент, когда обнаружили тело Сына Божьего.

Литургии и службы

Великая суббота по православному календарю в 2022 году – это спокойный день, можно сказать, что это день ожидания и молчания. В это время рекомендуется воздержаться от излишней активности, трудных дел, насколько это возможно. Души верующих людей в этот момент сосредоточены на событиях, произошедших с Иисусом Христом. Так, согласно истории, суббота после распятия Христа (в пятницу) связана с ожиданием и повиновением перед тайной Воскрешения.

«Молчит плоть человеческая» — это слова лучше всего описывают пример поведения в Страстную субботу. Литургия Великой субботы проходит в обычном режиме, но говорить в этот день не рекомендуется.

Время освещать яйца и куличи

В этот день также можно отнести пасхальные угощения – куличи и яйца в церковь, чтобы освятить их. Служба в Великую субботу с освящением яиц и куличей — это просто ещё одна возможность прикоснуться к пасхальным событиям. Нередко освящение – это просто осознание единства с верой хотя бы в простых вещах, например, через насущную пищу.

Схождение Благодатного огня

Церковные службы в эти дни имеют свои особенности, причем это не только крестный ход с плащаницей, но еще и церемония схождения Благодатного Огня (Святого света). Она ежегодно проходит в храме Гроба Господня в Иерусалиме, и многие верующие считают это чудом.

Около 15 часов по московскому времени Благодатный огонь, который, согласно христианскому учению, символизирует «истинный свет», выносят из кувуклии (по-латыни: «покой, опочивальня»). Это небольшая мраморная часовня в центре ротонды храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме. Кувуклия возведена над гробом Иисуса и приделом ангела.

Церемония схождения Благодатного огня в кувуклию символизирует воскресение Христа. Священники и верующие, собравшиеся в храме, с волнением ждут этой минуты.

От вынесенного Иерусалимским Патриархом огня верующие зажигают свечи, которые озаряют приделы храма. Считается, что в первые минуты Благодатный огонь почти не обжигает и является целебным.

Затем лампады, зажженные от Благодатного огня, отправляют в православные храмы по всему миру, в том числе в Россию. Частицу огня привозят в крупнейшие храмы Москвы, Петербурга и других городов. Церемония широко освещается в СМИ.

Православная Жизнь

Что особенного в службах Великого Четверга, Пятницы и Субботы.

Начинаются последние дни Страстной седмицы. Если первые дни этой святой недели были посвящены последним дням общественного служения Спасителя, то в эти дни уже непосредственнно воспеваются страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Богослужения этих дней не похожи ни на какие другие службы и представляют вершину нашего церковного года.

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю и установление Таинства Причащения, поэтому все богослужение этого дня пронизано темой Евхаристии. В большинстве храмов богослужения Великого Четверга начинаются в среду вечером – служится утреня Великого Четверга. На этой службе поется удивительно красивый канон «Сеченое сечется море Чермное» (на русском – «Ударом рассекается Красное море»). В этом каноне приводятся различные ветхозаветные образы Евхаристии, а также в красивой художественной форме повествуется о событиях Тайной вечери.

Патриарх Кирилл совершает Чин умовения ног в Великий Четверг

Утром в Четверг совершается Литургия, на которой по традиции и Уставу должны все причащаться Святых Таин, ведь эта Литургия служится в честь установления Первой Литургии. По Церковному Уставу она должна совершаться вечером, как и Тайная вечеря, но сейчас это трудноисполнимо. Все это богослужение нас переносит в горницу, где Христос совершал Ветхозаветную Пасху со своими учениками, и основное песнопение этого дня – «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» (на русском «Вечери Твоей таинственной сегодня прими меня участником, Сын Божий») – напоминает нам, что при совершении каждой Литургии мы не приносим новую Жертву, а становимся невидимыми участниками Той первой Евхаристии, совершенной Спасителем со своими учениками. В крупных храмах епископами в этот день на этом богослужении совершается еще один чин, который также нас переносит в Сионскую горницу – Чин омовения ног. Епископ умывает ноги двенадцати священникам в память того, как Спаситель омыл ноги своих учеников.

Чтение 12-ти Евангелий

Богослужения Великой Пятницы непосредственно посвящены рассказу о Страстях Христовых. Первая служба этого дня тоже служится по традиции в четверг вечером. Согласно нашему Уставу, она называется «Последование Страстей Господа нашего Иисуса Христа», но повсеместно – службой 12 Евангелий, по числу отрывков из Евангелия, которые читаются на этой службе. Чтобы понять, откуда взялись эти евангельские отрывки, нужно посмотреть на историю этого богослужения. Эта служба восходит к службе в Иерусалиме в середине первого тысячелетия. Богослужения Великой Пятницы тогда в Иерусалиме совершались не в одном храме, а по всему городу. В ночь с Великого Четверга на Пятницу люди собирались сначала в Гефсиманском саду. Там читалось Евангелие о взятии Спасителя под стражу, затем священство и верующие с пением различных гимнов, посвященных страданию Спасителя, шли к месту, где Иисуса Христа допрашивали, там тоже читалось Евангелие, затем также с гимнами шли к дворцу Пилата и т. д. Именно это богослужение послужило основой для нашей службы 12 Евангелий. Евангелия соответствуют остановкам этой иерусалимской процессии, а исполняемые между ними песнопения – тем гимнам, которые пелись во время движения этого крестного хода.

Утром в Великую Пятницу совершаются царские часы. Свое название они получили из-за того, что в Константинополе обычно император приходил на богослужение во время Литургии и на часах не присутствовал. Но в Великую Пятницу на часах читается Евангелие о Страстях Христовых, поэтому в этот день он приходил к часам. Всего в нашем православном богослужении совершается четыре службы часов – первый, третий, шестой и девятый. Это число совпадает с числом Евангелистов, поэтому на каждом часе помимо псалмов, ветхозаветных пророчеств о Страданиях Христа читается рассказ о Страстях одного евангелиста.

Чин изнесения Плащаницы

Вечером в Великую Пятницу, а кое-где сразу после царских часов, совершается вечерня Великой Пятницы. На ней снова читается Евангелие о Страстях Христовых, но уже составленное по частям от каждого евангелиста, чтобы получилось большое и цельное повествование. Таким образом, в Страстную Пятницу мы слышим рассказ о страданиях Господа в трех вариантах: сначала небольшими отрывками в службе 12 Евангелий, затем целиком каждого евангелиста, а в конце – составное повествование. Все это помогает в полной мере понять и прочувствовать Таинство нашего Спасения.

В конце вечерни Великой Пятницы в центр храма износится Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа, далее перед этим образом поется один из самых пронзительных канонов в нашем богослужении – Канон на плач Богородицы. Он представляет собой плач и сетования Богородицы во время страданий и погребения Спасителя.

Крестный ход с Плащаницей

Великая Суббота – самый уникальный день в году. Вроде это еще Страстная седмица, но через все богослужение уже проходит тема грядущей Пасхи. Вечером в пятницу, а в некоторых храмах глубоко ночью, совершается удивительная служба – Погребение Спасителя. Над Плащаницей священники и хор поют 118-й псалом (который обычно читают над усопшим), но к каждому стиху этого псалма прибавляется еще и маленькое песнопение. Эти песнопения называются похвалами: они то переносят нас ко Гробу Спасителя, то воспевают Его сошествие во ад, то и вовсе говорят о будущем Воскресении. Далее поется воскресное песнопение «Ангельский собор», в котором говорится о мироносицах, пришедших ко гробу. Пасха все больше и больше захватывает богослужение. В конце этой службы совершается крестный ход с Плащаницей. У этого крестного хода двоякое объяснение: он символизирует и погребение Христа, и сошествие Его во ад.

Утром в Великую Субботу совершается Литургия. Она предваряется долгим чтением 15 отрывков из Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества о Воскресении Иисуса Христа. Такое большое количество чтений связано с тем, что в древности в Константинополе в этот момент в баптистерии крестили оглашенных. Крещение должно было закончиться со чтением отрывков, чтобы под пение гимна «Елицы во Христа крестистеся» новокрещеные вошли бы в храм. Массового крещения в этот день уже давно нет, но ветхозаветные чтения, гимн «Елицы», а также чтение из Послания апостола Павла к римлянам о крещении осталось. Завершается это богослужение благословением хлеба и вина. В древности люди, подкрепившись, не уходили домой, а оставались в храме слушать назидательное чтение и готовиться встретить Пасху.

Таким образом, все службы Страстной седмицы исполнены глубокого смысла, который помогает нам пережить страдания Господа, а самое главное – подготовиться к Празднику Праздников – Светлому Воскресению Христову, Пасхе Божией спасительной.

Александр Адоменас

Приметы в Страстную субботу

С великой субботой связаны погодные приметы и житейские поверья:

  • Какая погода в Страстную субботу, таким и лето будет.
  • Нежелательно что-то одалживать, будь то деньги, продукты или любые хозяйственные мелочи. Тем самым можно отдать чужому человеку свою удачу и благополучие.
  • Если в Великую субботу опустить в воду крашеное яйцо, освященное в церкви, вода становится целебной.
  • В ночь с субботы на воскресенье желательно не ложиться спать, тем более что в это время в храмах проходят Пасхальные богослужения. Считается, что тот, кто будет бодрствовать, обеспечит себе здоровье и удачу на будущий год, а незамужняя девушка — счастливый брак. Предки верили, что в эту ночь счастье ходит рядом, поэтому очень важно его не проспать.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: