О жизни во Христе. Наставления преподобного Антония Великого


Слушайте Бога через Священное Писание

Посещая церковные службы, старайтесь разбираться в происходящем. Кроме собственно самого посещения, стоит изучать и строй службы, и богослужебные тексты. На это может уйти вся жизнь, но она нам для того и дана, чтобы возрастать духовно. И, конечно, самой главной книгой будет Священное Писание. Ведь именно через него нам открыта воля Бога о нас. В прошлом люди не имели возможности выйти в интернет и в два клика найти текст Библии, или зачало дня, познакомиться с разными точками зрения толкований… Сегодня это возможно. Поэтому получить ответы на свои вопросы в некотором смысле стало легче.

Преподобный Антоний еще до уходы в отшельники часто посещал богослужения. Слушая Священное Писание, он проникался его словами. Так, однажды он услышал, что для обретения духовного совершенства необходимо оставить все и следовать за Христом. В этом подвижник увидел Промысел Божий, которому тотчас последовал. И в итоге стал одним из величайших святых Церкви.

В минуты искушений молитесь

Конечно, христианская жизнь связана с таким понятием как искушение – то есть, испытание нашего внутреннего человека через внешние события и действия. Искушения могут быть разными по форме, по содержанию же их суть всегда – отвратить нас от того доброго делания, которое мы на себя берем. Утром в воскресенье вместо похода в храм хочется поспать. Молитву вечером хочется оставить, потому что устали. Нет желания погружаться в чтение священных книг, потому что нет времени. Это самое простое – список же может быть бесконечным. Молитесь – и Господь поможет преодолеть искушения, пошлет силы и поможет преодолеть непростую ситуацию.

К примеру, преподобного Антония дьявол искушал в его подвиге всеми возможными средствами: и насылал на него тоску и уныние, и склонял к плотскому греху, и являлся в виде хищных зверей, и бросал перед ним золото… Один раз дошло до того, что бесы напали на святого! Но и это испытание он перенес, как и в прошлом, призывая Бога на помощь.

О жизни во Христе. Наставления преподобного Антония Великого

Все попечение надобно прилагать более о душе, а не о теле, и телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наипаче душе и искать ее пользы, чтоб не увлекалась она телесными сластями, но паче себе порабощала тело. Сие-то я значит сказанное Спасителем: Не пецытеся душею вашею, что ясте, ни телом, во что облечетеся

(Матф.6:25). –
И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся. Всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец вест, яко требуете сих. Обаче ищите
прежде всего
царствия Его и сия вся приложатся вам
(Лук,12:29 – 31).

Веруй в Господа и люби Его; храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий, и как написано в притчах – не прельщайся насыщением чрева

(Притч.24:15); бегай тщеславия, молясь непрестанно, пой псалмы пред сном и после сна; изучай заповеди, данные тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтоб памятующая заповеди душа твоя ревность святых имела для себя образцом. Особенно старайся исполнять Апостольское наставление:
солнце да не зайдет во гневе вашем
(Еф.4:26), – и думай, что это сказано вообще относительно ко всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в другом грехе нашем, Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас, ни солнце за дневной проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление.

Чтоб соблюсти себя от этого, – хорошо выслушать и сохранять Апостольское слово: себе искушайте

(2Кор.13:5). Поэтому, пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, – и ближнего не осуждая, и себя не почитая праведным,
дондеже приидет Господь
(1Кор.4:5), испытующий тайное. – Не редко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем сего мы; но Господ видит все. – Посему суд предоставя Господу, будем сострадательны друг к другу, станем
носить тяготы друг друга
(Гал.6:2), и истязать самих себя, и в чем мы недостаточны, постараемся то восполнять.

К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает чтоб это видели? Или кто согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы, с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. – Итак записывание да заменит для нас очи наших сподвижников, чтобы, чувствуя при записывании такой же стыд, какой чувствуем, когда смотрят на нас, и в мысли мы не держали чего-либо худого. Если так будем образовывать себя, то придем в состояние порабощать тело свое, угождать Господу и попирать козни врага.

Изводя на подвиг кающегося, Дух Божий, призвавший его к покаянию, подает ему и Свои утешения и научает его не возвращаться вспять и не прилепляться ни к чему из вещей мира сего. – Для этого Он открывает очи души и дает ей узреть красоту чистоты, достигаемой трудами покаяния, и чрез то возгревает в ней рвение к совершенному очищению себя вместе с телом, так чтобы оба стали одно по чистоте. – Ибо в этом цель обучительного руководства Духа Святого, чтоб очистить их совершенно и возвести их в то первобытное состояние, в котором находились они до падения, истребив в них все, примешанное завистью диаволею, так чтоб не оставалось в них ничего вражеского. – Тогда тело станет во всем покорствовать велениям ума, который будет властно определять его в пище и питии, и сне и во всяком другом действии, постоянно научаясь от Духа Святого, по примеру св. Апостола Павла, умерщвлять тело свое и порабощать

(1Кор.9:27).

Необходимо – согласно и равно нести труды покаяния и душой и телом, стремясь к совершенной чистоте. И когда ум сподобится такой благодати, чтоб без саможаления и поблажки вступить в борьбу со страстями, тогда ему присущи внушения, указания и подкрепления Духа, помощью которых он успешно начинает отражать от души все нечистые приражения, исходящие от похотей сердца. Дух сей, сочетавшись с умом (или духом человека), ради решимости строго исполнять узнанные заповеди, направляет его к тому, чтоб отгонять от души все страсти, как примешивающиеся к ней со стороны тела, так равно и ее собственные, кои есть в ней независимо от тела. Он научает его держать в порядке тело – все, с головы до ног: глаза, чтоб смотрели с чистотой; уши, чтоб слушали в мире (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; – язык, чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово, и не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки, чтоб были приводимы прежде в движение только на воздеяние в молитвах и на дела милосердия и щедродательности; чрево, чтоб держалось в должных пределах в употреблении пищи и пития, сколько нужно только для поддержания тела, не допуская похотению и сластолюбию увлекать себя за эту меру; ноги, чтоб ступали право и ходили по воле Божией, направляясь к служению добрым делам. Таким образом тело все навыкает всякому добру, и изменяется, подчиняясь власти Св. Духа, так что наконец становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных.

Душа имеет, как указано, свои собственные страсти, кои суть: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие подобные. Когда душа предает себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Бог подает ей дух истинного покаяния, и очищает ее от всех сих страстей, научая ее же следовать им, и давая силу преодолевать их и препобеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны, стараясь посредством искушений снова похитить ее себе. И если она пребудет твердою в своем обращении и в добром повиновении Духу Святому, научающему ее покаянию, то милосердый Творец сжалится над нею, трудов ради ее, со всякою теснотою и нуждою подъемлемых – в постах долгих, бдениях частых, в поучениях в Слове Божием, в Непрестанной молитве, в отречении от всех мирских утех, в услужении всем от чистого сердца, в смирении и нищете духом, – если пребудет твердою во всем этом, Всещедрый, милостивым призрев на нее оком, избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов милостью Своею.

Бог Отец, по благости Своей, не пощадил

(Римл.8:32) Сына Своего Единородного, но предал Его для избавления нас от грехов и неправд наших. И Сын Божий, смирив Себя ради нас, исцелил нас от душевных болезней наших и устроил нам спасение от грехов наших, Прошу же вас, именем Господа нашего Иисуса Христа, – знать и в мыслях всегда содержать это великое устроение Божие, т.е. что Бог – Слово, ради нас, во всем уподобился нам, кроме греха. Прилично же тем, кои одарены разумом, знать сие разумно, возревновав о том, чтоб самым делом стать свободными (от грехов), силою пришествия Господа к нам. Те, кои воспользовались, как должно, сим устроением, суть рабы Его. Но это звание еще не есть совершенство. Совершенство вводит в сыновство, – и есть освящение, приходящее в свое время. Так, когда Господь наш Иисус Христос, увидев, что ученики Его подошли уже к сыновству, и Его Самого познали, быв научены Духом Святым, сказал им: –
Я не называю уже вас рабами, но друзьями и братьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца
(Иоан.15:15). И те, которые познали, чем стали они во Христе Иисусе, возвысили такие гласы, говоря: –
не приняли мы духа работы в боязнь, но Духа сыноположения о Коем вопием: Авва Отче
(Римл.8:15). Кто же не явит полной и усердной готовности восстать (от греха), тот пусть знает, что пришествие Господа Избавителя будет ему в осуждение. Почему еще вначале Симеон воспел:
се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо
(Лук.2:34). А потом и Апостолы провозгласили
:
мы
есмы овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот
(2Кор.2:16).

Святой преподобный Антоний Великий. Полное собрание творений.Ч.1.

Установите строгий распорядок

Наверное, этот пункт разъяснять не стоит: любое дело требует определенного порядка. Конечно, бывает, что придерживаться четкого графика в духовной жизни не получается. Тем не менее, какие-то основные вехи и пункты для себя нужно отметить (и вы их и так знаете) и стараться их придерживаться. Благо, есть календарь жизни Церкви с понятным графиком, когда и что делать, а также наставления святых отцов. Все, конечно, индивидуально.

Но вот преподобный Антоний принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Все это он делал, чтобы уйти от посылаемых дьяволом искушений и приблизиться к Богу.

Об обуздании языка

Итак, будем обуздывать язык наш, чтобы не произносить никаких худых слов. Худое слово вреднее всякого яда. Рану, причиненную ядом, можно исцелить, но худого слóва, когда оно произнесено, возвратить нельзя.

Язык дракона менее вреден, нежели язык того человека, который любит роптать или клеветать, ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими мирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие полезные общества. Кто принимает к себе такого человека, того он вовлекает во многие грехи. Кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцей.

Будьте тверды во взятом на себя подвиге

Подвиг – это необязательно уход в пустыню или тысяча поклонов в день. Любое систематическое духовное делание, которое вы на себя взяли, уже есть подвиг. Сделайте его хорошей привычкой, и со временем постарайтесь двигаться вперед. Не оставляйте молитвы, и если тяжело – сделайте небольшое послабление, но никогда не бросайте этого делания.

Святой Антоний так и наставлял многочисленных учеников, заповедуя им постоянство в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня. Недаром вокруг тех мест, где селился преподобный, вскоре образовывалась настоящая сеть монастырей.

Владимир Басенков

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: