Преподобный Иоанн Многострадальный – помощник в борьбе с блудной страстью


Кто такой Иоанн Многострадальный?

Преподобный Иоанн Многострадальный

Иоанн уже в юном возрасте жил в обители. Его знали как трудолюбивого и чистого юношу. Но Иоанн испытывал влечение к противоположному полу, страсть, с которой не мог совладать.

Чтобы обезопасить себя от искушения, он покинул стены Киево-Печерской Лавры и поселился в уединении, в пещерах. Но и тут страсть не давала телу покоя.

Напрасно отшельник мучил себя голодом и изнурительной работой. Тело его желало плотских утех. Тогда Иоанн закопал свое тело по шею в землю. Но и в таком положении страсть не отпускала его.

Мученик призывал Господа, молился. Молитвы укрепляли его дух, давали силы бороться с искушением.

Но и дьявол не сдавался. Обернувшись в огненного змея, он спустился на землю и захватил голову Иоанна в огнедышащую пасть. Страдалец из последних сил воззвал к Господу. И Отец Небесный уничтожил змея молнией.

Отшельник спросил Господа, отчего тот так долго мучил его, не избавил от пагубной страсти? Христос ответил: «Я навел искушение, чтобы ты познал силу терпения».

Так и в мирской жизни нам приходиться бороться со своими страстями. Но борьба дается только сильным и терпеливым людям, готовым к лишениям.

Память 31 июля

Много скорбей вынес этот преподобный ради девства, посвященного Небесному Жениху. Все свое житие сам Многострадальный, уже находясь при смерти, поведал по следующей причине.

Часто к этому преподобному, затворившему себя в одном темном месте в пещере преподобного Антония и тут проведшему всю свою жизнь, приходил один из братии, боримый диавольским внушением к плотскому вожделению. И молил он святого помолиться Господу об ослаблении страстей его. Преподобный же Иоанн сказал ему: «Мужайся, брат, и да крепится сердце твое, потерпи Господа и соблюди пути Его, и не оставит тебя в руках врагов наших, и не предаст в добычу зубам их». Отвечал ему брат, искушаемый страстью: «Верь мне, отче, если ты не подашь мне облегчения, то никогда не успокоюсь я и буду переходить с места на место». Преподобный Иоанн сказал ему: «Зачем хочешь ты предать себя на съедение врагу, уподобиться человеку, который стоит близ пропасти, к которому пришел враг и внезапно столкнул его вниз, и бывает падение такого человека тяжело, так что он не может более встать. Если же останешься здесь, в святом монастыре, будешь подобен мужу, стоящему далеко от пропасти, которого враг хотя и влечет с усилием, но не может столкнуть, и так Господь терпением твоим выведет тебя из рва страстей и от брения нечистоты. Но послушай меня, брат. Я расскажу тебе все случившееся и со мной от юности моей». И тогда начал он рассказывать всю жизнь свою подробно, говоря так: «Когда, — говорил он, — пришел я в этот святой Печерский монастырь, начал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, много вытерпел я, томимый позывами на блуд, и не знаю, чего не выстрадал я ради моего спасения. Два дня, иногда же и три проводил без еды, часто и всю неделю ничего не вкушал, морил себя лютой жаждой, бодрствовал все ночи и в таком злострадании провел три года, но и так не нашел покоя. Пошел я в пещеру, где положен преподобный отец наш Антоний, и пребывал у гроба его в молитве день и ночь. И слышал я глас преподобного ко мне: «Иоанн, нужно тебе затвориться здесь в пещере, чтоб невидением и молчанием прекратилась брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Итак, с того часа затворился я в этом тесном и скорбном месте, где нахожусь теперь уже тридцатый год. И только очень недавно нашел я покой, а все те годы боролся со страстями и телесными помыслами. И живя жестокой жизнью, сперва несколько лет только постом и бдением удручал тело свое. Наконец, не зная, что делать, и не в состоянии терпеть плотской брани, задумал я жить нагим и возложить тяжелую броню на свое тело, и с тех пор доныне бываю я изнеможен холодом и грызущим железом. Но когда и всего этого не было достаточно, сделал я другую вещь: выкопал глубокую яму до груди моей. И, когда подошли дни святого Великого поста, я вошел в яму и всего себя засыпал землей, так что свободными у меня были только руки и голова, и так, угнетаемый землей, провел я весь пост, не мог двигать ни единым суставом, но и так не прекратились плотские стремления и разжжение тела. Кроме того, враг дьявол стращал меня, желая прогнать меня оттуда, и я испытал всю силу коварства его: ноги мои в яме стали перегорать, так что жилы в них скорчились, и кости трескались, пламя доходило уже до утробы моей, и члены мои горели. Я же не обращал внимания на лютую боль, но радовался душой, что она сохраняет меня чистым от скверны. Я предпочитал ради Господа сгореть в том огне, чем выйти из ямы посрамленный бесами. И в то же время видел я страшного и лютого змея, дышащего пламенем и опаляющего меня искрами, и хотящего проглотить меня, и он делал это много дней, чтобы прогнать меня. Когда же наступила светоносная ночь Воскресения Христова, внезапно напал на меня лютый змей и поглотил пастью своей голову мою и руки, и были опалены волосы на голове моей и бороде, как ты видишь меня. И я, находясь в гортани того змея, возопил из глубины моего сердца:

«Господи Боже, Спасе мой, вскую Ты оставил меня, ущедри меня, Владыко, так как Ты один Человеколюбец. Спаси меня грешного, единый Безгрешный, избави меня от скверны беззакония моего, чтоб не увязнуть навеки в сети лукавого. Избавь меня от поглощения этим врагом. Ибо, как лев, рыкает он, хотя поглотить меня. Воздвигни силу Твою и приди спасти меня, блесни молнией Твоей и изгони его, чтоб исчез от лица Твоего!» Когда же окончил я молитву, вдруг блеснул свет Божественный, как молния, и исчез тот лютый зверь, и благодатью Божией не видел его больше доныне. Услышал я тогда и глас Господень ко мне: «Иоанн, Иоанн! Это была тебе помощь, далее будь внимателен к себе, чтобы не пострадать горше в будущем веке». Я же поклонился и сказал: «Господи, зачем Ты оставил меня в злых мучениях?» И отвечал он мне: «На тебя наведены были искушения по силе терпения твоего, чтобы искушенный огнем, явился ты чист, как золото. Ибо свыше силы не попускает Бог искушения человеку, чтобы, изнемогши, не был он поруган лукавым змием, но Он, как Мудрый Господин, крепким и сильным рабам вручает великие и тяжелые дела, а немощным и слабым — незначительные и легкие; то же самое и в брани телесной похоти, ради которой ты молишься сам за себя. Но помолись почившему, лежащему против тебя, чтобы облегчил он тебя от блудной страсти; ибо он сделал большее, чем Иосиф, и может помогать тяжело страждущим такой страстью». Я же, не зная имени этого почившего, стал звать: «Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного». Потом я узнал, что то был Моисей, родом Угрин. И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я и теперь, не нуждаясь в свете ни днем, ни ночью. И все, приходящие ко мне достойно, насыщаются этого света и видят явно утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света».

Закончив так исповедь многострадального своего жития, преподобный отец наш Иоанн, обратясь к боримому страстью, сказал: «Мы, брат, пригвоздили ум к плотолюбию, поэтому Бог попускает на нас праведным судом Своим страсти, потому что никогда не приносили мы плодов достойных покаяния. Но, брат, говорю я тебе: помолись этому преподобному Моисею, и он поможет тебе». Тогда он помолился вместе с боримым страстью и, взяв одну кость от мощей преподобного Моисея, дал ему со словами: «Приложи ее к своему телу». Сделав это, он почувствовал, как вдруг угасло разжение, прекратились влечения и омертвели в его теле все блудные страсти, и с тех пор не было ему искушений. Тогда вместе святой и боримый страстью воздали хвалу Богу за то, что тех, которые в жизни своей прославили Его чистотой, Он по смерти прославляет чудесами, дарующими чистоту.

Многострадальный затворник преподобный отец наш Иоанн вскоре по исповедании многих страданий своих, месяца июля в 18-й день предал дух свой в руки Господа, с Которым он страдал, чтобы с Ним же и воцариться.

Мощи же его святые, точащие неоскудно исцеления, как столп крепости пред лицом врагов, стоят непоколебимо и доныне там, где он сам закопал себя до груди — сначала, когда подвизался, потом же, — когда узнал время преставления своего.

Мощи святого Иоанна почивают в Ближних пещерах. На карте 1638 года читаем: «Святой Иоанн, зело терпеливый, и доныне, по рамена вкопанный, стоит в земле, чудотворец».

В 1647 году инженер Боплан вспоминал о Ближних пещерах: «Там показывают известного святого Иоанна, который по пояс находится в земле. Монахи рассказывали мне, что св. Иоанн, предчувствуя кончину свою, вырыл для себя глубокую могилу. Приготовясь к смерти и простясь с братиею, по наступлении смертного часа он опустился в нее, но, по Милосердию Всевышнего, не более, как по пояс, хотя могила была и глубже».

Подобное свидетельство оставил и архидиакон Павел Алеппский (1653): «Один зарыл себя в землю по пояс, в таком положении проводил жизнь и умер. Он еще и теперь стоит там, как живой, с лицом, обращенным к востоку». На картах 1661–1703 годов и XIX в. подвижник упомянут как «Иоанн Многострадальный».

Память его совершается 31 (18 по ст.ст.) июля.

Урок для молодого поколения

Икона Иоанна Многострадального

  • чревоугодие;
  • пристрастие к алкогольным напиткам, дурманящим веществам;
  • увлечение азартными играми и т.д.

Страсть выражается в самых разнообразных зависимостях. Они проявляются в повседневной жизни. Что мы делаем в каждую свободную минуту? Отправляемся бороздить просторы интернета! А не лучше ли бы было посвятить это время молитве? Позаботиться о душе?

Обращение к Господу, призывы укрепить волю, творят чудеса. Люди справляются с самыми пагубными пристрастиями.

В качестве примера можно привести жизни некоторых наркоманов. Отказавшись от употребления, обратившись к Господу, они преодолели физические и душевные терзания. Более того, они борются с тягой каждый момент. Ведь страсть не может пройти в одночасье.

Житие Иоанна Многострадального служит утешением тем, кто встал на тропу борьбы со своими страстями, в том числе и с блудом.

Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.

Павел также замечает: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6,18). Действительно, блуд возглавляет сравнительно небольшое семейство грехов, которые сами в себе несут наказание — разрушается не только душа, но и тело человека. Таково пьянство, превращающее цветущего человека в дрожащее насекомое. Такова наркомания, выпивающая все жизненные соки из организма. Таково чревоугодие, из-за которого плоть беснуется. Но блуд страшнее их, потому что не лечится человеческими средствами. Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. Только когда Христос и Его Пречистая Матерь станут между человеком и его страстью, тогда человеку станет легче. Но и при этом хитрый и страшный бес блуда не уйдет совсем, а будет лишь ждать удобного случая.

Кстати, по апостолу Павлу, на тему блуда и писать-то нельзя. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3), — говорил Павел. Как же далеки мы сегодня от этих слов! На наших исповедях редко не звучит упоминаемый грех, с прибавлением слова «мысленный». Но, в то же время, в нашем плачевном состоянии есть и положительная сторона. Раскаявшимся блудницам Христос обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф.21,31).

Исцеление инока

После случившегося Иоанн стал помогать другим людям, одержимым похотью плоти, побороть греховную страсть. И никто из посещавших святого не уходил, не получив освобождение от оков порока и не очистив свою душу. Церковное предание описывает случай, когда к Иоанну многострадальному стал часто наведываться один из братии Печерского монастыря, точно также сжигаемый огнем плотской страсти. Этот монах неоднократно просил преподобного помолиться о его душе и об ослаблении вожделения. Иоанн поучал молодого инока, что надобно терпеть и осознавать, какой это великий подвиг — сопротивляться пагубной страсти и победить ее, в конце концов. А еще он сказал несчастному: «Молись преподобному Моисею».

После этих слов Иоанн вместе с братом вознес мольбы к Божьему угоднику и самому Господу, затем взял одну из костей от мощей указанного подвижника, дал страдальцу и повелел приложить к телу своему. Несчастный послушался и — о, чудо! — в ту же секунду похоть в теле его угасла, все чувства порочные разом умерли. Вместе монахи воздали небесам хвалу и возблагодарили святого Моисея за скорую помощь.

Беги, не испытывай себя на прочность

Сегодня блуд имеет совсем другой арсенал вооружения, нежели во времена Павла. Современного человека блуд атакует со всех сторон. Он проникает через глаза — чему помогает монитор компьютера, экран телевизора и обычное бесстыдство одичавшего европейца, выходящего на улицу полураздетым. Блуд вливается через уши -—развратная песня, пошлый анекдот, неприличная шутка. Блуд входит через ноздри — специальные духи, возбуждающие человеческую плоть. Блуд подстерегает на каждом шагу, ибо о нем с восторгом говорят и поют, пишут в его честь апологии, снимают его на камеру, фотографируют, рисуют. Поэтому тысячу раз прав Павел, говоря: бегайте блуда. Беги, не испытывай себя на прочность и не искушай Бога. Не играй с левиафаном. Не протягивай руку в клетку со львом. Бойся упасть — кто знает, поднимешься ли ты?

На этом умолкнем. Это не та тема, о которой полезно говорить много. Опасность очевидна, и бдительность должна быть пропорциональна угрозе падения. Святой Иоанн, помоги. Святые преподобные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас. Господи, сохрани людей Своих от всех болезней века сего.

*Об этом — в книге Ирины Силуяновой «Антропология болезни», глава «Разнообразие форм «единожительства» души и тела».

Кончина преподобного

Иоанн Многострадальный незадолго до своей смерти почувствовал приближение последней. И захотел он окончить земное существование там, где избавился от пагубного плотского порока: в яме, вырытой им собственноручно в пещере с мощами святого Антония. Подвижник забрался в яму и почил с миром. Произошло это около 1160 г., 18 июля по старому стилю, как уже выше было упомянуто.

Мощи святого сегодня находятся в том самом месте, где преподобный Иоанн провел 30 лет в попытках умерщвления собственной плоти. Молитва, вознесенная у тела святого и просто самому угоднику Божьему, помогает в борьбе с мирскими пагубными страстями, причем не только с той, что обуревала обладателя священных останков, но любой, способной низвергнуть душу человеческую в ад.

В исторических хрониках описано немало случаев, подтверждающих особую благодать, источаемую нетленными мощами преподобного Иоанна Многострадального. Так, к примеру, в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского монастыря (период написания 1629-1631 гг.) рассказывается о некоем Яне Пиглавском, польском дворянине, который при посещении ближних, Антониевых пещер, стал насмехаться над мощами подвижника и даже попытался оторвать почившему праведнику голову. Спустя короткое время у нечестивца заболели шея и плечи. Ни один врач не мог унять страдания дворянина: помогли только искреннее раскаяние в кощунственном поступке и пылкая молитва.

В 1643 году Мелетий Сириг, экзарх Константинопольского патриарха составил канон преподобным отцам Печерским, где в 4-м тропаре 4-й песни прославляется преподобный Иоанн: «Иоанне многострадалне, иже смиренное тело свое со теснении неослабными порабощей и живо погребыся, желая раздрешитися и с Христом съединитися, от тля мя избави». Общецерковное почитание святого было установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг.

Вплоть до начала XX-го века мощи преподобного Иоанна находились в яме, где он и умер. После их переложили в раку, в которой они хранятся и поныне.
ИСТОЧНИК: https://www.inmoment.ru/holidays/long-suffering-john-caves.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: