Связи Руси с Афоном при святителе Киприане (Цамблаке) Киевском и их влияние на особенности почитания Святой Троицы


Свт. Киприан. Икона (XVII в.) из Успенского собора Московского Кремля

Киприан (Цамблак)
(ок. 1330 — 1406), митрополит Киевский и всея Руси, святитель Память 27 мая — обретение и перенесение мощей в 1472 году, 16 сентября — преставление, в Соборе Московских святителей, в Соборах Болгарских, Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых; Афонских и Хилендарских преподобных, а также преподобных русских Святогорцев

Родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником — болгарином, по другим — сербом из Тырново [1]. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия, подвизался на Афоне.

На Афоне и в Константинополе

О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался инок Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Русике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.

Подвизаясь на Святой Горе Афон, будущий святитель был тесно связан с сербским Хиландарским монастырем, Старым Русиком, обителью св. Павла и Великой Лаврой св. Афанасия, где насельником был будущий Константинопольский патриарх-исихаст Филофей (Коккин). Знакомство с последним сыграло важное значение в судьбе святителя [2].

По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным опальному патриарху. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе «ближним его монахом»

, то есть помощником. Желание иметь помощника в примирении с соседними славянскими Церквами и укреплении влияния на русскую митрополию, вполне объясняет причину, по которой патриарх приблизил к себе ученого инока, которого узнал и оценил еще на Афоне.

Выбор удался вполне. Во время своего второго патриаршества (1364-1376) патриарх примирился с Сербской и Болгарской Церквами и укрепил свое влияние на Церковь Русскую, и достиг всего этого при содействии инока Киприана. Примирение с Болгарской Церковью, предстоятелем которой до самого падения Тырнова в 1389 году был блаженный патриарх Евфимий, учитель и наставник святого Киприана, не могло представлять особенных затруднений. Труднее было достигнуть примирения с Церковью Сербской, с которою было прервано всякое общение. Но и здесь дело устроилось в начале 1375 года старанием того же инока Киприана и почтенного афонского инока Исаии.

Деятельность в Литве и России

Около 1373 года Киприан, по воле патриарха Филофея, был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием: «патриарх послал, говорить собору, Киприана, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего благоразумно пользоваться обстоятельствами и управлять делами, послал его, чтобы примирить князей друг с другом и с митрополитом»

. Во время поездки через русско-литовские земли Киприан встречался с князьями Литовской Руси и нашёл у них поддержку.

В результате усилий патриаршего посла зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвовал в этом поставлении.

В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: «Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой»

. Складывается мощная общерусская коалиция. Основу этой коалиции составляли Великое княжество Литовское и великие княжества Московское, Тверское и Нижегородское. Однако из-за интриг Орды продержалась коалиция недолго. Обострилась конфронтация за великокняжеское первенство между Тверью и Москвой. Князь Михаил вновь заявил свои права на Владимир, между Москвой и Тверью началось военное противостояние. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом Дмитрия Московского в 1375 году против Твери.

Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они «готовы будут приступить к другой церкви»

. После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководствуясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 года посвятил Киприана в сан митрополита Киевского для Литвы. Тогда же, на Константинопольском Соборе, было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, «
быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси
«.

Митрополит Киевский

9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, который находился под властью литовского князя Владимира Ольгердовича, и стал обустраивать жизнь подчиненных ему епархий Киевской митрополии в пределах Великого княжества Литовского. В Москве такое назначение отказались признавать и по-прежнему считали Киев и другие юго-западные русские епархии под властью митрополита Алексия, проживавшего в Москве.

12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю Киевскую митрополию. 3 июня из Любутска, он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако по указанию князя Дмитрия Ивановича по дороге в Москву святитель Киприан был арестован, ограблен и посажен в тюрьму, а позже с позором изгнан за пределы Московского княжества. После этого святитель Киприан поспешил под защиту князей Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления в митрополиты белого попа Митяя «по завещанию»

и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме.

В 1380 году, после смерти выбранного великим князем Московским Дмитрием Ивановичем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом и в Московском государстве, но ненадолго.

Но, в 1382 году, после опустошения Москвы Тохтамышем обстоятельства вновь изменились. Когда в августе 1382 года Тохтамыш приближался к Москве, Киприан пробыл в столице несколько дольше великого князя, но в конце концов тоже оставил город и перебрался в Тверь. Осенью 1382 года он ненадолго вернулся в Москву и был свидетелем приезда ханского посла Карача, который привез Дмитрию ханскую «милость», а фактически принял капитуляцию князя [3]. Митрополит стал неугоден князю, в том числе как вероятный союзник Ягайло, и Димитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий.

В 1385 году митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства ситуации в Русской митрополии. В столицу он прибыл вместе с патриаршими послами, которые закончили в Москве следствие по делу Пимена. И в этой поездке его сопровождал игумен Афанасий. В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известным своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский. В том числе им были переведены творения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологий, по которому позднее проводилась реформа в богослужебной практике Русской Церкви, 27 апреля закончил переписывать Лествицу Иоанна Синайского. В течение этого время Киприан неоднократно как Киевский митрополит участвовал в заседаниях Синода Константинопольской Церкви.

29 мая 1387 года святитель Киприан вновь отбыл на Русь. После этого мы видим митр. Киприана в Киеве и Литве, где он сумел убедил литовского князя Витовта возглавить антипольскую коалицию и примирить с московскими князьями.

В феврале 1389 года на Соборе в Константинополе святитель Киприан был окончательно утвержден в статусе единого митрополита Киевского и всея Руси, а московский митрополит Пимен был низложен. Вскоре, 19 мая, умер великий князь Дмитрий Донской и препятствий к возвращению святителя Киприана в Москву больше не было.

Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для «утверждения православных в благочестии»

. Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож.

Весной 1399 года митрополит Киприан приехал в Тверь, где благословил политический союз между Москвой и Тверью, направленный против Литвы.

В ходе очередной поездки в западнорусские епархии весной — летом 1399 года митрополит Киприан, похоже, сумел добиться перехода Галицкой митрополии под свой омофор, причем без одобрения Константинополя (официально Константинопольская патриархия объявила о воссоединении Галиции с митрополией Киевской и всея Руси только при преемнике Киприана — Фотии). Сохранилась жалованная грамота польского короля Владислава II Ягайло Перемышльской епископской кафедре, выданная по просьбе митрополита Киприана. В этом документе Киприан назван «митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси» [4]. Из этой титуляции видно, что право на Галицкую митрополию было признано королем за Киприаном.

В начале 1401 года польский король Владислав Ягайло и великий князь Литовский Витовт заключили новую государственную унию между Польшей и Литвой, по месту заключения получившую название Виленско-Радомской. Согласно этому документу Польша и Литва объявлялись союзными государствами. Союз с Польшей способствовал усилению Витовта, который 26 июня 1404 года после долгой осады вторично захватил Смоленск. Возможно, именно с повторным взятием Смоленска литовцами могла быть связана и поездка митрополита Киприана в Великое княжество Литовское в июле 1405 — январе 1406 года. Еще одной немаловажной целью его визита было устранение злоупотреблений, допущенных представителями митрополичьего наместничества в Киевской земле, следствием чего стали радикальные кадровые перестановки в Киеве: «наместника своего Тимофея архимандрита и слугъ своихъ тамошнихъ пойма и отосла в Москву»

. Своим новым наместником в Киеве митрополит назначил
«Феодосия, архимандрита Спасского»
, которому в помощь
«слугъ своихъ избра»
, повелев им
«на Киеве бытии со архимандритомъ наместникомъ его»
.

1 января 1406 года, пребыв в Великом княжестве Литовском «лето едино и 5 месяць»

, митрополит Киприан вернулся в Москву, где совершил многочисленные епископские хиротонии.

Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел, 15 сентября скончался в селе Голенищеве под Москвой и 16 сентября был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом.

В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, — Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV- вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

Свт. Киприан в период своего нахождения на митрополичьей кафедре невольно способствовал укреплению позиций Москвы и великих князей Московских. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии, сменил почти всех епископов и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем, но так и не поддержал московскую великокняжескую власть в конфликте с Литвой.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственною благода́тию соверше́н/ и благи́ми нра́вы украше́н,/ Ду́хом Святы́м просвеще́н,/ соверши́в святы́ню в стра́се Бо́жии,/ сподо́блен бы́сть благода́ти Боже́ственнаго Ду́ха,/ пасы́й Це́рковь Бо́жию Ру́сския митропо́лии,/ посто́м вся́ побора́я, волне́ние претерпе́, гоне́ние премину́в,/ свята́го Петра́ митрополи́та всегда́ себе́ в по́мощь призыва́я,/ и сего́ помо́щника име́я,/ и того́ стопа́м после́дуя./ Служи́тель благоприя́тный,/ за́поведи Бо́жия соблюда́я, Ду́хом Бо́жиим наставля́ем,/ просвеща́я ве́рныя лю́ди уче́нием слове́с твои́х,/ поще́нием украси́ житие́ свое́,/ яре́м Госпо́день измла́да восприи́м,/ и па́че все́х Христа́ возлюби́./ Того́ ра́ди и архиере́йским седа́лищем поч­те́н,/ и, я́ко светоза́рное со́лнце, от Се́рбския земли́ происше́д,/ и по вся́ концы́ Ру́сския земли́ доброде́телию просия́в,/ свети́ло яви́ся ми́рови,/ и преста́вися ко Го́споду от сея́ жи́зни в ве́чный поко́й,/ вели́кий архиере́ю Бо́жий, Киприа́не митрополи́те,/ учи́телю и наста́вниче Ру́сския земли́,/ всегда́ предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́ Го́спода приле́жно/ об архиере́ех и о все́х христиа́нех,// да спасе́т тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4

Правосла́вия учи́телю,/ просвеще́ния ревни́телю,/ красото́ бо́лгарския страны́/ и Руси́ достосла́вный свети́льниче,/ святи́телю о́тче на́ш Киприа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// сохрани́ти на́м ве́ру до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 2

Необори́мь сто́лп Правосла́вия,/ ве́ре Христо́ве утвержде́ние,/ це́рквам украси́тель, прему́дрый учи́тель,/ се́рбское воспита́ние, ру́сское процвете́ние,/ Госпо́днею любо́вию распала́емь,/ Ду́ху Пресвято́му до́м яви́ся/ и ду́шу, я́ко же́ртву непоро́чну, Го́сподеви принесе́,/ досточу́дне и всече́стне Киприа́не, святи́телю Христо́в,/ Сего́ ра́ди всели́ся в широту́ ра́йскую,/ предстоя́ Христу́ в ли́це святы́х,/ Ему́же моли́ся и спаса́й гра́д и лю́ди от пога́ных нахожде́ния,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Киприа́не, учи́телю прему́дрый.

Ин кондак, глас 6

Святи́телю Христо́в,/ па́стырю до́брый,/ учи́телю Небе́сныя му́дрости,/ свети́льниче све́та духо́внаго,/ Киприа́не досточу́дне,/ не преста́й моли́тися за па́ству свою́,/ за лю́бящих и чту́щих тя́,// гра́да на́шего кре́пкий засту́пниче.

Новый поворот событий

Последующий период в жизни митрополита Московского Киприана принес ему много душевных мук и переживаний, которые, так же как и его неожиданный взлет, явились следствием изменившейся внутригосударственной обстановки. В 1382 году татарский хан Тахтамыш захватил и разграбил Москву, после чего едва избежавший смерти Великий князь Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату дани. Вновь подняла голову и обрела силу протатарская партия, представители которой преследовали главным образом свои личные, а отнюдь не государственные интересы.

Их усилиями Киприан был смещен с занимаемой им кафедры, которая досталась другому претенденту − митрополиту Пимену. Между ними началась упорная тяжба, за разрешением которой оба отправились в Константинополь. Оклеветанный врагами и низложенный митрополит Московский Киприан оказался в крайне сложном положении, выйти из которого ему помогла лишь смерть Вселенского патриарха Никона и восшествие на престол преемника Антония, хорошо знавшего его и питавшего к нему добрые чувства.

Возвращение митрополита Киприана в Москву

В Москву Киприан возвратился в марте 1390 года и вновь занял принадлежавшую ему по праву кафедру. Церковная смута к этому времени завершилась, и единство митрополии нарушалось лишь своенравием новгородцев, не признававших авторитет константинопольского патриарха и не принявших поставленного им митрополита. Впрочем, посланные в 1393 году войска московского князя внесли ясность в их мятежные умы, и общая гармония была восстановлена.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница календаря портала Православие.ру
    :
  • «Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси» // Официальный сайт Русской Православной Церкви:
  • Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 461-462 (молитвословия):
  • Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси // Православный информационно-просветительский портал Русский Афон
    :
  • Малето Е. И. Средневековая Русь и Константинополь. Дипломатические отношения в конце XIV — середине XV в. / Е. И. Малето — «Связи Руси с Афоном при святителе Киприане (Цамблаке) Киевском и их влияние на особенности почитания Святой Троицы» // Православный информационно-просветительский портал Русский Афон
    ,

    [3] Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Глава X. Литва поворачивается к Западу, Paris: YMCA-PRESS, 1990,

    [4] История Русской православной церкви: В 2 т. / Отв. ред. Р.И. Авдеев; науч. ред. Т.Ю. Тимофеева. Т. 1. История Русской церкви от начала распространения Христианства на Руси до учреждения Патриаршества в Москве (1589). М., РоссПЭн, 2015. С. 245.

Житие святителя Киприана Московского, митрополита всея Руси

В житии митрополита Московского Киприана указаны не только биографические данные святителя, но и его вехи его деятельности как священнослужителя.

Происхождение

По историческим данным, преподобный Киприан родился около 1330 года, произошло это в городе Тырнове, который на тот момент был столицей Болгарского царства. В одних источниках указано, что по национальности святитель был болгарином из рода Цамблаков, а в других — сербом. Первое образование мальчик получил в своем родном городе, после окончания школы он почувствовал влечение к монашеской жизни и принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

На Афоне, святой горе

По совету своего духовного наставника, блаженного Евфимия, который также являлся родственником Киприана, молодой человек уезжает на святую гору Афон. В какой конкретно из святогорских обителей подвизался будущий митрополит, не указано. Предполагается, что иноческое служение проходило в одном из славянских монастырей либо в лавре святого Афанасия. Если анализировать письма болгарского патриарха Евфимия, которые тот писал в то время своему духовному сыну, то можно сделать вывод, что подвизался Киприан также и вне стен обителей, периодически уходя в пустыню.

Находясь на святой Афонской горе, святитель был тесно связан с Хиландарским монастырем, а также Великой Лаврой святого Афанасия. Именно в последней обители подвизался константинопольский патриарх-исихаст Филофей. Встреча с этим священнослужителем сыграла большую роль в судьбе Киприана и оказала на него влияние.

В 1354 году Филофей первый раз оставил патриарший престол и приехал на Афон, чтобы поселиться в одном из монастырей. Там он провел около 10 лет и познакомился с молодым иноком, который занимался переводами духовной литературы с греческого языка. Сердце патриарха привязалось к скромному и смиренному молодому монаху, и он испытывал отеческую любовь к Киприану. Инок также расположился к старцу, прислушивался к его духовным советам и воспринимал его как своего наставника.

Когда в 1364 году Филофей вновь взошел на патриарший престол, Киприан уже был при нем в качестве приближенного монаха, которому старец доверял важные поручения и особо выделял среди других иноков. Патриарх планировал примирить Константинополь со славянскими церквями и усилить влияние на них Византии, поэтому такой помощник в лице Киприана был очень полезен.

И святитель не ошибся в своем приближенном, за время его второго патриаршего срока удалось полностью восстановить связи с Сербской и Болгарской церквями. Также укрепилось влияние и на Русскую митрополию, большая заслуга в этом была именно инока Киприана. Если с Болгарской церковью наладить связи было проще, так как там должность митрополита принадлежала духовному наставнику молодого монаха, то с Сербией, с которой ранее прервалась всяческая связь, это сделать было более затруднительно. Однако, благодаря мудрости инока Киприана, к 1375 году и этот вопрос решился благоприятно для Константинополя.

В Литве и России

В 1373 году Феофан, видя дипломатические способности своего помощника, посылает Киприана в Литву и российские земли, чтобы прекратить вражду между литовскими, тверскими и смоленскими князьями с одной стороны и митрополитом Алексием с другой. Во время своей поездки по этим землям молодой священнослужитель встретился с князьями и заручился их поддержкой. В результате удалось убедить тверского князя Михаила отказаться от претензий на княжение во Владимире, и митрополит, в свою очередь, снял с него наложенное отлучение от церкви.

Благодаря уму, смекалке и рассудительности Киприан сумел убедить литовцев поддержать русское противостояние татарским ханам. На некоторое время даже удалось создать мощную коалицию между Литовским, Московским и Тверским княжествами, правда, продержалась она недолго, так как князь Михаил вновь стал заявлять права на московский престол.

Литва тоже отошла от коалиции, а поскольку митрополит Алексий, проживавший в Москве, поддержал московского князя, литовцы отказались ему подчиняться и направили в Константинополь просьбу дать им своего митрополита. Обдумав сложившуюся ситуацию, Фелофей принял решение возвести в сан митрополита Киевского своего верного помощника Киприана. Более того, он написал распоряжение, согласно которому после смерти Алексия Киприан станет возглавлять не только Киевскую, но и всю Российскую митрополию.

Митрополит Киевский

Когда новоназначенный митрополит прибыл в Киев, город находился под властью литовского князя. Преподобный сразу же приступил к обустройству вверенной ему митрополии, однако в Москве отказались признавать его назначение. В 1378 году скончался святитель Алексий, и по распоряжению Фелофея Киприан должен был занять его место. Преподобный отправился в Москву, однако князь московский Дмитрий приказал напасть на священника. Его ограбили и посадили в тюрьму, а позже и вовсе выдворили с позором за пределы княжества.

Вернувшись под защиту литовских князей, патриарх предал князя анафеме и написал в Константинополь письмо, в котором говорил о недопустимости возведения на престол попа Митяя.

В 1380 году ставленник князя Дмитрия скончался, а Киприан ненадолго стал митрополитом Московским и всея Руси. После нападения татарского хана преподобный перебрался в Тверь, после он вновь ненадолго возвращался в столицу и видел приезд послов от хана, которые фактически приняли капитуляцию князя. Киприан стал неугоден князю, поэтому он выслал его в литовские земли, а на его место назначил Пимена.

Ситуация в Русской церкви обеспокоила Константинополь, и патриарх Нил вызвал преподобного к себе, чтобы разобраться в том, что происходит в митрополии. Святитель приехал с послами от патриарха, которые должны были окончить следствие по делу Пимена. Прибыв в Константинополь, он занялся переводами богослужебной литературы с греческого на русский, поселившись в Студийском монастыре, который славился своей обширной библиотекой.

В 1389 году преподобного окончательно утвердили в должности митрополита на Соборе, а Пимен был низложен. Вскоре после этого пришло известие о смерти князя Дмитрия, и Киприан смог вернуться в Москву и приступить к руководству Русской церковью.

Кончина

В 1406 году, осенью митрополит тяжело заболел. Отошел святитель к Господу в подмосковном поселке Голенищево, куда он любил приезжать, чтобы помолиться в тишине и поразмышлять над Словом Божьим. Похоронили Московского митрополита в Успенском соборе, который находился в Кремле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: